В поисках «оригинальной славяно-восточной культуры» Константин Леонтьев остается идеологически слепым к очевидному: к церковнославянскому языку как православному дару средневековой Болгарии. Но тогда Леонтьев был бы Лихачевым еще до Лихачева. А Константин, немного перед тем как стать Климентом, понимает, что, «пожалуй, призвание-то России чисто религиозное… и только!»   Леонтьев Константин . Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения//  Леонтьев Константин.  Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. Т. 8. Кн. 1: Публицистика 1881–1891 годов. СПб., 2007. С. 221.   Леонтьев Константин . Дополнение к двум статьям о панславизме (1884 года)//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. М., 1885. С. 76.   Леонтьев Константин . Мои воспоминания о Фракии//Русский Вестник. 1879. Примечание 1885 г.//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 240, 237.   Леонтьев Константин . Письма о восточных делах//Гражданин. 1882–1883//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 297.   Леонтьев Константин . Панславизм и греки//Русский Вестник. 1873//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 8–10.   Леонтьев Константин . Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 189.   Леонтьев Константин . Дополнения (1885 года)//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 227.   Карлова М.Ф . Турецкая провинция и ее сельская и городская жизнь. Путешествие по Македонии и Албании//Вестник Европы. 1870. 7. С. 162. Еще по теме:  Нил Попов . По поводу восстановления Болгарского Экзархата (Сказано в заседании Славянского комитета 11 мая)//Православное обозрение. 1872. Май. С. 654.   Леонтьев Константин . Моя исповедь (декабрь 1878 г.)//  Леонтьев Константин.  Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. Т. 6. Кн. 1: Воспоминания, очерки, автобиографические произведения 1869–1891 годов. СПб., 2003. С. 234.  Цит. по:  Кострюков А.А . Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева). София, 2011. С. 91–92.   Леонтьев Константин . Письма отшельника//Восток. 1879//  Леонтьев Константин.  Восток, Россия и славянство. Т. 1. С. 261–262.

http://pravoslavie.ru/arhiv/111696.htm

291(299). К сборщику податей 292(300). Утешительное 293(301). К Максиму, утешительное 294(302). К супруге Врисоновой, утешительное 295(303). К комиту 296(304). К Авургию 297(305). Без надписи 299(307). Без надписи 300(308). Без надписи 301(309). Без надписи 302(310). Без надписи 303(311). К главному начальнику 304(312). К сборщику податей 305(313). К сборщику податей 306(314). Без надписи 307(315). Без надписи 308(316). Без надписи 309(317). Без надписи 310(318). Без надписи, о соотечественнике 311(319). Об одном страннике 312(320). Без надписи 313(322). Без надписи 314(323). К Филагрию Аркинскому 315(324). К врачу Пасинику 316(325). К Магниниану 317(326). Без надписи 318(327). Без надписи 319(328). К Иперехию 320(329). К Фалерию 321(330). Без надписи 322(331). Без надписи 323(332). Без надписи 324(333). К писцу 325(334). К переписчику Итак, письма (в том числе и формально не принадлежавшие Святителю) 8, 10, 16, 38, (39)–(41), 39(42)-42(45),(47), 46(50), 77(81), (166–167), 162(169)-164(171), 181(189),(321), 326(335)-336(359), (360)–(365) ныне считаются неподлинными или их подлинность сомнительна. Письмо (117) принадлежит аскету Фирмину. Рукописная традиция, история издания и исследования писем Письма Святителя очень рано стали рассматриваться в качестве образцов эпистолярного жанра. Маленькая записка из шести строк, адресованная святителем Григорием Богословом своему внучатому племяннику Никобулу, обучавшемуся риторике,– единственный литературный источник того времени, дающий прямые сведения о составлении сборника писем Василия. Когда Никобул вопросил святителя Григория о правилах и законах эпистолярного жанра, святитель Григорий Богослов отослал его к письмам Василия как к образцам этого искусства. Когда же Никобул попросил Архипастыря прислать некоторые Василиевы письма, Григорий сделал «некое собрание» и отправил его Никобулу, заметив, что ценит письма Василия выше своих собственных: «Постоянно я ценил выше себя Василия Великого ... посему и предлагаю в первую очередь его письма, а не свои» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Яснополянские записки. Кн. I. М. 1979, с. 352). 27 “[…] повсюду заявлявшие о себе леонтьевские свобода и самобытность находили выражение не только в позиции, в смелых до дерзости суждениях, в крупных стилевых чертах творчества, но — не менее интенсивно — в […] фонетико-интонационном строе его речи […]» ( К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. СПБ 2000, т. I, с. 12). 28 Ср. там же, с. 5. 29 С.Г. Бочаров. «Эстетическое охранение» в литературной критике (Леонтьев о русской литературе)//Контекст-77. М., 1978, с. 146. 30 Там же, с. 189. 31 П.П. Гайденко. Наперекор историческому процессу (Леонтьев — литературный критик)//Вопросы литературы, 1974, 5. 32 Там же, с. 162. 33 Там же, с. 197. 34 См. § 11. 35 Wystan Hugh Auden. Forewords and Afterwords. NY: Random House 1973, p. 276. 36 Ibid., p. 279. 37 Ibid., p. 280. 38 «Сам автор в письме В.А. Попырниковой от 26 апреля 1880 г. объяснял, что причина такого использования курсива вовсе не в ‘нервности’ его манеры, не в ‘слишком дурном мнении об уме читателей’, а в том что русские читают ‘небрежно, рассеянно и через два дня все забыли. А многие и не понимают вовсе или совсем превратно’» ( К.Н. Леонтьев. Полное собрание…, с. 15). 39 В.В. Зеньковский. История русской философии. М., 1956, с. 414. 40 Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. П., 1937, с. 304. 41 Н.А. Бердяев. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926, с. 39. 42 Там же, с. 119. 43 Там же, с. 118. 44 К.Н. Леонтьев. Собрание сочинений, т. 1-9. М.; СПб. 1912–1914. Т. 7, с. 287–288. 45 Н.А. Бердяев. Константин Леонтьев…, с. 157–158. 46 «Византизм и славянство», гл. 11// К.Н. Леонтьев. Собрание сочинений…, т. 5, с. 238–239. 47 В. Розанов. Неузнанный феномен//Памяти Константина Николаевича Леонтьева. Литературный сборник. СПБ: Сириус 1911, с. 163 слл. 48 Сейчас, когда могила чудесно найдена и музейно ображена, Леонтьев стал от нас дальше (2003). 49 Памяти Константина Николаевича Леонтьева…, с. 51–52. 50 К.Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

   По-пасхальному приветствую N многовещанную и м. казначею, иногда аки рыбу безгласную, а иногда поющую и возвышающую глас. По-праздничному приветствую и всех жительниц N. Есть нескладная пословица: гусь да гагара — неладная пара; а часто в озере вместе плавают. Есть и другая пословица: нескладно, да ладно.     Приписка о. Амвросия: хоть так — да ладно да будет! Многогр. и. Амвр. 188. О смерти монахини Ладыженской и о своих заботах    И недосужно мне, и не совсем здоровится, а спешу уведомить тебя о смерти Б. швеи монахини Евдокии А. Ладыженской. Вчера 21 мая в 6 часов вечера мирно скончалась без особых страданий от чахотки, которая началась еще в феврале месяце. Несмотря на болезнь ея, Евдокия усердно занималась вышиванием ризы: за ея усердие и вы поминайте усердно душу покойной.    В настоящее время в Оптине уже нескользко дней находится N настоятельница с двумя сестрами. С собой завезли и саратовскую монахиню А. Народное стечение и приезд многих мешает скоро отпустить их. Также мешает и переменчивая у нас погода. То очень тепло, то вдруг очень холодно, а чрез это я и захватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимаю скоро. Вот тут и управляйся как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.    Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которыя живут аки рыбы безгласныя, хотя изредка перушки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров». Хотел назвать дубиной, да не сумел. 189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию    Слышу, что ты скорбишь о том, что на сестер, живущих в общине вашей, мало оказывается таких, которыя поступили в обитель по призванию, а большая часть поступивших или по стеснению родителей, или по другим причинам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

См. Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913 (переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М. – Рига, 1995). Монахиня Игнатия пользовалась машинописной копией писем И. И. Троицкого (они перепечатаны в два зеленых блокнота, скрепленных проволочной «спиралью»), сделанной для отца Игнатия (Лебедева). – Сост. 183 Игумения Арсения (Себрякова; происходила из дворян Донской области, в 1850 г. поступила в Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь. Пострижена в 1859 г. и тогда же обрела духовную наставницу – схимонахиню Ардалиону. Настоятельницей обители назначена в 1864 г. – Сост. 184 См.: Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. М., 1913 (переиздание: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994; М., 1998). О ней см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Июль. М., 1909. – С. 413–435 (переиздание: Козельск, 1994). 185 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Собрание писем. Отделение второе. М., 1862; Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. 186 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. – С. 20–21. 187 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. – С. 92–93. 188 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Письма к благочестивой христианке. – С. 73. 189 Иеросхимонах Макарий Оптинский. Собрание писем. – С. 35. 190 Там же. – С. 85. 191 Там же. – С. 58. 192 Там же. – С. 192. 193 Там же. – С. 197. 194 Там же. – С. 474. 195 Там же. – С. 478. 196 Там же. – С. 479. 197

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

82 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 21–22. 87 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 189. 89 См. об этом: Смирнова T.C. Память сердца. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – С. 74. 143 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 48. 147 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросимоаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 1. – С. 38. 151 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 51. 152 Цит. по: Душеполезные поучения Оптинских старцев. – Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. – Т. 1. – С. 121. 180 4/17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом объединении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей. 194 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – Т. 5. – С. 61. 198 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 71. 204 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 2. – С. 76. 214 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – T. 4. – С. 292. 221 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 3. – С. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 526    Аскетические опыты. Т. I. С. 299    Аскетическая проповедь. С. 254—255    Слова подвижнические. С. 38, также с. 301    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 422    Аскетические опыты. Т. I. С. 141, 298, 300. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 514    Приношение современному монашеству. С. 110—111    Аскетические опыты. Т. II. С. 189. 194, 196, 198 V. Сущность умного делания в религиозно-духовном опыте свт....    Данный раздел посвящен описанию того внутреннего процесса, в котором осуществляется умное делание, осуществляется во всех своих видах. Здесь представлены те неизменные части умного делания, без которых оно существовать не может. Так как основным видом умного делания является молитва, в частности молитва Иисусова, то представленные здесь части делания души имеют главное отношение именно к молитве. В учении свт. Игнатия к сущности умного делания необходимо отнести1 непрестанное трезвение, невидимую брань и молитвенное делание. Здесь же необходимо рассмотреть участие в этом делании ума и сердца человека, как это представляет нам свт. Игнатий. 1. ТРЕЗВЕНИЕ.    Умное делание не мыслимо без постоянной внутренней бдительности над собою, без постоянного бодрствования души в своем стремлении очиститься от всякого греха и приобщиться благодати Божией. Свт. Игнатий обращает внимание на слова Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41); «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13:37). И Святитель видит здесь, что «Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных отеческих писаниях священным трезвением». Свт. Игнатий видит непосредственную связь трезвения с исполнением евангельских заповедей и с непрестанною молитвой, его он определяет так: «Трезвение противодействует самым началам греха: помыслу и чувствованию греховным. Трезвение совершает заповеди в самых началах человека: в помыслах и чувствованиях… Трезвение есть необходимая принадлежность истинного душевного делания, при которой вся видимая и невидимая деятельность инока совершается по воле Божией, единственно в благоугождение Богу, охраняется от всякой примеси служения диаволу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По содержанию они примыкают к стихирам «на Господи воззвах». 8) ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 189 . К ЧЕТВЕРТОЙ группе творений преп. Феодора Студита относятся «СЛОВА» на различные праздничные дни. Один из древних биографов преп. Феодора говорит, что «Боговдохновенный сочинил также похвальную (панегирическую) книгу, где рассказывает о светлых Господских праздниках и украшает их благопристойными словами; и не только их, но также праздники Богоматери и Крестителя Предтечи, высокую жизнь которого изящно воспел 190 . Но из целой книги ГОМИЛЕТИЧЕСКОГО содержания сохранилось только 12 слов: 1) На поклонение честному и животворящему Кресту (в неделю Крестопоклонную, 2) на праздник Светов, 3) на св. Пасху, 4) на Успение Богоматери, 5) на день собора Небесных чинов, 6) на Рождество Предтечи, 7) на Усекновение главы Предтечи, 8) Похвала Иоанну Богослову, 9) похвала в честь апостола Варфоломея, 10) надгробное слово игумену Платону, 11) похвала анахорету Арсению и 12) надгробное слово в честь своей матери 191 . Гомилетические слова преп. Феодора Студита проникнуты глубиной мысли, дышат силой религиозного чувства, учительной проникновенностью и выразительной убедительностью. К ПЯТОЙ группе относятся «ПИСЬМА» преп. Феодора Студита . Биографы св. Отца говорят, что в их время (IX–X вв.) в Студийском монастыре хранилось полное собрание его писем в пяти книгах 192 . В настоящее время в печати издано 563 письма, разделенных на три части, из которых первая содержит 59 писем, 193 вторая – 220 писем 194 и третья – 284 письма 195 . «По важности мыслей и чистоте изречений они отличаются столь высокой красотой и свойственное письмам достоинство представляют с такой вероятностью, что ни одного из них не может читать без слов тот, кто имеет не совсем каменное сердце 196 . Наконец, преп Феодор Студит написал «исключительно ямбическими стихами весьма полезную книгу, в которой описал сотворение и падение прародителя; кроме того, как должно, изобразил печальную картину греха и тления; потом особо представил зависть Каина к Авелю и убийство его; затем он прославил по справедливости Еноха и Ноя и родившихся от него троих боголюбивейших праотцов, отдельно и по порядку каждого; равно как и приснопамятных жен их» 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Впоследствии трактат был обособлен переписчиками из антологии Никифора, но в отдельных рукописях (как в Пантелеймоновой) оба произведения Симеона (цитата и целый трактат) слились в одно, чему способствовало надписание их одним именем. Параллельно с сочинением Никифора трактат о трёх способах молитвы продолжал существовать самостоятельно в своём первоначальном виде с эпиграммой (естественно, опущенной Никифором). Поскольку ни цитата из Симеона, ни трактат не дошли до нас в составе сочинений Симеона Нового Богослова , атрибуция их именно ему (а не другому автору, носившему имя Симеон) остаётся под сомнением. Не исключено, что Симеону Новому Богослову принадлежит только эпиграмма к трактату другого автора. Существование таких стихотворных строк вполне объяснимо, если допустить, что автором трактата был учитель Симеона Нового Богослова – Симеон Благоговейный . Тем не менее, вопрос об авторстве и о том, как выглядели начало и конец трактата, во-первых, сами по себе (до включения в сочинение Никифора) и, во-вторых, после выделения трактата из творения Никифора, остаётся неразрешимым без специальных палеографических и филологических исследований. 248 В последние десятилетия в науке упрочилось мнение, что на самом деле прп. Симеон Новый Богослов не является автором трактата, однако нельзя сказать, что вопрос закрыт окончательно. См. по этому поводу развёрнутое и аргументированное (излишне категорично) примечание В. М. Лурье к указанной диссертации прот. Иоанна Мейендорфа на с. 414 – 417 и его же полемику с А. Риго в рецензии на книгу «Отцы-исихасты» (Лурье В. М. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян. 1–2//ВВ 57 (82), 1997, 309–317, см. с. 315–317). Точку в этом споре могло бы поставить сравнение лексики Метода и творений прп. Симеона при помощи TLG. 250 В письмах к этому лицу находится большое количество советов свт. Феофана, касающихся молитвы Иисусовой. 251 Собрание писем. Вып. 5. Письмо 911, с. 189–190, цит. с. 189. См. письма еп. Феофана и другим адресатам, напр.: Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010