Смутного времени



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Памяти профессора Аполлона Григорьевича Кузьмина ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... относился к исследованию, призывая видеть в истории не «собрание историй», а неразрывный процесс жизни народа и государства. Иными словами, видеть и понимать связующие исторические нити от истоков, от князя Рюрика и Древней Руси до современных событий. Это известно любому, кто хотя бы раз в жизни бывал на лекциях профессора. При этом А. Г. Кузьмин обосновал принципиально новую методологию исторического исследования – проблемный подход, посвятив долгие годы изучению философии истории. Он известен и как замечательный педагог, читал курс отечественной истории от начала Руси до конца Смутного времени. Аполлон Григорьевич родился 8 сентября 1928 года в рязанском селе с поэтичным названием Высокие Поляны. В деревне человек рано взрослеет и приучается к труду – он сознаёт свою ответственность перед всем миром и природой, которая его кормит. Это понимание впоследствии помогло Кузьмину как историку сформулировать собственную концепцию русской истории. Он никогда не предлагал искать «зная, что ты ищешь», ведь именно этот «способ», столь популярный среди сегодняшних авторов, порождает самые немыслимые гипотезы. Кузьмин подчёркивал, что необходимо исходить из существующей ... текст полностью ...
[Рец. на:] Вальденберг В. Е. Древнерусские учения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Во времена Ивана Грозного автор наблюдает коллизию «права совета» и принципа нераздельности царской власти. Вывод неутешителен для современных любителей порассуждать о «единстве царя и земщины»: «У Ивана Грозного нельзя подметить никаких демократических стремлений, никаких намёков на народный характер царской власти... Имея своё основание за пределами народной жизни, царская власть как бы не нуждается ни в какой общественной поддержке» (С. 288) . Наконец, «бунташный» XVII век видится Вальденбергу вместилищем целого калейдоскопа политических идей - от западноевропейского влияния Смутного времени до «подчинения государства Церкви», усматриваемого в начальной деятельности патриарха Никона. Тезисы патриарха, формулируемые в этой части работы, действительно впечатляют: будучи лишь одним из членов Церкви, царь не должен участвовать в поставлении клириков, судить их, созывать церковные соборы (что нарушило бы Ап. пр. 37) , а также распоряжаться церковным имуществом. Закономерен вывод: «Никон настаивал на том, чтобы государство в лице царя не имело решительно никакого отношения к церкви» (С. 308) . А вот очерк славянофильства эпохи Тишайшего вызывает немало вопросов. С ... текст полностью ...
Храмы древнего Кирилло-Афанасьевского монастыря в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... января в Кирилло-Афанасьевском монастыре, расположенном в центре Ярославля, прошло первое богослужение. В мае прошлого года два храма и другие постройки обители были переданы Ярославской епархии. С этого времени начался отсчёт новый жизни обители - теперь там живут студенты Ярославской семинарии. История Кирилло-Афанасьевского монастыря тесно связана с событиями Смутного времени. Здесь располагался монетный двор ополчения Минина и Пожарского. Во время крестного хода здесь остановилась икона Спаса, и позже был основан монастырь. Скромный по размерам, этот архитектурный комплекс в XIX в. отличался изысканным силуэтом: шпили башен были увенчаны фигурами трубящих ангелов. Напротив обители - другой знаменитый дом, особняк городского головы Ивана Вахрамеева (предка митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси) . Месяц назад сюда переехали студенты Ярославской духовной семинарии, ректором которой является игумен Исидор (Тупикин) . Предстоит еще много работы, но занятия идут уже сейчас. Cедмица. Ru Другие новости раздела Религиозное образование и воспитание 30. 11. 16 11: 26 В подмосковной Дубне состоится XIX конференция «Наука. Философия. Религия» ... текст полностью ...
День культурного и исторического наследия в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... апреля 2011 года Исторический музей приглашает на День культурного и исторического наследия. В программе: «Ожившие предания русской старины» Театрализованная экскурсия 14. 00, Парадные Сени «Русская классика в Историческом музее» Историко-музыкальная программа с демонстрацией коллекций Исторического музея 17. 00, Парадные Сени Авторские экскурсии: «Исторические шедевры золотой кладовой» 11. 15; 12. 15; 13. 30; 14. 30 «Личный автомобиль В. И. Ленина» 14. 30; 16. 00 «Прогулки по уникальным интерьерам Исторического музея» 12. 30; 15. 00 «От дружин Князя к полкам нового строя. Оружие средневековой Руси» 11. 00 «От «потешных» полков до «орлов» Суворова» 14. 15 «Москва и москвичи времен Ивана Грозного» 11. 15; 15. 15 «Самые древние средства передвижения» 12. 00 «Транспорт в истории двух столетий» 14. 45 «Повседневная жизнь русского дворянства 18-19 вв. » 13. 00; 15. 30 «Памятники смутного времени в Историческом музее» 13. 15; 15. 45 Начало экскурсий в Парадных Сенях Вход в музей бесплатный. ... текст полностью ...
В Галиче прошли Паисиевские Чтения : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... февраля в городе Галиче Костромской области прошли Паисиевские чтения, которые в этом году были посвящены теме Смутного времени. В Центре досуга и культуры «Ритм» города Галича состоялось пленарное заседание конференции, которое было открыто обращением архиепископа Костромского и Галичского Александра и приветственным словом главы города. В начале работы конференции участникам был показан документальный фильм о Смутном времени. В работе научного форума приняли участие священнослужители, историки, филологи, педагоги, представители общественности. С докладом на тему: «Проблемы преподавания религии и светской этики в школе» выступил ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) . Участникам были представлены содержательные выступления как исторического характера, так и касающиеся актуальных проблем современности. В заключение пленарного заседания преподаватель Костромской духовной семинарии протоиерей Виталий Шастин подвёл общий итог работы конференции. Для гостей форума также была предложена экскурсия по Паисиево-Галичскому монастырю, где все смогли поклониться святыням обители и ознакомиться с историей возрождения женского монастыря. ... текст полностью ...
Статья: Истоки, становление и современные ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... по богословию и всему тому, что необходимо было знать будущему священнослужителю. Собор этот имел место в 1551 году. Интересно отметить, что именно в это время в небольшом городе на севере Италии тоже проходил собор, названный в истории Трентийским. И там также вынесли постановление о необходимости создания целой системы церковных школ. Но, если Католическая Церковь (ввиду быстрого распространения протестантизма в Европе) вынуждена была реализовывать свои планы без всякого промедления, то Россия из-за войн и внутренних репрессий во второй половине царствования Иоанна Грозного, Смутного времени и старообрядческого раскола приступила к реализации своих планов только в конце XVII века. И одним из первых был новгородский митрополит Иов, который пригласил в наш город для образования архиерейской школы известных на Руси и бывших в Москве в опале греческих просветителей братьев Лихудов. Примерно такая же школа была открыта ещё в Ростове святителем Димитрием. Сохранилось даже его письмо, направленное новгородскому митрополиту Иову, где он жалуется на недостаточность средств. Школа эта была закрыта сразу же после его смерти. Конечно же, история духовных школ в Киеве и ... текст полностью ...
Международная научно-практическая конференция ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... время конференции планируется проведение круглого стола: «Факторы и обстоятельства развития системного кризиса российской государственности в период Смуты». Основные темы конференции 2016 года: — анализ соотношения процессов территориального роста и трансформации управленческих структур российского государства; — исследование факторов и обстоятельств развития системного кризиса русской государственности в период Смуты; — изучение практик русского историоописания XVI–XVII вв. в непосредственной связи с политическими и социокультурными вызовами эпохи; — «европейское эхо» Смутного времени в России; — история России второй половины XVI и XVII вв. в культурной памяти последующих столетий. Во время конференции планируется проведение круглого стола: «Факторы и обстоятельства развития системного кризиса российской государственности в период Смуты». Заявки на участие в конференции и краткие тезисы докладов (до 3000 знаков) принимаются до 15 августа 2016 года по адресу: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, кафедра истории средневековых цивилизаций института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н. И. Лобачевского или по электронной почте: minin. chteniayandex. ... текст полностью ...
В поисках «Святой Руси»: (О «Сергиевом цикле» ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... письмо Третьякову, в котором просит его принять в дар «Юность преподобного Сергия» и «Труды преподобного Сергия». Видимо, сам автор уже тогда понимал, что последняя картина цикла всё же уступает первым трём. Дар был с благодарностью принят, но встретились все картины цикла в едином экспозиционном ряду только через сто лет, в 1992 году, в Третьяковской галерее на юбилейной выставке, посвящённой 130-летию со дня рождения художника. Между тем «Сергиев цикл» во многом определил дальнейшее развитие искусства Нестерова, и прежде всего его религиозной живописи. Жившему в общественной атмосфере «смутного времени», по определению Константина Победоносцева, ему ещё и поэтому был очень близок образ преподобного Сергия. Ведь конечной целью его жизненных трудов было духовное собирание, единение народа, его нравственное возрождение. К сожалению, тогда, сто с лишним лет назад, слово Нестерова не было услышано современниками. Тогдашнее русское общество, с его «охладевшими и ослабевшими душами», как писал Васнецов, осталось глухим к прямым историческим параллелям, проводимым в «Сергиевом цикле». Находясь, по определению самого художника, в состоянии духовного оскудения и нравственного ... текст полностью ...
Земной победы небесное основание / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... власть московского князя. И если сегодня многие об этом забыли, то тогда, в веке XVII, для всех (и для нижегородцев в особенности) видение простому купцу Кузьме Минину именно Сергия Радонежского означало именно это – купно за едино. Вовсе не случайно параллельно с введением нового праздника Дня единства с самых высоких трибун стали раздаваться заявления о «суверенной демократии», об особом пути России, о своеобразии отечественных традиций гражданского общества [8]. Поэтому всем нам нужно особенно четко помнить о каком единстве, о каком «гражданском обществе» (применительно к событиям Смутного времени) идет речь. Нижегородцы могут вспомнить, что в день второй инаугурации В. В. Путина, 7 мая 2004 года, в Нижнем Новгороде по случайному стечению обстоятельств открылась выставка единственной картины – известного полотна Константина Маковского (ср. любопытное сходство фамилии автора этой, пожалуй, единственной столь широко известной картины о Минине) К. Е. Маковского (с одним из прозвищ Сергия Радонежского – М а ковский) по имени достохвального М а ковца (, упоминаемого в древнейшем житии преподобного) «Воззвание Минина к народу», 13 лет находившегося до того на реставрации. ... текст полностью ...
Воспоминания. Старец Севастиан (Фомин) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... самая Церковь, которая в период удельного раздробления русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской земли. Это та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы Смутного времени и в Отечественную войну 1812 года и она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и утверждению мира. Словом, это та самая Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом и его государственному устройству… Правда, несмотря на все это, Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же и испытывает нападки и порицания. И тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Смутного времени
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"