Архиепископ Смарагд (Крыжановский). Архиепископ Рязанский и Зарайский с 1858 по 1863 гг. «Шнур или тонкая веревка, заменяющие пояс в юбке или ремень в брюках» (Словарь говоров русского Севера. Т. 3. Екатеринбург, 2005. С. 17). Керский Сергей Васильевич (1831 – 01.11.1903) – управляющий канцелярии Святейшего Синода. Сын протоиерея Пензенской губернии. Окончил Пензенскую семинарию, Казанскую духовную академию (1854). В 1854-1858 годах был смотрителем Лысковского духовного училища Нижегородской губернии, в 1855 году назначен старшим учителем и получил степень магистра богословия. В 1858 году поступил чиновником Канцелярии обер-прокурора Св. Синода и затем вскоре перевелся в Канцелярию Св. Синода. С 1859 года занимал последовательно звания помощника столоначальника, казначея, старшего помощника чиновника, в 1867 году был назначен на должность старшего чиновника. В этом же году был назначен членом-ревизором Учебного комитета при Св. Синоде, на этой должности оставался до 1883 года. Помощник управляющего Канцелярией Св. Синода, а в 1892 году стал управляющим этой канцелярии. В 1886 году составил инструкцию для деятельности Училищного совета при Св. Синоде. 14 сентября 1903 года был уволен с должности. Похоронен в Александро-Невской лавре. См. Православная богословская энциклопедия. Т. 9. Пг. 1908. С. 754.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 1): Наталия, Наро-Фоминск 25 сентября 2022г. 12:49 Удивительный текст! Автор повествует о самых разных событиях из жизни семинарии, порой даже шокирующих. Но впечатление от прочитанного остаётся неизменно светлым и даже ностальгическим, словно это твои собственные воспоминания. Уже через несколько строк читатель погружается в атмосферу описываемого времени и покидает её к концу текста с большим сожалением и благодарностью автору за уникальную возможность путешествия в историю. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6174747

Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 12 Подробное описание этих икон напеч. в Записках Отдела русской и славянской археологии. Т. 1. Отд. 4. С. 21–24 Крыжановск. Киевские мозаики, в Записках Археолог. общ. 8. 261–270 Изображение последнего креста у Фундукл. Там же. С. 66–67 Сементовск. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г. (Сев. пч. Ч. 2. 1853. 216. С. 863 Срезневск. Пещера Ивана грешного и Феофила, в Изв. Археолог. общ. 2. 1–7. СПб., 1861 Сборник этот в импер. Публ. библ., in Q. 16. См. Л. 376 . Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 91 Там же самое изображение оклада Мстиславова Евангелия. С. 33. Снес.: 78. А рисунки святых Бориса и Глеба с того же оклада представлены у Прохорова в Христ. древн. в приложении к книжке 9. СПб., 1863. Об этом кресте в Записках Отдела русской и славянской археологии. 1. Отд. 4. 23 Фундукл. Обозр. Киева. С. 90–91 и 111 Верные изображения этих перстосложений приложены в книге «Обличение неправды раскольническия». Л. 20–21 ]. Беседы к глагол. старообрядцу. С. 120. Изд. 3-е Филар. Истор. Р. Церкви. 1. Прим. 254 Беседы к глагол. старообр. 208–209, 220 Питирим. Пращица. Отв. 100, 107 Стихирарь имп. Публ. библ., in Q. 15. Л. 51 об. ; архим. Савв. Указатель для обозр. Моск. Синод. библ. и ризницы. С. 142. Москва, 1855 Симон. Сказ. о создании Киево-Печерской церкви (рукоп. Патер.): «И мощи святых (семи поименованных) под всеми стенами положени быша, идеже и сами написаны суть над мощьми по стенам...» Чети-Мин. 4 декабря Опис. Киево-Софийского собора. С. 49 Никон. летоп. 1. 192 Нестор в Сказ. о житии и чудес. св. Бориса и Глеба мних Иаков в таком же Сказании П. собр. р. лет. 1. 78; 5. 146 Никон. лет. 1. 165 Степ. кн. 1. 205 Нестор в летописи именует, кроме митрополита, только двух епископов: Переяславского и Юрьевского; но в житии святых Бориса и Глеба сам же выразился: «И събра митрополит вся епископы и вся церковники, идеже беста раце святою, хотя пренесение сътворити». Потому вероятно показание мниха Иакова и позднейших летописей, что при этом находились также епископы Черниговский и Белгородский.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Симеон, отец, начальник живописной мастерской Троице–Сергиевой лавры — 285 Синарева С. П, — 221 Скарятин Николай Яковлевич (1821–1894) — губернатор Казани; тайный советник — 299, 301 Скачков Константин Андреевич (Андрианович) (1821–1883) — синолог, собиратель документов по истории Китая; автор книг и брошюр о Китае, в частности, «Очерки Китая» (М., 1875) — 123, 158, 162 Скворцов, протодиакон — вероятно, Скворцов Стефан Григорьевич — протодиакон Успенского собора в Коломенском — 274 Скворцов, флаг–офицер адмирала Штакельберга — 82 Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) — генерал–адъютант; участник многих войн России, в том числе русско–турецкой войны 1877–1878 гг., известен под именем «белого генерала» — 158 Скопин Михаил — Скопин–Шуйский Михаил Васильевич (1586–1610) — князь, боярин; русский полководец, в 1610 г. во главе русско–шведской армии освободил Москву от поляков — 177 Скрыдлов Леонтий Илларионович, помещик села Гайдуново, знакомый отца Николая — 310 Скрыдлов Николай Илларионович (1844–1919) — адмирал, участник русскотурецкой войны 1877 г. — 310 Скрыддова Анна Викторовна, жена Л. И. Скрыдлова — 310 Сладовникова Ф. А. — см. Солодовникова Ф. А. Слуцкий — 255 Смарагд, отец — Смарагд (Троицкий Стефан Михайлович) (1835–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1865); инспектор Виленского Духовного училища (с 1865 г.) и его смотритель (с 1867 г.); помощник настоятеля (с 1868 г.) и настоятель посольской церкви в Константинополе (1871–1885); архимандрит (с 1871 г.), епископ Ковенский и викарий Литовской епархии (с 1885 г.) (см.: Несколько слов ковенца на память о почившем в Бозе, преосвященнейшем Смарагде, епископе Ковенском//Литовские епархиальные ведомости. 1886. 48. Отдел неофициальный. С. 476–477; Воспоминание о преосвященнейшем Смарагде//там же. С. 474–476) — 314 Смирнов, священник княгини М. А. Мещерской — возможно, Смирнов Николай Константинович — протоиерей Большого собора Зимнего Дворца (с 1879 г.) — 290 Смирнов, товарищ отца Николая в г. Белом — возможно, Смирнов Андрей — однокурсник отца Николая по Смоленской Духовной семинарии — 290

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

В тот же день преставление преподобного Паисия Угличского, в 1504 г. Память 7 июня Страдание святого священномученика Маркелла, папы Римского, и прочих с ним Святой Маркелл был родом римлянин; отца его звали Венедиктом. Он принял престол Римской церкви после святого мученика Маркеллина и пробыл на нем в правление нечестивых римских императоров Диоклитиана [ 1 ], Максимиана Геркула [ 2 ], другого Максимиана, по прозванию Галерия [ 3 ], и Максенция [ 4 ] в продолжении пяти лет и шести месяцев. В те дни в Риме происходили следующие события. Император Максимиан по прозванию Геркул, был назначен Диоклитианом в соправители себе. Возвратившись в Рим из африканских провинций [ 5 ] и желая угодить императору Диоклитиану, замедлившему на востоке, Максимиан стал строить в честь его в Риме каменные термы, или бани, доставлявшие язычникам мерзкую прохладу [ 6 ]. Разыскав среди римских полков множество воинов, веровавших во Христа, Максимиан лишил их воинского звания и назначил им такую же работу, которую дал некогда фараон израильтянам в Египте [ 7 ], именно: он заставлял одних делать кирпичи, других известь, третьих копать землю и носить для устройства упомянутых терм камни. Всё это он делал для устрашения христиан, находившихся в Риме, ибо знал, что многие римляне не только из простого народа, но и из числа людей благородных, исповедывали веру христианскую, хотя и не открыто. В это время в Риме проживал некий богатый и честный христианин по имени Фрасон. Заметив, что христиане томились тяжкою работою и изнемогали от голода, Фрасон пожелал тайно помогать им своими средствами; избрав для этой цели четверых, богобоязненных мужей, он через их посредство снабжал христиан пищею, одеждою и всем необходимым. Этих мужей звали: Сисиний, Кириак, Смарагд и Ларгий. Когда блаженный папа Маркелл узнал об этом, то весьма возрадовался сердцем по поводу доставляемой христианам милостыни; призвавши к себе упомянутых четверых мужей и разузнав от них всё относительно Фрасоновой щедрости, Маркелл премного благодарил последнего, а Сисиния и Кириака поставил во диаконы римской церкви.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

— Господи, Иисусе Христе, помоги рабам Твоим! Затем Лаодикий приказал бить святых оловянными прутьями. В то время как их били в течение долгого времени таким образом, они предали души свои в руки Божии. Пресвитер Иоанн, взявши ночью тела святых, похоронил их с честью при гробнице пострадавших ранее святых мучеников Сисиния и Сатурнина (сделал это он по повелению святого папы Маркелла). В то время возвратился в Рим император Диоклитиан. Областеначальник Лаодикий сообщил Диоклитиану и Максимиану всё относительно святых мучеников, сказав, как он без милосердия мучил их и умертвил. Императоры были обрадованы сим известием и похвалили областеначальника за его усердие. Между тем упомянутый выше святой Кириак, поставленный во диаконы святейшим папою Маркеллом, находился в это время вместе со святым Сисинием, в темнице; здесь были заключены Смарагд и Ларгий, а также и прочие узники Христовы. Все они исполняли назначенную им тяжелую работу. Их выводили на работы днем, на ночь же снова запирали в темнице. Бог даровал блаженному Кириаку благодать исцеления недугов; многие приходили к нему и приносили своих больных, которых святой Кириак исцелял, после молитвы к Богу; так получали здесь зрение слепые, делались здоровыми расслабленные, изгонялись из людей бесы и по молитвам святого подавалось исцеление болящим от многоразличных недугов. У императора Диоклитиана была дочь по имени Артемия. По попущению Божию она впала в беснование и была мучима нечистым духом. Узнав о том, Диоклитиан весьма опечалился, так что в тот день по причине скорби не вкушал пищи. Когда же он вошел в комнату своей дочери, бесновавшейся в это время, то бес воззвал устами девицы: — Я не выйду отсюда, и никто не может изгнать меня кроме диакона Кириака. Тогда Диоклитиан приказал отыскать диакона Кириака, и когда он был найден в темнице и приведен к императору вместе с обоими друзьями своими, Смарагдом и Ларгием, то император стал упрашивать его войти в комнату дочери его и исцелить ее. Святой Кириак, войдя в комнату дочери царской, обратился к мучившему ее нечистому духу с такими словами:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

«Служил я однажды, — так начал свой рассказ ректор, — по приглашению в кафедральном соборе. Первым сослужащим после архиерея лицом был кафедральный протоиерей, уже   Л. 162 почтенный старец. Пришло время выхода со Св[ятыми] Дарами. Апхиеп[ископ] Смарагд, вручив Св[ятые] Дары протоиерею, встал на свое обычное место. Шествие тронулось. Но в момент отхода от жертвенника у протоиерея случилось несчастье: у кальсон его оторвалась пуговица и кальсоны стали сползать вниз. Протоиерей расшарашил (буквальное выражение ректора) ноги и двигался очень медленно. Протодиакон стоял уже на солее, а мы все еще не могли выйти из алтаря. Архиерей, горячий и нетерпеливый, стал ворчать и выражать свое негодование. Положение наше было незавидное, соблазн был большой. Кончилось обычное поминовение, и, приняв Св. Дары, архиерей вошел в алтарь, вошли и мы, а протоиерей по-прежнему едва двигался. “Что это значит, о. протоиерей, вы нездоровы?” — спросил архиерей. Протоиерей откровенно сказал Смарагду о случае, происшедшим с ним. “Вот что”, — удивился архиерей и велел пройти ему в ризницу и привести себя в порядок. Спустя   Л. 162 об. некоторое время архиеп[ископ] Смарагд послал секретное предписание благочинным, чтобы они обязали сельское духовенство не носить штаны с пуговицами, а только с гасниками ». После закуски ректор вскоре удалился, а преподаватели на некоторое время остались, и не напрасно. Ректор неожиданно снова появился, имея в руках какую-то длинную тетрадь. «Ну, вот вам и ревизорский отчет, только что полученный от архиерея». Все поспешили к ректору и обступили его. Началось чтение отчета. В общем для семинарии он был благоприятен. Но об о. Клименте в отчете было сказано, что «он по местным условиям не может в этой должности продолжать службу в семинарии». Все легко вздохнули и разошлись в самом отличном настроении. На второй день содержание отчета сделалось известным о. Клименту. «Ревизия произведена пристрастно», — сказал он, прочитав отчет. «Я подам прошенье и буду требовать другого ревизора». В то время на эти

http://bogoslov.ru/article/6174747

Заключительные главы Откр. очень величественны. Их можно читать просто для удовольствия, наслаждаясь поэзией и богословской глубиной: 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 С тена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. 15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21 А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. 22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. 23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец... (Откр. 21, 10-23). Если вся книга Откр. до предела насыщена ветхозаветными аллюзиями, то особенно это относится к описанию Небесного Иерусалима. «В конце долгого библейского пути это может быть своего рода хорошим тестом на знание Писания! Множество параллельных мест, которые указываются в Библии, может удивить!»

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...