А.А. Половцов Снегирев, Вениамин Алексеевич Снегирев , Вениамин Алексеевич, профессор Казанской духовной академии, уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника, род. в 1841 г. и, по окончании курса Нижегородской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868 г. и сейчас же назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 г. получил степень магистра за сочинение: «Учение о лице Господа И. Христа в трех первых веках христианства» (Прилож. к «Правосл. Собеседн.» 1870 г. III и 71 г., I, и отдельно Казань 71 г.) и 15 авг. того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 г. избран и утвержден (14 авг. экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 г. преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 г. и с 15 ноября 1886 г. до конца 1887–1888 уч. г. Кроме чтения лекций, на Снегиреве лежали и другие обязанности: так, напр., с 1874 по 82 г. он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 г. – членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февр. 1889 г. С. напечатал: 1) «Спиритизм, как философско-религиозная доктрина» («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282). 2) «Вера в сны и снотолкование» (Каз. 1874 г.). – 3) «Психология и логика, как философские науки» (ib., 1876 г., т. II, 427–51). – 4) «Науки о человеке» (ib., 1876 г., т. III, 62–89). – 5) «Сон и Сновидения» (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд. – 6). «Физиологическое учение о сне и сновидениях» (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. I, 266). Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критич. очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митр. Макария. – 7) «Психологические сочинения Аристотеля» (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс. περ ψυχηςεσоδια). – 8) «Метафизика и философия» («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., – издано по смерти автора). 9) «О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному» («Вера и Разум» 1891 г.). – 10) «Самознание и его личность» (ib. 1891 г.). – 11) «Субстанциальность человеческой души» (ib. 1891 г.). – 12) «Нравственное чувство (опыт психологического анализа)» (ib.). – 13) «Сердце и его жизнь» (ib. 1892 г. 7–8, 12–14. Все это и отд.). Кроме того, Снегиревым напечатаны критические разборы чужих трудов: 1) «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127–31); 2) «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96–99); 3) «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371–2); 4) «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13–19). В 1891 г. в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирева составленных студентами и проверенных доцентом ак. А. Н. Потехиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава 12. Речь Иова (4-я)· Независимо от убеждений друзей Иов признает и торжественно исповедует превосходство могущества, премудрости и власти Господа в создании и управлении вселенной, в определении судьбы людей и народов; но при этом сознает, что такое понятие собеседников о Боге не должно быть непременным основанием признавать поведение их друга преступным, а страдание его вполне заслуженным наказанием Ст. 1. Софар советовал Иову не говорить о своих страданиях, основываясь на той главной мысли, что мудрость человека крайне ограничена и потому суждение его о своей праведности не совершенно верно. Между тем сам он учит Иова праведности, предлагает средства дли его спасения – покаяние и молитву. При таком отношении Софара к Иову обнаруживается излишняя самоуверенность и пристрастное доверие к собственному разуму и опыту, что Иов и признает достойным обличения. Ст. 2. Убо вы ли едини есте человецы. Друзья Иова высказывают свои суждения о достоинстве его поведения, предлагают ему советы, как спастись, и остаются в уверенности, что их мнения так справедливы и важны, а доказательства настолько основательны, что Иову не следует им противоречить (гл. 11, ст. 3), как будто только они люди, только они знают волю Божию, законы и достоинство жизни человеческой. А это несправедливо. Или с вами скончается премудрость. Как знание воли Божией, премудрость не принадлежит только некоторым избранным лицам и не прекращается со смерти их. Также умственные и нравственные достоинства, понятия о добре и зле, о подчинении Провидению и т. п. не принадлежат лицам одного какого-либо времени; они коренятся в природе каждого человека, в его разуме и совести, и переходят из рода в род по преданию (устному, как было в древности). Ст. 3. И у мене сердце есть яко же и у вас – Чувство добра, сознание нравственного долга и понятие о добродетели, составляющие основу и содержание мудрости, были достоянием души Иова столько же, как и друзей его (ср. 13:2 и 1:2); а потому и он с полным правом и достаточным основанием может судить о своем поведении независимо от посторонних мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 13. Продолжение речи Иова. Так как общий взгляд, главные мысли и основание их в речах друзей – обличителей были известны Иову и ранее, то он советует им молчать – ради их чести и своего спокойствия; притом, открывая их и собственное искреннее неведение о своей виновности, просит Господа вразумить его – когда и какие грехи он соделал, чтобы возможно было покаяние, примирение с Богом и спасение Ст. 1–2. Соображения друзей и общие мысли их о чрезвычайных переменах в жизни Иова основывались на тех сведениях, какие были приобретены ими частью из наблюдений природы и жизни человеческой, из своего личного опыта, а частью из преданий прошедших веков. Но этот источник знания был открыт и самому Иову, который достаточно показал своим собеседникам, что и он основательно знает о премудрой воле Провидения в жизни мира и человека. С достоинством человека мудрого и вполне искреннего он говорит им решительно: «сколько знаете вы, и я знаю». И не разумнее есмь вас (κιγε νετερος μν οκ εμ συνεττερος μν). В виду того, что друзья, напр. Елифаз и вероятно Валдад, превосходили Иова возрастом, он почтительно отзывается о старости, так как в долгоденствии видит залог глубокого знания (12, 12), однако он заявляет почтенным собеседникам, что именно те сведения, какими они пользуются для своих обличительных речей, не составляют непременной принадлежности одного возраста. При строгом самопознании Иов сам без сомнения мог полнее и вернее составить взгляд на свои чрезвычайные, а для посторонних странные, обстоятельства. Ст. 3. Но обаче и аз ко Господу возглаголю. Хотя друзья Иова, непременно имея в виду всесовершенную святость и безусловную справедливость Господа, предлагали ему, как виновному, молчать (11, 3); однако он, сознавая свое постоянное искреннее желание быть верным Богу, решается свидетельствовать именно пред Ним о своем благочестии. Обличу же пред Ним, аще восхощет. Иов желает говорить непосредственно пред Богом, потому что верует только в Его безошибочное ведение и беспристрастный приговор о своем поведении, особенно давно-прошедшем, чего не мог ожидать от своих обличителей – друзей. Друзья предлагают Иову покаяние, и он готов открыть пред Богом все свои чувства, мысли, желании и побуждения, сокровенные от них, и если то угодно Богу и когда бы Он поставил Иова пред Собою, как бывает на обыкновенном допросе и суде. Аще восхощет... Это условие вызвано благочестивым, но грустным сознанием, что Господь доселе не слышал оправдательных слов, высказанных страдальцем (гл. 10 я др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вероотступничество или беспечное невежество? Известные пастыри о причинах того, что треть населения России ориентируются при принятии решений на астрологические прогнозы 18.08.2022 2095 Время на чтение 3 минуты Фото: Фотобанк Лори/tvc.ru Почти треть россиян ориентируются на астрологические прогнозы при принятии важных решений, а некоторые из них готовы, исходя из гороскопа, изменить карьерные планы и отказаться от крупной сделки. Об этом свидетельствуют результаты опроса сервиса «Работа.ру», имеющиеся в распоряжении ТАСС . В исследовании приняли участие 3,2 тыс. пользователей сервиса «Работа.ру» старше 18 лет из всех регионов страны. «29% опрошенных россиян склонны ориентироваться на гороскопы при принятии важных решений. Из них 13% готовы пересмотреть свои планы по смене работы, 12% откажутся от крупной сделки вроде покупки автомобиля. 11% по возможности перенесут собеседование. Каждый десятый будет назначать важные события только на благоприятные дни. Также некоторые готовы отменить деловую встречу (3%) или отказаться от работы с человеком определенного знака зодиака (2%)», – говорится в результатах исследования. Согласно опросу, 39% россиян читают гороскопы, когда они попадаются им на глаза. Каждый десятый читает прогноз на неделю, 2% опрошенных смотрят прогноз на месяц вперед. Не читают астрологические прогнозы 49% респондентов. При этом каждый четвертый хотел бы составить индивидуальный прогноз у астролога. 13% уже составляли его однажды, а 2% респондентов обращаются к астрологу регулярно. 45% участников опроса отметили, что читают астрологические прогнозы ради развлечения. 15% верят звездам, только если они обещают что-то хорошее, 11% рассказали, что их прогнозы обычно сбываются. Считают астрологию антинаучной и не верят прогнозам астрологов и гороскопам 39% респондентов. Мы попросили прокомментировать результаты опроса двух известных священнослужителей, которые обратили внимание на разные аспекты этой проблемы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/18/ve...

Беседа десятая Мы с вами изучили жизнь патриарха Авраама и теперь приступаем к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, но самостоятельный период его жизни. И мы читаем с вами Книгу Бытия, 25-ю главу с 11-го стиха: « По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои » ( Быт. 25:11 ). Давайте вспомним, что Беэр-лахай-рои – это источник, при котором Агарь собеседовала с Божьим Ангелом, и этот источник означает следующее: «Ты Бог видящий меня» ( Быт. 16:13 ). То есть это то место, где Господь видит страдания человека, видит его проблемы и готов ему помочь. И это очень знаменательно, что мы обнаруживаем после смерти Авраама его сына при этом источнике. Таким образом, создается прецедент посещать знаковые и святые места. «Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения… И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, – то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя – но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение» 265 . Действительно, когда умирает такой духовно значимый человек, как патриарх Авраам, его сын, который становится патриархом, нуждается в особой Божьей помощи, в особой поддержке. Сын, который привык во всем опираться на опыт своего отца, теперь будет действовать самостоятельно. Но в некотором смысле жизнь отца продолжается в жизни сына. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Например, в Библии сказано, что грехи родителей наследуются детьми «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Естественно, и добродетели, какие-то положительные нравственные качества – тоже сохраняются в жизни потомства благочестивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Об «экономическом чуде» России Русская экономика должна зиждиться на православных вечных ценностях 13.11.2023 226 Время на чтение 6 минут В субботу, 11 ноября, в России отмечали день экономиста. Почти 260 лет назад в этот день указом Екатерины II было создано Императорское Вольное экономическое общество. В честь этого праздника РИА Новости попросило экспертов составить рецепт «экономического чуда» для нашей страны. Для того, чтобы случился НЭП XXI века, нашей стране нужно развивать инфраструктуру и укреплять партнерство с дружественными государствами. А еще, по мнению собеседников агентства, успех не заставит себя ждать, если мы упростим частному инвестору доступ на рынок и нарастим на государственном уровне инвестиции в образование. При этом эксперты сходятся в одном: просто повторить опыт Запада здесь не получится. «Просто скопировать модели экономического чуда из прошлого в настоящем невозможно. Нам необходимо находить свои уникальные пути, учитывая современные сложности и специфику нашей ситуации», - поясняет доцент базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. Для успешного развития экономики России нужно нарастить капитальные инвестиции в ВВП, полагает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. В текущих условиях, подчеркивает эксперт, сотворение экономического чуда лежит в плоскости внутренних ресурсов, а также построения нового рынка капитала с дружественными странами. А еще, заключают эксперты, чуда банально не случится без развития образования и гражданского общества. «Модель " российского чуда " видится несколько более простой, чем может показаться: обеспечение высокого уровня науки и образования, обеспечения защиты частной и интеллектуальной собственности, поддержка высокого уровня развития гражданского общества», - уверен заместитель директора АНО «Платформа НТИ» Никита Уткин. Об «экономическом чуде» России рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/13/ob...

20.11.2011 15:53 Версия для печати Москва, 20 ноября. Более 70 тыс. верующих поклонилось поясу Богородицы в Москве за сутки, сообщили корреспонденту " Интерфакс-Религия " в воскресенье в организационном штабе принесения святыни в Россию. Подавляющее большинство - паломники из других регионов, отметил собеседник агентства. Пояс Пресвятой Богородицы 19 ноября в 14:45 был доставлен из Калининграда в аэропорт " Внуково-3 " , где его торжественно встретили мэр Москвы Сергей Собянин и священнослужители во главе с архиепископом Истринским Арсением, викарием Московской епархии. После краткого молебна к святыне приложились служащие аэропорта и встречающие, после чего в 17:00 она была доставлена в храм Христа Спасителя. Более 140 автобусов с паломниками со всех уголков страны - от Кемерово и Новосибирска до Ставрополья и Белгорода - прибыли в Москву к храму Христа Спасителя. На протяжении суток очередь верующих за пределами храма достигает Крымского моста и переходит на Фрунзенскую набережную в сторону Лужников. Среднее время ожидания в очереди составляет семь часов. Было перекрыто дорожное движение по Пречистенской набережной от храма Христа Спасителя до Крымского моста и по Соймоновскому проезду. Правительством Москвы предпринимаются необходимые меры по обеспечению комфортных условий для паломников, находящихся в очереди к святыне. Вдоль очереди развернуто 350 туалетов, 160 автобусов для обогрева с медицинскими бригадами и специалистами по оказанию психологической помощи. Несут дежурство 14 автомобилей скорой помощи. 39 торговых точек на Пречистенской и Фрунзенской набережных и шесть точек питания на Волхонке обеспечивают питание паломников по минимальным ценам. Развернуты девять полевых кухонь, снабжающих паломников горячим чаем и кашей, прибыли также автомобили " Газель " с горячей водой и одноразовой посудой, волонтеры разносят в очереди горячий чай. В ночь с 19 на 20 ноября выходящих их храма паломников развозили автобусами до Киевского, Курского, Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов. Организована диспетчерская служба такси на выходе из храма. Стоянка автобусов паломников, пребывающих из других регионов, организована возле СК " Лужники " . Для ответов на вопросы паломников открыта специальная горячая линия, действующая круглосуточно по телефону 8 (495) 637-13-26 . Погодные условия остаются сложными, в ночь с воскресенья на понедельник ожидается похолодание. Организационный штаб в связи с большим количеством желающих поклониться святыне и планирующимися церковными мероприятиями 20 и 21 ноября настоятельно рекомендует москвичам планировать посещение храма Христа Спасителя начиная с 22 ноября.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

XXV. Больше систематичности. В одном из предыдущих очерков мы обратили внимание на одну довольно крупную и на наш взгляд довольно существенную ошибку в постановке миссионерских собеседований. Теперь хочется указать на другой, не менее важный пробел в области противо-сектантской полемики. Пробел этот заключается в полнейшем отсутствии какой бы то ни было системы при ведении бесед с нашими религиозными противниками. Обыкновенно, если сталкиваются до крайности противоположные мысли, убеждения, мировоззрения и завязывается литературно-научная борьба, то противники ведут друг против друга, так сказать, систематическую осаду. Они не бросаются из стороны в сторону, не хватаются то за один, то за другой вопрос. Нет, мысли их текут в стройной последовательности, в логическом порядке. Одна мысль вытекает из другой; последующие суждения обусловливаются предыдущими; конечные выводы основываются на первоначальных положениях и т. д. У нас совсем не то. У нас какая-то разбросанность, беспорядочность, бессистемность. Последовательности решительно нигде нет. Ни в теории, ни на практике. Возьмём, например, все существующие руководства по обличению сектантства. И мы увидим, что ни одно из них не достигает означенной цели, ни одно не рекомендует столь необходимых и в то же время столь практически-полезных средств, как стройная группировка выводов противо-сектантской полемики. Премированные сочинения по сектоведению тоже страдают этим общим недугом. Вот раскроем хотя бы книгу Д. И. Боголюбова. – „Миссионерские беседы со штундо-баптистами”. Спрашивается, в каком порядке автор напечатал свои беседы? Есть ли у него хоть какая-нибудь система в расположении материала? – Оказывается, что нет. Из оглавления, например, мы видим, что все беседы расположены как попало, не объединены ни единством цели, ни общностью материала. Кстати, чтобы лучше убедить других и себя избавить от излишних доказательств по сему поводу, мы приведём часть оглавления книги: 6) О крещении младенцев; 7) о личной христианской святости; 8) о Христовом священстве; 9) о фарисеях и книжниках, по 23 гл. св. Мф.; 10) о святости Церкви Христовой; 11) о суде Церкви над грешниками; 12) о святом причащении; 13) о св. покаянии и помазании елеем; 14) о молитвенном призывании святых; 15) о св. мощах; 16) о молитвах за умерших; 17) о храмах Божиих; 18) о св. иконах и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Глава 30. Продолжение 11-й и последней речи Иова, в притчах. От воспоминания прошедшей жизни и живого представления полной картины былого счастья Иов обращается к настоящему ужасному состоянию, крайне бедственному, униженному и грустному; оно составляет совершенную противоположность с прежним, пережитым Ст. 1. Ныне же поругашамися малейший, ныне учат мя от части (ν μρει – поочередно, попеременно), ихжс отцев уничтожах, ихжс не вменях достойными псов моих стад Чем лучше было и отраднее переживалось прошлое, тем более грустно стало Иону переносить бедственное настоящее состояние. Прежде все граждане родного города – юноши, старейшины и вельможи – благоговели пред Иовом, слышавшие его слова на суде ублажали и благословляли его (гл. 29, ст. 8 – 13 и др.); теперь отношение к нему окружающих совершенно переменилось: не только его старейшие друзья – цари поочередно неустанно и немилосердно обличают и огорчают его, но и малейшие по своему возрасту, а вместе – по состоянию и общественному значению. Прежде не дерзали открыть уст для возражений против Иова высшие представители мудрости в народном совете (гл. 29, ст. 9. 10. 21. 22; ср. гл. 4, ст. 24); теперь – при глубоко униженном положении – не только говорят, но осмеивают и порицают за мнимые пороки и злодеяния те, кои никому не были известны какими-либо достоинствами и всеми признавались за малосильных и малоумных. Прежде с жаждой и наслаждением слушали Иова старейшины (гл. 29. ст. 2 1 – 23); теперь – когда красноречивые уста красноречивейшего из собеседников переполнены «лютым гноем» – его осмеливаются учить относительно той непостижимо--странной участи, какая так неожиданно изменила его счастливую жизнь, не только малолетние и малосмысленные, но и те ничтожные люди, которых даже и отцы не могли быть достойными рабами Иова настолько, чтобы он согласился поручить им пасти и охранять свои стада, – он скорее доверил бы их своим псам, которые были так приучены и верны своему хозяину, что отлично сторожили его стада от диких зверей. А самые стражи стад «отроки» – пастыри были несравненно достойнее; они все почти умерли в схватках с савейцамн и халдеями из-за стад своего господина (гл. 1, ст. 15. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «А что оппозиция так всполошилась из-за Путина? У вас же впереди ещё четыре года - готовьтесь!» О поправках в Конституцию 13.03.2020 669 Время на чтение 3 минуты .Фото: Иван МАКЕЕВ В среду, 11 марта, Совет Федерации и Госдума одобрили поправки в Конституцию России. «А для вас какая поправка самая важная?» С таким «Вопросом дня» «Комсомольская правда» (пока - столичный выпуск) выходит на четверг, 12–е. Это также стало темой нашей беседы с известным политиком и давним другом нашей газеты - Сергеем Степашиным. - Что ты имеешь в виду под самой важной поправкой? - ответил вопросом на вопрос мой собеседник? - В этом пакете - все важные. - Какая вам, Сергей Вадимович, ближе всего? О Боге, о браке - мужчины и женщины, о русском народе - государствообразующем... - Самая главная для меня поправка – это то, что еще раз подтверждается, что Россия является социальным государством. В Конституции будут четко прописаны все социальные гарантии. Для меня это важнее всего, как для человека, который пожил, послужил и теперь вот занимается социальными вопросами, я имею в виду, - аварийным жильем. Людям надо дать достойную жизнь. Это главное, что прописано в Конституции. Теперь, кто не будет выполнять, должны ответить головой. - Это как? - А вот так. Не справились с нацпроектами, пошли вон с работы. Хватит болтать языком, что есть объективные и субъективные трудности. Конституция – это Высший Закон, и то, что там прописаны такие гарантии, - для меня является очень важным. Это - примерно, как у американцев билль о правах. - У нас выше. - У нас выше, да. Но у них живут лучше. - А как это все соотносится с Фондом ЖКХ? Поправки... - Напрямую. Достойная жизнь, социальное государство – это достойное жилье, в первую очередь. Что бы мы ни говорили. Жилье на селе, жилье в городе. Это - все напрямую соотносится с положениями Конституции. В общем, это - то, чем мы занимаемся и будем заниматься дальше. Путин продлил деятельность Фонда ЖКХ как минимум, до 2026-го года, а дальше - посмотрим.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/13/a_chto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010