Варсонофий (Гриневич Константин Диомидович), архп. Калининекий и Кашинский Родился в 1875 году в семье крестьянина Гродненской губернии. Первоначальное образование получил в Мстиславском Духовном училище, а затем в Могилевской духовной семинарии. В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В сан священника рукоположен после окончания академии. Служил сначала в г. Гомеле, а в последние годы перед епископством – в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе в г. Москве. 14 дек. 1945 г. пострижен в монашество. 17 дек.1945 г. возведен в сан архимандрита. 30 дек. 1945 г. хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского. (Впоследствии титул Барановичский переименован в Лидский). Хиротонию совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты: Киевский и Галицкий, Экзарх всея Украины – Иоанн; Ленинградский и Новгородский Григорий. Архиепископы: Корнилий Виленский и Литовский; Лука Тамбовский и Мичуринский и Варфоломей Новосибирский и Барнаульский. Учитывая духовные нужды своей епархии, он образовал в г. Гродно особые богословско-пастырские курсы, на которых многие из пастырей и мирян получили богословские познания. 18 ноября 1948 г. – епископ Семипалатинский и Павлодарский. С 31 окт.1950 г. – епископ Чкаловский и Бузулукский. 16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой. С 29 июля 1954 г. – епископ Калининский и Кашинский и временно управлял Великолукской епархией. В феврале 1956 года возведен в сан архиепископа. С 8 февраля 1956 года освобожден от временного управления Великолукской епархией. Скончался 13 марта 1958 года. Погребен в г. Калинине на Николо-Малицком кладбище. Духовный писатель. ТРУДЫ: Слово. « Церковь свв. муч. Бориса и Глеба на Коложе в Гродно». «ЖМП» 1947, 3, стр.50–51. Слово при погребении настоятельницы Гродненского женского монастыря, игуменьи Серафимы. Погребена 16 июня. «ЖМП» 1947, 8, стр.40. О Гродненском Рождество Богородицы монастыре. «ЖМП» 1947, 12, стр.47, 48. Об открытии вторых Богословско-пастырских курсов в г. Гродно. «ЖМП» 1947, 8, стр.40. О Херсонесе. 1925 год. Литература: «Прав. Собес.» 1905, ноябрь, стр.84 (отчет). «ЖМП " 1946, стр.6. -«- 1949, стр.6. -»- 1950, стр.4. -«- 1953, стр.3. -»- 1954, стр.3. -«- 1956, стр.5. -»- 1958, стр.7–10. TOC o «1–5» h z «Журн. Зас.Св. 24 от 18.XI.1948 г. Синода» 19 от 31.Х.1950.г. -«- II от 16.XI.1953 г. -»- 10 от 29.VII.1954 г. - " - 2 от 8.II.1956 г. «Изв. Каз.еп.» 1903, 3, стр.20. Заметки и дополнения Е.М. 36. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр (Трапицын Александр), архп.Пугачевский Родился 29.VIII.1862 года. В 1888 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское Духовное училище. 26.II.1889 рукоположен во священника к Вятской Всесвятской церкви. 1897 – инспектор Вятской Духовной семинарии. 1900 – пострижен в монашество. 1901 – возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской Духовной семинарии. 12.XII.1904 хиротонисан во епископа Муромского, вик.Владимирской епархии, Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский Антоний, митрополит Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и другие архиепископы и епископы в Лаврском Свято­Троицком соборе. 23.XI.1907 – епископ Юрьевский, вик.Владимирской епархии. 29.V.1912 – епископ Вологодский и Тотемский. Управлял епархией до 192I года. 1917–1918 гг. был участником Всероссийского Церковного Собора в Москве. С 1928 – архиепископ Самарский. С 1933 епархией не управлял. С 5·II.1935 по 3.VII. того же года – архиепископ Пугачевский. Скончался в сентябре 1938 года. Очень интересовался философией и философскими предметами. Духовный писатель. Труды : «Апология Саровского торжества». 19 июля. «Под пером светского писателя рационалиста». СПБ, 1903. «Догмат и этика». СПБ, 1903. «Назидательное значение благодатной личности преп. Серафима Саровского для нашего времени». СПБ, 1905· «Странные сетования гр.Л.Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны». СПБ, 1905· Литература: «Церк.Вед.» 1904, 47, стр.495· -«- 1907, 49, стр.417· -»- 1912, 25, стр.257 «Приб. к «ЦВ» 1904, 51–52, стр.2102, «Церк.Вестн.» 1891, 13, стр.193. -«- 1904, 5I, стр.624. «Русск.Палом.» 1904, 49, стр.853. 1912, 27, стр.416. «Истор.Вести.» 1906, авг., стр.564, 577 «Прав.Собес.» 1904, июнь, стр.3. -»- 1907, май, cmp.II. -«- 1913, декабрь, стр.836. -»- 1915, февраль, стр.373. «Изв.Каз.еп.» 1913, 39, стр.1174. Булгаков, стр.1396. ЕЭС m.II, стб.2421. «Мисс.Календарь» 1907, стр.128. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.218, 219· ФПС I, 15, cmp.I. II, cmp.I. III, cmp.I. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

в Домострое гл. 24 (по изд. Яковлева, 1887 г. стр, 50 и сл.); – ср. брошюру Щапова: «Голос древнерусской церкви об улучшении быта несвободных людей». К. 1859, – стр. 17. 49 См. брошюру (речь) А. Щапова : «Голос древней русской церкви» и пр., стр. 12, – ср. «Прав. Собес.», 1861 г., т. 1, ст. «Попечение отечественной церкви о внутреннем благоустройстве рус. гражд. общества в XIII – XV в.», стр. 184 и сл. 50 Сборник Солонец, библ. 826, л. 311: «поучение еже во святых отца вашего Евфимия, архиепископа великого Новгорода», – также Кормчая Сол. библ. 858 (см. в указ. брош. Щапова, стр. 13 и примеч., также в ст. «Прав. Собес.», 1861 г, ч. 1, стр. 193 и след ). 51 В частности, в житии Феодоры, извлечения из которого приводятся в Прологе и которое было чрезвычайно популярным в древнерусской народной литературе (особенно благодаря посредству так называемых синодиков, в которые оно входило иногда целиком, иногда же по частям»), – учение о милостыне составляет самое существенное: оно – «его нерв, его центр», по словам новейшего исследователя этого жития, проф. А. Н. Веселовского... В последней части этого жития, в видении страшного суда, милостыня является в «поэтическом олицетворении» и описывается теми самыми чертами, какими она изображается, как мы видели выше, в Прологе, как – «превосходящая все добродетели»... Веселовский А.П., Разыскания в области русского духовн. стиха. XIXII, вып. 5, Спб., 1889 г., стр. 131–132. 52 См. церковные поучения против него в указ. брош. Щапова, стр. 14–16, – в «Прав, Собес», ч. 1. стр. 187. 53 Окт. 14, т. 1 л. 152 об., в слове св. Антиоха о лихоимании: «лихоимец сытости не имать, сице имать и многа имения, егда многа стяжет, паки большему восхощет. И егда усвоит то паки большему желает, и николи же престанет от суетного сего похотения. Таковый житию конца не чает, и невесть, что пришлец есть в сем житии. И добре глаголют о таковых книги: якоже ад и погибель не насыщается, такоже и очи человечи не сыте»... Далее приводятся места из св. Писания, поясняющие всю гибельность несытости в богатстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

oper., Carte du Delta); 2) в Ливии, известный еще под именем Крокодилополиса (Oriens Christ, с. 581, 582, нанесен Isambert’a) и 3) в верхнем Египте, недалеко от Птолемаиды, называемый еще Teuchira (Or. Chr. p., 623, 624). 332 Писания I Кас Рим, русск. пер, предисловие к 10 первым собесед , 161 стр; I Собес., II, 1 (стр. 163), III, 1 (200), IV, 1 (221), VI, 1 (260); X, 2 (350), предисл. к XI соб. (368). К помощи такого же довода прибегает и Газей при доказательстве своего положения, что девятое собеседование принадлежит Исааку скитскому, а не фиваидскому – М. lt., col. 769, not „b“, русск. перев. , стр 322, прим 1. 333 W Smith, A dictionary of christian biography, literature, sects and doctrines, Wolume IV, London, 1887, с 611. 334 Серапиона Великого Палладий видел в 390 г. и Кассиан был в Скитской пусгыне в первый раз с 390 по 397 г. и, притом, называет Серапиона одим из древнейших старцев (Собес. V, 1 , русск. пер. 237 стр. ). 335 Созомен называет Макария Египетского , настоятеля Скита, и Макария Александрийского , настоятеля гак называемых Келлий, настоятелями „скита и тамошей горы“ (Церк. Ист. , русск. пер., III, 14 (191) ), а в другом месте называет Серапиона скитским (старцем (Ibid VI, 30 (418)). Палладий считает Скит „внутренней пустыней“ или „самой глубиной пустыни“ Нитрийской (Лавс., XV1I1, 19, VII, 22). Впрочем А.Бронзов „внутренней пустыней“ Лавсаика считает монастырь Келлии (цитов. соч., стр., 156), но, к сожалению, оснований для этого он никаких не приводит. Он ограничивается ссылкой на Floss’a (Macarii Aegypti epistolae, homiliarium loc 1850), но последний, судя по выпискам Бронзова, не особенно отчетливо уяснил себе географию этой местности. Он вполне справедливо говорит, что Палладий различает свое прибытие в Нитрию (где он прожил год) от последовавшего затем путешествия во внутреннюю пустыню. Но если допустит вместе с Floss’oм, что под именем последней разумеется пустыня Келлий (где Палладий поселился), то как же тогда понять Floss’a, говорящего, что гора Нитрийская лежала ближе к местожительству преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

XI, 1). Здесь они посетили немалое количество обителей и уединенных мест, где подвизались анахореты, получив духовное окормление у многих великих подвижников. Особую роль в духовном преуспеянии двух молодых иноков сыграл известный авва Пафнутий, о котором преп. Иоанн отзывается так: «В лике (хоре – choro) святых, как чистейшие звезды сиявших в ночи мира сего, наподобие великого светила блистал светлостью ведения (claritate scientiae) святой Пафнутий» (Собес. III, 1). И вообще, Скит, где был пресвитером этот авва – ученик преп. Макария, пользующийся широкой известностью, произвел на двух друзей неотразимое впечатление: здесь жили испытаннейшие среди монахов отцы и пребывало всякое совершенство, по отзыву преп. Иоанна (Собес. I, 1). Естественно, что пустыни Нитрийская и Келлии также были почтены вниманием их, взыскующих всякого совершенства по Богу. В Скиту, Нитрии и Келлиях они пребывали долгое время (примерно около семи лет), до самого конца IV века, когда Феофил Александрийский начал гонения на так называемых «оригенистов», сильно опустошившие это средоточие иноческой жизни. Многие монахи из него бежали в Палестину, а два друга, также ставшие жертвами этих гонений, нашли приют, вместе с «длинными братьями» из Нитрии и некоторыми другими иноками, в Константинополе у св. Иоанна Златоуста 306 . Таким образом, преп. Иоанн Кассиан Римлянин , волей Промысла Божиего, оказался носителем и распространителем идей восточного монашества на христианском Западе. И все его миросозерцание, отраженное в двух знаменитых аскетических сочинениях этого святого отца 309 , запечатлено духом Предания египетских (и вообще восточных) отцов-подвижников 310 . В духе данного Предания преп. Иоанн рассматривает иноческое житие как высшую науку и возвышеннейшее искусство. В уста аввы Нестероя им вкладывается следующее рассуждение: приведя пример мирских наук, имеющих каждая свои правила и законы, он замечает: «...тем более наука и занятие (профессия) нашей религии (religionis nosrae disciplina atque professio), которая стремится к созерцанию незримых таин и не ищет мзды в жизни настоящей, а взыскует вечной награды, имеет известный порядок и метод (certo ordine ас ratione subsistit).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

924 Против заключения браков без церковного блогословения митрополиты вооружались в своих правилах и посланиях втечение нескольких столетий (XI–XV): Иоанн II, Кирилл II, Максим, Фотий, Иона. См. Рус. Ист. Библ. VI, стр. 18, 99, 142, 272, 279 и 605. В первый раз требование церковного благословения брака было узаконено царем на стоглавом соборе. См. Стоглав, гл. 18. 925 Под именем митрополита Кирилла эти постановления владимирского собора внесены были в софийскую кормчую (синод. 132) л. 539: «правило Кирилла митрополита русского, съшедшихся епископа Далмата новгородского, Игнатия ростовского, Феогноста переяславского, Симеона полотьского на поставление епископа Сарапиона володимирского»; под именем же Кирилла, а не как совокупность постановлений собора владимирского, помещаемо было это правило и во всех вообще рукописных кормчих книгах софийской фамилии. 926 Напечатан в разных редакциях в 1 т. Истории русс. церкви митр. Макария и I т, 1 полов. Истории русс. цер. проф. Голубинского, а также в Хрестоматии по ист. русск. пр. проф. Владимирского-Буданова. 928 Там же, стр. 209. В одной из древних же кормчих, именно в т. н. волынской (румянц. муз. 235), писанной, как можно заключить из приписки к ней, в XVI в. с оригинала XIII в., устав Владимира изложен дважды: в середине книги между правилами VII всел. и двукратного собора, и в самом конце книги, оба раза в связи с правилом, которое приписывается здееь двукратному собору, а на самом деле принадлежит собору в церкви св. Софии 879 г., о преобидении церкви мирскими властями и о насилиях против духовных лиц, чем ясно засвидетельствован тот мотив, которым было вызвано составление устава Владимира. См. об этом: Следы западно-катол. церк. права, стр. 181 и сл. 929 Правило напечатано в Правосл. Собес. 1861, ч. 2, стр. 434 и сл. Иногда содержание устава излагается кратко в виде «ряда и суда церковного, уставленного первыми князьями». См. Правосл. Собес. 1861, ч. 3, стр. 460 и сл. 930 Напечатан в разных редакциях во II т. Истории русс. церкви митр. Макария и у проф. Голубинского, а также в Христоматии проф. Владимирского-Буданова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

287 О законодательной деятельности греко-восточной церкви в послесоборный период. – См. Очерки внутренней истории византийской восточной церкви в IX, X и XI вв. – проф. Лебедева. Москва 1878 г. 17–18. 164–168 стр. В исследовании того же автора можно читать о законодательной деятельности этой церкви и в последующие века до падения Константинополя. – Очерки визант. вост. ц. с конца XI до ½ XV века. Москва 1892 г. В V очерке «иерархи преимущественно константинопольские и их церковно-общественная деятельность» проф. Лебедев указывает важнейшие постановления касательно церковного устройства и управления, издаваемые тем пли иным патриархом (см. напр. Законодательную деятельность греческой церкви в правление патриарха Мануила. 328–331 стр.). 302 Основные начала и характерист. свойства права русской церкви. – Приб. к твор. св. оо. 1888. 42 ч., 52 стр. 306 Как постепенно исторически слагались разные формы управления поместных церквей, преосв. Иоанн указывает в особой монографии: «обозрение древних форм поместного церковного управления». Здесь он различает три главные формы церковного управления. 1) первоначальный, более простой образ управления. Каждая поместная церковь имела своего епископа, которому апостолы и поручали управление ею; главное управление сосредоточивалось в главных городах провинций, где епископы имели свои кафедры. 2) управление митрополитов; митрополиту принадлежало начальственное наблюдение за церковным порядком и благоустройством всей подчиненной ему провинции; 3) управление патриархов; патриарху принадлежало управление над целым округом, со всеми принадлежащими к нему провинциями. Так выработалась, под влиянием разных исторических условий, та форма управления поместных православных церквей, которая и доселе сохраняется на Востоке – Прав Собес, 1858 г. III, 3–41. 149–175. 259–290 стр. 310 Ibid. II, § 104; сн. Юридич. Вестник. 1888. XXVIII, 539; Предисл. к перев. Маассена «Девять глав»... XXIV, XXV–XXVIII и др. 311 Насчитывают четыре апостольских собора, бывших в Иерусалиме: первый – для избрания Матфея во апостола вместо Иуды; второй – для избрания семи диаконов; третий – для разрешения спора о соблюдении обрядового закона Моисеева; четвертый – для дозволения ап. Павлу совершить иудейский обряд. – Барсов. О вселен. соборах. Христ. Чт. 1869. I, 213, 3 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Из старинных сочинений, в которых излагаются и опровергаются все или многие заблуждения латинян в вере и погрешности их в обрядах и в церковной дисциплине, кроме вышеупомянутых Апокрисиса, Сборника Василия, Палинодии Копыстенского и других, упомянем следующие: Мечец духовный, творение двух ученых Греков братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, учительствовавших в Москве при Софье Алексеевне; Мечец был написан на греческом языке, но вскоре был переведен на язык Славянский; Исповедание веры Палладия Роговского, напечатанное в 18 т. «Древней Российской Вивлиофики» Новикова; Вопросы и ответы православному с папежником, – напечатаны в «Русской Исторической Библиотеке», 7 т., 2 кн. Не указываем сочинений, доселе остающихся в рукописи. Кроме того во всех вообще старинных богословских системах, из которых иные сохранились в рукописях, а другие напечатаны, были излагаемы и опровергаемы догматические заблуждения латинян. Из критико-библиографических трудов для ознакомления с древней православной полемической литературой укажем: Иеромонаха Августина Полемические сочинения против латинян, писанные в Русской церкви в XI и в XII в. в связи с общим историческим изысканием относительно разностей между Восточной и Западной церковью, в «Трудах Киев. Дух. Академии» 1867 г., 6 и 9; А. Н. Попова Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.) 1875 г.; А. Павлова Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян; Преосв. Филарета Обзор русской духовной литературы. Из сочинений нового времени достойны внимания следующие: Богословие Обличительное Ректора Каз. Дух. Семинарии Архимандрита Иннокентия. Казань. 1859 г. (обличению латинской веры посвящена вся вторая часть); Халколиванова брошюра О римско-католической церкви. Самара. 1865 г.; статьи профессора Н. Я. Беляева в «Прав. Собес.» за семидесятые и восьмидесятые годы и посмертное издание последнего его труда: Основной принцип Римского католичества; А. М. Иванцова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Ч. 1 и 2. Москва. 1869–1870 г.; Его же: О западных вероисповеданиях, – лучшее издание – третье. М. 1894 г.; Филарета М. М. Разности в вере между Восточной и Западными Церквами, в «Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв.» 1872 г. 2; его же другая статья о разностях догматических и обрядовых между В. и З. Церквами в том же журнале за 1874 г.; В. Краинскаго: О католицизме по католическим источникам. Киев, 1873 г.; Владимира Геттэ Папство схизматическое; Папство еретическое; оба сочинения с французского переведены на русский язык; Никанора, Архиепископа Херс., Беседа о том, есть-ли что еретическое в Латинской Церкви? Спб. 1889 г. Характер латинства раскрыт особенно в сочинениях Прот. А. А. Лебедева , А. С. Хомякова и других славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Переславской – Свято-Троице Сергиев мон. с прип. 107023 Владимирский Кафедр. Рождественский монастырь 903 Настоящий краткий очерк, входя в нашу работу как часть целого, не претендует на всестороннее и полное освещение вопроса о содержании архиерейских домов в XVIII веке, особенно после выхода в свет сочинений И.М. Покровского, Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Церковно-археологическое, историческое и экономическое исследование. (В память 350-летия существования Казанской епархии, 1555–1905 гг.). Казань, 1906 г. XII+482+XXX+264+XVI стр. и Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I-ro до учреждения духовных штатов в 1764 г. Общий дополнительный очерк к предшествующему исследованию. Казань, 1907 г. 140+76 стр. и Русские Епархии в XVIII в. (Прав. Собес. за 1907 г. в Январской книжке и след.). Эти сочинения появились уже после того, как наши занятия в М.А.М.Ю. и др. были закончены, а потому, не считая целесообразным делать частичные заимствования из названных сочинений, предпочитаем изложить здесь лишь то, что уже было лично нами собрано. Особенное внимание обращаем на высоко-ценные приложения, извлеченные из ведомостей Коллегии Экономии 1739–1741 гг. и др. (Средства… стр. 1–59 и Казанский арх. д. стр. 234–255). К сожалению, за неимением времени, мы не могли снять копии с этих шести-томных ведомостей, ярко характеризующих наличные средства монастырей и арх. домов. Извлечения из них относительно определенных арх. домов и монастырей прилагаются нами ниже (Прилож. VI и VII). 910 См. П.С.П. VI, 2272, 1729 г.; О.А.С.С. X, 499/32, 1730 г.; XI, 198/248, 1731 г.; XV, 274/19, 1735 г.; XVI, прилож. XII, 1736 г. 913 В описи доходов Новгородского архиерейского дома 1740 года (П.С.З. 1740 г. 24 мая показаны доходы: I. Окладные: 1) церковной дани; 2) за десятильничьи доходы; 3) полоняночные; 4) с полоняночных приводные; 5) с церковных земель оброчные. II. Неокладные: 1) с браков венечные; 2) за антиминсы; 3) за свечную при соборной церкви продажу; 4) за отданные в оброк пустоши; 5) за сенные покосы; 6) за владение земель; 7) за сады; 8) садовый яблонный сбор; 9) рыбные ловли; 10) с мельниц оброчных; 11) помольных; 12) с лавок оброчных в Москве и Новгороде; 13) с дворян домовых, которые домовыми угодьями владеют, оброку; 14) с бобылей оброку; 15) за утайку браков штрафных; 16) выводных; 17) за приказчичьи доходы; 18) с работников; 19) вместо определенных с вотчин работников; 20) за рубку в архиерейских угодьях попенных; 21) за пятницкую рыбу; 22) за продажное сено. Тут же поставлены и сборы ставленнические, которые шли в раздел на 3 части: 1) в домовую сумму; 2) архиерею и 3) судьям и приказным служителям. Выписано из сочинения Н. Розанова , Ист. Московского Епарх. Управления со времени учреждения Св. Синода, М. 1869–1871, ч. I, чтр. 176. Вообще в сочинении Розанова рассеяно много любопытных сведений по исследуемому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Несколько честных простых рыбаков галилейских удостоены чести быть органами Духа Святого; из неученых людей сделались непреложными проповедниками Спасителя мира и вселенскими учителями на все века: так, это, действительно, величайшее чудо (Прав. Собес. 1863г., ч. 1, стр. 408). Стих 4 О дарах благодати (II, 4) Филарета, Митроп. Москов.   Мы должны взирать на сошествие Святого Духа не только, как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение Апостольского приготовления к принятию оного Духа, непрестанно дышащего, идеже хощет. Апостолы, как повествует книга их Деяний, после постоянных и единодушных молитв, исполнишася Духа Свята; и не только Апостолы, но, по изъяснению Златоуста, и пребывавшие с Ним ученики, имен народа вкупе яко сто и двадесять (Деян. 1, 16), исполнишася вси. Что такое исполниться Духа Свята? Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотою, — светом веры, теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению Соломона, предходит и просвещает, дондеже исправится день (Npum.IV, 18). «Разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков», которые погрязший в чувственности разум принимает нередко за истины; дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога, яко источника света; сообщает уповаемых извещение вещей, обличение невидимых (Ebp.XI, 1). По той мере, как свет от Солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь божественная изгоняет из него самолюбие, попаляет в нем терние плотских пожеланий, очищает, упраздняет его и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих источных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце (Ncaл.XXXVI, 31) человека, воображающий в нем Христа (Гaл.IV, 19), совершающий «возрождение» в жизнь духовную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010