Архив Митрополит Антоний (Храповицкий). Молитва русской души. ПРЕДИСЛОВИЕ Митрополит Антоний (Храповицкий). Молитва русской души/Сост., предисл. Т. А. Соколовой — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Алексей Павлович Храповицкий (таково мирское имя владыки Антония) появился на свет в 1863 году в родовом имении Ватагино, что в Крестецком уезде Новгородской губернии. На новгородской земле прошли детские годы Алексея. Здесь он постигал Божий мир, здесь вместе с матерью совершал первые свои паломничества в близлежащие монастыри. Именно мать заронила в его сердце горячую любовь к Богу, воспитала сына в благочестивом, религиозном духе. С волнением вспоминал владыка о детстве: «Своими родителями я еще ребенком был привезен из деревни в древний Новгород. Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений. Не мог я тогда выразить в точных понятиях, но чувствовал своей младенческой душой величие Божие и возвышенную истину нашей веры, открывающуюся в таинственных священнодействиях архиерея». Уже тогда Алексей знал, что жизнь свою посвятит Церкви. Девяти лет Алексей Храповицкий был принят в 5-ю классическую гимназию Санкт-Петербурга. Он блестяще выдержал вступительные экзамены и столь же блестяще завершил гимназическое обучение, удостоившись по окончании курса золотой медали. Все свободное от учебы время он проводил в храме, чаще всего — в Исаакиевском соборе. «Будучи мальчиком-гимназистом, — рассказывал он, — я следил за установлением священных служб и настолько хорошо усвоил себе различные чинопоследования, что еще в шестнадцать — семнадцать лет от роду учил новопоставленных архиереев (по их желанию) различным богослужебным действиям». Надо ли говорить, что каждодневным чтением юного Алексея Храповицкого были духовные тексты — жития святых, акафисты, каноны. Любимыми его авторами на всю жизнь стали А.С.Пушкин с его поразительными поэтическими прозрениями и Ф.М.Достоевский, учивший сострадательности, отзывчивости на человеческую боль. (По одной из версий, юный Алексей встречался с Достоевским и даже послужил прототипом Алеши Карамазова; но, скорее всего, это лишь легенда.) К произведениям Пушкина и Достоевского он будет обращаться снова и снова и, уже почтенным архиереем, создаст исследования об их творчестве, ставшие заметным явлением в истории русской литературной критики.

http://pravoslavie.ru/put/061002170141.h...

Лазурное царство Тургенев И.С. Лазурное царство/Сост., предисл., примеч. Т. А. Соколовой. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 464 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы») В книгу вошли произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883): роман «Дворянское гнездо» (1859), избранные рассказы из цикла «Записки охотника» (1852), рассказ «Муму» (1854), несколько «Стихотворений в прозе», стихи. Русские праведники Ивана Тургенева Необходимо всем писателям сплотиться вместе и встать на защиту святой веры от врагов ее. И.С. Тургенев Орловщину недаром называют землей Тургенева. Здесь 28 октября (9 ноября) 1818 года он родился в фамильном имении «Спасское-Лутовиново» Мценского уезда в семье офицера кирасирского полка, участника Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой). Здесь, взращенный слугой-камердинером, полюбил всем сердцем «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Отсюда в возрасте девяти лет вместе с родителями переехал в первопрестольную, где занимался сначала в пансионе Вейденгаммера, а затем — в знаменитом Лазаревском институте, после чего поступил на словесный факультет Московского университета (после была учеба в Петербургском университете и, наконец, в Берлинском, где Иван Тургенев слушал лекции по истории римской и греческой литературы, одновременно совершенствуясь в языках, — он свободно владел английским, не­­мец­ким и французским Но где б ни был он, в России ли, за границей (а с начала 1860х он почти постоянно жил за рубежом, в основном в Германии и Франции), при всякой оказии наезжал в Спасское. В 1852м и вовсе оказался в ссылке в родовом поместье, вызвав гнев властей некрологом на смерть Гоголя. Страстный охотник, он исходил все окрестные леса с двустволкой за спиной. А сколько творческих задумок возникло тут! Иван Сергеевич и сам признавался: «Работать по-настоящему можно только живя в русской деревне».). В Орле происходит действие, пожалуй, самого волнующего, самого поэтичного романа Тургенева — «Дворянское гнездо» (1859). Главная героиня его, Лиза Калитина,— один из наиболее трогательных, поэтичных образов во всей нашей литературе. Она воистину тургеневская девушка, мечтательная, светлая, чистая. Сродни «русской душой» пушкинской Татьяне Лариной из «Евгения Онегина», Лиза вовсе не считала себя патриоткой. Но «ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал». Наделенная глубоким внутренним миром, характером вдумчивым, созерцательным, она сторонилась пошлости окружающей жизни, зная, что всё — от Бога. Воспитанная истово веровавшей крепостной Агафьей, Лиза слушала ее, «и образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». «— Христианином нужно быть,— говорила Лиза,— не для того, чтобы познавать небесное… там… земное, а для того, что каждый человек должен умереть».

http://pravoslavie.ru/49209.html

Остаюсь любящий неизменно... Митрополит Антоний (Храповицкий). Остаюсь любящий неизменно...: Сб. пи сем/Сост., предисл., указ. Т.А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 368 с.: ил. — (Письма о духовной жизни) Многообразно эпистолярное наследие митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936). Адресованные разным лицам: предстоятелям Церквей и русским иерархам, монахам-афонцам и православным мирянам, общественным и политическим деятелям, — письма воссоздают замечательный облик владыки с его умением выслушать и понять, постигнуть самую суть человека, в немногих словах сказать о главном. Если я добивался когда-нибудь чего-нибудь, если люди говорили, что благодаря мне они стали верить в Бога и переменили жизнь, то здесь я ни при чем, а было у меня так-то много раз оправдавшее себя сознание своего бессилия рассечь каменную глыбу, называющуюся человеческим сердцем. Сознание это иногда размыкалось в уныние и жалобы на жизнь, но иногда и в смиренную молитву о том, чтобы Сам Бог возрастил то, что насадил Павел и поливали апостолы. Митрополит Антоний (Храповицкий) Приводим отрывок из книги. ТВЕРДЫЙ АДАМАНТ ВЕРЫ Алексей Павлович Храповицкий (таково мирское имя владыки Антония) появился на свет 17 марта 18 63 года в родовом имении Ватагино, что в Крестецком уезде Новгородской губернии. Отец его, Павел Павлович Храповицкий, происходивший из старинного, знатного рода (в числе его предков — писатель и государственный деятель, сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II Александр Васильевич Храповицкий), был генералом, героем русско-турецкой войны 1877–1878 года, принесшей свободу народу Болгарии от османского ига. Впоследствии он был членом Новгородской губернской земской управы. Мать Алеши Наталья Петровна (урожденная Веригина) отличалась удивительной добротой и целомудрием. Все знавшие Наталью Петровну почитали ее святой женщиной. Свою нежность и любовь она отдала сыновьям, а их в семье было четверо, Алексей был третьим. На древней новгородской земле прошли детские годы Алексея. Здесь он постигал Божий мир, здесь вместе с матерью совершал первые свои паломничества в близлежащие монастыри. Именно мать своей неусыпной молитвой, каждодневным чтением из Святого Евангелия заронила в его сердце горячую любовь к Богу, воспитала сына в благочестивом, религиозном духе. С волнением вспоминал владыка о детстве: «Своими родителями я еще ребенком был привезен из деревни в древний Новгород. Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений. Не мог я тогда выразить в точных понятиях, но чувствовал своей младенческой душой величие Божие и возвышенную истину нашей веры, открывающуюся в таинственных священнодействиях архиерея». Уже тогда Алексей знал, что жизнь свою посвятит Церкви.

http://pravoslavie.ru/6114.html

Путь моей жизни: По страницам воспоминаний Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: По страницам воспоминаний/В сокращ.; сост., предисл. Т.А.Соколовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 256 с. – (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний». Книга воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского; 1868–1946). В них предстает драматическая картина церковной и общественной жизни России и Зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Приводим предисловие книги: Предисловие Митрополит Евлогий  (Георгиевский) прожил большую, долгую  жизнь. Родился он в 1868 году, скончался в 1946-м. И всю свою жизнь, без остатка отдал служению  Русской Церкви: до 1919 года – на Родине, в последующую четверть века – на чужбине: страшное революционное лихолетье прочертило резкую грань: до и после. До революции –  ректор Холмской духовной семинарии, епископ  и архиепископ Холмский, архиепископ Волынский… А вместе  – член Государственной думы второго и третьего созывов; с 1914-го – один из руководителей Союза русского народа; в 1917–1918-м – участник Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего патриарха Всероссийского. В пореволюционную пору – архиепископ, а затем митрополит Русской Православной Церкви в Западной Европе: до 1930-го –  под омофором Московского Патриархата, с 1931-го по 1945-й – в юрисдикции  Константинопольской Православной Церкви. Владыка Евлогий тяжело переживал разлуку с Родиной, с Матерью-Церковью, но бросить десятки тысяч  пасомых, оказавшихся без родимой земли, а часто и без крова над головой он не мог. К 1917 году Санкт-Петербургская епархия  насчитывала в Западной Европе не более десяти приходов. В годы служения на Западноевропейской кафедре владыка Евлогий довел их число до ста с лишним.

http://pravoslavie.ru/6069.html

Русская душа Куприн А.И. Русская душа/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 448с. — (Б-ка духовной прозы). В книгу А.И.Куприна (1870–1938) вошли произведения разных лет, в том числе такие признанные шедевры, как «Чудесный доктор», «Белый пудель», «Листригоны», «Скрипка Паганини». Об Александре Ивановиче Куприне Писатель милостью Божией — точнее о Куприне, пожалуй, и не скажешь. А много ли мы знаем о его жизни? Родился Александр Иванович Куприн 26 августа 1870 года в уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Отец его, Иван Иванович, происходил из «лекарских детей», дослужился до незавидного чина коллежского регистратора и умер тридцати семи лет в холерный 1871-й. На попечении матери, Любови Алексеевны (урожденной Кулунчаковой, из обедневшего княжеского татарского рода), остались две дочери и младшенький, сын. В 1874-м с тремя детьми Любовь Алексеевна приехала в Москву искать лучшей доли. Дочерей удалось определить в пансион на казенный, как тогда говорили, кошт. Сын поселился вместе с матерью во Вдовьем доме на Пресне. Дом этот был учрежден в 1818 году попечением вдовствующей императрицы Марии Федоровны и содержался на средства вдов и ведомства Воспитательного дома. Сюда принимались вдовы военных и гражданских лиц, прослуживших на благо Отечества не менее десяти лет. Проживавшие здесь православные­ числились в приходе церкви Покрова Богородицы в Кудрине. В эту церковь с набожной матерью не раз приходил и Саша Куприн. Воспоминания детства остались в памяти на всю жизнь, равно как и светлый образ матери, женщины умной, стойкой, самоотверженной. Не думами ли о матери навеяны проникновенные купринские слова, выстраданные и пронесенные сквозь годы: «…женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту Бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное» («Олеся»)? Шести лет Саша Куприн был принят в сиротское училище (Разумовский пансион), а спустя четыре года выдержал экзамен во 2-ю Московскую военную гимназию, вскоре преобразованную в кадетский корпус. Ну а после корпуса — знаменитое Александровское военное училище в Москве, на Знаменке. И все это время — непременная форма и муштра, муштра и форма… В 1890 году двадцатилетнего подпоручика Александра Куприна направили в 46-й Днепровский полк, расквартированный в Подолии (Проскуров, Гусятин, Волочиск). Осенью 1893-го Куприн попытался поступить в Академию Генштаба, но провалился и вернулся в полк. Впрочем, уже в 1894-м он вышел в отставку, мечтая о свободной, вольной жизни.

http://pravoslavie.ru/39282.html

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Глаголы жизни вечной Митрополит Филарет (Вознесенский) Глаголы жизни вечной/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В книге представлено духовное наследие первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей блаженнейшего митрополита Филарета (Вознесенского; 1903—1985): проповеди, беседы, поучения, «Конспект по нравственному богословию», ставший одним из лучших пособий для многих поколений семинаристов, для всех, кто стремится к познанию вечных и прекрасных истин Православия. Приводим отрывок из книги: Предисловие 29 ноября 2006 года произошло событие воистину знаменательное: в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре предстоятелю Русской Православной Церкви Алексию II были переданы посох и богослужебные облачения, которые принадлежали главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Филарету (Вознесенскому), а также часть личного архива первосвятителя. Эти реликвии были доставлены из Бостона (США) в Москву во исполнение воли приснопамятного владыки. Свершенный акт стал еще одним безусловным свидетельством многие годы чаемого окончания эпохи раздробленности нашей Церкви. Блаженнейший владыка Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился 22 марта 19 03 года в Курске в семье священника. По смерти жены отец Георгия, протоиерей Николай принял монашество и впоследствии стал одним из виднейших иерархов Русской Церкви, архиепископом Хайларским Димитрием, а кроме того — замечательным духовным писателем, богословом, В 1909 году отец Николай получил назначение на Дальний Восток, на должность кафедрального протоиерея градо-Благовещенского собора в Благовещенске. В 1920 году сын его успешно завершил обучение в восьмиклассной гимназии. Вскоре семья Вознесенских вынуждена была переехать в Харбин. Здесь в 1927 году Георгий окончил Русско-китайский политехнический институт. Но не профессия инженера-электромеханика влекла молодого человека. Все его помыслы были о духовном служении. Он поступил на пастырско-богословские курсы (впоследствии переименованные в Богословский факультет Института имени святого князя Владимира) и в 1931 году успешно окончил их. Еще учась на курсах, Георгий был рукоположен во диакона. В 1931 году он принял монашеский постриг с именем Филарета и в том же году был рукоположен во иеромонаха; в 1933-м он был возведен в сан игумена, а спустя еще четыре года — в сан архимандрита. Имя архимандрита Филарета было известно во всей Харбинской епархии. Верующие загодя узнавали, когда будет служить отец Филарет, стремясь услышать его проникновенную проповедь. Недаром с первых же лет священства нарекли отца Филарета дальневосточным Златоустом.

http://pravoslavie.ru/6085.html

Признанья верующего вольнодумца Бердяев Н. А. Признанья верующего вольнодумца/Сост. и предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В книгу выдающегося русского мыслителя Н.А.Бердяева (1874—1948) включены статьи «Алексей Степанович Хомяков», «Миросозерцание Достоевского», «Истина Православия», а также главы из книг «Философия свободного духа», «Самопознание». Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 года в Киеве и 24-го того же месяца окрещен в Киево-Печерской Спасской церкви. Корни матери его, Алины Сергеевны, урожденной Кудашевой, восходили к французскому княжескому дому де Шуазель. Отец, Александр Михайлович, принадлежал к старинному дворянскому роду. В Гербовнике 1598 года, в частности, сказано: «Фамилии Бердяевых многие служили Российскому престолу дворянския службы в числе детей боярских, стряпчими и в иных чинах и жалованы были от государей… поместьями». В прошлом Бердяевы были богатыми помещиками, владели землями на Юге Российской империи — в Харьковской и Киевской губерниях. Многие из мужчин служили Отечеству на военном поприще. Так, прадед Николая Александровича был влиятельным генерал-аншефом, в журнале «Русская старина» за 1892 год опубликована его переписка с государем Павлом Петровичем. Военным был и отец будущего писателя; выйдя в отставку, он избирался предводителем уездного дворянства, управлял Киевским земельным банком. Жили Бердяевы в центре Киева, «на Липках». Здесь исстари селилась аристократия. Неподалеку, в Печерске, жила бабушка-монахиня — мать отца. Позднее, вспоминая впечатления своего детства, Николай напишет: «Атмосфера Печерска была особая, это смесь монашества и воинства». В 1887 году, согласно семейной традиции, Николай был зачислен в Киевский Владимирский кадетский корпус, который по праву считался одним из лучших в стране учебных заведений. Однако очень скоро юноша понял: военная служба не по нему. «Я не любил корпуса, не любил военщины, все мне было не мило, — признавался впоследствии Бердяев. — Когда я поступил во второй класс кадетского корпуса и попал во время перемены между уроками в толпу товарищей-кадетов, я почувствовал себя совершенно несчастным и потерянным. Я никогда не любил общества мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе… Общество мальчиков мне всегда казалось очень грубым, разговоры — низменными и глупыми… Кадеты же мне показались особенно грубыми, неразвитыми, пошлыми… В коллективной атмосфере военного учебного заведения я был резким индивидуалистом, очень отъединенным от других».

http://pravoslavie.ru/6090.html

Святая простота Чехов А. П. Святая простота/Сост., предисл., примеч. Т. А. Соколовой. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. Сретенского монастыря, 2010. – 560 с. – (Б-ка духовной прозы). В этой книге из серии «Библиотека духовной прозы» – рассказы и повести Антона Павловича Чехова (1860–1904). Написанные в разные годы, но посвященные одному – красоте и неизбывности Божиего мира, чистоте простых верующих сердец, – они позволяют увидеть в самом авторе человека истинно русского, сострадательного, православного. Приводим отрывок из книги.  «Ты помоги...» (Вместо предисловия)   Умей нести свой крест и веруй. Человек должен быть верующим или должен искать веры. Иначе жизнь его пуста.  А. П. Чехов О Чехове написано много, все вроде бы уже сказано — о жизни его и о книгах. Но только теперь, когда в прошлое ушли нелепые стереотипы и умолчания, когда другой стала сама система ценностей, приоткрывается тайна Чехова — непрочитанного, непонятого. Родился Антон Павлович в 1860 году в Таганроге в исконно русской, патриархальной семье, где свято берегли фамильные заветы, помнили начало имени своего. Корни отца, Павла Егоровича, — в южнорусском степном краю, давшем миру великих подвижников духа — святителей Димитрия Ростовского, Тихона Задонского. Корни матери — на древней среднерусской земле. Были в роду Чеховых крепостные крестьяне, были купцы, но все — молитвенники. В семье хранили память о предке Павла Егоровича, исходившем с сумой всю Русь вдоль и поперек, собирая деньги на храм, и поставившем церковь в самом Киеве — матери городов русских. В 1887­м Антон Чехов напишет один из самых проникновенных своих рассказов, «Встреча», — о мужике, посланном сельским сходом за подаянием — чтоб поставить храм взамен погоревшего. Бог весть, быть может, в нем, рассказе этом, — отзвуки древнего семейного предания. С особым почтением относились в Таганроге к Митрофану Егоровичу Чехову, дяде писателя. Хлебосол и странноприимец, он основал в родном городе благотворительное братство и сам же был первым жертвователем.

http://pravoslavie.ru/34535.html

Архиепископ Аверкий (Таушев). Всему свое время - Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 240 с. Из работы архиепископа Аверкия (Таушева) «Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу» (Мюнхен, 1949) и его проповедей, произнесенных в период с 1951 по 1972 годы, составлена книга «Всему свое время» (сост. В.И. Марченко). В книге воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни (По страницам воспоминаний)» (сост. и предисл. Т.А. Соколовой) предстает перед читателем драматическая картина церковной и общественной жизни России и русского зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице/Сост. иеродиак. Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 240 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья) Самым разнообразным вопросам веры, науки, культуры и нравственности посвящены выступления, беседы, статьи и письма известного богослова, проповедника, церковного писателя и публициста русского зарубежья архиепископа Нафанаила (Львова), из которых составлен сборник «Ключ к сокровищнице» (сост. иеродиакон Никон (Париманчук). Многие его слова обращены к православной молодежи. В сборник архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая» (сост. и предисл. В.И. Марченко) вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа – одного из главных идеологов Русской Православной Зарубежной Церкви. Иеромонах Серафим (Роуз). Человек против Бога/Пер. с англ.; Сост. В. И. Марченко. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Исторические статьи, проповеди и воззвания к пастве архиепископа Иоанна (Максимовича) собраны в книге «Да обновится Русская земля» (сост. Т.А. Соколова). Канонизированный Русской Православной Зарубежной Церковью в 1994 году, прозорливец и молитвенник, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком.

http://pravoslavie.ru/6089.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010