То, что некоторые византийские авторы задолго до Иоанна Мавропода воспринимали Трех Святителей как единое целое, исследователи заметили давно. Например, литургист Александра Никифорова приводит в пример житийный текст IX века «Чудеса святого Георгия» и «Слово на еретики и поучение от божественных книг» болгарского книжника Козмы Пресвитера (не позднее начала XI века). Легко привести и другие примеры. Но я бы предложил подойти к этому вопросу более системно и дать развернутую картину того, как трансформировалась формула упоминания Трех Святителей в византийских источниках. Для этого я приведу цитаты из этих источников в хронологическом порядке. А затем попытаюсь вывести некоторую закономерность. «Это нам передали не только апостолы и пророки, но и [авторы] писаний, толкующих их, Игнатий, Евстафий, Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн, и иные светочи вселенной» (Блаженный Феодорит. Послания; V век). «Мы держимся догматов блаженных отцов, собравшихся в Никее, и тех, что после них выдающихся в учении, Евстафия Антиохийского, Василия Кесарийского, Григория и Иоанна, Афанасия, Феофила, Дамаса Римского и Амвросия Медиоланского…» (Деяния вселенского собора в Ефесе; V век). «С великим усердием богодухновенные и святые отцы, Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн, Кирилл и Прокл… передают… невыразимое человеколюбие Слова Божьего» (Авраамий Эфесский. Слово на Благовещение; VI век). «Это догматы Афанасия, Василия, Григория, Иоанна, Феофила, Кирилла, и других прославленных и избранных отцов» ( Максим Исповедник . Разрешение апорий диакона Феодора; VII век). «Если привести им цитату или предложение из Петра, Павла, Евстафия, Григория, Василия, Иоанна, Афанасия, самого прославленного Кирилла или другого какого-либо отца, то они не примут ее, пока не посмотрят в «своде законов» Севира, то есть в составленной им книге, называемой Филалет» ( Анастасий Синаит . Путеводитель; VII век). «Так мы, то есть Соборная Церковь, веруем, как и великие светила и учителя Истины: Афанасий, Василий, Григорий, Иоанн и Кирилл из великого града Александрии» (Антиох Палестинский. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний; VII век).

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

В то время в Каппадокии и Армении был очень популярен монашеский идеал Евставфия Севастийского. Под его влиянием мать и сестра Василия Великого переселились в свое имение Анези, которое находилось в лесу на берегу реки Ирис. Вскоре к ним присоединился младший брат Василия Навкратий. Этот юноша вместе со своим другом выбрал для себя подвиг, очень характерный для своей семьи - он помогал старым монахам, подвизавшимся в этих лесах - обеспечивал их пропитанием, охотясь и занимаясь рыбной ловлей. Будучи наслышан обо всем этом, около 356 года Василий Великий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную». По болезни Василий не смог сразу отправится к Севастийскому епископу, и задержался сначала в Понте, а затем в Кесарии. Ему предложили сказать слово - оно имело успех, потом неокесарийцы захотели видеть его во главе училища красноречия... Похвалы сыпались, как из рога изобилия. И тут прозвучал отрезвляющий голос Макрины Младшей. Она считала, что брат чересчур увлекся риторством, стимулирующим в нем гордость и честолюбие, и стал с презрением смотреть на всех... К этому добавилась неожиданная трагическая смерть брата Навкратия - он попал в водоворот Ириса. Василию пришлось серьезно задуматься о жизни, вспомнить о том, что в Афинах его влекло к иночеству. «Если я посвятил много времени суете и провел почти всю мою молодость в бесполезных трудах, занимаясь отраслями мудрости неугодной Богу, если, наконец, как бы пробудившись от глубокого сна, я обратил свои взоры на чудесный свет, исходящий из Евангельской истины, и познал ничтожность и превратность мудрости правителей мира, то, оплакав многими слезами мою недостойную жизнь, я стал молиться о том, чтобы мне даровано было руководство в познании святых истин. Прежде всего, я должен был позаботится об исправлении моего характера, испорченного продолжительным сношением со злом...» Василий пошел в Египет где процветала иноческая жизнь. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый год упражняясь в то же время в постнических подвигах. Есть предположение, что в Египет он отправился на поиски Естафия Севастийского и очень желал встретиться со святителем Афанасием Александрийским. Ни то, ни другое ему не удалось, но в Египте Василий наблюдал за жизнью знаменитых современных ему подвижников - Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария Великого и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 12 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1082 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Память свт. Василия Великого празднуется 1 января, свт. Григория Богослова — 25-го, а перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста — 27-го. скрыть способы оплаты Комментарии Елена 12 февраля 2020, 10:53 Великие святители свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о нас грешных Георгие, Людмиле, Сергее, Александре, мл. Павле, Любови, Татьяне, Ксении, Марие, Елене и всех православных христианах. Помогите Сергею и мл. Павлу в учебе.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ирина 10 февраля 2020, 17:05 Большое спасибо за просвещение нашего ума и сердца.Дивен Бог во святых своих церквях. Николай 12 февраля 2018, 09:29 Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего. Лидия Гусева 12 февраля 2015, 07:27 Славен Бог во Святых своих Игорь 12 февраля 2014, 11:40 Поклон автору за просвещение.Спаси Господи!!! римма 11 февраля 2014, 11:01 Святые Угодники Божии Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст помолитесь Господу Богу о мне грешной,чтобы даровал мне исцеление болезней. Во Имя Отца и Сына и Сятого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/51539.html

Свт. Григорий рос, окруженный любовью родителей, домашних и слуг. Его христ. воспитанию способствовало чтение книг и общение с «добродетельными мужами». Но, возможно, решающим для него был его собственный опыт молитвы и мистического соприкосновения с Божественной реальностью: свт. Григорий упоминал о «ночных видениях», при помощи к-рых Бог вселял в него любовь к целомудренной жизни. Во время одного из таких видений юному Григорию явились 2 прекрасные девы — Чистота и Целомудрие: они призвали мальчика избрать девственный образ жизни, чтобы приблизиться к «сиянию бессмертной Троицы». Это видение оставило глубокий след в душе свт. Григория и во многом предопределило его жизненный выбор. Другое подобного же рода событие — первое мистическое видение Божественного света, к-рое было одновременно первым опытным соприкосновением свт. Григория с тайной Св. Троицы,- не только усилило аскетические устремления, но и повлияло на весь строй его богословской мысли (тема созерцания Троичного света стала центральной в учении свт. Григория). Глубокая мистическая жизнь началась у него еще в детстве: «Когда был я ребенком… я восходил ввысь, к сияющему престолу». О годах юности он вспоминал: «Вместо земных стяжаний… у меня перед глазами было сияние Бога». Уже в годы юности приобщившийся к сокровищницам языческой учености, свт. Григорий и в христ. лит-ре был начитан прежде, чем достиг зрелости. Высоко ценя античную культуру, он тем не менее ставил на первое место «подлинные науки» (т. е. христ. учение). Епископ Кесарии Каппадокийской Василий, отец и учитель Церкви. Годы жизни – 329/30 (г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар)) – 1. 01. 379, г. (Кесария Каппадокийская). Его память отмечается – 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; память в Католической церкви – 2 янв., 14 июня. Свидетельством о событиях жизни свт. Василия Великого, как прямым, так и косвенным (об образовании, образе мыслей), является корпус сочинений самого святителя.

http://pravmir.ru/12-fevralya-cerkov-pra...

Настоятель отец Виктор Болдевскул и староста Илья Ярощук делают объявление: «От нашей церкви будет организован паломнический автобус в Нью-Йорк к мощам святителя». Мы приехали в Синодальный Знаменский собор Нью-Йорка заблаговременно. Когда во время всенощного бдения под пение «Хвалите имя Господне» ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев внес ковчег с мощами святителя, наш бостонский прихожанин Виталий Ноуэл тихо сказал: – Какие же мы счастливые, какие мы счастливые, что мы – православные. 12 февраля Три святителя: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Иоанн Златоуст Америке не чужой. При всем уважении к романтике юности, вовсе не «Юнона» и «Авось» впервые привезли в новый свет русских людей. Это сделали в 1732 году «Святой Гавриил», в 1741 году – «Святой Петр» и «Святой Павел», а в 1784-м – «Три святителя». Именно так назвал свой парусный галиот основатель Русской Америки Григорий Шелихов. А достигнув Аляски, на берегу бухты острова Кадьяк Шелихов основал первое постоянное русское поселение на американской земле – Гавань Трех святителей. Три святителяВасилий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Григорий Богослов сам пережил страшный морской шторм во время путешествия на корабле в Элладу и боялся, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, – вспоминал святитель, – лежал я на корме корабельной, моля милосердного Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся». И наши русские колумбы – купцы и первооткрыватели – знали, что по-настоящему в жизни важно. Поэтому и везли с собой на галиотах «Три святителя», «Святая великомученица Екатерина», «Архистратиг Михаил», «Симеон Богоприимец и Анна Пророчица» и многих других в далекую и незнакомую страну «образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим, одни складни троиныя Живоначальныя Троицы и угодника святителя Николая и Богоматери, ризы серебенныя, одну лампаду зеленой меди, книг Новый Завет…» .

http://pravoslavie.ru/137436.html

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления. Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://sobory.ru/article/?object=00280

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов , которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Расцвет [ править править код ] Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры. Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности . Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

http://pravoslavie.ru/51539.html

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. При переходе от четверика к восьмерику выложены ступенчатые тромпы. Из храма три арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой, укрепленной подпружной аркой. Одним арочным проемом храм сообщается с бесстолпной трапезной, перекрытой лотковым сводом. В первом ярусе колокольни – сомкнутый свод с четырьмя крупными распалубками. В юго-восточном пилоне устроена внутристенная кирпичная лестница во второй ярус. В храме и апсиде довольно хорошо сохранилась роспись 2-й четв. 19 в., исполненная клеевыми красками в академической манере. В своде алтаря написан образ Саваофа с ангелами. На восточной стене алтаря в простенках между окнами расположены две сцены из страстного цикла – «Моление о чаше» и «Положение во гроб». В откосах центрального окна помещены изображения вселенских святителей – Иоанна Златоуста и Василия Великого. В угловых простенках и в откосах боковых окон апсиды написаны образа, составляющие Собор из шести ростовских святых, что следует считать программной особенностью росписи. Распалубки над окнами заняты гризайльными натюрмортами с атрибутами богослужения. На западной стене в люнете помещена большая композиция «Тайная вечеря», а в простенках между проемами изображены стрельчатые арки, опирающиеся на импосты. В откосах центрального прохода – фигуры Мельхиседека и еще одного праотца(?). В своде основного объема храма представлена Троица Новозаветная с Собором небесных сил. Между окнами восьмерика написаны фигуры апостолов. В тромпах помещены гризайльные натюрморты с атрибутами богослужения (на верхних арках) и херувимы (на нижних арках). Посередине западной стены в два яруса расположены клейма с «Изгнанием торгующих из храма» и «Взятием Богоматери на небо». По сторонам – две композиции из богородичного цикла: Богоматерь «Величит душа моя Господа» и «Встреча Марии и Елизаветы». На боковых стенах в три яруса (над окном второго света, по сторо-нам окна и под ним) развернуты композиции на евангельские темы. На северной стене: «Христос и самаритянка у колодца» (верхний ярус), «Исцеление расслабленного» и «Исцеление дочери Иаира» (средний ярус), «Благословение детей» (нижний ярус). На южной стене: «Призвание апостолов» (верхний ярус), «Христос и блудница» и «Отрок Христос с учителями в храме» (средний ярус), «Христос и Никодим» (нижний ярус). Между окнами первого света помещены фигуры Николая Чудотворца (на северной стене) и Сергия Радонежского (на южной стене). На восточной стене по сторонам огромного обрезного Распятия с предстоящими, венчавшего иконостас (не сохранился), изображен горний Иерусалим. Откосы окон расписаны «под мрамор». В первом ярусе колокольни над входом в трапезную помещена выполненная маслом многофигурная композиция «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь».

http://sobory.ru/article/?object=35087

ВЕРА (раздел) – С.26-51. Школа «Фомы». Именины: Григорий . [Иллюстрированная информация:   Значение имени. Григорий – имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую»;   Дни памяти : 7 февраля - день памяти святителя Григория Богослова и 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святитель Григорий Богослов (329-389) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Григорий : Святитель Григорий Турский (538-594), Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252-326); Интересные факты ]. Ил.: Иллюстрация к гомилиям Григория Богослова, XI в.; Фото Hans Splinter/Flickr/CC BY-ND 2.0//Фома. - – февраль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры . На письмо в редакцию ( Владимир , Москва) отвечает Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина . Коллажи Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2017. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Избавьтесь от гнева до заката. Из слова после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, 20 марта 2013 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - – февраль 2017. – С.33. – (раздел « Вера »). Протоиерей Александр Авдюгин . Сева . Фото Виктора Квасова //Фома. - – февраль 2017. – С.34-35. -  (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Игнатий (Садковский) . 1887–09.02.1938 . Фото из следственного дела епископа Игнатия и фото 1920-х годов: Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, предоставленые автором//Фома. - – февраль 2017. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010