1 О терминах «Отец Церкви», «церковный писатель», «латинская патрология», «латинская патристика» и некоторых других, принятых в данной работе, см. ниже, п. 2. 6 Калачинский П.А. Богословско-философские воззрения Св. Отцов и учителей Церкви первых веков. Харьков, 1900. 12 Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. 17 Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб.1885; Певницкий В. Арелатские проповедники V–VI вв.//Труды Киевской Духовной Академии, 1870. T. I-II. 18 См., например, Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Майоров Г.Г. Формирование Средневековой философии М., 1979, Неретина С.С. Слово и текст в Средневековой культуре. М., 1994; она же, Верующий разум: к истории Средневековой философии. Архангельск, 1995 и некоторых других. 19 Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. Следует отметить, что данная книга представляет собой лишь первую часть подробного курса патрологии, разработанного А. И. Сидоровым . См. Сидоров. Указ. соч. С. 5. Однако до сих пор этот курс опубликован лишь частично и не включает латинских авторов. 20 Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I–V вв.). Воронеж,1998; он же, Золотой век святоотеческой письменности (IV–V вв.). М., 2003. 22 См. Тертулиан. Избранные сочинения/Вступительная статья Столярова А.А. М., 1994; О плаще/Перевод Тыжова А.Я., сопроводительные статьи, комментарии Довженко Ю.С. СПб., 2000. О душе/Перевод, вступительная статья, комментарии и указатель Братухина А.Ю. СПб., 2004. 23 См. Лактанций. О смертях преследователей/Перевод и вступительная статья Тюленева В.М. СПб., 1998; Божественные установления (фрагменты)//Тюленев В.М. Лактанций : христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. 24 Блаж. Августин. Исповедь//Богословские Труды, 19. М., 1978; О предопределении святых/Перевод Мамсурова И.М., 2000; О христианском учении. кн. II/Перевод Неретиной С.С. М., 2001; О свободе воли. кн. II/Перевод Ермаковой М., Шарниной A.M., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иаков Соколов. Фотография. Таганская тюрьма. 1937 г. Иванович Соколов (1874, с. Тимоново Дмитровского у. Московской губ.- 4.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил 2 класса ДУ. В 1893 г. был назначен псаломщиком во Введенскую ц. погоста Чёрная Грязь. В 1914 г. Московским митр. свт. Макарием (Невским) рукоположен во диакона, а в 1921 г. Дмитровским еп. сщмч. Серафимом (Звездинским) - во иерея к той же церкви. В 1930 г. за невыполнение повышенного задания по хлебозаготовкам арестован, приговорен к 5 годам ИТЛ. И. удалось доказать свою невиновность, и после 11 месяцев заключения по решению Московского обл. суда он был освобожден. И. пользовался уважением и авторитетом у прихожан и священнослужителей; это послужило поводом для обвинения в проведении «конспиративных ночных собраний церковников». 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в активной антисоветской деятельности; заключен в Таганскую тюрьму. Виновным в антисоветской деятельности себя не признал, объяснив, что к нему домой приходили певчие для репетиций; фамилий приходивших не назвал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Был казнен на Бутовском полигоне, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19485. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 324; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 253; Дамаскин. Кн. 6. С. 376-377; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 196-198. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/200239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (3.03. 1892, г. Руза Московской губ.- 26.02. 1938, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи псаломщика, впосл. священника. В 1906 г. окончил Волоколамское ДУ и в 1914 г.- Вифанскую ДС. 30 сент. 1914 г. определен на должность псаломщика к храму во имя вмч. Димитрия Солунского в Рузе, где в то время служил диаконом его отец. Во время гражданской войны был призван в тыловое ополчение, но вскоре демобилизован; проживал в Рузе. Продолжал служить псаломщиком. 10 февр. 1938 г. арестован в Рузе по обвинению в том, что он «систематически вел контрреволюционные разговоры среди населения», был помещен в камеру предварительного заключения при Рузском отделении НКВД. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 16 февр. 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово Московской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-62731; ЦИАМ. 427. Оп. 1. Д. 4305. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 323; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 135-137; ЖНИР. Февр. С. 267-268. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2581917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (24.06.1891, дер. Дубниха Бежецкого у. Тверской губ.- 28.12.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 15 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи, окончил земскую школу. В 1907 г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь , в 1913-1914 гг. в связи с тяжелой болезнью жил у родителей в Дубнихе, после выздоровления вернулся в мон-рь, с 1919 г. жил в родной деревне. В 1923 г. В. поступил псаломщиком в ц. Покрова в с. Нов. Стан, в 1927 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1929 г. арестован за то, что не смог сдать требуемого количества зерна, приговорен к полугоду принудительных работ и штрафу. Вернувшись из заключения, поступил служить в храм в с. Толмачи Тверской обл. Арестован 29 мая 1931 г. вместе с насельницами бывш. жен. мон-ря в Торжке мон. Анной (Кузнецовой) и послушницей П. Соколовой. Арестованные были заключены в Тверскую тюрьму, им предъявили обвинения в агитации против колхозов и сдачи излишков хлеба властям, в распространении слухов о скорой гибели советской власти. В. виновным себя не признал. Постановлением тройки при ОГПУ от 11 июля 1931 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. После освобождения в 1934 г. служил в храме в с. Селезениха Лихославльского р-на Калининской обл. Арестован в ночь с 21 на 22 дек. 1937 г., обвинен в том, что «не подчинялся сельсовету... производил подворные обходы крестьянских домов... среди верующих проводил антисоветскую агитацию за соблюдение религ. праздников, а этим самым срывал полевые работы». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 26 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 9282-С. Л. 7. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 436-441. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/150527.html

Помозово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первоначальное построение Богородицерождественской церкви в селе Помозово неизвестно. Но она упоминается в окладных книга 1676 года. На месте деревянной, каменная Богородицерождественская церковь была построена в 1746 г. тщанием прихожан. В клировой ведомости за 1915 г. о церкви указано, что она каменная, с такою же колокольней в одной связи. Также указывалось, что церковь требовала ремонта, но он был невозможен из-за бедности прихода. Вокруг церкви находилась каменная ограда, построенная в 1858 году, отремонтированная в 1908 году на средства неизвестного жертвователя. Престолов в церкви было два: в настоящей первый главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) и второй в трапезной церкви на левой стороне во имя святого архангела Гавриила и святой праведной Елисаветы (26 марта). Церкви принадлежала церковно-общественная сторожка (богадельня), в здании которой с 1897 года помещалась бесплатно церковно-приходская школа, где обучались приходские дети под непосредственным заведыванием и наблюдением приходского священника. С 1913-1914 г. учебного года «за ветхостью церковно-общественной сторожки» школа была переведена в частный дом крестьян села Помозова. Помозово на речке Олешике с 5 дворами, в качестве деревни упоминается приправочн. книгами 1616 г. и значится в поместье за Иваном Семеновым сыном Левашова.     Первоначальное построение Богородицерождественской церкви в с. Помозове неизвестно, но она упоминается в окладных книгах 1676 г., где при ней приходских дворов показано 53, в том числе 7 дворов боярских и 15 рязанцев детей боярских. Земли и сенных покосов не показано. На место деревянной, существующая ныне каменная Богородицерождественская церковь с приделом в честь Арх. Гавриила и пр. Елисаветы построена в 1746 году прихожанами, а придел в 1858 году коллежским советником Гавриилом Соколовским. В состав прихода входят: село Помозово с 73 дворами, сельцо Суренок с 15 дворами, деревня Зикеева с 5 дворами, сельцо Перепелкино с 3 дворами, в них муж. пола 347, жен. пола 371, в том числе грамотных муж. пола 194, жен. пола 75. Церковной земли усадебной 1,5 десятины, пахотной и луговой 33 десятины и дарственной 16,5 десятин. На содержание притча имелся билет в 2000 рублей. По штату 1873 г. в причте положены: 1 священник и 1 псаломщик. (Времен. кн. 13 стр. 4. Окладные книги 1676 г. лист 65.  Межевая книга с. Помозова 1688 г. в Арх. Мин. Юстиц. Под 423 лист 166 – 210) И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии». 1884 г., том 1, стр. 317. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17058

Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. Миллер Т. Византийская экзегеза//Патристика. Новые переводы, статьи. Н. Новгород, 2001. Михаил Дронов , прот. Аллегоричесκое толкование//Православная энциклопедия. T. И. С. 28–29. Михаил Дронов , прот. Аллегория//Православная энциклопедия. T. II. С. 29. Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского . Казань, 1887 (репринтное издание – СПб., 2000). Нестерова O. E. Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М., 2006. Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. СПб., 2005. Попов И. В. Василий Великий , архиепископ Кесарийский//Православная Богословская энциклопедия. Т. 10.1903. С. 179–198. Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 1. Сергиев Посад, 2004. Поснов М. Э. История Христианской Церкви до разделения Церквей 1054 г. Киев, 1991. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 2000. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I–IV века. М., 2004. Сагарда Н. И. Святый Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие. Сергиев Посад, 2006. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. Ситников A.B. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая пол. V в.): Учебное пособие для студентов духовных академий. Сергиев Посад, 2002. Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М., 2003. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 2001. Спасский A. A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. Спасский A. A. Кому принадлежат четвертая и пятая книги святого Василия Великого против Евномия? (Библиографическая справка). СПб., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Поликарпов Д. В., свящ. Предызображение Иисуса Христа в ветхозаветных пророчествах и прообразах по святоотеческому пониманию их: Магист. дис./КазДА. СПб., 1903. Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Вып. 1: Книги законоположительные и исторические. СПб., 1914. Репр.: М., 2000. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. СПб., 1913. Репр.: М., 1992. Попов Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании в связи с общим характером библейско-еврейского миросозерцания. Киев, 1904. Поеное М. Э. Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа – Божественного и человеческого. Киев, 1903. Поеное М. Э. Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете: Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа: Магист. дис./КДА. Богуслав, 1902. Протопопов В. И. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань, 1896. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999. Савваитов П. И. Библейская герменевтика. СПб., 1844. Савваитов П. И. Библейская герменевтика, или Истолковательное богословие. 2-е изд. СПб., 1859. Савваитов П. И. Православное учение о способе толкования Священного Писания. СПб., 1857. Службы 1-й седмицы Великого поста. М., 1984. Смирнов С. К. Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете: Магист. дис./МДА. М., 1852. Снигирев Р., прот. Библейские исследования.//Правосавная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 48–56. Снигирев Р., прот. Библейская археология: Уч. пособие для духовных школ. М., 2007. Снигирев Р., прот. Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета. Саратов, 2006. Снигирев Р., прот. Филологические аспекты преподавания Ветхого Завета//Богословско-исторический сборник. 2007. 3. С. 3 –7. Соколов А. Ф. Библейская география. СПб., 1884. Соловьев И. И., прот. Обетования и пророчества о Иисусе Христе и Его Святой Церкви в книгах Ветхого Завета. М., 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Вопрос о строительстве церкви был снова рассмотрен в 1878 году, при епископе Рижском и Елгавском Филорете II (Филоретове). Образованная им комиссия обследовала участок, обнаружила, что он уже застроен, и рекомендовала для строительства храма территорию бывшего дома призрения, где находилось старое деревянное церковное здание. Прошение, поданное Видземскому губернатору о передаче строения Православной Церкви, было отклонено. После смерти епископа Филорета II стараниями епископов Доната (Соколова-Бабинского) и священника госпитальной Троицкой церкви И.Попова продолжался сбор пожертвований на храм. По ходатайству епископа Арсения (Брянцева) удалось получить новый участок земли вблизи железной дороги и разрешение использовать старое здание на стройматериалы для новой церкви. Новый проект храма разработал епархиальный архитектор Аполониус Эдельсон. Закладка церкви состоялась 10 сентября 1889 года. Техническое руководство работами выполнял Н.Воост. Уже через год, 15 сентября 1890 года храм был освящен. Утварь и детали внутреннего убранства были получены в дар от других храмов и приобретены на дополнительные пожертвования. Преображенская церковь представляет собой скромное деревянное здание на каменном фундаменте, с двускатной крышей. Каноническая анфилада плана развивается по оси здания, в прямоугольных формах. С запада, над притвором возвышается трехярусная колокольня с узким шатровым завершением, над крышей основного объема установлена двухярусная башенка, изображающая главу храма. Вероятно, прежде храм украшал красивый крест с цветными стеклами в свинцовом обрамлении, который сейчас хранится в церкви на чердаке. Интерьер церкви украшен трехярусным белым иконостасом, полученным в дар от Илукстского женского монастыря, и киотами с иконами, на которых сохранились надписи о пожертвовании их частными лицами и группами верующих (например, рабочими фарфоровой фабрики М.Кузнецова в 1892 году). Несколько икон были подарены Даугавгривской крепостной церковью. Перед Первой Мировой войной община намеревалась строить новый каменный храм на месте деревянного. В архиве хранится проект, выполненный гражданским инженером Владимиром Дедюником в 1914 году. Новый грандиозный храм был задуман в византийском стиле, крестово-купольный, с пристроенной колокольней, по композиции объемов похожий на Рижский Христорождественский собор. Война не позволила осуществить этот проект. Деревянный храм сохранился до наших дней, богослужения в нем не прерывались. Капитальный ремонт церкви был произведен в 1997-2000 годах. Старые иконы в иконостасе заменены на новые канонического письма, выполненные в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=09002

Источник: сайт храма http://molchanovo.cerkov.ru/ Церковь каменная во имя Преображения Господня, построена в 1859 году; земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин. Приход состоит из села Молчанова, деревень Нижне-Майкова, Канангина и 16 юрт. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание причта при готовом помещении: жалование от казны 180 руб., от прихожан взамен руги 100 руб. и причтового капитала 142 руб. 50 коп. Прихожан 2000 душ обоего пола. Расстоянием от Томска в 160 верстах, от благочинного 140 верстах. В селе Молчанове школа гражданского ведомства. Церковно-приходская школа в юртах Амбарцевых с 1898 г. священник Николай Александрович Чистосердов. Псаломщик Никанор Стефанович Лебедев. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г. В 1805 г. сгорела стоявшая в селе деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1818 г. вместо нее была построена каменная. В 1853 году её разобрали из-за близости к воде. В 1859 г. на высоком месте была выстроена новая каменная церковь. Состав прихода (1914 г.): с. Молчановское Томского уезда, деревни: Нижне-Майкова в 12 в., Канангина – 14 ½ в., поселки: Починский – 13 в., Гришинский – 12 в., Сарафановский – 25 в., Коломинский – 40 в., Амбарцевы – 10 в., Нижне-Саровские – 18 в., Сунгуровы – 45 в., Пятковы – 35 в., Могачины – 18 в., Усть-Чулымские – 15 в., д. Островская – 50 в., Семенова - большая и малая – 140 и 141 в., Салтыкова – 75 в., пос. Соколовский – 12 в., Федоровский – 15 в., Знаменский – 20 в., Афанасьевский – 10 в., Мироновский – 10 в., Даналовский – 45 в. Прихожан об. п. – 5601 душа (1914 г.). Школа церковно-приходская в юртах Амбарцевых существовала с 1898 г. Имелся походный храм (сведения 1914 г.). После закрытия церкви здание было отдано под Дом культуры. Позже в ней размещались склады райпотребсоюза, телефонная станция. В 2000 г. состоялась передача здания Томской епархии для восстановления храма. В настоящее время храм является действующим.

http://sobory.ru/article/?object=24911

Хотя эти общины называли себя тайными монашескими общинами именно Петровского монастыря, в самом Петровском монастыре они находились только до 1929 года, когда храмы монастыря окончательно закрыли. Затем они скитались по другим московским храмам, до 1935 года, когда основные духовники были арестованы. Затем петровские общины окормлялись у уцелевших отцов, уже вне Москвы, и как единое целое просуществовали до 1959 года, когда скончался последний зосимовский старец, архимандрит Исидор (Скачков). После этого единого руководства у монахов уже не было, и они существовали самостоятельно. На фотографии четыре представительницы тайных монашеских общин (слева направо): монахиня Авраамия (Пузик; 1878-1965), Игнатия (Пузик; 1903-2004), Евпраксия (Трофимова; 1901-1979), Мария (Соколова; 1914-2000). Как членам общины удавалось сохранить свою тайну? Были ли у них какие-то принципы маскировки? Все члены монашеских общин работали на светской работе, но приучались выполнять ее как монастырское послушание, работу «ради Бога». При этом работу выбирали так, чтобы она не вредила внутренней жизни и молитве. Только единицы несли церковное послушание: например, монахиня Евпраксия (Трофимова) из общины схиархимандрита Игнатия (Лебедева) была регентом в нескольких московских храмах. Но, чтобы не оказаться под угрозой высылки из города в качестве «асоциального неработающего элемента», она состояла членом артели портных и брала заказы по шитью на дом. Свое монашество внешне члены общины не проявляли: даже если сослуживцы на светской работе и догадывались, что эти юноши или девушки верующие, они не подозревали об их монашестве. Такие принципы позволяли тайным монахам жить во враждебном мире и при этом оставаться христианами. Подобыскное Евангелие. Фрагменты Евангелия от Марка, написанные на ткани с помощью пялец, для передачи в лагерь. Ткань, обернутую вокруг тела, при обыске обнаружить труднее, чем бумагу или книгу А в чем заключалась общинная жизнь тайных монахов? Члены общины собирались в определенных местах для тайных постригов, для совершения служб, совместной молитвы, бесед. В нашей экспозиции представлена инсталляция одного из тайных скитов - квартиры одной из монахинь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010