56 Соловьев. Ист. России. I, V, 1461–1476. П. С. Р. Л. VIII, 238–240 и др. А. З. Рос. I, 109, 139, 179, 180, 187, 188, 192. Списки волостей см. у Соловьева I, V, 1476. Несколько позже по всему протяжению степной границы Речи Посполитой растянулись укрепленные замки, задерживавшие русское вторжение – таковы Каменец, Бар, Хмельников, Брацлав, Винница, Житомир, Киев, Овруч, Любеч, Корсунь, Богуслав, Белая церковь , Остер, Канев, Черкасы, Переяславль и др. (Д. И. Багалей – История Колонизации... I, 137. 58 Соловьев. История России I, 1498, 1647. Ср. Собран. Госуд. грам. и договор. I, 130–134 135–141 – грамоты, определяющие границы дач кн. Юрия. 59 П. Собр. Р. Л. VIII, 239. Никонов. летоп. VI, 162. Ср. Акт. Зап. Р. I, 167–168, II 10. Макарий. Истор. Русск. Церкв. VI, 348. 60 П. С. Р. Л. IV, 290; VI, 255–257; VIII, 255–259. Никон. лет. VI, 201; Акт. Зап. Р. II, 201. Стоглав. VI, гл. стр. 79. Казань. Соловьев. Ист. Рос. I. V, 1612. Макарий. Ист. Рос. Цер. VI, 349, 152. Ист.–стат. описан. Смоленск. епарх. 7. Труды Киев. Дух. Ак. 1860 г. ч. II стр. 200: «Черниговские иерархи». 61 Ак. Зап. Р. II, 92, 201.– Полоцкий епископ Симеон в 1540 г. называется полоцким, витебским и мстиславльским. По духовной грамоте Ивана III Мстиславль значится в числе московских городов, отданных старшему сыну Василию (Соловьев. Истор. Рос. I, V, 1498–1612) Смоленские епископы до вторичного взятия Смоленска поляками в 1611 г. именовались смоленскими и брянскими (Собр. Гос. гр. и догов. I, 200, II, 58, 59; Ак. Эксп. I, 331.) Когда по Деулинскому перемирию в 1618 г. северская сторона перешла от России к Польше, то церкви чернигово-северской стороны могли быть отданы в ведение смоленского епископа, названного смоленским и черниговским (Строев – списки – 591) и бывшего в ведении киевского митрополита. К нему же, быть может, переходила остававшаяся после 1500 г. за Литвой часть прежней Черниговской епархии, остерская сторона с Нежином и Кролевцом (А. З. Р. IV, 276, 277. Труд. Киевск. Дух. Акад. 1860 г. II, 201), а Брянск, Карачев, Севск и Камарицкая область, удержавшиеся за Россией после Деулинского перемирия, вошли в состав патриаршей области (Собр. Гос. гр. и Догов. III, 71 стр. 275. Ак. Эксп. III, 164 стр. 203. Соловьев. Истор. Рос, II, IX, 1146). Амвросий не совсем точно выражается, когда говорит, что «за сии 200 лет (с 1465–1653 г.) Черниговская епархия принадлежала к Смоленской, как видно из надписей архиереев Смоленских (Истор. Иерархии, I, 152). Только один Исаия Копинский, почти не занимавший смоленскую кафедру, назван «и черниговским» в 1628 г.; остальные назывались сначала «и брянскими», а потом «и дорогобужскими» (там же 163 Ср. Строев. списки 531). При этом самая смоленская иерархия была очень непостоянной и ей могла принадлежать только часть старой Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

604 Степ. кн. 1, 442–444. Собр. л. III, 62; IV, 57; V, 224. Никон. л. 3, 178, 179. Русск. времен. 1, 173. Если летопись говорит: «Чанибек Азбекович – многу льготу сотвори земле русской (Ник. л. 2, то эта льгота была не следствием его благорасположения к христианству, и допущена была от того, что он занят был войной с Персией. На монетах называли его: «слава веры», т.е. магометанства. Зап. археол. общ. XII, 16–18, 185–188. 606 В прологе под 14 марта «страдание Феогноста митрополита» и описывается только страдание при Джанибеке. – Более, чем вероятно, что обычай некоторых раскольников выстригать себе макушку, считаемый ими за святыню, одолжен происхождением слишком простому желанию. Белое духовенство стригло тогда себе макушку. – Жившие на землях духовенства миряне, чтобы быть свободными от насилий баскаков, также стали выстригать себе макушку. Им стали подражать другие уже вовсе не по мыслям чистой совести. Теперь спрашивается: какой смысл имеет ныне обычай раскольничий выстригать макушку? Никакого! 611 Собр. л. IV, 62; V, 228. Никон. л. 3, 201. Степ. кн. 1, 444. Рус. времен. 1, 178. Львов. л. 2, 118, 119. 612 Собр. л. IV, 150; VI, 193. Пролог 14 марта. По рус. времен. 2, 123 «Феогност же митроп. положиша в церкви св. ап. Петра, об едину стену (с. митр. Петром чудотворцем, на верх мосту» (след. не в земле), «и окладоша кирпичем». Львов. лет. 3, 37, 38. По ркп. святцам «святой Феогност митрополит преставиля в л. 6861 м. марта в 14 д.», по другому списку обретены мощи его того же лета». Последнего известия не найдено в летописях. В муз. Румянцева 160 сказание на «перенесение мощей святых святителей митрополитов Феогноста, Киприяна, Фотия, Ионы», августа 27 д. 615 Ркп. житие св. Серапиона, описанное учеником его игум. Иаковом, в сборнике Сергиевой лавры 105 и 7. у Румянцева 371. 616 Пролог 16 марта «приходит в монастырь пресв. Богородицы, честного ее успения, на остров, иже есть на Дубенке». Дубенская общежительная пустынь находилась на острове, омываемом Дубенкой, Дубной и Быстрицей, на границах тверской и владимирской губернии, на северо-востоке от Сергиевой лавры. – В с. Заболотке, находящемся в 6 верст. от дубенского острова, сохраняется икона Спасителя, с надписью «сия св. икона поступила из бывшего успенского, Саввина и Серапионова монаст., что в Шавыкине, от строителя старца Леонтия, в 1765 г.». Чтен. общ. ист. 1860 г. кн. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1592 г. в Дымский м-рь Валаамским старцам о ненарушении монастыр. устава); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 142 (Ж. гр. 1597 г. игум. Давиду на возобновление разорен. шведами м-ря); “Временник Общ. ист. 1851 г.”, XI, 195 (переписн. кн. Вотск. пят. 1500 г.); XII, 4, 7, 8, 64, 113, 139, 168, 179, 188 (продолж. перепис. кн. 1500 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 148 (в 1744 г. имел 95 душ кресть.); 1871 г., IV, смесь, 85 (в 1793 г. сюда был сослан известн. Петр Андр. Словцов); 1875 г., смесь, 77 (письма еписк. Игн. Брянчанинова); 1878 г., III, 20 (христиан. в предел. Архан. губ.); “Полн. собр. лет.”, V, 227; VII, 216; X, 224 (рукопис. Магнуша короля Свейского 1352 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”. II, ч. I, прилож., CCXLII, XL (грам. 1723 г. св. Синода игум. Герасиму Фокосу в удостоверение, что он посвящен в сан архиманд. м-ря), ч. 2, 23 (прошение 1722 г. монаха м-ря Ионы о выдаче паспорта из Москвы); “Русск. истор. Библиот.”, II, 1095, 255 (жалов. грам. 1507 г. игум. Иоакиму в Валаам. м-ре у св. Спаса об освобожд. монастыр. крестьян в Кореле от поборов Новгород. наместников), 1097, 256 (жалов. грам. 1540 г. строителю Валаам. Спасского м-ря Исаии о неправильных поборах с монаст. крестьян), 1099, 257 (жалов. грам. 1597 г. игум. м-ря Давыду на возобновление м-ря царскою казною, после разор. шведами, и на влад. вотчинами по прежн. грамотам). 96. Варваринский , женский, общежительный, при деревне Сомовке, Воронежской губ., Новодевицкого у., в 15 вер. к юго-зап. от Новодевицка, при рч. Гнилуше. Учрежден под именем женской общины в 1870 г. на иждивение вдовы поручика Сомова, которая пожертвовала усадьбу и 114 десят. земли. В 1883 г. община переименована в общежительный монастырь. При м-ре находятся училище, больница и богадельня. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1871 г., 15, ст. 143; 1883 г., 13, ст. 128; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1887 г.”, 315; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 136 (учрежд.); 1882 г., 58 (переим. в м-рь); 1884 г., 244 (училище). 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

96 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1863. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1866. Т. XXXVIII. Отделение первое. С. 353. 98 Конюченко А.И. Русское православное духовенство во второй половине XIX – начале XX веков. С. 78. 99 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999. С. 558. 100 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1869. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1873. Т. XLIV. Отделение первое. С. 521–522. 102 Римский С.В. Православная Церковь и государство в XIX веке. С. 201; Прокофьев А.В., Носов С.Н. Александр II Николаевич//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/64318.html (28.03.2012). 103 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1871. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1874. Т XLVI. Отделение первое. С. 203, 231, 546–563. 110 Семин И.А. Государственная политика в отношении православного приходского духовенства (1825–1870-е гг.). С. 104. 111 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1867. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1871. Т. XLII. Отделение первое. С. 798. 112 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1867. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1871. Т. XLII. Отделение первое. С. 797–798. 116 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1875. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1877. Т. L. Отделение второе. С. 303. 117 Там же. 1869. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1873. Т. XLIV. Отделение первое. С. 321–325. 127 Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие. С. 377. 128 Восстановление существовавшего до 1861 года порядка постепенного ассигнования из казны сумм на содержание духовенства. С. 260–261. 129 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1835. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. Т. X. Отделение первое. С. 453. 133 Снесарев Н. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Вып. 1., изд. 2. Одесса, 1881. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о. Попов Дмитрий Яковлевич, IV о. Попов Стефан Александрович, IV о. Попов Тихон Дмитриевич, IV о. Поярков Алексей Владимирович, I о. Пурпуров Иван Петрович, III о. Рождественский Василий Яковлевич, III о. Рознатовский Константин Николаевич, III о. Рудич Каллинник Несторович, IV о. Сендерко Макарий Иванович , III о. Соколов Александр Серапионович, III о. Соколов Иоанн Иасоннович, III о. Соловьевич Стефан Иосифович, III о. Солуха Виктор Дмитриевич, III о. Спасский Алексей Михайлович, III о. Спасский Владимир Александрович, IV о. Станиславский Алексей Маркианович, III и IV о. Сырнев Сергей Васильевич, IV о. Титов Иоанн Васильевич, III и IV о. Тихвинский Федор Васильевич, II о. Трегубов Александр Лаврентьевич, III и IV о. Троицкий Александр Ильич, III о. Филоненко Федор Дмитриевич, IV о. Юзьвюк Владимир Порфирьевич, IV о. Юрашкевич Андрей Данилович, III о. Якубов Николай Евграфович, III о. Якубович Вячеслав Андреевич, II, III и IV Приняли священный сан впоследствии о. Булгаков Сергий Николаевич, II архимандрит Сергий (Шеин), IV о. Грудинский Петр Феофилович, III кн. Куракин Иван Анатольевич, – епископ Иоанн, III Депутаты Государственных Дум – Члены Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский, IV Преосв. Евлогий (Гергиевский), епископ Холмский и Люблинский, II, III Преосв. Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, сщмч., III Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV Арефьев Михаил Иванович, IV Бобринский Владимир Алексеевич, II, III и IV Булгаков Сергей Николаевич, II Васильчиков Иларион Сергеевич, IV о. Гепецкий Николай Эмилианович (Емельянович), III и IV Гучков Александр Иванович , III Евсеев Илья Тимофеевич, IV Каптерев Николай Федорович, IV Ковалевский Евграф Петрович, III и IV Котляревский Сергей Андреевич, I Лашкевич Валериан Валерианович, IV Львов Владимир Николаевич, III и IV Львов Николай Николаевич, I–IV Олсуфьев Дмитрий Адамович, III

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Редакция известна по печатному изданию 1646 г.: Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М, 1646. Рукописными копиями с этого издания являются: 1) РНБ, Q.I.1466—cep. XVII в. 2) БАН, Соловецкое собр., 224/224 — 1659 г. 3) Тверской областной архив, 1194 (л. 86—160 об.) — 60—70–е годы XVII в. Выписки из печатного издания 1646 г. Филиграни: Столбы — Гераклитов, 1144 (1674 г.); Кувшин с одной ручкой под лилией — Лауцявичюс, 538 (1664 г.), Дианова и Костюхина, 730 (1668 г.). 4) ГИМ, Епархиальное собр., 715 (л. 119—221) — 1672 г. Текст доведен до главы «О бснующемся юноши». 5) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 1128 — 1676 г. 6) РНБ, собр. А. А. Титова, 2804 — 70–е годы XVII в. Состав: л. 6—293 об.: Житие Сергия Радонежского; л. 293 об. — 321: Похвальное слово Сергию (78 лет и 55 лет); л. 326 об. — 354 об.: Пространная редакция жития Никона. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка ICO в картуше — Дианова и Костюхина 368 (1678 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка литеры PL — Дианова и Костюхина, 346 (1675 г.). 7) Государственная публичная научно–техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук, собр. М. Н. Тихомирова, 352 (л. 78—108 об.) — последняя четверть XVII в. Содержит отдельные выписки из печатного издания 1646 г. Филигрань: Герб Амстердама, под ним литеры AI — Дианова и Костюхина, 178( 1678 г.). 8) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 40 — вторая половина XVII b. 9) ГИМ, Музейское собр., 806 — вторая половина XVII в. 10) ГИМ, Музейское собр., 2083 — вторая половина XVII в. 11) РНБ, Соловецкое собр., 223/223 — вторая половина XVII в. 12) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 188 (л. 392—483 об.) — кон. XVII в. 13) БАН, 17.5.1 — кон. XVII в. 14) ГИМ, собр. А. И. Барятинского, 5 — кон. XVII в. 15) Тверской областной архив, 148 (л. 1—52) — 1698 г. Выписки из печатного издания 1646 г. 16) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10746 — кон. XVII — нач. XVIII в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

о. Будрин Алексей Иванович, IV, сщмч. о. Вераксин Александр Сергеевич, III о. Владимирский Федор Иванович, II о. Воздвиженский Павел Федорович, I о. Волков Константин Константинович, III о. Ганжулевич Евгений Яковлевич, III о. Гашкевич Михаил Иванович, II о. Гвоздев Иван Михайлович, IV о. Гепецкий Николай Емельянович , III и IV о. Герштанский Дамиан Иосифович, II о. Голынец Василий Федорович, III о. Гриневич Антон Иустинович, II о. Гришковский Яков Игнатьевич, IV о. Гума Василий Иванович, I о. Гумилин Николай Иванович , III о. Дмитриев Михаил Николаевич, III о. Добромыслов Константин Николаевич, III о. Дроздовский Иоанн Дмитриевич, IV о. Евладов Венедикт Викторович, IV о. Зверев Петр Михайлович, IV о. Златомрежев Аркадий Алексеевич, III о. Знаменский Александр Георгиевич, III о. Знаменский Михаил Павлович, IV о. Исполлатов Петр Иванович, III о. Караваев Иоанн Михайлович, IV о. Карпинский Иоанн Константинович, IV о. Кириллович Дионисий Фаддеевич, III о. Климов Василий Васильевич, III о. Колокольников Константин Александрович, II о. Комарецкий Николай Ананьевич, III о. Концевич Авдий Васильевич, I о. Крылов Семен Алексеевич, IV о. Кузьминский Владимир Михайлович, III о. Куприянов Василий Петрович, III о. Лачинов Михаил Федорович, IV о. Лебедев Николай Федорович, III о. Лентовский Владимир Иванович, IV о. Лотоцкий Анания Алексеевич, IV о. Маньковский Григорий Тимофеевич, III и IV о. Машкевич Дмитрий Федорович, III о. Медведков Сергей Степанович, IV о. Мешковский Алексей Дмитриевич, IV о. Митроцкий Михаил Владимирович, IV о. Населенко Памфил Тимофеевич, IV о. Немерцалов Вениамин Иванович, IV о. Никонович Федор Иосифович, III о. Огнев Николай Васильевич, I, II о. Околович Константин Маркович, IV о. Ольховский Федор Иванович, IV о. Остроумов Стефан Иванович, IV о. Петров Григорий Спиридонович, II о. Пирский Николай Васильевич, II о. Подольский Василий Ильич, III о. Покровский Павел Алексеевич, IV о. Попов Александр Александрович, III о. Попов Алексей Алексеевич, III о. Попов Владимир Иванович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

1-ая канона (Собр., 20: «Величие твое... Свят. Свят. Свят»; Буйэ II): =Хвала ангельская. II (АР2:стр.1б4) 2-ая кушапа (Собр., 21: Священник тайно: «Свят. »): =Повторение темы ангельской хвалы одним священником. 2-ая геханта (Собр., 21: «С сими небесными силами.»; Буйэ III): древняя молитва Е=Божия икономия во Христе, но без слов установления. 2-ая канона (Собр., 22: «и за все пособия.»; Буйэ: конец III): Конец молитвы Е=Прославление Бога. См. византийское «Тебе поем, Тебе благословим». III (АР2: стр.166) 3-я кушапа (Собр., 22: «Господи, Боже, Саваоф»; Буйэ IV): молитва С=поминание Церкви, святых, нуждающихся, приносящих и т. д. 3-я геханта (Собр., 23: «Ты, Господи, по многим.»; Буйэ, V): Христианский зиккарон=Воспоминание-приношение Святых (Собр., 23: «Господи Боже наш»; Буйэ, VI):=Результат приношения: мир, познание Бога на земле и признание Христа-учителя. (Собр., 23: «Помяни пророков.»; Буйэ, VII): Продолжение зиккарона. (Собр., 24: «мы, смиренные...»; Буйэ, VIII): Древняя часть молитв F и Z=Мы получили образец (типос=вместообразная) и теперь мы возносим таинство (розо=мистирион) Смерти, Воскресения». (Собр., 24: «И да приидет, Господи.»; Буйэ, IX):=Эпиклезис как у Ипполита; результат эпиклезиса: единство. Приношение (курбан). 3-я канона (Собр. 24: «И за общее дивное домостроительство» – икономия=мдабрануфа).=Повторение благодарения и прославления Имени. Заключения: По мнению Буйэ (но он ссылается на Ратклиф’а и на Ботт’а), самые древние части этой анафоры – молитвы 1 (D), III (Е), VIII-IX-X (F. Z.). Но начало IX («да приидет») у них снимается. Эта гипотеза обоснована. Она, однако, не оправдывается, когда в эту короткую анафору вводят слова установления, взятые из анафоры Нестория. Собор Селевкии-Цесифонта в 410 г. признает антиохийскую традицию за свою собственную. Следовательно, и Антиохия в доэллинистический период имела анафору, схожую с анафорой Аддай-Мари. В Халдейской церкви есть еще анафоры Нестория и Феодора Мопсуэтского. Они, безусловно, поздние. У них схема кушапа-геханта-канона строго соблюдается, хотя комментарий Гавриила Катрайя в VII веке еще молчит о кушапах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), 1 июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая часть Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1188 . «Книга Тропник в четь, писаный» (л. 165) – возможно, есть рукопись под тем же названием, которую в 1661 г. патриарх Никон пожертвовал библиотеке Воскресенского монастыря: ГИМ, Воскресенское собр., 148-бум., на л. 11–29 скрепа от имени патриарха Никона 1189 ; в домовой казне патриарха Никона имелась книга с тем же названием, но иного формата: «скорописная в полдесть» 1190 . «Книга Устав в десть, писан на харти» (л. 165). После оставления патриаршей кафедры Никон пополнил библиотеку Воскресенского монастыря десятью томами разных видов устава; в 1658 г. он подарил монастырю «Устав церковный Иерусалимский», 1438 г. (ГИМ, Синодальное собр. 331, скрепа патриарха Никона на л. 168) 1191 ; и «Устав Соловецкого монастыря», XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр. 16-бум., скрепа патриарха Никона 1658 г. на л. 4–20) 1192 . В 1661 г. Никон дал вкладом 8 книг; 6 из них в монастырских описях названы «Уставом церковным»: один – конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 328, скрепа патриарха Никона на л. 2–19) 1193 , второй – XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 9-перг., на л. 1–15 скрепа от имени патриарха Никона ) 1194 ; третий – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 10-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–18) 1195 ; четвёртый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 12-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 4–18) 1196 ; пятый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 13-бум., скрепа патриарха Никона на л. 4–7, 17–38) 1197 ; шестой – XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр., 14-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–9, 571–576) 1198 ; ещё две книги – это древнейшие общежительные уставы: «Устав Студийский», конца XII в. (ГИМ, Синодальное собр., 330, вкладная запись патриарха Никона на л. 1–22 1199 ; и «Устав Иерусалимский», пергамен, конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 332, вкладная запись на л. 1–13) 1200 . Среди рукописных книг, о которых вспомнил сам патриарх Никон в челобитной царю, обращают на себя внимание некоторые редкие манускрипты. «Книга Космография, писана скорописью же на русском язык в десть» 21, л. 168) – Никон, по-видимому, говорит о рукописи, содержащей древнейший список 1660 г. перевода 1637 г. в Посольском приказе в Москве Дорном Иваном (Адамом) совместно Богданом Лыковым «Космографии» Герарда Меркатора (1512–1594 гг.), изданной на латинском языке в Амстердаме в 230 главах 1201 ; в настоящее время эта рукопись хранится в ГИМ, Воскресенское собр., 159-бум., на л. 1–20 скрепа от имени патриарха Никона 1661 г. 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010