Факультет церковных художеств ПСТГУ представил на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non-fiction свои последние издания 1 декабря 2007 г. 11:08 В четверг 29 ноября в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non-fiction в Центральном Доме художника прошла презентация учебных и научных изданий , подготовленных ведущими преподавателями факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Главным событием стал выход книги «История древнерусской живописи», написанной канд. искусствоведения, художником-реставратором высшей категории В.Д. Сарабьяновым и док. искусствоведения, проф. каф. истории искусствоведения МГУ. Э.С. Смирновой. В общей сложности авторский коллектив работал над книгой около десяти лет. «История древнерусской живописи» — это первый постсоветский учебник для вузов по истории древнерусского искусства. «За последние два десятилетия наука по истории средневекового русского искусства прошла большой путь. И теперь это издание дает возможность воспринять живопись Древней Руси под другим углом, чем раньше», — заметила автор книги Э.С. Смирнова. Учебник включает обзор развития русского церковного искусства от времен Крещения Руси и до реформ Петра I, подробно анализируются художественные тенденции времени на многочисленных примерах: иконы, настенные мозаики и фрески, книжные миниатюры и орнаменты. Стоит отметить, что издание рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Искусствоведение». «Эта книга должна стать основой не только нашей учености, но и нашей церковности. Потому что церковное искусство можно постигать как актуальное и учить ему как насущному», — подчеркнул священник Стефан Ванеян, доктор искусствоведения, зав. каф. Истории и теории христианского искусства ПСТГУ. Также были представлены: 10-й выпуск серии «Искусство Христианского мира», сборник статей по итогам работы секции церковных художеств Международной богословской конференции ПСТГУ и альбом «Искусство Церкви» — каталог лучших работ студентов и преподавателей вуза, иллюстрирующий пятнадцатилетнюю историю факультета, развитие таких направлений, как иконопись, монументальное искусство, реставрация, шитье, искусствоведение.

http://patriarchia.ru/db/text/331220.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» «О Тебе радуется». Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий «О Тебе радуется». Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го гласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме), к-рое также присутствует в литургии свт. Василия Великого; ее появление связано с общим процессом развития в изобразительном искусстве, в частности на Руси, гимнографических тем. В основе иконографии данной композиции - гимн прп. Иоанна Дамаскина , к-рый он посвятил Божией Матери после чудесного исцеления его отсеченной руки (BHG. Vol. 2. N 885m; см. также ст.: «Троеручица» (Дамаскинская), икона Божией Матери). В дни совершения литургии свт. Василия Великого (кроме Великих четверга и субботы, а также дня, когда праздник Благовещения Пресв. Богородицы или его отдание приходится на воскресенье Великого поста) это песнопение поется вместо «Достойно есть» как задостойник одновременно с ходатайственными молитвами, совершаемыми в алтаре священником, который последовательно поминает чины святости (Пресв. Богородицу, св. Иоанна Предтечу, апостолов, святых, чья память празднуется в этот день); в этих молитвах раскрывается фигурирующее в тексте гимна понятие «человеческий род»: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Вопрос о происхождении иконографии «О Т. р.» остается открытым. Версия о ее сложении в Византии и проникновении на Русь в XV в. была выдвинута Н. П. Кондаковым. Большинство исследователей полагают, что иконография имеет рус. корни: по мнению А. Н. Грабара, она возникла на Руси в XV в. и затем стала известна в балканском искусстве; В. Н. Лазарев относил ее появление к нач. XIV в.; Е. В. Дувакина считает, что впервые она появилась в стенописи собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502; сев. люнет), откуда пришла в иконопись; В. Д. Сарабьянов и Э. С. Смирнова полагают, что ее авторами могли быть псковичи ( Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 573); Л. В. Нерсесян связывает ее возникновение и распространение с ожиданием конца света по прошествии 7 тыс. лет от сотворения мира (1492). Зарубежные исследователи считают, что варианты «О Т. р.» возникли параллельно в Византии и в Др. Руси (Т. Вельманс); проникновению этой русской иконографии на Балканы способствовал один из афонских мон-рей (Г. Геров).

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

В 1103 г. в княжеской резиденции на Городище (под Новгородом) была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 19, 203; Новоселов, Хрусталев. 2013). Степень причастности Н. к этому событию неизвестна. В духовной грамоте (сохр. в копии XVI в.) прп. Антония Римлянина († 1147) говорится, что Н. благословил его на создание на правом берегу Волхова, под Новгородом, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря : «...изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» (ГВНиП. 103. С. 160). Легенда о «римском» происхождении прп. Антония фиксируется не ранее XVI в.; по мнению ряда исследователей, скорее всего он был ранее киево-печерским монахом, как и Н. (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.]: Севернорус. мон-ри. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 94-98; Печников. 2016. С. 198-202). В дек. 1104 г. Н. мог участвовать в Киеве во встрече прибывшего на Русь нового митр. Никифора I , а в следующем году - в поставлении 3 епископов (или кого-либо из них) - святителей Амфилохия Владимирского (27 авг.), Лазаря Переяславского (12 нояб.) и Мины Полоцкого (13 дек.). Краткие записи об этих хиротониях имеются в новгородской летописи (НПЛ. С. 19, 203). Скончался Н. 30 (НПЛ. С. 19) или 31 (Там же. С. 203) янв. мартовского 6616 (1108/09) г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229; ср.: Щапов. 1989. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Н. 1108-й)) и был погребен в Софийском соборе в приделе во имя святых Иоакима и Анны («Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; НПЛ. С. 473). На средства Н. («стяжаниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203) уже после его кончины, весной 1109 г., начались работы по росписи кафедрального Софийского собора, задуманные, очевидно, еще при жизни епископа (до этого полвека кафедральный храм стоял нерасписанным; отдельные фрески в галереях созданы в посл.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

четв. XI в.) (НПЛ. С. 19, 203; см.: Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 87-90). В. Д. Сарабьянов считал наиболее вероятным прибытие живописцев по приглашению Н. из Печерского мон-ря и отмечал, что, судя по сохранившимся фрагментам, выполненная по заказу Н. «роспись храма обладала сложной и развитой программой» ( Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. 2007. С. 87). Это заставляет полагать, что Н. вопреки записанному более чем через столетие монастырскому преданию отнюдь не стал ко времени своего поставления на кафедру человеком, чуждым интеллектуальных занятий (то, что дар пророчества и увлечение библейской экзегезой, по толкованию автора патерикового повествования, были внушены Н. бесовскими силами, можно считать позднейшей интерпретацией агиографа, необходимой ему в назидательных целях; ср.: Щавелёв. 2011; Он же. 2012). Действительно, имеются свидетельства об активном развитии письменной культуры Новгорода в период епископства Н. 1095-1097 гг. датируется начало деятельности 1-го известного «Лазоревского скриптория» в Новгороде (в мон-ре или ц. св. Лазаря) ( Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып]: Севернорус. мон-ри. С. 23-28; Янин В. Л. Новгородский скрипторий рубежа XI-XII вв. Лазарев мон-рь// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 159-170; Гиппиус А. А. К вопросу о новгородском Лазаревском скриптории рубежа XI-XII вв.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 36-44; Уханова Е. В. О становлении новгородского книгописания в XI - нач. XII в.//Хризограф. М., 2009. Вып. 3. С. 204-237; Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Др. Руси (XI-XVI вв.). М., 2010. С. 169-207). Показательно совпадение начала деятельности скриптория и вступления Н. на Новгородскую кафедру. После большого новгородского пожара 1096 г. скорее всего возникла необходимость в новых богослужебных книгах для церквей взамен сгоревших, и это должно было активизировать деятельность скриптория (Л.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

2008. Ил. 10. С. 360, 372, 373-374). Он же, по всей вероятности, написал центральные иконы 2 др. рядов К. ч.: «Спас в силах», Божия Матерь «Знамение», «Царь Давид», «Царь Соломон», «Прор. Иезекииль». На иконе «Воскрешение Лазаря», едва ли не лучшей в ансамбле, точно и тонко намеченные оттенки переживаний сочетаются с повышенным динамизмом художественного воплощения, остротой интерпретации содержания. Экспрессивное начало, виртуозность подготовительного рисунка, углубленность трактовки образов выделяют все без исключения иконы К. ч. Можно констатировать склонность иконописцев к выразительной, своего рода скорописной манере, лаконичности, утрированности форм. Образы пророческого ряда и «Спас в силах» исключительны по масштабности и глубине выразительности. Вознесение. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) Вознесение. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) Характерной для К. ч. является обработка иконных досок с использованием надставок для устранения сколов. Создается впечатление, что мастера не располагали достаточным количеством подходящего материала - выдержанных липовых досок. Состояние авторской живописи неоднородно, что объясняется многочисленными поновлениями икон, а также разницей в методах последующей реставрации. Стилистика и особенности исполнения иконного комплекса абсолютно уникальны и обусловлены сложной культурно-художественной обстановкой, вызванной затяжной войной представителей московского великокняжеского дома, которая началась сразу после смерти вел. кн. Василия Димитриевича (1425) и продолжалась до 50-х гг. XV в. Тяготами и разорением можно объяснить переселение ряда ведущих художников (не только иконописцев, но и резчиков, ювелиров и т. д.) в окрестные и более дальние монастыри, а также в Тверь, особо привлекательную в период ее расцвета при кн. Борисе Александровиче. В создании К. ч. наиболее вероятно участие московских мастеров, связанных с окружением грека митр. Фотия (1408/10-1431), этим можно объяснить близость данных икон к лучшим образцам московского иконописания, а также появление «грекофильского» влияния. Лит: Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI в. М., 1979; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 243-255; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 510-513; Осташенко Е. Я. Икона «Рождество Христово» 2-й четв. XV в. из придела Благовещенского собора Московского Кремля//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 359-376. Г. В. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/1683971.html

Алленовым), в написании коллективной монографии «Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.» (СПб., 2004; совм. с В. Д. Сарабьяновым и Т. Ю. Царевской). Ему принадлежат концепции крупнейших выставочных проектов в ГТГ (Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - сер. XV вв. Москва, 1991; «София Премудрость Божия» в рус. иконописи XIII - нач. XIX в.» Ватикан, 1999, и ГТГ, 2000). Л. выступает научным и ответственным редактором мн. трудов, выпущенных сотрудниками отдела древнерус. искусства ГИИ. Соч.: Икона «Донской Богоматери»//ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 87-114; О мастерах снетогорской росписи//Там же. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 106-125; Роспись Снетогорского мон-ря во Пскове 1313 г.: АКД. М., 1979; Собрание древнерус. иконописи ГТГ: Сложение коллекции, история изучения: [Введ. к кат.]//ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. С. 7-24; Заметки о соотношении техники и стиля в живописи сер. XI - нач. XII вв.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 322-343; Премудрость в рус. иконописи//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 138-150; Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV вв.: Становление местной худож. традиции. М., 2004; Иконографический извод: Шаблон или партитура//ДРИ. 2009. [Вып.:] Идея и образ. С. 367-382; Книга о Комече//Хранитель: А. Комеч и судьбы рус. архитектуры: (Сб. ст. А. Комеча и восп. о нем)/Сост.: Н. В. Самовер. М., 2009. С. 8-13; Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях: О времени создания и иконогр. замысле памятника//Церковное шитье в Др. Руси: Сб. ст./Ред.: Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 38-47. Лит.: Попов Г. В. Л. И. Лифшиц: К юбилею ученого//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 4-21. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2110619.html

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

Доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Гос.института искусствознания Лев Лифшиц отметил, что Владимира Сарабьянов относился к нестандартному типу ученого, который совмещал в себе успешного исследователя и очень успешного реставратора. «Он поразительно легко и естественно ощущал себя в пространстве этого сложно искусства, которое было для него его родной средой. В ней ему не надо напрягаться, чтобы понимать язык. Его энтузиазм дополнялся невероятной любовью и увлеченностью ко всему, чем он занимался. Но особенно поражал масштаб охваченных им тем. Это и домонгольский период древнерусской живописи (в частности, работы по фрескам XII века Антониева монастыря Вел.Новогорода, фрескам Ефросиньеского монастыря в Полоцке) и искусство XVI века и многое другое», - пояснил ученый. Большую часть своих искусствоведческих статей Владимир Сарабьянов написал, совмещая это с реставрационной работой. «В наших экспедициях его можно был застать на компьютером уже в 6 часов утра или поздно вечером, когда все ложились спать»,- рассказала доктор искусствоведения, профессор ГИИ Энгелина Смирнова. Но несмотря на такую интенсивность труда, казалось он не знал усталости, и всегда излучал жизнерадостность, которой заражались и окружающие его люди. Владимир Сарабьянов не жалел времени для студентов и многие из них с огромным интересом посещали его курс монументальной живописи. Эти лекции, по словам ст. науч.сотр. Музеев Московского Кремля Людмилы Щенниковой вошли затем в сборники «Искусство христианского мира». Благодаря Владимиру Сарабьянову все узнали имена святых, изображенных на фресках в Софии Киевской, хотя часть этих подписей уже осыпались. «Он поставил перед собой эту задачу и с честью ее выполнил»,- отметил искусствовед Александр Саминский. «Владимир Дмитриевич был хранителем русской православной культуры. Мне кажется русская культура сегодня скрыта под современной массовой культурой примерно также, как византийские мозаики Святой Софии под барочными формами нынешнего собора. И Владимир Сарабьянов — яркое свидетельство того, что эта культура жива. И вся его деятельность - это своего рода служение, и которое должно остаться не только в памяти тех, кто его знал, любил, вместе с ним работал, но в истории Церкви»,- сказал ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин.

http://e-vestnik.ru/news/_vladimir_sarab...

Описание: Богоматерь Из деисусного чина Начало XVI в. Иконы Ярославля 2002: Начало XVI в. ЯХМ 2002: Первая половина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина XVI в. 132.2 x 49 см Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия Инв. И-1203; КП-53403/1074 Файл 23292.jpg:   Размер: 800x2045, 1.64 MPix, 201 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (168) , (7) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Первая половина — середина XVI в. Ростово-суздальская школа 1967: Ок. 1516 г. Воейкова, Митрофанов 1973: XVI в. Ярославская иконопись 1981: Первая треть XVI в. Анкудинова, Мельник 2002: 1564 г. Иконы Ярославля 2002: Первая половина — середина XVI в. Блажевская 2003: 1564 г. Сарабьянов, Смирнова 2007: После 1516 г. Юрьева 2007: Первая половина — середина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина — середина XVI в. [...] Файл 23293.jpg:   Размер: 1000x2227, 2.23 MPix, 237 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (187) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Мастерская Дионисия Школа или худ. центр: Москва 1502 г. 155 x 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28627 Из деисусного чина собора Рождества Богородицы Ферапронтова монастыря. Наиболее близкой аналогией этой иконе является икона 1408 года из Успенского собора во Владимире — в них совпадает силуэт фигуры и положение рук, находящихся на одном уровне. Вместе с тем икону из Ферапонтова монастыря отличает другой, более редк[...] Файл 23294.jpg:   Размер: 800x2031, 1.62 MPix, 267 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (170) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Школа или худ. центр: Палех XVII в. Дерево, левкас, яичная темпера. 97 x 39 см Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия Инв. 44 Реставрация: 1972 — Яковенко В. Е. Из деисусного чина Макарьевской часовни в с. Палех. Файл 23295.jpg:   Размер: 700x1694, 1.19 MPix, 262 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (218) , (8) .

http://pravicon.com/icon-4003

Файл 23288.jpg:   Размер: 700x1945, 1.36 MPix, 270 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (191) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа Начало XVI в. 130 x 56 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Инв. КП 326 Из деисусного чина Покровской деревянной церкви села Чернокулова Юрьев-Польского района Владимирской области. Файл 23291.jpg:   Размер: 1000x2294, 2.29 MPix, 378 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (186) , (7) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Начало XVI в. Иконы Ярославля 2002: Начало XVI в. ЯХМ 2002: Первая половина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина XVI в. 132.2 x 49 см Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия Инв. И-1203; КП-53403/1074 Файл 23292.jpg:   Размер: 800x2045, 1.64 MPix, 201 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (168) , (7) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Первая половина — середина XVI в. Ростово-суздальская школа 1967: Ок. 1516 г. Воейкова, Митрофанов 1973: XVI в. Ярославская иконопись 1981: Первая треть XVI в. Анкудинова, Мельник 2002: 1564 г. Иконы Ярославля 2002: Первая половина — середина XVI в. Блажевская 2003: 1564 г. Сарабьянов, Смирнова 2007: После 1516 г. Юрьева 2007: Первая половина — середина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина — середина XVI в. [...] Файл 23293.jpg:   Размер: 1000x2227, 2.23 MPix, 237 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (187) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Мастерская Дионисия Школа или худ. центр: Москва 1502 г. 155 x 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28627 Из деисусного чина собора Рождества Богородицы Ферапронтова монастыря. Наиболее близкой аналогией этой иконе является икона 1408 года из Успенского собора во Владимире — в них совпадает силуэт фигуры и положение рук, находящихся на одном уровне. Вместе с тем икону из Ферапонтова монастыря отличает другой, более редк[...]

http://pravicon.com/icon-4003-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010