– А как? – спросила я, думая, что сейчас Митя переженит всех влюбленных. – Изольда Белокурая должна была вернуться к мужу, а Тристан – жениться на Изольде Белорукой! Измена, даже под влиянием «высоких чувств», оказалась неприемлемой для чистой детской души Измена, даже под влиянием «высоких чувств», оказалась неприемлемой для чистой детской души. А я подумала, что именно в детстве любовь и понимается такой, какой она должна быть, – без нечистых примесей. Человек растёт; дьявол борется за его душу, подменяя понятия, сбивая с толку страстными ощущениями. Разум склонен выдумывать себе оправдания; и вот уже нарушение заповеди возводится чуть ли не в ранг жертвенной добродетели. А попытку жить иначе ещё и ханжеством назовут. Мировая литература, живопись, кинематограф брались за самые разные сюжеты. Людям свойственно, во-первых, искать сильных эмоций, во-вторых, пытаться осмыслить свой и чужой эмоциональный опыт, в том числе посредством художественных произведений. Но если сменить оптику и взглянуть на изображаемое глазами ребёнка, мы увидим, что любое произведение транслирует важный урок: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15). Ещё, конечно, много всего другого транслируют художественные произведения! Однако воспринимать эту трансляцию лучше всего детскими глазами и детским сердцем. Наверное, именно об этом сказал Господь: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Почему-то именно об этом подумалось мне накануне Святок: время взросления неизбежно подходит к точке, когда пора возвращать себе детскую чистоту. Слаб человек; но ради победы над этой слабостью и рождается в мир милосердный Господь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 402 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Яна (Jana W) 12 февраля 2023, 21:26 Все эти мотивы о " предательстве " появились не так давно. На самом деле, с первых кадров ясно, что Жене не надо связывать жизнь с такой особой. Это даже слишком явно показано. Александр 15 января 2023, 16:18

http://pravoslavie.ru/150397.html

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

VI. Духовная брань. В заключительной части Послания (Еф 6. 10-20) верующие призываются рассматривать свою жизнь как часть драмы, к-рая изображается как битва, охватывающая весь тварный мир. Они должны сознавать себя как воинство Христово, как христ. солдаты, оснащенные от Бога полным вооружением («всеоружием»), обладающие всей силой, которую предоставил им Бог спасением во Христе («шлем спасения»), через Евангелие и действие Св. Духа («меч духовный, который есть Слово Божие») (Еф 6. 17). Первые 4 предмета вооружения (пояс, доспехи, поножи, щит) изображают следующие качества: истинность (честность, правдивость), праведность, готовность к миротворчеству, провозглашаемому Евангелием, и веру как полное доверие Богу во Христе. Все, что в Послании ранее говорилось о правдивости речи, о чистоте в слове и деле, о любви, благодарении и богослужении, о рассудительной, исполненной Духа жизни в христ. доме и обществе,- все это теперь предлагается рассматривать как элементы духовной брани, исход которой целиком зависит от «могущества силы» Божией, предоставленной верующим во Христе, и от их сопротивления духовным силам зла. Самое необходимое в сражении - это устоять, что трижды подчеркнуто в отрывке (Еф 6. 11, 13, 14). Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Е. П. в правосл. богослужении Согласно раннему Иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., Е. П. читалось за богослужением в следующие дни: в 6-е воскресенье Великого поста - Еф 4. 25-5. 2 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 74); во вторник, следующий за этим воскресеньем - Еф 3. 14-21 (Ibid. P. 76); в Лазареву субботу - Еф 5. 13-17 (Idid. 81); в Великий понедельник - Еф 1. 3-14 (Ibid. P. 85); в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, в которое также отмечается память св. Афиногена - Еф 3. 1-13 (Ibid. P. 139); 23 окт.- Еф 5. 20-32 (Ibid. T. 2. P. 47); Еф 6. 10-18 мог читаться в дни памяти мучеников (Ibid. T. 2. P. 67); Еф 2. 12-18 и 5. 6-12 фигурировали в качестве чтений на молебнах. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., Е. П. читалось за литургией в 23-ю (Еф 2. 4-10), 24-ю (Еф 2. 14-22), 25-ю (Еф 4. 1-7), 26-ю (Еф 5. 8b - 19), 27-ю (Еф 6.10-17) недели и 28-ю (Еф 1. 16-23), 29-ю (Еф 2. 11-13), 30-ю (Еф 5. 1-8a) субботы по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 160-164), в 1-ю субботу Великого поста (Еф 2. 4-10) (Ibid. P. 20), в понедельник по Пятидесятнице (Еф 5. 8b - 19) (Ibid. P. 140), в субботу по Просвещении (Еф 6. 10-17) (Ibid. T. 1. P. 188) и в нек-рые дни неподвижного богослужебного цикла. Также предписывалось читать на выбор отрывки Еф 2. 4-10 или Еф 5. 8-19 на молебном пении в случае землетрясения (Ibid. T. 2. P. 190), Еф 2. 14-18 - на праздники в честь Креста Господня, Еф 6. 10-17 - при монашеском постриге. Мессинский Типикон 1131 г. в распределении чтений из Е. П. следует Типикону Великой ц.

http://pravenc.ru/text/182055.html

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Успокоенный в своих сомнениях благодатным откровением Иосиф может уже и для нас быть достоверным свидетелем и провозвестником Тайны воплощения Сына Божия, и вот Святая Церковь воспевает: «Иосифе, рцы нам: како юже от святых (от Святая Святых, от Храма Иерусалимского) приял еси Деву, непраздну приводиши в Вифлеем? – Аз, рече, Пророки (писания Пророков) испытах, и весть прием от Ангела, уверихся, яко Бога родит Мария несказанно, Емуже на поклонение волсви от востоков приидут, с дары честными служаще» (час 3). Но всего трогательнее, всего умилительнее в церковных песнопениях изображается благодатная радость Самой Матери Божией, Ее святые материнские чувства, и в то же время Ее глубокое благоговение пред Новорожденным Сыном – Превечным Богом. «Младенца – Превечного Бога Всенепорочная зрящи, руками держащи и облобызающы часто, и радости исполняющися провещаваше: Боже вышний, Царю Невидимый! Како зрю Тя и не могу разумети таинства безмерныя нищеты Твоея?Вертеп бо малейший и сей чуждый, внутрь вмешает Тя... (24). Тя Младенца Пресовершенна зрю, в яслех возлежаща; не вем же тайны глубину несказанну: како и по Рождестве нетленна пребых (осталась девою), законы претедши естества (превыше законов природы)? Каковую убо хвалу Тебе принесу? Како прославлю Тя? Дева Отроковица вещаше (24). Что сие странное (небывалое) и величайшее чудо? Како понесу Тя, носящаго глаголом (словом) всяческая (весь мир)? – глаголаше Всечистая, Христа на дланех трепетно держащи (24). Престол небесный пламенеет, Тебе держай: како Аз понесу Тя, Сыне Мой?.. Чадо сладкое! како Тя Младенца зрю, и разумети не могу непостижимого Твоего ныне снисхождения! Пою дерэюаву Твою, покланяюся милосердию Твоему, егоже ради спасти мир пришел еси (21). – Сына Божия Дева держащи в объятиях, материнскими облобызаньми целующи, вещаше:радуюся, держащи в недрех Сына Божия (21). – Носиши Адамов зрак (вид), во образе Божии сый Всесовершенный (будучи Богом совершенным), и хощеши руками держатися, рукою вся содержай силою Твоею... Како Тя пеленами повию яко Младенца? Како сосцами питаю Тя, всяческая Питающаго? Како Тя Сына Моего нареку, раба Твоя ныне сущи?.. Пою, благословлю Тя, подающаго миру велию милость! (24 и 28). – Солнце – Сыне! Како Тя скрыю пеленами? Како на Тебе без страха воззрю, на Негоже не смеют зрети многоочитии (Херувимы)? (30). Глаголаше Неискусобрачная: како Тя млеком воспитаю Питающаго вся, Сыне Мой, Творче Мой? Славлю Твое безмерное к человеком снисшествие, имже спасаеши мир погибающий! (24). Чадо сладчайшее! Како Тя сице держу. Держащаго рукою всю тварь и от руки работы (от рабства диаволу) сию свобождающаго? (23). Како пеленами повию Повивающаго всю землю мглою? (24)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Со словом «како» К устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр., в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Како людие беззаконии не сътвористе воля Моея» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Како на Мя свещаша людие» (1-я ред.), «Како свещаша на Мя зол съвет» (2-я ред.) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 57; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Како владыческая любы человеколюбне и присваяет ны» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Како владычня любовь человеколюбне присвояется» ( Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Како девическая любы, Человеколюбче, не присвояет ны» ( Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь Бог первый»: «Како ли кто не сохранит, осужден будет» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Како любовь имяше Бог к вам, вы ж оттоле многобожие возлюбисте» ( Петров. 1894. С. 19; Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Како Аммалика безчисленнаго силу его низложих» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Како Аммалика безчисленную силу погубих» ( Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Како толика добра Моего не поменете и отдаяния щедрого забысте» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Како толико, рех, добра Моего не помните, отдаяния щедрого забысте» ( Кобяк. 1987. С. 152); «Аз ти благодарю Бог»: «Како казни забысте Божии, иже избих вас 24 000»; «Аз превечен в троицы»: «Како вси языци любити Ми» (Там же. С. 153, 154). Значительно реже в азбучных акростихах К соотносится со словами: «кое» - «Аз есмь Бог»: «Кое вы зло створих» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59), «каковыя» - «Азбука об Адаме»: «Каковыя славы Адам и смерти предастъся» (Там же. С. 60); «ковник» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Ковник дьявол блазнит мя» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Ковник дьявол блазнит тя» ( Кобяк. 1987. С. 146); «клятва» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Клетва на земли обретесе» ( Загребин. 1981. С. 75); «кленущу» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Кленущу нечестивому сатану, сам кленет свою душу» ( Кобяк. 1987. С. 145); «колено» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Коленома трепещу, рече, руце утрьпаета ми» ( 1981. С. 108). В азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского, К соотносится со словами «к крещению»: «К крьщению обратиша ся вси» ( Степанов. 1997. С. 421).

http://pravenc.ru/text/1319724.html

Глава 8. Бог есть Творец и Отец всем. Мати есть наша святая Церковь . Та родит сыны своя святым крещением и сосцами своими питает нелестным млеком – словом Божиим, ветхим заветом и новым законом, евангелием и апостольскою проповедью, и пречистыми Христовы плоти и крови тайнами животворит, и грехи очищает, и живот вечный дарует, яко без причастия истинныя святыни спастися невозможно 924 . И о сем, аще есть верныи отцу чада и матери своей, како от нея родившеся и воспитавшеся, и како верны в дому своем бысте, како отца своего и матери разлучистеся, како и когда не стало их у вас 925 ? Помнят родители своя любезныя чада. Колико есть богатства осталося отца у матери вашей? И чим вас, чад своих, наделил и кто вас лишил? Глава 9. Какова и колика бе церковь в первобытии верны, в лета апостольския, и потом в лютая и гони(л. 11)тельная времена 926 ? Како прежнии християне церковный священный чин хранили и святыя тайны Христовы имели при себе и без того не умирали. И о сем явите, где у них святии церкви были? Како священной чин ставили? Како они служили? Како крестились? Како святыя тайны хранили? Како тайн церковных не отлучались покаяния, и браку, и прочих святынь доры просфир? Како вы нарицаетесь верныи избранники? Како евангелию Христову верны 927 ? Како святым тайнам, и священству, и церкви Христове быть ли до скончания века или ни? И о сем покажи от святаго писания. Глава 10. Откуду имам познати в вас истинную Христову веру и святую соборную церковь ? И како вас неосвященных самочинных 928 учителей, верных в таковом подобенстве мешании и по чину вашем и по делом 929 ? Имеетлися в вас святая Христова церковь , мати любимая, пристанище тихое? От кого родится водою и духом? Откуду напитатись имам пищею, чтоб душа была во-веки, якоже Христос Спаситель рече 930 ? Кто в вас благословляет, и прощает, и разрешает? И освящаютлися благодатию Святаго Духа от неосвященных самочинцов 931 , которыи творят новопросвещенна и непросвещенна, божественна и безбожна? Друзии же глаголют еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. Где же истинное? Явите нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

И по коим правилом творите. I 281 . Слышим мы яко 282 самочинно исповедуете, како прощаете и разрешаете недарованным вам чином 283 ; и прочии духовная дела творите? О том явите нам и опишите. II. Како мудрствуете о святей вере и о церкви Христове о пречистых Христовых тайнах, и о священстве, и о церковной святыни? Доры, хлеба Богородицы и пресфир не имеете. III. Како и почему нарицаетесь християне? Како именуетесь вернии? Имеет ли ся во обители вашей Христова церковь и кто в ней есть предстоятель и чин духовный держит? IV. Како нецыи в вас блядут: нет ныне на земли церкви истинной и священства, и пречистых Христовых тайн и святыни? Право ли они сие блядут или ни? И о сем нам объявите. V. Аще ли верны Христу нарицаетесь, явите нам, како отсечеся глава Христос от своего тела верных? Како отженеся жених Христос своея невесты церкве, за нюже же на кресте умре? Како разлучися жених любимой своей невесты? VI. Како и где обретается гонима его невеста – святая церковь и како цела есть от горькой воды смертоноснаго яда змеина? Како пресечеся жертва, святое приношение и священство? VII. И кто вас ограбил и святыни лишил? Кто души ваша безверием сим уморил? Явите от святых писаний. (л. 27). VIII. Кто суть самогубители, пренебрегающия отлучения архиерийскаго, иерейскаго? Коих глаголет Златоуст – нечистейши, иже о Дафане и Авироне и сквернейшие паче сих 284 ? XI. Кто суть схизматицы, раздирающии церковное соединение, отделяюще себе от церкви и от единости веры, заеже противная церкви и закону и святым праилом творити? X. Кто суть ссецающии исполнение церковное и тело Христово разтерзающии, паче неже воин копием пресекоша и гвоздьми прободоша? XI. Како исповедуете символ православный во едину святую соборную апостольскую церковь ? Едино крещение, и которыя тайны церковные употребляете? Духовный церковный чин кой содержите? XII. Како благолепоту церковную и утвержение и украшение духовное имеете? И что есть основание церкви? и что ино украшает поднебесную, солнце ли или священный чин церковный? Той бо содержит небесная и земная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В страхе Божии) Страх Божий есть основание должностей наших к другим. Должно повиноваться не из страха человеческого. Чтение вместо θεε − Хριςε, многие предпочитают, основываясь на лучших кодексах и большей сообразности, с последующем: якоже Господу ( Еф.5:22 ), якоже Христос ( Еф.5:23, 25 ), Господь ( Еф.5:29 ). Златоуст читал − Хριςε. Б.) Должности общежительные ( Еф.5:22–6:9 ) Излагаются должности: а) супругов: аа) жен ( Еф.5:22–24 ); аб) мужей ( Еф.5:25–33 ); б) детей и родителей: ба) детей ( Еф.6:1–3 ); бб) родителей ( Еф.6:4 ); в) рабов и господ: ва) рабов ( Еф.6:5–8 ); вб) господ ( Еф.6:9 ). Порядок естественный. Первое общество есть супружеское. Потом в нем является семейство, которое приобретает слуг. Апостол говорит прежде к низшим, как более требующим наставления. а) Должности супругов ( Еф.6:22–33 ). Об этом говорится с особенным пространством. Должности супругов есть основание и крепость всех прочих должностей. Апостол желает, чтобы в малой Церкви, состоящей из супругов, было все так же свято, как и в Церкви великой, теле Иисуса Христа. аа) Должности жен ( Еф.6:22–24 ). Должность жены − повиноваться своему мужу также, как Церковь повинуется Христу ( Еф.6:22–24 ). Еф.5:22 . Повинуйтеся) Детям и рабам говорится послушайте ( Еф.6:1–5 ); πоτσσεσϑαι − подчиняться вообще другому, послушать опытнейшего. Якоже Господу) по воле Господа, а потому Ему Самому. Для Господа ( Кол.3:18 ). Еф.5:23 . Повиновение жены в Ветхом Завете утверждается грозными словами правосудия Божьего к жене: к мужу твоему обращение твое и пр. ( Быт.3:16 ). По искуплении и снятии с нас проклятия, не снято это повиновение, но тягость его облегчается. Апостол утверждает это понятием о новом благодатном Царстве Христовом, подобно тому, как повиновение закону нравственному ( Рим.6:15 и д.). Муж глава есть жены) 1Кор.11:3 . Понятие о главе дает мысль о первенстве, старшинстве, управлении, власти. Якоже и Христос и пр.) − первенство мужа в рассуждении жены, сравнивается с первенством Иисуса Христа в рассуждении Церкви. И пророки сравнивали союз Бога с Церковью с союзом мужа и жены, но отдаленнее, ибо объясняли духовное чувственным. Апостол возводит чувственное к духовному, объясняет отношение жены к мужу, из отношения Церкви ко Христу. Удобнее понять, как Христос есть Глава Церкви, нежели то, как муж есть глава жены (по природе ему равной). Каким образом Иисус Христос есть Глава, объяснено Еф.1:22 , Еф.4:15–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010