Иконостас в этом храме дубовый с резьбою позолоченною, построен в 1873 году при игуменье Максимилле. В иконостасе местные иконы следующие: 1 . Икона сошествия Иисуса Христа во ад – в ризе серебряной, с позолоченным венцом. 2 . Икона крещения Господня в ризе с серебряным венцом. 3 . Икона Введения Божией Матери – храмовый. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с короной и сиянием; в венце 2 камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . Икона Смоленской Божией Матери в ризе (аплике) с серебряным венцом. 5 . Икона Фёдоровской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной, стоит за левым клиросом. 6 . Икона Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; писан в 1750 r., стоит на стене за левым клиросом. B иконостасе иконы местные, кроме иконы Смоленской Божией Матери (аплике), в серебряных ризах; но замечательных по древности и искусству в живописи – нет. Для украшения местного образа Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1702 нарочито послана была старица Анфиса, и она привезла образ украшенным так: риза на нём и венец серебряные, золочёны; по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зелёных и красных камешков и 2 алмазные искры; на краях венца искры красные и зелёные, 8 бурмицких зёрен и 4 изумруда, на зарукавье 4 жемчужины и 2 изумруда. Кроме этого образа есть ещё образ Введения Божей Матери, стоящий во храме святого Феодора Стратилата. На нём риза серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на руках обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. В двух приделах этого храма местные иконы – вклад архимандрита Фотия. В Знаменском приделе храмовая иконаикона Знамения Божией Матери с историческими событиями войны Андрея Боголюбского с Новгородом. Риза на иконе серебряная, вызолочена и имеет другие драгоценные украшения. Венец с короною низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запайками алмазные искры; зарукавье жемчужное с такими же искрами. Письмо на иконе XVII века. Другая икона Знамения Божией Матери вставляется в средину иконы, пожертвованной Фотием – и есть также вклад его. На ней венец Божией Матери и Младенца серебряные, позолочены; на полях 22 изображения ангелов, пророков и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения — 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд” [ 19 ] . Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Справка об авторе: иеромонах Серафим (Амельченков), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Смоленской епархии [ 1 ] Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 2 ] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1989. – 752 с. С. 301-302; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 3 ] Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16. [ 5 ] Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.)/ Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15, примеч. 1).

http://e-vestnik.ru/church/smolenskaya_i...

Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iohы и Филиппа, Гeopriя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

http://sobory.ru/article/?object=09076

Ответов: 9. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Неопалимая Купина " ,19в. подробнее http://pravicon.com/icon-205 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:51 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:31]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Икона Божией Матери “Всех скорбящих радость " 19век. подробней http://pravicon.com/icon-72 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:35 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:59]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 4. Последний ответ: " феодоровская " Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:25 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:00:15]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Думаю, что это " Смоленская " икона Божией Матери. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:14 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:00:36]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Думаю, что это образ Николая Чудотворца, Мирликийского, конца 19 в.в. Подокладный. В народе Никола-Зимний. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:04 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:01:01]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Похоже, что это икона " Георгий Победоносец, вмч " с полеосными святыми, икона в процессе реставрации, фото не четкое. подробнее http://pravicon.com/sv-515 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:49:51 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/80

Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1 . икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии 1458 . 2 . Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде 1459 . 3 . Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем “Одигитрии”; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077 – 1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде 1460 . 4 . Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом 1461 . 5 . Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царя-града в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве 1462 . Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе 1463 . 6 . Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником 1464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

мощи свт. Иоасафа обретены и перенесены в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга. После освидетельствования состоялось торжественное перенесение мощей сначала в московский Богоявленский собор, затем в Казанский собор в Курске. С 16 сент. 1991 г. мощи хранятся в Преображенском кафедральном соборе Белгорода, торжества в честь второго обретения мощей свт. Иоасафа возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола. Мон-ри Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993). Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии . Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское. Лит.: Анненков А. С. Краткое историческое описание Белгорода//Курские ГВ. 1851. 18; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.

http://pravenc.ru/text/77866.html

Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери написана была в 1655 году, по сказанию древней, хранящейся при соборе, летописи, по следующему поводу: в означенном году, по Божию попущению, свирепствовала в Шуе страшная моровая язва, от которой умирало множество народа, так что не только дома, но и целые улицы оставались без обитателей. Чтобы умилостивить разгневанного Господа, одни благочестивый Шуйский гражданин предложил, в это ужасное время, прихожанам Воскресенской церкви написать новую икону Смоленской Божией Матери. Предложение было принято с радостию. Икону поручили написать славившемуся благочестием, Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову, который тотчас и принялся за это дело с великим усердием и благоговением. Сделав очерк иконы, Иконников на другой день увидел собственное начертание иконы измененным и вовсе не похожим на подлинник: правая нога и прочее положение Богомладенца Иисуса оказались не в том виде, как он начертывал их. Считая такое изменение своею ошибкою, он исправил начертание. Но и на третий день увидел тот же самоначертанный образ Господа Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, он счел это чудом и явным действием Промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ приведен был в страх этим чудом и с благоговением прославлял Бога. Начертание сие имеет такой вид: вместо обеих простертых ног (как видим на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступень Богомладенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Его; правая рука, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против Лика Предвечного Младенца. Дивное начертание сей иконы было первым от Нее чудом, вслед за которым произошли и другие, именно: по принесении иконы в церковь , просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было то. что вскоре, по написании иконы, моровая язва прекратилась, сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Этими тремя чудотворениями не окончились все благодеяния, начавшие изливаться от чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. С 16 апреля 1066 г. по 7 октября 1667 г. от сей иконы было еще 103 чуда. Всех же записанных чудес было 109. Священник Воскресенской церкви, прочее городское духовенство и граждане о совершившихся чудесах довели в 1667 году до сведения царя Алексее Михайловича и патриарха Иоасафа. Для исследования столь важных обстоятельств была прислана от царя и патриарха особая комиссия, состоявшая из 5 архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия была под главным управлением Суздальского и Тарусского Архиепископа Стефана. Истина чудес подтверждена и описана в хранящихся при соборе двух грамотах и в особом рукописном сказании. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Шуйско-Смоленской, а Воскресенская церковь , в которой икона находилась, переименована была из приходской в соборную.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Владимирская чудотворная икона Богоматери служила некогда свидетельницею при избрании первосвятителей на Всероссийскую кафедру, которое совершалось в Успенском соборе посредством жребия. Когда представляемы были лица достойные избрания на святительскую кафедру, то жребии их клали в особенный ковчежец и полагали его пред сею иконою Богоматери. После молебствия эти жребии приносили для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял избранного первосвятителя. Пред сею же иконою, некоторые святители возносили молитву Божией Матери о своей пастве, при свержении их со святительского престола. Так, когда патриарх Иов, сверженный самозванцем, выводим был из Успенского собора, то, пред сею иконою, снял с себя святительские облачения и панагию, положил их пред образом Богоматери и сказал: «доселе я хранил целость веры, теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси православие»! Эту чудотворную икону Богоматери всегда чтили с особенным усердием все великие князья и цари и весь народ и благодатную помощь от неё всегда считали своим высочайшим утешением 4 ; в) Далее, на левой же стороне царских врат – Смоленская икона Божией Матери. Она взята была великим князем Василием Иоанновичем из покорённого им Смоленска в 1514 году; но граждане онаго испросили обратно свою отечественную икону, а в Успенском соборе поставили точный с неё список; г) На той же стороне икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле. Эта икона принесена была из Владимира в Москву, при великом князе Василии Иоанновиче, в 1518 году; д) На правой стороне иконостасаикона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, святым Петром митрополитом; е) Икона, именуемая «Предста Царица», или «Царь Царей», писанная, по преданию в XII веке преподобным Алипием первым русским иконописцем; ж) Икона Благовещения Божией Матери, именуемая Устюжскою, принесённая в Москву из Устюга Великого, при царе Иоанне Васильевиче IV и митрополите Филиппе II. Пред сею иконою молился святой Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели в 1290 году;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни // Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d " une icône de la Vierge à l " encaustique // Idem. L " ârt de la fin de l " Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм) // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля // Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской // Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря // ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в. // Вестн. РГГУ. М., 2007. 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня // Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. С. 11-30; Рус. икона XV-XIX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009; Чинякова Г. П. «Римская» икона Пресв. Богородицы из храма во имя св. Григория Неокессарийского, что на Б. Полянке: Собр. ГТГ. М., 2009; Цицинова О. А. Иконогр. особенности живописной рамы иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» посл. четв. XVI в. // Годуновское искусство: Тез. науч. конф. ГММК. М., 2015 (в печати).

http://drevo-info.ru/articles/8113.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010