При такой постановке представительства Православной Церкви в Государственном Совете, оно является правильным и с формальной стороны, и по самому существу дела. Церковные пастыри в Совете в таком случай являются выразителями подлинного голоса Церкви, в совокупности ее пастырей и пасомых. Их избрание произведено пастырством Церкви, санкционировано высшею церковною властью, а водительству пастыре – учителей, по заветам Христа и разуму церковных канонов, должна подчиняться церковная паства. Как избранные правящей Церковью , члены Государственного Совета от православного духовенства в своих речах и действиях в Совете, конечно, подлежать ответственности пред санкционировавшей их избрание высшею церковною властью – Святейшим Синодом, который является их главным доверителем. Самым согласием па принятие представительства от Церкви в Совете пастыри-члены Совета отожествили свои мысли и действия с желаниями своего доверителя. В противном случае Святейший Синод, кат высший в Церкви блюститель благочиния, всегда правомочен заменить одних представителей Церкви в Совете другими, речи и действия которых вполне согласовались бы с голосом правимой им Церкви. Пастыри в Совете, как то должно быть и повсюду, действуют именно как пастыри, носители и выразители святых и вековечных идеалов Христа, исповедуемых Православною Церковью. Ради света этих идеалов, их испытанной веками пользы для России, зародившейся, возросшей и окрепшей под кровом Православной Церкви, Русское государство призвало представителей Церкви в Совет. Не другой какой-либо ценз, и не ценз материальный, дал Церкви представительство в Государственном Совете, а только содержимый ею идеал Христа, которым она и призвана влиять на государственную жизнь России через Совет. Почему и на выборах в Совет Церковь поставлена на должную высоту, соответствующую ее исконной роли в деле строения Русской Земли и созидания мощи и величия России. Она не теряется в массах других избирателей, не обезличивается, а выделяется из среды других избирателей и предоставляется себе самой в осуществление специально ей дарованного выборного права и в занятии именно ей принадлежащих в Совете мест. Словом, Церковь здесь выступает в Государстве, как мощная духовная сила, а не как только материальный фактор, – земельный и проч...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

е. определяет и утверждает повестку заседаний Совета; ж. представляет Совет по вопросам, входящим в компетенцию Совета. 3.4. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписывают Председатель и Секретарь Совета. 3.5. По решению Совета или по распоряжению Председателя Совета при Совете могут создаваться экспертные группы. Совет вправе привлекать к своей работе независимых экспертов и сторонние организации. 3.6. Исполнительным органом Совета является Секретариат Совета, который осуществляет текущую работу по обеспечению его деятельности. 3.7. Сведения о деятельности Совета включаются в ежегодный отчет, представляемый епархиальным архиереем на имя Святейшего Патриарха. 4. Взаимодействие Совета с Синодальными и иными профильными структурами 4.1. Совет согласует свою деятельность с Межведомственной координационной группой по преподаванию теологии в вузах, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, Учебно-методическим советом по теологии, Экспертной группой при Межрелигиозном совете России. 4.2. Названные структуры в области своей компетенции оказывают Совету аналитическую, информационную, методическую, консультационную поддержку. 4.3. Совет следует рекомендациям названных структур, предоставляет им аналитическую информацию, рекомендации и предложения по совершенствованию теологического образования. 4.4. Ежегодно Совет предоставляет Экспертной группе при Межрелигиозном совете России данные о потребности региона в теологах и обоснование этих данных, до срока, устанавливаемого Экспертной группой. Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158647...

В 1931 году направлено в Оренбургский Городской совет несколько заявлений с решениями на собраниях рабочих о закрытии церквей, т.к. остро не хватало материалов для строительства жилья рабочим. «Здание Покровской церкви передать для использования в качестве жилой площади или под культурные нужды», – так звучало Постановление Президиума Оренбургского Городского совета «О закрытии церквей Покровской, Введенской, Воскресенской, Георгиевской, Никольской, Иоанно-Богословской», вынесенное 25 июня 1931 года. По решению городского совета храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Оренбургскому Облпотребсоюзу в 1933 году в долгосрочное пользование. Храм был преобразован в цеха: столярный, мебельный, бондарный, сушилку леса. Установлено 12 станков с электромоторами, построена силовая подстанция и главный распределительный щит. 28 сентября 1946 года архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил пишет прошение Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и передает прошение от верующих г. Оренбурга об открытии Покровской церкви на Аренде. Помимо этого было отправлено еще три ходатайства, но все бесполезно. Через год, 25 июня 1947 года архиепископ Мануил вновь направляет письмо Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви. Но ответа нет. 31 июля 1948 года исполком Облсовета за 1002-4 выносит решение об отказе группе верующих в открытии Покровской церкви. Это постановление Облисполком отсылает в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР. 13 сентября 1948 года за 1767 пришел ответ, что решение исполкома Облсовета считается верным, то есть Совет по делам Православной церкви при Совете Министров СССР согласен с решением исполкома за 1002-4. В 1990 году, инициативная группа под руководством Виктора Васильевича Коробова (позднее он принял монашество с именем Валентин и стал иеромонахом) обратилась с письмом в Оренбургский исполком, чтобы освободить все здание от районного быткомбината. В связи с этим состоялось собрание градостроительного совета, на котором просьбу инициативной группы решили удовлетворить и предписанием городской архитектуры от 1.10.90г., а также предписанием заместителя председателя исполкома, было запрещено строительство на территории церкви. 22 октября 1990 года комиссия Оренбургского отдела Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вынесла решение о прекращении строительства в зоне Покровской церкви, о принятии безотлагательных мер к выселению быткомбината на другую площадку, а Покровский храм реставрировать, как памятник истории и культуры г. Оренбурга.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Первый доклад был сделан Игорем Реморенко, директором департамента государственной политики в образовании – структурного подразделения министерства образования и науки РФ. Чиновник рассказал о реализации эксперимента по введению нового курса по основам религиозных культур и светской этике в 19 (а не в 18, как первоначально говорилось в поручении президента РФ) регионах. Было подчеркнуто, что курс состоит из 6 модулей (основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика); он будет преподаваться 2 часа в неделю в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса. Все эти модули должны иметь единую методическую основу. Как сообщил докладчик, для выполнения поручения президента РФ и распоряжения правительства РФ от 29.10.09 создан Межведомственный координационный совет, который возглавил министр образования и науки РФ Анатолий Фурсенко. В совет вошли представители полпредств в регионах, администрации президента, правительства, РАН и РАО. Епископ Зарайский Меркурий представляет в этом Совете Русскую Православную Церковь. В Совете будут также работать представители Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, Традиционной буддийской сангхи России, Русской Православной Старообрядческой Церкви. При этом Совете создана специальная рабочая группа по подготовке пособий к новому курсу; в группу входят представители религиозных организаций и светские ученые. Координатором этой группы является известный религиовед, профессор философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович. Как сообщил И. Ремаренко, работа по созданию учебных пособий для нового предмета уже завершается; 7 декабря 2009 года проекты учебников будут рассмотрены на заседании Координационного совета. Касаясь вопроса о кадрах, представитель министерства образования сказал, что необходимо в короткий срок подготовить как минимум 15 тыс. преподавателей, при этом министерство не настаивает, чтобы это были только историки. Решение о том, какие предметники будут проходить подготовку по новому курсу, будет принимать каждая школа. На курсах повышения квалификации учителей по новой специальности могут обучаться и старшекурсники педагогических вузов. Отвечая на вопрос о двойной аттестации учителей (со стороны государства и соответствующей религиозной организации), чиновник отметил, что законодательство такой возможности не дает. В то же время, взаимодействие педагогов и религиозных организаций на местах «на уровне личных контактов» выступавший приветствует.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И поэтому Святейший Патриарх не смог быть на открытии, но сегодня он принял участие в Парламентских встречах. Это тоже традиция последние годы, в рамках Рождественских чтений проходят Парламентские встречи, чередуя Совет Федерации и Государственную Думу, законодательные органы России. В прошлом году — это была Дума, сегодня Святейший Патриарх выступал в Совете Федерации и говорил, обращаясь к представителям Верхней палаты и другим приглашенным людям о том, что нас волнует. Хочу при этом обратить внимание, что иногда коллеги пишут: «Как же говорят, что Церковь не участвует, вот он и в Думе выступает, и в Совете Федерации». Речь не идет о пленарных или очередных заседаниях в Совете Федерации, а речь идет об особом формате Парламентских встреч, которые проходят в рамках Рождественских чтений. Наши законодательные органы представляют свои площадки, туда приглашены помимо членов Совета Федерации и спикера, безусловно, Валентина Ивановна всегда очень с большим энтузиазмом и радостно, доброжелательно нас встречает. Но там были, естественно, и архиереи Русской Православной Церкви, и представители синодальных структур и так далее. И я могу еще рассказать о тех мероприятиях, в которых я сам непосредственно принимал участие. А. Пичугин — Во-первых. Во-вторых, у меня был вопрос по ходу вашего рассказа про Рождественские чтения. Я так понимаю, что какое-то количество лет назад, лет 10, это еще было такое сугубо внутрицерковное мероприятие, теперь оно выходит на общественный уровень. Потому что я смотрю в расписание, принимали же участие не только деятели Церкви и люди как-то связанные с Церковью, но и вполне светские чиновники. Которые на первый взгляд, ну никоим образом не были замечены, кроме как… В. Легойда — Не были замечены, замешаны… Л. Горская — Не числились, не значились. В. Легойда — 10 лет назад, конечно, это уже не было сугубо церковным мероприятием. Я хорошо помню, мне доводилось выступать на пленарных заседаниях, они раньше были такими длинными очень, даже проходили в несколько частей.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

У нас нередко есть представление о том, что правду-матку надо в лицо рубить, с ненавистью и злобой, а митрополит Филипп укорял царя кротко и спокойно. Очень хороший пример, как нужно отстаивать правду, твердо, непреклонно, но спокойно и мирно. — Ну, светские дипломаты тоже на крик стараются не срываться. Зачем же в Совете Европы в какой-то момент понадобилось еще и присутствие Церкви?Церковный дипломат, отстаивая какую-то принципиальную позицию, даже в светской международной организации может напрямую обращаться к совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса. Миссия Церкви — служение спасению людей. Священнослужители призваны давать своей пастве верные ориентиры на этом пути. А поскольку после развала СССР во многих странах Европы значительно возросло присутствие верующих Русской Православной Церкви, появилась необходимость представлять в Совете Европы позицию Московского Патриархата в процессе выработки общеевропейских норм. Ведь здесь даются оценки различным общественно-политическим событиями в европейских странах, выносятся суждения о внутренней жизни религиозных общин, роли религии в обществе, формируются стандарты общественного поведения. И верующих устраивает не все. Например, либеральное отношение к абортам, фактическое поощрение однополых связей. Для религиозного человека это тяжкие грехи. Конечно, можно уйти в непримиримую оппозицию к такому институту. А можно и вступить с ним в диалог, попытаться найти решения, которые не ущемляли бы, в том числе, и права верующих. Русская Церковь выбрала второй путь. И в 2004 году в Страсбурге было открыто представительство Московского Патриархата. Вести прямой диалог с организацией, охватывающей сейчас 47 стран, крайне важно. — Но вот начинаете Вы, батюшка, говорить европейским либералам о грехе, а в ответ слышите о демократических ценностях, правах человека. И как находите общий язык? — Задача церковного представителя в Совете Европы и состоит в том, чтобы строить добрые отношения с разными силами. При этом, конечно, не поступаясь христианскими принципами. Церковь может находить общий язык с людьми разных политических взглядов, если в своей деятельности они прислушиваются к совести. Совесть — это некий встроенный в нас Богом «механизм», который точно подсказывает, что есть добро, а что зло. Нам всем хотелось бы, чтобы в мире не осталось зла. Для этого надо терпеливо противостоять любому греху. Прежде всего, в себе, но также и в обществе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1788930...

В настоящей статье используются как опубликованные, так и неопубликованные (архивные) источники. К опубликованным относятся нормативные документы государства и Русской Православной Церкви, в которых отражены церковно-государственные отношения в рассматриваемый период. Отдельным блоком опубликованных источников можно выделить воспоминания современников о митрополите Вениамине, изданных в разное время. Прежде всего, это воспоминания епископа Феодора (Текучева), который рисует образ митрополита Вениамина в положительных тонах, оправдывая многие его действия и поступки добрыми стремлениями и исключительной преданностью Богу и Церкви . В качестве источников по указанной тематике следует указать и мемуары митрополита Вениамина «За православие помилует меня Господь...» и «„Послужи народу... " Два сорокоуста». В дневниковых записях «За православие помилует меня Господь...» представлены воспоминания о его жизни в Советском Союзе после возвращения из США в 1948 г. Размышления епископа Вениамина по поводу принятия Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти отражены в дневниковых записях «„Послужи народу... " Два сорокоуста» . Для утверждения в правильности своего решения епископ Вениамин служил подряд 40 литургий и каждый день записывал свои мысли и рассуждения по вопросу лояльности к большевистскому правительству. Второй сорокоуст митрополит Вениамин служил уже на Родине. К неопубликованным источникам относится личное дело митрополита Вениамина, которое хранится в Государственном архиве Российской Федерации. В нем содержатся письма митрополита Вениамина председателю совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карпову , Святейшему патриарху Алексию I (Симанскому) . Представлены справки о митрополите Вениамине и выписки из отчетов уполномоченных Совета по делам РПЦ , выписки из Журнала Заседаний Священного Синода , автобиография митрополита , его доклады и отчеты по деятельности . Дана характеристика на митрополита Вениамина уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Ростовской области И. Усанова и уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Каменской области Я. Матершева . Данные источники позволяют проследить деятельность митрополита Вениамина в Советском Союзе после его возвращения на Родину, его непростые взаимоотношения с представителями государственной власти, а равно и рассмотреть его взгляды на церковно-государственные отношения.

http://pravoslavie.ru/38282.html

Архиерейский Синод, собравшись ныне в расширенном составе, после всестороннего обсуждения, 25 ноября/8 декабря 2006 г. единогласно принял Резолюцию, гласящую: «Одобрить предложения Комисий по поводу времени, места, и чинопоследования торжественнаго подписания «Акта о каноническом общении», и поручил определенным лицам «выработать подробный план визита в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященейшим Митрополитом Лавром для торжественнаго подписания «Акта». Конечно, на данном этапе не удалось полностью разрешить все вопросы, как это и было отмечено в Послании Архиерейскаго Собора 2006 г.: «Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления». На это указывают члены IV Всезарубежного Собора, предложившие в своей Резолюции передать эти вопросы на рассмотрение будущего Поместного Собора: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы». Одним из таких вопросов является продолжающееся участие представителей Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей. Всезарубежный Собор обратил на это внимание в своей Резолюции: «Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московскаго Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Поэтому, Архиерейский Синод положительно оценил резолюцию Средне-Американской епархии Православной Церкви в Америке, в которой Епархиальное Собрание ходатайствовало о немедленном выходе Православной Церкви в Америке из Национального и Всемирного Советов Церквей. Из этого ясно, что желание устранить этот соблазн имеется и у чад других Поместных Православных Церквей. С болью сознаем, что не везде обсуждения о процессе примирения двух частей Русской Православной Церкви проходят в духе мира и взаимного уважения. Особенно резкие высказывания появляются на интернет-форумах, в которых некоторые анонимно распространяют совершенно ложную информацию о переговорном процессе, а также и клевету на Первоиерарха, архиереев и священнослужителей нашей Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Создание в 1943 году в СССР Совета по делам Русской Православной Церкви — отдельного ведомства, занимавшегося исключительно церковными вопросами, — привлекло внимание иностранной общественности. Представители Русской Православной Церкви заграницей настойчиво утверждали, что Русская Церковь подвергается гонению на территории СССР; им вторили и Католическая, и Англиканская церкви. Поддержанием имиджа Советского Союза за рубежом призван был заниматься Совет по делам Русской Православной Церкви. Его деятельности в период с 1943 по 1946 годы посвящена статья Александра Борисовича Онищенко, которую мы вспоминаем. Читателям портала «Богослов.Ru» предлагается автобиография епископа Романа (Танга) из личного дела епископа, которое хранилось в Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Этот материал проливает свет на прежде неизвестные аспекты жизни владыки, а также является документом, характеризующим его как образованного иерарха Русской Православной Церкви и человека, имеющего большой жизненный опыт. Годовщине епископской хиротонии митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия (Якобса) посвящается отзыв Александра Онищенко о книге «О моём пути», мемуарах Владыки. Читателям предлагается рецензия Александра Онищенко на статью священника Димтирия Конюхова, посвященную вопросам православного образования в России. Рецензент высказывает ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, а также расставляет на его взгляд нужные и не проставленные автором акценты. В публикации Александра Онищенко представлен реферативный обзор некоторых любопытных статей, посвященных изучению истории Церкви, опубликованных в научных журналах из перечня ВАК по специальности «История». Нетрудно проследить отношение государства к Церкви в СССР на основе архивных данных. Однако выявить церковную позицию в отношении Советского государства представляется задачей гораздо более сложной. Связано это с недоступностью церковных архивов. Трудностям, сопровождающим исследователей Новейшего периода истории Русской Церкви, посвящена аналитическая статья Александра Онищенко.

http://bogoslov.ru/person/1257148

От редакции 22–23 октября 2015 года в Москве в Издательском совете Русской Православной Церкви и в Успенском Вышенском монастыре прошли IX Феофановские чтения, посвящённые изучению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского . Работа научной конференции состоялась в юбилейный год – когда по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне отмечалось 200-летие со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского . Впервые Феофановские чтения прошли в 2007 году, и с этого времени стали ежегодными. На третьих Феофановских чтениях, проходивших в Успенском Вышенском монастыре в 2009 году, было принято «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу», где, в частности, говорилось о необходимости комплексной программы по подготовке к празднованию 200-летия со дня рождения святителя и объявления 2015 года – годом святителя Феофана, Затворника Вышенского . Одним из главных положений программы по подготовке юбилейных мероприятий является подготовка к изданию Полного собрания творений святителя Феофана. Эта инициатива была под держана Издательским советом Русской Православной Церкви на заседании 27 мая 2010 года и получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 2010 года Издательский совет Русской Православной Церкви и Научно редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского , выступают соорганизаторами Чтений. Важным событием прошедшего года стала презентация первого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского », который был подготовлен Научно редакционным советом по изданию Полного собрания творений святителя Феофана при Издательском совете Русской Православной Церкви. Представляя издание, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского , митрополит Калужский и Боровский Климент отметил: «Подготовленная «Летопись» – это не просто памятное, юбилейное издание, а плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских учёных, приложивших немало усилий, чтобы осуществить этот масштабный проект.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010