14 марта 2019 Встреча: 14 МАРТА В КУРГАНСКОМ ОБЛАСТНОМ МУЗЕЕ (УЛ. ГОРЬКОГО, 129) ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА РУКОПИСНОЙ И СТАРОПЕЧАТНОЙ КНИГИ XVI – XIX ВВ., ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ 14 марта в Курганском областном музее (ул. Горького, 129) открылась выставка рукописной и старопечатной книги XVI – XIX вв., посвященная Дню православной книги.   14 марта в Курганском областном музее (ул. Горького, 129) открылась выставка рукописной и старопечатной книги XVI – XIX вв., посвященная Дню православной книги. Экспозицию выставки составили раритеты, предоставленные Курганской епархией и Курганским областным художественным музеем. На выставке представлены подлинные рукописные и старопечатные книги. Основу экспозиции составили уникальные раритеты, такие как рукописное Евангелие первой половины XVI века, времен Ивана Грозного, Острожская Библия 1581 г. первопечатника Ивана Федорова, Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. и другие. Выставка интересна для всех. С современной книгой знакомы все. Но многие ли представляют, как выглядела книга три-четыре столетия назад? Взору посетителя выставки представлены книжные древности, начиная с середины XVI века, времени Ивана Грозного, и продолжая XVII, XVIII и XIX  столетиями, так что стало возможным проследить историю развития книгопечатания в нашем Отечестве. Некоторые из экспонируемых книг хорошо известны по страницам учебников истории. Это, например, «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича 1649 г. – первый печатный  свод законов Государства Российского. Разве не интересно увидеть рукописную книгу, выполненную таким каллиграфическим почерком, что его трудно отличить от печатного шрифта? В глубокой древности книга рождалась в тиши монастырской кельи, старательно переписываемая от руки ученым монахом. И стоила книга чрезвычайно дорого. Ведь на её создание уходили долгие годы кропотливого труда. Веками на Руси складывалась особая книжная культура. Каждая книга представляла собой настоящий шедевр, над которым работали многие люди. Кожаный переплет украшало изящное тиснение, книга имела мелкие застежки. Нередко на страницах книг можно встретить искусной работы акварельные миниатюры. Своими удивительно нежными теплыми красками они согревают душу, наполняют сердце радостью от соприкосновения со своей  родной стариной. Хорошо известное выражение: «Писать с красной строки», — своими корнями уходит так же в книжную культуру. Первая буква абзаца всегда выписывалась с особенной тщательностью, а нередко и украшалась каким-либо орнаментом, писалась красиво, — по-славянски «красно», — и часто для ее написания употреблялась именно красная краска. Эти традиции продолжала и печатная книга, но вместо миниатюр украшать ее стали  уже великолепные гравюры. Любопытно проследить, как с течением времени изменялся шрифт. Изначально шрифт употреблялся, конечно же, церковно-славянский – кириллица. Только при Петре I появились первые книги «гражданской печати».

http://new.izdatsovet.ru/events/14-marta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ Орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. Создание М. п. исследователи связывают с различными причинами, в т. ч. с процессом абсолютизации светской власти и ее наступлением на права Русской Церкви, развитием поместного землевладения и сословным оформлением духовенства. К сер. XVII в. церковные владения стали чрезвычайно обширными и разнообразными по формам управления и подсудности: духовные лица, а также население церковных вотчин подлежали ведению и суду (как духовному, так и гражданскому) патриарха, епархиальных архиереев, властей крупных монастырей. Многочисленные и различные по содержанию жалованные и несудимые грамоты позволяли отдельным обителям и духовным лицам апеллировать к царскому суду. Особую группу составляли государевы монастыри и церкви, к-рыми с сер. XVI в. ведал приказ Большого дворца. В его структуре в 20-40-х гг. XVII в. упоминается специальное повытье по церковным вопросам - Монастырский и Переносных дел приказ. Чересполосица в управлении и отсутствие специального органа сословного суда для духовенства создавали сложности в предъявлении исков духовным лицам и жителям церковных вотчин (ограничение срока подачи исков неск. днями в году, необходимость выезжать в епархию по месту подсудности духовных лиц и проч.). В 1642 и 1648 гг. на царское имя подавали челобитные «разных чинов люди» об устранении этих проблем. Ответом властей стало учреждение М. п. В XVII в. Создание М. п. было зафиксировано в гл. Соборного уложения 1649 г. Оно закрепило за М. п. полномочия «во всяких исцовых искех суд давати» на «митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет» (Соборное уложение. 1987. Гл. 13. Ст. 1). Взаимные иски духовных лиц также рассматривали в М. п. Судебные полномочия М. п. включали дела гражданские, финансовые, административные. Духовный суд оставался в компетенции церковных иерархов, а решение мелких исков - до 20 р.- было отнесено к полномочиям местных светских властей. Из подсудности М. п. была выведена Патриаршая область, на территории к-рой эти функции выполнял Патриарший Разрядный приказ.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственная учреждения, основан Соборным Уложением царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его, подобна участи многих других приказов государственных учреждений России III в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался – переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным являлся и высшей инстанцией в делах, ему подведомственных, и средней; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и получал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне. – Круг его деятельности разнообразился в разные времена; но всегда был очень обширный по географическому пространству и но количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому-либо одному роду дел – судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным массам русского народа. – Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и, по-видимому, навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметной силой в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует со своим именем; но в 1724 году он переименовывается в учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, – оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конявская Е. Л. XII Международная научная конференция«Комплексный подход в изучении Древней Руси»   XII Международная научная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси», организованнаяИнститутом российской истории РАН (ИРИ РАН), Институтом археологии РАН (ИА РАН) и научным журналом «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» при поддержке Фонда «История Отечества», прошла в ИРИ РАН 11–15 сентября 2023 г. Главной ее темойстало приближающееся 375-летие принятия Соборного уложения (1649 г.). В конференции участвовали 224 исследователя, выступилидокладчики из 22 регионов страны. Прозвучало 240 докладов (ряд ученых сделали доклады в двух секциях). Часть выступлений прошли он-лайн.В конференции приняли участие исследователи из 10 стран: России, Беларуси, США, Италии, Болгарии, Германии, Узбекистана, Сербии, Австрии, Греции. В докладах,посвященных различным аспектам изучения Соборного уложения, общим принципиальным вопросам, касающимся разделов Уложения и значения нового кодекса, пришедшего на смену Судебникам, были подняты вопросы, связанные с содержанием, значением создания памятника, предпосылок его формирования, практикой исполнения его положений. Выступления на эту тему прозвучали на пленарных заседаниях первого дня конференции, а также в секции 1 «Соборное уложение и его эпоха». Предметом рассмотрения стали разделы Уложения и реальная практика по пресечению уголовных преступлений ( В. А. Аракчеев, РГАДА, ИРИ РАН), система наказаний ( А. В. Сумин, НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге), обеспечение защиты политической системы ( Д. А. Савченко, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС). Общая картина, очерченная в заглавных докладах, дает возможность заключить, что российская правовая система к середине XVII в. достигла высокого уровня развития. Определенные нормы, принятые Уложением, основывались на предшествующем опыте и практиках, но во многом можно говорить о коренной переработке всего предшествующего законодательства.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Московское благочиние, или кто сегодня хозяин в Москве? 8 апреля 1782 года был принят «Устав благочиния», определивший задачи полиции 19.03.2022 1127 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» Мигель де Сервантес Благочиние – послушание, порядок, спокойствие, приличие, благопристойность (Толковый словарь Владимира Даля) «Они теперь хозяева, а мы – гости» – частые высказывания на улицах, рынках Москвы и транспорте. Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос с паспортным режимом в Москве, иными словами – с «гулящими и пришлыми людьми», или «гостями столицы». Его пытаются решать различными постановлениями и решениями, которые вызывают одобрение у одних и неприязнь у других. Но беда в том, что эти решения-постановления плохо работают, как и наши законы. Немаловажный момент здесь и в том, что в городские проблемы вмешивается Правительство России, зачастую не позитивно, а «свободные» журналисты обрушиваются с критикой на все действия городских властей. Но позвольте, господа хорошие, спросить вас: исследовал ли кто из критиков этот вопрос исторически? Да, много книг есть по истории Москвы, но вопрос благочиния в них мало отражён. А в большем случае совсем отсутствует. А между тем это, пожалуй, один из важнейших вопросов столичных городов, коим является и Москва , потому что они всегда были и есть магнит, притягивающий всё, в том числе и хлам, от которого надо избавляться. Но как? Эта проблема стояла всегда на повестке дня города, начиная с принятия «Соборного уложения» в 1649 году, на основании которого в том же году появился «Наказ о градском благочинии», в котором делался правильный посыл на опору местного населения. Для установления порядка предполагалось дежурство и патрулирование улиц: « А для бережения во всех улицах и по переулкам расписать… решёточных приказчиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и иного никакого воровства и бледни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули. И у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили…» («Полный свод законов», том 1,

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/19/mo...

Лекция XLVIII ЗАТРУДНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ; ВОЕВОДЫ И ГУБНЫЕ СТАРОСТЫ. СУДЬБА ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОКРУЖНЫЕ РАЗРЯДЫ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПРИКАЗЫ СЧЕТНЫХ И ТАЙНЫХ ДЕЛ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ КЛАССЫ, ОБРАЗОВАНИЕ СОСЛОВИЙ. СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, ПОСАДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ; ВОЗВРАТ ЗАКЛАДНИКОВ В ПОСАДСКОЕ ТЯГЛО. Соборное уложение 1649 г. завершило собой ряд процессов нашей внутренней жизни, начавшихся со Смуты и под ее влиянием, закрепило законом положение государства, создавшееся из этих процессов к половине XVII в. Мы заметили при новой династии новые понятия в умах и новых людей в управлении, новую постановку верховной власти и новый состав земского собора. Все эти новизны вытекали прямо или косвенно из одного печального источника, из глубокого общего перелома русской жизни, произведенного Смутой, надломившего силы народа и пошатнувшего внешнее положение государства. Тогда стал перед правительством новой династии вопрос, как выйти из затруднений, в каких оно очутилось. Мы обратились к изучению капитального памятника нашего законодательства XVII в., чтобы видеть, в каком направлении действовало правительство, где и как оно искало выхода из тяжелого положения. Мы заметили, что, провозгласив отмену всяких льготных изъятий в суде и запрет дальнейшего расширения несвободных состояний, освобождавших от государственных тягостей, оно стремилось собрать в своих руках все наличные силы народа. Оно вообще тогда собирало все, что уцелело от разрухи и могло ему пригодиться, недостававшие ему деньги, разбегавшихся людей, податных плательщиков и ратников, земских выборных для совета, наконец – самые законы. ВОЕВОДЫ В борьбе с затруднениями московское правительство хотело прежде всего собраться с собственными силами, чувствовало потребность приобрести более единства воли и более энергии в действиях. С этой целью оно принялось после Смуты централизовать управление, стягивать в свои руки работу его сил, местных и даже центральных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России XVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.—Круг его деятельности разнообразился в разные времена - но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/439418/

Сортировать по Исключить новости Покупателей-то я бы отыскал, и их бы выставил на подиум, доверь мне кто-то возглавить управление Бенкендорфа. А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла — это же Бременские музыканты про нас, батюшек, пели… Протоиерей Артемий Владимиров о панк-молебне в храме Христа Спасителя и об его участницах. …«В мои лета как можно сметь своё суждение иметь»… Слава Богу, что я не родился султаном и не получил юридического образования, после которого можно было бы сделать карьеру и оказаться повелителем народов или судьёй над провинившимися. Думаю, что не так уж не прав отец Всеволод Чаплин, который говорит, что хорошо было бы обогатить наш Уголовный Кодекс статьями, взятыми из Соборного уложения царя Алексея Михайловича Тишайшего 1649 года. Ведь в судебной практике Отчизны советского времени следователи в силу своей духовной неразвитости не усматривали наличия сатанинской секты с ритуальными жертвоприношениями, но видели лишь бытовую подоплёку в делах, которые раньше подвигали целые города на гневное возмущение в отношении сатанистов. Нет, мы не призываем охотиться за ведьмами: время латинского учебника «Молота ведьм» давно ушло. Предоставим эту честь Белому дому в Америке. Они сейчас собираются своей наковальней стучать по головам всех, кто не поддерживает их панегирик в честь сексуальных меньшинств. Это и есть демократия в аду, а на небе – Царство. Но, безусловно, в России, в стране с глубокими духовными корнями, правосудие должно быть особенно компетентно, умудрено, с тем чтобы не попускать нанесения подобного оскорбления святыни. Ведь с осквернения алтарей (о история, ты лучшая учительница народов!) всегда начинались самые кровавые, самые ужасные революции в Европе – нидерландская, французская, английская, а ныне – оранжевые, гвоздичные, тюльпановые… Сколько ни есть в наших теплицах цветов – столько и революций, начинающихся с интернетной возни. Китайцы, я люблю вас, ведь вы совсем недавно, руководимые вашей КПК (отечественным коммунистам я не сочувствую ни на грош, китайским – тоже), запретили анонимные высказывания в интернете. Давно уже у вас, милые китайцы, обыватель-пользователь не может попасть даже случайно на порносайт. Вы контролируете это пространство, которое сегодня моделирует, генерирует все деструктивные мировые процессы.

http://pravmir.ru/molitva-o-pank-feminis...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь и государство (Телепрограмма, 05.11.05) (комментарий в аспекте культуры) Плакат выставки Выставка «Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон» 30 сентября 2005 г. - 22 января 2006 г. Одностолпная палата Патриаршего дворца 28 сентября 2005 г в Музеях Московского Кремля открылась выставка «Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон», посвященная 400-летию со дня рождения Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол Алексея Михайловича Романова. В экспозиции представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, как русской, так и западноевропейских и восточных школ. Это редкие предметы из коллекции Музеев Московского Кремля и из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива древних актов. Экспозиция открывается в новом выставочном зале Музеев Московского Кремля - Одностолпной палате Патриаршего дворца и является частью программы, приуроченной к празднованию 200-летнего юбилея музея. Соборное Уложение в ковчеге. Текст - 1649 г., ковчег - 1767г., Москва. Выставка рассказывает о наиболее важных событиях в жизни царя и Патриарха в период 40-х - 50-х гг. XVII в.: Алексей Михайлович венчается на царство, сочетается браком, рождается его наследник; Никон - восходит по лестнице церковной иерархии от игумена до Патриарха. Соборное Уложение в ковчеге. Текст - 1649 г., ковчег - 1767г., Москва. На это время, время взаимопонимания и успешного взаимодействия светской и церковной власти, приходятся значимые для истории России события, как-то: разработка российского правового кодекса - Соборное Уложение 1649 г.; воссоединение Украины с Россией (в экспозиции представлено Письмо гетмана Украины Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу); богослужебная реформа, приведшая Русскую Церковь в соответствие с обрядами современной ей Греческой Церкви.

http://sedmitza.ru/text/403719.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Исторические явления, подготовившие Монастырский Приказ по Уложению 1649 г. Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Развитие церковно-гражданского законодательства в России началось, между прочим, на основании законов и юридических начал, уже определенно выработанных и установившихся в Греческой Империи и принесенных оттуда к нам вместе с Верою и В числе греческих законов русское государство и церковь русская приняли закон или, точнее, юридическое начало о безусловной подсудности суду церкви духовных лиц по делам гражданским. Порядок гражданской подсудности русского духовенства в древней России, на основании указанного начала определенный по образу греческой и по каноническим состоял в следующем: монашествующие, духовные лица и состоящие в клире судились не только в церковных, но и в гражданских делах между собою, пред епископами; епископы подлежали суду высшей же суд для всех их был на и пред Но молодое русское государство, принявшее Христианскую Веру из страны, в которой самостоятельная гражданская жизнь стояла уже на значительной степени развития, не ограничилось в указании пространства гражданского суда церкви одними греческими законами. Первые христианские русские князья, по всей справедливости, видели в новой Вере начало, назначенное, между прочим, и к устроению гражданской жизни юного Из благоговения к Вере и они расширили судебно-гражданскую власть церкви особыми уставами, по которым эта власть получила с течением времени прогрессивное развитие до значительных Устав первого христианского князя св. Владимира предоставил гражданскому суду церкви, между прочим, класс людей богодельных, т. е., лиц состоящих по особенным качествам их под покровительством Св. Владимир установил гражданский суд церкви. «Сей ряд и суд церковный» «установляли» и подтверждали впоследствии и другие, великие и удельные Самостоятельность «ряда» или «устава» предоставлявшегося церкви всегда ограждалась установителями от всякого вмешательства и от всякой «обиды» светской Ряды и суды церковные, установленные первыми князьями, были неоспоримым основанием церковно-гражданского суда до Соборного уложения 1649 и даже подтверждались

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010