Смутного времени



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Патриарх Смутного времени/Аналитика/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... Смутного времени Смутное время конца XVI — начала XVII века спустя несколько столетий будет названо историками гражданской войной. Все сферы жизни Руси испытывали невиданные ранее потрясения. Политический кризис дополнял экономический, экономический — сопровождался социальным, социальный — духовным. В итоге сам факт существования Русского государства оказался под вопросом Водоворот гражданской войны выталкивал на поверхность самозванцев и лжепастырей, а то и просто разношерстные банды беспринципных авантюристов, любителей легкой наживы. Пространство поистине безграничной царской власти, созданной Иваном Грозным, сокращалось с неумолимостью шагреневой кожи, сама же страна, казалось, вот-вот превратится в географическое понятие. Ключевые ценности — и среди них жизнь и достоинство человека, авторитет государства и Церкви — уже мало что значили. Наверное, одним из ярких символов Смуты можно считать церковь Живоначальной Троицы в подмосковном селе Вязёмы. Разорившие ее малороссийские казаки и поляки (среди которых, замечу, были не только католики, но и православные) оставили на ее стенах свои " автографы " , а сам храм превратили в кабак и притон для азартных игр. ... далее ...
Икона Смутного времениИскать в Источникеazbyka.ru
... Ваше имя: Ваш e-mail: Икона Смутного времени Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) (22 октября 4 ноября) Если октябрь ассоциируется у нас с праздником Покрова, то ноябрь, без сомнения, – с чествованием Казанской иконы Божией Матери. С самого начала этот праздник не был только сугубо церковным, поэтому знаменательно, что вскоре после преодоления нового «Смутного времени» в нашем Отечестве именно этот день стал Днём народного единства (с 2005 года) . Правда, не все с этим согласны. Иные оппозиционеры называют этот праздник «искусственным», учреждённым будто бы в угоду Православной Церкви, активно вмешивающейся в государственные дела. Другие считают, что спасать нас надо было не от «просвещённых» поляков, а от нас самих, и что восшествие на Российский престол королевича Владислава означало бы вхождение «лапотной Руси» в семью цивилизованных государств, приобщение нас к европейским либеральным ценностям, что «имперские националисты» Минин и Пожарский явно погорячились... Для нашего времени исторические параллели особо актуальны, поэтому нас интересует, что же в действительности происходило в те трагические ... далее ...
Патриарх Смутного времени/Церковь/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... января 2018 г. 10: 00 Фонд «Покаяние» Республики Коми просит о помощи в предоставлении сведений о репрессированном духовенстве Благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние» Республики Коми начал работу над составлением биографического справочника «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне в Коми крае». В книгу войдут сведения о более 800 священнослужителях и мирянах, прошедших лагеря и ссылки Коми края. 7 декабря 2017 г. 11: 15 Архив, собранный по крупицам 13 ноября 2017 г. 15: 50 Иоанн Кочуров: миссионер и первомученик 13 ноября 1917 года стало поистине рубежом в истории Русской Церкви. В Царском Селе разъяренные защитники революции зверски расправились с местным священником — отцом Иоанном Кочуровым. Его смерть «открыла» скорбный список новомучеников и исповедников российских ХХ века. Жизненный путь отца Иоанна — это прообраз судьбы многих новомучеников Русской Церкви. Сбор сведений о его жизни, который продолжался несколько десятилетий, убедил автора, что этот священник не был просто страдальцем, ста­вшим жертвой политической смуты и злобы революционной черни, — весь его жизненный путь предопределил именно такую ... далее ...
Патриарх Смутного времени / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Патриарх Смутного времени Источник: Церковный Вестник Смутное время конца XVI — начала XVII века спустя несколько столетий будет названо историками гражданской войной. Все сферы жизни Руси испытывали невиданные ранее потрясения. Политический кризис дополнял экономический, экономический — сопровождался социальным, социальный — духовным. В итоге сам факт существования Русского государства оказался под вопросом. Водоворот гражданской войны выталкивал на поверхность самозванцев и лжепастырей, а то и просто разношерстные банды беспринципных авантюристов, любителей легкой наживы. Пространство поистине безграничной царской власти, созданной Иваном Грозным, сокращалось с неумолимостью шагреневой кожи, сама же страна, казалось, вот-вот превратится в географическое понятие. Ключевые ценности — и среди них жизнь и достоинство человека, авторитет государства и Церкви — уже мало что значили. Наверное, одним из ярких символов Смуты можно считать церковь Живоначальной Троицы в подмосковном селе Вязёмы. Разорившие ее малороссийские казаки и поляки (среди которых, замечу, были не только католики, но и православные) оставили на ее стенах свои «автографы», а сам храм превратили в кабак ... далее ...
Икона смутного времени - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... 4 ноября 2016 Ее обретение и прославление связано с Казанью, чем и объясняется название. По преданию, в 1579 году в этом городе, незадолго до того ставшем христианским, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке. Событие обретения описал настоятель казанской Никольской церкви Гермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси, а на месте явления иконы по велению царя основали Казанский женский монастырь. В 1595 году был установлен праздник ее явления («Летняя Казанская», 8 21 июля) . Второе прославление иконы связано с трагическими событиями Смутного времени. В 1605 г. умирает Борис Годунов; московские воеводы убивают его сына Федора, и в столицу входит Лжедмитрий I. Через год он убит. Царем избран Василий Шуйский, но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь ... далее ...
Икона смутного времениИскать в Источникеaquaviva.ru
... жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин. 7, 37 ) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Журнал № 11, 2007 год Икона смутного времени «Осенняя Казанская» - так зовется в народе день 4 ноября (22 октября по старому стилю) . С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона - один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Ее обретение и прославление связано с Казанью, чем и объясняется название. По преданию, в 1579 году в этом городе, незадолго до того ставшем христианским, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке. Событие обретения описал настоятель казанской Никольской церкви Гермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси, а на месте явления иконы по велению царя основали Казанский женский монастырь. В 1595 году был установлен праздник ее явления ... далее ...
Герой смутного времениИскать в Источникеaquaviva.ru
... жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин. 7, 37 ) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Журнал № 6, 2007 год Герой смутного времени 2 июня (21 мая по ст. стилю) 2007 года исполнилось 180 лет со дня рождения Константина Петровича Победоносцева. А два месяца назад, 23 марта, отмечалась другая дата - столетие со дня его смерти. Прошедшее время, однако, не сделало его фигуру свободной от пристрастного внимания наших современников-исследователей: философов, историков и даже политиков. Победоносцев - герой смутного времени, герой конца империи, когда старая Россия, сохранению и охранению которой он посвятил жизнь, уходила в историческое небытие. Восстановление той России для многих современных монархистов часто связывается с именем этого человека, справедливо называемого ими столпом самодержавия. Он воспринимался именно так и либеральными деятелями начала XX века. Правда, для них это определение было скорее негативной характеристикой, заставлявшей аттестовывать Победоносцева «реакционером». Таким образом, политизация образа Победоносцева, начавшаяся еще при его жизни, до сих пор не прекратилась. Это создает значительные сложности при оценке ... далее ...
В поисках «Святой Руси»: (О «Сергиевом цикле» ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... письмо Третьякову, в котором просит его принять в дар «Юность преподобного Сергия» и «Труды преподобного Сергия». Видимо, сам автор уже тогда понимал, что последняя картина цикла всё же уступает первым трём. Дар был с благодарностью принят, но встретились все картины цикла в едином экспозиционном ряду только через сто лет, в 1992 году, в Третьяковской галерее на юбилейной выставке, посвящённой 130-летию со дня рождения художника. Между тем «Сергиев цикл» во многом определил дальнейшее развитие искусства Нестерова, и прежде всего его религиозной живописи. Жившему в общественной атмосфере «смутного времени», по определению Константина Победоносцева, ему ещё и поэтому был очень близок образ преподобного Сергия. Ведь конечной целью его жизненных трудов было духовное собирание, единение народа, его нравственное возрождение. К сожалению, тогда, сто с лишним лет назад, слово Нестерова не было услышано современниками. Тогдашнее русское общество, с его «охладевшими и ослабевшими душами», как писал Васнецов, осталось глухим к прямым историческим параллелям, проводимым в «Сергиевом цикле». Находясь, по определению самого художника, в состоянии духовного оскудения и нравственного ... далее ...
[Рец. на:] Вальденберг В. Е. Древнерусские учения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Во времена Ивана Грозного автор наблюдает коллизию «права совета» и принципа нераздельности царской власти. Вывод неутешителен для современных любителей порассуждать о «единстве царя и земщины»: «У Ивана Грозного нельзя подметить никаких демократических стремлений, никаких намёков на народный характер царской власти... Имея своё основание за пределами народной жизни, царская власть как бы не нуждается ни в какой общественной поддержке» (С. 288) . Наконец, «бунташный» XVII век видится Вальденбергу вместилищем целого калейдоскопа политических идей - от западноевропейского влияния Смутного времени до «подчинения государства Церкви», усматриваемого в начальной деятельности патриарха Никона. Тезисы патриарха, формулируемые в этой части работы, действительно впечатляют: будучи лишь одним из членов Церкви, царь не должен участвовать в поставлении клириков, судить их, созывать церковные соборы (что нарушило бы Ап. пр. 37) , а также распоряжаться церковным имуществом. Закономерен вывод: «Никон настаивал на том, чтобы государство в лице царя не имело решительно никакого отношения к церкви» (С. 308) . А вот очерк славянофильства эпохи Тишайшего вызывает немало вопросов. С ... далее ...
Земной победы небесное основание / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... власть московского князя. И если сегодня многие об этом забыли, то тогда, в веке XVII, для всех (и для нижегородцев в особенности) видение простому купцу Кузьме Минину именно Сергия Радонежского означало именно это – купно за едино. Вовсе не случайно параллельно с введением нового праздника Дня единства с самых высоких трибун стали раздаваться заявления о «суверенной демократии», об особом пути России, о своеобразии отечественных традиций гражданского общества [8]. Поэтому всем нам нужно особенно четко помнить о каком единстве, о каком «гражданском обществе» (применительно к событиям Смутного времени) идет речь. Нижегородцы могут вспомнить, что в день второй инаугурации В. В. Путина, 7 мая 2004 года, в Нижнем Новгороде по случайному стечению обстоятельств открылась выставка единственной картины – известного полотна Константина Маковского (ср. любопытное сходство фамилии автора этой, пожалуй, единственной столь широко известной картины о Минине) К. Е. Маковского (с одним из прозвищ Сергия Радонежского – М а ковский) по имени достохвального М а ковца (, упоминаемого в древнейшем житии преподобного) «Воззвание Минина к народу», 13 лет находившегося до того на реставрации. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Смутного времени
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"