в) Сердце самого пророка, подобно гуслям, отзывается сочувствием плачу Моавитян. Пророк рыдает о Моавитянах ( Ис. 15:5, 16:9, 11 ), подобно тому, как он оплакивал Самарию и Иерусалим. ( Ис. 22:4, 28:1 ). На это сходство и отрицательная критика обращает внимание. Гитциг говорит, что плачем о Моавитянах Исайя начинает элегию о Самарии. Опустошение вражеское соединено будет с бедствием засухи: реки и поля Моавитские высохнут, (15, 6), этим же угрожал пророк Египтянам (19, 5–7). В этих стихах встречаются следующие вы­ражения: а) 15,1 – ночь=21, 11. 30, 29. б) 15, 10 – 29, 19. в) 15, 6 ст. – 19, 7 – исчезновение зелени. Точно также в 16 главе: а) Для спасения от врагов, пророк предлагает Моавитянам снарядить посольство в Сион (16, 1) – мера, которую Исайя предлагает Филистимлянам (14, 32). б) Моавитское посольство уподобляет своих соотечественников блуждающей птице, лишенной своего гнезда (16,2). В такое же положение намерен был привести разные народы (а в том числе может быть и Моавитян) Ассирийский царь (10, 11). в) Моавитяне будут просить у Иудеев защиты и освещения от зноя и непогоды (16, 3). Такою сенью и покровом пророк Исайя считает отрасль Иеговы, египетскую силу и Иудейских князей ( Ис. 4:5–6, 30:2, 32:2 ). г) Потомок Давида, имеющий воссесть на царском престоле для милостивого и истинного суда (16, 5), без сомнения есть Эммануил и Отрасль Иессея( Ис.9:7, 11:1–6 ). На основании указанного сходства, первые шесть стихов 16 главы Эвальд счел произведением Исайи. В этих стихах встречаются следующие выражения: а) 16, 3=5, 19=11, 12. б) 16, 5–1, 17 ­ ­ 9,6. В 12 ст. 16 гл. пророк говорит, что Моави­тяне напрасно будут утомлять себя молитвою, на своих высотах и святилищах своим богам (16,12). Подобным образом пророк Исайя описывает тщет­ность молитв к языческим богам Иудеев и Египтян (2, 20–21. 19, 3). 16, 12­=l, 12 – являться перед Богом. При несостоятельности возражений и при существовании положительных доказательств подлинности есть полная возможность признать пророчество Исаии о Моавитянах подлинным. 1 Ис. 16, 13–14 читаются так: вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же так говорить Господь: чрез три года величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством и остаток будет очень малый и незначительный. 2 Связь может быть только в том отношении, что Моавитская земля могла входить в покоренные Иеровоамом страны от входа в Эмао до моря пустыни. Но так как св. историк прямо не говорит об этом, то с одинаковым правом можно думать, что Моавитяне не были подчинены Иеровоаму. Читать далее Источник: Юнгеров П.А. Подлинность пророчества Исаии о моавитянах.//Православный собеседник, 1886, Ч. 1. С. 339-344.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книга Деяний написана около 63 или 64 года по Р. Хр., в конце двухлетнего пребывание апостола в Риме, в первое его заключение – не раньше и не позже; не раньше, иначе Лука не мог бы сказать «и жил Павел...». ( Деян.28:30 ), и не позже, потому что иначе он описал бы обстоятельства и последующей жизни апостола. Таким образом написание Евангелия надобно полагать ранее 63 и 64 года, и это подтверждается и тем, что в нем вовсе не упоминается о разрушении Иерусалима, которое было в 70-м году. Написание его полагают между 48 и 60-м годами. Что св. Лука именно писал это Евангелие и кн. Деяний ап., об этом согласно свидетельствует вся христианская древность. Так свидетельствуют: Иринеи (Haer. 3, 1. и др.), Ориген (у Евсев. Церк. Ист. 6, 25), Климент Александрийский (у Евсев. 6. 14), Тертулиан (прот. Mapk. IV. 2. 5 ), Евсевий (Ц. Ист. 3, 24), Иероним (на Исаию, посл. к Павлину, Катал.), и другие. Евсевий об этом пишет: «Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большей частью находился при Павле, и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух боговдохновенных книгах: во 1-х, в Евангелии, которое начертал, говорит, «яко же предаша ему иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во 2-х, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец» (Ц. Ист. к. 3. гл. 4). «Начиная свою историю, – пишет Евсевий о Луке в другом месте, – он сам указывает на повод к ее написанию. Так как многие, говорит, опрометчиво брались повествовать о тех событиях, которые ему вполне известны; то, считая нужным предохранить нас от сомнительных мнений, он передал в собственном Евангелии несомненное сказание обо всем, чего справедливость достаточно узнал – частью чрез сожитие и обращение с Павлом, а частью чрез собеседование с прочими апостолами» (Ц. Ист. к. 3. гл. 24). Блаж. Иероним о книге Деяний ап. пишет: «Actus Apostolorum nudam quidem sonare videntur historiam et nascentis Ecclesiae infantiam texere: sed si noverimus scriptorem eorum esse Lucam Medicum, cuius lavs est in Evagelio, animadvertemus pariter, omnia verba illius animae langventis esse medicinam“ (Epist.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

5 На основании обличений св. Ириней в книгах его „Против ересей“ (именно 3 кн. гл. 5 и дальн.) можно заключить, что гностики учили, будто Христос и апостолы „для успеха своей проповеди обыкновенно приспособлялись к мнениям, предрассудкам и заблуждениям своих слушателей“ и пр. см. статью: „Догматическая система св. Иринея“ и пр. в Правосл. Собесед. за 1874 г. ч. 2. стр. 222. 6 См. Цитов. выше статью: „Ueber die Akkommodationen im N. J“ S. 423. В. V. Eichhorn’s Bibliothek 7 „Что приводили апостолы“, читаем напр, у Космы Индикоплевста, „из псалмов, то приводили не как подлинно о Нем (Господе Христе) сказанное, а как ρμζοντα τ ποθεσει, как напр, разделиша ризы моя ( Псал. 21, 19 , сн. Иоан. 19, 24 ), или, даша в снедь мою желчь ( Пс. 68, 22 , сн. Иоан. 19, 28 д. Ме. 27, 34. 48) и еще: прездрех Господа предо мною выну ( Пс. 15, 8 , сн. Деян. 2, 25 ) и: возшед на высоту, пленил еси плен ( Пс. 67, 19 , ca. Еф. 4, 8 ), и что подобного этому приводили, приводили ς ρμζοντα τ тсо θσει ατν. Подобное сделал блаженный Павел и тогда, когда воспользовался для собственной цели словами Моисея ( Втор. 30, 12 и д. в Рим. 10, 6 и д.), μεταφρσα τν χρσ. ν ( Μωυσω;) ς ρμοδαν ες την ιδαν πθεσιν«, Vid. Collectio nova Patrum, par. 11. pag. 227, ed. Montfancan, Parisiis. 1706. Подобным же образом судит и Феодор Мопсуетски й. См. у Толюка в его „Das А. Т. im N. T“. s. 6. Gotha 1868. В позднейшее время напр. Гаммонд на Me. 2, 23 говорит: „отвечаю на то, что иногда говорится, что пророчества исполнились; хотя в строгом, собственном и первоначальном смысле·самого пророчества они не исполняются, но в дальнейшем смысле могут быть названы исполнившимися, когда что либо случается, к чему они могут быть приспособлены (accommodari) или что вызывает в сознании людей воспоминание их“. См. у Толюка в цит. соч. стр. 7 срав. стр. 5. А Еккерман еще откровеннее. Он говорит: „цель подобной (Me. 1, 22. 23) аргументации есть только та, чтобы показать, как подходяще приводимые из В. 3. слова к тому лицу или предмету, к которому они приспособлены“. Theol. Beytr, 1, 28. cit.Anfl.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Е. стремился к аскетизму. По общему признанию современников, был большим молитвенником и постником. Его богослужения почти всегда были уставными, длились 5-6 и более часов. Владыка служил не только в воскресные, праздничные и торжественные дни, но и регулярно по будням. По средам он почти на протяжении всего пребывания в Саратове служил в Троицком соборе вечерни с акафистом. После будничных служб устраивались религиозно-нравственные собеседования, которые посещали не только саратовцы, но и приезжие. Е. уделял большое внимание проблемам духовного образования, не только решая практические проблемы находящейся в его ведении Саратовской ДС, но и выступая с теоретическими соображениями по вопросу о том, как духовная школа может выйти из кризиса, суть к-рого гл. обр. в обострившемся противоречии между задачами этой школы и стремлением значительного числа ее воспитанников к получению светского образования. Е. считал принципиально важным усиление в семинариях воспитательной части. Семинарское начальство должно было, по его мнению, иметь гарантии, что воспитанники собираются впосл. принять священный сан. Е. был награжден орденами св. Анны 3-й (1897), 2-й (1900) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 3-й (1902) и 2-й (1911) степени. Для Е. была характерна активная общественно-политическая деятельность. В кон. 1904 г. он основал епархиальную газ. «Братский листок» (в 1907-1908 «Россиянин»), к-рая сразу вступила в полемику с местными светскими газетами различных политических направлений. В периоды подъема рабочего и крестьянского движения Е. постоянно призывал народ к социальному миру, беспрестанно проповедовал сам и давал духовенству распоряжения проповедовать на совр. темы, проводил торжественные крестные ходы, а также благословлял публикацию статей на актуальные темы в «Братском листке». В окт. 1905 г. Е. оказался практически единственным представителем власти в Саратове, к-рый открыто встал на путь борьбы с революцией. Вопреки обвинениям большевиков в причастности Е. к евр. погромам в Саратове 19-20 окт. 1905 г. владыка был решительным противником погромных действий и в кон. окт. учредил комитет помощи пострадавшим в ходе погромов. При этом Е. действительно была свойственна антиеврейская настроенность, о которой он регулярно открыто заявлял.

http://pravenc.ru/text/190195.html

6. газета «Воскресный листок» (СПб, наб. Обводного канала, 116); 7. газета «Воскресение» (г. Тихвин, редактор – прот. Александр Ваховский); 8. газета «Мир Божий» (приходская, издается Покровской Мариенбаумской церковью, с 1993 г.); 9. газета «Свирский благовест»; 10. журнал «Собеседник православных христиан» (с 1992 г., издается Союзом правосл. Братств СПб; гл. редактор – Л.С. Яковлева; адрес: СПб, а/я 160); 11. журнал «Христианское чтение» (в 1990-1991 гг. – «Вестник ЛДА», учредитель – СПбдА; гл. редактор – прот. Владимир Мустафин; 5000 экз.); 12. журнал «Архангельский глас» (г. Ораниенбаум, издание Михаило- Архангельского собора); 13. телепередача «Храм» (СПбТВ, выходит с 1993 г., еженедельно, руководитель – Т. Богданова; тел.: 234-38-53); 14. телепередача «Месяцеслов» (еженедельно); 15. телепередача «Слово пастыря» (еженедельно); радиостанция «Сретение» (СПб, учредитель – Братство св. равноап. кн. Владимира, вещает с 1997 г.; гл. редактор – Н.И. Уложенко). Православные объединения и организации: 1. Братство св. Анастасии Узорешительницы (СПб, руководители –прот. Александр Степанов; окормление заключенных); 2. молодежное братство сщмч. Вениамина Петроградского (создано в 1994 г., руководитель – прот. Валерий Швецов); 3. Общество душепопечения во имя св. Ксении Петербургской (руководитель – прот. Владимир Сорокин; благотворительная деятельность, помощь инвалидам); 4. Община Спаса Нерукотворного (СПб, при Спасо-Парголовской церкви, создана в 1996 г., просветительская и благотворительная деятельность); 5. Православное братство св. равноап. кн. Владимира (СПб, председатель – М.Р. Христиановский, учредило радиостанцию «Сретение»); 6. Санкт-Петербургский комитет защиты семьи и личности (198005, Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26; тел.: 228-54-20); Межрегиональный комитет спасения от тоталитарных сект (195276, Санкт-Петербург, а/я 35; тел.: 238-17-74). Епархиальное управление: 193167, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1 (на территории Александро-Невской лавры). Секретарь епархии – прот. Геннадий Бартов, тел.: (812) 274-26-33.

http://sedmitza.ru/text/396822.html

217. Табак Ю. М. [Рец. на кн.:] Levinskaya I. The Book of Acts in It " s Firsts Century Setting. Vol. 5: Diaspora Setting. Grand Rapids (Michigan): Eerdmans, 1996 [=Левинская И. А. Книга Деяний и мир диаспоры]//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 152–153. См. также 2820. Послания апостольские См. 2324. Соборные послания апостолов 218. Бухарев А. М. О Соборных апостольских посланиях/Архим. Феодор (Бухарев, расстрижен); Подгот. к печ.: еп. Анатолий (Кузнецов)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 149–225. 219. Мень А. В., прот. Послания ап. Петра: [Из словаря по библеистике]/Подгот. текста: В. Н. Кузнецова//МБ. 1995. Вып. 3. С. 40–43. См. также 384. Послания ап. Павла 220. Бухарев А. М . Учение ап. Павла об антихристе/Архим. Феодор (Бухарев, расстрижен)//АиО. 1997. 2(13). С. 12–33. 221. Мень А. В., прот. Послания ап. Павла: [Из словаря по библеистике]/Публ. и примеч.: игум. Игнатий (Крекшин)//МБ. 1994. Вып. 2. С. 41–73. 222. Польсков К. О., свящ. Исполнение и чаяние: (Об одной из сторон богословия ап. Павла)/Диак. К. О. Польсков//БСб. 1999. 3. С. 59–68. Анализ догматического содержания Рим. 5, 1–11 и Еф. 2, 5–6 : Крещение как начало спасения. См. также 139. Толкования на отдельные послания 223. Барт К. Христос и Адам: Человек и человечество в 5 гл. Послания к Римлянам/Пер. с англ.: В. Кузнецов; Послесл.: К Саирсингх//Страницы. 1996. 1. С. 4–27; 2. С. 5–22. 224. Крейцер Л., Руке Д. Пение в новой тональности: Послание к Филиппийцам 2, 9–11 и «Анданте» Крейцеровой сонаты Бетховена/Пер. с англ.: К. Бурмистров//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 324–328. Библеистика: Экзегетика: Культурологический анализ формы. 225. Польсков К. О., свящ. О христологии Первого послания ап. Павла к Фессалоникийцам//БСб. 2000. 5. С. 88–103. 226. Сперанский М. К., прот. VI глава Послания ап. Павла к Римлянам: Экзегетический анализ содержания: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 109–112. См. также 188, 222, 1420, 2325. Откровение (Апокалипсис) св. ап. Иоанна Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим. С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных 6 . Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию , смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию. Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита : «Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение» (Сщмч. Дионисий Ареопагит . «О Небесной Иерархии», гл.2). Надобно содержать в памяти слово Господне: «Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» ( Мф.7,6 ). А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина , «лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел» 7 (Прп. Исаак Сирин , Слово 89 Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющих Мя прославлю» ( 1Цар.2,30 ), потому что путь уже открылся. 9. О многословии Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел «воврещи на землю» ( Лк.12,49 ), сердец человеческих, ибо «ничтоже тако устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Божиих, еже к возвращению разума Его и приближению» 8 (Прп. Исаак Сирин , Слово 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Таким образом, откровение помыслов старцу от исповеди перед духовником отличается как более частое, и как весьма полезное и даже необходимое в деле прохождения монашеской жизни. 5 Различие между откровением помыслов старцу и исповедью перед духовником можно видеть еще и со стороны права прощения ими грехов. Духовник, в силу данной ему Господом власти, таинственно разрешает и связывает души исповедующихся. Посему покаяние и называется Таинством, «в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» (Катехизис). Старцу же право на такое таинственное разрешение не принадлежит. Ему, по словам Святителя Феофана Затворника , «принадлежит разрешение грехов простительных, и разрешаются они самим откровением. Как открыт такой грех , – так и прощен». («Русский Инок», вып. 9–10 за 1910 г., 18 стр.). Т. е., значит, самое откровение прогоняет грех и освобождает открывшего от его плена. Об этом вот что говорят Св. Отцы: а) Св. Иоанн Кассиан : «Тому, кто судом и советом преуспевших управляет жизнь свою, невозможно пасть от прелести бесовской, так как он самым действием объявления и открытия злых помыслов – обессиливает их и немощнейшими творит». (Собес. 2, гл. 10). б) Преп. Феодор Студит : «Начало некое и корень прегрешений наших есть неуместный помысел; когда открывают его, милостью Божию прогоняется, а когда скрывают, мало-помалу переходит в дела тьмы». (Доброт. IV т., 334 поуч.). в) Схимонах Зосима Верховский : «Как Василий Великий , так и прочие Святые Отцы заповедуют вседневно все свои тайности открывать своему наставнику. О таковом послушнике сам дьявол отчаивается, ибо все его козни разрушаются частым откровением». (Поуч. схим. Зосимы Верховского из книги «Житие схим. Зос. Верх.»). Итак, и с точки зрения права прощать и разрешать грехи различается откровение помыслов старцу от исповеди перед духовником. 6 Наконец, различие откровений помыслов старцу от исповеди духовником состоит еще в различной степени усвоения и усовершения окормляемого в монашеской жизни – этой, поистине, науке из наук.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы в ответ на это сказали: мы это сделали ради Царства Небесного. Глава 4. Вопрос аввы Моисея касательно высказанного намерения нашего На это авва Моисей ответил: вы хорошо сказали о конце. Но не сказали, какова та цель, взирая на которую и не уклоняясь от правого пути, мы можем получить Царство Небесное. Когда мы признались, что не знаем, старец отвечал: конец нашего обета, как сказано, есть Царство Божие, а назначение наше, т.е. цель – чистота сердца, без которой невозможно достичь этого конца (Это цель общая всем. А собственная, частная цель монашества есть усовершенствование в любви (см. ниже гл. 6). Потому монашество есть состояние людей, стремящихся к христианскому совершенству при исполнении обетов нищеты, воздержания, послушания. Это совершенство состоит в том, чтобы устранив от себя все препятствия к любви Божией, послушанием посвятив себя Богу, посредством любви соединиться с Ним). Итак, к этой цели да будет всегда устремлен ум наш, и если случится, что сердце наше несколько уклонится от правого пути, мы тотчас обратим его и как бы по правилу архитекторского искусства направим к цели. Глава 5. Все нужно направлять к определенной цели И апостол Павел утверждает, что конец нашего обета есть жизнь вечная, говоря: «плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим 6, 22 ). А цель наша есть чистота сердца, которую он справедливо называет святостью, без которой вышесказанный конец не может быть достигнут. Он так сказал другими словами: цель ваша в чистоте сердца, а конец – жизнь вечная. Касательно этого назначения он в другом месте само имя, т.е. цель знаменательно выразил, говоря так: «заднее забывая и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия» ( Флп 3, 1–14 ). Итак, что может вести нас к этой цели, т.е. чистоте сердца, тому всею силою и надо последовать, а что отвлекает от нее, того надо избегать, как вредного и гибельного. Ибо для этой цели мы все переносим и делаем. Для нее все оставляем: родителей, отечество, достоинства, богатства, забавы и удовольствия этого мира, чтобы приобрести постоянную чистоту сердца. Итак, этой целью все наши действия и помыслы всегда должны направляться к достижению ее. Если же она не будет постоянно находиться перед нашими взорами, то не только все наши труды останутся пустыми, непостоянными, напрасными, без всякой пользы, но и все помыслы будут различны и противоречивы. Ибо духу, не имеющему куда стремиться и к чему в первую очередь прилепляться, необходимо ежечасно и ежеминутно изменяться из-за разнообразия встречающихся впечатлений, необходимо всегда преобразовываться в первое попавшееся состояние 2 . Глава 6. О тех, которые, отрекшись от мира, без любви стремятся к совершенству

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

1910. Гоппельт Л. Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, гл. 3, и Посланию к Римлянам, гл. 6: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 112–117. 1911. Иванд Д. Х. Учение об оправдании: Вера и дела: [Докл. на Богосл. собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 233–238. 1912. Кивиранта С. С., пастор. Евхаристия как выражение общения верующих: [Докл. на Богосл. собеседованиях в Финляндии. Турку, 19–22 марта 1970 г.]//БТ. 1971. Сб. 7. С. 240–248. 1913. Кречмар Г. Предание Древней Церкви в Церкви Евангелической: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 227–231. 1914. Кречмар Г. Богословско -экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в вопросе Церкви и Предания: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 255–263. 1915. Кречмар Г. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германиии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 149–156. 1916. Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан/Пер. с фр.: А. Шурбелев//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 186–204. 1917. Лехтонен С., прот. Евхаристия и жертва Христа: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 181–188. 1918. Лилиенфельд Ф., фон. Образцы евангелического благочестия в XX в.: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германиии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 128–135. 1919. Мартикайнен И. В. Богословская основа миротворческой деятельности Церквей: [Докл. на Богосл. собеседованиях в Финляндии. Турку, 19–22 марта 1970 г.]//БТ. 1971. Сб. 7. С. 249–256. 1920. Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 188–192.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010