Владимирская чудотворная икона Богоматери служила некогда свидетельницею при избрании первосвятителей на Всероссийскую кафедру, которое совершалось в Успенском соборе посредством жребия. Когда представляемы были лица достойные избрания на святительскую кафедру, то жребии их клали в особенный ковчежец и полагали его пред сею иконою Богоматери. После молебствия эти жребии приносили для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял избранного первосвятителя. Пред сею же иконою, некоторые святители возносили молитву Божией Матери о своей пастве, при свержении их со святительского престола. Так, когда патриарх Иов, сверженный самозванцем, выводим был из Успенского собора, то, пред сею иконою, снял с себя святительские облачения и панагию, положил их пред образом Богоматери и сказал: «доселе я хранил целость веры, теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси православие»! Эту чудотворную икону Богоматери всегда чтили с особенным усердием все великие князья и цари и весь народ и благодатную помощь от неё всегда считали своим высочайшим утешением 4 ; в) Далее, на левой же стороне царских врат – Смоленская икона Божией Матери. Она взята была великим князем Василием Иоанновичем из покорённого им Смоленска в 1514 году; но граждане онаго испросили обратно свою отечественную икону, а в Успенском соборе поставили точный с неё список; г) На той же стороне икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле. Эта икона принесена была из Владимира в Москву, при великом князе Василии Иоанновиче, в 1518 году; д) На правой стороне иконостасаикона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, святым Петром митрополитом; е) Икона, именуемая «Предста Царица», или «Царь Царей», писанная, по преданию в XII веке преподобным Алипием первым русским иконописцем; ж) Икона Благовещения Божией Матери, именуемая Устюжскою, принесённая в Москву из Устюга Великого, при царе Иоанне Васильевиче IV и митрополите Филиппе II. Пред сею иконою молился святой Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели в 1290 году;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Прибыв на Афон в Пантелеимонов монастырь, он вскоре по прибытии опасно заболел, вследствие чего был пострижен в схиму и назван Нафанаилом (постригал его иеросхимонах отец Иероним). По выздоровлении своем отец Нафанаил с Русика перешел на Капсал. Там, вблизи Андреевского скита, он купил себе келью с церковью во имя святых архангелов, в которой и жил до самой своей смерти. Когда в конце сороковых годов посещал Святую Гору министр А.Н. Муравьев и был в Андреевском скиту (тогда еще келья Серай), то имел свидание с отцом Нафанаилом. Несколько раз он был у него в келье, причем весьма благосклонно и уважительно разговаривал с ним, отдавал ему честь как герою и старому русскому воину. Учеником у отца Нафанаила был иеросхимонах отец Мелетий, которому и досталась от него и келья, и святая икона в благословение, а затем, уже по смерти отца Нафанаила, в ученики к отцу Мелетию поступил послушник Сергий, который затем принял монашество с именем Саввы и был рукоположен в иеромонахи. Святая икона Божией Матери Владимирская, пожертвованная отцом Саввой, составляет незаменимое украшение церкви пустыни Фиваида. Ей присуща благодать укреплять силы иноков на предлежащий подвиг и терпеливое несение иноческих скорбей. Икона Божией Матери Казанская В 1896 году, марта 15 дня, по благословению игумена отца Андрея в пустынь Фиваиду прибыл на жительство монах отец Мина (в миру подполковник Василий Николаевич Котельницкий, потомственный дворянин Смоленской губернии). Вскоре по прибытии он пожертвовал от себя в соборную церковь преподобных Афонских собственно ему принадлежащую святую икону Божией Матери, именуемую «Казанская» и являющуюся точной копией с чудотворной иконы Божией Матери Казанской, находящейся в городе Казани в женском Казанском монастыре. Эта святая икона мерою вышины в 1/8 вершков, ширины 5 1/8 вершка в массивной серебро-позолоченной ризе с камнями и другими украшениями, при ней привешены два золотых венчальных кольца и военный орден Василия Николаевича, крест святого Владимира 4-й степени. Старцы и братство пустыни Фиваиды были очень довольны бесценным приношением отца Мины и благоговейно отнеслись к этому благодеянию. Святую икону поставили в церкви преподобых Афонских, впереди левого клироса, где она и ныне стоит в ценной раме в складном, очень искусно сделанном киоте с развернутыми дверками. Вместе с прочими келейными иконками отца Мины она составляет приличное по благолепию украшение для церкви. При входе в церковь внимание входящего останавливается на сем киоте, имеющем вид маленького иконостаса, а при взгляде на пречистый образ Владычицы, сияющей при ночном освещении, страх Божий и благоговение проходят в теле, и от них бывает в душе необъяснимая радость и утешение, как говорили о том многие из братий. Новый киот для этой святой иконы взамен прежнего был сооружен боголюбивейшим архимандритом Андреевского скита Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл 32139.jpg:   Размер: 1280x850, 1.09 MPix, 428 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (98) , (5) . Описание: Музей имени Андрея Рублева Богоматерь Воплощение с печерскими святыми, избранные святые, праздники и сюжеты из Печерского патерика. Первая четверть XVIII века. Вологда. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Файл 32140.jpg:   Размер: 799x1000, 0.8 MPix, 329 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (97) , (2) . Описание: Тверская Пресвятая Богородица. XIX (?) век. Дерево, левкас, золочение, темпера. 30,8 х 26,7 х 2,5 см. Смоленский государственный музей-заповедник. Файл 32207.jpg:   Размер: 600x741, 0.44 MPix, 141 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (86) , (1) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в селе Зайцево Тульского уезда, местночтимая. Кон. XIX - нач. XX в. Фотопечать. 22.8 х 16.7 см. Тульский областной краеведческий музей - филиал ГУК ТО " Объединение " Историко-краеведческий и художественный музей " . Файл 32251.jpg:   Размер: 462x619, 0.29 MPix, 154 Kb. Дата: 2018-07-12, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (104) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская икона Божией Матери, чдтв. Покровский собор Тобольского Кремля. С сайта tobolsk-eparhia.ru : Икона Божией Матери, именуемая «Тобольской», есть точная копия, по изображению и размеру, с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, находившейся в Чернигове. Из Чернигова в Тобольск эта икона привезена в 1711 г. Митрополитом Иоанном Тобольским (Максимовичем), приехавшим по назначению на Тобольскую кафедру. Приснодева изображена в убрусе и короне, с Превечным младенце[...] Файл 32303.jpg:   Размер: 403x538, 0.22 MPix, 83 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (89) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская чудотворная икона Божией Матери/Н.Скосырев. Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1908. Отдельный оттиск, печать типографская. 16,7 х 10,9 см. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-613-photo

В дар Спасо-Бородинской обители Патриарх передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. На соборной площади обители Патриарх совершил «Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого на Бородинском поле в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Под сенью на площади была установлена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Перед этим образом войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви возглавил крестный ход из обители на батарею Раевского на Бородинском поле. Здесь, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения, Патриарх Кирилл прочитал молитву. После отпуста была пропета «Вечная память» «благочестивейшему государю императору Александру I и всем вождем и воинам нашим, на Бородинском поле брани и во иных сражениях убиенным». Патриарх обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . К монументу были возложены цветы от Предстоятеля Русской Церкви. Затем Патриарх Кирилл посетил Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник в сопровождении заместителя директора музея по научной работе А.В. Горбунова. В книге почетных гостей Патриах оставил запись: «Пусть дух Бородина, сохраняемый Спасо-Бородинским монастырем, величественными монументами и этим прекрасным музеем, воспламеняет любовь к Отечеству и ее духовным и культурным основам в сердцах молодых россиян, делая их способными хранить в уме и сердце наши национальные ценности и историческую память, и на этом мощном фундаменте возводить здание современной России». Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»: Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Кондак, глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя. скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 10 августа 2023, 13:33 Пресвятая Богородице,спаси нас. Галина 10 августа 2020, 16:06 Пресвятая Богородица Смоленская! Помоги пережить скорби потери сына Андрея, родителей моих! Помоги возвратить любовь и взаимопонимание с дочерью Юлией! Помоги ей вернуться к мужу венчаному с ней! Помоги внукам не свернуть с пути веры Православной! Вадим 10 августа 2019, 15:18 Пресвятая Матерь Божия моли Бога о нас грешных фотинья 9 августа 2019, 16:53 Пресвятая Богородице!Помоги, не оставь меня грешную Рабу Божию Фотинью. Помири меня с моим любимым Олегом,помоги мне вернуть его любовь ко мне! На тебя уповаю!Спаси нас! р.б. Екатерина 15 ноября 2018, 10:43 Пресвятая матушка Богородица Смоленская, Пречистая Дева,Заступница наша! Благодарим тебя за вечную помощь твою и научение, заступничество и защиту. Позволь приехать и поклониться тебе в Смоленском Успенском соборе, помози в путешествии и молитве моей о сыне и родителях, о здоровье семьи и дальнейших силах жить и работать без греха.

http://pravoslavie.ru/1909.html

В Н. и О. е. особо почитаются новомученики и исповедники Церкви Русской, служение к-рых проходило на землях епархии: свящ. сщмч. Аверкий Северовостоков и иером. прмч. Максим (Попов) . Святыни и крестные ходы В Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре хранится чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Бугабашская», высеченная на камне. Она является единственной из всех чудотворных икон Уфимской епархии, которая сохранилась в подлиннике. В Троице-Никольском храме в с. Николо-Берёзовка находится список чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца, именуемый Закамским или Николо-Берёзовским. В Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре в пос. Приютово Белебеевского р-на хранится десница местночтимой блж. Варвары Скворчихинской , мощи к-рой почивали в обители до 2016 г. На территории епархии совершаются традиц. ежегодные крестные ходы: из Николо-Берёзовки в г. Сарапул с Закамской иконой свт. Николая Чудотворца (по воде, 20 июля); из Петропавловского собора Нефтекамска к Троице-Никольскому храму Николо-Берёзовки (в ночь на 14 авг.); из с. Арлан Краснокамского р-на в с. Можары того же района, посвященный дню памяти вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны (18 июля); в с. Емаши, к месту расстрела свящ. сщмч. Аверкия Северовостокова (30 июня); из пос. Приютово к Богородице-Тихвинскому источнику, расположенному в Пророко-Илиинском скиту на Рябаше, в дер. Парафеевке Белебеевского р-на (9 июля); из Рябашского скита к месту захоронения иером. прмч. Максима (Попова), посвященный дню памяти святого (26 авг.); из Крестовоздвиженской ц. дер. Воздвиженка Туймазинского р-на к источнику во имя блж. Матроны Московской (2 мая); в г. Октябрьский из Сергиевской ц., к месту крещения на р. Ик, посвященный дню Крещения Руси (28 июля). 11 февр. 2015 г. Патриархом Кириллом для Нефтекамской епархии учреждены медаль в честь Бугабашской иконы Божией Матери (3 степеней) и медаль сщмч. Аверкия (3 степеней). Архиереи Уфимский митр. Никон (Васюков ; 27 дек. 2011 - 4 марта 2012, в. у.; до 8 янв. 2012 управлял епархией в сане архиепископа), еп. Амвросий (Мунтяну; с 4 марта 2012). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2565168.html

От души желаю Вам, дорой Владыка Митрополит Ювеналий, всем собравшимся здесь ныне на общую церковную молитву архипастырям, пастырям и верным чадам Святой Церкви щедрой помощи Божией в дальнейшем следовании по пути спасения. Бог же мира «да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Ев. 13:21). Предстательством Царицы Небесной да хранит всех вас Господь в мире, здравии и всяком благополучии. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Собор Смоленской иконы Божией Матери, Новодевичий монастырь Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская Е. Поселянин Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем – об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня ст. ст.), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.

http://sedmitza.ru/text/415646.html

Во время пожара 20.04.1765 г. все постройки женского монастыря сгорели. Пострадала от огня и Преображенская церковь. Она лишилась деревянного навершия, части имущества и иконостаса, от которого сохранились только иконы нижнего яруса. После пожара церковь долго восстанавливалась. Новый иконостас Благовещенского придела установили лишь в 1845 г. на средства купца В.И. Теплякова. Летом 1850 г. Преображенская церковь едва уцелела от нового пожара. В пламени сгорели главы, купола, двери, оконные рамы и деревянная ограда. Однако чудесным образом огонь потух над Благовещенским приделом, не повредив ни иконостас, ни его икон. Это событие долгое время удивляло самарцев, которые видели в нем знамение особой милости Божией и покровительство Божией Матери, икона которой, именуемая «Смоленской», находилась в храме. Скорейшее восстановление святыни самарцы посчитали своим долгом. В 1851 г. храм отремонтировали, а через год установили новый иконостас, изготовление которого оплатил В.Е. Буреев. Средства на восстановление церкви пожертвовал купец М.М. Плешанов. К древним иконам Спаса Нерукотворного образа и Смоленской Божией Матери, уцелевшим от огня, отнеслись с особым почтением. Для них в 1865 г. сделали ценные серебряные с вызолоченными венцами ризы. Икона Смоленской Божией Матери почиталась как чудотворная. По преданию, она была принесена из Персии (около XVII в.). Во время эпидемий холеры и тифа икона помогала исцеляться больным. В 1873 г. рядом выстроили новую Смоленскую церковь, которая сделалась главным приходским храмом. В конце 70-х гг. XIX в. Преображенская церковь пришла в аварийное состояние, по стенам и сводам здания пошли трещины. Но разрушать древнюю церковь не пожелали. Напротив, в 1882-83 гг. ее отремонтировали. К 200-летнему юбилею, который она отмечала в 1885 г., отреставрировали иконы и иконостасы. Живописец Е.И. Месяцев украсил стены храма росписями. Из священников, служивших в Преображенской церкви, прихожане с благодарностью вспоминали прот. Петра Симского (1844-47 гг.), Николая Ястребова (1847-49 гг.), Ивана Евтихиева (1867-72 гг.) за их помощь в борьбе с холерой, жертвами которой они стали сами. 22 года священником церкви был прот. Иван Алексеевич Веселицкий (1843-44 гг. и 1849-70 гг.). Ему принадлежала инициатива восстановления храма после пожара 1850 г. и строительство новой Смоленской церкви. В 30-х гг. XX в. Преображенская церковь стала семиштатной, в ней служило 7 протоиереев и 7 священников. Церковь сломали в 1952 г. в связи со строительством моста через р. Самару.

http://sobory.ru/article/?object=33275

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010