Говоря о смерти и первородном грехе, мы совсем не подразумеваем, что смерть, как якобы естественное состояние человеческой природы, предшествовала первородному греху. Напротив, смерть связана с грехом праотца Адама как следствие с причиной. Этот момент очень важен, и его необходимо особенно подчеркнуть: смерть не была изначально естественной для человека, она вторглась в результате греха в человеческое естество и, следовательно, действует в нем как паразит. В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Я бы хотел привести здесь лишь два библейских отрывка. Первый из Ветхого Завета. Сказано: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна " (Прем.1:13-15). Невозможно, чтобы зло имело своим началом Бога, ибо Бог - благ. Он сотворил человека совсем не для того, чтобы человек умер. Но, как видно из святоотеческого предания, Бог сотворил человека ни по необходимости смертным, ни по необходимости бессмертным, но имеющим возможность стать либо смертным, либо бессмертным. Второй отрывок взят из Послания апостола Павла к Римлянам: " Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, ...однако же смерть царствовала от Адама до Моисея " (Рим.5:12,14). Из этого отрывка видно, что смерть привнесена, что это паразит на человеческой природе, результат и плод греха Адама. Таким образом, смерть вошла в человеческую природу, а через нее во все творение. Грех, вследствие которого родилась смерть, - это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт.2:17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная - разлучение души с телом в свое время. В день согрешения Адам умер духовно, а позже умер и телесно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сортировать по Исключить новости Смерть сопровождает нас на протяжении всей жизни как неизменный, постоянно повторяющийся повседневный опыт. Но сколь часто ни встречались бы мы с ней, она остается глубоко противоестественной. Смерть не входит в предвечный замысел Божий о творении. И трагедия, и благословение Итак, смерть сопровождает нас на протяжении всей жизни как неизменный, постоянно повторяющийся повседневный опыт. Но сколь часто ни встречались бы мы с ней, она остается глубоко противоестественной. Смерть не входит в предвечный замысел Божий о творении. Бог сотворил нас не для того, чтобы мы умирали, а чтобы жили. Более того, он сотворил нас как неделимое целое. С иудейской и христианской точек зрения о человеческой личности следует мыслить только целостно: мы не душа, временно заключенная в тело и стремящаяся покинуть свою тюрьму, но нерасторжимое единство тела и души. КГ. Юнг прав, когда отстаивает то, что он называет «таинственной истиной»: «Дух есть живое тело, увиденное изнутри, и тело есть внешнее явление живого духа — оба в действительности едины» 8 . Разделяя тело и душу, смерть тем самым насильственно разрушает единство нашего естества. Да, смерть неизбежна, но все же она противоестественна, чудовищна и трагична. Когда мы сталкиваемся с кончиной наших близких или предчувствуем свой уход, при всей нашей трезвости, испытываем вполне оправданное чувство безысходности, ужаса и даже возмущения: «Не входите спокойно в эту спокойную ночь. Гневайтесь, негодуйте против угасания света» 9 . Христос плакал над могилой Своего друга Лазаря (Ин 11, 35), и в Гефсиманском саду Его переполняла тоска от предчувствия собственной смерти (Мф 26, 38). «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор 15, 26), — пишет апостол Павел; смерть для него неотделима от греха: «Жало же смерти — грех» (1 Кор 15, 56). Смерть есть зеркало жизни в падшем мире — мире искаженном и разобщенном, безумном, подавленном. И все же смерть не только трагична, но и благословенна. Пускай изначально она не входила в замысел Божий, тем не менее, это дар Его милосердия и сострадания. Для нас, людей, было бы ужасно невыносимо без конца жить в падшем мире, метаться по замкнутому, порочному кругу суеты и греха. Бог дал нам выход. Он расторгает союз души и тела, чтобы затем воссоздать его заново, воссоединить в воскресении телесном в последний день и таким образом привести к полноте жизни. Он подобен горшечнику, о котором говорит пророк Иеремия: «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер 18,4).

http://pravmir.ru/vy-muzyka-pokuda-ona-d...

Чем христианское понимание смерти отличается от мирского? Сколько смертей носит в себе человек? Можно ли быть одновременно и мертвым, и живым? Когда смерть во благо? И неизбежна ли она? Здравствуйте, дорогие о Господе братья и сестры! Мы сегодня дерзаем поговорить об очень серьезной теме, которая касается каждого человека, – о смерти. Эта тема табуирована в современном обществе: при всей тотальности смерти, она отодвигается на задворки сознания – для того, чтобы не пугать современного человека и не мешать ему наслаждаться жизнью. Происходит нечто странное: в средствах массовой информации не стыдятся показывать расчлененные бандитами трупы, взорванные террористами города, окровавленные жертвы автотрагедий, что, собственно, и есть смерть. Но при этом говорить об этом в обществе не принято. Попробуй заговорить с кем-то о смерти! Тебя сочтут не совсем вменяемым человеком. И это несправедливо. Смерть вошла в человека, когда сказал Господь: «Смертью умрете», – значит, это и совершилось. И смерть является благом для человека. Это трудно понять, но вот у святителя Амвросия Медиоланского есть даже книга об этом – «Смерть как благо». Вообще смертей на самом деле много. Есть смерть духовная, которой тут же, после вкушения запретного плода, умерли Адам и Ева. Жили они еще долго: 930 лет Адам плакал о грехе своем – но умер он сразу по грехопадении. Эта смерть проявилась в том, что он испугался Бога, Которого раньше слышал ходящего в раю, чувствовал близость Его и разговаривал с Ним. И он понес на себе плоды грехопадения и изменился телесно и душевно. Душа Адама разлучилась с Господом, телесные его составы претерпели чувствительное изменение – стали подвержены тлению. Ему напомнил Господь: «Ты земля и в землю вернешься», – а этого не должно было быть. Святитель Григорий Палама пишет, что смерть души – это разлучение души с Богом. Смерть тела – это разлучение тела с душой. Это рассечение человека на двоякое состояние: душа отдельно, тело отдельно – привычное нам понимание смерти. Душа живет без тела, тело без души не живет. Духовная смерть, повторюсь, – это разлучение ума, и души, и сердца с Богом. И в этом состоянии смерти пребывает огромное число людей. Нужна благодать Божия, нужны покаяние и вера, чтобы вернуть свои отношения с Творцом в должное русло и восстановить распадшееся. Слово «religare», от которого произошло слово «религия», как раз и означает восстановление – восстановление бывшей связи, порвавшейся по каким-то причинам.

http://pravoslavie.ru/92027.html

1). Все боятся разлучения души от тела, которое мы обыкновенно называем смертью , все не любят его и считают худшим из всех зол. А если спросить, почему смерть так неприятна, то они воображают, что говорят что дельное, и людей подобных себе, легко убеждают, подобно как люди робкие и расслабленные удерживают трусливых от войны. Так как сходство по душевному расположению соединяет их, то слушатели весьма легко склоняются на их мнение. Но когда они ведут свою обвинительную речь пред мужами, людьми зрелыми духом, то не могут представить ни одного довлеющего основания своему мнению, а обнаруживают только собственное духовное невежество и расслабление, почему и бояться того, чего не следует бояться, и ужасаются пред тем, что нисколько не наносит вреда. Посмотрим же, по каким причинам они считают смерть большим всех зол. И как, по древней греческой пословице, имеющей в виду блага телесные, душевные и общие телу и душе, всё можно делить на три части, так и порицающих смерть три рода. Люди более откровенные и более правдивые, не умеющие скрывать своих недостатков, плачутся на лишение удовольствий всякого рода, и смерть, прекращающую их, считают потому самою неприятною и страшною вещью. Более тонкие и те, кои стыдятся делать или допускать что либо без причины, говорят, что всем вложено от природы желание существовать и жить. А того, что отнимает желаемое всеми, приводит существующее в небытие, наносит потерю, и так прекрасно устроенное природою обезображивает и помрачает тлением, кто не вострепещет? кто не возненавидит? кто отворотится от самого имени, враждебного природе? И не природе только враждебного, но прежде всего самому Богу не потому только, что Он бессмертен совершеннейшим образом ( 1Тим.6:16 ), но что смерть противна Его воле. Ибо она растлевает и разрушает то, что Сам Бог привёл в бытие и сохраняет. Так говорят люди более сдержанные и ссылающиеся на природу в оправдание своего негодования. А третьи, люби более степенные и почтенные, желая сказать что-нибудь разумнее других, осуждают смерть не по упомянутым причинам, а потому, что после неё нужно будет отдать отчёт за прожитое и подвергнуться горькому и нестерпимому вечному наказанию, чего мы не испытали бы, если бы смерть не разлучала душ от тел и не отсылала на к будущим истязаниям и наказаниям. Вот чем некоторые, пугая себя и слушателей, как сами ужасаются одного имени смерти, так и другим сообщают свою боязнь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Книга тринадцатая В этой книге бл. Августин учит, что смерть в отношении к людям имеет значение наказания, и что она произошла от греха Адамова. Глава 1. О падении первого человека, произведшем смертность Так как мы уже разрешили весьма трудные вопросы о происхождении настоящего мира и начале рода человеческого, то теперь порядок изложения требует предположенного нами рассуждения о падении первого человека или, вернее, первых людей, и о происхождении и распространении смерти между людьми. Ибо Бог создал людей не как ангелов, – не так, чтобы и согрешив они вовсе не могли умирать, но так, что, исполни они долг повиновения, получили бы без посредства смерти ангельское бессмертие и блаженную вечность, а не исполни они этого долга, смерть послужила бы для них справедливым наказанием. Об этом, впрочем, мы уже сказали несколько слов в предыдущей книге. Глава II. О той смерти, которой может подвергнуться душа, имеющая жить вечно, и о той, которой подлежит тело Но я считаю нужным остановиться несколько подробнее на самом роде смерти. Хотя человеческая душа справедливо признается бессмертной, однако и для нее существует некоторая своего рода смерть. Она потому называется бессмертной, что не перестает в известном виде и в некоторой степени жить и чувствовать; тело же называется смертным потому, что может вполне лишиться жизни и совершенно не в состоянии жить само по себе. Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог; подобно тому, как смерть тела случается тогда, когда его оставляет душа. Следовательно, смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет тело душа, оставленная Богом. Ибо в таком случае ни она не живет Богом, ни тело не живет ею. За такого рода смертью всего человека следует та, которую авторитет божественных Писаний назвал второю смертью ( Anok. XXI, 8 ). На нее указал и Спаситель, когда сказал: «Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. Х, 28 ). Так как это случится не прежде, чем после такого соединения души с телом, что их уже никоим образом нельзя будет отделить друг от друга, то может показаться странным, что говорится об умерщвлении тела такой смертью, при которой оно не оставляется душой, но подвергается мучениям, будучи одушевленным и чувствующим. Ибо то последнее и вечное наказание, о котором мы скажем подробнее в своем месте, справедливо называется смертью души, потому что она не живет Богом; но как можно назвать его смертью тела, когда оно будет жить душой? Ведь иначе оно не могло бы чувствовать тех самых телесных мучений, которые будут после воскресения. Разве что, коль скоро всякого рода жизнь составляет некоторое добро, а страдание – зло, то не следует называть тело живущим, если душа существует в нем не ради жизни, а ради страданий?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слово 4 (1) О том, что смерть души есть удаление из нее Духа Святого, жало же смерти сей – грех; и что смерть и тление тела есть уподобление смерти и растлению души. – (2) И о том, какие признаки мертвости и живости души. – (3) О том, каким образом бывает отьятие тления и смерти, и о том, что смерть ныне не истреблена, а попрана и сделана ничтожною. – (4) О том, как после смерти прославляются телеса почивших святых, также о воскресении и праведном суде Божием. 1. Как тело умирает, тогда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает. Жало смерти сей есть грех , потому что смерть и тление суть порождения греха. Душа чрез грех умерла для вечной жизни, отделившись от Духа Святого и от царствия Его. Видишь ли, какую имеет связь душа с телом, что телу невозможно жить без души? И опять, как душа удаляется и оставляет тело, с которым была вместе и посредством которого обнаруживала свою силу и деятельность? Видя сие, помысли, что подобным образом и первозданный человек был соединен со Святым Духом Содетеля всяческих Бога, но, будучи прельщен лукавым диаволом и злоупотребив данным ему от Бога самовластием, сделался преступником заповеди Божией и тотчас лишился благодати Святого Духа, коею был осеняем. Вследствие сего душа замерла, а потом умерло и тело, и таким образом произошла смерть телесная, чтобы по смерти тела, которую видим, мы домышлялись о смерти души, которой не видим, ибо смерть и тление тела есть уподобление смерти и растлению души. Впрочем, иное есть естество тела, и иное – естество души. Естество души мысленно, а естество тела чувственно. И еще: тело прежде растлилось и потом умерло, потому что вышла из него душа – что и есть смерть тела; но с душою не так было: она прежде умерла, потому что отошла от нее Божественная благодать, и потом растлилась. Растление души есть уклонение на распутия от прямого и правого мудрования – именно то, что растлилось правое мудрование и стало развращенным, воспохотствовав всего злого. Ибо когда правые помыслы развращаются, тотчас, как терния и волчцы, прорастают в душе семена зла. Таким-то образом как в мертвом теле распложаются черви, так в душе оной, лишившейся Божественной благодати, будто черви расплодились – зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, месть, гордыня, спесь, тщеславие, немилостивость, лихоимство, хищение, неправда, неразумная похоть, шепотничество, пересуды, завиствования, спорливость, поношения, осмеяния, славолюбие, клятвопреступничество, клятьбы, Богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, Богу ненавистное; так что человек перестал уже быть по образу и подобию Божию, как создан в начале, а начал быть по образу и подобию диавола, от которого всякое зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

прот. Николай Сахаров Учение о Боге, как судьи и мздовоздаятеле Смерть человека с христианской точки зрения. – Посмертное состояние души до страшного суда. Молитвы за усопших. Неосновательность протестантства в отвержении их Смерть человека, с христианской точки зрения. Смерть есть неизбежный конец всякой органической жизни на земле, в том числе и человеческой. Но, с точки зрения христианской, она не есть явление нормальное, естественное, необходимое, как и болезнь, как и разрушительные явления в природе. Господь, создав человека, дал ему заповедь о невкушении плода древа познания добра и зла и предрек при этом, что если он нарушит эту заповедь, то «смертию умрет» ( Быт. 2:17 ). Смерть, была результатом грехопадения человеческого или как выражается ап. Павел, «оброком греха» ( Рим. 6:23 ). Таким образом, смерти могло и не быть и не должно было быть. С другой стороны, христианство учит, что смерть человека не есть полное уничтожение и исчезновение. У человека смерть есть разрушение лишь телесной оболочки, душа же остается бессмертной и реально существующей и после этой смерти тела. Именно в этом ограничительном смысле следует понимать слова Бога Адаму: «Земля еси и в землю итъидеши», а равно и все слова и выражения библейские о конце человеческого существования. Тело – взятое из земли, предается тлению и превращается в землю, а душа бессмертная идет в мир загробный, чтобы продолжать там свое, сначала обособленное от тела, существование. Посмертное состояние души до страшного суда. – Что же совершается с душой человека непосредственно после разлучения ее с телом? По учению христианскому – кроме всеобщего суда, который Господь совершит в последний день над всем миром и за которым последует мздовоздаяние полное и решительное, – есть еще суд частный, который Господь совершает над каждым человеком после его смерти и за которым следует мздовоздаяние еще не полное и неокончательное. Ап. Павел говорит: «человекам положено однажды умереть, и потом суд» ( Евр. 9:27 ; ср. Сир. 11:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Слово 4. О ПАМЯТИ СМЕРТНОЙ «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 16, 25 ) Отец твой и матерь твоя оставили тебя: взошли они в Вечное Отечество свое насладиться неизреченною Бога Всевышнего славою. Таковую надежду мы имеем, понеже скончали они жизнь свою благочестно и православно, понеже в покаянии и исповедании восприял их Господь. А тебя, оставленную родителями, Господь приял под кров свой и дал тебе совет благий и святый: «отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» ( Пс. 26, 10 ). Поистине тебе более других потребно часто припевать сие купно с Давидом. Твой отец и матерь твоя тебя оставили, но Господь приял тебя на Свои руки и просветил Своею благодатию, да избежишь мира, удалишься от дома отца твоего, презришь суету, внидешь в священное сие убежище, облечешься в ангельский образ и изберешь иноческую жизнь. Жизнь сия поистине есть вся небесная и духовная. Оттуда, где мир, она убегает, понеже жительствует там, где нет мудрования мира; там, где покой телесный умерщвляется, ибо она живет в изнурениях тела; там, где плоть умирает, ибо она совершенно есть дух. Две жизни человеческие: духовная жизнь и  жизнь плотская. Житие духовное есть истребление жития телесного. А жизнь телесная есть смерть духовной жизни. Одна умерщвлением другой живет. Жительствует духовная – умирает телесная. Живет телесная – умерщвляется духовная. «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 16, 25 ; Мк. 8, 35 ). Плоть и дух суть две вещи весьма супротивные, хотя столь тесно сопряжены. Смерть плоти столь животворит душу нашу, что одна память смертная заставляет душу идти путем добродетели и искать всемерно спасения своего. Память о смерти умерщвляет все силы телесные и оживотворяет стремление к добродетели. Иноческая жизнь есть вся духовная. Поистине инок, когда помнит о смерти, живет той жизнью, которую решился проходить. Дева богопросвещенная! Я вижу, что тебе одна лишь вещь потребна: чтобы совершила ты путь, на коем Бог тебя поставил. Подобает совершенно забыть жизнь и иметь всегда смерть пред очами твоими. Сие дело не трудное, однако требует многих подвигов, но при всем том не позволит уму твоему возвратиться к суете, утвердит сердце твое в добродетельной жизни, заставит тебя обращаться богоугодно в монашеском житии. Ибо память смертная есть жизнь души, как теперь хочу я то изложить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Из Писания научены мы, что есть две жизни и два умерщвления, т.е. смерти. Первая жизнь, по преступлении заповеди, временная и телесная, другая, за соблюдение Божественных заповедей Христовых, обещанная святым жизнь вечная. И смерти также две: одна временная, смерть тела, другая, в воздаяние за грехи насылаемая в будущем, вечная, или, что то же, геенна огненная. Знаем же и различие между мертвыми. Одних нужно избегать, о которых сказал Исаия: мертвии живота не имутъ видети ( Ис. 26:14 ), кои деяниями наводят зловоние и умерщвление. Другие достойные похвалы, умерщвляющие во Христе деяния плоти и сораспинаемые со Христом и умерщвляющиеся для мира. Явные суть мертвецы те, кои не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в мертвенности грехов; они не оживут с Ним, пока не окончится тысяча лет, т.е. полное число лет, которое пройдет от первого до второго славного Его пришествия, как сказано было выше, но как рожденные от одной земли, а не от духа, в землю и возвратятся, ибо смерть их есть начало будущего их мучения. А имущии участие в первом воскресении, т.е. в восстании от умерщвляющих помыслов мертвых дел, суть блаженны, ибо над ними не будет иметь власти смертъ вторая, т.е. бесконечное мучение, но священствуют и царствуют они со Христом, как видим мы, в понимаемые нами тысячи лет, до тех пор пока разрешен будет сатана и станет обольщать все народы. И тогда впрочем не отнимется у них царство, но еще тверже и очевиднее приобретут они его, когда пройдет временное и настанет вечное. Ибо немного пройдет времени после разрешения диавола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова: будут иереи Богу и Христу нужно понимать как получения прежние, хотя и видимые ныне на опыте, и в течении дела знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту, как уже сказано было. Итак, поскольку две смерти, то нужно принимать столько и воскресений. Итак, первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение. Первое воскресение – оживотворение от мертвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление. Глава 63. О Гоге и Магоге

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

10. О смерти «Что такое смерть? каковы ее свойства и действия? Размыслим о сем мы, смертные», говорит св. Димитрий, митр. Ростовский. I. «Смерть есть разлучение души от тела, разрушение их естественного союза, разложение составных частей, из которых состоит человеческое естество, бездействие органов телесных, потеря чувств, окончание жизни, разрушение всего человеческого состава. Человек состоит из души и тела, а когда он умрет, то он уже не человек; ибо хотя и лежит пред нами его тело, хотя и пребывает его душа бессмертною, но так как они разлучены друг от друга, то ни душа уже не составляет всего человека, а есть просто только душа; ни тело не составляет человека, а есть только труп. Вот почему естество земнородных боится смерти: смерть отнимает у него его бытие, отнимает то, чем оно было, человек не бывает уже человеком, собственно человек уничтожается до дня судного и трубы архангельской, которая имеет возбудить мертвых от века. II. Свойство смерти есть то, что она приходит к человеку неожиданно, хотя и каждому достоверно известно, что она к нему придет. Ибо, что достовернее того, что мы умрем? По слову апостола – предлежит человеку однажды умрети! И с другой стороны: что безвестнее прихода или часа смертного, как и Сам Господь говорит в Евангелии: не весте дня и часа, в он же Сын Человеческий, жизнию и смертию обладающий, приидет взять душу человеческую? Смерть известна всем и каждому, потому что, непреложно, непременно она придет ко всякому, и никому не избежать ее, но неведом час прихода ее: она никому не дает о себе вести, что идет, не назначает времени, не исчисляет дней и лет, не ждет старости, не щадит юности, не спрашивает: готов ли ты? а когда придет, и застанет неготовым, не даст ни одной минуты сроку для приготовления. Нам известно наверное, что душа наша разлучится с телом; но неизвестно, как она разлучится, по общему ли закону естественной смерти, или как-нибудь насильственно. Всякий знает, что умрет, но образа смерти своей, как и по какому случаю он умрет, никто знать не может. Смерть нам известна потому, что она назначена правосудием Божиим, как наказание за грех прародительский, для всего рода человеческого; но безвестен час смертный, потому что Бог не открыл нам Своего определения о продолжении жизни того или другого человека, а сокрыл сие в неведомых судьбах Своих. Хорошо увещевает нас Господь: «будите готовы, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет» ( Мк. 13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010