«Свят будет растяй власы главы своея» ( Числ.6:5 ). Примечания: 1 «Словарь церковно-славянского и русского языка», составленный Вторым Отделением Императорской Академии наук, Спб, 1847 г., см. слово «оброснение») 2 «Новая Скрижаль», Спб., 1870 г., стр. 430. 3 «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», Снегирев И.М. , М., 1837 г., часть 1, стр. 210. 4 « Дионисий Ареопагит », книга о церковной иерархии, в кн.: «Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», СПб., 1855, т. 1, стр. 197. 5 См. в книге: «Опыт курса церковного законоведения». Спб, 1851 г. вып. II, стр. 382. 6 «Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки», М., 1858 г., стр. 285. 7 «Христианские древности и археология». Ежемесячный журн. изд. И. Прохоров, 1862 г., т. 2., ср. 7, см. рисун. 8 Там же. 9 «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения», Спб, 1855 г., том I, стр. 271. 10 Там же, стр. 365. 11 Назорей (от евр. «незир» — отделенный, посвященный) человек, посвящённый во времена Ветхого Завета на особое служение Богу посредством принятия ряда обетов ( Числ.6 ). Назореем был судия Самсон ( Суд.13:5 ); 2) одно из имен Господа Иисуса Христа. В продолжении всего срока обета, назореям запрещалось стричь волосы ( Чис.6:5 ). 12 «Христианские древности и археология», Спб, 1862 г., кн. 2, рисун. к стр. 8. Еще кн. 3. 13 Там же. 14 Там же, кн. 3. 15 «Славянские рукописи», Московская синодальная библиотека, 132, л. 201. 16 «Записки о Московии барона Герберштейна», пер. с латинского Ив. Анонимов. Спб., 1866, стр. 47. 17 «Душеполезное Чтение», 1867 г. кн. 3, стр. 282. 18 «Московские губернские ведомости», 1847 г., стр. 117. Здесь сказано о священниках: «волосы отращивают до плеч». 19 Печат. в Москв., 1656 г., смотр. л. 129, гл. 40. 20 «Деяния Вселенских Соборов», хранится в Синод. библиот. I. л. 187, обр. 21 Дела присяги священника (ставленическая грамота, присяжный лист). 22 История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821), М.: В тип. «Русских ведомостей», 1870; См. в «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения”, кн. 7, стр. 198, 199. 23 «Нечто о ращении волос», святитель Филарет Московский (Дроздов) . «Душеполезные чтения» 1870 года из декабрьской книжки. Москва, 18 декабря 1870. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/nechto-o-popovskih-gume...

353 Рукопись Московской епархиальной библиотека, под заглавием «Замечания» и с надписью вверху: «секретно», л. 2. 357 Срав. для сего в Журнале министерства народного просвещения, за 1867 год, июль, стр. 209 библиографическую статью о трудах Люперсольского и Романова по Закону Божию. 364 В донесении Филарета, митрополита Московского Святейшему Синоду в 1850 году. См. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения за 1882 г. сентябрь, стр. 184 «Материалов для история русской церкви»; см. Душеполезное Чтение за 1862 г. ч. 1, стр. 52–53. 366 См. цитированную выше рукопись Московской епархиальной библиотеки под заглавием: «Замечания», л. 2. 368 См., например, вышеприведенное из отзыва святителя об одной учебной книге, данного в 1855 году (См. в Душеполезном Чтении за 1883 г. 1, стр. 137–138). См. также представленные им Святейшему Синоду в 1850 году предположения и соображения о приходских школах, на стр. 190 цит. книги Чтении в обществе любителей духовного просвещения за 1882 г. и также Душеполезное Чтение за 1862 г. ч. 1, стр. 50 и дальнейшие. 370 Для сего см., например, каталог учебных книг для низших училищ ведомства министерства народного просвещения, в Журнале этого министерства за нынешний 1883 год, месяц июнь. См. также каталоги книг, одобренных Священным Синодом для употребления в духовных училищах и всех православных христиан. 371 Слова передовой статьи Московских Ведомостей за 1867 год, 262, о Филарете, после кончины его. 372 Срав. сказанное в рецензии одной книги по Закону Божию, в Учебно-воспитательной библиотеке, т. 1, отд. 2. стр. 98. 373 Подлинник адреса Московской Духовной Академии вместе с другими ныне хранится в библиотеке Московской Духовной Академии. 374 Из приветственного адреса Арсения, митрополита Киевского, с его паствою, академией и прочими. Подлинник хранится в библиотеке Московской духовной академии, отцов и Пастырь пастырей Русской церкви. 375 Адрес Антония, архиепископа Казанского, с/ь его викарием. Хранится в библиотеке Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

15)       Схимонах Филипп, основатель пещерной обители и киновии Боголюбивой Богоматери при Гефсиманском ските, близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С.А. К-ва. «Душеполезное Чтение» за 1881 г., октябрь, стр. 209–241. 16)       Из воспоминаний о пребывании приснопамятного митрополита Филарета в Гефсиманском скиту. Д. Дмитриев. «Душеполезное Чтение» за 1882 г., июль, стр. 428–434. 17)       Воспоминания русского паломника. Село Подсосенье (откуда деревянная церковъ в Гефсиманском скиту). Графа М.В. Толстого. Душеполезное Чтение, октябрь, стр. 252–257. 2.       Пустынь св. Параклита. 1) Общежительная пустынь св. Параклита. M., в тип. Гофмаяа, 1880 г., 8°, 32 стр. 3.       Махрищский монастыръ. 1)      Историч. описание Махрищского монастыря, с литографир. видом монастыря. M., в Университ. типографии, 1852 г., 8°, 33 стр. (Прежде было издаваемо вместе с описанием Троице-Сергиевой Лавры. См. выше). 2)      Махрищский монастырь. Архиеп. Леонид. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Российских за 1878 год, кн. III, стр. 1–38. (Житие Стефана Махрищского см. у Муравьева в Житиях Святых за июль. СПб. 1858 г, стр. 118–134). 4. Спасо-Вифанский монастыръ. 1)       Песнь в похвалу Вифании, по случаю ее преобразования во второклассный монастырь и устроения при ней Семинарии, которую воспел Троицкой Сергиевой Лавры пономарь монах Никодим Москва, 1797 г., 4°. 2)       Вифания (монастырь в 3 ½ верстах от Троице-Сергиевой Лавры). Н.С. Лучи, т. XIX 1 и 12), отд. II, стр. 31–43, 371–396. (Воспоминания о жизни митроп. Платона). 3)       Поездка в Вифанию. А. «Христианское Чтение», 1862 г., т. II, 11), отд. 3-й, стр. 660–701. 4)       Спасо-Вифанский монастырь. С. Смирнов . M., в тип Готье, 1869 г., 8°, 121 стр. и оглавление. 5)       Описание монастыря Спасо-Вифанского и воспоминание о московском митрополите Платоне. Н.Д. Горчаков. М., в тип. С. Селивановского, 1843 г., 8°, 37 стр. 6)       Вифанскии келлии митроп. Платона и их убранство. Архим. Леонид. Чтения в Импер. Обществе Истории и Древностей Росс. 1879 г., кн. IV, стр 1–16 и отдельно М 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

См. также «официальные возражения против предположений об учреждении в начале 60-х годов в С.-Петербурге братства при Исаакиевском соборе», рукоп. сборн. митр. Исидора, 60. 87 Весьма интересно сопоставить мнения, высказанные в статье «Заметки приходского священника» Лебедева, в журнале «Душеполезное Чтение» ща 1861 год. Автор, между прочим, говорит, что священник может сделать очень многое в своем приходе, когда сами прихожане или, по крайней мере, влиятельные из них, не останутся равнодушными к цели и обязанностям его служения и будут содействовать ему своим уважением у его правам, своим вниманием и сочувствием к его законным и разумным требованиям и внушениям. А это все в полной мере возможно только в том случае, когда истинное христианское образование распространится во всех классах общества и проникнет в нашу плоть и кровь. 88 В «Киевских Епархиальных Ведомостях» (1862 г. 1 + 6) указывалось, что св. Кирилл и Мефодий были именно народными учителями, и поэтому предлагалось сделать 11 мая днем празднования для сельских школ. Подобный проект развивался также в газете «День». 89 В февральской книжке «Душеполезного Чтения» за 1862 год напечатана была статья священника Сперанского «О древней и современной нам христианской благотворительности», в которой проводилась с замечательной ясностью и полной удобоприложимостью мысль об учреждении в православных приходах попечительных советов о приходских бедных. Эта статья, между прочим, и навела священника Ключарева на мысль и воодушевила прихожан Казанской церкви (в Москве) учредить такой совет при названной церкви (см. мартовскую книжку того же журнала за 1862 год). 90 Сам митрополит Филарет был сторонником развития братских учреждений на приходской почве, как в этом, между прочим убеждают назидательные мысли его об учреждении «веропроповеднического братства» для образовании проповедников, причем почетными попечителями такого братства он допускал как духовных, так и светских особ; см. донесение митрополита Св. Синоду от 17 мая 1860 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Томск, 1892. С. 19. 131 См.: Отчет о Миссиях Томской епархии – Алтайской и Киргизской за 1890 год. Томск, 1891. С. 20. 134 См.: Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. Орел, 1897. С. 19–21. 138 См.: Крейдун Ю.А. Улалинский миссионерский стан как центр духовного просвещения в Горном Алтае XIX – нач. XX веков//Макариевские чтения: Материалы четвертой международной конференции/Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2005. С.15. 139 См.: Сведения об АДМ за шесть лет (с августа 1856 г. по август 1862 г.) начальника миссии, протоиерея Стефана Ландышева. М., 1863. С. 15. 140 См.: Ландышев Cm., протоиерей. Выписка из дневника миссионера Духовной Алтайской миссии протоиерея Ст. Ландышева за первую треть 1859 года//Душеполезное чтение. 1861. Июль. С. 1. 141 См.: Алтайская духовная миссия в 1870 году/Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 357. 142 См.: Ландышев Вас., свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. 1900. 1 21. С. 12. 143 Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1880 год//Томские епархиальные ведомости. 1881. 1 15. С. 220. 144 Отчет об Алтайской Духовной миссии за 1880 год//Томские епархиальные ведомости. 1881. 1 15. С. 221. 147 См.: О миссиях Томской епархии Алтайской и Кигизской в 1882 году//Томские епархиальные ведомости. 1883. 1 8. С. 231–232; 1 10. С. 276. 149 См.: Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1905 год//Томские епархиальные ведомости. 1906. 1 9–10. С. 4. 152 Из письма прот. Ст. Ландышева к свящ. Н.Д. Лаврову. Из Улалы, от 6 июля 1850 года//Памятник трудов благовестников русских с 1793 до 1853 года. М.: Тип. В. Готье. 1857. С. 185. 153 См.: Известия из церковной Алтайской миссии (Сообщены начальником миссии протоиереем Стефаном Ландышевым московской Спиридонов-ской церкви священнику Н.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

1963 См. о сем и вообще об основании и устроении обители в книге Житие и подвиги блаженной памяти старца схимонаха Зосимы. Издание 2-е Москва, 1889. 1964 См. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1873 год, ч. III, стр. 86–89 «Материалов для истории русской церкви». 1965 См. эти письма в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, 1876 год, ч. III, стр. 116–121 «Материалов для истории русской церкви». 1966 Эти правила напечатаны в Душеполезном Чтение, за 1871 год ч. III, стр. 96–107 «Известий и Заметок». 1967 Раньше нежели построен был какой бы то ни было храм в Одигитриеве, сестры общежития ходили к церковным службам в соседнюю приходскую Церковь села Рыжкова, потом, согласно завету старца Зосимы, в самой обители над гробом старца, в пол года был построен (на средства того же С. Л. Лепешкина, после им же распространенный и благоукрашепный) храм во имя Святой Троицы, а за тем в 1852 году и храм во имя Одигитрии над вратами обители. См. упомянутое Житие Зосимы, стр. 198 и далее. Москва, 1889. 1973 Так, например, в городе Верее был некогда монастырь, разоренный в 1812 году французами, но близ него были народные гулянья. См. Житие отца Зосимы, стр. 179. Москва, 1889 1974 Скончался он в Сименовом монастыре в 1812 году. Срав некоторые подробности о нем и Василиске в Письмах Филарета к А. Н. Муравьеву, (писавшему жития российских святых), стр. 374. Подробнее же о том см. в упомянутом Житии Зосимы стр. 30 и далее, Москва. 1889. 1975 Отец Зосима, по обычаю прежних времен, с юности служил в военной службе См. Житие его издание 1889 года. 1976 Подробнее о том см. в упомянутом житии Зосимы, стр. 77 и далее (из 1889 года). Особое житие Василиска издано в Москве в 1849 году. Срав. также статьи архимандрита Леонида (Кавелина) , под заглавием: Последние русские пустынножители в Домашней беседе за 1862 год выпуск 21–23. 1977 В Прежний Николаевский мужской Туринский монастырь сей опустел после упразднения в 1764 году. 1978 Эта страсть возгорелась именно в той самой вдове, которая впервые своими «усиленными просьбами» побудила отца Зосиму принять ее с её дочерью девицею под его духовное руководство. Она и сделалась потом первою начальницею общежития в Туринске, по удалении оттуда Зосимы с оставшимися ему верными сестрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1654 См. о сем между прочим, в нашем исследовании: Наша общеобразовательная школа, печатающимся с 1890 года в Душеполезном Чтении. 1658 A. И. Лобков, купец, достигший потом чина действительного статского советника, известен, между прочим, но изданию проповедей митрополита Филарета. 1659 Варваринский сиротский дом Лобковых устроен собственно и ближе всего дли девочек- сирот, а за тем уже и для мальчиков-сирот. 1660 В рукописи автора и в Творениях святых отцов, за 1855 год, здесь вставлены были слова, «и едва ли не большею частью служат себе, готовя себе в них утешение и опору, хотя, при том и не теряют из вида высших целей воспитания». 1662 В последующее время попечителем Варваринского сиротского дома состоял генерал-лейтенант А. З. Егоров, который, вместе с А. И. Лобковым, как нам известно, по уважению к митрополиту Филарету, принимал живое участие в издании проповедей последнего в французском переводе. 1664 См. статью Розанова О церкви Спаса нерукотворенного образа в Барыковской богадельне, в Душеполезном Чтении 1869 год, стр. 106, примечание отд. «Известий и заметок». 1674 Сочинения Филарета, V, 433–437 Беседы святителя-витии, которая имела быть отпечатанною в значительном числе экземпляров, жаждала весьма многие любители и почитатели его проповеднического таланта. См., например, письма в Чтении в Обществе любителей духовного просвещения, 1871, 6, стр. 37 «Материалов для биографии Филарета». 1676 Впоследствии, именно в память коронации 1883 года, здания Покровской богадельни еще более расширились, для помещения в них ремесленных классов. В настоящее время в богадельне на попечении общества находится до 1.000 человек. См. там же. 1681 Там же, стр. 343–344. Письмо от 4 апреля 1862. Канон святым Кириллу и Мефодию, весьма назидательный с его широким взглядом на прошедшее, настоящее и грядущее России, с молитвой о ней, святитель Филарет и действительно составил сам. Этот канон напечатан в майской книжке Душеполезного Чтения за 1863 год. 1682 Рюрик, хотя, и изображенный на памятнике тысячелетия России, не упоминается здесь, естественно, потому, что он был язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Новгородская Софийская библиотека. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 4 В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. 5 Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского. Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С. 42, 43. 6 Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. 15 “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник. 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. 17 Преосвященный Леонид. Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение. 1861. Июнь. С. 129. 24 Там же. 267. С. 498. На свой долг учить и наставлять заблудших Иона указывает и в послании к Евфимию Новгородскому (Там же. 44, 88), в послании новгородцам (Там же. С. 90), литовским панам (Там же. 45. С. 92), во Псков (Там же. 60. С. 107). 29 Там же. Л. 249 об. и 250. Ту же мысль приводит митрополит Даниил во многих других своих посланиях (см. Л. 236, 271, 282 об. 289 и сл.) 33 Там же. 63. С. 112; о том же и по тому же поводу он писал Новгородскому епископу Ионе 65). 38 «Аз смиренный архиепископ Феодосий слышал глас Господа нашего Иисуса Христа: “пастырь да взыщет своя овца со всякою крепостию и усердием”, и убоявся осуждения, и с всяким тщанием и усердием подвигнулся семо приити к любви вашей». — АИ. Т. 1. 64. С. 115. См. ДАИ. Т. 1. 221. С. 400.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

The Deaconess Movement in America//The Churchman. 1912. Dec. 12; cp. Iuli 27; Brown I. H. The Jubilee of the Deaconess//The Guardian. 1912. June 21 3472); Achelis H. Das Christenthum in der ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1912. Bd. 1. S. 91, 105; Bd. 2. S. 25, 40sq.; О женском священнодействовании//Православный Собеседник. 1864. Nq 11. С. 177–197, 263–306; 331–354; Никольский С., свящ. История Церквей Антиохийской и Константинопольской во время Иоанна Златоуста . Ставрополь Кавказский, 1906. С. 49–54; О служении женщин в Церкви//Церковный Вестник. 1908. С. 497; Об институте диаконисе//Там же. С. 1564, Добронравов Н., прот. Диакониссы в древнем христианстве. Сергиев Посад, 1912 (оттиск из «Душеполезного чтения», 1912, февраль-март); Петрушевский П. О женской диаконии и диакониссах в древней Христианской Церкви. Киев, 1912 (переложение статей о. Маслова в «Духе христианина» за 1861 и 1862 гг.). 4 См., например: Столыпин А. Диакониссы//Новое время. 1912. (14 июня); Ф. Б.//Церковные Ведомости. С. 1139; Пастырь. 1912; Кондаков П. Рец. на кн.: Троицкий С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1912. Январь. С. 162–167; Revue d’Histoire ecclésiastique. 1912. 15 juillet. P. 613. 5 PG. LXXIX. 967–968; Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 2. М., 1858. С. 98. 7 См., напр., гл. 1: «...должно похвалить ревность и в вас, сохранивших правило нестяжательности» (MG. LXXXXVII. 968); Творения... С. 97, гл. 42: «Но вы, други Христовы и попечительные хранители Христовых законов...» (MG. LXXXXVII. 1020); Творения... С. 153, гл. 43: «Всю тяжесть мирской попечительности стряхнули вы с душевных рамен... и тот образ жизни, который наследовали от предшественников, если изменили, то на более ревностный» (MG. LXXXXVII. 1021); Творения... С. 153. См. также главы 51, 52, 64. 8 Tillemont S. Mémoires pour servir к l’histoire ecctésiastique des six premiers siècles. P., 1693. T. 14. P. 209–210. 9 Ceillier R. Histoire général des auteurs sacrés et eccldsiastiques qui contient leur vie.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Альманах “Альфа и Омега”/10 января 2012 г. Список сокращений ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. ДАИ — Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. НСБ — Новгородская Софийская библиотека. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Примечания История Карамзина. Т. VIII . СПб., 1842. С. 120. Церковная история преосвященного Филарета. Кн. 3. С. 130. История Карамзина. Т. VII. С. 129. В один XIV век монастырей на Руси образовалось 80; в одну первую половину XV века 70, тогда как с X до XIV века их было только 87; см.: Православный собседник. 1860. Октябрь. С. 196–221. Рукопись НСБ. 1491. Л. 243 об. из Жития Михаила Клопского; Л. 253 из Жития Александра Свирского . Ср.: “Просвятитель Иосифа Волоцкого”. Казанская Духовная академия, 1857. С.42:43. Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. 50. Л. 18. Просвет. изд. Казанской Академии. С. 60. ДАИ. Т. 1. 239. С. 251. Рукопись Кирилловской, ныне С.-Петербургской Духовной академии библиотеки. 1108. Л. 4. “Истины показания”. Соч. Зиновия. Изд. Казанской Академии, 1863. С.12:13. ААЭ. Т. 1. 238. С.246:248, 249. Там же. 180. С. 320. Там же. 172. С.141:143. Рукопись Соловецкой библиотеки. 857. Л. 151 об. НСБ. Митрополита Макария Четьи-Минеи. 1320. Из жития Дмитрия Прилуцкого. Л. 78 об. “Псковичи бедные не знали правды московской”, читаем в Псковских летописях. См. статью “О характере русских летописей”//Православный собеседник . 1858. Кн. 2. С. 180–182. В плаче Пермской земли о святом Стефане читаем: “За что обидела нас Москва? Это ли ея правосудие?”. — Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. Рукопись НСБ. 1491. Л. 317. Преосвященный Леонид . Жизнь Филиппа, митрополита Московского и всея России//Душеполезное чтение . 1861. Июнь. С. 129. Православный собеседник. 1863. Декабрь. С. 406–420.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010