Мы сожалеем о вынужденном, по прискорбным обстоятельствам военным и политическим, отсутствии среди нас боголюбезнейших наших Собратий – Глав Церквей Константинопольской, Александрийской и Иерусалимской. Но мы уверены и в их духовном единении с нами в эти дни. И мы желаем скорее видеть их свободными от этих тягостных уз и уверить их в своем сердечном сочувствии им и в нашей любви к ним о Господе. Итак, всечестные отцы и братие! «Днесь благодать Святого Духа нас собра»! – и да не отступит она от нас во все эти дни нашего боголюбезного общения! Мы проникнуты сознанием, что собрались мы здесь для утверждения и благовествования мира, любви и согласия между собой, и всей душой желаем, чтобы эти добрые чувства наши разделяли все, кто являются сопричастниками нашей веры православной и ее благодатных даров. И потому так радостны сердца наши, что от них исходят лишь благие для Православия и для всего христианского мира помышления! Эта радость общения усугубляется в нас чувством уверенности, что, при помощи Божией, мы единодушно разрешим во благо Церкви поставленные самой жизнью Церкви вопросы. Какие же это вопросы, до сего времени не так остро требовавшие разрешения, а теперь вставшие пред лицом Православной Церкви во всей своей значительности и остроте? Первое . Все мы, каждый в пределах своей поместной Церкви, чувствуем проявление особой активности со стороны Ватикана. Путем политических интриг и исключительно мирскими средствами римское папство старается повсюду разложить православное единство. Вместо мирной и кроткой, в духе Христовом, церковной проповеди , папство развивает чрез свои многочисленные разветвления пропаганду, прибегая при этом к созданию преднамеренно ложного или соблазнительного осведомления о положении Православных Церквей. Помимо такой недуховной и нецерковной деятельности имеет место насильственное отторжение от Православия православного населения. Особенно много случаев такого насилия было в многострадальной Сербской Церкви во время немецкой оккупации. Непонятным должно казаться это духовное ослепление папства, если оно может считать Христовым приобретением паству, привлеченную таким недостойным христианства путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет ли возражений против сообщенного порядка Дня? Нет. В таком случае разрешите перейти к порядку дня. Начинается оглашение резолюций, принятых в четырех Комиссиях. Резолюцию по вопросу: «Ватикан и Православная Церковь » оглашает протоиерей о. Димитрий Введенский; резолюцию по вопросу: «Об англиканской иерархии» оглашает Л. Н. Парийский; резолюцию по вопросу: «О церковном календаре» оглашает А. И. Георгиевский ; резолюцию по вопросу: «Экуменическое движение и Православная Церковь » оглашает протоиерей о. Григорий Разумовский . Все резолюции принимаются единогласно, без возражений. Митрополит Николай: Позволю себе огласить дальнейший порядок сегодняшнего дня. Сейчас состоится торжественное подписание Главами Православных Автокефальных Церквей четырех принятых пленарным совещанием резолюций. Следующий вопрос повестки сегодняшнего дня: оглашение предложения, обращенного к пленарному совещанию Святейшим Патриархом Сербским Гавриилом. Дальнейший вопрос: обращение Блаженейшего Экзарха Болгарии Митрополита Стефана. И два последних вопроса повестки дня: слово Святейшего Патриарха Алексия и предложение Святейшего Патриарха Румынского Юстиниана. После подписания резолюций, которое совершится сейчас, Святейший Патриарх Алексий огласит список полученных приветствий по случаю Юбилейного Праздника Русской Православной Церкви. Сейчас все участники Совещания остаются на своих местах, а Главы Православных Автокефальных Церквей подписывают принятые пленарным совещанием только что сейчас оглашенные резолюции по четырем основным вопросам. Торжественное подписание Главами Православных Автокефальных Церквей четырех принятых Пленарным Совещанием Резолюций. Блаженнейший Патриарх Христофор представительство от Александрийской Церкви поручил Антиохийской делегации в лице Митрополита Эмесского Александра и Митрополита Ливанского Илии. Резолюция по вопросу «Ватикан и Православная Церковь» Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей, заслушав доклады: «Папство и Православная Церковь », «Отношение Ватикана к Православным Славянским Церквам за последние 30 лет», «Ватикан и Православная Церковь » и «Римская церковь и единство Христовой Церкви», определяет, что Римская курия во главе с епископом г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответном письме от 9 октября Христофор II сообщил о своем посещении Афин, Константинопольского Патриарха и подробно остановился на вопросе отсрочки созыва Всеправославного Собора: «Поверьте, что не менее Вас мы чувствуем необходимость созыва этого Собора и желаем его. Не назначайте вообще даты Собора, когда будете говорить о нем. И братски попросите Вселенского Патриарха, чтобы он созвал Собор по Вашему предложению. Если он почему-либо отказался созвать Собор, и этот отказ явился бы несправедливым и неполезным для Церкви, тогда все мы окажем содействие этому созыву» . В начале декабря 1947 г. Патриарх Алексий I отправил еще одно письмо в Александрию, разъясняя, что речь не идет о Соборе: «Мы поставили вопрос о созыве не Всеправославного Собора, а лишь Совещания предстоятелей православных церквей, каковое Совещание, как по своему составу, так и по своей компетентности существенно отличается от Собора… Между тем мы пригласили на Совещание только предстоятелей церквей, над которыми не имеем никакой власти, и потому их прибытие на Совещание зависит только от их доброй воли». Патриарх также выразил сожаление по поводу изменения отношения к Русской Православной церкви греческих иерархов и глав Восточных Церквей «в сторону отчуждения, причем по мотивам, только по виду церковным, а на самом деле исключительно политическим» . Однако политические мотивы все сильнее влияли на Христофора II. 16 декабря он отправил в Москву довольно острую телеграмму: «С глубоким сожалением узнали мы из лондонской печати, что православные церкви на Балканах, в Румынии, Югославии и Болгарии преследуются правящими советскими властями. Мы серьезно просим Ваше Блаженство вступиться вместе с правящими властями России и прекратить меры принуждения над братскими автокефальными церквами, крик отчаяния которых дошел до нас накануне Рождества нашего Господа и Спасителя. Мы также пользуемся случаем сами просить Ваше Блаженство принять меры совместно с Советским правительством к прекращению всяких попыток для дальнейшего вселения евреев на Святые места в Палестине» .

http://bogoslov.ru/article/6172710

Но что самое страшное, проведение Собора при участии не всех автокефальных православных церквей, положит конец обещаниям, данным Патриархом Афинагором I в 1961 году, когда ему удалось объединить православный мир на Первой Родосской конференции, положившей начало подготовительной работе к Великому Собору на основе золотого правила, что все участники составят «святое единство». Это единство, к которому он намеревался привести Православную церковь, нейтрализовало бы разделение православного мира после Всеправославного совещания 1923 года, проведенного в отсутствие некоторых церквей. Патриарх Афинагор следовал этому золотому правилу и боролся за сохранение Православного консенсуса как гаранта единства православного мира в сложных исторических условиях. Это правило было впоследствии закреплено во внутреннем уставе Предсоборных Православных Конференций, и единогласно принято автокефальными православными церквами в 1986 году, выражая «традиционную православную практику и писанный канон». Статья 2 предусматривала, что Вселенский Патриарх созывает предсоборную конференцию после «согласия всех глав поместных православных церквей, извещенных Патриаршими письмами ко всем главам автокефальных и автономных православных церквей». Статья 15 подразумевала, что «Предсоборный Православный комитет предпримет работу по обеспечению консенсуса по всем вопросам повестки дня предстоящей православной конференции, а также обеспечит подготовку совместного текста по каждому вопросу». Статья 16 этого устава утверждала, что «все тексты, рассматривающие вопросы, стоящие на повестке дня предсоборного православного совещания, будут приняты единогласно». С возобновлением в 2014 году подготовительных работ к Великому Собору, появились некоторые факты, указывающие на то, что Его Святейшество нынешний Вселенский Патриарх не будет применять эту «традиционную Православную практику», упомянутую выше, и склонен провести Великий Собор с теми церквами, которые приедут, основываясь на принципе «согласия» участвующих церквей, а не на принципе «единогласного консенсуса всех автокефальных церквей». Антиохийская Церковь отвергла это предложение, утверждая, что Великий Собор не может быть проведен, если не все автокефальные православные церкви участвуют в его работе. Такая точка зрения соответствует ясному и четкому внутреннему уставу Собора, который был согласован со всеми автокефальными церквами.

http://pravmir.ru/velikiy-pravoslavnyiy-...

В мемуарах В. пишет, что уже в 20-30-х гг. XX в. неоднократно встречался с правосл. иерархами и богословами: архиеп. Германом (К-польский Патриархат), еп. Новосадским Иринеем (Сербская Православная Церковь), проф. протопресв. Стефаном Цанковым (Болгарская Православная Церковь), проф. Г. С. Аливизатосом (Элладская Православная Церковь) и др. Борьба В. против нацизма во время второй мировой войны укрепила его симпатии к России. Он приложил немало усилий, чтобы рассеять предубеждения в отношении РПЦ, бытовавшие в то время на Западе. В июне 1945 г., во время офиц. визита делегации РПЦ в Великобританию, В. встречался и беседовал с митр. Крутицким Николаем (Ярушевичем) . В этот период шла интенсивная подготовка к проведению в Амстердаме I Ассамблеи ВСЦ и В. хотел, чтобы РПЦ приняла в ней участие. С этой целью он предложил Патриарху Алексию I направить делегацию для ознакомления с деятельностью «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки». Это предложение было принято, однако усиливавшаяся «холодная война» помешала его осуществлению. Совещание Предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве, проходившее в июле 1948 г. совместно с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ, обсудило среди др. и вопрос об отношении Поместных Православных Церквей к экуменическому движению и вынесло решение воздержаться от участия в амстердамской Ассамблее ВСЦ, мотивируя это тем, что «экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами» (Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Т. 2. С. 435-436). В то же время деятельность самого В. на Совещании была охарактеризована весьма положительно. По инициативе В., ЦК ВСЦ, собравшийся в Давосе в апр. 1955 г., обратился к РПЦ с предложением об экуменической встрече. Предложение было принято, и 7-9 авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегаций ВСЦ и РПЦ, возглавлявшихся В. и митр. Николаем. Во время совместных заседаний были обсуждены 4 темы: «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей», «Христианское единство в защите мира», «Русская Православная Церковь и социально-политические проблемы нашего времени», «Общая озабоченность Церквей религиозной свободой». В. выступил с докладом «Всемирный Совет Церквей и мир во всем мире». Была выработана общая позиция, к-рая заключалась в том, что Церкви должны совместно добиваться мира (Memoirs. P. 266). Результаты встречи предопределили принятие последующего решения о вступлении РПЦ в ВСЦ. В дек. 1959 г. В. впервые посетил Москву в составе офиц. делегации ВСЦ, к-рая прибыла в СССР по приглашению РПЦ с целью дальнейшего сближения позиций в рамках экуменического диалога, а также для содействия вступлению РПЦ в ВСЦ.

http://pravenc.ru/text/158808.html

Так, например, на Всеправославном Совещании в Москве святитель Серафим (Соболев) сделал доклад « Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? », в котором прозвучали такие слова: «Экуменизм пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь – отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преп. Серафима: “Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от Святых Вселенских Соборов”». Напомним, что именно журнал «Благодатный Огонь» еще в 1998 году первым правдиво рассказал о московском Всеправославном Совещании 1948 года: Михаил Кригер. Всеправославное Совещание 1948 года в Москве (Благодатный Огонь, 1998, Статья была написана в 1998 году к 50-летию Всеправославного Совещания и опубликована как в журнале «Благодатный Огонь», так и год спустя в сборнике «Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное Совещание 1948 г. об экуменизме» (М.,1999. Сост. Николай Каверин). Всеправославное Совещание 1948 года в Москве «Наша Церковь не хочет, не может и не должна быть под влиянием нецерковных организаций. Мы будем оберегать свою духовную свободу, как неоценимое сокровище». Протоиерей Григорий Разумовский 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ Исполнилось 75 лет со времени Всеправославного Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Непреходящее значение этого Всеправославного Совещания определяется как важностью поднятых на нем вопросов, которые в наше время приобрели особую актуальность, так и, в особенности, полученными на эти вопросы ответами и теми доводами, на основании которых эти решения были приняты. В докладах и принятых Резолюциях было дано «исчерпывающее исповедание нашей веры», по словам Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), с тем, чтобы ответить на все сомнения верующих и вопросы инославных. Документы Совещания были предназначены свидетельствовать истину Православия всему миру.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Нет возражений? Принято. На пленарных заседаниях председательствуют по очереди члены Президиума. 4 . Распределить повестку дня следующим образом: 9 июля, сегодня, заслушать доклады на тему «Папство и Православная Церковь », выдвинутые Русской, Румынской и Болгарской Церквами. Содоклад от Албанской Церкви на эту тему перенести в комиссию. Сегодня же заслушать доклады «Об англиканской иерархии», выдвинутые Русской, Болгарской и Румынской Церквами. 10 июля заслушать доклады: «О церковном календаре» и «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению», выдвинутые теми же тремя Церквами. Соответственно четырем основным темам повестки дня образовать 10 июля, в конце второго пленарного заседания, четыре комиссии для обсуждения указанных докладов, как было сказано, и для выработки резолюций по этим докладам. Все члены прибывших делегаций уже выразили свое желание принять участие в той или другой из четырех комиссий и список членов каждой комиссии мною будет оглашен завтра, равно как завтра будет принят и порядок работы в этих четырех комиссиях. Вопрос, дополнительно выдвинутый Сербской и Болгарской Церквами «О славянском монашестве на Афоне», и выдвинутый Сербской Церковью вопрос «О различии в обрядах разных Автокефальных Церквей» предлагается включить в 4-ю комиссию, занятую вопросом церковного календаря, и там, в комиссии, заслушать соответствующие доклады и принять по ним резолюции. Нет возражений? Принято. Значит сегодня, согласно принятому порядку дня, мы будем слушать доклады на тему: «Папство и Православная Церковь ». Вступительную речь скажет Святейший Патриарх Алексий. Речь Святейшего Патриарха Алексия Святейший Патриарх Алексий : Всечестные Архипастыри, отцы и чада Православных Церквей мира! От имени Священного Синода Русской Православной Церкви, от имени всех ее епископов, от имени всей Русской Православной Церкви, мы радостно приветствуем вас здесь, в сердце Православной Руси, в нашем престольном граде Москве. Ваше братское сердце само должно почувствовать всю духовную сладость бывшего столь редким доселе общения между архипастырями различных народов по крови и языку, но родных и единых по вере, по упованиям и по любви о Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определением Священного Синода 4 апреля 1946 года был образован Отдел внешних церковных сношений. Протоиерей Григорий Разумовский был назначен членом Отдела и усердно трудился в Отделе до января 1952 года, когда начавшаяся болезнь воспрепятствовала ему продолжать эту работу. В послевоенные годы происходило оживление связей Русской Православной Церкви с православным миром. И о. Григорий принимает деятельное участие в организации встреч представителей Поместных Православных Церквей, их делового общения, стремится к наибольшей плодотворности межцерковных контактов. Деловые отношения он строит в духе дружеской приветливости и братской теплоты. Русская Православная Церковь в июле 1946 года вступила в официальную переписку с руководством «Всемирного Совета Церквей в процессе организации», как он тогда назывался, в целях всестороннего ознакомления с экуменическим движением и установления деловых контактов с его лидерами. В этом процессе «вхождения» нашей Церкви в экуменическое движение о. Григорий принял самое деятельное участие. И уже в августе того же года в докладе Святейшему Патриарху Алексию он отмечал, что «изучение нами экуменического движения продвинулось очень сильно вперед». Однако этот процесс совпал с началом периода «холодной войны». Как известно, политические тенденции того времени оказывали сильное влияние на тогдашнее направление экуменической деятельности. Достаточно вспомнить Дж. Ф. Даллеса, игравшего в экумене тех лет немаловажную роль. Естественно, что политическая направленность экумены не могла быть принятой Русской Православной Церковью и многими другими Церквами. Это и нашло свое выражение в решениях Московского Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в июле 1948 года. Протоиерей Григорий Разумовский был одним из самых деятельных участников подготовки и проведения этого Совещания. На нем он выступил с докладом об экуменизме. Негативное отношение к этому вопросу, нашедшее отражение в докладе, не было отрицанием экуменизма как такового. О. Григорий порицал тогдашнюю политическую линию ведущих экуменических деятелей и, в силу этого, дал сдерживающие характеристики самому движению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Имеются документальные подтверждения, что после Великой Отечественной войны, когда в Москве в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина проходила подготовка к историческому Всеправославному Совещанию Православных Церквей 1948 года ( http://www.blagogon.ru/digest/60/ ), Сталин предлагал руководству Русской Православной Церкви (скорее всего устно) пересмотр диптиха Православных Церквей с целью предоставления в нем Русской Церкви как самой многочисленной первого места, что полностью соответствовало бы идее советской Империи как продолжательницы в историософском смысле Российской Империи и идеологии Третьего Рима. Однако все греческие патриархаты высказали тогда свое несогласие с эти проектом. Приведем некоторые документы о подготовке в аппарате советского правительства такого исторического решения. В докладной записке полковника Г.Г. Карпова (именно он возглавлял Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР) И.В. Сталину об итогах поездки делегации Московской Патриархии по странам Ближнего Востока от 27 июля 1945 г. отмечалось: «По инициативе восточных патриархов в беседах с патриархом Алексием был затронут вопрос о Вселенском Соборе, не созывавшемся с VIII века. Из обмена мнениями по этому вопросу между патриархами – Собор должен будет избрать Вселенского патриарха и решить вопрос о перенесении центра православия в Москву, причем, по примеру прежних Вселенских Соборов, которые собирались, хотя по инициативе представителей церквей, но не церквами, а государствами, и этот Собор должен быть созван таким же порядком». 29 мая 1946 года Совет Министров СССР принял постановление 1132-460/СС: «Разрешить проведение в Москве Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей для обсуждения вопроса о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом. Об отношении к так называемому экуменическому движению. О созыве Вселенского Собора и некоторых других вопросах». В 1946 г. уже в отчете своего Совета Карпов формулирует:

http://ruskline.ru/opp/2023/11/13/o_sozy...

Но в течение последняго 25-летия этот вопрос вступил в область более подробных и благосклонных со стороны богословов исследований, однако впоследствии их опередили акты формального признания действительности англиканских хиротоний со стороны некоторых Православных национальных Церквей. Так, в 1922 г. Вселенский Патриарх Мелетий IV Метаксакис, глава Константинопольской Церкви, и в следующем году Патриарх Дамиан Иерусалимский, а затем и Архиепископ Кирилл Кипрский доводят до всеобщаго сведения о благоприятных решениях их Синодов в пользу этого признания. Такого же рода решение вынесла в 1930 г. Александрийская Церковь , руководимая в то время бывшим Константинопольским Патриархом Мелетием Метаксакисом. В пользу такого же признания, но лишь применительно к отдельным случаям и, следовательно, категорически обусловленного и по сему на деле неприменяемого, вынес постановление и Св. Синод Румынской Православной Церкви в своем заседании 19 марта 1936 г. Но все эти постановления все же еще нельзя рассматривать в смысле теоретического разрешения вопроса об англиканских хиротониях, самым очевидным доказательством служит постановка настоящего вопроса на повестку дня Всеправославного Совещания Церквей в Москве. Это свидетельствует о том, что вопрос находится еще в стадии обсуждения. Все же оговорка, сделанная Вселенским Патриархом Мелетием IV в своем письме в 1922 г. на имя Архиепископа Кентерберийского о необходимости согласия с его решением и остальных Правосланых Церквей, является еще одним доказательством в пользу того, что вынесенные признания до тех пор пока не будет дано единодушное одобрение всего Православия, 77 не могут считаться окончательными и беспрекословными. Официальное и вполне авторитетное решение по этому вопросу, имеющее обязательную силу, может вынести только совещание всех Церквей. Небезразлично знать, что инициатива в этом направлении всегда исходила от англикан, которые хотя нисколько и не сомневаются в действительности их священства, все же в их инициативе чувствуется неудержимое стремление войти в общение с Вселенской Церковью и поддержать общее движение в этом направлении. Попытки, сделанные в этих целях, все же носили довольно непоследовательный характер и переговоры велись одновременно в двух направлениях, с Римско-католической Церковью 78 и с Православными Церквами Востока. Фактически современные усилия англиканства установить эти связи с Православным Востоком являются продолжением, в более существенной и определенной форме, первоначальной инициативы, предпринятой экуменическим движением 79 , которое охватило после первой мировой войны весь протестантский мир и которое преследовало объединение Церквей на федеративных началах, не обусловливая непременно объединение догматической тождественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010