Смутное время

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Русские монастыри в Смутное время / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... «Смутное время», обозначающий события русской истории 1598–1613 годов, был принят историками XVIII–XIX веков. В советский период его отвергли как «дворянско-буржуазный», предложив взамен «крестьянскую войну и иностранную интервенцию», что, безусловно, не соответствует полноценному определению этого периода. На протяжении последних 20 лет понятие «Смута» постепенно возвращалось в лексикон ученых и исследователей и к сегодняшнему дню вновь стало общеупотребительным. Но, кроме того, события начала XVII века в России предлагается называть также гражданской войной, вследствие того что в них были задействованы практически все социальные группы и слои, что, по нашему мнению, вполне обоснованно. «Смута», как объясняет «Толковый словарь» В. Даля, это – «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между властями». В русской истории этим словом обозначают период между окончанием правления династии Рюриковичей и началом правления династии Романовых. О «Смутном времени» по отношению к современности говорили также после захвата власти большевиками в 1917 году, когда была осуществлена расправа над царской семьей. Термин этот появился в политическом словаре и во ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Александр Грибоедов. Жизнь, подвиг, смерть / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... там были убиты низверженными сверху каменьями, ружейными выстрелами и кинжальными ударами ворвавшейся в комнату черни». Из тех, кто мог видеть смерть Александра Грибоедова, не выжил никто. Защищая русскую миссию, пал весь казачий конвой – 37 человек. Растерзанных, зарубленных, раздавленных толпой, их побросали в ров – руки, ноги, обезглавленные тела. Казаки – святое воинство! Сколько веков они, не задумываясь, просто, без оглядки, отдавали свои жизни – за Отечество, за други своя ( Ин. 15, 13 ) , ради Бога. Живым щитом, истекающим кровью, стояло на Кавказе гребенское войско, и в Смутное время было избито почти все. Весь девятнадцатый век шли под пули горцев, усмиряя газават, верные государю терцы. Так было и после новой Смуты 1917 года, пока не истребили верное Богу казачество. Качается теперь густая трава, обнимая покосившиеся кресты на заброшенных казачьих могилах в бывших станицах Кавказа. Но память живет, и будет жить, пока есть, кому помнить. Помним и мы, как пролилась в Тегеране христианская кровь, но не потушила жуткого пожара – еще три дня горел демоническим огнем обезумевший город, и три дня таскала по улицам тело Александра Грибоедова не насытившаяся ... далее ...
Патриотическое служение Троице-Сергиева монастыря ...Искать в ИсточникеИсточник
... служение Троице-Сергиева монастыря в Смутное время В день памяти преподобномученика Иоасафа Боровского, святого инока обители Преподобного Сергия († 5 июля 1610 г. ; память 12 25 января, прославлен в Соборе Радонежских святых) , День снятия осады поляков в 1610 г оду предлагаем вашему вниманию статью архимандрита Макария (Веретенникова) , посвященную участию святого в патриотическом служении Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Троице-Сергиев монастырь – неприступная крепость Архимандрит Макарий (Веретенников) Важнейшим церковно-историческим событием конца XVI века явилось учреждение Патриаршества на Руси и первым Московским Патриархом был святитель Иов ( 1589 - 1605; + 1607; пам. 19 июня ) . Затем началось Смутное время, пресеклась династия Даниловичей, появились самозваные претенденты на Московский престол, последовала интервенция против Русского государства. Особую историческую роль в это время в жизни страны и русского народа сыграла обитель преподобного Сергия Радонежского ( + 1392; пам. 25 сент. ) . Начало жертвенному служению своему Отечеству положил сам преподобный Сергий, основатель обители. Он примирял князей, содействуя ... далее ...
Воспоминания. Волоколамская кафедра / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... этого страшные сквозные трещины, которые долго «лечат» реставраторы. В соборе и вокруг него погребены митрополит московский Даниил, князья Волоколамские и Рузские, еще ряд знаменитых людей. Вообще монастырский некрополь славился своими знаменитыми родами. Здесь лежат предки Тютчевых, Кутузовых, Богдановы-Вельские, мать жены Пушкина Наталии Николаевны, Наталья Ивановна Гончарова, урожденная Загряжская. Она каждый год ходила из Яропольца пешком в паломничество [5]. В последний раз пришла и здесь скончалась, — здесь ее и похоронили. Тут же, чуть поодаль, сохранились чугунные пушки, которые в Смутное время со стены отбивали натиск ляхов. По существу Иосифо-Волоцкий монастырь — это был монастырь Рюриковичей. При Романовых он постепенно стал скудеть, потому что Петр забрал всех молодых послушников в армию, а Екатерина «добила» монастырь совсем, переведя его в разряд второклассных и секуляризовав его земли. Если в лучшую пору в нем было до 200 монахов, то в XVIII веке даже гордость монастыря библиотека стала приходить в запустение: некому было вытирать пыль на полках и ухаживать за книгами. В конце XIX — начале XX века пришел настоятель, которому удалось поднять монастырь: было ... далее ...
Как преподобный Сергий в Смутное время свою ...Искать в ИсточникеИсточник
... преподобный Сергий в Смутное время свою обитель спасал Профессор Московской духовной академии, исследователь древнерусской литературы Владимир Михайлович Кириллин рассказал посетителям Илиинской гостиной при приходе храма пророка Божия Илии в Черкизове, как воспринимали православные русские в XVIIвеке возможность падения Троице-Сергиевой обители под натиском поляков, и сколь значимо было зримое участие преподобного Сергия в обороне основанного им монастыря. Игумен всея Руси утешает, исцеляет, предупреждает, угрожает предателям. В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын [1], будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом» [2]. Труд был посвящён событиям 1584-1618 гг., пережитым русским обществом в период от времени восшествия на царский престол Феодора Иоанновича до заключения русско-польского мира в селе Деулино недалеко от Троицкой обители. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах [3]. Значительное место в нём, а ... далее ...
Фактотум, или Отблеск Града небесного » Сайт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... захвачены шведами. Князь Пожарский едва находил силы, чтобы защищать Москву, а уж про окраины говорить и вовсе не приходилось. Еще пять долгих лет лилась кровь и горели деревни… В стране царил голод — засеивать пашни было некому и нечем… Единственной поддержкой крестьян были монастыри, кормившие их и дававшие зерно и деньги. (Не в долг — в дар!) . Вот по этим монастырям и наносили удар за ударом хорошо вооруженные, закаленные в боях и озверевшие от безнаказанности и жажды наживы банды мародеров. Крупные монастыри еще могли оказывать врагу сопротивление. Немеркнущей славой покрыла себя в «Смутное время» Троице-Сергиева Лавра, малыми силами выдерживающая удары лучшего войска Европы, да еще и нанося ответные удары, рассылая воззвания по всей стране с призывами противостоять врагу… и в конце концов заставившая отступить профессиональных «псов войны». Кирилло — Белозерский монастырь раз за разом давал отпор как профессиональным войскам панов Бобовского и Песоцкого, так и многочисленным ватагам разбойников. Неприступной крепостью стоял Соловецкий монастырь… Однако почти все малые и средние монастыри, не способные выдержать долгую осаду, были захвачены, разорены и сожжены. ... далее ...
Смутное время в 15 картинах русских художников | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени. 1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862 Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать. «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…» Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических ... далее ...
Н.И.Сазонова У ИСТОКОВ РАСКОЛА РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... завершенную форму, чтобы оно могло запечатлеться в сознании, словно резцом вырезанное изображение», преувеличенное внимание к деталям и украшательству. Эти явления, отмечаемые И. Хейзингой в отношении европейской культуры позднего Средневековья, характерны и для России 2 пол. XVI в. Например, Л.А. Успенский отмечает что в это время начинается увлечение формально-художественной стороной иконописи и окладами. А с начала XVII в., по выражению Л.А. Черной, «период «души»» постепенно «уступает место эпохе «разума»». Важнейшим этапом, ознаменовавшим начало переходного периода Л.А.Черная считает Смутное время начала XVII в.: «Исторический катаклизм заставил русских людей пересмотреть старые критерии восприятия и оценки действительности вообще, параллельно со «сверхчувственным» восприятием обратиться и к чувственному опыту, проверенному доводами разума». Д.С. Лихачев подробно анализирует эти новые явления на материале русской литературы XVII в.: происходит постепенное нарастание интереса к описанию событий, происходящих в «мире сем») при сохранении провиденциализма (, растет интерес к личности человека. Одновременно русская культура с периода Смуты становится все более открытой для ... далее ...
Троице-Сергиева обитель в Смутное время. События, ...Искать в ИсточникеИсточник
... обитель в Смутное время. События, предшествовавшие осаде монастыря Сын Грозного Феодор Иоаннович вступил на царский пре­стол в совершеннолетнем возрасте, но был «младенцем по способностям» [1] и поэтому нуждался в регент­стве. Умело используя взаимные противоречия московских бо­яр, Борис Годунов при поддержке сестры-царицы устранил всех своих конкурентов и в 1587 г. стал фактически править государ­ством, пользуясь положением царского шурина. Четырнадцати­летнее царствование Феодора было для Руси временем умиро­творения и отдыха от погромов Опричнины и разорительной Ливонской войны. Осторожный и умный Борис Годунов, обла­давший большими способностями, успешно правил государ­ственными делами. Выждав удобный момент, он в 1590 г. на­чал войну со Швецией, в результате которой отвоевал русские города Корелу, Иван-город, Ям, Копорье и другие, потерянные при Грозном [2]. При Борисе активизируются диплома­тические отношения Русского государства с Англией, Франци­ей, Германией и Данией. Вместе с ростом могущества Русского государства возрос ав­торитет и Русской Церкви. Для многих в конце XVI в. стала оче­видной несообразность отношений Московского митрополита к ... далее ...
Судьба религиозного образования на Дону в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... кандидатов при замещении учительских вакансий. При посредстве этих школьных советов приход получит возможность следить за постановкой воспитательной части и право контроля за хозяйственной частью. Лучше что-нибудь, чем ничего... Нельзя однако погасить того, что светит своим светом. Церковь по природе своей — великая наставница. Школы умерли, но они живы. Воскреснут они, я верю, в недалёком будущем под именем огласительных школ. И дети и взрослые бесконечно нуждаются в оглашении их истинами христианской веры. Тут жатва многа. Да изведёт Господь делателей своих на жатву сию» [xxi]. Оценивая смутное время февраля — октября 1917 года в плане столкновения мнений по вопросу преподавания Закона Божия, мы можем утверждать, что это был период брожения и шараханий, неустоявшихся взглядов, противодействия разных общественных сил, неадекватных, не соответствующих народному сознанию решений Временного правительства. Наконец, это был период самоопределения и поисков взаимоприемлемых решений. В триаде церковь-общество-государство произошёл перекос и разрыв.) Раскол случился среди учащих — учителей светских учебных заведений. В их среде имелись три точки зрения на Закон Божий: первая ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Смутное время
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера