«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса». «За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.· «Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.680–681. Переводы: «Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874–1882 гг. и др. «Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого). «Мученики Колизея” (перевод с английского). «Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие). Литература: «Церк. Вед.» 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 31, стр.253. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1896, 45, стр.397. -»- 1900, 17, стр.131. -«- 1902, 14, стр.71. «Приб. к «ЦВ” 1899, 13, стр.535, 537. -»- 1901, 45, стр.1671. -«- 1904, 16, стр.586–589. «Русск. Паломн.» 1888, 16, стр.195. -»- 1904, 18, стр.311, 312. «Церк. Вестн.» 1891, I, cmp.II. -«- 1891, 33, стр.523. -»- 1891, 41, стр.651. -«- 1891, 51–52, стр.817. «Изв. Каз. Еп.» 1883, 22, стр.710. -»- 1884, 22, стр.после 722, 14–15. -«- 188 , 8, стр.188. «Воскресн. день» 1900, 28, стр.333. «Моск. Ведом.» 1902, 139–140. -»- 1904, 100, Некролог. «Новое время» 1904, 100, Некролог. «Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14. «Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877. -«- 1904, август, стр.312. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180. -»- 1904, май, стр.839–841. «Подол. Еп. Вед.» 1896, 50. «Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, 7–9. «Историч. Вестн.» 1904, июль. - " - 1904, май, стр.760 (некролог). «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 год», стр.104–105. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 511, стр.77 Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.· БЭС т.1, стб.850. БЭС m.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195. БЭЛ m.V, стб.348–349. БЭЛ т. Х, стб.622. НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1 а , стр.837.· О religioznom nevestve, in: Prav. izn’ 1984,5,1–4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды: Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия: «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Истина бытия Божия», 3 апреля 1888 года. (Магистерская диссертация). СПБ, 1888, «Христ.Чтен.», 1888, т.1, стр.727. Из писем к о. прот. А.К.Смирнопуло за время с 1887 по 1896 гг. «Христ.Чтен.» 1898, m.II, стр.689. «Над Евангелием». СПБ, 1896, uзд.III. Полтава, 1911, СПБ, 1911. Отзыв на труд С.Р. см. " Христ.Чтен.» 1898, m.II, стр.752. «Над Евангелием». «Воскресная ночь». СПБ, 1898. «Лекция по введению в круг богословских наук». Казань, 1899. Письма (архп. Михаила Грибановского к нынешнему архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому) . Симферополь, 1910. Литература: «Церк. Вед.» 1894·, 29, стр.271. -«- 1895, 49, стр.431. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1897, 4, стр.25. «Приб. к «ЦВ» 1898, 36, стр.1342. -»- 1898, 41, стр.1528. «Церк. Вестн.” 1891, 8, стр.113. «Русск. Архив» 1916, KH.I, стр.162, 163, 165–167. -«- 1916, кн.4, стр.361, 368. «Изв. Каз. Еп.» 1887, 10, стр.238. -»- 1899, 9, стр.430, Некролог. «Прав. Собес.» 1899, январь, стр.68. Булгаков, стр.1410, 1414. БЭС m.II, стб.1548. НЭС m.XXVI, стб.727 и дополн. m.II, стр.195. «Михаил Преосв. Грибановский, архп. Таврический и Симферопольский». 1856–1698. (Биографический очерк с портретом и автографом почившего архиепископа). Полтава, 1911.· Впечатления от давно прочитанной книги «Над Евангелием». Сведения взяты из мемуаров В.А.Поссе: «Пережитое и продуманное», стр.52. Ленинград, Гос. Изд. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1898 год " стр.102–103. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 550, стр.84. «ЖМП» 1958, 12, стр.47–53 (фото). Archim. Simon, Bischof Michail Gribanowski, in: StdO 1970,5, 61–64. Fairy von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen (Berlin 1966), S.167–180. K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland (Göttingen 1972), S. 195. Werke: Pis " ma Episkopa Michaila Tavrieskogo (o. Antoniju Chrapovickomu), in: Nadeda, vyp. 7 (1980)150–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евангелие и крест па престоле. Скриж. ч. 1. гл. 3, § 5. Запрестольный крест. Скриж. ч. 1. стр. 17. Горнее место. Скриж. ч. 1, гл. 5, стр. 21–3. Евсев. кн. X, гл. 4, св. Григорий Богослов в видении о храме Анастасии. Знаменует кафедру Иисусову. Скриж. ч. 1, стр. 22. О горнем месте у Дмитрев. гл. V. стр. 115–6, у Симеона Солун. гл. 15. у Ветринского. Т. II, стр. 145–7. Жертвенник или предложение. Скр. ч. I. гл. 6. Дмитрев. стр. 47–8. Ветрин. т. II, стр. 163–4. Боковые пристройки к алтарю. Скр. ч. I. гл. 6. Ветрин. т. II, стр. 164–6. 2) о священных временах Как по учению И. Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. Прав. Собес. 1836. 3. Что значит непрестанно молиться. Воскр. Чт. 1856. 44. Собеседование Кассиана Римлянина о молитве. Христ. Чтен. 1835 г. Окт., Нояб. Его же о значении различных часов, назначаемых для общественного богослужения. Воскр. Чт. 1854. 12. Василия Великого о часах, в которые особенно следует читать молитвы, там же. 1842 г. 15. О временах благочестивых собраний и различных частях богослужения. Ветр. часть 5-я, кн. XII, гл. 8. Распределение часов дня на молитву. Скриж. ч. 1. гл. 13. А. О священных временах дневных Вечерня. Почему с нее начинается ряд дневных служб. Скриж. ч. 1, гл. 13. § 6. Афонасия ответ к Антиоху 53-ий. Для чего служат вечером. Скриж. ч. 1. стр. 77. чин вечерни в служебнике и в уставе церковном в начале Чин вечерни с объяснениями. Скриж. ч. 2, стр. 1–37. О чиноположении ежедневного вечернего богослужения. Ветрпп. часть 5-я, кн. XII. гл. 10. Состав вечернего богослужения. Воскр. Чт. 1840 г. 20. Повечерие. Скриж. ч. 1. стр. 77. ч. 2. стр. 37–9. Полунощннца. Скриж. ч. 2. гл. 3. О полунощном богослужении православной церкви. Воскр. Чт. 1857. 34. Утреня. Для чего молятся утром. Скриж. ч. 1. стр. 76. Объяснение утрени. Скрнж. ч. 2. гл. 4. Скр. ч. 2. гл. 4. Состав и содержание утрени. Воскр. чт. 1841. 13. О суточном богослужении церковном. Воскр. Чт. 1841. 34. Обзор суточного богослужения прав, церкви. Дух. Бес. 1859. 27. Б. О священных временах недельных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рейтинг: 9.7 Голосов: 633 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 17 марта 2016, 12:46 Иван, мне кажется, что наш спор исчерпан. Мы выяснили, что мы по разному смотрим на настоящее и видим перед собой разные цели. У нас на приходе есть люди, которые бегают по больницам, и есть и те, кто с четками и " Добротолюбием " сидят на диване. Каждый реализует себя как может и это, по-моему, хорошо... Да? Иван 15 марта 2016, 15:03 Олег15 марта 2016, 11:00 " ...иначе приход превращается в собес " . Олег, спешу Вас успокоить, Ваши опасения абсолютно беспочвенны! К счастью (или к сожалению), но нам до этого очень и очень далеко. С хорошим собесом можно было бы сравнить протестантские общины в Америке, где благотворительность и деятельное служение ближнему поставлены на высочайший уровень. У нас же абсолютный перекос в другую сторону. Мы очень погружены в собственную " духовную жизнь " и абсолютно не хотим замечать и помогать ближним. Вполне типичная ситуация когда на приходе есть нуждающаяся семья, одинокая мать, еле сводящая концы с концами, одинокий тяжелобольной человек и т.п, но им НИКТО не помогает. Зато все углубленно изучают " Добротолюбие " и упражняются в умном делании. У " бездуховных " протестантов такое нельзя себе даже представить. И кто после этого ближе к евангельским идеалам любви и милосердия? Я понимаю что Вы имеете в виду. Но этот наметившийся перенос в проповеди с внутреннего на внешнее (о котором Вы пишите), в сложившихся условиях, думаю, вполне оправдан. Он призван исправить имеющийся дисбаланс. И к слову сказать, даже этот пугающий Вас перекос в проповеди не сильно помогает. Ведь людей готовых что-то делать среди нас по-прежнему абсолютное меньшинство. От силы процентов 10. А 90 процентов предпочитает упражняться в доброделании сидя на диване с " Добротолюбием " в одной руке и с четками в другой. Никого не хочу, да и не могу осуждать. Я и сам из этих 90 процентов... Олег 15 марта 2016, 11:12 Иван, смотря и читая православные СМИ на тему социального служения Церкви, я слышу только одно: " Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует без добрых дел. " Это цитата из слова 18 Симеона Нового Богослова, но, пожалуйста, прочтите все слово и может Вы согласитесь со мной, что остальные 90% этого слова, мы не видим в этих статьях и репортажах, а они (эти 90%) очень важны для спасения. И нельзя добрые дела ограничивать социальным служением, иначе приход превращается в собес.

http://pravoslavie.ru/91198.html

Как молился и трудился, Веру свято сохранил. В тяжкой муке свои руки Он высоко поднимал И покой на недостойных, На врагов ниспосылал. Сердце – камень; веры пламень Он может в сердце заронить. И без веры люди – звери, Души их мрачнее туч. В черной ночи ясны очи Наш отец закрыл навек. С камнем в воду за свободу Его бросил человек. Свет наш ясный и прекрасный, За отчизну и народ Он до бога в путь дорогу Сам бестрепетно идет.Христиане в Божьем храме, Слейте стройно голоса, Твердо славу пойте ныне, Вам открыты небеса! Дуб ломайте и сплетайте Победителю венки. В поле чистом и душистом Для него растут цветы. Лобызайте, украшайте Камень – памятник его. Поминайте, величайте Все Владыку своего! Ночь спустилась, засветилась Церковь множеством огней. Над могилой дым кадила И одна мольба людей: Русь святую, дорогую, Нашу мать от бед спасешь, У престола Бога Слова За нас грешных, безутешных, Ты молитву вознесешь. Прямо стойте, дружно пойте Здесь на месте на святом, Очищайтесь, совящайтесь, Мир Христов несите в дом. Помяни нас, огради нас От врагов и от измен, Наш архипастырь Гермоген! ТРУДЫ: «Нынешние последователи Анатэмы и его крамол». «Самар. Еп. Вед.» 1910, 3, неоф. стр.90–105. Литература: «Церк. Вед.» 1901, I, стр.2. -«- 1903, 13, стр.89. -»- 1908, 38, стр.291. -«- 1912, 3, стр.15. -»- 1917, 9–15, стр.70. «Приб. к «ЦВ» 1901, 3, стр.90–92. -«- 1903, 45, стр.1745. «Рус. Паломн.» 1912, 6, стр.94–96. -»- 1912, 7, стр.111. «Церк. Вестн.» 1908, 1, стр.19. -«- 1908, 43, стр.1353. «Тобол. Еп. Вед.» 1917, 13. «Изв. Каз. Еп.» 1912, 4, стр.123–124. -»- 1912, 5, стр.155. -«- 1912, 7, стр.226–227–228. -»- 1912, 8, стр.263. -«- 1912, 9, стр.295–296. -»- 1912, 10, стр.340 подстрочн. - " - 1912, 10, стр.345. «Русск. Знамя» 1910, 3. «Прав. Собес.» 1909, апрель, стр.238. «Мисс. Обозр.» 1901, m.II, стр.284. «Мисс. Календ.» 1907, 131. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.,» стр.356–357. «Красный Архив» 1936, 2, (75), стр.174–175. (Из дневника Льва Тихомирова 1912 г.). Булгаков, стр.1412. БЭС т.1, стб.640. БЭС m.II, стб.2004. Градова М. «Судьба епископа Гермогена». «Русск. Паломн.» 1912, 8, стр.124–125. Родзянко М.Б. «Крушение империи». Изд. «Прибой», 1927, стр.16, 21, 23–25, 27–29, 36–38, 40–42, 45, 58. Поливанов A.A. «Из дневников и воспоминаний 1907–1916 ». Москва, 1924. Иеромонах Илиодор. «Записки о Распутине». стр.8, 21, 43, 71, 104, 107, 144–148, 170. Заметки и дополнения Е.М. 60 и 106. In der Karwoche im April 1918 wurde er verhaftet und nach Ekaterinburg gebracht. Im Mai wollte ihn eine Delegation der Gläubigen für 100 000 Rubel loskaufen, sie soll jedoch auch verhaftet und mit В Germogen nach Tjumen gebracht worden sein. Hier wurde В Germogen auf den Dampfer «Petrograd» gesetzt, um nach Tobolsk gebracht zu werden, wo er vor Gericht gestellt worden sollte. Da aber Tobolsk von den Weißen erobert war, ertränkten ihn die Rotarmisten auf Befehl ihres Kommissars am 16.6.1918 gegenüber dem Dorf Pokrovskoe in der Tura, einem Nebenfluß des Tobol.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды: «Законодательство византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно». Казань, 1902. Отзывы проф. Бердникова И. и проф.Реверсова о сочинении см. «Прав.Собес. » 1904, май, стр.1–13, 5 приложение и 1907 год, сентябрь, стр.55–58. «Собрание церковных уставов Константинопольского Патриарха 1858–1899 гг. в русском переводе с историей их происхождения». Казань, 1902. «О.Иоанн Кронштадский». (Полная биография с иллюстрациями). Изд. СПБ, 1903. Сборник 15-ти трудов: Содержание: 1 . Почему нам не верят. 2 . Духовенство и общественные вопросы. 3 . Не все правда. 4 . Уста церкви молчат. 5 . Из кого должен состоять Церковный Собор. 6 . Представитель или первоприсутствующий. 7 . Патриарх и Синод. 8 . Областное управление в Церкви. 9 . Епископ и епархиальные съезды. 10 . Церковный суд и следствие. 11 . В «Весеннем потоке». 12 . Женщина в весеннем потоке. 13 . Проклятый вопрос и Церковь . 14 . Епископ и консистория. 15 . Приложение: Христианский союз в Америке. «Отцам и детям» (Вопросы воспитания). «В университете » Гегидзе. Без дороги. Без Бога. До школы. В паутине. Арцыбашева. Физическое «разложение» детей. В тумане. Что делать? Детские книги. Христианские союзы... (три публичные лекции). О разном: Господа и слуги. Что разрушает жизнь. (По поводу новой кн.Л.Н.Толстого). Разрушение ада. Пасхальные письма: Пасхальные колокола. Вера и неверие. Мироносцы. Слепые. Маленькая церковь : По стопам Христа в сельском приходе. О вопросах жизни в рамке повести. Церковь и евангельские лилии: Письмо одному догматисту. Правда ли, будто «догма» убила лилию Евангелия. Толстой и «новые христиане». В борьбе против обряда и догмата. Христос на Голгофе и Воскресший. Пасхальная сказка. Л.Н.Толстой – Мысли о Боге. Где жизнь? СПБ, 1903. «Жизненно или мертво церковное христианство ?» (Публичная лекция). «Жизнь или смерть в толстовском понимании христианства?» «О любви к людям в учении Толстого» (публичная лекция) в Кронштадте, 19·ΧII.1903 года и 19.X. «Немые клавиши». Характер. Новые и старые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1.2.Воздействие Божией благодати на человеческую волю. Для спасения человеку необходима Божественная благодать, которая творит его заново по образу Божию (Руфин, XVIII.19) 15 . Без нее человек не может умереть для греха и жить для Бога, поскольку он не может получить обратно ту свободу, которую он свободно погубил, если только его не освободит Христос (Отв. Викент., 5). Как же воздействует благодать на человеческую волю? — Согласно Просперу, благодатью Христовой человеческая воля освобождается от рабства греху и восстанавливается в своем прежнем статусе. В том, кто начинает желать блага и стремится удаляться от беззаконий и заблуждений, все это производит благодать Божия (Пр. Собес., IX.1; IV.2). Всякое движение доброй воли у человека создается вдохновением разлитой Святым Духом любви (Пр. Собес., X.3; XII.4). Божиим даром является то, чтобы человек и правильно мыслил, и отвращал свои стопы от лжи и несправедливости. Сама вера есть дар Божий, тогда как неверие не относится к Божественному установлению (Отв. Галл., II.14; Отв. Ген., 1–3,5). Впрочем, Проспер не исключает участия в этом процессе и человеческой воли: “Если вера бывает только от дара Божия и воли человека, то неверие бывает только от воли человека” (Отв. Галл., II.5). Так или иначе, действие Божественной благодати на испорченную первородным грехом человеческую волю таково, что с ее помощью человеческая воля укрепляется (Пр. Собес., XVIII.3); воздействуя на волю, сила благодати не упраздняет ее, но делает так, чтобы она становилась “из злой — доброй, из испорченной — правильной; и то, что само по себе темно, стало бы светом о Господе; то, что мертво, оживотворилось бы; то, что было повержено, восстало бы; и то, что было потеряно, нашлось бы. Все это во всех спасаемых людях производит благодать Спасителя” (Пр. Собес., VIII.3; VI.8) 16 . Другими словами, благодать Божия не устраняет, а взращивает человеческое произволение и от заблуждения призывает и направляет его на путь истинный, чтобы то, что благодаря своей свободе было превратным, действием Духа Божиего стало бы правильным (Отв. Галл., II.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

От академии, от церковно-археологической и церковно-исторической науки, от товарищества – вечная ему память! Прилагаем (приблизительно полный) перечень ученых трудов Н. Ф. Красносельцева : 1) Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мусульман. Казань. 1872 (магистерская диссертация). 2) Христианство и христианские миссии в Персии (Прав. Собес. 1872. III. 142). 3) О древней христианской архитектуре (Прав. Соб. 1874. II. 291. III. 103. 277. 1876. I. 26). 4) Христианские храмы со времени Константина В. до образования византийского стиля (Прав. Соб. 1878. II. 289. 352. III. 34). 5) Расположение и убранство древне-христианских храмов (Прав. Соб. 1879. I. 35. II. 3. 1880. I. 215. 367). 6) Очерки из истории христианского храма. Вып. I. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана. Казань. 1881. (Это сочинение есть переделка статей, помещенных выше под 3–5). 7) О происхождении христианского храма. По поводу вновь явившихся исследований (Прав. Соб. 1880. II. 419. III. 48. 293. И отдельной брошюрой. Казань. 1880). 8) Толковая служба и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII в. Библиографический обзор (Прав. Собес. 1878. II. 3). 9) Очерки древнего христианского искусства по памятникам подземного Рима (Прав. Соб. 1879. I. 64. 150. II. 193. III. 299. 394). 10) Барельефы древне-христианских саркофагов и их литургическое значение (Прав. Соб. 1881. II. 47). 11) Отчеты об ученых занятиях за границею в течение первого и второго полугодия 1881/2 учебного года (Отдельный оттиск из протоколов Казанской духовной академии). 12) Древне-христианские усыпальницы в Риме и значение сделанных в них открытий для богословской науки (Речь на академическом акте. Прав. Соб. 1883. III. 231. И отдельной брошюрой). 13) Памятник древне-русской письменности, относящийся к истории нашего богослужения в XVI веке (Прав. Соб. 1884. I. 93. И отдельной брошюрой). 14) Объяснение литургии, составленное Феодором епископом Андидским. Памятник византийской духовной литературы XII в. (Прав. Собес. 1884. I.370.U отдельной брошюрой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

– Купила колбасу докторскую за 250 – ну есть не будешь: такая дрянь! – Да уж, не знаешь, чем и семью покормить; у меня муж и копченую за 400 есть не стал: невкусная какая-то! И Оле думалось: вот матушка отродясь колбасы той и не пробовала – будучи монахиней, мясного не вкушала, – а на таких крохах до 95 лет дожила, а мы – сколько проживем с нашим вечно несытым чревом? Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Сходила Ольга в собес узнать, почему у матушки такая маленькая пенсия. Но там ответили, что Анна работала за трудодни и большой пенсии не заслужила. Как и большинство наших бабушек, переживших войну. Работала Оля и в огороде: сажала лук, морковь. А мать Анна привыкла всю жизнь работать и утерпеть не может: кое-как выйдет из дома, сидеть уже сил нет, так она приляжет между грядками. Оля лук убирает, а старушка перебирает его тихонько и рассказывает что-нибудь из прошлой жизни. А то расскажет, как варенье сварить по старинному рецепту. Очень Оле эти рассказы нравились… Постепенно мать Анна все слабела и слабела. Перед кончиной она заболела, ничего не могла кушать, часто впадала в бред. Врач сказал, что организм износился и помощи медицинской оказать уже невозможно. Несколько раз приходил священник причастить больную. Оля поехала в Оптину к духовному отцу: – Батюшка, мать Анна страдает… Игумен N подумал и ответил: – Помолись перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»… Оля помолилась перед иконой, и через несколько дней, на праздник этой иконы, после причастия мать Анна мирно скончалась. Кончиной непостыдной, мирной, Божественных таин причастной… Вот такая небольшая история была мне рассказана – кусочек полотна жизни, на которое наносит краски бытия Сам Творец Своей всесильной кистью. Рейтинг: 9.8 Голосов: 237 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Инна 4 июня 2014, 16:27 Как не хватает сейчас таких рассказов. Искренне спасибо. Храни вас, Господи. попова екатерина 18 июля 2013, 07:02 Спасибо,Оленька! Ваши рассказы помогают нам,грешникам,понять истинную сущность нашего бытия и так хочется стать лучше,чище и терпимее.Спасибо

http://pravoslavie.ru/57371.html

Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления неберплодные и поучительные... В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., 237, 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., 6). Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем распоряжении синодский печатный орган, где могут найти мой перечень требующейся литературы до 1907-го года, то дальше я и не буду уделять ей особого внимания, а ограничусь тем лишь, что назову из нее в тексте своей статьи только несколько более или менее выдающихся в каком-либо отношении явлений и отмечу некоторые другие в подстрочном примечании. Главным же образом стану говорить о литературе дальнейшего времени. Следующие в частности сочинения из вышедших до 1907-го года могут быть здесь названы: 1) прот. Н.С. Стеллецкого: «Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (Труды Киевск. Д. Акад. 1904–1905 г.г.); 2) А. Генца: «Социализм» (Москва, 1906 г.); 3) Прот. 1. I. Восторгова: «Христианство и социализм» (Москва, 1906 г.); 4) К. Григорьева: «Разбор мнений представителей современного социализма о происхождении христианства» (Правосл. Собес. 1903 г.); 5) проф. Масарика: «Философские и социологические основания марксизма» (Москва, 1900 г.); 6) Прот. А. Иванцова-Платонова : «Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических» (Москва, 1906 г.); 7) Прот. I. Петропавловского: «Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия» (выпуск l-й, Москва, 1898 г., VII: «Общение имуществ – мнимый коммунизм – в древней церкви христианской»); 8) К. Григорьева: «О христианском отношении к собственности» (Правосл. Собес. 1906 г.) и др. (см. в цит. «Ц. Вед-й). К ним можно прибавить из числа не названных мною в свое время: 9) Н. Герцберга: «Рабочий вопрос и социализм» (Спб. 1905 г.) и 10) Д. Д. С.: «Нравственная оценка социализма по Вл. Соловьеву» (Спб. 1906 г.). 1–8 охарактеризованы были в свое время мною. Что же касается 9-го и 10-го, то из них в книге Герцберга – весьма содержательной – дано много поучительного материала, освещающего Вопрос о социализме исторически и принципиально, – а брошюрка под 10-м представляет интерес, поскольку знакомит с мнением русского философа, относящегося к социализму с беспощадной и неопровержимой критикой, хотя и слишком краткой 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010