Литература В данном разделе приведены книги, обращаясь к которым, можно получить более подробную информацию как о церковнославянском языке, так и об истории славянской книжности. Сюда не включены вышедшие в последние годы пособия по церковнославянскому языку: информацию о них можно найти в работах, указанных в разделе «Библиографические обзоры». Грамматики, справочники и словари Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковнославянского языка. Джорданвилль, 1964. (Это пособие неоднократно переиздавалось.) Г. Дьяченко , прот. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1899. (Это пособие неоднократно переиздавалось.) А.И. Изотов. Старославянский и церковнославянский языки в средней школе. М., 1992. В.И. Классовский. Краткая грамматика славяно-церковного языка периода печатных (в России) книг. СПб., 1857 (к 1892 вышло 6 изданий). Словарь русского языка вв. Вып. 1–27. М., 1975–2006. (Издание продолжается.) Словарь русского языка XVIII в. Вып. 1–15. М., 1984–2005. (Издание продолжается.) Д.Д. Соколов. Справочная книжка по церковнославянскому правописанию. СПб., 1907. (Учительская библиотека по вопросам школьного воспитания и обучения. Вып. IV). А. Свирелин , прот. Церковнославянский словарь для толкового чтения Св. евангелия, Часослова, Псалтири, Октоиха (учебных) и других богослужебных книг. Изд. 7-е: М., 1916. (Это пособие неоднократно переиздавалось.) И.И. Срезневский . Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 1–3, дополнения. М., 1893–1912. (Это пособие неоднократно переиздавалось.) Начальный этап истории церковнославянской письменности Сказания о начале славянской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии Б.Н. Флори. М., 1981. Изд. 2-е.: СПб., 2000. Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С. А. Иванов . Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С.В. Бернштейн. Константин-философ и Мефодий. М., 1984. Е.В. Уханова. У истоков славянской письменности. М., 1998. Церковнославянская письменность на Руси (XI–XVII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИУЛИАНИЯ (Соколова Мария Николаевна) (1899 - 1981), монахиня, выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор КАИАФА (кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 - ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_18.html

Переиздана книга монахини Иулиании (Соколовой) «Труд иконописца» 25 сентября 2008 г. 18:16 Патриаршим издательско-полиграфическим центром в Свято-Троицкой Сергиевой лавре переиздана книга монахини Иулиании (Соколовой) «Труд иконописца». Матушка Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Ее трудами в стенах Московской духовной академии был организован иконописный класс, где изучались древние традиции этого искусства. Как педагог она особое внимание уделяла духовному образованию и просвещению, в чем стремилась открыть своим ученикам глубину Православия и православной иконы. «Икона — не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений… Церковь хочет выразить в образе свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной... Язык иконы выработался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви», — пишет монахиня Иулиания в своей книге. В книге «Труд иконописца» представлена биография монахини Иулиании, а также воспоминания о ней. Остальное содержание посвящено руководству для начинающих иконописцев, где подробным образом описывается техника, этапы и процесс работы. Богатый иллюстративный материал заметно упрощает изучение теории. Помимо технического советов здесь представлены статьи матушки Иулиании, посвященные вопросам богословия иконы, Церкви, человека и его духовной жизни. Последняя часть книги отведена под альбом с наглядными материалами. Представленные здесь прориси и рисунки выполнены как пособие для начинающих иконописцев. Монахиня Иулиания (Соколова) (1899-1981) — иконописец, реставратор и преподаватель Московских духовных школ. Мария Николаевна Соколова (имя монахини Иулиании до пострига) родилась 8 ноября 1899 года в семье священника. Ее духовником был священник Алексий Мечев, настоятель храма свт. Николая на Маросейке. После окончания средней школы М.Н. Соколова работала учителем рисования, гравером. По благословению сына о Алексия Мечева, священника Сергия Мечева, она обучилась иконописи. 30-40-е годы были для Марии Николаевны периодом творческого становления как иконописца.

http://patriarchia.ru/db/text/465599.htm...

«Она возродила икону в нашей Церкви» К 40-летию со дня кончины монахини Иулиании (Соколовой; † 16.02.1981) Жизнь одного человека, такая жизнь, как жизнь матушки Иулиании, – это иллюстрация жизни Церкви нашей! Митрополит Филарет Минский (Вахромеев) Монахиня Иулиания (Соколова) 18 февраля 1981 г. Московские духовные школы и Троице-Сергиева лавра проводили в последний путь Марию Николаевну Соколову, в тайном постриге монахиню Иулианию – вдохновенного иконописца, опытного реставратора, руководителя иконописного кружка. Святой Алексий Московский Монахиня Иулиания родилась в Москве 21 ноября 1899 г. в семье священника Николая Александровича Соколова, выпускника Московской духовной академии. С 14 лет она стала духовной дочерью московского старца, праведного Алексия Мечёва. В начале 1920-х гг. священномученик Сергий Мечёв благословил монахиню Иулианию заниматься иконописью. В период 1920–40 гг. она делала копии и зарисовки с древних фресок и икон в северных монастырях, храмах, музеях и частных собраниях. Эти годы были временем накопления богатых знаний и материала в области иконописания. В 1930-е гг. по благословению святителя Афанасия Ковровского (Сахарова) монахиня Иулиания создаёт «Образ всех святых, в земле Русской просиявших». К этой теме она обращается на протяжении всей своей жизни. В 1946-м г. Мария Николаевна (мон. Иулиания), как опытный иконописец, получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) участвовать в восстановлении. Более 30 лет она трудилась в обители Преподобного Сергия. Одной из её первых больших творческих работ в лавре стала роспись Серапионовой палатки. Согласно древнему монастырскому преданию, на этом месте находилась деревянная келлия преподобного Сергия, поэтому и тема росписей посвящена чудному его житию. Стены и своды расписаны монахиней Иулианией в 1949-м г. Также для Серапионовой палатки она написала в 1950-м г. икону «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». В эти же годы для Никоновского придела Троицкого собора монахиня Иулиания создает образ преподобного Никона с житием в 20 клеймах, пишет иконы преподобного Сергия и святителя Алексия и иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе 18 икон с изображением учеников преподобного Сергия, а также написала икону преподобного Сергия с житием у раки с его мощами.

http://pravoslavie.ru/137391.html

8 ноября – 120 лет со дня рождения выдающегося иконописца XX века монахини Иулиании (Соколовой, 1899-1981). Творчеству Марии Николаевны было присуще послерублевское направление, близкое к Дионисию. Её иконы, как это свойственно древнерусской живописи, всегда были узнаваемы по звонкости, прозрачности и чистоте красок. Их художественное совершенство воспринималось как откровение. Они были оценены даже на уровне ЮНЕСКО. Невозможно с точностью сказать, сколько ею было написано икон, трудно установить, где многие из них находятся. Ведь Мария Николаевна всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь их. И сегодня иконы, написанные монахиней Иулианией, есть в разных монастырях и храмах, в домах священников и мирян. «В иконе образно выражена единая, незыблемая, общецерковная истина, – писала Мария Николаевна, – и её важно сохранить незамутненной». Рискуя оказаться в ГУЛАГе, эта подвижница ездила по всей стране, копировала и сохраняла старые иконы, создавала новые.      Очень точно сказано о М.Н. Соколовой в предисловии к её книге «Труд иконописца», выпущенной в 1995 году (эта книга стала учебником для начинающих иконописцев): «Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества».      Мария Николаевна родилась 8 ноября 1899 года (в день святого Архистратига Михаила) в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах близ Таганки. Её мать – Лидия Петровна – была дочерью священника Петра Терентьевича Некрасова, служившего в одном из храмов Новодевичьего монастыря. У Марии Николаевны были две младшие сестры – Лидия и Серафима. Родители сумели привить детям любовь к Богу и Церкви. Лидия Петровна почти каждую неделю ездила по четвергам в часовню великомученика Пантелеимона на молебен и брала с собой дочерей. Она рано научила детей читать по-славянски, и перед сном они читали на выбор один из акафистов.

http://pravoslavie.ru/125344.html

Вскоре Мария Николаевна почувствовала необходимость духовного руководства. Кто-то из близких посоветовал ей пойти на Маросейку, в храм святителя Николая, к отцу Алексию Мечеву. Батюшка, увидев её, встретил такими словами: «Давно я ждал эти глаза». «Русь уходящая» – так озаглавил Павел Корин законченный им в 1959 году живописный реквием патриархам, старцам, монахам и мирянам – Святой Руси, тысячелетие хранившей веру отцов и теперь при «власти Советов» получившей приговор на «разрушение до основания». «Блёстками Руси уходящей» назвал в 1999 году старец Иоанн (Крестьянкин) монахиню Иулианию (Соколову) , запечатлевшую на себе образ Святой Руси. С каждым годом в «заветам Ленина верной» стране таких людей становилось всё меньше и меньше. Что это были за люди – люди «уходящей, Святой   Руси»?   Монахиня Иулиания (в миру Мария Николаевна Соколова; 8.11.1899, Москва – †16.02.1981, Семхоз) родилась в семье священника. После окончания гимназии поступила в частную художественную студию, преподавала рисование, работала художником-графиком в разных издательствах. В 1920-е годы изучала иконопись у В.О. Кирикова. После открытия в 1946 году Троице-Сергиевой лавры посвятила себя иконописи, реставрации и обучению молодёжи. С 1957 года в течение 23 лет руководила созданным ей иконописным кружком при Московской Духовной Академии, а с 1976 – реставрационно-иконописной мастерской. Автор книги «Труд иконописца». Награждена орденами святого Владимира III степени (1970) и II степени (1975), орденом преподобного Сергия Радонежского (1980). За десять лет до кончины приняла тайный постриг с именем «Иулиания».   Её жизнь – пример того, сколь многое может сделать один, верный Богу человек, в жизни другого человека, в жизни прихода, в жизни всей Церкви. Ниже мы публикуем фрагменты воспоминаний о монахине Иулиании (Соколовой) из цикла радиопередач, подготовленных совместно с храмом святителя Николая в Клённиках и иконописной школой при Московской Духовной Академии. Жить Богом всеми своими проявлениями

http://pravmir.ru/blestki-rusi-uxodyashh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) (Соколова Мария Николаевна) (8(21).11.1899, Москва - 16.02.1981, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), мон., выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор. На протяжении 60 лет подвижнически занималась иконописанием, сохраняя и возрождая традиции древнерус. иконы в советские годы. И. род. в семье свящ. Николая Соколова, выпускника МДА, настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, художественно одаренного человека, который постарался привить любовь к искусству своим детям. Его брат Александр Александрович окончил АХ, др. брат Владимир был священником московского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Мать И. Лидия Петровна, дочь свящ. Петра Некрасова, получила образование в московском Филаретовском епархиальном жен. уч-ще. И. и ее 2 сестры были воспитаны в глубокой вере и любви к Церкви. И. с ранних лет любила читать Свящ. Писание, жития святых, посещать богослужения, с большим желанием много рисовала. В 9 лет поступила в 5-ю московскую женскую гимназию, относившуюся к ведомству имп. Марии Феодоровны. В 12-летнем возрасте И. осталась без отца, который во многом был для нее учителем. Вскоре она почувствовала необходимость духовного руководства. Ее наставником стал московский старец прот. прав. Алексий Мечёв , служивший в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (ул. Маросейка). Окормление прав. Алексия определило дальнейший духовный, творческий и жизненный путь И. С 1-й исповеди она начала заносить в дневник его слова и вела записи почти 10 лет, до смерти старца. Впоследствии она составила наиболее полное его жизнеописание (Жизнеописание московского старца о. Алексия Мечева. М., 1992). Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва)

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

Соколова Мария Николаевна ЦИА ПСТГУ Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) родилась в 1899 г. Была прихожанкой храма свт. Николая в Кленниках. Духовная дочь о. Алексия Мечёва . Иконописец, реставратор. По указанию святителя Афанасия в 1933 г. написала икону всех святых, в земле Русской просиявших. С 1957 г. работала в Троице-Сергиевой лавре, преподавала в Московских духовных школах. В 1971 г. приняла монашеский постриг. Скончалась в 1981 г. Похоронена на кладбище пос. Семхоз 673 . 1. Около 4 мая 1957 г. Христос Воскресе! Дорогой Владыка, поздравляю Вас с Светлым Праздником Воскресения Христова, благодарю за поздравление Ваше. Дай Бог Вам еще сил и здоровья для работы на пользу церкви Христовой. Посылаю Вам две свои иконочки-картинки. Варвара Ив[ановна] говорила, что они спешно нужны для календаря будущего года. Пристала ко мне, как пиявка. Очень торопилась, всю пасхальную неделю. Теперь мне очень хочется написать Вам несколько словечек относительно фото. Не знаю, будут ли они фотографироваться на цветное фото, или будет делаться цветная литография, но и в том и в др[угом] случае желательно, чтобы они были чуть-чуть уменьшены, а никак не увеличены. Я дала средний размер, и уменьшение должно быть небольшое. Говорю я это по опыту многолетней своей работы в редакции. Всегда, когда дается уменьшение, изображение выигрывает и, наоборот, при увеличении проигрывает. Те неизбежные дефекты линии и бумаги, которые не видны при работе и простым глазом, будучи увеличены, страшно портят самое изображение, а при уменьшении они естественно скрадываются и пропадают. Я очень была огорчена тем, что моя первая открыточка на Рождество Хр[истово] была вместо уменьшения увеличена фотографом, из-за чего она получилась безобразной. Кроме того, непременно надо дать поля, и хорошо бы цветные, так, как это у меня и сделано. Это тоже имеет очень большое значение. Они заканчивают общее впечатление. Так делается всегда при репродукциях изображений. Поля нужны везде. Последняя открыточка «Сошествия во ад» тоже просит полей. Их нет, а край фигурно обрезан. Эта фигурность совсем не нужна в таком строгом изображении, а поля необходимы, без них остается впечатление, что изображение не поместилось или фотограф не сумел вместить его в бумагу, чтобы это было приятно для глаза. То же было и с открыточкой Р[ождества] Хр[истова]. Намеренно уничтожены поля в ущерб художественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может. В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали. Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение? «Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, — объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. — Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться». И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи. НЕиспорченный телефон Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (18991981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

http://pravmir.ru/ikona-kak-sozdaetsya-c...

389-390 400-442 390-400 442-454 454-478 478-481 ИУДЕОХРИСТИАНСТВО принятое в науке общее наименование ряда течений и богословских тенденций в раннем христианстве 481-485 485-488 489-498 498-499 499-503 503-509 509-510 ИУЛИАН сщмч., диакон (пам. 3 июня) - см. в ст. Лукиан, Максиан, Иулиан, священномученики, Маркеллин и Сатурнин, мученики 510-511 511-512 512-513 ИУЛИАН мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 513-514 514-515 515-520 520-522 522-527 527-528 ИУЛИАН И КЕСАРИЙ мученики Терракинские (Тарракинские) (пам. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) - см. в ст. Кесарий и Иулиан 533-534 ИУЛИАНИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 534-537 537-540 ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) 540-543 ИУЛИАНИЯ († кон. XIV-XV), прав. Новгородская, мать блж. Николая Кочанова (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 543-544 ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), Сольвычегодская, Ульяновская, прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 544-545 ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 545-555 ИУЛИАНИЯ (Соколова Мария Николаевна) (1899 - 1981), монахиня, выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор 555-558 ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ преподобные Московские (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010