Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Смирнов Иларион Дмитриевич; 30.05.1784, с. Павлово (ныне г. Павловский Посад) Богородского у. Московской губ.- 10.10.1819, Пенза), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский, проповедник, церковный историк. Род. в семье Дмитрия Егорова, причетника Воскресенской ц. с. Павлова. В 1804 г. окончил Перервинскую ДС, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Троице-Сергиевой лавры. С 13 февр. 1805 г. служил учителем низшего грамматического класса семинарии, с 30 авг. 1806 г., после окончания семинарского курса,- учителем высшего грамматического класса. С 9 марта 1808 г. преподавал поэзию, катехизис. 8 янв. 1809 г. назначен учителем высшего красноречия и риторики, 10 авг. того же года - учителем философии и префектом (инспектором) Троицкой ДС. Во время каникул посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , сблизился со старцем иером. Амфилохием (Яковлевым) . Благодаря ростовскому подвижнику состоялось знакомство Смирнова с гр. А. А. Орловой-Чесменской . Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. 13 окт. 1809 г. митр. Московским Платоном (Левшиным) Смирнов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого) , еп. Иркутского, 14 окт. рукоположен во диакона, затем во иерея. 6 авг. 1810 г. возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь в сане игумена, 14 окт. того же года - московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь . Решением Комиссии духовных уч-щ от 25 окт. 1811 г. И. был переведен 22 янв. 1812 г. в СПбДА бакалавром богословских наук кафедры церковной истории. 9 июня 1812 г. возведен в сан архимандрита. С 17 июля 1813 г. исполнял обязанности инспектора академии, являлся членом ее правления, а 23 сент. того же года был утвержден ректором СПбДС и профессором богословских наук СПбДА.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября) Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника. С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис. С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Господи, Ты близ нас, Ты с нами» Наставления святителя Иннокентия Пензенского Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784–1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь – 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель… Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова) , наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера. Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя – 10/23 октября. О милосердии и милостыне Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему – найдите его, поищите, как брата или как сестру, – подайте, как Господу. Если же сам придет, поблагодарите его, что пришел, и особенно – Господа, что привел. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства. О празднословии Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же еще держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!

http://pravoslavie.ru/116714.html

У Повного святителя (Смирнова) 22 лютого 2021 р. 19:47 21 февраля 2021 года в Спасском кафедральном соборе города Пензы состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (Иларион Дмитриевич Смирнов, 1784-1819 гг.) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог начала XIX столетия, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского, первый святой Пензенского края. Он отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако оставил разнообразное и оригинальное наследие. К 200-летию со дня кончины святителя Иннокентия Пензенская епархия издала первое его Полное собрание творений, в котором собраны все исторические, богословские и экзегетические труды, проповеди, заметки, стихи, письма, административные документы, а также материалы о жизни и почитании подвижника. Все сочинения публикуются по рукописям, прижизненным либо первым изданиям и снабжены современным научным комментарием. Представляемое десятитомное издание — первое полное собрание творений святителя Иннокентия. В истории Пензы полное собрание чьих-либо сочинений также издается впервые. Первые четыре тома включают «Начертание церковной истории…» — главный научный труд святителя Иннокентия. В 5-м томе представлены его богословские труды, в 6-м — проповеди, заметки, стихотворения и письма, тома 7 и 8 содержат административные документы, в 9-й и 10-й вошли документы о святителе Иннокентии, воспоминания современников, свидетельства о его почитании и прославлении. В основу издания легли документы из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пензы и Саратова. Главный редактор Полного собрания творений — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , ответственный редактор — Евгений Петрович Белохвостиков. В ходе презентации, состоявшейся в канун дня тезоименитства святителя Иннокентия Пензенского, митрополит Серафим выразил признательность творческому коллективу, принимавшему участие в создании собрания творений святителя Иннокентия и всем людям, благодаря кому издание десятитомника стало возможным. Глава Пензенской митрополии рассказал об испытаниях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время работы над этим проектом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5776471...

В Пензенской митрополии начались торжества, посвященные 200-летию преставления святителя Иннокентия Пензенского 25 марта 2019 г. 12:06 24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, празднование памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в Пензе. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Успенского кафедрального собора г. Пензы протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Покровского собора г. Пензы протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, первый проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев, протоиерей Владимир Ольхов, иерей Сергий Червяков, ключарь Успенского собора иерей Виктор Сторожев, протодиакон Дионисий Сушко, протодиакон Владимир Красненков, протодиакон Константин Кузьминых, диакон Дионисий Коротнев. Богослужебные песнопения исполнили хор Пензенской духовной семинарии под управлением регента Надежды Грошевой и Архиерейский детский хор под управлением регента Марины Никитиной. Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Сторожев. По завершении Литургии состоялся молебен перед ракой с мощами святителя Иннокентия Пензенского. Затем митрополит Серафим обратился к пастве со словом проповеди. Глава Пензенской митрополии напомнил, что 14 марта (по н.ст.) 1819 года, в Неделю святителя Григория Паламы, в Казанском соборе Петербурга во епископа Пензенского и Саратовского был рукоположен архимандрит Иннокентий, ныне известный как святитель Пензенский Иннокентий. Его Высокопреосвященство поздравил верующих с началом торжеств, посвященных памяти святителя Иннокентия, и рассказал о торжественных мероприятиях, которые запланированы в Пензенской епархии в 2019 году по этому поводу. Завершатся празднества 23 октября, когда будет отмечаться 200-летие со дня преставления святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов) родился 30 мая 1784 года в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии. Известен как богослов, публицист, проповедник, церковный историк, педагог, противник мистицизма и масонства. В 1819 году — епископ Пензенский и Саратовский. Скончался в Пензе 10 октября 1819 года (по старому стилю). Причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. 24 октября 2000 года его мощи были обретены и перенесены в Успенский кафедральный собор города Пензы . Пензенская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковной земли до 1917 года было 37 десятин. К приходу Преображенской церкви относились: село Анохино, деревни Никоново, Малая и Большая Ильинка, Новое и Старое Ерохино, Денисово, Крехтино. В приходе Преображенской церкви находились 4 приходских школы. Первая, двухклассная мужская, - в селе Починки, в которой обучалось 190 мальчиков. Вторая - в Анохино, смешанная земская, в которой обучалось 100 учеников. Третья - в Новом Ерохино, тоже смешанная земская, в ней обучалось 60 учеников. Четвёртая - в Починках, женская, в которой обучалось 130 девочек (по сведениям на 1914 год). При церкви располагалась библиотека. С 1908 года церковным старостой назначен почётный гражданин Егорьевска Александр Тихановский. В 1920 году церковь закрыли и использовали под склад совхоза. Библиотеку сожгли. После закрытия утрачен верхний ярус, кровля была покрыта шифером. В 1998 году была зарегистрирована православная община и началось восстановление Преображенского храма. Из священнослужителей известны: священник Стефан Евдокимов (уволен за штат в 1781 году); священник Иоанн Исидоров (с 1781 года); священник Пётр Иоанов (1784 год); священник Иаков Андреев (1793 год); священник Борис Петров (1799-1819 гг.); священник Василий Митрофанов (1806 год); священник Георгий Матфеев (1819-1822 гг.); священник Афанасий Бажанов (1822-1843 гг.); священник Стефан Беляев (1843-1851 гг.); священник Пётр Бажанов (1851-1873 гг.); священник Василий Некрасов (1861-1890 гг.); священник Димитрий Смирнов (настоятель с 1881 года до закрытия, с 1914 года состоял благочинным); священник Иоанн Миловзоров (с 1890 года и до закрытия); священник Александр Шелехов (1998-2001 гг.); священник Рафаил Бармушкин (2001-2002 гг.). С 2002 года настоятель священник Максим Леонтьев. Богослужения совершаются в храме по воскресеньям и праздничным дням. Из журнала: " Московские Епархиальные Ведомости " , 11-12/2003 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=09833

Арсений . Даниил , 30 янв. 1492. Матфей , 1499, 1500. Давид , 1502. Матфей , 1510 и 11, февр. Иосиф , 1590. (Сего и Благовещенского Нижегородского). Рафаил , 1597–1602. Гурий , 1621–1634. Моисей определён 6 дек. 1634. Павел , 1643–52. Исаия , 1657–63. Феодосий , 1670–77. Авраамий , 1682–86. Иосиф , 1690–93. Конон , с янв. 1694. Иов , 1697–1705. Тихон определён в июле, из казначеев Владимиро-Рождественского монастыря, 1706–1712. Дионисий , бывший игум. Угрешский, 1712–17. Феодосий , 1717–22, † 5 мая. Павел (игум.) перев. из Владычня, 27 дек. 1722–25, перев. в Волосов. Маркелл (игум.) перев. из Череповецкого, 19 окт. 1727–31. Филарет , казначей, управлял 1731–1734. ( Фаддей , наместник, 1736–41, после игум. Сновицкий). Савватий , 1741–51 (игум. до 1744). Товия , 1754–57. Никон Красовский , администратор при епископе Антонии Грузине, 1757–1759. 202 Амвросий , 1759–61. Авраамий Флоринский 1762 перев. из Виленского Духова, а 1773 – в Ростовский Борисоглебский. Никодим перев. оттуда 1773–77. Дорофей Возмуйлов , 1777–79, перев. в Нежинский. Тихон в 1779 перев. из Нижеломовского, а 1784 – в Голутвин. Арсений Тодорский 1784 перев. из Голутвина, а 30 июня 1788 – в Ростовский Борисоглебский. Евгений Романов в дек. 1789 перев. из Волоколамского Иосифова, а 1794 – в Ростовский Борисоглебский. Виктер , в апр. 1794, из законоучителей Московского университета. Гедеон Замыцкий 27 мая 1794 перев. из Свияжского, а 11 мар. 1800 – в Колязин. Ювеналий Смирнов , бывший игум. Кизичевский, 1802–4; † ... Вениамин , 1804–9, 4 июля перев. в Спасский Евфимиев. Анатолий , 1809–19. Павел Подлипский 15 нояб. 1819 перев. из Юрьевского Архангельского, а 1 мар. 1820 перев. в Переяславский Даниилов. Вениамин , 1820–33. Гедеон , 1833 и 34. Серафим , с 1834 до 1844. 5 Боголюбов (Рождества Богородицы), в 11 вестах от Владимира. Основание его относят к временам великого кн. Андрея Боголюбского (но это сомнительно); в 1687 приписан был к патриаршему дому. Ныне третьеклассный. [III, 378.] Игумены Вениамин , около 1455.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имейте ко мне терпение: а я имею к Вам истинное почтение и любовь. 15 июля 1844 года 4 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Да будет воля Божия и благоволение начальствуемого (?). Принял сие известие от архипастыря, как от руки Господа Самого! 6 Перервинский Николаевский монастырь упоминается в XV в. Патриарх Адриан (1637 часто бывал в этом монастыре и подолгу в нем жил. В монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. Интересно свидетельство о митрополите Филарете преподобного Пимена Угрешского (П. Мясникова, 1810–1880, память 17/30 августа), настоятеля Николо-Угрешского монастыря: «Он (митрополит Филарет.) был слишком бережлив на монастырские деньги, хотя сам лично не был нисколько стяжателен и совершенно бескорыстен, ибо свои деньги он щедро раздавал просившим у него помощи, а иногда и не просившим». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 237. 7 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Все, что изречено архипастырем в мое вразумление, приял яко от уст Христовых. 15 Для привлечения внимания раскольников. Преподобный Пимен Угрешский вспоминал о епископе Евлампии, который «совершал литургию с необычною медленностью, так что, начиная служение в обыкновенное время – часов в десять, он оканчивал оное весьма различно- в первом часу, во втором и в третьем, на что сослужащие с ним сильно роптали». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 59. 16 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Утешил, как Ангел Божий, снабдил заботливым наставлением, как отец. 18 Святитель Иннокентий (И. Д. Смирнов , 1784–1819, память 10/23 октября), святитель Пензенский и Саратовский. Имеется в виду его труд в 2-х томах: «Начертание Церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества», изданный в 1817 г. в С.-Петербурге. 19 «Степенная книга» – памятник русской исторической литературы. Составлена в 1560–1563 гг. будущим митрополитом Московским Афанасием и охватывает период русской истории от равноапостольного князя Владимира до Ивана IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Мосгейм Иоанн Лоренц (1694-1755) – протестантский теолог и историк Церкви. Автор большого количества сочинений. Наиболее известны его лекции по гомилетике и цикл проповедей. Геллерт Христиан Фюрхтеготт (1715-69), немецкий писатель. Представитель религиозного просветительского морализма в " Баснях и рассказах " (1746-48), " Духовных одах и песнях " (1757). Кочетов Иоаким Семенович (01.09.1789 – 16.03.1854), протоиерей. Был воспитанником первого выпуска, а затем и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, где преподавал на кафедре библейской и церковной истории. С 1841 г. – ординарный академик Императорской Академии наук. Несколько лет состоял законоучителем Царскосельского лицея. В разные годы протоиерей Иоаким Кочетов исполнял должность настоятеля, ректора Петропавловского духовного училища, был членом консистории, благочинным. Иннокентий (Смирнов) Иларион Дмитриевич (1784-1819), епископ Пензенский и Саратовский (с 1819 г.), доктор богословия, профессор СпДА. Помимо «Богословия деятельного», автор «Начертание библейской истории от древнейших времен до XVIII в.». Канонизирован в 2000 г. Буддей Иоганн Франц (1667-1729), протестантский теолог и филолог, писал против «Камня веры» митр. Стефана Яворского. Солярский Павел Федорович, (1803-1890) протоиерей, православный богослов. Окончил СПб.ДА (1829). Рукоположен в 1835 и с этого времени до 1880 служил в Университетской церкви. Параллельно преподавал в ряде средних и высших учебных заведений Петербурга, в частности., в главном Педагогическом. ин-те, где, будучи ординарным проф. (1850-59), вел курс богословия, логики и психологии. Был глубоким знатоком еврейского. языка. Плодом его многолетних исследований явился «Опыт библейского словаря собственных имен» (СПб., 1879-87, т.1-5). Так иногда называют не раз высказываемую Златоустом закономерность: чем больше у человека имений, тем сильнее он хочет приобретать их еще больше. Например: «Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большего желает?»/XII:26/; «Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем более возрастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла»/IV:211/.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/12/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010