Смоленск. Вознесенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Вознесенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Смоленске. Основан в 1515 году повелением великого князя Василия Иоанновича по случаю возвращения Литвою Смоленска. В 1610 году им овладели иезуиты; в 1662 году был восстановлен и обращен в женский; в 1812 году сожжен французами; в 1830 году начал благоустраиваться. В монастыре хранятся: напрестольный серебряный крест, Евангелие, потир и кадило, подаренные царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В навечерие Сыропустной недели в монастыре торжественно поется канон святой Пасхи. В праздник Вознесения сюда бывает крестный ход из городского собора. При монастыре школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Вознесенский женский монастырь (ул. Коненкова), основан в 30-х гг. XVII в. иезуитами; в феврале 1665 года сюда, к церкви Вознесения, были переведены старицы из Оршанского Кутеинского монастыря во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. В 1693 году вместо обветшавшей деревянной по просьбе игуменьи Евпраксии начато строительство каменной соборной церкви; заложил ее московский зодчий Осип Старцев " по чертежу, каков учинен на Москве " , в течении 1693-94 годов под руководством московского зодчего Данилы Калинина возведены основные объемы, которые в 1697 году повреждены ураганом, в 1701-1704 годах Кондрат Мымрин заканчивает строительство. Работы вели каменщики из ярославских крестьян с помощью смоленских стрельцов, средства - из казны. В 1764-65 годах по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской построена придельная церковь Екатерины. В 1830 году над воротами возведена по проекту губернского архитектора Альшевского церковь Ахтырской Божьей Матери. Кельи были деревянными, не сохранились. Территория монастыря простиралась к западу и северу от собора до нынешней улицы Войкова. Соборная церковь трехчастная - четверик с тремя апсидами, равная ему по ширине трапезная и колокольня. Композиция уравновешенная, четверик увенчан шлемовидной главой на восьмигранном барабане, аналогично завершение колокольни, состоящей из двух четвериков и восьмерика звона. Первоначально на колокольне были часы. Здание имеет черты, присущие московской архитектуре этого времени, но без московского " узорочья " . Украшают гладкие стены только скромные профилированные наличники и восьмигранные окна, примененные здесь впервые. Эффектны высокие распашные крыльца с рундуками. Здание двухэтажное, внизу - церковь во имя Сергия Радонежского, вверху - Вознесения. На первом этаже плоские перекрытия, своды не сохранились, на втором - сомкнутые своды.

http://sobory.ru/article/?object=00468

Оптина пустынь и Вознесенский Великолукский монастырь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Вторая статья из серии “Под покровом Оптиной пустыни” продолжает серию очерков 1 , в которых рассказывается о духовном влиянии оптинского старчества на женское монашество XIX – начала XX в. Здесь рассматривается Вознесенский женский монастырь в городе Великие Луки. История обители до XIX века исследована плохо 2 . Более подробно известна история монастыря с начала XIX века, когда настоятельствовали ученицы преподобных оптинских старцев игумения Палладия и игумения Людмила. Игумения Палладия (Юревич) Игумения Палладия, в миру Анна Степановна, родилась 20 февраля 1812 года в семье помещиков Бельского уезда Смоленской губернии Стефана Фёдоровича и Елены Васильевны Юревич. Кроме Анны, в семье было ещё пятеро детей: сыновья Феодор и Нил и дочери Варвара, Александра и Любовь. Все дети получили хорошее домашнее образование. Дочери, кроме младшей Любови, скончавшейся в младенчестве, приняли монашество: Анна и Варвара (в постриге схимонахиня Виталия) — в Вознесенском Великолукском, а Александра (в монашестве Августа) — в Севском Троицком монастыре. Анна Степановна 10 февраля 1830 года в семнадцатилетнем возрасте поступила в Вознесенский Великолукский монастырь, получив на это благословение от своего духовника иеромонаха Макария (Иванова), в будущем известного старца Оптиной пустыни. Как отмечали впоследствии её современники, Анна Степановна «рано познала, что все заманчивые и многообещающие радости временной жизни нашей скоропреходящи и изменчивы, что безусловное счастие здесь на земле невозможно; что возможное на земле счастие состоит в любви к ближнему, покое душевном, молитве и добрых делах все мирские радости и блага не в состоянии удовлетворить возвышенного духа, если духовные очи, при содействии благодати Божией, открылись — и явилось уже сознание, что всё здесь лишь “суета и томление духа”…» 3 . Начало иноческой жизни Анна Степановна полагала при игумении Калисфении (Ворониной). Игумения Калисфения сразу же обратила внимание на юную Анну Степановну, которую выделяло искреннее стремление к иноческой жизни, строгое следование советам старцев, начитанность в духовной литературе и примерная жизнь. 7 марта 1834 года Анна Степановна Юревич была определена в число послушниц Вознесенского монастыря, а 28 июля 1835 года облечена в рясофор.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Смоленск. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Собор Вознесенского монастыря построен в 1697 г. " по личному указу Петра I " (так на мемориальной доске), а по легенде - и по его чертежам. Сейчас в соборе располагается выставочный зал. В начале XVIII столетия благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская. Во время пребывания Петра Великого в Смоленске в 1695 г. игуменья просила Петра пощадить преступников, приговоренных к смертной казни. Государь приказал Измайлову объявить осужденным, что Бог и государь дают им прощение. Толпа обратилась к окнам квартиры царя и огласила воздух криками восторга и благодарности. Петр I, тронутый таким оборотом дела, предложил игуменье просить у него, чего она желает. Тогда в знак милости, она просила его соорудить вместо деревянной, клонящейся к разрушению церкви, каменную. Государь начертал собственноручно план для двухэтажной церкви и велел выдать как сумму, так и материал, необходимый для этого. В 1697 г. 10 августа необыкновенная буря причинила много повреждений городским зданиям, в том числе Авраамиевскому, Троицкому и Вознесенскому монастырям. Петр Великий, получив об этом донесение от воеводы Салтыкова, приказал прежде других зданий, немедленно сделать поправки в крепостных башнях, хлебных магазинах и в Воснесенском монастыре, оставив прочие казенные здания до другого времени. В 1712 г. по царскому указу снова отпущены материалы, нужные для церковного строения. Указ был послан на имя наместника Головина, где говорилось о построении в Вознесенском монастыре каменной церкви с трапезною. По смерти Петра Великого в 1728 г. царицей Евдокией Федоровной отпущены новые суммы на достройку церкви. Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены.

http://sobory.ru/article/?object=05779

Тимирязево. Николо-Тихонов Лухский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной церковью Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь, расположенная в центре монастыря, построена в 1680 г. Она представляет собой трехчастный пятикупольный кирпичный храм. Разные размеры кирпича свидетельствуют о различных периодах постройки отдельных частей памятника. Здание симметрично относительно продольной оси. Входом в него служит многоярусная колокольня, нижний ярус которой перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Сама колокольня была построена только в 1836 г. При ее возведении " соблюдены были все правила архитектурного искусства " , а сам строитель Варнава, видимо, отличался тонким чувством изящного. Трапезная имеет вытянутый в ширину объем с закругленными углами, в центре которого расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие все помещение на девять отсеков. Они перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки. Холодный храм, соединенный с трапезной арочным проемом, представляет собой двусветный четверик, перекрытый сложной системой свода; в центре два столба. Холодный храм соединен с алтарем тремя арочными проемами. Алтарная часть состоит из трех полукруглых абсид, перекрытых конхами. Архитектурное решение фасадов памятника соответствует времени постройки различных его частей. Так, алтарная часть и четверик холодного храма имеют черты, характерные для культовой архитектуры конца XVII в.: аркатурный пояс под кровлей, усложненной формы оконные наличники с чертами архитектуры " нарышкинского барокко " . Решение фасадов трапезной несет в себе черты архитектуры классицизма. По материалам Ополовниковой Е.А., 1973 г. Источник информации -  http://www.ivanovo.ru/mon?m=111 Храм преподобного Тихона Луховицкого, соединённый с Крестовоздвиженским храмом, и, по сути, составляющий с ним одно целое, вытянут в ширину, углы его скруглены. В центре расположены четыре крестообразных в плане столба, разделяющие всё помещение на девять отсеков, которые перекрыты крестовыми сводами. Угловые нефы имеют цилиндрические распалубки. Решение фасадов храма несёт на себе черты архитектуры классицизма. В храме - три престола. Приделы освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. Иконостас представляет собой точную копию работы знаменитого зодчего Ф.О. Шехтеля (1859-1926), которая была выполнена для одного из храмов Иваново-Вознесенска. Иконостас воспроизводили хранители старых традиций из Палехских художественных мастерских.

http://sobory.ru/article/?object=05661

Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Основание обители Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока. Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07130

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это станет актом восстановления исторической справедливости» «Народный Собор» просит Владимира Путина и Патриарха Кирилла восстановить часовни возле Спасской и Никольской башен Московского Кремля 19.06.2017 556 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение Общероссийского общественного движения «Народный Собор» к Президенту России В.В. Путину . «Уважаемый Владимир Владимирович! – говорится в обращении. - За последние годы государством проведена большая работа по восстановлению исторического облика Московского Кремля и прилегающей к нему территории. Воссозданы на прежнем месте Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города с Иверской часовней, собор Казанской иконы Божией Матери, проведена археологическая разведка на территории 14-го административного корпуса Кремля, где ранее находились Чудов мужской и Вознесенский женский монастыри, проведены различные восстановительные работы внутри самого Кремля. Несколько лет назад возвращены иконы Спаса Смоленского и Николая Чудотворца на Спасскую и Никольскую башни. Однако до настоящего времени остаются не восстановленными разрушенные более 90 лет назад две стоявшие возле Спасской башни старинные часовни – Спасская и Смоленская, являвшиеся составной частью архитектурного ансамбля Московского Кремля. Свои названия они получили в честь находившихся на стенах Спасской башни икон – Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского. Эти часовни стояли слева и справа от Спасских ворот на протяжении многих лет. Слева находилась часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа — Великого Совета Ангел (Спасская). Часовни были построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П.А.Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/19/et...

Л. Анисов XXXIII глава В 1804 году владыка Платон совершил поездку в Киев. Митрополитом там был прежний викарий и друг владыки Серапион Александровский. Много раз подумывал о поездке к нему митрополит Платон. Наконец, испросив дозволение у государя, несмотря на старческие болезни, 22 мая 1804 года владыка Платон выехал из Москвы. Путь лежал через Можайск, Гжатск, Вязьму, Смоленск, Могилев и Чернигов. Спутниками митрополита были архимандрит Андроньевского монастыря Феофан и его племянник, протоиерей Московского Казанского собора Иван Дмитриев. Дни стояли солнечные. Дорога пролегала по зеленеющим полям, густым рощам, смешанным лесам. Глаз радовали часто встречающиеся красивые церкви и помещичьи усадьбы. В Вязьме внимание митрополита Платона привлекла каменная церковь , построенная еще при Борисе Годунове. («Примечательного в ней усмотрели мы, что в церкви на стенах, в некоторых местах на подмазке, вырезаны или начерчены были ножичком или каким другим острым орудием слова польским языком, а литерами латинскими, кои хотя мы разобрать не могли, однако видны изображенные цифрою 1611, 1618 и 1620 годы, и некоторые имена польских панов... Сии надписи мы поручили списать и приложить старание, не можно ли их разобрать, что послужит к некоторому российской истории о времени мятежей от самозванцев объяснению».) Гжатск проехали ночью («...стоит на ровном месте; посреди течет река Гжать; хотя не велик, но хорошо устроен, домов много каменных...») 26-го, поутру, въехали в Смоленск. С преосвященным епископом Димитрием, который принял их, пошли в собор, где слушали Божественную литургию. («Соборная церковь строения огромного, вида величественного и веселого, и хорошо убрана... Много в украшении ее потрудился блаженной памяти преосвященный епископ Парфений, муж благочестивый, добродетельный и нам по духовной любви и дружбе известный».) Осмотрели в тот день две другие церкви, побывали в Вознесенском женском монастыре. Трапезничали в архиерейском доме. Простившись с Преосвященным, провели ночь в Троицком монастыре. Митрополита Платона подивила крепостная стена монастыря, построенная Борисом Годуновым. И вызывало сожаление, что она не поддерживается и во многих местах уже разваливается. «Желательно, – напишет митрополит Платон, – чтоб хоть она в целости осталась, как монумент древности, для удовольствия любопытствующего потомства; а может быть, преобращение времен, столь веку свойственное, когда-либо пользу и нужду в ней возымеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Лаврентий, митрополит Казанский и Свияжский (в схиме Левкий) Инок Новгородского Вяжищского монастыря. В 1654 году был иеродиаконом и патриаршим ризничим в Москве. В 1654 году участвовал в перенесении мощей святого Иакова Боровичского († ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) в Иверский монастырь, в переносе мощей тверского князя Михаила Ярославича с установлением крестного хода, который с той поры стал обязательным в Тверской епархии (30 сентября). 16 апреля 1654 года патриархом Никоном рукоположен в архиепископа Тверского и Кашинского. 24 сентября 1654 года был освобожден Смоленск, который в течение сорока лет был занят поляками, и патриарх Никон назначил временно управлять Смоленской епархией архиепископа Лаврентия, который оставался на ней с марта по декабрь 1655 года. А в 1656 году, по определению Московского Собора, был назначен в Смоленск и постоянный епископ, бывший Суздальский Филарет. 26 июля 1657 года переведен в Казань с возведением в сан митрополита и оставался на этой кафедре до своей кончины. Был участником многочисленных церковных Соборов 50–60-х годов XVII века. Перед смертью принял схиму с именем Левкия. Скончался 11 ноября 1672 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в склепе под главным алтарем. Преосвященный Лаврентий с благословения патриарха первый носил белый клобук и саккос с колокольцами и осенял дикирием и трикирием. Митрополит Лаврентий увеличил число братии в Раифской Богородицкой пустыни и на собственные средства соорудил там три церкви. Святитель Лаврентий показал великую любовь к Смоленскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни. Он сам «красными ногами» (см. Ис. 52:7 ) ходил в эту обитель воздать благоговейное поклонение святыне. Совершил там всенощное бдение и литургию и властью, данной ему от Святого Духа, узаконил принесение святой иконы в Казань ежегодно 25 июня навеки неизменно, в благодарную память избавления от моровой язвы. Он же приказал составить для душевной пользы всех описание начала Седмиезерной пустыни и чудес от образа Пресвятой Владычицы Богородицы Смоленской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010