Какая высокая оценка из уст монаха, который и сам был образцом духовной жизни, при том что он был всегда строг в суждениях о современных ему подвижниках! Хотя святитель Игнатий и Георгий Затворник и были современниками, но о Затворнике святитель узнал только уже после праведной кончины того. В дальнейшем мы увидим, что Георгий Затворник оказался настоящим открытием для тогда еще архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Вот он обращается опять же к старцу Макарию, но уже с недоумением: «Смею Вас утруждать: почему замолкло второе издание писем Затворника? – а если оное есть, то желаю быть из числа покупщиков…» Книгу писем Георгия Затворника святитель Игнатий раздавал в качестве дорогого подарка всем своим родным, друзьям и духовным чадам Святитель Игнатий хотел иметь много экземпляров книги писем Затворника Георгия, ведь он эту книгу настоятельно предлагал и раздавал в качестве дорогого подарка всем своим родным, друзьям и духовным чадам. «Рекомендовал ли я Вам книгу “Письма Георгия, Задонского Затворника”? – спрашивает епископ Игнатий у своего духовного сына, известного государственного деятеля и военачальника Николая Николаевича Муравьева-Карского. – Эта книга отлично хороша для практического христианина, и читать ее надо понемногу. Если я еще не познакомил Вас с этой книгой, то примите настоящий мой отзыв о ней как подарок духовный ко дню Вашего Ангела». Судя по высказываниям святителя, можно сделать вывод, что письма блаженного Георгия он воспринимал как некое духовное сокровище, дарованное Самим Небом. Духовный восторг святителя от найденного сокровища хорошо отражает притча Христова о человеке, который, найдя сокровище в поле, утаил его и от радости о своей находке продает всё, что имеет, и покупает то поле (см.: Мф. 13: 44). Потому и родной сестре своей Марии Александровне архимандрит Игнатий писал: «Займись чтением Божественных книг… Таковы книги: Четьи Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского , сочинения святителя Тихона Воронежского, письма Георгия Затворника. В особенности последняя книжка драгоценна; ее можно выписать из города Задонска…»

http://pravoslavie.ru/79785.html

Многие книги были изданы только благодаря вмешательству самого святителя Игнатия и других просвещенных иерархов, которые понимали значение святоотеческого слова. Святые отцы издавались вопреки цензуре, с невероятными трудностями. Творения самого свт. Игнатия были запрещены к изданию (см. настоящее издание, с. 166). С тех пор минуло много лет. Тяжкие очистительные бури пронеслись над нашим Отечеством. Ныне мы живем совсем в другой стране. Но, как писал святитель Игнатий, «Будущее России – в руках Божественного Промысла. . России предназначено огромное значение». 4 Сегодняшняя Россия отличается очень во многом, почти во всем, от России времен святителя Игнатия. Многое ушло безвозвратно. Многое, но не все. Не надо предаваться печали о той «России, которую мы потеряли». В огненных испытаниях приобретено большее. Прежде всего, сонмы новомучеников и исповедников Российских – тысячи тысяч новых святых молитвенников за Русь. За ними придут другие. Возможно, среди них будут те, кто сегодня самоотверженно возрождает святые храмы, восстанавливает обители. Прежняя Святая Русь, сегодняшняя и будущая Россия скованы, как звенья единой неразрывной златой цепи, сонмами святых. Нас и наших предков объединяют прежде всего духовные идеалы. И пока это будут идеалы Евангелия и Православия, мы останемся тем же русским народом, не столько теряющим в испытаниях и оскудевающим, сколько приобретающим и обогащающимся. Одно из прекраснейших звеньев этой златой цепи русской святости – святитель Игнатий Ставропольский. Этот святой – величайший дар Божий России и Русской Церкви, в особенности же – российскому монашеству. Он не был понят и по достоинству оценен современниками. Время же, этот лучший судья, показало величие святителя, его мудрость, прозорливость, дар глубочайшего пророчества, простиравшегося вперед на многие века. Значение личности и письменных творений святителя Игнатия раскрывается не сразу, постепенно понимается его потомками. Вероятно, и ныне святитель еще не раскрыт и не понят до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг: 9.5 Голосов: 665 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетические опыты. Т. 1//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. М.: Сретенский м-рь, 1996. С. 351.  Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995. С. 189.  Там же. С. 554. Согласно святому Иоанну Лествичнику, нам потребны непрестанные скорби, пока бесчувственное сердце не придет в чистоту (см.:  Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица. М., 2007. С. 17). «Кто уклоняется от скорбей, – учит преподобный Исаак Сирин, – тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелию. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение… Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» ( Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 149).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Приношение современному монашеству//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 5. М.: Сретенский м-рь, 1998. С. 131–132. Так учит о действии на нас скорбей преподобный Марк Подвижник: скорбь обнаруживает настроение нашей воли, вскрывает тайно владеющие нами злые мысли, после чего Господь подает и смиренномудрие (см.:  Марк Подвижник,  преподобный. Наставления//Добротолюбие: В 5 т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Т. 1. С. 509, 550, 558). «Когда болезнь, скудость, истощение тела и боязнь для тела, – говорит святой Исаак Сирин, – возмущают мысль твою и препятствуют радости упования твоего и попечению о Господе, тогда знай, что живет в тебе тело, а не Христос» ( Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. С. 433).   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Приношение современному монашеству. С. 126.   Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Аскетическая проповедь//  Игнатий (Брянчанинов),  святитель. Творения. Т. 4. М.: Сретенский м-рь, 1997. С. 187.  Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. С. 188. «Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого, – учит авва Зосима. – Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни» ( Зосима , авва, блаженный. Собеседования//Добротолюбие. Т. 3. С. 108). «В какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, – наставляет преподобный Исаак Сирин, – в такой же она недостаточна и для великих дарований, и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения» ( Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. С 388).

http://pravoslavie.ru/71020.html

47 En. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Гл. 24. Об упражнении молитвой Иисусовой. 48 См. Gardet Louis. Un probleme de mystique compareë la mention du nom divin (dhkir) dans la mystique musulmane/Revue Thomiste, LII (1952). p. 642—679, LIII (1953). P. 197—216. 49 Прот. Сергий Булгаков. Православие. М.: Терра. 1991. С. 313. 50 Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54. Т. 1. М.: Издание Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репринт). С. 260. 51 Преп. Исаак Сирин, Слово 83. О покаянии. М.: Правило веры, 1993 (репринт). С. 62. 52 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, 1, III, 21. С. 83. 53 Откровенные рассказы странника. М.: Советская Россия, 1992. С. 32, 39. 54 Прот. Сергий Булгаков. Православие. М.: Терра. 1991. С. 314. 55 Откровенные рассказы странника. М.: Советская Россия, 1992. С. 20, 22. 56 Св. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве, 7, 41, 169. Добротолюбие. Т. 2 57 The Prayer of Jesus/Blackfriars, XXIII (1942). P. 76. 58 Коллиандр Тито. Узкий путь. С. 28. 59 В греческой и русской традициях при облачении в монашеские одежды монаху вручают и четки. В русских монастырях в этот момент настоятель произносит: «Возьми, брат, меч духовный, который есть Слово Божие, для непрестанной молитвы Иисусу; ибо ты должен на всякое время иметь имя Господа Иисуса в уме, сердце и на устах, всегда повторяя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». См. Robinson N. F. Monasticism in the Orthodox Churches. London-Milwaukee, 1916. P. 159—160. Стоит обратить внимание на общеупотребительное различение уровней молитвы – устами, умом и сердцем. Tetragrammaton - четырехбуквенное имя, открытое Самим Богом Моисею «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве)» (Исх. 3:14). Буквально это имя означает «Я есмь Тот, Кто Я есмь». Иудеи перестали произносить его со времени окончания Вавилонского пленения. Звучало оно лишь раз в год из уст первосвященника, когда тот входил во Святое святых. В греческом переводе имя Божие заменили словом «кириос», по-русски – Господь. – Прим. переводчика.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

(См. Науки , Мудрость , Еретики ). Учительство Какая польза созидать храмину ближнего и вместе разрушать свою? Не следует новоначальным увлекаться в назидание ближнего, по горячности темперамента, по новоначалию, по кровяному действию. Кровь, то очень волнующая, то от самого волнения утомляющаяся и утомляющая, передает душу попеременно в два противоположные состояния: в разгорячение и уныние. 6. 833 И от окормления ближних прозябает нередко гордость, как от пшеничного зерна куколь. Поэтому святой Марк Подвижник сказал: «Егда человек человека воспользует словесы или делы, Божию благодать да разумеют оба». «Не себя проповедаем, – говорит святой Павел, – но Христа Иисуса, Господа» ( 2Кор. 4, 5 ). Кто будет возделывать эти чувства, в том истребится пристрастие к людям, а воцарится о Христе любовь, во всех зрящая образ Божий. Когда же восхитится ум утешением любви этой, то видит человек себя как некий сосуд, исполненный смрада и мерзости, и дивится, как лучи Божественного учения проходят сквозь него и исцеляют души человеческие. Прилично мне вспомянуть здесь слова святого Иоанна Лествичника , повторенные преподобным Нилом Сорским : «Некоторые погрязли в болото, но других предостерегли от подобного впадения, и за спасение их Господь даровал и им спасение». 6. 227 (См. Советование ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Рейтинг: 9.1 Голосов: 1029 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Слово о смерти.   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Приношение современному монашеству//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. 5. М., 1998. С. 331. Так выражается об этом преп. Филофей Синайский: «Есть брань, в которой духи злобы в тайне сражаются с душой посредством помыслов. Ибо как душа невидима, то зложелательные оные силы, сообразно с ее существом, и нападают на нее невидимой бранью» ( Филофей Синайский , преподобный. Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 403). По замечанию преп. Макария Великого, дух злобы сопребывает с душой и соблазняет ее, поэтому часто душу окружает целый лес помыслов, внушаемых врагом. Если душа согласится, то посредством влагаемых помыслов дух злобы вступает в общение с нашим духом. Необходима внимательность ума для обнаружения чуждых помыслов (См.:  Макарий Великий , преподобный. Духовные беседы. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. С. 61, 124). И как замечает преп. Исаак Сирин, признак приближения души ко граду Божию – умножение подобных искушений, так как бесы особенно противятся при нашем духовном возрастании (См.:  Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 387).   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетические опыты. Т. 1//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Творения. Т. 1. М., 1996. С. 160;  Он же.  Приношение современному монашеству. С. 149; Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). Издание Подворья русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 7. Согласно блаж. Диадоху Фотикийскому, злые духи, как темные облака, промелькают по частям сердца, преображаясь в греховные страсти и призрачные мечтания, дабы дух наш, увлекаясь этим, отступил от общения с благодатью (См.:  Диадох Фотикийский,  блаженный. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 55).  Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995.

http://pravoslavie.ru/69553.html

Сохранив последовательность текстов и полный объем рукописи (за исключением приложений), редакторы стремились приблизить пунктуацию и орфографию к нормам современного русского языка. Написания строчных и прописных букв большей частью унифицированы. Указания на источники текстов Священного Писания и святых отцов принадлежат самому святителю Игнатию. Цитаты из его произведений и ссылки на тексты его сочинений даются по изданию: Святитель Игнатий Брянчанинов : В 7 т. «Моск. Дон. монастырь. М., 1993; цитаты из писем – по изданию: Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский) . М.; СПб., 1995. Книга снабжена краткими примечаниями, касающимися лиц, духовно близких владыке, или мест, связанных с его жизнью, а также именным указателем. Краткое содержание глав введено издательством. В конце текста рукописи следуют приложения (лл. 439451). Они написаны рукой другого переписчика и не помещены в данное издание «Жизнеописания», т. к. не являются его неотъемлемой частью, кроме того, все они неоднократно переиздавались: 1 . Письмо преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского и Суздальского к преосвященному Игнатию и ответ последнего на вопросы Феофана: чем убедился преосвященный Игнатий в истинности учения, излагаемого в его сочинениях, о вещественности сотворенных существ невидимого мира и почему он называет человеческую душу эфирной? (Собрание писем. 1995. С. 66–68, 842–843). 2 . Отношение христианина к страстям его – статья, не вошедшая в первое издание сочинений святителя Игнатия (СПб.,1865–1867), во всех последующих изданиях включена в 1-й том (СПб., 1886; 1905; М., 1993; 1996; 1998). 3 . Воспоминание о Бородинском монастыре – ( Игнатий (Брянчанинов) . Странник. М.; СПб., 1998. С. 273–276 и др. изд.: см. примеч. 83). Едва выйдя в свет, первый вариант жизнеописания сразу привлек внимание читателей. Журнал «Странник» поместил на своих страницах рецензию: “.Перед нами живой и сияющий лик подвижника, недавно умершего, жизнь и учение которого неопровержимо доказывают, что «иночество русское» еще не вымерло». Заканчивается она словами: «И счастлив тот народ, у которого есть такие люди, – неведомы они миру, но их строго подвижническая жизнь, их пламенная святая вера в Верховную Правду и Высшее благо. открывают путь к их уединению.» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При вере самоотвержение не трудно! Отвергни ложный, пагубный стыд, отвергни этого хранителя грехов; отвергни мать его – гордость; обвини себя, осуди себя! Преклони главу в сокрушении духа, в слезах и плаче, подробно поведай грехи твои Богу перед отцом твоим духовным – и осенит тебя, при посредстве служителей тайны Божией, благодать Святого Духа, внося в дом души твоей отпущение грехов и, взамен их, правду от Бога со спасением вечным... 4. 66–68 (См. Помыслов исповедь , Спасение и совершенство ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993. 8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997. 9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30. 10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997. 11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб., 1995. 12. Неизданные письма святителя Игнатия (Брянчанинова). 13. Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем, составленное архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). 14. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Значение епископа и протоиерея в православной церковной иерархии. М., журнал «К Свету», Выпуск 11-12, 1994. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как воскресение христианской души из греховной смерти совершается во время земного ее странствования, точно так таинственно совершается здесь, на земле, ее истязание воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них; при шествии через воздух эти свобода и плен только обнаруживаются. 3. 151–159 (См. Жизнь земная ). Мясоядение Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. (См. Пост ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993. 8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997. 9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30. 10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997. 11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. СПб., 1995. 12. Неизданные письма святителя Игнатия (Брянчанинова).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Смертный грех православного христианина, неуврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке; также было сказано, что язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению. Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душой. 3. 163–164 (См. Грех , Ересь , Вера ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993. 8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997. 9. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Слово о Ангелах. М., Журнал «Богословские труды», Выпуск 30. 10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., «Сатисъ», 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010