Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна. 20 января – Собор Иоанна Предтечи Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня. Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев. Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников. Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку. В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона. Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека. Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета. Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

http://foma.ru/ioann-krestitel-i-ego-pra...

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия. Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа – крещение Господа нашего Иисуса Христа. Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме. « Вы откуда?» – задаю традиционный вопрос. «По национальности я серб, но русский в душе», – улыбается огромного роста молодой человек. А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.   Кафедральный собор Генуи Генуя. Вход в кафедральный собор Сан Лоренцо Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей. За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

http://pravoslavie.ru/3575.html

На этом месте в древние времена располагалось языческое капище, а потом, в византийскую эпоху, был построен православный храм. Это был кафедральный собор. Именно здесь находилась честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которую верующие хранили на протяжении веков гонений на христианство. Когда город захватили арабы, халиф пожелал на этом месте построить мечеть, а христианам предложил другое место, где они могут молиться. Православный храм был разрушен, и началось строительство мечети. Как гласит предание, когда была предпринята попытка вынести гробницу, в которой находилась глава Иоанна Предтечи, земля наполнилась кровью. Устрашенные этим знамением Божиим, мусульмане не решались более трогать это место. С тех пор в мечети Омейядов, в самом ее центре находится христианская святыня - глава святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы поклонились этой святыне. Радостно было наблюдать, что поклониться главе Крестителя Иоанна подходили многие мусульмане. Они также его почитают, называя пророком Яхьи. В самой мечети сохранился и баптистерий. Он представляет собой замурованный колодец, а рядом - достаточно вместительная гранитная чаша, в которой крестили младенцев. Когда местные охранники узнали, что мы - русские, они вызвались показать нам еще одно удивительное место в этой мечети, связанное с почитанием святого Георгия Победоносца. Арабской вязью расписанная плита, которая посвящена святому Георгию, находится вблизи от такой же плиты одного из мусульманских пророков. Эти особенности сирийского мусульманства, конечно, неприемлемы радикальным ваххабитским течениям в исламе, и понятно, почему столь ожесточенно мусульманские радикалы пытаются свергнуть решим Башара Асада и уничтожить Сирию. А вечером нас ожидала еще одна важная встреча. Нас принял министр информации Сирии Омран Аль-Зоаби. Встреча состоялась достаточно поздно, в 9 часов по местному времени. Министр еще работал, и после нас у него была назначена еще какая-то встреча. Наша беседа длилась минут 40.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/14/si...

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

На протяжении нескольких лет отец Виталий был настоятелем Богоявленского собора в Елохове. Это был период расцвета его пастырства и проповеди. Особенно яркие проповеди он говорил в этом храме. Отца Виталия можно назвать служителем Богоявления. Вся его жизнь была жертвой, направленной на то, чтобы имя Божие не было забыто на огромном пространстве тогдашнего Советского Союза, находившегося под безбожной властью. Весь подвиг его служения был направлен на то, чтобы явление Бога продолжалось в жизни людей, в жизни Церкви при всех трудностях и бесконечных ограничениях, которым она тогда подвергалась. Отец Виталий очень любил образ Иоанна Предтечи и часто говорил о нем в своих проповедях. У него было ощущение, что за представителями его поколения грядет что-то великое, что их время — это время великого стеснения, ограничения, скудости, тесноты, но настанет пора возрождения и расцвета. И об этом в своих проповедях он говорил с дерзновением пророка и с большим гражданским мужеством, потому что в советское время нелегко было произносить подобные вещи. То, о чем он пророчествовал, сбылось. Из сего мы узнаём, что отец Виталий был поистине человек Божий. Спасибо Вам, дорогой владыка, за молитву об этом человеке, который и для Вас был очень дорог». На память о совместной молитве протоиерей Николай Балашов подарил иерарху икону Богоявления. В архипастырском слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «В день, когда празднуется Собор святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в первую очередь мы вспоминаем того, о ком Господь сказал: «Из рожденных женами не восставал больший» (Мф. 11:11). Иоанн Предтеча был последним из ветхозаветных пророков и первым из апостолов, ибо он предвозвестил пришествие Мессии народу израильскому. Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна, как Иоанн Креститель указал на грядущего к нему Спасителя, сказав: «Вот Агнец Божий, Который пришел для того, чтобы взять на себя грехи мира» (см. Ин. 1:29). Эти слова, по всей видимости, Иоанн Предтеча произнес не в тот момент, когда Господь пришел креститься от него, а когда Христос уже возвратился из пустыни, потому что евангелист Иоанн не говорит о крещении Господнем, но упоминает слова Иоанна Крестителя: «Я видел Духа Божия, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32). Когда же Предтеча видел это? Крещение Господне, о котором нам рассказали евангелисты Матфей, Марк и Лука, не было единственной встречей Иисуса Христа с Иоанном Предтечей, ибо, как повествует Евангелие от Иоанна, после возвращения из пустыни Христос вновь отправился к Иоанну на берег Иордана. И тогда уже Иоанн Креститель указал на Него народу и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (см. Ин. 1:29).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4348753...

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины. Монастыри и скиты св. Афонской горы. 1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона (Киновия т.е. общежитие). Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник. Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны). Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей. От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Анны (Сербининой (Сербиной)) и по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Сергия «тщанием окольничего Федора Зыкова» был возведен каменный летний собор в честь Сретения Господня с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (правым) и во имя св. Анастасии Римляныни (левым). По ведомости нач. 40-х гг. XVIII в. и офицерской описи 1763 г., это был 8-главый храм с 4 престолами и одноярусными иконостасами: в честь Сретения Господня, иконы Божией Матери «Страстная», Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Анастасии Римляныни; «на них кресты железные позолочены, крыты тесом, главы покрыты каменной чешуею», на колокольне имелось 6 колоколов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). В 1777 г., по сообщению тверского наместника Я. Е. Сиверса, Коллегия экономии ассигновала 500 р. на реставрацию обветшавшего храма. К этому времени в соборе имелось только 2 придела - св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. 16812. Л. 1-5). В 1786 г. по ходатайству игум. Надежды (Непейцыной) архиеп. Тверской и Кашинский Иоасаф (Заболотский) выделил 500 р. ассигнациями на ремонт обветшавших Сретенского собора и колокольни. Затем при игум. Александре (Непейцыной) на обновление собора и др. построек из казны было отпущено 3000 р. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1790 г. собор был перестроен. Теперь главный престол в честь Сретения Господня с 2 боковыми приделами (правым, в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и левым, во имя вмц. Анастасии Римляныни) располагался в вост. половине собора. С запада к Сретенскому собору примыкала зимняя церковь с 2 престолами - в честь Смоленской иконы Божией Матери (правый) и во имя свт. Николая Чудотворца (левый). Летняя Сретенская церковь соединялась с зимним храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери аркой со стеклянными дверями. Длина всей постройки составляла 13 саж. 2 аршина и 5 вершков; крыша из листового железа была покрыта медянкой; 5 глав летнего храма, окрашенные «под серебряный мат с рассыпанными золотыми звездами», венчали позолоченные железные кресты с коронами.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010