Диадох , еп. Фотики в Эпире, учитель церкви 5 века. Канон сырн. субб. Христ. Чт. т. 1827 г. XXVII. Додо , ученик Давида гареджийского, грузинский святой, в среду святой недели память его. Дометиан , ученик пр. Саввы освященного. Канон сырной субботы. Евандр . Была во имя его церковь в Царьграде, в коей погребен иконописец Лазарь (17 нояб.). Евпраксия , отличная от фиваидской (25 июля). Сырн. субб. канон. Евфимий сорбский. Царственник. Евфимий, последний патриарх болгарский, во 2 половине 14 века. Паис. Елевферий , патриарх антиохийский с 1012 года. Совершил многие чудеса. Список патриархов у преосв. Порфирия. Труды Киев. Академии 1874 г. июнь. Емилия , баба Васидия В., † 375 г. Филарета: Подвижницы. Зоил , преп. скитский 5 века. Канон сырн. субб. Луг I. Мосха, 171 гл. Игнатий тудевский. Царственник. Исаия пр. отшельник египетский 4 века. Канон сырной субб. (Пролог. 3 июля). Иеремий , ученик пр. Саввы. Канон сырн. субб. Иоаким III, патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн евхаитский † ок. 1100. Ему написад канон Феодор Цетонит. См. Филар. учение об отцах § 306 и Алляция против Готтингера стр. 180. Иоанн раифский и Иоанн Савваит в Лествице. Канон сырн. субб. Лествица ст. 4, гд. 110. Иоанн , патриарх болгарский при царе Асене I (1185–1195). Паис. Иоанн ктитор монастыря Предтечи, Богом богатого в Царьграде. Мощи его добызал Стефан новгородец. Каллия константинопольская. † 891. Филарета: Подвижницы. Паломник Зосима. Каллист пр. Канон сырной субб. Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы. Константин из мусульман новомуч. 2 июня 1819 г. Солов. Ласкарис св. царь. Мощи лобызал в Царьграде паломник Антоний. Лука племянник Иоанна рыльского. Житие I. рыльского. Магна кесарийская, † 425. Филарета: Подвижницы из I. Мосха. Макарий , патриарх антиохийский, † 1012. Труды Киев. Акад. 1874 г. июнь. Манассий , габровский муч. Паис. Мария егисская, † 607 г. Филарета: Подвижницы из 1. Мосха. Мария пред. константиноп. † окт. 886. Филарета: Подвижницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В одной из бесед на послание к Ефесянам так обличал он раскол Антиохийский, против которого говорил беседу об Анафеме. «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Скажи мне, если бы какой подданный царя, хотя бы и не перебежал к другому царю, хотя бы не предался иному, но стащил бы с него порфиру и разодрал бы ее на клочки, менее ли наказан он будет, нежели перебежавшие к иному царю? Если ты хочешь мстить нам, указываю тебе способ мстить без вреда... Бей меня по щекам, плюй публично при встрече, давай пощечины... ты пугаешься, слыша это; ты страшишься, когда говорю тебе: бей меня по щекам. И однако терзаешь Господа твоего и не страшишься? Раздираешь члены Господа и не трепещешь? Церковь есть дом отца небесного, единое тело и единый дух» 1035 . Господь благословлял труды подвижника-проповедника. Велики были пороки в жителях столицы Востока, много было своеволий: но сильное слово Иоанна, подкрепляемое святою жизнью, ослабило страсти, расположило любить всего более любовь Христову, преобразовало умы и сердца. Слава об Иоанне распространилась по всем пределам империи и Антиохия по всей справедливости считала его славою своею 1036 . Но время было воззвать св. Иоанна на высшее служение. 1016 Беседы на Бытие (67 ed. Montf. 4. Т.) говорены в Антиохии, ибо в 33-й бес. говорится, что в день Воскресения Христова говорил он о Воскресении; а слова Бес. о Воскресении повторяются, как недавно говоренные, в 1-й Бес. на начало Деяний; Беседы же на начало Деяний говорены, как ясно в них сказано, в древней Церкви, основанной апостолами, т.е. в Церкви Антиохийской (Т. 3. р. 60. 50). Соображая беседы и слова, говоренные в Великий пост , как прежде 388 г. так и после, более удобного времени не найдем для Бесед на Бытие, как 388 г. И на тот же год указывает слог и состав бесед. Ибо аа) все беседы, говоренные в первые два года, начинались продолжительными вступлениями; тоже видно в первых 32 беседах на Бытие. Но на это, как на недостаток, указал проповеднику друг его, о чем сам говорит он, (Т. 3. р. 115. 120. см. замеч. 90); и после того в беседах на Матфея, на Деяние, на послания уже невидим продолжительных вступлений, бб) В беседах на Бытие встречаются весьма часто обороты, какие видим в беседах первых двух лет: часто о себе говорит, что готовит трапезу, готовит пиршество; часто сравнивает себя с врачом, с земледельцем; часто хвалит внимательность слушателей и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

гл. 49.). Филипп Сидский говорит, что Макарий Александрийский был наставником Александр. училища, и это вполне оправдывается тем, чтò говорят Сократ (4, 23) и Созомен об образованности Макария Александр. При том Ираклид (Paradis, с. b.) прямо называет его пресвитером Александрийским; при св. Афанасии во время Тирского Собора видим Макария Александрийского (Сокр. 1, 24. Созомен 2. 22). Итак, после того, как заведовал он училищем александр. с 330 до 340 г., в этом последнем году он перешел в Нитрийскую пустыню, где проводил жизнь строгую и украшен был даром чудотворения. С его именем известны доселе только: а) правило монашеское в 30 гл. на Лат. язык.; б) письмо к инокам; в) слово об исходе души и о состоянии по смерти. Первые два in Benedicti anianensis codice regularum (Patrolog. lat. T. 103.). Последнее сочинение записано учеником Макария. Слова Макария нередко встречаются в слав. ркп. Третий Макарий – Макарий Писпир был старше Египетского и Александрийского; он заботился о св. Антонии, когда тот лежал на смертном одре. S. Aegyptii Homiliae atque opuscula ed. a G. Pritio. Lips. 1699. 1744. s. Aegypti epistolae et quaedam alia, cum curis criticis H. Floss Coloniae 1850. На греческом издано 50 бесед. А в араб. ватик. ркп. 1055 года есть 26 бесед св. Макария Египетского ; в этом списке читаются следующие греческ. беседы: 1–5, 7. 8. 10–12. 15. 18. 19. 47. Прочих 11 араб. бесед нет между издан. греческими. Но как на сир. есть и те, которые есть на араб., так и в греческой ркп. есть еще 7 бесед не изданных. Maii Collect. Vet. Auct. T. 4. p. 191. 192. 1833. Romae. Harles ad Fabr. Bibl. grae. T. 8. p. 362. 363. Asseman. В О. T. 3. P. 1 p. 44. 327. Флосс говорит: homilias, quales, hucusque editae sunt, miserrime depravatas ac mutilatas esse. В этом можно согласиться с ним, но во многом другом против него рукописи. Беседу о духовном законе считали беседою прп. Марка Пустынника. Правда еще Фотий, пересматривая рукописи, видел первым между сочинениями прп. Марка сочинение о рае и духовном законе: но а) есть различие между беседою Макария и главами Марка; б) легко могло быть, что Марк, как слушатель Макария, (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

818 Missale Ambrosianum, Mediolani 1831. Mabillonii Museum italicum. T. 1. P. 14. p. 99–109. Paris. 1724. 819 Epist. Pavli et Gebehardii у Мабиллона Т. 1. Musaei ital. р. 96. Mitte nobis Antiphonarium cum notatis et sacramentarium cum solis orationibus et praefationibus Ambrosianis. И в начале письма: Nos nullum apellamus sacramentarium, nisi librum missalium orationum absque actionibus evangelicis, apostolicis et propheticis, quarum fines et principia secaudum Ambrosianam exceptionem petentibus nobis annotare pollicitus es. 824 Confess. lib. 9. с. 120. Начало гимна: Deus creator omnium Solique rector vestiens Diem decoro lumine, Noctem soporis gratia. В другом случае он говорит еще об утреннем гимне св. Амвросия: Jam surgit hora tertia (Retract. 1, 21. 9, 12. De nat. et grat. c. 63). 826 Кроме двух, о которых говорит Августин (пр. 49), Римский Собор 430 г. говорит о гимне: Veni Redemptor gentium. Это прекрасный гимн на Рождество Христово. О двух других упоминает Кассиодор. Семь других по древним рукописям отыскал кард. Томассин (Op. T. 8). Прочие, известные с именем св. Амвросия, не принадлежат ему. 827 В некоторых латинских рукописях гимн сей надписывается именем Abundini, или S. Sisenii, или Sisebuti, или Sisebuli. Но самая разность надписи и ее неправильность показывает, что она одолжена происхождением невежеству писцов. 828 О последнем Chronica Dacii, или вернее Landulfii, также жизнь Августина, неизвестного сочинителя (Vita S. Augustini, incerti auctoris. 1833, Kiliae, p. 35–38), и псалтырь Карла Вел. (см. прим. 54). 829 Св. Венедикт и Кесарий Арлесский (в 5. в.) уже предписывали петь сей гимн (Benedicti regula с. 44). Тоже в антифонарие Григория Двоеслова . Алкуин, псалтырь Карла Вел., Мабиллониев манускрипт 9 века, Смарагд епископ 10 века (Comm. ad regul. S. Benedicti) говорят о сем гимне, как о гимне св. Амвросия. В Карловой псалтыри надпись на нем: hymnus, quem. S. Ambrosius et S. Augustinus invicem condiderunt. Weiss Leben d. Väter u. Märtyrer Th. 42. S. 456. Binterim Denkwürdigk. der Kirche. В. 4. Th. 4. S. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

931 Жизнь св. Златоуста живо, но во многом не удовлетворительно, описана в Хр. Чт. 1824. ч. 4. удовлетворительнее: D. heil. Johanaes Chrisostomus und Kirche besonders Orient. in dessen Zeit von Neander. 1. Band. 1821. 2 Band. 1822. Berlin; но не в том отношении, в каком здесь нужно. 933 Когда Ливаний спросил Иоанна о матери и узнал, что сорокалетняя мать его с двадцати лет вдова: то воскликнул: «какие чудные женщины у христиан». Златоуст ad viduam T. 1. 340 сл. Hom. adver. Anomeos. Т. 1. р. 541. Благочестивая Анфуса осталась до гроба вдовою. Сократ. Н. 6. 3. Георгий Алекс. (в жизни Злат.) несправедливо говорит, что родители крестились уже после сына: Златоуст ясно говорит, что он рожден и воспитан в Церкви (De Sacerd. § 3 cont. Anomeos 1, 544). 940 Палладий там же § 5. Сократ там же. Иоанн Дамаскин : «Быв почти 30 лет возведен на степень чтеца». Похв. слово св. Иоанну Златоусту . Сократ и Георгий Алек. (у Фотия сод. 96) пишут, что в чтеца поставил Златоуста «Зенон епископ, пришедший из Иерусалима»; Зенон прибыл в Антиохию вероятно по случаю бедствий Мелетия (пр. 11.). 942 Сократ и Созомен там же. Феодорит 4, 22–25. Так описывает учителя своего Диодора и сам Златоуст в похвальном слове, которое говорил он ему в его присутствии, будучи священником. Т. 3. орр. р. 745. 750. См. в общем обозрении Зам. 11. 943 Созомен говорит об увещании Феодору: «он превзошел в оном тех, которые имели подобный дар силы и убеждения». Леонтий (de Sectis Т. 6. Bibliot. Patr. ed. Colen. p. 476) и Исидор Севильский (de script. Eccl. с. 6.) говорят о двух увещаниях Златоуста Феодору. Орр. Chrisostomi Т. 1. Феодор впоследствии был епископом Мопсюстским, а Максим – Селевкии Исаврийской. Георгий у Фотия cod. 99. 944 Василий епископ Рафаны Сирской подписался под актами на Вселенском Соборе 384 года. Labbaci. Т. 2. Concil. р. 965. 946 Палладий р. 41. «Лавсаик» ч. 14. 7. 902–1024. В пустыне он продолжал заниматься Свящ. Писанием, под руководством Диодора, (Сок. 5, 3. Созом. 8, 2.); а философии т.е. христианской созерцательной жизни обучался у Картерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В своих же подлинных творениях преп. Исаак исповедует вечность геенских мучений 18 , догмат Искупления 19 , ссылается не на еретиков, а на Святых Отцов Православной Церкви 20 (подробнее о последнем пункте см. ниже) и т. д. На русский язык часть лже-второго тома переведена митр. Иларионом (Алфеевым) (тогда еще иеромонахом) в 1998 году, приписана преп. Исааку и опубликована издательством Олега Абышко 21 , что, в свою очередь, вызвало соответствующие полемические публикации противников данной атрибуции 22 . Рассмотрим аргументы, выдвигаемые митр. Иларионом в защиту этой атрибуции православному святому еретических текстов (для удобства некоторые тезисы выделены нами цифрами). 1) О надписании и текстологии митр. Иларион говорит: “Прежде всего, следует сказать о том, что Беседы из 2-го тома полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях, и везде они надписаны име­нем Исаака. Если учесть, что творения некоторых отцов (не гово­ря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной-двух рукописях, то само по себе такое количество рукопи­сей, содержащих писания из 2-го тома и единогласно атрибутирующих его Исааку, является веским доказательством в пользу принадлежности писаний именно ему. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие из­вестный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются сле­дующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака инока» (прим. авт.: Assemani J.-B. Bibliotheca orientalis. T. I. P. 160; Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. М., 1859. С. 175.). Рукописи, содержащие 2-й том, напро­тив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской ру­кописной традиции 2-й том мыслится как продолжение 1-го. […] Есть и много других факторов, подтверждающих принадлежность обоих томов одному автору. Один и тот же аскетический словарь используется в обоих томах” 23 . Надписание еретических сочинений не может использоваться как доказательство, ведь еретики не раз занимались изготовлением подделок. К примеру, аполлинаристы надписывали сочинения своего ересиарха именами свт. Григория Чудотворца , свт. Афанасия Великого , пап Феликса и Юлия 24 , а на Ферраро-Флорентийском соборе католики предъявляли православным поддельные деяния VII Вселенского Собора со вставкой филиокве 25 . На сирийском языке известны подделки монофизитами трех писем преп. Симеона Столпника (Старшего) 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Кирилла: «Извещаем вас, что в Церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех Церквей, епископ – достопочтенный и боголюбезнейший Кирилл; он, давно поставленный канонически епископом области, много раз и в разных местах подвизался против ариан» 311 . Заметим еще одно пастырское действе св. Кирилла. Два египетские инока, по неразумию скопившие себя, отлучены были от Церкви своим патриархом, и явились с жалобою в блж. Кириллу. Выслушав их, сказал он: «и я отлучаю вас» 312 . В 386 г. «муж святой жизни 313 , защитник апостольского учения» 314 , скончался мирно 315 . 299 Они говорены по смерти Константина Вел., следов. после 337 г. (Оглаш. 14, 20), тогда, как царствовали сыновья его (ο νν Βασιλες. Оглаш. 14, 14. сл. 23, 3); след. прежде 350 г., когда начал царствовать один Констанций; говорены во время гонения христиан в Персии Шапуром, начавшегося в 344 г. (Оглаш. 10, 19. Сократ 2, 41), во время войны Римлян с Персами (Оглаш. 15, 6), которая во второй раз открылась в 346 г. 300 Пристрастие Иеронима к стороне Павлина Антиохийского (см. о Мелет.) так далеко завлекло Иеронима, что он (Chronicon ad an. 349) чернит и веру, и жизнь Кирилла при поступлении его в епископа. Но это просто человеческая слабость. То обстоятельство, что Кирилл избран партией Акакия, могло подать повод думать, не одинаковых ли мыслей с Акакием был и Кирилл? Но чтобы решить сомнение, довольно прочесть оглашения Кирилла пресвитера; не говорим о действиях Кирилла епископа. Избрание Кирилла Акакием верно понял Феофан (Chronogr. ad an. 347). Лучше всего то, что враги его говорили о нем, как о последователе Савеллия (у Сократа 2, 9. Созомена 3, 6). 301 Кроме самого Кирилла (в письме к императору), об этом свидетельствуют: Сократ (2, 28), Филосторгий (3, 26), Созомен (4, 5), Амвросий (Ер. 40 ad Theodosium), Григорий Назианзин . (Orat. 4. Т. 1. р. 111), Хроника Алекс. ad an. 352. Память о сем празднуется доныне Церковью. 302 В 7-ом прав. Никейского Собора сказано: «понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтили епископа пребывающего в Иерусалиме: те да имеет он последование честя, с сохранением достоинства присвоенного митрополии». На Антиохийском Соборе против Павла Именей Иерусалимский выше Феотекна Кесарийского (Евсевий 7. 30. 28). В письме к Димитрию Алекс. за Оригена первым Александр Иерусалимский, вторым Феоктист Кесарийский (Евсевий 6, 19). Имп. Константин пишет свое послание «Макарию и прочим епископам Палестины» (Евсевий о жизни Констант. 3, 52). 303 Созомен (4, 25) говорит, что будто Акакий обвинял Кирилла в том, что Кирилл следовал проповедовавшим подобосущие Сына. Но этого не могло быть: Акакий в это время сам и писал и действовал как полуарианин (Созомен 4, 22. Сократ 2, 40). Потому Никифор верно поправляет Созомена и пишет: «Акакий и прежде проповедовал мысли Ария; а Кирилл с самого начала следовал исповедавшим единосущие» (Hist. 4. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Горского находятся мнения об этом памятнике преосв. Макария («История русской церкви» 2 , II, СПб. 1868, стр. 109–110), преосв. Филарета Черниговского («Историч. учение об отцах церкви», т. III, СПб. 1859, стр. 251–252), Хр. М. Лопарева («Слово о погибели Русскыя земли». Пам. Др. Письм. LXXXIV, 1892, 3–4), А.И. Соболевского, причисляющего слово Илариона к числу переводных («Переводная литература Моск. Руси XIV–XVII веков», СПб. 1903, стр. 17), И. К. Никольского («Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений», СПб. 1906, стр. 91–100; здесь же и литература вопроса, и перечень всех списков слова). Несколько в стороне от сложившихся представлений о «слове к брату столпнику» стоит взгляд на него, высказанный покойным проф. М.П. Петровским. Он издал этот памятник в Учёных Записках Имп. Казанского Университета, 1865, т. I, стр. 57–79 («Поучение, приписываемое Илариону, митрополиту Киевскому»), по сербскому списку, в надписании которого слово озаглавливается именем Илариона, митрополита киевского. Издатель находил основания относиться с доверием к надписанию слова и думать, что киевский митрополит Иларион мог быть, по крайней мере, переписчиком этого слова, если не составителем, и что, таким образом, оно «хотя посредственно, не миновало его труда». Списку, изданному М.П. Петровским, принадлежит исключительный интерес, как потому, что текст его – сербской редакции, так и потому, что в его надписании автор слова Иларион назван «киевским митрополитом». Списков этого слова русской редакции известно более сотни (см. перечень их в «Материалах» Н. К. Никольского , стр. 93–100, также 512), – и ни в одном из них рядом с именем Илариона не стоит звание «киевского митрополита». О рукописи, по которой «слово к брату столпнику» издано М.П. Петровским, издателем замечено, что она относится к векам, написана уставом на бомбицине 878 и была сообщена ему К.Д. Πетковичем, русским консулом в Дубровнике, – и только. Где находится она ныне, считается неизвестным. Однако, упоминание Η.И.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Литература. Prof. Otto Bardenhewer, Patrologie (2 Aufl.,Freiburg im Breisgau 1901,§104). Herzog-Hauck, Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche (3 Aufl., Bd XIII, Lpzg 1903, S. 483–486: «Moschus» Erw. Karl Krumbacher, Geschichte der Byzantinischen Litteratur... (2 Aufl., Munchen 1897, S. 187–188. 191). Jos. Nirschl, Lehrbuch der Patrologie und Patristik (III Bd, Mainz 1885, § 342). Job. Alzog, Grundriss der Patrologie... (4 Aufl., Freib. im Breisg. 1888, § 86). Блаж. Иоанна Мосха Луг духовный в перев. с греч. яз. (Москва 1848). Автор настоящей статьи пользовался преимущественно перечисленными пособиями (буквальные заимствования из них отмечены вносными знаками). Указания на прочую иностранную литературу см. у (op. cit., S. 484), где названы также «рукописи», «издания» и «переводы» Мосхова «Луга» (S. 483–484), – у О. Barderihewer " а (op. cit., S. 494), у К. Кгитваснег " а, (op. cit., S. 188), J. (op. cit., S. 570. 575) и у др. [напр., в Kirchen-Lexicon von Wetzer und Welte VIII, Freiburg im Breisgau 1893, Sp. 1942–1943: O. Bardenhewer]. На русском яз., кроме поименованного перевода, можно назвать перевод «Луга», сделанный о. М. И. Хитровым (Сергиев Посад 1896) «с подробными объяснительными примечаниями». Интересно своими подробностями (не все сообщения здесь, впрочем, верны) предисловие к русск. перев. 1848 г. (тут, помимо биографических об Иоанне Мосхе данных, находим указания на слав. перев. «Луга» от 1628 г. и проч.) и обширные примечания в конце книги. См. архиеп. Черниг. Филарета Историческое учение об отцах Церкви (т. III, Спб. 1859, стр. 202, примеч. 14). В «Эпциклопед. Словаре» Брокгауза-Ефрона – 26 полут. (Спб. 1894), стр. 716. Проф. Н. И. Петров , О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога (Киев 1875; глава: . " судьба назидательных повестей в России и внесение их в пролог»). Чит., между прочим, указания также у проф. С. А. Терновского в книге: Русская и иностранная библиография по истории Византийской церкви IV-IX вв. (Киев 1885 и – при «Истории» Ф. А. Т. – Киев 1884), у проф. А. А. Бронзова в книгах: 1) Преп. Макарий Египетский и его религиозно-нравственное мировоззрение (Спб. 1899, стр. 43. 44. 48) и 2) Нравственное богословие в России в течение XIX столетия (Спб. 1901, стр. 140. примеч.). [Rev. Charles Edward Hammond в A Dictionary of Christian Biography etc. ed. by W. Smith and H. Wace III (London 1882), p. 406 b- 408 a.]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Леонтий, живший, недолго после Феотима, выписывал краткие места из двух сочинений Феотима Скифского – из сочинения– «об учении Спасителя», и из другого – «против идолов» 1252 . Св. Дамаскин поместил в свои параллели несколько мест из последнего сочинения и из трех других сочинений Феотима: «на Бытие», из толкования слов: «аще принесеши дар твой ко олтарю» и из слова: о посте 1253 . К сожалению, ни одно из сочинений блж. Феотима, не дошло до нас в полном тем виде. 1245 Томы – место ссылки Овидиевой, главный город Малой Скифии. По описанию Плинии страна, которою владели «Скифы-земледельцы» (arotyres), простиралась от устья Дуная к Фракии и омываемая Тирасом заключала в себе города – Истрополь, Томы, Калатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны». (lib. 4. с. 11). Страбон (7, 6) и Птолемей (3, 10) помещают здесь же еще Одиссос, Аполлонию и Месемврию (доселе известную под сим именем). Кафедра христианского епископа была только в Томах. При Диоклетиане епископом Скифии был Евангелик (vitae Patr. р. 218. Пролог 7 Марта); при Ликинии скончался Феоген епископ Том (Минея под 3 Янв., в мартирологах Рабана и Беды называется он Титом); на Никейском Всел. Соборе присутствовал епископ Том, но имя его неизвестно. (Евсевий в жизни Константина 3, 7); с Валентом арианином препирался исповедник Бретанио епископ Том (Созом. 6, 21. Феодорит 4, 35); на 2 Всел. Соборе присутствовал Терентий Томский епископ (Созом. 7, 9. Никифор 12, 13. Ingef. Consilii Const. Lex. Theodosii Μ. Ausonio c. ad 3. Kal. August, Факунд lib. 4. р. 34. Т. 10. М. Bib. Patr.). За тем следовал Феотил, который в 392 г. уже известен был Иерониму и как епископ и как писатель (Catal. Illust. vir. 131). Почтенный защитник Нестора без основания говорит, что Ульфила был епископом в Томах (оборона Нестора стр. 199). Готфы, народ кочующий – носили в шатрах идолов, точно также походный быв у них и христианский храм. 1246 На левой стороне Дуван, напротив малой Скифии была великая Скифия, где по Нестору, издавна жили многочисленные слав. племена Тиверцев и Уличей. Лавр. лет. стр. 7. Супрасльская лет. стр. 168. сл. оборона Нестора стр. 258. 259. Об участии слав. племен в походах Гуннов см. Шафарика стр. 256. 257. § 15. 5. § 8. 13, 8. Запаски Приска, о Венедах при Дунае, карта Певтингерова (161–423 г.), у Шафарика стр. 220–28. 8. 9. § 8. Сл. о Златоусте зам. 134. 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010