Вторая особенность связана с составом персонажей. На иконе изображено шествие воинов из горящей Казани (земного града) в град небесный - Горний Иерусалим, где их встречает Пресвятая Богородица с Младенцем на руках. Младенец Христос держит на вытянутых руках мученические венцы. Ангелы берут их и увенчивают прибывающих воинов. Воинство разделено на три Впереди возле Небесного Иерусалима, обернувшись назад, как бы призывая всех следовать за собой, скачет св. Архангел Михаил. За ним с алым стягом и в алом плаще, также обернувшись, скачет, как полагает большинство исследователей, Иван Грозный (см. Подобедова 1972:25). В самом центре иконы позади Ивана Грозного на черном коне возвышается самая крупная на иконе фигура (она больше и Богородицы, и Архангела Михаила), с большим крестом в руках. Общепринятая точка зрения состоит в том, что это Владимир Мономах, поскольку Иван Грозный называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий. Но, например, Э.С. Смирнова полагает, что это, возможно, св. равноапостольный Константин (Смирнова 1988:302). Мы также склонны считать центральную фигуру царем Константином. В руках он держит большой крест, а мы уже показали, какую большую роль играет крест в " Казанской истории " . За царем Константином следуют св. равноапостольный Владимир с сыновьями Борисом и Глебом. Во главе верхнего ряда св. Димитрий Донской и его покровитель св. вмч. Димитрий Солунский. Во главе нижнего войска - св. Александр Невский и св. вмч. Георгий Победоносец. На иконе в верхнем и нижнем рядах изображены также св. вмч. Феодор Стратилат, св. мч. Андрей Стратилат, св. мч. Михаил Черниговский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский, свв. князья Феодор, Давид и Константин Ярославские и другие святые князья-воины (Подобедова 1972:25-26; Смирнова 1988:175-179, 302-303). Все перечисленные покровители русского воинства названы и в Послании под Казань свт. Здесь икона и книжность находятся в полном согласии. Но Послание свт. Макария и икона лишь завершают формирование собора покровителей русского воинства, завершают, а не открывают. Начало же его формирования следует отнести ко времени крещения Руси, а собственно русского собора святых воинов - ко времени убийства свв. Бориса и Глеба. Общие же контуры, как мы видели, вполне определены в Куликовском цикле произведений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

39 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв.: Опыт ист. – худож. классификации. Т.2: XVI – начало XVIII века. М., 1963. С.128–134; Смирнова Э.С. Московская икона XIV­–XVII веков. Л., 1988. С.41, 302–303. Табл.176–179; Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI в. М., 1972. С.22–39; Кочетков И.А. К истолкованию иконы « Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство Небесного Царя»)//ТОДРЛ. Т.38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. С.185–209. 40 Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Историко-­генеалогическое исследование. М., 1986. С.169. 41 Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века/Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: 1985. С.500–525. 42 Волкова Т.Ф. «Казанская история» – Троицкие литературные памятники о взятии Казани (К вопросу об историко-литературных особенностях «Казанской истории»)//ТОДРЛ. Л.,1988. Т.37. С.104. 43 Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика Русского государства в Казанском крае в 50-х годах XVI в. (по актовому материалу)//Из истории Татарии. Казань, 1970. Сб. 4. С.165. 44 В том же году в Москву был принесен для «поновления» чудотворный образ святителя Николая Великорецкого из Хлынова, который везли, очевидно, через Казань (ПСРЛ. Т.37: Устюжские и Вологодские летописи XVI–XVIII вв. М., 1982. С.103). 45 ПСРЛ. СПб., 1904. Т.13. Ч.1. С.249. Первоначально в сборе налогов в Казани и в экономическом освоении новоприсоединённого края активное участие принимал Троице-Сергиев монастырь, который тем самым заботился о насаждении русской государственности в новопросвещённом крае и граде (Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика... С.166). 48 Однако в Житии святителя Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном, будущим Патриархом, датой хиротонии архиепископа Гурия названо 7 февраля (Платон, архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С.15. См. также: Филарет архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц Декабрь. С.93). Тем не менее, протокольная точность посольских документов позволяет отдать предпочтение им.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

131 «Повесть о неседальном» – так сокращенно можно назвать повесть об исторических событиях, связанных с Акафистом, исходя из ее пространного названия в русских сборниках (см. гл. 2, прим. 19:21). На это следует обратить внимание, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, так как историки называют это сочинение «Повесть о Хоздрое». В этой работе важно подчеркнуть связь текста с Акафистом, обусловленность его существования данным празднованием и службой, поэтому я изменяю название. 133 16 РГБ. ОР. Ф. 173. 47. Торжественник постный, 1524 г.; Ф. 173. 48. Торжественник, 1497 г.; Ф. 304. 103. Учительное Евангелие, XV в.; Ф. 304. 142. Златоуст, XVI в.; Ф. 394. 160. Лествица, XVI в. В более ранних сбор никах конца XIV в., таких, например, как РГБ. ОР. Ф. 304. 9, в неделю а поста читается Поучение Иоанна Златоустаг о о посте (л. 14) и Слово святого Кирилла «Много нам человеколюбче Богпоказа на земли явлься» (л. 142), в котором излагается история покаяния императора Феофила, но нет ничего об иконе Одигитрии; в субботу пятой недели читается Слово Кирилла, архи епископа Александрийского, «На похвалу всечестная владычицы нашея Богородицы и приснодевы Мариа» (л. 21). Исследования сборников гомилетического типа – Торжественников, Златоустов, Златоструев и др., сделанные Т. В. Черторицкой и дополненные О. В. Твороговым, показывают, что до начала XV в. «Сказание» и «Повесть» в них не встречаются: см.: Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 96–114; Творогов О. В. Описание и классификация списков сборника «Златоуст»//ТОДРЛ. XXXIX. Л., 1985. С. 278–284; Черторицкая Т. В. О составах минейных торжественников XV– XVI вв.//Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 13–27; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (статья первая)//TOДPЛ.XLI. 1988. С. 197–214. 136 О Влахернской иконе Покрова Пресвятой Богородицы//Христианское чтение 1863. III. С. 245; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 50–52; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XII – начало XV вв. М., 1976. С. 222–227; Сергий, архиеп. Владимирский. Святой Андрей Христа ради Юродивый и праздник Покрова Пресвятые Богородицы. СПб., 1898; Lathoud R. Р. D. Le théme iconographique du «Pokrov» de la Vierge//L art byzantine chez les slaves. II. Paris, 1932. P. 302–314.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

290. Сократ Схоластик. Церковная история. M., 1996. С. 247. 291. Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 20//Ученые записки Российского Православного Университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 3. M.,1998. С. 242. 292. Древний патерик. С. 324. 293. Цит. по: ЛюбакАнри де. Католичество. Милан, С. 306. 294. Иоанн Мосх. духовный Луг. 1915. С. 151. 295. Там же. С. 157. 296. Там же. С. 59. 297. Преподобный Максим Исповедник. Творения. В 2 кн. M., 1993. Кн. 1. С. 89. 298. Письмо С. И.Смирнову от 16.07.1907. Публ. в: Протодиакон Сергий Голубцов. Стратилаты Академические. M., 1999. С. 210. 299. Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 10. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла//Избранные творения. M., 1999. С. 125–141. 300. Святитель Григорий Великий Двоеслов. Беседа 27//Избранные творения. M., 1999. С. 251. 301. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. С. 198. 302. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви… С. 319. 303. Слово святителя Мефодия, архиепископа Константинопольского, о святых иконах//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). M., 1997. С. 194. 304. Цит. по: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и Xl веках. M., 1902. С. 269–270. 305. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 79//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 1991. Вып. 6. С. 15. 306. Цит. по: Архиепископ Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. Paris, 1980. С. 298. 307. Преподобный Симеон Новый Богослов. Прииди, Свет Истинный. Избранные гимны. В стихотворном переводе с греческого игумена Илариона (Алфеева). СПб., 2000. С. 167–176 308. Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 388 309. Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. Брюсель, 1988. С. 272. 310. Святитель Серапион Владимирский. О маловерии//Красноречие Древней Руси (XI–XVII bb.). M., 1987. С. 121.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

333 Непьговский Ю. П. Mamepiлu для вивчення nepeicHoro вигляду озлобления Ытер’ера Софий Кшвсьюм//истоии архпектури та удивельной техники Украши. КиКв, 1959. С. 5–29. 335 Еордиенко Э. А. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева мона-стыря в Новгороде//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 197–204. 336 Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде//Средневековая Русь. М., 1976. С. 147–159. 337 Штендер Г. М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания)//Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 6–27; Янин В. Некрополь новгородского Софийского собора: церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 9, 339 Макарий, архим. Археологическое описание церковных лревностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 9,14, 60.; Янин В. JI. Указ. соч. С. 7, 9, 10,13. 340 Мнева Н. Е., Филатов В. В. Указ.соч. С. 94 («...икона Петра и Павла могла стоять либо у алтарного столба со стороны жертвенника, симметрично с иконой «Корсунской» Богоматери, либо в апсиде жертвенника, хотя там придела, посвященного этим апостолам, не было. Местонахождение иконы в жертвеннике более вероятно, так как стороны крещатых столбов почти на 20 см уже иконы. 341 Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской// ДРИ: Художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 83–107. особенно с. 96. чертеж на с. 97. 342 Штендер Г. М., Сивак С. П. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//125 лет Новгородскому музею: Материалы науч. конференции. Новгород. 1991. С. 45–51; та же статья с небольшими изменениями: Штендер Г. М., Сивак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство визан- 1ИЙского мир/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–302. В дальнейшем мы ссылаемся на это последнее издание. 343 Lazarev V. Trois fragments d’epistyles peintes et le templon byzantin//ДХАЕ. A0f)vai, 1964. Пер. 4. т. 4. Тгцтрпкб; Г. Eoxipiou. П. 119–143 (особенно с. 130 132): Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//НМ, 1967. Т. 27. С. 162–196. Рис. 1–21 (переизд. в кн.: Лазарев В. Н. Византийская живопись: [Сб. статей]. М.. 1971. С. 110–136; Walter Ch. The Origin of the Iconostasis//Eastern Churches Review. Oxford. 1971. Vol. 3. P. 251–267; Бабий Г. О жинописаном украсу олтарских преграда//ЗЛУ. Београд. 1975. Т. 11. С. 3–49. Черт. 1–23. Рие.1 33:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Отец мой, Василий Герасимович, был чиновник и в год моего рождения был секретарем Григория, архиепископа Казанского. Я родился в Казани, в загородном архиерейском доме, на даче отца, 3 октября 1848 года. Я был, кажется, третий или четвертый ребенок в семье, но, за смертью бывших передо мною детей, рос старшим сыном. В год моего рождения батюшка вместе с моей матерью Авдотьею Степановною и с детьми только приезжали в Казань на лето и осень. Отец уехал в Санкт-Петербург вместе с архиереем вскоре после моего рождения, оставив семью в Казани до весны, когда перебрались вслед за ним и мы. Первые мои впечатления, оставшиеся в памяти, относятся к проживанию в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, на углу 15-й линии. Теперь вместо этого дома стоит церковь . 46 Наши окна выходили на Неву и на улицу. Отлично помню, как я увидал скрипача на дворе, игравшего и плясавшего вприсядку чуть не по луже. Я немедленно проделал то же самое и тут же понес, как кажется, материнское внушение. Не послушав приказания матери «сиди смирно» (вероятно, под впечатлением танцевавшего скрипача), я, возвратившийся со двора в грязи, стал сидеть смирно с таким упрямством, что матушка испугалась, потом вспылила и, заливаясь слезами, выпорола меня, приговаривая: «Не сиди смирно». Другой случай моего непонятного мне теперь упрямства (так как я, как кажется, нисколько не страдаю этим недостатком) был у меня из-за того, что я ни за что не хотел вытвердить нашу домашнюю молитву: «Спаси, Господи, папашу, мамашу, папа крестного, маму крестную, Лизу, Степу (то есть меня)…» Отца взорвало это упрямство… Самые яркие впечатления затем были: мое безграничное удивление, когда я увидал «лошадей в салопах», то есть в траурных попонах, и красное огромное колесо парохода «Телеграф», показавшееся мне каким-то чудовищем. Помню также, что я боялся будочника с алебардой и, особенно, трубочистов. Затем я помню попытки рисовать из окна видный мне памятник Петру Великому, помню приезд моего крестного отца Николая Ивановича Ильминского из путешествия по Аравии и Египту и помню превосходное пение архиерейского хора под управлением священника П.Д. Миловидова, жившего в нашем же доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жития. Сказания о святых и жития их служат к научению и укреплению в искушениях (6:61–62). – О жизни и наставлениях святых мужей (10, 80–82; 11, 82–84; 12, 84–86; 13, 86–88; 14:88–92). – Должно читать Священное Писание и жития святых, и какая от сего польза (56:352). 3 Зависть . Побеждаясь завистью, зачем борешься со сном? (57:361–362) – Кто обрел зависть, тот обрел с ней диавола (89:507). – С завистливым должно говорить осторожно (89:509). – Обличение из зависти – ядовитая стрела (89:510). Заповеди. Не только за веру Христову, но и за соблюдение заповедей Христовых умирающие суть мученики (5:54). – Предел (исполнения) заповедей – чистота сердца (16:94). – Хранением заповедей Господних совлекается человек греха и сподобляется чистой молитвы (21:146). – Кто исполняет заповеди Божии как должно, в том не может оставаться грех (21:146). – У сохранившего заповеди, Господь сотворяет обитель Себе (21, 146; 55:301–302). – Делание добродетели есть хранение заповедей Господних (34:195). – При оскудении делания заповедей приемлется (вместо них) смирение (34:195). –Для чего Господь узаконил заповеди? (34, 195; 55:302) – Должно сохранять все заповеди Господни, и почему (55:302–303). – Хранят заповеди: а) из страха, б) ради награды и в) по любви; к последнему призывает Господь, и почему (55, 302, 304–305:327). – Для любящих истину, заповеди не тяжки (55:302). – Хотя душевная чистота даруется иным по благодати, однако Церковь учит идти к ней деланием заповедей (55:303). – Делание заповедей выводит человека из ветхого мира страстей и вводит в новый мир Духа (55:303–304). – Свв. Василий и Григорий, по исполнении заповедей между людьми, удалились в пустыню (55:305–306). – Господь заключил совершенство заповедей в двух: в любви к Богу и в любви к ближнему (55:311). – Сокровенное делание заповедей врачует душевную силу; как это совершается? (55:321) – О хранении заповедей и о том, что хранением оных люди сподобляются созерцания и откровений Духа (55:326–328). – Бог дал человеку два закона: первоначально – закон естественный, а по падении – писаный (57:359). – Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (57:360). – Заповеди Божии совершаются в скорбях и теснотах (77:466). – Отвергая скорби и тесноты, пренебрегаем и Самим Заповедодателем, и что от сего происходит (77:466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

– Любовь к Богу есть великое утешение для человека (41:223). – Любовь есть плод молитвы (43:234). – Любовь Божия обретается в самоотвержении души (43:235). – Любовь наша к Богу испытывается в ежечасной борьбе с искушениями (46:250). – Совершенство любви (к людям) Моисея и апостола Павла (48:262). – Апостолы прияли многоразличную смерть из любви к людям (48:262). – Святые, уподобляясь Богу любовью, достигают совершенства (48:263). – Примеры совершенной любви к ближнему (48, 263; 55:310–311). – Высшая степень любви к ближнему доступна лишь ощутившему вполне надежду будущей жизни (48:263–264). – Любящие мир сей не могут иметь самоотверженной любви к человекам (48:264). – Изобилие денег и любовь к ближним не совместимы (51:284). – Упоенный любовью Божией забывает труды и печали свои (51:287). – Любовь приобретается после душевного здравия, а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (55:302). – Хранение заповедей ниже духовной любви (55:302). – Заповеди хранят: иные – из страха, другие – ради будущей награды, третьи – по любви (55:302). – Господь призывает хранить заповеди из любви к Нему (55, 302, 304–305:328). – Без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественной беседой и любовью (55:309). – Когда достаточно быть внутренне милосердым и когда требуется доказать явно любовь свою к ближнему? (55, 309–310; 312–313) – Господь заключил совершенство заповедей в любви к Богу и к ближнему (55:311). – В каком соотношении находятся между собою любовь деятельная и любовь созерцательная? (55:311–312) – Любовь предшествует вожделению: чего не возлюбит человек, того не будет вожделевать (55:315–316). – Искание себе высоких дарований не есть признак любви к Богу, но недуг души (55:319).–Душа, не победившая страстей, не может стяжать любви к Богу (55:320). – Апостолы верою усовершились в любви Христовой (55:322). – Каковы были действия любви в святом апостоле Павле? (55:328–329) – Как ценятся добродетели того, кто не имеет любви? (55:329) – Стяжание любви какую приносит пользу? (55:330) – Лишающийся любви, лишается мира (55:329).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 288. Там же .С. 281–305. Там же. С. 293. Михаил Александрович Новоселов (в монашестве Марк; 1864–1938 гг.), тайный епископ Сергиевский(?), мч., церковно-общественный деятель, миссионер, просветитель, публицист, издатель. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»... С. 300. Там же. С. 301 –302. «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» и не только ему: Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 307–341. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»... С. 302. Елевферий (Богоявленский; 1870 –1940 гг.), с 1917 г. управляющий Литовской епархией, с 28 июня 1928 г. архиепископ Литовский и Виленский, с декабря 1930 г. временно управляющий русскими западноевропейскими приходами. Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. Приложение. С. 1 –25. Впоследствии опубликовано М. Е. Губониным: Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 657–676. Там же. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»… С. 302. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция... С. 77. Там же. С. 80. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. СПб., С. 90–91. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 110. Шляпин – начальник церковного стола Центрального района Ленинграда. Александрова-Чукова Л. К., Звонарев С., прот. Указ. соч. С. 322 –323. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 75. Автор имеет в виду уже упоминавшееся: «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» (Там же. С. 102). Ленинградский церковный раскол 1927 г., л. 4. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»… С. 292 –293. Там же. С. 302 –303. В обзоре политического состояния СССР за февраль 1928 г. содержалось следующее сообщение: «В начале февраля группа ярославских церковников (Агафангел, Иосиф Петровых, Серафим Самойлович и др.) с целью порвать с митрополитом Сергием выпустила от своего имени обращение к Сергию: “Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим “синодом” права на высшее управление церковью " . Данное выступление реакционных церковников большого числа последователей, кроме оппозиционно настроенных епископов, не имело» («Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 6. 1928 г. М., 2004. С. 141; Цит по: Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 102).

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Но и тут ошибся в расчете: Петр не сближался с людьми, которые принимали участие в событиях 1682 года; молодой царь со всеми обращался просто, ездил в гости, но постоянно объезжал дом Цыклера; мало того, в описываемое время Цыклера назначили строителем новой крепости – Таганрога, а эти назначения в отдаленные места считались тогда почетною ссылкою. Цыклер был в ярости и отчаянии, которые напомнили ему 1682 год и кровавые стрелецкие копья: нельзя ли сделать того же и теперь, а если нельзя уговорить стрельцов, то можно будет поднять козаков из Таганрога. Стремления кормового иноземца Цыклера разделяли двое родовитых русских вельмож – Алексей Соковнин и Федор Пушкин. Соковнин был известный старовер, родной брат знаменитых в царствование Алексея Михайловича раскольниц, Федоры Морозовой и княгини Авдотьи Урусовой. Понятно, как тяжело было ему видеть петровские новшества, посылку детей своих в еретические страны, поездку туда самого государя; а тут еще и беда ближайшая: сват его боярин Матвей Пушкин, назначенный воеводою в Азов, возбудил против себя гнев государя все за то же сопротивление посылке детей своих за границу. И вот тестю с зятем приходит на мысль, как бы хорошо было отделаться от Петра чужими руками; они знают, как недоволен Цыклер, и подбивают его к преступлению, Соковнин даже манит честолюбца, указывает ему на возможность стать самому царем по смерти Петра. Цыклер подбивает стрельцов, но те спешат с доносом. 23 февраля 1697 года боярин Лев Кириллович Нарышкин прислал в Преображенское стременного полка Конищева пятидесятника Лариона Елизарьева, который известил о разговоре своем с Цыклером. Цыклер: Смирно ли у вас в полках? Елизарьев: Смирно. Цыклер: Ныне великий государь идет за море, и как над ним что сделается, кто у нас государь будет? Елизарьев: У нас есть государь царевич. Цыклер: В то время кого Бог изберет, а тщится и государыня, что в Девичьем монастыре. – Елизарьев сослался на другого пятидесятника своего полка, Григория Силина, который показал: «Цыклер сказал ему про государя, что можно его изрезать ножей в пять; известно государю, прибавил Цыклер, что у него, Ивана, жена и дочь хороши, и хотел государь к нему быть и над женою его и над дочерью учинить блудное дело, и в то число, он, Иван, над ним, государем, знает, что сделать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010