Ως ν περ πεζεσας (Яко по суху пешешествовав), нач.: ρδβλθυοτεΑρχων τν νω ταϒμτων (Начальников высших полков) (Ταμεον. Σ. 82-83; AHG. T. 3. P. 208-219, 242-251). Совр. последование 13 июля включает тропарь 4-го гласа: Τν ορανων στρατιν Αρχιστρτηϒε (Небесных воинств Архистратиже); кондаки (в греч. Минее 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Τν σωμτων λειτουρϒν ς πρωτεων (Бесплотных служителей первенствующий...); в рус. Минее 2 кондака 2-го гласа: «Не небесех зря Божию Славу» и на подобен «Твердыя»: Архистратиже Божий, служителю Божественныя Славы); канон 4-го гласа - тот же, что и 26 марта. По греч. рукописям известен канон Г. на 13 июля, не вошедший в печатные издания, 4-го гласа с акростихом (Молениями меня огради, Христе, Твоих ангелов) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαϒος: (Моря чермнаго пучину), нач.: Λαμπσι τας τν αλων τξεων το φωτς χορηϒς (Светочам невещественных чинов хороводитель света) (Ταμεον. Σ. 244). А. А. Лукашевич Иконография Г. изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключения составляют самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Г. представлен в тунике и паллиуме, без крыльев и нимба (катакомбы Присциллы в Риме, сер. III в.). Изображения крылатых ангелов восходят к V в. Уже в раннехрист. искусстве появились изображения ангелов в хитоне и гиматии, а в VII в.- в лоратном облачении (см. ст. Ангелология). Пышную прическу Г. поддерживает лента, приподнятые концы к-рой, тороки или «слухи», символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Г. могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток. Значительная часть изображений Г., как правило, связана с его функцией благовестника. Его образ включен в композиции: 1. «Благовещение Пресв. Богородице» - Г. изображен в хитоне и гиматии, с жезлом в левой руке; 2. «Рождество Христово» - Г. извещает пастырей о рождении Христа (Лк 2. 8-12) (в композиции на бронзовых вратах 1076 к-польской работы в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело на п-ове Гаргано); в сонме небесных сил (на иконе «Рождество Христово», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); 3. «Благовестие арх. Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи» - сюжет основан на тексте НЗ (Лк 1. 11-20) (фрески собора Св. Софии в Киеве, 30-40-е гг. XI в.; пластина врат в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело); встречается в рус. житийных иконах св. Иоанна Предтечи XVI-XVII вв. («Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», ок. 1687, КГОИАМЗ); 4. «Смертное Благовещение Богоматери» - в основе апокрифический текст об Успении Пресв. Богородицы, композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери (икона Божией матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ,- Г. протягивает Богоматери ветвь, принесенную из рая; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четв. XVI в., ГТГ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

мест, многие почти со всей подсолнечной» [ 845 ]. Богородичные праздники. Успение и Благовещение С ослаблением язычества, борьба с мифическим элементом которого не позволяла останавливаться на подробностях земного происхождения Спасителя, христианство могло воздать должное чествование после Христа и Его Матери. Константин Великий построил Ей три храма в новой столице. В Риме до построения Либерианской базилики, которая до последнего времени считалась древнейшим храмом, существовала, как обнаружили недавние исследования, церковь в честь Пресв. Богородицы (Maria Antiqua). Супруга имп. Маркиана (450–457 г.) Пульхерия построила в Константинопольском предместье Влахернах так известный впоследствии храм Богородицы [ 846 ], а также храмы Ей Одигитрии и в Халкопратии. Ефесский Собор (431 г.) происходил в церкви Пресв. Марии [ 847 ]. Ей же посвящен был храм спудеев в Иерусалиме [ 848 ]. В похвальной речи Феодора св. Феодосию (ок. 500 г.) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы (Θεοτκου μνμη) [ 849 ], т. е. должно быть Успения Ее. Если слова на Благовещение патр. Константинопольского Прокла (†446 г.) и Равеннского Петра Хрисолога (†450 г.) подлинны, то в эту же эпоху возник и праздник Благовещения; в пользу этого может говорить и тесное соотношение его с Рождеством Христовым. Мученические памяти Прекращение гонений, отодвинув мучеников в священную даль прошлого, не могло не усилить чествования их. Праздники в честь их возникали тем естественнее, что были у всех на виду останки их и гробы [ 850 ], и точно известны дни кончины их. Каждая церковь имела длинный ряд мучеников и теперь стали заботиться о том, чтобы собрать в одно сведения о времени и месте страдания из и неопустительно совершать память их. У каждой значительной церкви образуется свой месяцеслов святых. Составление его было тем легче, что относительно многих мучеников сохранились или официальные протоколы [ 851 ] следствия и суда над ними или же записи, сделанные самими христианскими очевидцами при страдании и тотчас по кончине мученика [ 852 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Св. Петр митрополит — первый святитель Москвы (f на 21 декабря 1326 т.), заложивший с князем Иоанном Даниловичем Успенский собор, был и первым известным московским иконописцем. Предание связывает с его именем несколько икон, но более чтимыми из них являются: Успение Божьей Матери в нижнем ярусе иконостаса Большого Успенского собора и еще икона Богоматери, нарочито именуемая Петровскою, писанная св. Петром еще в то время, как он жил на Волыни, в основанном им Спасо-Преображенском Ратском монастыре, и поднесенная митр. Максиму. Обе иконы усвояются святителю в летописях, древних описях Успенского собора и уставах патриаршей службы. Образ Пречистыя Богородицы, что Петр Чудотворец писал, говоря языком названных документов, составлял необходимую принадлежность крестных ходов и вообще духовных торжеств, справлявшихся в Московском соборе по большим праздникам. Будучи сам чудным иконником, святитель мог, разумеется, своим личным примером и других располагать к благочестиво-полезному занятию живописью, но нет оснований считать его родоначальником московской школы иконописания. В 1343 году преемник св. Петра — митроп. Феогност, грек по рождению и образованию, «подписывал свою соборную церковь Пречистыя Богородицы греческими мастерьг», а великий князь Семен Иоаннович украшал в то же время Архангельский собор с помощью своих русских иконников, вероятно вызванных в Москву из других городов. На следующий год «велением и казною вел. кн. Анастасии» расписана была церковь св. Спаса на Бору, «а мастеры старейшины и начальницы быша рустии родом, а гречестии ученицы: Гойтан, и Семен, и Иван, и прочии их ученицы и дружины». Таким образом, украсителями первых каменных храмов Москвы, насадителями в ней иконописного искусства были те же греки с обучавшимися у них же природными русскими. Участие византийцев в благоукрашении столичных церквей продолжалось немалое время после этого. В конце XIV столетия переехал из Новгорода в Москву грек Феофан иконник и здесь последовательно, в течение десяти лет (1395–1405), расписал церковь Рождества пресв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Коптский и абиссинский месяцесловы, близкие друг к другу, значительно разнятся от греческого и латинского и в нынешнем своем виде и в древнем [ 65 ]. Монофизитский характер их проглядывает в том, что они имеют, и по несколько раз в году, память Севера патр. Антиохийского, а также других монофизитских учителей. Наиболее резкое и видное отличие их от православных и западных святцев — это другое времясчисление, благодаря которому все юлианские и грегорианские числа месяца приходятся в другие числа коптских и абиссинских месяцев. Позднейшие из православных святых в коптско-абиссинских святцах Симеон Столпник († 596 г.) и Фома, патр. Константинопольский (601–611 г.). Но из древних святых греческой церкви многих нет в коптских календарях, нет, например, в древнейшем из них Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина (а в позднейших есть). Двунадесятые праздники все, какие у нас, только нет Введения (у коптов). В древнейшем коптском календаре «праздник Богородицы» 21 числа следующих месяцев: января, марта, мая, июля и октября, а в другом — 21 числа каждого месяца; рождество Богородицы 26 апреля и 7 сентября; некоторые апп. (например, оба Иакова) тоже по 2 раза в году; Арх. Михаила 8 раз в году, мученицы или «апостолы» Феклы 5 раз. Эту особенность коптского календаря абиссинский развивает далее и важнейшие памяти повторяет каждый месяц; так 12 (=8-го по нашему) числа каждого месяца память Арх. Михаила, 19 — Арх. Гавриила и других бесплотных, 21 — Божией Матери, 28 — Авраама, Исаака и Иакова, 27 — распятие («Спасения мира»), 29 — Рождество Христово. Есть памяти Ангелов Рафаила, Уриила, Рагуила и следующих ветхозаветных лиц: Адама и Евы, Ноя, Сампсона, Соломона, Сираха, Есфири, Иудифи, Сусанны «чистой», Пилата и его жены; 4 апокалиптических животных и 24 старцев. Празднуются и следующие события: вознесение Еноха на небо, вход Ноя в ковчег, исход его оттуда, остановление солнца Иисусом Навином, благовещение Иоакиму о рождении Девы, очищение Анны в 80-й день по рождении Пресв. Девы, путешествие Иисуса Христа в Египет бегства Иисуса Христа из Мехсы в Коскуаму в Египте, чудо в Кане, заточение Иоанна Крестителя, положение главы Иоанна Крестителя, Собор апостолов со Спасителем, второе успение Лазаря [ 66 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

С такой славой переносимо было принявшее Бога тело Пречистой Девы от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Над одром и над провожающими образовался облачный круг, подобный венцу, обширный, светлый и озаренный чрезвычайным сиянием, и слышно было на облаках удивительно сладкое ангельское пение, наполнявшее воздух, и пение это расходилось по земле так, что все его слышали. Этот облачный, венцеобразный круг с ангельским пением шел по воздуху, двигаясь за телом Богоматери. Во время шествия произошло внезапное замешательство. Народ иерусалимский, состоявший из неверующих иудеев, услышав странное пение и видя торжественное шествие с телом Марии, выходил из домов и следовал за шествием за город, удивляясь столь великой славе и чести, которую воздают телу Матери Иисуса. Архиереи же и книжники, узнал об этом и исполнившись зависти и гнева, послали слуг и воинов и возбудили многих из народа, чтобы те, напав с оружием и дрекольями, разогнали людей, провожавших тело Марии, избили учеников Иисусовых, а самое тело Богоматери предали огню. Когда люди, решившиеся на такое злодеяние, вооружившись, как на битву, бросились на шествие, — внезапно облачный круг, который шел по воздуху, склонился к земле, окружил и оградил, как стеной, собор св. апостолов и всех бывших с ними, так что только раздавалось их пение, а самих их за облаком не было видно. Святые ангелы, невидимо парившие над пречистым телом и ликом верных, поразили слепотой этих злодеев, одни из которых разбили себе головы о городскую стену, другие же, не зная, куда идти, ощупывали стены и искали проводников. Один из иудейских священников, именем Афония, шел в это время тем путем. По Божию смотрению, как раз в эту минуту облачный круг поднялся опять в высоту, и Афония увидел св. апостолов и множество верных, со свечами и с пением псалмов окружавших одр Пресв. Богородицы. Он распалился ненавистью, в нем разгорелась прежняя злоба на Господа, и он сказал: «Тело это, которое родило того Льстеца, что разорил закон отцов наших, получает такую почесть!» Будучи крепок телом, он неистово, с великой яростью бросился к одру, желая повергнуть на землю пречистое тело Владычицы, и, когда дерзостные руки его коснулись одра, то внезапно были отсечены, как будто невидимым, невещественным мечом отмщения Божия, и остались прикрепленными к одру, сам же Афония пал с криком: «Горе мне, горе!»

http://sedmitza.ru/lib/text/440266/

5. Центральный иконостас храма Всемилостивого Спаса г. Дмитрова . 2020, фрагмент . Для меня большая радость работать над иконостасом, ведь иконы дополняют друг друга, перекликаются и составляют одну огромную икону — монументальное произведение, где зарифмованы и движения фигур, и колорит. Считаю это произведение большой своей удачей, тем более расписывал храм замечательный монументалист Антон Старцев, мой брат. В трех иконостасах есть образы новомучеников Церкви Русской: святитель- исповедник Патриарх Тихон, священномученик Серафим, епископ Дмитровский, святая Матрона Московская. Когда молишься в Спасском храме, то приходит осознание, что без помощи Божией невозможно было осилить такой труд, я чувствую, что за нас молится несколько поколений наших прадедов — иконописцев рода Старцевых. — С.72-73. Михаил Кукин . « Успение Богородицы » Ганса Гольбейна Старшего: рассматриваем и расшифровываем старинную картину . [Почему у Богородицы открыты глаза, если изображается Ее успение? Откуда у одного из апостолов очки? Что он, собственно, читает? А что написано у него самого на нимбе? Разгадываем эти и другие загадки шедевра Ганса Гольбейна Старшего вместе с историком искусства Михаилом Кукиным ]. Ил.: Успение Богородицы. Алтарный образ. Ганс Гольбейн Старший. 1491-1492. Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия; Автопортрет. Ганс Гольбейн Старший (ок.1460-1524) [тут же (С.76) — биографическая справка]; Родной город Ганса Гольбейна Старшего Аугсбург при жизни художника. Авг у ста — древнее название города. Гравюра из Нюрнбергской хроники. 1493; Апостол Иоанн с пальмовой ветвью. Успение Богородицы. Фрагмент; Апостол Петр. Успение Богородицы. Фрагмент; Успение Богородицы. Оборотная сторона иконы Богородицы «Донская». Феофан Грек, школа. 1390-е гг. ГТГ, Москва; Успение Богородицы. Уцелевшая часть центрального образа Алтаря Марии в Дортмунде. Конрад фон Зост. Около 1420. Мариенкирхе, Дортмунд, Германия; Читающий апостол. Успение Богородицы. Фрагмент; Успение (Смерть Марии). Гуго ван дер Гус. 1472-1480. Музей Гронинге. Брюгге, Бельгия; Книга в руках апостола со словами VIRO MARIA ORA PR[O NOBIS]. Успение Богородицы. Фрагмент; Апостол Павел. Успение Богородицы. Фрагмент; Щит Веры. Рисунок, выражающий догмат о Троице, с изображением Распятия. Рукопись начала XIII beka; Тетраграмматон Педро Альфонси. Рукопись XII beka; Символ Бога Троицы на груди Иисуса Христа. Успение Богородицы. Фрагмент; Христос, встречающий Марию. Успение Богородицы. Фрагмент//Фома. август 2022. — С.74-83. — (раздел « Культура »). Имеется иллюстрированная справочная врезка Что изображено на алтарном образе Ганса Гольбейна Старшего «Успение Богородицы» (С. 79), включающая полную репродукцию образа и 14 пояснений к его различным фрагментам.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-232-...

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ? Пресв. Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т.к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой. 184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ПРИСНОДЕВОЙ? Пресв. Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой. 185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ? Православная Церковь почтила Пресв. Деву Марию ещё одним великим именованием — Богородицы. 186. Это именование взято из св. Писания, из следующих слов прор. Исаии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14) (Еммануил в переводе с древнееврейского языка означает с нами Бог). Праведная Елисавета также называет Пресв. Деву Матерью Господа. А это именование равнозначно именованию Богородицы. И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:43). 187. Пресв. Дева наречена Богородицей, несмотря на то, что Господь Иисус Христос родился от Неё не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству. Она достойно наречена Богородицей, потому что родившийся от Неё был в самом зачатии и рождении от Неё, как есть и всегда, истинный Бог. 188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ? Будучи Матерью Господа, Пресв. Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворённое существо, и потому Православная Церковь чтит Её превыше Херувимов и Серафимов. 189. О рождении Господа Иисуса Христа от Пресв. Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезни ... рождать детей (см. св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 14, ст. 6). 190. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ? Провидением Божиим даны были признаки, по которым люди могли узнать родившегося ради них Спасителя. Это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, прор. Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис 7:14). Прор. Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи так именно и понимали раньше, чем узнали о самом событии (Мф 2:4-6).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Василий ефесский 304. 305. 306. Василий киликийский 185. Василий селевкийск. 247–8. 255. Василий Трикакав 522. 535. 552. Васильевский 535. Васильев 578. Вассиан ефесский 303–7. Вассершлебен 218. Велисарий 383. 405. Венерий медиол. 292. Верекунд еп. 403. Вероникиан 286. Вигилий папа 167. 185. 189. 247. 306. 175. 383-4. 394–397. 398–400. 402-8. 423–8. 430. 449. 493. Виктор архим. 203. Виктор гарбенский 25. Виктор папа 253. Виктор тунунский 383. 391. Виктриций руанский 144. Williams 455. Вильгельм тирский 501. Ви(н)кентий донатист 81. 82. Викентий пресв. римск. потом еп. капуйский 292. 24. 32. 64. Викентий лиринский 296. Викентий пресв. 159. Винченци (Vincenzi) 114. 115–6. Виталий антиох. 110. 136–7. Виталиан 303. 359. Витон пресв. римск. 207. 24. 32. Вольф (Lupus) 204. Voisin 134. Гавриил II коптскш патр. 191. Гайна гот 81. Галата принц 99. Галерий 30. Галл 58. 59. Гаян 336. 381. Гарнье (Garnier) 197. 425. Геласий авва 324–5. Геласий кизикский 28. Геласий папа 85–6 . 300. 302. 312. 319. Гельцер 307. 331. 336. 337. 24. Геннадий конст. 203. 209. 334. 308. 310. Георгий алекс. 69. 55. 82-3. Георгий еп. Антиохии писид. 553. Георгий Арса 448. 449. Георгий диакон 159. Георгий кипрский 523–4. 552. 560. Георгий конст. 491. 492. 493. Георгий лаодик. 74. 136. Георгий Лимниот 524. Георгий монах 325. Георгий пресв. иерус. 491. Георгий пресв. римск. 491. Георгий придворный 534. 535. Герман еп. 303. Герман конст. 500. 515. 516. 521. 523. 524. 551. 552. 560. 570-1. Герминий сирм. 74. Геронтий никомид. 225. Гиббон 17. Gibson 117. Гизелер 113. Гликерий имп. 185. Гонтарит 403. Gore 351. Гратиан имп. 72. 91. 126. Григорий алекс. 290. 54–5. 64. 65. Григорий антиох. 307. 308. Григорий Богослов 60. 74. 109–110. 135. 140. 144. 145. 147.175. 188. 189. 220. 221. 223. 322. 324. 54. 93. 95. 97. 104–108. 110–112. 116-7. 119. 136. 138. 149. 150. 163. 235. 354. 415. 421. 425. 451. 526. 532. 551. Григорий монах 510. Григорий наместник 479. 482. 487. Григорий назианз. (отец) 95. 97. 106. Григорий неокес. (VIII в.) 532. 553. 558–9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Успение Пресвятой Богородицы Кратко о празднике Успения Блог Предание.ру о Успении: Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия Успение Приснодевы: богословие, психоанализ, политология Владимир Шалларь: материя — тело — гендер — социум — обожение: теологические, софиологические, психологические, политологические измерения догматики Успения Хорошая смерть Мария Пискунова: читая Сказание об успении Святой Богородицы, я обнаружила, что, узнав о приближающейся кончине, Пресвятая Дева вернулась домой и… занялась уборкой. Я долго думала: почему? Бог живых Владимир Берхин: в день Успения Пресвятой Богородицы предлагаем поразмышлять о христианском отношении к смерти и молитве за усопших Чему нас может научить Матерь Божья? Священник Константин Камышанов: проповедь на начало Успенского поста «Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» Владимир Шалларь: материалы нашей медиатеки о Успении /// В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша . Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

http://predanie.ru/tema/uspenie/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010