Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКИТИРИЙ АСКИТИРИЙ [греч. σκητριον], небольшой уединенный мон-рь или жилище отшельника-аскета. Термин «А.» впервые встречается в «Житии прп. Антония Великого», написанном свт. Афанасием Великим ( Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 845), и означает место, где прп. Антоний начинал свои аскетические подвиги. Церковные историки Палладий (Hist. Laus. (Bartelink). 14. 3) и Сократ Схоластик (Hist. eccl. IV 23; VI 7) употребляют понятие «А.» применительно к нек-рым Нитрийским обителям для обозначения небольшого мон-ря, что соответствует рус. понятию «скит». Свт. Василий использовал понятие «А.» в значении «обители» или «кельи» ( Bas. Magn. Prolog. 5 (sermo asceticus)//PG. 31. Col. 888). Тот же смысл вкладывает в термин «А.» свт. Григорий Богослов в надгробном слове свт. Василию Великому , упоминая о том, что свт. Василий не противопоставлял «аскитирии и монастирии» (σκητρια κα μοναστρια) «общинам и общежитиям» (κοινωνικν κα μιγδων) ( Greg. Nazianz. Or. 43. 62). Часто А. употреблялось как синоним понятия «монастырь», напр., у Палладия в отношении киновии прп. Пахомия Великого в Тавенниси (Hist. Laus. (Bartelink). 18, 12). В «Чудесах святых Кира и Иоанна», приписываемых Софронию I , Патриарху Иерусалимскому, слово «А.» используется в аллегорическом смысле - для характеристики душевно-нравственных качеств прародительницы Евы ( Miracula Cyri et Joannis. 34//PG. 87. Pars. 3. Col. 3535-3542). В средневизант. и поздневизант. периоды понятие «А.» использовалось и как синоним слова «монастырь» (напр., Пселл. Хронография. С. 44, 157; Григора. История. IV 9; VI 10), и в своем первоначальном значении наряду с понятиями «исихастирий» (συχαστριον) и «эримитирий» (ρημητριον). В отличие от этих терминов А. означал место особо суровых аскетических подвигов (напр., А. прп. Афанасии Эгинской ); часто А. находился в труднодоступных пещерах (напр., А. прп. Афанасия Метеорского ). Из наиболее известных в наст. время в Греции А. многие являются пещерными кельями или храмами (напр., А. свт. Спиридона , еп. Тримифунтского - свт. Николая Чудотворца и А. ктитора Тимофея в древних каменоломнях горы Пендели, Афинская архиепископия). На Афоне А. находятся в юж. части полуострова в Карулии и представляют собой хижины или пещеры, расположенные в скалах и ущельях и соединенные друг с другом узким тропами, лестницами и цепями ( Καδς Σ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Τ μοναστρια κα ο Θησαυρο τους. Αθνα, 1995. Σ. 21 (рус. пер.: Святая Гора Афон: монастыри и их сокровища. Афины, 1998. С. 21)). На Кипре наиболее знаменит А. св. Созомена, расположенный около дер. Потамия (к юго-востоку от Никосии), к-рый представляет собой пещеру-часовню и существует с X в. ( Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985. P. 511-514).

http://pravenc.ru/text/76624.html

На широкое распространение мнения об авторстве Руфина повлияли 2 фактора: короткий промежуток времени между появлением греч. оригинала и лат. перевода и амплификация в лат. тексте благодаря непосредственному знакомству переводчика со многими описываемыми в «И. м.» пустынниками в ходе путешествий по Египту в 373-380 гг. ( I dem. Apol. in Hieron. 2. 12//PL. 21. Col. 595; I dem. Hist. eccl.//PL. 21. Col. 511). С одной стороны, Руфин иногда сокращал или упрощал авторский текст, с другой - дополнял повествование замечаниями исторического и дидактического характера и отсылал читателей к написанной им 11-й кн. «Церковной истории» ( I dem. Hist. mon. 29). Руфин, возможно, использовал и др. источники. Этим можно объяснить амплификацию в рассказе о прп. Иоанне Ликопольском, о к-ром упоминали церковные писатели прп. Иоанн Кассиан Римлянин, блж. Августин, Сократ, Созомен, блж. Феодорит Кирский. Лат. текст отличается от греч. оригинала более искусной лит. обработкой, за исключением пролога и эпилога, к-рые и в греч. версии не лишены риторической пышности. Совр. исследователи (А. Ж. Фестюжьер, К. Хаммонд (Баммел), Шульц-Флюгель) сходятся в том, что греч. текст подвергся значительному редактированию и сокращению, вероятно, вслед. гонений на оригенистов в нач. V в., когда мн. монахи бежали из Нитрии. Так, в греч. тексте отсутствует рассказ об одноименном с александрийским учителем мон. Оригене. Такой же редакции подвергся текст «Лавсаика» ( Bunge. 1990. P. 81-84). Вслед за Шульц-Флюгель Хаммонд (Баммел) отстаивает гипотезу, что лат. текст может содержать более полную версию и быть ближе к греч. оригиналу, чем сохранившийся и изданный греч. текст ( Hammond. 1996. P. 99f). Шульц-Флюгель готовит критическое издание греч. текста «И. м.» на основе рукописей, к-рые больше согласуются с лат. версией, в частности Bodl. Cromwell. 18 (Historia monachorum. 1990. S. 26). Переводы на древние языки «И. м.» сохранилась в переводах на мн. древние языки. Наибольшее значение имеет сирийская традиция.

http://pravenc.ru/text/1237677.html

Симеон=Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Труды. М., 1916. Скурат=Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 2. М., 1994. Соколов=Иоанн (Соколов), епископ Смоленский. О монашестве епископов. Почаев, 1904. Социальная концепция=«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» здесь и далее цитируются с указанием главы и параграфа в самом тексте. Суворов=Суворов Н. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. Схоластик= Сократ Схоластик . Церковная история. СПб., 1850. Темниковский=Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. Требник ПМ=Требник ( Петра Могилы) . Киев, 1646. Троицкий=Троицкий СВ. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА. Трубецкой. Энциклопедия=Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. Тысячелетие Крещения=Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986 года. Материалы. М., 1988. Фиалковский=Фиалковский А.Ф. Новый памятник законов истории Российской. Ч. 1. СПб., 1825. Филарет. Катехизис=Филарет, митрополит. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1931. Филарет. Мнения.=Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4, СПб., 1885–1886. Флоровский= Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Церковные Ведомости=Церковные Ведомости. 1888, N 28. Чтения Имп.=Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском Университете. М., 1876. Кн. 3. Щапов. Канонические… – Щапов Я.Н. Канонические уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Щапов. Наследие=Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в 11–13 вв. М., 1978. Щапов. Уставы=Щапов Я.Н. Киевские уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Устав 1988=Устав об управлении Русской Православной Церковью. 1989. Устав 2000=Устав Русской Православной Церкви, изданный Архиерейским Собором 2000 г., цитируется с указанием главы и параграфа в самом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Характерно, что когда в Риме оказался Новат, он вошел в общение с Новатианом и тем самым принципиально поменял свою точку зрения на принятие отпадших. Этот пример очень ярко показывает, что подлинной причиной этого раскола, как и большинства прочих, являются не идейные расхождения, не принципиальное отношение к вопросам церковной дисциплины, а личные амбиции, человеческое соперничество, борьба за высшие церковные должности. Раскол Новатиана в Риме оказался более живучим, чем раскол Новата и Фелициссима в Карфагене. Раскол поддержали некоторые авторитетные епископы. Новатиане противопоставляли себя Церкви как общество «чистых». Во Фригии новатиане соединились с монтанистами ( Сократ Схоластик . Церковная история, :21–22), признав незаконным второй брак. В вере новатиане не погрешали, поэтому императоры оказывались к ним снисходительными. Просуществовали они до VII века. Спор о крещении еретиков Спор о крещении еретиков, т. е. тех лиц, которые приняли Крещение в еретических сообществах, но потом пожелали соединиться с кафолической Церковью, особенную остроту приобрел в III веке. Bo II веке под еретиками понимали главным образом гностиков. Их учение так сильно отличалось от церковного, что принятие гностиков в Церковь через Крещение не вызывало сомнения. Через покаяние могли принимать только тех гностиков, которые первоначально были крещены в Церкви. Через Крещение принимали в церковное общение в начале III века монтанистов (Карфагенский собор около 220 года). В середине III века возникали разногласия, касающиеся принятия новатиан, поскольку данные раскольники перекрещивали приходящих к ним христиан. В Риме новатиан принимали через возложение рук и Евхаристию. Эта практика вызывала неодобрение в Карфагене в лице Киприана Карфагенского . Еще до Киприана, в начале века, при епископе Агриппине, в Карфагене было соборно решено крестить еретиков, приходящих в Церковь , о чем свидетельствует Киприан в «Письме к Юбаяну о крещении еретиков» (Письмо 60) 188 . Этому вопросу Киприан посвятил целый ряд своих писем: «Письмо к Януарию и прочим епископам Нумедийским о крещении еретиков» (Письмо 57), «Письмо к Квинту о крещении еретиков» (Письмо 58) и другие 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евгений, еп. – IV.12 Евгений, тиран – V.25; VII.10 Евдокия, жена Феодосия Младшего – VII.21, 44, 47 Евдоксий, еп. антиохийский – II.39; IV.11–14 Евдоксий, еп. германикский – II.19, 40–45 Евдоксий, еп. кизикский – V.24 Евдоксий, еп. константинопольский – II.37; IV.1, 2, 4, 11, 12; V.3 Евдоксия (Евдокия), жена имп. Аркадия – VI.8, 11, 18, 23 Евдоксия, дочь Феодосия Младшего и Евдокии – VII.44 Евзой, еп. антиохийский – I.6, 24–26, 33; II.44, 45, 47; III.6. 9, 11; IV. 1, 2, 24, 26 Евкарпий, еп. – IV.12 Евлалий, еп. каппадокийский – II.43 Евномий, ересиарх – II.35; IV.7, 13, 26; V.10, 20, 24; VI.22 евномианство – I.6 Евсевий, консул – II.20, 37, 39 Евсевий, подвижник – VI.7 Евсевий, евнух – III.1 Евсевий, еп. врекеллийский – II.36; III.5–7, 9 Евсевий, еп. кесарийский – I.1, 7–10, 16, 18, 22–24, 27, 36; II.4, 9, 11, 17, 20, 21, 23; III.7, 23; V.22; VI.6, 36; VII.32 Евсевий, еп. – IV. 12 Евсевий, еп. никомидийский – I.6, 8, 9, 14, 23, 24, 36, 37, 38; II.2, 7, 8 Евсевий, еп. самосатский – III.25 Евсевий, еп. эмесский – I.24; II.8–10 Евсевия, императрица – III.1 Евстафий, еп. антиохийский – I.13, 24; II.8; VI.13 Евстафий, еп. – III.10; IV.12–15 Евстафий, еп. севастийский – II.39, 40, 43, 45; IV.12; V.8 Евстохий, еп. – IV.12 Евтихиан – I.13 Евтихиан, префект Константинополя – V.2 Евтихий, еп. константинопольский – II.40; V.24 Евтихий, еп. элевтеропольский – IV.25 Евтропий, царский постельничий – IV.2, 5 Евфимий, пустынник – VI.7 Евфимия, мученица – VI.6 Евфроний, еп. антиохийский – I.24; II.8, 9 Евфроний, пресвитер – V.24 Евхерий, консул – V.8 Езекия, библ. – II.37 Елена, мать Константина Великого – I.17; VII.32 Елена, жена Юлиана – III.1 Епифаний, еп. кипрский – V.24; VI.10, 12, 14, 15 Епифаний, софист – II.46 Ерма, еп. – II.28 Зевс, миф. – III.23 Зенон, еп. иерусалимский – VI.3 Зоил, еп. ларисский – III.25 Зосима, еп. римский – VII.11 Иаков, библ. – III.8 Игнатий Богоносец , еп. антиохийский – VI.8 Иезавель, библ. – III.8 Иезекииль, библ. – II.37 Иеракий, еп. – IV.12 Иеракс, учитель – VII. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

21 В древности начальным (первым) месяцем в лунном еврейском календаре был нисан. В последние столетия перед Р.Х. начало еврейского года было перенесено на осень. Первым месяцем стал тишри (7-й, считая от нисана). 6-м месяцем, считая от нисана, является эллул. 22 Евсевий . Жизнь Константина, 3. 14. 23 Из послания имп. Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина 3, 18—19; Сократ . Церковная история 1,9; Феодорит. Церковная история 1, 10. 24 Доклад проф. В.В. Болотова. Следует иметь в виду, что выражение «празднование Пасхи вместе с иудеями» Болотов употребляет только в смысле пользования мартовским полнолунием вместо апрельского (согласно александрийскому циклу), ибо празднование Пасхи в один и тот же день с иудеями было нисколько не характерно для протопасхитов, «и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями» (там же). 25 Из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина, 3, 18; Сократ . Церковная история 1,9; Феодорит . Церковная история 1, 10. 26 Обличению протопасхитов посвящено 3-е слово св. Иоанна Златоуста против иудеев (Творения св. Иоанна Златоуста. — Т. 1. — Кн. 2. — СПб., 1898. — С. 667—679, особенно 671—676). О принадлежности «семи слов о Пасхе», приписываемых св. Иоанну Златоусту, другому автору см. примеч. свящ. Д.А. Лебедева к с. 450 «Лекций» (т. 2) проф. В. В. Болотова. 27 Св. Ипполит составил пасхальную таблицу на 112 лет (с 222 по 333 г.). Он считал, что Господь пострадал 14 нисана (в пятницу, 25 марта) в 782 году от основания Рима (т.е. в 29 году по Р.Х.). Пасху, по его мнению, надлежало совершать в воскресенье, приходящееся на время с 16 по 22-й день луны. Самым ранним пределом пасхальной 14-й луны св. Ипполит признавал 18 марта. Если оно падало на пятницу, то Пасха праздновалась в воскресенье, 20 марта. См.: проф. В.В. Болотов . Лекции... — Т. 2. — С. 447—449 и 429, а также т. 1. — С. 97 и 108. 28 Болотов В.В . Из церковной истории Египта. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. — СПб., 1893. — С. 295—296, 302—303.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 87) Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 8, 13, 27–35. Кн. II, гл. 1–3, 8–15, 22–26. Кн. III, гл. 3–8. Кн. IV, гл. 1, 134, 20, 21, 23. Кн. VI, гл. 9, 13, 18). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 8, 14, 26–32. Кн. II, гл. 1–8, 11–16, 23, 24. Кн. III, гл. 4, 9. Кн. IV, гл. 2, 3, 20, 27. Кн. V, гл. 7, 8, 22, 40). Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Год от Р.Х 327). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  I(X), гл. 14–19, 33–34). Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXVI – XXXIX)//Сульпиций Север. Сочинения. – М: РОССПЭН, 1999.  Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. I. Григорий Богослов. Слово 21. Похвальное слово Афанасию великому, архиепископу Александрийскому//Журнал Московской патриархии.  – 1973. – 5. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  2 – 3.  Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.  С.96–103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.   – Т. I. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.117–132. Андреев И.Д. Афанасий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

http://bogoslov.ru/person/2598920

Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена " Апология " , до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей " Библиотеки " . Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32). Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).     Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26. Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству//Вопросы философии. – М.,  1996. – Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160. Брагинская Н.В. Эон в " Похвальном слове " Евсевия Кесарийского//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

http://bogoslov.ru/person/2859813

Впитав в себя установления Никейского собора и твердо их придерживаясь, В.В.  очень активно, бесстрашно и догматически мудро выступал против попыток государственной власти подавить православие и заменить его арианством. В этой борьбе В.В. выстроил ту богословскую терминологию, которая была окончательно принята Церковью. Он много сделал для подготовки Вселенского собора 381 года. Литературное наследие В.В. довольно велико; оно включает догматико–полемические труды (сочинения " Против Евномия " , послание к Амфилохию Иконийскому " О Духе Святом " ), труды гомилетического характера ( " Беседы на Шестоднев " , 13 бесед на отдельные псалмы, 21 беседа на различные темы). Особое место в наследии В.В. занимают его письма, собиранием которых занимался уже Григорий Богослов. Сохранилось 365 писем, – среди них и богословские трактаты, и письма с изложением церковных правил, давно включенные в канонические сборники.  Библиография работ о персоне: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5 – Ч.1. – Месяц январь дни 1–14.  Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 116). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  IV, гл. 11, 23, 26. Кн. V,  гл. 8, 9)  Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. II, гл. 18). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. IV, гл. 19, 30). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), гл. 9). Григорий Богослов. Слово 43 надгробное Василию Великому//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. 1. (Памятники святоотеческой письменности).

http://bogoslov.ru/person/2615344

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010