В.Я. Саврей Общая библиография Источники I. На древнегреческом языке и в переводе на европейские языки 1. В «Патрологии» аббата Ж.П. Миня: Basilius Magnus – PG 29–32. Gregorius Nazianzenus – PG 35–38. Gregorius Nyssenus – PG 44–46. 2. В издании Sources Chrétiennes: Basile de Césarée. Sur Saint-Esprit//SC. Vol. 17. 1947. Idem. Homélies sur l " Hexaéméron//SC. Vol. 26 bis. 1950. Idem. Sur l " Origine de l " homme//SC. Vol. 160. 1970. Idem. Contre Eunome 1//SC. Vol. 299. 1982. Idem. Contre Eunome 2–3//SC. Vol. 305. 1983. Idem. Sur le Baptême//SC. Vol. 357. 1989. Grégoire de Nazianze. La Passion du Christ//SC. Vol. 149. 1969. Idem. Lettres théologiques (Ep. 101–102)//SC. Vol. 208. 1974. Idem. Discours 1–3//SC. Vol. 247. 1978. Idem. Discours 27–31//SC. Vol. 250. 1978. Idem. Discours 20–23//SC. Vol. 270. 1980. Idem. Discours 24–26//SC. Vol. 284. 1981. Idem. Discours 4–5//SC. Vol. 309. 1983. Idem. Discours 32–37//SC. Vol. 318. 1985. Idem. Discours 38–41//SC. Vol. 358. 1990. Idem. Discours 42–43//SC. Vol. 384. 1992. Idem. Discours 6–12//SC. Vol. 405. 1995. Grégoire de Nysse. Vie de Moïse (De vita Moysis)//SC. Vol. 1. 1942. Idem. La Création de l " homme//SC. Vol. 6. 1944. Idem. Traité de la Virginité (De virginitate)//SC. Vol. 119. 1966. Idem. Vie de sainte Macrine//SC. Vol. 178. 1971. Idem. Homélies sur l " Ecclésiaste//SC. Vol. 416. 1996. Idem. Lettres//SC. Vol. 363. 1990. Idem. Discours catéchétique II SC. Vol. 453. 2000. Idem. Sur les Titres des psaumes//SC. Vol. 466. 2002. 3. Филокалия Оригена The Philocalia of Origen. A Compilation of Selected Passages from Origen " s Works Made by St Gregory of Nazianzus and St Basil of Caesarea/Transl. George Lewis. Edinburgh, 1911. II. В переводе на русский язык Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. Св. Василий Великий . Собр. соч. Т. 1–5. М., 1993. Св. Василий Великий . О сотворении человека//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 30–38; 3. С. 33–40. Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1,2. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Арх.: Архив СПб ФИРИ РАН. Ф. 69 (фонд Клименецкого мон-ря); НАРК. Ф. 177 (фонд Клименецкого мон-ря). Ист.: Писцовые книги Обонежской пятины, 1496 и 1563 гг. Л., 1930; Писцовая книга Заонежской пол. Обонежской пятины 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. Ч. 3; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010. С. 214-218; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 207-208. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 531; Игнатий (Семёнов), архиеп. Краткое сказание о Климецком мон-ре. СПб., 1846; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 41-44; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871; Строев. Списки иерархов. Стб. 999-1000; Феофил, иером. Сказание о жизни прп. Ионы и история Клименецкого мон-ря. СПб., 1885; Докучаев-Басков К. А. Прп. Иона Клименецкий и основанная им обитель//Рус. паломник. 1894. 13. С. 200-206; 14. С. 218-220; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церк. чествование: Агиол. очерки//Олонецкие ЕВ. 1903. 8; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 44-46; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1905 г. 1905. С. 328, 335; Шайжин Н. С. Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае. Петрозаводск, 1909. С. 21-22; Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собр. для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 7-8, 32-33; Будовниц И. У.Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 259, 331-332; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. Вып. 1. С. 111; Беловолова (Украинская) Т. Н. Валаамское собр. рукописей в Финляндии//ТОДРЛ. 1993. Т. 48.

http://pravenc.ru/text/578264.html

79 (Собр. А. В. Горского), 37, л. 48). Почерком слуги Иосифо-Волоколамского монастыря дьяка Дмитрия Лапшина писан текст на л. 175–259 об. Л. 260–421 переписаны другим, хотя и очень похожим, почерком, здесь же начинается и иной счет тетрадей. Тем не менее, все три части сборника Вол., 490 написаны одновременно. Во всех частях встречаются одинаковые филиграни: 1) Литера Р под трилистником имеется в первой части (л. 37) и во второй; 2) Перчатка под короной с 8 фестонами имеется в первой части (л. 44–47) и последующих (л. 176, 182, 195, 198, 208, 213, 217, 264–268, 273–276 и др.); 3) Перчатка под короной с 9 фестонами имеется в первой части (л. 48) и других (л. 177–181, 183–185, 191–193, 197, 199–203 и др.). Митрополит Даниил, написавший первую часть (л. 2–174), произвел исправления в тексте второй и третьей частей (л. 226, 269 об., 270, 278 об., 283 об., 284, 285 об., 310, 332 об., 344, 350 об., 353, 359 об., 381, 388 об., 400). Таким образом, запись на л. 421 об.: «В лето 7051 написана бысть книга сия в дом Пречистои, во Иосифов манастырь», – вполне может быть отнесена ко всем трем частям сборника Вол., 490 609 . Преподобныи и блаженыи сеи Еуфимеи рождением и воспетением Нижняго Новаграда гражданин, паче же реку вышняго Иерусолима гражданин, благочестиву и хрестиану родителю, отца богобоязнива и матере благоговенныи ветвь благоуханиа. Велми же 611 любяста его родители и вдаста его на учение святых и божественых душеполезных писании. Блаженныи же отрок сердечною радостию послушаа родитель своих, с великим прилежанием учя божественая писаниа, с сверьстникы 612 своими не прикасаяся детьскым 613 играм, но зело любляше молчяние и часто к Божиим святым церквамъ хождааше. И любляше стояти, уединяся, в церкви в темне угле, дабы с ним не беседовали о мирьских и тленных мимотекущих, и внимаше глаголаниа псаломъская и чтениа святых и божественых апостол, наипаче же Павловым посланием. И слыша глаголюща: «Братие, не дети бываите умом, но злобою младеньствуите, умы же съврьшении будите».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

на иностранных языках. Почти все книги были «отобраны на покрытие долга» (в размере 280 р.) кафедре и расходы на погребение. Впосл. мн. книги поступили в Черниговский коллегиум. После кончины К. осталось также 95 р. 25 к. В июле 1772 г. еп. Черниговский Феофил (Игнатович) доносил, что «все пожитки», кроме «ризничных вещей» и книг, переданы свящ. Александру, отцу почившего епископа. Соч.: Описание краткими стихами иллюминации на... Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны Всея России, и Вел. кн. Петра Феодоровича в Троицкую Сергиеву обитель пришествие. М., 1744; Слово в Высочайшее присутствие Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны, проповеданное в ТСЛ Семинарии. М., 1745; Слово в день преставления прп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежскаго, и всея России чудотворца. М., 1749; Переписка с свт. Тихоном I//Воронежские ЕВ. 1866. 19. С. 437-439. Арх.: ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 12; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 5. Ист.: Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске, 1752-1827. СПб., 1872. С. 51. Лит.: Сумароков А. П. Полное собр. всех сочинений в стихах и прозе. М., 17872. Ч. 6; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 208-209; он же. Словарь. М., 1995. С. 181; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 35-37, 45, 58, 63-65, 74-80; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 99-101; Кирилл (Ляшевецкий), еп. Черниговский и Нежинский (бывш. Воронежский)//Воронежские ЕВ. 1883. 19. С. 848-850; РБС. Т.: Ибак-Ключарев. С. 660; Правдин А. М. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 339-373; ПБЭ. Т. 3. С. 840; Дмитриев И. Д. Московский первокл. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 98; Комолов Н. А. «Вы должны быть самым светом…»//Рус. провинция. Воронеж, 1995.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Перевод второй редакции текста апокрифа об Адаме и Еве публикуется по списку РНБ, собр. Погодина, 1632 г. Исправления и дополнения сделаны по спискам: РГБ, собр. Румянцева, кон. XV в.; собр. Румянцева, XVII в. (оба списка опубликованы: Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 3. С. 1–7); Библиотека РАН, 13.2.25 (Яц. 26), перв. Пол. XVI в.; РНБ, собр. Погодина, нач. XVII в.; РНБ, Соловецкое собр., (1035), кон. XVII в.; Соловецкое собр., XVII в. (оба списка опубликованы: Порфирьев И. Апокрифические сказания ... по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 90–96, 208–216). О потопе Апокрифическая легенда о потопе соединяет библейский текст, посвященный этому событию ( Быт. 6–8,9:1 ), со сказкой о дьяволе, пытавшемся помешать Ною спастись, сначала разрушив строившийся ковчег, затем обманом проникнув в него. Сказка о дьяволе в Ноевом ковчеге относится к сюжетам, распространенным в мировой литературе, и встречается у разных народов. Подчас народная сказка значительно отличается от апокрифа, читающегося в древнерусских рукописях. Например, сказка, сообщенная И. Ф. Буслаевым , названа сказкой про Ноя и Евгу. Бог велел Ною не говорить никому о постройке ковчега, потому что хотел потопить дьявола со всеми людьми, иначе он снова соблазнит весь мир («Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут»). Дьявол спрятался у Евги под подолом, а она могла войти в ковчег только после слов Ноя: «Да иди же ты, проклятая!», после чего дьявол, воспринимая эти слова как призыв к нему, входит вместе с Евгой в ковчег. До этого жена Ноя медлила под предлогом, что надо горшки захватить, ложки да плошки забрать. Сказка кончается тем, что дьявол уцелел в ковчеге («потопа прошла, а грех остался»). Сказка по смыслу противоположна апокрифу, в котором дьявола, превратившегося в мышь, удавили кот и кошка. Русского читателя апокрифическая легенда привлекала не только своей занимательностью, но и нравоучительными мотивами, популярными в древнерусской литературе, – о злых женах и о происхождении хмеля: в апокрифе жена по наущению дьявола изготовляет хмельное питье и, напоив Ноя, выведывает его тайну; она же помогает дьяволу пробраться в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о времени написания «Слова». М.; Л., 1966. С. 264-291; Каган-Тарковская М. Д. «Слово о женах, о добрых и злых» в сборнике Ефросина//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 382-386; она же. Энциклопедические сборники XV в. и круг интересов книгописца Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Рус. и груз. средневек. лит-ры: [Сб. ст.]. Л., 1979. С. 195-196; Творогов О. В. Мат-лы к истории рус. хронографов: 1. Ефросиновский хронограф//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 256-274; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 3-241; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 227-236 [Библиогр.]; Кистерёв С. Н. Кодикологические наблюдения над ефросиновским сборником с «Задонщиной»//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 209-216; он же. Из наблюдений над сборниками белозерского писца Ефросина//Там же. 1994. Вып. 5. С. 176-192; он же. Ефросин Белозерский в отечественной историографии//Очерки феод. России. М., 1997. Вып. 1. С. 65-79; он же. Ефросиновский извод слав.-рус. редакции визант. земледельческого закона//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 295-304; Шибаев М. А. О новом автографе монаха Кирилло-Белозерского мон-ря Ефросина//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 208-222; он же. Загадки биографии инока Ефросина - книжника Кирилло-Белозерского мон-ря 2-й пол. XV в.//История и культура: Актуальные проблемы: Сб. ст. в честь 70-летия проф. Ю. К. Руденко. СПб., 2005. С. 85-93; Анисимова Т. В. Об источнике Ефросиновского хронографа (по списку 70-80-х гг. XV в. из собр. Г. Г. Юдина)//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 98-110. М. А. Шибаев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/187860.html

Рукописи 1-й пол. XV в., в целом принадлежащие к ранней традиции З. н., отражают начальную стадию ее трансформации, что проявляется в становлении графики попевок, приближающейся к нотации следующего периода. Составленным в это время азбукам знамен (РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 и 637/894; см.: Шабалин. 2003. С. 7, 8) также свойственны признаки переходного этапа - неустойчивость в порядке изложения знаков, непоследовательность в их расположении по семействам, разные названия одних и тех же знаков (стрела светлая - стрела мрачная, стопица светлая - стопица с очком), отличия в графическом облике отдельных знамен и попевок (стрелы поводная и поездная, тряска, ключ, крыж, дербица, перевяска); в них были включены лишь отдельные начертания фит, помещенные между обычными знаками и попевками в середине и в конце перечня (РНБ. Кир.-Бел. 637/894. Л. 125 об.- 126; см.: Шабалин. 2003. С. 8). (См. ил.: Певческая азбука «А се имена знамянием».) З. н. 2-й пол. XV - 1-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XV в. были созданы списки гимнографических книг в новой «основной» редакции З. н. С ее введением связано формирование классического великорус. стиля знаменного пения, сохранявшегося с небольшими изменениями на протяжении неск. веков. Комплект певч. книг, тексты к-рых записывались с помощью обновленной формы З. н., был дополнен Октоихом-Стихирарем, давшим нотации название «столповой» (от чередования недельных гласов согласно евангельским столпам ): начиная с посл. четв. XV в. это определение нередко включалось в заголовки азбучных перечней знамен («Имена знамению столповому» - ГИМ. Епарх. 176. Л. 208 об., посл. четв. XV в.; «Имена знаменю певчему столповому - како ся зовут» - ИРЛИ. Бражн. 1. Л. 3, сер. XVI в.; «Имена знамени столповому - како которое знамя именем звати» - РГБ. Собр. В. Ф. Одоевского. 1. Л. 28, 2-я четв. XVII в., и др.; см.: Шабалин. 2003. С. 17, 29, 37). В кон. XV-XVI в. знаками З. н. в постепенно увеличивавшемся объеме стали фиксировать негласовые песнопения Обихода, к-рые по принципам соотношения знамен и их последованиям заметно отличались от песнопений гласовых («столповых»).

http://pravenc.ru/text/199933.html

Со времени присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству все его адм. распоряжения, равно как и распоряжения его преемника митр. Кирила (Тимофеева), совершались при непосредственном участии П. В течение почти 15 лет после поселения П. в Белокриницком мон-ре он стоял за всеми ключевыми адм. решениями, будь то иерархические или хозяйственные дела. П. готовил офиц. документы: послания, обращения, извещения, грамоты. Для поставления наместника Белокриницкого митрополита была создана особая кафедра о-ва Майнос (Турция), на которую 6 янв. 1847 г. был хиротонисан избранный по жребию Кирил (Тимофеев). При участии П. 24 авг. 1847 г. состоялось рукоположение на Славскую кафедру Аркадия (Дорофеева), 1-го старообрядческого архиерея за пределами Австрии (с. Слава (ныне Слава-Русэ, Румыния) принадлежало Турции). П. в Белокриницком мон-ре руководил строительством, занимался приобретением церковных принадлежностей, книг, недвижимости. На нем лежали контакты с австр. властями, переписка с влиятельными российскими старообрядцами, дела, связанные с духовным судом. В 1847 г., после ареста Геронтия (Колпакова), П. совершил поездку в Москву, чтобы добиться его освобождения, но сделать это было невозможно. В 1848 г. под давлением российских властей по распоряжению австр. министра иностранных дел К. Меттерниха митр. Амвросий отправился в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения), Белокриницкий мон-рь был временно закрыт. В марте 1848 г. для обследования мон-ря прибыла комиссия, состоявшая из чиновников г. Черновцы. Благодаря тому обстоятельству, что у П. были налажены с ними деловые связи, итог работы комиссии был для старообрядцев самым благоприятным: мн. насельникам, а также еп. Кирилу, буд. митрополиту, было разрешено остаться в мон-ре, хотя формально он был объявлен закрытым. Вскоре здесь были поставлены новые архиереи: Онуфрий (Парусов) Браиловский, Софроний (Жиров) Симбирский (для старообрядцев России), в 1850 г.- Алимпий (Вепринцев) Тульчинский. Славская епископия была преобразована в архиепископию. Летом 1849 и в 1850 г. П. совершил 2 поездки в Цилли к митр. Амвросию, первую - вместе с иноком Алимпием, вторую - с еп. Онуфрием. В дек. 1851 г. в сан архимандрита Белокриницкого мон-ря был возведен Аркадий (Иванов), впоследствии архиеп. Васлуйский. П. подготовил «соборный акт» о выборе архимандрита, подписанный всей братией. При непосредственном участии П. 3 февр. 1853 г. в сан архиепископа был возведен Антоний (Шутов) и учреждена Владимирская архиепископия, для которой П. написал устав. (Знакомство П. и Антония произошло в 1851, оно описано Арсением (Швецовым) в очерке «Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиепископа Московского и Владимирского» - Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2010. Т. 2. С. 208-210.) В сент. 1853 г. грамотой, составленной П., за подписью митр. Кирила был учрежден Ясский экзархат ( Субботин. 1899. Вып. 2. С. 295-396).

http://pravenc.ru/text/2578479.html

31 В книгах и делах патриарших приказов обозначалось, какой „поп“ и за какой год платил следуемую дань от церкви. Эта цифра алтынов и денежек с домов должна определять населенность каждого прихода, так как дань, данные деньги платились с каждого приходского двора. По патриаршему указу 1632 года собиралось дани: с попова двора по 4 деньги, с дьяконова – по 2 деньги, с прочих причетников по деньге со двора; со стольных дворян по 6 денег, с торговых подъячих по 3 деньги, со всяких жилецких (рядовых) людей по 2 деньги со двора. По указу 1642 года рядовые стрельцы и ямщики платили по 2 деньги, слободские посадские люди – также по 2 деньги, „молодшие“ (несовершеннолетние) по деньге со двора. (См. материалы для Ист Москвы, собр. И. Е. Забелиным. Изд. Моск. Гор. Думы 1884 г. Предисл. стр. 57). 32 Вследствие бывшего в Москве пожара 1626 г., истребившего в приказах почти всю письменность до этого времени (См. Труды Моск. Отдела Импер. Рус. Военно-Историч. Общ. Москва, 1911 г., т. I, стр. 1)., равнейшие дела патриарших приказов и начинаются лишь с 1626 года с сохранившимися при них делами 1625 года 33 „(7)133 г. (1625 г.) по окладу дани 22 алт. платил поп Федор“; 136 (1628 г.) поп Юрий; по новому письму прибыло дани 19 алт. 5 ден. Данные окл. деньги рубль 8 алт. 2 деньги платили попы: с 140 – 150 г. (с 1632–1642 г.) – Федор; с 151–159 (1643–1651 г.) Петр; 160–162 (1652–1654 г.) Алексей; 163 (1655 г.) дьякон Илья; 164–165 (1656–1657) поп Иван; 166, 172, 174 – (1658, 1664, 1666 гг.) вдовая попадья Домна Моисеева; попы: Лука Михайлов 173 (1665 г.); Марк Афанасьев 175–208 г. (1667–1700 г.); Архип (1701–1703 г.; 1705–1709 г.); дьячек Андрей (1702–1704 г.); поп Иван Григорьев (1711–1734 г.); дьячек Андрей Иванов (1735 г.); поп Константин Иванов (1737–1746 г.). (Материалы истории, археологии и статистики московских церквей, собр. В. И. и Г.И. Холмогоровыми. Москва, 1884 г., 714 стр.). 34 „Алтын“ равняется шести деньгам или трем копейкам. Отсюда „пятиалтынный“ (15 коп.). См. Толковый словарь Даля. (М. 1881 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010