Исследователи до сих пор спорят, насколько Григорий Нисский опирается на античную греческую и раннехристианскую мысль в своем представлении о бесконечности. Откровенно противоположные позиции отстаивают два автора монографий на эту тему – Эккегард Мюленберг (Ekkehard Mühlenberg) и Джеймс Эммет Хеннесси (James Emmet Hennessy). Если Мюленберг усматривает в представлении бесконечности у Григория некое революционное завершение греческой метафизики 37 , то Хеннесси, напротив, считает его вполне естественным подведением итогов и более глубоким осмыслением предыдущего философско-богословского развития 38 . Между тем оценка понятия бесконечности у Григория современными исследователями заслуживает более глубокого освещения. 4 В данном обзоре я опираюсь преимущественно на следующие работы: J. Е. Hennessy, The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St Gregory of Nyssa (Fordham University, New York 1963, микрофильм Ann Arbor 1963) и E. Mühlenberg, Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa, Göttingen 1966. 5 Интересна попытка Анны Тумаркин выводить греческое выражение τ πειρον не только из ионического τ περαρ (=граница, предел) и понимать его как «безграничное, беспредельное», но и из περα (=проба) и толковать его как «то, о чем у нас нет опыта, неиспытуемое». См. А. Tumarkin, «Der Begriff des πειρον in der griechischen Philosophie»//Jahrbuch der Schweizerischen Philosophischen Gesellschaft. Annuaire de la Société Suisse de Philosophie, 3,1943, 55–71, особенно 56. 10 См. Симпликий, Phys. 29, 22; 109, 20; 109, 29; 110, 2; 110, 5; его же, De coelo 557,14: Diels-Kranz 30 В 2–6. 17 «Естественное место» – концепция аристотелианской физики, согласно которой каждая сущность (стихия) имеет свое место в кос­мосе относительно его центра. – Прим. ред. 19 См. Эпикур, Ер. ad Herodot. 41–45, 60: Krautz 8 и ниже, 22; Тит Лукреций Кар, De rerum nat. I, 958–1051: Buchner 37 и ниже. См. об этом D. J. Furley, «The Greek Theory of the Infinite Universe»//Journal of the History of Ideas, 42, 1981, 571–585.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

182 Стал еп. Траектским в середине VI века, наследовав свт. Домициану. На гробнице его имелась следующая эпитафия: «Hyc sunt pignora de coberturio domno/Monulfo Treiectinse epo». Два его жития, написанные неизвестными авторами, изданы в AA.SS. 16. Iul. VI, p. 157. 183 Здесь свт. Григорий употребляет слово греческого происхождения «coemeterium» – «κοιμητριον». 185 Видимо, речь идет о названии Polyandre de Saint-Pierre l " Estrier. Свт. Григорий часто употребляет данное слово, и, хотя в данном случае оно названо «галльским» – слово греческого происхождения; название же города – кельтского. 188 Блж. Иероним в книге «О знаменитых мужах» в гл. 82 передает следующее: «Ретиций, епископ Августодуна, города эдуев, был известен в Галлии при Константине. Я читал его комментарии к Песни Песней и превосходную книгу «Против Новациана», никаких других его трудов найти не удалось». Сей святитель был послан во времена Константина Великого (313 г.) папой Мильтиадом в г. Августодун для борьбы с расколом Доната. Присутствовал на Арелатском соборе 314 г. О нем упоминают в своих произведениях Евсевий Кесарийский и Оптат Милевийский (см. Krusch, p. 791). См. также AA. SS. 19. Iun. IV, p. 587. В конце XVII века (времени изд. Ruinart " a) на том кладбище существовала церковь св. Петра (St. Petri de Strada), где находилась гробница свт. Ретикия, с эпитафией: «SCS RHETICIUS EPS AEDUENSIS CCCXIV». 191 Память его 24 июня. Был современником свт. Мартина Турского, который помогал ему в борьбе с язычеством (См. упомянутое житие свт. Мартина Турского 12/25 окт. в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского ). Не следует путать с еп. Симпликием, подписавшим в 343 г. правила Сардикийского собора. См.: AA. SS. 24. Iun. II, p. 812. 193 См. аналогичную ситуацию в HF. VIII, 15. Савукова в соотв. прим. делает, вслед за Buchner " ом, предположение о статуе, в данном случае, какого-то кельтского божества, соответствующего Диане. 194 Это сочинение издано в Acta Mart. Ruinart " a, p. 125. Так есть и такая фраза: «Symphorianus…cum statuam Berecynthiae, quae carpento portabatur, adminibus stipata populorum, despectam adorare noluisset». См. также о нем: Abbé L. Jaud. Vie des Saints pour tous les jours de l " année, Tours, Mame, 1950.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

328 ...дни Моления. – В подлиннике: rogationes – рогации («моления, прошения»), это так называемые малые литании, справляемые в течение трех дней до праздника Вознесения Господня; установлены епископом Мамертом около 452 г. Литании (краткое молитвословие у католиков) совершаются обычно во время церковных процессий. Этот обряд восходит к языческому, древнеримскому lustratio urbis vel agrorum – очищение жертвоприношением города или полей. Он был воспринят церковью и трансформировался в христианский обряд. (См.: Bonnet M. Le Latin de Gregoire de Tours. P., 1890. P. 239 – 240; Buchner R. Zehn Bucher Geschichten. B. 1956. В. 1, N 3. S. 127). 329 ...король готов Аларих... – Аларих II (484 – 507), по свидетельству Иордана (С. 126, § 297), был женат на дочери короля остготов в Италии Теодориха. Их сын Амаларих после смерти отца пользовался покровительством своего деда Теодориха. Аларих II занимал южную часть Галлии, к югу от Луары; столицей его королевства была Тулуза. 330 ...стали изгонять из города Квинциана, епископа родезского. – В то время власть готов распространялась на города Аквитании, в том числе и на епископские города Родез и Клермон. Так как готы были арианами, то они с подозрением относились к епископам-католикам, желавшим быть под властью короля Хлодвига, принявшего католичество. Еще при короле готов Еврихе католическое население городов Аквитании и Новемпопуланы страдало от гонений со стороны готов, а епископы-католики при первом подозрении изгонялись из городов. См. кн. II, гл. 26, 37. 332 ...и так как его речь понравилась всем, Хлодвиг, выступив с войском, направился в Пуатье. – Кампания против вестготов проводилась в 507 г. Вероятно, Хлодвиг в этой кампании использовал симпатию к нему епископов и галло-римского населения, которая была вызвана его крещением. 333 ...пропел... антифон... – Антифон – краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом. 335 ...войско сможет переправиться там, где переходил олень. – Часто встречаемый мотив сказаний. Подобный мотив с оленем мы находим и у Иордана (§ 123 – 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

119 Сочинение Виктора сохранилось в нескольких рукописях (наиболее ранняя – Бамбергская 9 в., самая полная – Парижская 10 в.); первое его издание состоялось в 1500 г., первый французский перевод – в 1563 г., первый русский перевод – в 1970 г. в приложении к канд. дисс. С. А. Беляева «Города Римской Северной Африки во времена владычества вандалов (по данным Виктора из Виты)» (рукопись не опубликована). 120 Григорий (мирское имя: Георгий Флоренций) происходил из знатной римской фамилии в Оверни, многие представители которой были епископами в Туре и других епархиях. Стал епископом Турским в 573 г., благодаря своей учености и набожности приобрел всеобщее уважение, пользовался почетом у франкских королей Зигберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы Церкви против Хильпериха и Фредегонды. Historia Francorum написана по–латыни в 10 книгах и включает также автобиографию историка. Это – важнейший источник по истории Меровингов. Помимо «Истории» Григорий оставил также 7 libri miraculorum (собрание повествований о мучениках и чудесах, особенно – о св. Мартине) и Vitae patrum. Все сочинения Григория Турского впервые изданы в Париже в 1522 г. См. также: Gregorii Turonensis Historia Francorum/Monumenta Germaniae Historica: Scriptores rerum Merovingicarum. T. 1. Mtinchen, 1951; Gregor von Tours. Zehn Bucher Geschichte/Hrsg. R. Buchner. 2 Bde. Darmstadt, 1955–1956; Григорий Турский . История франков. М., 1987; Григорий Турский . Книга о чудесах блаженного апостола Андрея/Альфа и Омега. 1999. 3 (21); Григорий Турский . Житие отцов: (Vita Patrum)/Сост. иеромонах Серафим (Роуз) /Русский паломник. 2007. 121 Беда написал также комментарии к Св. Писанию, гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике. Для хронологии важно сочинение De sex aetatibus saeculi, в котором Беда впервые вводит летосчисление Дионисия Малого (до и после Рождества Христова), принятое в дальнейшем в большинстве средневековых летописей. Беде принадлежит также версия Вульгаты, которая официально использовалась Католической церковью до появления Новой Вульгаты в 1979 г. От него же мир впервые узнал имена трех волхвов (или царей), которые посетили новорожденного младенца Иисуса – Каспар, Бальтазар и Мельхиор (в Новом завете этих имен нет, и они вошли в католическое Предание только благодаря интуиции Беды).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1975. P. 99-100). Во мн. средневек. рукописях L. P. приписывалась папе Дамасу I; эта атрибуция содержится в «Хронике пап и императоров» Мартина из Троппау († 1278) и в трудах более поздних авторов. L. P. была впервые издана иезуитом Яном Бёйсом (Иоанном Бузеусом) как сочинение Анастасия Библиотекаря («Жизнеописания Римских понтификов от блаженного апостола Петра до Николая I». Майнц, 1602). Эта атрибуция сохранена в издании Ф. Бьянкини ( Anastasii Bibliothecarii De vitis Romanorum pontificum. R., 1718-1735. 4 t.; переизд.: PL. 127-128), но отсутствует в издании Виньоли ( Vignolius J. Liber Pontificalis seu de Gestis Romanorum pontificum. R., 1724-1755. 3 t.) (об изданиях XVII-XIX вв. см.: LP. T. 2. P. LV-LXIV; DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 449-453). Полное критическое издание L. P., снабженное подробным историческим и текстологическим комментарием, впервые осуществил Дюшен в 1886-1892 гг. (в 1957 под ред. Фогеля был издан 3-й том, в который вошли ранее не опубликованные заметки Дюшена, дополнения и указатели). В 1898 г. в сер. Monumenta Germaniae Historica была опубликована 1-я часть издания Моммзена, включавшая биографии Римских пап до Константина (708-715). В ней отсутствует комментарий, но описание рукописей и критический аппарат отличаются большей подробностью, чем в издании Дюшена. Влияние на средневековую литературу L. P. получила широкое распространение в империи Каролингов начиная с рубежа VIII и IX вв. ( Buchner. 1926). Большинство рукописей сборника происходит из Франции, Италии и Зап. Германии ( Bougard F. Composition...//Liber. 2009. P. 144). Для франков L. P. была важнейшим источником сведений об истории Римской Церкви; в рукописях она содержится среди исторических, агиографических и канонических текстов. Особое значение придавалось сведениям, относившимся к установлению дружественных отношений между Папским престолом и Франкским гос-вом в VIII в. ( McKitterick R. History and Memory in the Carolingian World. Camb.; N. Y., 2004. P. 32-33, 142-150). Некоторые франкские клирики стремились получить новейшие версии L.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

VI в.). Венанций Фортунат называет Динамия, а также Теодора, Альбина и Иовина своими друзьями. (О Теодоре и Иовине см. кн. VI, гл. 11). Можно предположить, что они составляли «литературный австразийский кружок» в Провансе, самой значительной фигурой которого был Динамий. (См.: Buchner R. Die Provence. Stuttgart, 1933. S. 77: Riche P. Education et culture dans l " Occident baibare. P., 1962. P. 227 et sq.). Правитель Прованса (rector или praefectus Provinciae) – служебный титул правителя Прованса. См. прим. 150 к кн. IV. 957 ...послал своего монаха к судье... – Т. е. к графу, как видно из дальнейшего рассказа. Григорий нередко употребляет слово «судья» (index) в значении «граф» (comes), ибо граф и судья были главными помощниками короля в судебной деятельности. См. прим.142 к кн. IV. 958 ...чтобы его необразованность явилась причиной насмешки для сенаторов-софистов и судей-философов. – Это место говорит о том, что в Провансе еще сильно было влияние латинской образованности и что уровень этой образованности в среде галло-римской знати, по-видимому, все еще был довольно высоким. 959 Уже став епископом, Домнол так себя проявил... – Заимствовано Григорием у Сульпиция Севера из «Жития св. Мартина» (Гл. 10. § 1/CSEL. Т. 1– Р. 119): «...получив сан епископа, Мартин так проявил себя...». 960 ...выбор пал на... майордома королевского дворца. – Это первое упоминание о майордоме (domus regiae maior) – главе дворцового управления. 964 ...бывшего префекта Иовина. – Здесь слово «префект» дано в значении «правитель» Прованса (см. прим. 44 к кн. VI). Венанций Фортунат, который был в дружественных отношениях с Иовином, посвятил ему два стихотворения (VII, 11 – 12). 966 ...направил к королю Гунтрамну послов с требованием вернуть его половину Марселя... – Марсель с 561 г. находился в подчинении короля Сигиберта. В конце 575 г. или в начале 576 г. половина города за опекунство над Хильдебертом была уступлена Гунтрамну. Это и порождало в дальнейшем раздоры. 967 ...он приказал перекрыть дороги, с тем чтобы никто не мог пройти через его королевство. – Ближайшие дороги к владениям Хильдеберта в Провансе вели через Бургундию. 974 А Дезидерий взял все города, которые в этой области принадлежали королю Гунтрамну... – В Аквитании. 976 ...жители Буржа тайком поговаривают о вторжении в область Тура... – Бурж входил в королевство Гунтрамна. См. кн. VI, гл. 31. 977 Впоследствии жестоко были наказаны те, которые не могли принять участия в этой осаде. – Т. е. те, кто не последовал за войском. В Меровингскую эпоху все мужчины, способные носить оружие, должны были, когда это было необходимо, участвовать в военных походах. Если они уклонялись от этого, их наказывали. См. прим. 142 к кн. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

186 Так, Григорий Турский именует вознамерившегося креститься франкского короля Хлодвига I (481–511) “новым Константином” (Gregorii episcopi Turonensis Historiarum libri decern, II, 31/Ed. R. Buchner. Darmstadt, 1955. P. 118.15), т.е. мы имеем дело co стереотипным представлением. (Ср.: Crètaux S. Confrontations et syncrétismes symboliques chez les Mérovingiens et les Riourikides//RES1. 1991. T.63/1. P. 123–143.) 187 Острогорский Г.А. Отношения церкви и государства в Византии//SK. 1931. Т.4. С. 121–134; Michel А. Die Kaisermacht in der Ostkirche (843–1204). Darmstadt, 1959. S. 119–138. 188 ПСРЛ. T.l. Стб. 139–140; см. об этом: Hellmann Μ. Das Herrscherbild in der sogen. Nestorchronik//Speculum historiale: FS J. Spoerl. München, 1967. S. 224–236 [о преобладающей роли ветхозаветной парадигматики в развитии византийской политической идеологии см. новое фундаментальное исследование: Dagron G. Empereur et prètre: Etude sur le “césaropapisme” byzantin. Paris, 1996. – Прим. изд. (К.А.)]. 189 Бугославский С.А. Поучение епископа Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв.//ИОРЯС. 1913. Т.18. С. 225. 190 Соответствующие свидетельства из переводной и оригинальной литературы собраны В. Вальденбергом (прим. 184). 193 См.: Poppe А. (прим. 172). S. 131–151; Müller L. (прим. 108). S.243; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.1–11. 194 B этом вопросе трезвую аргументацию Л. Мюллера следует предпочесть выводам А. Поппэ, которые основаны больше на общих соображениях относительно ситуации в Византии, нежели на конкретных данных древнерусских источников. 195 “Федерация самостоятельных княжеств” возникла на Руси по “завещанию Ярослава”? В такой прямолинейной форме эта старая мысль сейчас едва ли может быть принята. Сеньорат, установленный на Руси “рядом Ярослава”, – вовсе не специфически древнерусское явление (см.: Назаренко А.В. Родовой сюзеренитет Рюриковичей над Русью//ДГ, 1985 год. 1986. С. 149–157). Но автор прав, подчеркивая институциональный аспект межкняжеских отношений, так как в отечественной науке последних десятилетий было принято абсолютизировать их социально-экономическую основу (так наз. “феодальная раздробленность”). (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

патриархам (термин «примас» был заимствован из канонов африкан. Соборов, в к-рых этим словом именовались митрополиты; см.: Fuhrmann. 1953, 1954, 1955). О времени, месте и обстоятельствах создания Л. д. ведутся дискуссии. Указывая на «большой объем работы и тщательную подготовку» текстов, Фурманн утверждал, что Лжеисидор должен был располагать обширной б-кой ( Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 140, 143). Высказывалось мнение, что Л. д. были составлены в Ле-Мане наряду с такими апокрифическими текстами, как «Деяния Ле-Манских епископов» и «Деяния господина Альдрика»; их целью была защита епископа от притязаний правителей Бретани ( Simson. 1914; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Century. Camb. (Mass.), 1966). По др. версии, Лжеисидор принадлежал к клирикам придворной капеллы кор. Карла Лысого ( Buchner. 1937). Однако эти гипотезы не получили признания. Происхождение самых ранних рукописей дает основания полагать, что Л. д. были составлены в Сев. Франции, скорее всего в Реймсской церковной провинции. Зеккель и Фурманн обосновали связь между созданием Л. д. и конфликтом между архиеп. Гинкмаром Реймсским (845-882) и его суффраганами, в первую очередь епископами Ротадом Суасонским и Гинкмаром Ланским, к-рый активно использовал подложные декреталии, полученные им скорее всего непосредственно от составителей (см.: Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 170-172). В то же время Фурманн указывал на факты, которые могли свидетельствовать о создании Л. д. в аббатстве Корби. Из этого монастыря происходят рукописи Lips. II.7 (фрагмент «Испано-галло-отёнского собрания») и Vat. lat. 630 («Лжеисидорово собрание», редакция А/В; обе - ок. 860). Старолат. версия кн. Екклесиаст , использованная Лжеисидором, идентична тексту, сохранившемуся в рукописях из Корби ( Fuhrmann. 1999). Скорее всего именно в этом мон-ре в сер. IX в. была выполнена редактура «Собрания Дионисия-Адриана» по «Испано-галло-отёнскому собранию» (ркп. Berolin. SB. Hamilton. 132). Цехиль-Эккес считал, что создание Л.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Этот институт имел особое значение в странах, где ранее не существовало развитой церковной организации, напр. в Польше и Венгрии (в наст. время титулы примаса и патриарха не предполагают наличия особых полномочий - CIC. 438). Нормы, восходящие к Л. д., есть и в действующем Кодексе канонического права (см. Codex iuris canonici ), напр. необходимость получить разрешение Папского престола для созыва пленарного и провинциального Собора (CIC. 439-440). Ист.: Decretales Pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. Лит.: Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz, 1870; idem. Pseudoisidor-Studien//SAWW. 1885. Bd. 108. S. 1061-1104; Bd. 109. S. 801-860; Hinschius P. Die kanonistischen Handschriften den Hamiltonschen Sammlung//ZKG. 1884. Bd. 6. S. 193-246; Seckel E. Pseudoisidor//PRE. 19053. Bd. 16. S. 265-307; Simson B. E., von. Pseudo-Isidor und die Le Mans-Hypothese//ZSRG.K. 1914. Bd. 4. S. 1-74; Davenport E. H. The False Decretals. Oxf., 1916; Fournier P., Le Bras G. Histoire des collections canoniques en Occident, depuis les fausses décrétales jusqu " au décret de Gratien. P., 1931. T. 1. P. 127-233; Buchner M. Pseudoisidor und die Hofkapelle Karls des Kahlen//Hist. Jb. Münch., 1937. Bd. 57. S. 180-208; Van Hove A. Prolegomena. Mechliniae; R., 1945. P. 300-311. (Comment. Lovaniense in Codicem Iuris Canonici; Vol. 1. T. 1); Stickler A. M. Historia iuris canonici latini: Institutiones academicae. Augustae Taurinorum, 1950. T. 1. P. 117-142; Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittelalterlicher Patriarchate//ZSRG.K. 1953. Bd. 39. S. 112-176; 1954. Bd. 40. S. 1-84; 1955. Bd. 41. S. 95-183; idem. Pseudoisidor in Rom vom Ende der Karolingerzeit bis zum Reformpapsttum//ZKG. 1967. Bd. 78. S. 15-66; idem. Einfluss und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen: Von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde; idem. Fälscher unter sich: Zum Streit zwischen Hinkmar von Reims und Hinkmar von Laon//Charles the Bald: Court and Kingdom/Ed.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Ярослав Владимирович Осмомысл, кн. галицкий (1153–1187) IV, IXa, IXb, 252, 309–311, 313–315, 321 Ярослав Всеволодович, вел. кн. владимирский (1238–1246) IXb Ярослав Изяславич, кн. луцкий (1155–1174/6) IXb, 264, 281, 310 Ярослав Святополчич, кн. волынский (1097–1117, уб. в 1123 г.) V, IXa, 39, 104, 176–178, 178, 199, 255, 257, 360–361, 365–366 Ярослав Святославич, кн. черниговский (1123–1127), муромский (1127–1129) IXa, 339, 339 Ярослав Ярополчич, кн. берестейский (ум. в 1103 г.) 232 Яффе Ф., см. Jaffé Ph. Abgarowicz К. 57 Althoff G. 48 AriattaP. 37 Bach А. 216 Balzer О. 198, 297, 309–310, 320 Banaszkiewicz J. 297 Bartohkova D. 26 Baumgarten N., см. Баумгартен H. А. Bautiers R.-H. 102 Becker I. 36 Beumann H. 187 Bielowski A. 56, 305, 314 Bischoff B. 193 Bjørnbo В. B. 123 Bloch H. 282 Bloch R. 329 Bogdanowicz C. 51 Böhmer J. 41, 282 Bolin S. 123 Boretius A. 31 Bouchard С. B. 138 Bresslau H. 96, 158 BretholzB. 154 Buchner R. 123 BuczekK. 51, 187 Caspar E. 111 Chmielewska K. 297 Christensen C. A. 123 Claude D. 41 Coens M. 180 Corbahan, б. сельджукского султана Килидж-Арслана I (рубеж XI–XII вв.) 211 Crossley R. G. 221 Dbrowski D. 213, 320 «Dagome iudex», дарственная грамота польского кн. Мешка I папскому престолу (ок. 990 г.) 50–52, 66 DavidP 297 Decker-Hauff Н. 189 Despy G. 31 Deutinger R. 238 DhondtJ. 138 Dilworth M. 285 Dodwell C. R. 193 Domanovszky A. 361 Eggert W. 115 Ellmers D. 128 Emler J. 184 van Engen J. H. 180 Fiala Z. 261 Fichtenau H. 31 Fickermann N. 65 Fischer J. А. 238 Flachenecker Н. 285 Franklin S. 20 FrieseE. 193 Fritze W. 26 de Gaiffier В. 101 GanshofF. L. 17, 32–33 Gay J. 87 Giese M. 84 Giesebrecht W. 56 von Glanvell W. 50 Goetz H. W. 238 Gransden A. 195 Gross M. 195 Guizot F. 18, 210 Hagenmeyer H. 160 Hammermayer L. 285 Harder H.-B. 33 Hauck K. 45 I Havlík L. 31 Hellmann M. 58, 137 Herkommer H. 326 Herrmann E. 25–26 Herrmann J. 29, 33 Hirsch F. 93 Hlawitschka E. 44 Hoffmann H. 111, 162 Hofmeister A. 232 Holder-Egger O. 115 Holtzmann R. 44–45, 57, 63, 65, 84, 97, 105, 109, 115,154, 158,189, 267

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010