Поскольку в императорской России не был подготовлен (и, соответственно, не был издан) свод законов по ведомству православного исповедания, то представляется актуальным опубликовать комплекс тех нормативно-правовых актов, которыми в России в предреволюционные десятилетия регулировались имущественные права православного монашествующего духовенства. Настоящая публикация особо актуальна в свете достаточно широко идущего в РПЦ с 30 мая 2012 г. обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих» Этот проект составлен в недрах особого церковного органа – Межсоборного присутствия специально созданной комиссией по вопросам организации жизни монастырей и монашества, и переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). В проекте «Положения…» говорится, среди прочего, об «общем имуществе» монашествующих, об «имуществе монастыря», предоставляемом монашествующим во «временное личное пользование» (гл. I, п. «b»; гл. IV, п. " h " ), но при этом обходятся стороной вопросы, связанные с личным имуществом и личными денежными сбережениями монашествующих Публикация же «монашеско-имущественных» законов Российской империи может способствовать преодолению названных «пробелов» при выработке итогового «Положения о монастырях и монашествующих». Основной массив соответствующих законодательных актов, которыми, в частности, определялся порядок наследования личного имущества духовенства РПЦ, был создан в XVIII–XIX вв. (см. док. 1 и 2). Одним из его ключевых, неизменных положений было то, что все без исключения монашествующие (включая, разумеется, и архиереев) были лишены прав наследования, а также приобретения и владения недвижимостью. Эта норма, впервые прозвучавшая в Соборном уложении 1649 года (гл. XVII, ст. 42–44) на протяжении двух с половиной веков по различным поводам была около десяти раз повторена в высочайших актах, решениях Сената и определениях высших органов церковного управления. Например, 24 июня 1812 г. был выпущен указ Сената, название которого в полной мере соответствовало его содержанию: «Об устранении монашествующих, по пострижении их, от права на наследство и на приобретение недвижимости»

http://bogoslov.ru/article/3016070

Мат-лы к «Летописи жизни и лит. деятельности Патриарха Никона». СПб., 2003. С. 14-19; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты. М., 2002. 1-2. С. 26-29). В качестве архимандрита Н. П. м. Никон подписал Соборное уложение 1649 г. , согласно к-рому Троице-Сергиев и Новоспасский мон-ри освобождались от уплаты печатных пошлин при получении государевых грамот, причем в случае с Н. П. м. оговаривалось, что льгота дана «для государских родителей» (Соборное уложение 1649 г. Л., 1987. С. 97-98. Гл. 18. Ст. 59-62). В июле 1653 г. в Н. П. м. в течение дня держали «под началом» прот. Иоанна Неронова , а затем перевели в соседний Симонов монастырь (МДИР. Т. 1. С. 51). Тогда же, по свидетельству протопопа Аввакума, в монастыре был заключен темниковский прот. Даниил ( Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой. СПб., 1994. С. 14; Круглик. 1999. С. 41-42; О личности прот. Даниила см.: Беляков А. В., Морохин А. В. Протопоп Даниил Темниковский - судьба провинциального «боголюбца» сер. XVII в.//Средневек. личность в письменных и изобразительных источниках. М., 2016. С. 47-52). В авг. 1653 г. в обители служил отстраненный от кафедры патриарх К-польский Афанасий III Пателларий ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 73; Круглик. 1999. С. 41). Из отписки кн. М. П. Пронского царице Марии Ильиничне и царевичу Алексею Алексеевичу от 31 июля 1654 г. (во время эпидемии чумы) известно, что царица распорядилась перевезти в Н. П. м. наличную казну, предполагавшуюся к отправке государю под Смоленск: «...золотые и серебреные золоченые денги и денежную и ефимочную казну велети б отвезть в Спаской монастырь на Новое, чтоб на Москве денег и ефимков и золотых не осталось ничего; а стоять той казне в том монастыре до государева указу, а в монастыре тое казну поставить в полате, а провезти теми улицами, в которых улицах морового поветрия не было и тихим обычаем». Впрочем, кн. М. П. Пронский не спешил с выполнением указания «из опасения нехватки жалования» ратным людям под Смоленском (ДАИ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

До нас сохранилась соборная грамота об этом браке (А. Э. т. 1, 284), которая подвергает царя – четвероженца церковной епитимии и, не касаясь вопроса о действительности его брака, изрекает анафему на всех, кто впредь дерзнет «таковая сотворити, четвертому браку сочетатися». Уложением 1649 г. (гл. 16, ст. 15) каноническое запрещение 4-го брака впервые возведено у нас в гражданский закон, действующий до настоящего времени (т. 10. ст. 21). Нужно, впрочем, заметить, что этот закон обязателен только для лиц православного исповедания (ул. о наказ, ст. 1564). Католическая и лютеранская церковь дозволяют своим членам последовательно вступать в брак неограниченное число раз. Но относительно смешанных браков указом Св. Синода 29 Марта 1767 г. разъяснено, что эти браки подлежат расторжению, как недействительные, коль скоро одно лицо, православное или не православное, будет вступать уже в четвертый брак. Это разъяснение, как специально церковное, не внесено в Свод гражд. Законов, но оно необходимо вытекает из принятого здесь общего правила, что браки лиц православных с не православными заключаются не иначе, как по законам православной церкви (ст. 67. п. 2). в) состояние под судебным запрещением вступать в брак. Такому запрещению подвергаются все бывшие супруги, по вине которых брак был расторгнут или объявлен ничтожным и недействительным. Таким именно последствием для виновной стороны сопровождается расторжение брака: а) по двоеженству и двумужеству (т. 10 ст. 40) причем, если вина была с обеих сторон, то обе стороны осуждаются на безбрачие; б) по безвестному отсутствию одного из супругов в течении пяти лет и более (ст. 41 и 42), в) по прелюбодеянию или нарушению супружеской верности (Уст. Дух. Конс. ст. 253), и г) по доказанной физической неспособности к брачному сожитию (ibid.). В первых трех случаях осуждение на всегдашнее безбрачие является наказанием лица виновного в разрушении брака своим преступлением против брачного союза; в последнем же случае судебный приговор о безбрачии не есть в собственном смысле наказание, а только констатирование факта, при котором, если бы он был известен, не мог бы иметь места предыдущий брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Так не пора ли и нам - всему церковному народу и монашеству как самой ревностной его части, - взяв пример с мучеников и исповедников за святые иконы VIII-IX веков, встать на защиту святых образов и остановить их явное и неявное поругание, творимое злонамеренно или по неведению? Пришло время и нам постоять за святые иконы, за догматы нашей веры, за нее саму и ее чистоту. Владимир Немыченков Немыченков В.И. Яйца с образами: О новом виде иконоборчества// http://www.pravoslavie.ru/put/61136.htm Немыченков В.И. Иконопочитание истинное и ложное// ; также http://www.radonezh.ru/analytic/17933.html , http://www.bogoslov.ru/text/3216841.html . Певцов В.Г., протоиерей . Лекции по церковному праву. Пг., 1914. (О священных вещах - с. 62-70)// . Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1876// . Статьи «Устава» содержат правовые нормы, а также ссылки на конкретные законы и указы Российской империи с указанием года их принятия. «А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии и каким ни буди обычаем Божественныя Литургии совершити не даст, и его, изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (Соборное Уложение 1649 г. Гл.1, ст.2). В. Певцов приводит пример: «Питейные заведения должны находиться на расстоянии не ближе 40 саж.; бани и кузницы - не ближе 25 саж., а все прочие строения - не ближе 10 саж. Церковные дома могут быть и ближе, но тогда они не могут быть отданы в аренду для мирских жилищ или мирских потребностей (Строит. Уст. 29; реш. Сената 1 Мая 1886 г.; см. Ц.В. 40). Еврейские синагоги должны быть не ближе 100 саж. от церкви по одной с ней улице и не ближе 50 саж. по другой (Мн. Госуд. Сов. 1844 г. Ин. 26)». А именно: Гл. 5. О предупреждении и пресечении кощунства и ограбления могил//Устав о предупреждении и пресечении преступлений. С. 21-22. Название мало соответствует содержанию, поскольку из 11 статей этой главы только одна - последняя - посвящена могилам, а все остальные - священным изображениям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Поэтому представляется целесообразным: 1) В рамках Межсоборного присутствия создать отдельную специализированную комиссию по вопросам церковного искусства , которая изучит нормы церковно-канонического и гражданского права, относящиеся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанные до 1917 года и приведенные в " Уставе о предупреждении и пресечении преступлений " , в " Уставе о цензуре и печати " , Указах Священного Синода и в других источниках церковного права. В случае необходимости следует доработать их, а также разработать новые правовые нормы, соответствующие современным реалиям. 2) Эти нормы должны быть утверждены священноначалием РПЦ в одном или нескольких документах (их пакете) и стать обязательными для синодальных, епархиальных, приходских и других церковных структур, монастырей, производственных предприятий РПЦ, православных издательств, а также для духовенства и мирян при изготовлении священных изображений (икон, предметов церковно-прикладного искусства, росписей храмов и т.п.), торговли ими, использовании в храмовом пространстве и в быту. Ссылки: 1 Лобашинский, Андрей, прот. Икона и секулярный мир. Десакрализация святынь: можно ли ей противостоять//Парфенон сегодня. – 2013. – – С. 68–73. 2 Лобашинский, Андрей, прот. Икона и секулярный мир. Десакрализация святынь: можно ли ей противостоять//Парфенон сегодня. – 2013. – – С. 68–73. 3 Певцов В.Г., прот. Лекции по церковному праву. Петербург, 1914. (О священных вещах, с. 62–70)// . 4 Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Второго Отдела Собствен-ной Е.И.В. канцелярии, 1876// Статьи " Устава " содержат правовые нормы, а также ссылки на конкретные законы и указы Российской импе-рии с указанием года их принятия. 5 " А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады " (Соборное Уложение 1649 г. Гл.1, ст.2).

http://religare.ru/2_117853.html

501 «1599 г> Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриарха на Москве»/Под общей ред. М. К. Любавского//ЧОИДР. 1912. Кн. 2, отд. III. С. 39–40. Отсутствует археографическое описание рукописи. 502 Соборное Уложение 1649 г.: Текст. Комментарии/Рук. авт. кол. А. Г. Маньков. Подгот. текста Л. И. Ивиной. Коммент. Г. В. Абрамовича, А. Г. Манько- ва, Б. Н. Миронова, В. М. Панеяха. Л., 1987. С. 34–36. Гл. X. Ст. 31–80 503 РГБ. Ф. 310 (Собр. Ундольского). 611. Л. 1–2. Рукопись в 4°, 40-х годов XVII в., филиграни: «столбы», «кувшин с лилией» и литерами MN (слабо просматриваются) типа: Дианова и Костюхина, 841, 1149 (1646–1654 г гг.), на 70 л.; писана разными почерками XVII в. Это сборник исторических повестей, летописных и других заметок, возможно, ростовского происхождения; упом.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.: Библиографические материалы. СПб., 1903. С. 240. Соболевский ошибочно датировал рукопись началом XVII в.; Румянцева B. C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в. С. 88–89, 93. 507 «Большие», «мелкие», «пустые», «приписные» монастыри – выражения источников XVII в. См.: РГБ. Собр. Ундольского. 611. Л. 3 об.; ДАИ. СПб., 1877. Т. 10. С. 394 (1683 г.). 508 В 1874 г. архимандрит Леонид поставил вопрос о степени Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, имея в виду место обители в списке общероссийских привилегированных, т. е. степенных монастырей, и положение архимандрита в «Лествице Степенных настоятелей» (ЧОИДР. 1874. Кн. 4, отд. I. С. 125). 509 ААЭ. СПб., 1836. Т. IV. С. 489. 328; Соловьев СМ. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VII, т. 13. С. 113, 341. 510 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриаршества Иосифа. Сергиев Посад, 1913. С. 105–168; Румянцева B. C. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России XVII//Вопр. истории. 1998. 2. С. 26–40; Она же. Стефан Внифантьев и кружок ревнителей благочестия//Исторический лексикон: XVII век. М., 1998. С. 373–376.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Комментарии. Л., 1987. С. 147. 1627/28 г. – Указ о запрещении неправославным иноземцам владеть православными людьми, живущими в господских дворах В прошлом во 136 году ведомо учинилося блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии и отцу его государеву блаженные памяти великому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Московскому и всея Русии, что на Москве и в городах у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные христиане, и тем православным Христианом от иноверцов чинится теснота и осквернение, и многие без покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в иные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии и отец его государь блаженные же памяти великий государь святейший патриарх Филарет Никитич, патриарх Московский и всея Русии, указали. Православных христиан у иноземцев некрещеных из дворов взяти; и вперед тем православным Христианом у иноверных у некрещеных у иноземцев во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и без покаяния не помирали бы. Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Л., 1986. Тексты. 166. Комментарий к указу Указом 1627/28 г. неправославным иноземцам запрещалось владеть православными людьми, живущими в господских дворах. При этом предписывается уже находящихся у некрещеных иноземцев во дворах православных людей отпустить на волю. В ст. 70 гл. ХХ Соборного уложения 1649 г., включающей Указ 1627/28 г., приводится и мотивировка данного решения: царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету стало известно о судьбе православных людей у некрещеных иноземцев, ведущей к несоблюдению христианских обрядов. Из контекста той же статьи Соборного уложения можно заключить, что составители Указа имели в виду равным образом и службу холопов, оформленную какими-либо крепостями, и службу добровольных холопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава XXII, А в ней 26 статей. указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание 24. А будет кого бусурман 61 какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец. Комментарии к статьям соборного уложения 1649 г. Глава I Статья 1. Развивая нормы гл. 53 Стоглава, статья вводила понятие богохульства. Впервые говорится о смертной казни через сожжение. Дела о богохульниках и церковных мятежниках не подлежали церковному суду и производились преимущественно в Сыскном и Судном приказах. Статьи 2–7. За учинение церковного мятежа (здесь – нарушение церковной службы непристойной речью или совершением бесчинства), в отличие от гл. 57 Стоглава (отсечение головы), предусматривалось сожжение. Торговая казнь – публичное, на торговой площади телесное наказание... Мера наказания зависела не только от тяжести совершенного преступления, но и от его объекта. За оскорбление словом священника – торговая казнь, мирянина – тюремное заключение на один месяц и выплата денежного возмещения. Доправить бесчестье (ст. 7) – денежное возмещение в пользу оскорбленного. Статьи 8–9. Запрещение подавать царю просьбы, за исключением дел о преступлениях государственных, было введено Указом 1639 г. Им разрешалась подача царю жалоб на несправедливое решение с установлением, однако, наказания за бездельную докуку царю. Глава X Статья 1. Статья открывала раздел об оскорблениях. Она предусматривала наиболее тяжкий случай – оскорбление патриарха, и притом со стороны представителей господствующего класса. Статьи 83–84. В отличие от предыдущих статей, здесь духовенство выступало в качестве субъекта оскорбления в отношении мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010