С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения — 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд” [ 19 ] . Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Справка об авторе: иеромонах Серафим (Амельченков), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Смоленской епархии [ 1 ] Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 2 ] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1989. – 752 с. С. 301-302; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 3 ] Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16. [ 5 ] Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.)/ Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15, примеч. 1).

http://e-vestnik.ru/church/smolenskaya_i...

В XVI в. на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Божией Матери «усеченных» композиций типа «Одигитрия» и «Умиление», бытовавшие и ранее. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие К. и., существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. ( Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Сев.-Вост. Руси//Культура средневек. Руси. Л., 1974. Ил. 1. С. 193). Образы Божией Матери типа «Одигитрия» и «Умиление» «сокращенного» варианта помещались, напр., в средниках новгородских икон XVI в. со святыми на полях (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. 99, 115). Предполагать, что Я. К. и. была первоначально ростовой и обгорела при пожаре, нет оснований ( Рындина А. В. Классицизирующие тенденции в моск. ювелирном искусстве посл. четв. XVI в.- первых десятилетий XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Сб. науч. тр./Ред.: А. Л. Баталов. М., 1993. С. 157). Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завернутой в ветхий (т. е. необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань из Вел. Новгорода после покорения его в 1570 г. царем Иоанном Васильевичем девицей - исповедницей Православия. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискаревский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 193; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. 2001. С. 213). Митр. Ермоген в Повести называет обретенную икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия» и отмечает необычность ее «перевода». Я. К. и. отличается от традиц. поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом ( Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен. Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города), которое было приспособлено под светское учреждение. В 1997 году это единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=78; http://urpb.kirovka.ru/enc/index.php?id=1907; http://chelmuseum.ru/index.php?gl_page=76 Женская монашеская община в Челябинске возникла в 1848 году под руководством казачьей дочери Анны Полежаевой. 3 апреля 1862 году она занимала квартал, ограниченный улицами Большой, Степной, Никольской и Южным бульваром (ныне улицы Цвиллинга, Коммуны, Советская и проспект Ленина соответственно). В 1860 году была освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . А в 1864 году был освящён Николаевский храм на загородном монастырском хуторе, где монахини занимались сельским хозяйством (сейчас это территория Ленинского района Челябинска). В 1896 году открылся вместительный храм Вознесения Господня. При монастыре работало 15 различных мастерских. Здесь писали иконы для уральских церквей. В золотошвейной и белошвейной мастерских вышивали стеклярусом и бисером; шили облачение, одежду и бельё. Монастырская пекарня готовила просфоры для всех челябинских храмов, работали переплётная, ковровая и столярная мастерские. В начале ХХ века в обители проживало более 360 насельниц. Одигитриевский - первый основанный в Челябинске - монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официально статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоёмы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенёс эпохи " ударного построения основ социализма " . Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. Летом 1919 года, сразу после окончательного утверждения советской власти в Челябинске, Одигитриевский женский монастырь стал объектом пристального внимания большевиков, которых привлекали огромное монастырское хозяйство и архитектурный ансамбль в центре города.

http://sobory.ru/article/?object=35047

Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери написана была в 1655 году, по сказанию древней, хранящейся при соборе, летописи, по следующему поводу: в означенном году, по Божию попущению, свирепствовала в Шуе страшная моровая язва, от которой умирало множество народа, так что не только дома, но и целые улицы оставались без обитателей. Чтобы умилостивить разгневанного Господа, одни благочестивый Шуйский гражданин предложил, в это ужасное время, прихожанам Воскресенской церкви написать новую икону Смоленской Божией Матери. Предложение было принято с радостию. Икону поручили написать славившемуся благочестием, Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову, который тотчас и принялся за это дело с великим усердием и благоговением. Сделав очерк иконы, Иконников на другой день увидел собственное начертание иконы измененным и вовсе не похожим на подлинник: правая нога и прочее положение Богомладенца Иисуса оказались не в том виде, как он начертывал их. Считая такое изменение своею ошибкою, он исправил начертание. Но и на третий день увидел тот же самоначертанный образ Господа Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, он счел это чудом и явным действием Промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ приведен был в страх этим чудом и с благоговением прославлял Бога. Начертание сие имеет такой вид: вместо обеих простертых ног (как видим на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступень Богомладенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Его; правая рука, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против Лика Предвечного Младенца. Дивное начертание сей иконы было первым от Нее чудом, вслед за которым произошли и другие, именно: по принесении иконы в церковь , просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было то. что вскоре, по написании иконы, моровая язва прекратилась, сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Этими тремя чудотворениями не окончились все благодеяния, начавшие изливаться от чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. С 16 апреля 1066 г. по 7 октября 1667 г. от сей иконы было еще 103 чуда. Всех же записанных чудес было 109. Священник Воскресенской церкви, прочее городское духовенство и граждане о совершившихся чудесах довели в 1667 году до сведения царя Алексее Михайловича и патриарха Иоасафа. Для исследования столь важных обстоятельств была прислана от царя и патриарха особая комиссия, состоявшая из 5 архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия была под главным управлением Суздальского и Тарусского Архиепископа Стефана. Истина чудес подтверждена и описана в хранящихся при соборе двух грамотах и в особом рукописном сказании. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Шуйско-Смоленской, а Воскресенская церковь , в которой икона находилась, переименована была из приходской в соборную.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Возрождение церкви началось в 1995 году. В течение многих лет восстановительными работами занималось Патриаршее подворье города Ростова. В настоящее время для богослужения используется тёплая трапезная часть храма. Святой престол в алтаре посвящён святым бессребреникам Косьме и Дамиану Асийским, память которых отмечается 1 (14) ноября и освящён 13 октября 2002 года протоиереем Вячеславом Савиных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В январе 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Колокольный набор храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в начале 20 века: 2478 кг (151 п. 12 ф.), 1090 кг (66 п. 23 ф.), 404 кг (24 п. 27 ф.), 244 кг (14 п. 36 ф.), 126 кг (7 п. 27 ф.), 33 кг (2 п.) По материалам: ГМЗРК Р-217, Л.38.Ярославские Епархиальные ведомости, 1911. А.Е. Веденеева Колокольные наборы приходских церквей Ростова и ростовского уезда в начале XX в.//Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 101-102. А.А. Титов. Переписные и дозорные книги Ростова-Великаго. - М., 1911. С. 63. А.А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. Среди домов Ярославской улицы не сразу увидишь невысокую одноглавую церковь с шатровой колокольней, расположенную в Космодемьянском переулке (совр. Перовский пер.). Это храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, но в Ростове он больше известен как церковь святых Космы и Дамиана, поскольку она находится на месте одноимённого деревянного храма, который, в свою очередь, стоял на месте существовавшего здесь в древности монастыря в честь этих святых. Каменную церковь заложили в 1762 году, а освятили в 1775-м. Главный престол во вновь построенном храме посвящён иконе Божией Матери Одигитрии, приделы - во имя святых Космы и Дамиана Римских (правый) и святых Константина и Елены (левый). Переосвящение главного престола связано с почитанием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая находилась в деревянной Космодемьянской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Однако, во всех описаниях достопримечательностей Торжка икона именуется Муромскою. В своем описании Новоторжских храмов Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) предположил, что «Икона названа Муромскою ...потому что была взята в плен в г.Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск». В «Повести...» же указывается, что икона Божьей Матери Одигитрии Выдропусской возвратилась в храм «вместе с другой иконой — Умиление Божьей Матери (Муромской)». Таким образом, вероятно, речь идет о разных иконах.   С сайта: www.spirovo.ru В XVIII веке в Выдропужске существовали две деревянные церкви: в честь Богоматери Одигитрии и Георгия Победоносца. До наших дней сохранилась каменная церковь Богоматери Одигитрии, возведённая в 1784 году тщанием С.И. Чевакинского, русского архитектора, уроженца с. Вёшки (бывший Новоторжский уезд). Закрыта церковь в 1931 г. Вновь открыта в 1995 г. Сегодня неустанными трудами настоятеля церкви о. Георгия (Беляев Георгий Иванович), прихожан и всех тех, кому дорого возрождение национальной культуры, храм восстанавливается. В селе бьют два святых источника, благодаря которым многие больные получают душевное и телесное исцеление. Один обустроен в честь Покрова Богородицы у трассы Москва - Санкт-Петербург, другой, с купелью, - в честь Георгия Победоносца на берегу Тверцы.  М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея. По материалам: От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001. и официального сайта Тверской епархии Архитектор С.И. Чевакинский «Сочинил на церковь нашу план». К 300-летию со дня рождения С.И. Чевакинского и 225 летию Смоленского храма с. Выдропужск. История Выдропужского храма Смоленской иконы Божией Матери связана со многими выдающимися людьми нашего края, среди них знаменитый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский, учёный Пётр Алексеевич Лавровский и мало кому сейчас известный дьякон Выдропужской церкви Лев Исаев, автор «Сборника слов дьякона Льва Исаева из Выдропужска, 1811 г.».

http://sobory.ru/article/?object=02065

В 1398 г. во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию – супругу великого князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали святыне великое благоговение. Через 58 лет, в 1456 г., в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, при митрополите Ионе, Мисаил, епископ Смоленский, и тамошний наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от Польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить икону их в Смоленск. Князь советовался с митрополитом, архиереями и боярами, и наконец решился вручить жителям Смоленска Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с неё список, для поставления его на месте её, и ежедневно совершал перед ним молебствие. На отпущение иконы совершили празднество. После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа, проводили за город две версты до бывшего тогда в предместии Москвы Саввина монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия, в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построен Ново-Девичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь, в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом (Фальковским). В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Широкое распространение на Руси имели и имеют Грузинская и Иерусалимская иконы Богоматери. Последнюю предание связывает с именем святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси, который принес ее в новгородский Софийский собор, что повлияло на широкое распространение этого иконографического типа на русском Севере. После завоевания Новгорода Иоанн Грозный перенес ее в кремлевский Успенский собор в Москву, где она находилась до 1812 года. В отличие от Смоленской Одигитрии, в упомянутых выше иконографических типах выражен мотив общения Богоматери с Младенцем. Некоторые исследователи непосредственно выводят из типа Одигитрии новый вариант - Елеусы, Милостивой, в свою очередь имевшей целый ряд вариантов, отражающих идею о Богоматеринском заступничестве: Богоматерь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением " . Наиболее известная икона этого типа, получившая на Руси наименование Владимирской, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске стола, принадлежавшего Святому Семейству. В середине V века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг благословил этой иконой великого князя Юрия Долгорукого. Икона была помещена затем в Вышгородском монастыре близ Киева, откуда перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир. К помощи Владимирской иконы Божией Матери прибегли москвичи, чтобы спасти свой город от полчищ войск Тамерлана. Окончательно икона была перенесена в Москву в 1480 году. Многие дни православного церковного календаря отмечены празднованием той или иной иконы Богоматери. Образ Ее, по древней христианской традиции считавшейся персонифицированным явлением Церкви на земле, отобразился в православной иконографии как живое свидетельство этого единства. Тайна Церкви действует и в судьбе каждой души. Душа воспитывается на созерцании икон Богоматери. В образе Знамения она переживает тайну Рождества Христа в себе; в образе Одигитрии обретает утверждение своего пути; в образе Елеусы переживает Христа как внутреннюю реальность.

http://pravicon.com/text-9

Апофеозом пребывания Надвратной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в русской армии стало обнесение ее по приказу главнокомандующего М.И. Кутузова по всему войску накануне Бородинской битвы, состоявшейся 25 августа (7 сентября) 1812 года. Торжественно, в сопровождении крестного хода, Смоленскую икону носили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и служили перед ней молебны, за одним из  которых молился сам М.И. Кутузов со всеми генералами [ 16 ] . Свидетель данного события офицер Ф.Н. Глинка написал об этом так: “Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли” [ 17 ] . 10 (23) ноября 1812 года Надвратная икона Божией Матери Одигитрии была возвращена в Смоленск [ 18 ] . В этот день к коменданту города майору Горихвостову пригласили члена Смоленской духовной консистории протоиерея Алексея Васильева для получения специального письма от дежурного генерала всех армий генерал-лейтенанта Коновницына, в котором говорилось: “Августа  6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемою полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во все боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и считали оный благоприятным залогом всевышнего милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконою. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие и с поражением врага город Смоленск очищен, я по воле главнокомандующего  всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий наконец кичливого врага, нарушающего спокойствие народов.

http://e-vestnik.ru/church/smolenskaya_i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010