А. Понятие о праздновании воскресного дня 1. Что значит праздновать? «Что значит праздновать? спрашивает святитель Филарет, митроп. московский. Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе косного и ленивого, а не для духа, по существу своему деятельного. Предаться безотчетно увеселениям? – называют и это праздником; но это праздник чувств и воображения, а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надо праздновать разумно; чтобы праздновать достойно христианина, должно праздновать духовно». (Сл. IV, 265). «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни» (Сл. III, 193), – а потому «день, освященный для праздника (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежат Богу и Его храму» 114 (Сл. IV, 7). 2. Библейские изречения о днях праздничных 1) И благословил Бог седьмый день и освятил его ( Быт. 2, 3 ; ср. Исх. 20, 8 – 11 ). 2) И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта... Семь дней есть пресный хлеб, и в седмый день праздник Господу. ( Исх. 13, 3, 6 ). 3) И сказал Господь Моисею, говоря; объяви сынам израилевым и скажи им о праздниках Господних... Вот праздники мои:.. в седмый день суббота покоя... в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седмый месяц в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб... Также в девятый день седмого месяца сего, день очищения... Никакого дела не делайте в сей день... с пятнадцатого дня того же седмого месяца праздник кущей семь дней Господу... это постановление вечное в роды ваши. ( Левит. 23, 1 – 2. 6 – 6. 24. 27 – 28. 34. 41 ). 4) И пришел (Господь наш Иисус Христос) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему в день субботный в синагогу. ( Лук. 4, 16 . См. еще Иоан 12, 20 ; Деян. 20, 7 115 . 3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Здесь Rev. James Moffatt указывает (Two Classical Parallels в „The Expository Times» XX, 4 [January 1909], p. 184b) параллель у Тита Ливия V, 4. 2 По вопросу о трихотомии и против усвоения ее Апостолу Павлу ср. у о. Ф.А. Стукова, Заметка относительно смысла учения Священного Писания о трехчастном составе человека в „Православном Собеседнике» 1885 г., ч. I, стр. 255–262, а для библейской психологии ср. у Ив. А. Олесницкого , Учение Ветхого Завета о бессмертии души в „Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1882 г., кн. III, стр. 259–298; кн. XI–XII, стр. 381–447; Ulysses G. В. Pierce, The Soul of the Bible, London 1907. 4 Это подчеркивает † Prof. Gustav Teichmüller, Aristotelische Untersuchungen III: Geschichte des Begriffs der Parusie (Halle 1873), S. 145. 5 Здесь сближения с философскими, стоическими идеями, а равно и об универсальной гуманитарности допускает еще, напр., Henry Berguer, Le milieu gréco-romain a-t-il fourni un des éléments constitutifs de la pensée et du caractère de saint Paul? в “Revue de théologie et de philosophie” 1908, N 6 (Novembre), p. 468–469; 466 suiv. 6 См. у † проф. П.И. Линицкого, Идеализм и реализм в журнале „Вера и Разум“ 1884 г., 17, стр. 184, 189, 193. 7 Трифон Джапаридзе, Влияние христианства на положение рабов в римском государстве (Ставрополь 1904), стр. 93 сл. 8 См. о сем даже у Prof. Dr. Wilhelm Soltau, Ursprüngliches Christentum in seiner Bedeutung für die Gegenwart (Lpzg 1902), S. 127 ff. 9 Так Lic. Paul Krüger (Hellenismus und Judentum im neutestamentlichen Zeitalter mit einem Geleitwort von Prof. Rud. Kittel, Lpzg 1908, S. 12) говорит, что циники и стоицизм подготовляли почву для христианских семян, но общее у них явилось не вследствие заимствования, а было тогда распространенным духовным достоянием. Посему † Prof. D. Otto Pfleiderer (Die Entstihung des Christentums, München 1905, S. 129) думает, что Апостол Павел и Сенека, во многом совпадая между собою, взаимно не знали друг друга и одинаково почерпали сходные элементы в тогдашнем образовании, проникнутом стоическими стихиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Освобождение от обязанности «к старосте поповскому с тяглыми попы тянути». Николай (Ярушевич). Церковный суд... С. 312. РФА. 1987. Т. 3. С. 667. Прил. 26. Российское законодательство Х–ХХ вв. Т. 2. С. 347. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение... С. 418–419. АСЭИ. Т. 3. 6, § 7. Там же. Т. 3. 6, § 11. Там же. § 12. Чтения ОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 5 и сл. Лишь спустя почти полвека эти нормы были подтверждены решениями Стоглавого Собора. Сборник Муханова. 319. Чтения ОИДР. Кн. 2. Смесь. С. 4. Грамота Василия III восстанавливается на основании грамоты Ивана IV Спасскому собору от 4 августа 1575 г. (ГИМ ОР. Синодальное собрание. 998) и жалованной грамоты Василия Шуйского от 3 августа 1606 г. тому же собору (Там же. 1005). ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 323. Морозов Б. Н. Грамоты XIV–XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома//Археографический ежегодник за 1987 г. С. 302. АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280. Там же. Т. 2. 340. Подробнее см.: Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989. С. 6 и сл. Ряд примеров такого рода привел в посланиях Иосиф Волоцкий, и его противники не оспаривали их правильность (см.: Послания Иосифа Волоцкого. С. 201, 209). Но даже такая смена патрона не вызывала сочувствия не только в обществе, но и у некоторых церковных иерархов. Так обстояло дело с переходом Иосифова Волоцкого монастыря под великокняжескую власть из-под власти удельного князя Федора Борисовича. Хотя никто не оспаривал факт «насилий» князя по отношению к монастырской братии, поступок игумена Иосифа встретил отрицательное отношение и со стороны Новгородского архиепископа Серапиона, в епархию которого монастырь входил. Один из приверженцев архиепископа цитирует его слова по адресу игумена: «Не достоит ти с князем Федором сваритися и силою жити на его отчине» (Послания Иосифа Волоцкого. Прил. С. 344). АСЭИ. Т. 3. 281. См. наиболее обстоятельно в исследовании Николая (Ярушевича) «Церковный суд...», гл. 6. АСЭИ. Т. 1. 76. АФЗиХ. Ч. 1. 193. Об этих монастырях см.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение... Ч. 2. Гл. 7.

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

Пс.103:6–9 ; Иов. 26:12; 38:8–11 ; Иер.5:22 ; бл. Феодор. и Афан. h. 1., также И. Злат. на Пс.148:7 ), а когда Ему угодно, для Его премудрых целей, как при переходе израильтян чрез Чермное море, Он заставляет их подниматься и стоять станами, не разливаясь до «назначенного времени» (ср. Исх. 14:21–22 и 15:8; ев. Вас. В. на ст. 7). «Но в высшем смысле», по изъяснению Отцов и учителей Церкви, в ст. 6, вместе с учением о всемогуществе Божием, «Давид богословствует о св. Троице» и нераздельном участии лиц Божества в творении мира, – «называя Господом (Бога) Отца, Словом (Его – Бога) Сына, и Духом (уст Его – Бога) Духа Святого» (Евф. Зигабен; ср. св. Афанас., св. Вас. В. и бл. Иероним на ст. 6) и показывая, что «в творении надобно представлять первоначальную причину всего сотворенного – Отца, причину значительную – Сына и причину совершительвую – Духа» (св. Вас. В. в р. п. т. III о св. Духе к Амфил. гл. 16, стр. 288), что «ни Отец не творит без Сына, ни Сын без Духа» ( – прот. Евном. кн. V, стр. 195) и «не произнесением речений созидает Бог и не излиянием выдыхаемого воздуха,... но действием живого Слова» ( – там же, стр. 193–4), о «котором взывает Иоанн: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть ( Ин.1:3 )» (там же, выше настр. 193), «и сообщением животворящего Духа» (там же ниже на стр. 194), «Иже от Отца исходить» ( Ин.15:25 ), и полновластно домостроительствует в раздаянии дарований» ( – в Амфил. гл. 16, стр. 288 и 287; ср. Григ. Бог. сл. 41 на св. 50-цу ч. 4 стр. 19; бл. Феодор. на Пс.и др.) Слав.-греч. (=халд.) чт. 7-го ст. собирай к мхъ (в некот. греч. спп., по свид. Вас. В.=у Симм. в лат. и у бл. Иерон., – в мехе; древн.-слав. Псалт. XIII–XIV в. в мхъ, сирск. во мн. ч. в мехах) воды – подобием кожаного меха, употребляемого на востоке для содержания и перевозки воды и других напитков, выражает одинаковую с евр.-русск. т. мысль об ограждении морских вод прочными пределами, – именно, что воды морские, хотя и волнуются, как надуваемый и сжимаемый кожаный мех, но не разливаются далее указанных им пределов, как будто собранные и заключённые в этом мехе (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Точно также и омонимы прострел в словаре 1847 г. соединены в одно слово: «Прострел, а, с. м. 1) Простреленное место. На кивере есть прострелы. 2) Acconitum Lycoctonum, растение, 3) Nymphaea, растение. Lenex. III, 271, 193. 4) Anemone Pulsatilla, растение; ветреница» (там же, с. 1181). В словаре В. И. Даля клубок слов и значений, связанных с звуковым комплексом пострел, постепенно распутывается. Даль различает собственно три омонима слова пострел. 1) Пострел – рана от пули из огнестрельного оружия//Болезнь апоплексия, удар, шуточно кондрашка... Его пострелом разбило, нога и руки накрест отнялись. В третьем издании словаря И. А. Бодуэна де Куртенэ сюда же присоединяет новый оттенок: «Боль в пояснице, лат. lumbago, немецкое Drachenschuss, Hexenschuss, польск. postrzal. Ср. прострел» (сл. Даля 1909, 3, с. 905–906). У В. И. Даля есть намек на то, что с этим же словом было связано в народных говорах и значение: «черт, дьявол , шут, нечистая сила». Именно здесь же приведен пример: «Пострел его знает, куда он ушел, бранн.». Здесь новым, неизвестным Далю, принадлежащим к дополнениям оказывается то самое бытовое медицинское значение, которое у нас теперь обычно связывается со словом – прострел. 2) Но уже как омоним, рассматриваются у Даля слова: «Пострел, постреленок, непоседа, повеса, шалун, сорванец (сорви-голова). Наш пострел везде поспел.... Эки пострелята, гляди что делают!» Бодуэн де Куртенэ сюда присоединяет еще пример: «Не балуй, постреленок; пропаду на тебя нет, прости господи». С этим же словом Бодуэн генетически связывает областное (оренбургское, уфимское) пострел – «комедиант, кривляющийся человек» (ср. значения слов шут, игрец) (см. Опыт обл. влкр. сл., с. 173, 269). 3) Наконец, третьим омонимом является слово пострел в значении «пострельная трава, прострел». Ср. Лесной пострел, Acconitum Lycoctonum. В силу частичного созвучия, в силу общности основы и близости приставок судьба слова пострел тесно сближается с историей слова прострел. Здесь также у Даля обособляются три омонима: I. «Прострел – действие по глаголу прострелить; пробитая стрелой дыра. II. Прострел – растение Anemone; растение Anemone Polsatilla, см. подснежник; растение Acconitum и др. ядовитые травы. Водяной прострел, растение Nuphar luteum, желтая кубышка, см. одолень.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Во Св. Троице исповедуется беспредельное сращение по естеству ( συμφυια) Трех Беспредельных 256 Сын вечно рождается от Отца 257 , и Дух через Сына 258 исходит от Отца. Среди Лиц Св. Троицы по деятельности в отношении к тварному миру в особенности выделяется Логос. Собственно Он один является в Ней действующим началом: Отец благоволит, Сын действует, Дух усовершает (содействует) 259 . Логосу в отношении к миру принадлежит центральное значение. Он – Творец мира 260 Он и Промыслитель 261 В частности (как уже отмечено выше, стр. 57), Он же является действующим началом и в богопознании: мы познаем, прежде всего, Логоса и лишь в Нем существенно Сущих в Нем Отца и Духа 262 . 245 Mystagogia, 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [p.n.I, 162–163]. Термин ареопагитский: De div. nom. IV, 35, PG.3, 736A. 246 Как подготовительная ступень к экстатическому богообщению, это «ведение» называется у преп. Максима «богословским тайноводством» ( θεολογικη μυσταγωγα р.п., Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C-D, p.89 [p.n.II,123–124]; Ambigua, PG.91, 1240B, f.194b) и сливается с «таинственным богословием» (Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332C, p.53 [p.n.II,84]). 247 Ambigua, PG.91, 1400С, f.258a. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [p.n.II,123]. EP.7, PG.91, 436A, p.245. 248 Cap.de charitate III,30 [p.n.I, 125]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [p.n.II,123]. Ambigua, PG.91, 1273C. 1397A, f.209a-B.257a. 254 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892C-893A, p.355–356 [p.n.I,194]. Mystagogia 23, PG.91, 700D-701A, p.516–517 [p.n.I,176]. Cap.de charitate II,29 [p.n.I, 111] (против тритеитов). Cap.theol. II,1 [p.n.I,233–234]. Cap.quing.I,4,5. Св. Григорий Богослов , см. выше, с.24.1. 255 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892AB, p.355 [p.n.I,193–194]. Ambigua, PG.91, 1260D, f.204a. Ad Thomam, PG.91, 1036А-В. f.105a-B. Св. Григорий Богослов , Or.38, n.8, PG.36, 320В-С; p.n.III.3, 198; Or.34, n.8; 39, n.11, 249A. 348A; p.n.III, 155. 215. 258 Quaest. ad Tahl. LXIII,PG.90, 672C, p.238 (Fragm. de Spiritu S., PG.90, 1461C, p.671). Quaest. et dubia 34, PG.90, 813B; Exemplum ep. ad Marinum, PG.91, 136A-B, p.70; ср. Cap.quing. I,4. Св. Кирилл Александрийский , In Joann. liB.II,1 (ad I.33), PG.73, 208C; p.n.XII, 193 (цитуется в Exempl. ep.ad Mar.); ср. св. Афанасия Великого , ep.ad Serap.III, I,PG.26, 625B; I,25, 588C-589A; p.n.III.2, 60. 37–38; св. Василия Великого , De Spiritu S., c.XVIII, §46, PG.32, 152B; p.n.III4, 255–256; ep.38, n.4, PG.32,329C; p.n.VI,83; св. Григория Нисского , Quod non sint tres Dii, PG.45, 133B-C; p.n.IV, 131. К уяснению вопроса см. Преосв. Сильвестра Опыт православного догматического богословия. Киев, 1881, m.II,440 сл., 514 сл., а также Orat. Dom. expositio, PG.90, 876В, р.346 [p.n.I,186].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Горе (душе в которой нет Христа). IV, 118; II, 99 (§ CXLI), 53 (§ XCVII). Госпиталь или лазарет (что госпиталь больным, тое церковь святая есть христианам). IV, 123. Господин и раб (Христос Господь и христианин, раб Христов). V, 10. Господин и раб его купленный (Господь И. Христос, и человек, Им искупленный от диавола и темной Его власти и Себе присвоенный). IV, 16, 279 115); II, 31 (§ LIII). Господин, зовущий раба (Христос Господь, зовущий к Себе, чрез смерть всякаго человека). IV, 78. Граждане, ожидающии царя своего во град свой (о втором пришествии Христа на землю и о приготовлении себя к достойному сретению Его). IV, 269 109). Гражданин (истинный христианин хотя в мipe сем и обращается, однакож имеет град в отечестве небесном). IV, 49. Грех. I, 123, 105 (§ 28); II, 23–25 (§ XXXIX-XLIV), 40 (LXXII), 47 (LXXXVII), 92 (CXXXII), 102 (CXLIV), 114 (стат. 3-я), 153 (стат. 4-я); III, 200–202 (§ 376–377), 205 (гл. 5-я), 245 (гл. 10-я); IV, 71 36), 75 (Долг), 86 (Человек в ранах), 126 (Яд), 343 138); V, 5 (пис. 7-е), 17 (пис. 16-е), 21–24 (пис. 18–19), 87–89 (пис. 73–74), 151 (§ 46), 202–207 (сл. 19–20), 306 (пис. 19-е). Д О Двоих плодах любве к ближнему. V, 219 (сл. 27-е). Десница (христианин должен быть не токмо десницей приемлющею добро от Создателя своего, но и десницею дающею). IV, 68. Долг (пред Богом – грехи человеческие). IV, 75; II, 32 (§ LIV). О Должности христианской к Богу. III, 32 – 112; I, 54 (сл. 7-е). О Должном Богу послушании. III, 52. О Должности христианской ко Христу, Сыну Божию. III, 112–171. О Должной Христу работе. III, 154, 396 (гл. 11-я). О Должности христианской к самому себе. III, 172–337. О Должности христианской к ближнему. III, 337–342; I, 54 (сл. – См. еще о Любви к ближнему. О Должности родителей и детей их. I, 114–118, 150; II, 193 (§ 136); III, 362 (гл. 5-я); V, 161–164. См. еще о Христианском воспитании детей. О Должности мужей и жен. III, 365 (гл. 6-я); V, 159; I, 150. О Должности благочестивых монархов и подданных их. III, 345 (гл. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ложь, лесть и лукавство. II, 170; I, 136; V, 292 (пис. 14-е). Лоза и розги (что лоза и розги между собою, тое Христос и христиане между собою). IV, 33. О Любви Божией к человеку. V, 2–3 (пис. 2–3), 5 (пис. 6), 14 (пис. 14), 66–69 (пис. 47–49), 104 (пис. 96), 141 (§ 14), 321 (пис. 25); II, 16 (§ V); IV, 325 129), и в друг. безчисл. местах. Любовь к Богу. I, 152, 82 сл. 12-е); II, 18 (§ XIII), 44 (§ LXXX), 79 (§ CXIX), 89 (§ CXXVIII), 94 (§ CXXXVI), 255, 283 (§ 219); IV, 325–334 129–133); V, 214 (сл. 25), 304 (пис. 17-е). О Любви ко Христу Сыну Божию. III, 127–145; сл. I-e, стр. 27; II, 28 (§ XLIX). Любовь к ближнему. I, 155, 82 (сл. 12-е), 28 (сл. 2-е); II, 306, 37–38 (§§ LXIV-VI), 44 (§ LXXX), 318 (гл. 11-я), 351 (§ 272); III, 337 (§ 444–452); IV, 35 18), 87 (см. о томжде), 88 (§ 43); V, 212 (сл. 24-е), 217–220 (сл. 26 и 27-е). Любовь ко врагом. I, 159; II, 335; IV, 43 (о томжде); V, 124 (пис. 113). М Малое деревцо (юное и малое отроча и его воспитание). IV, 184. Тут же стр. 185–186, об искоренении страстей. Малыя дети (о неразумных, которые о потере временных благ жалеют и плачут, а о стяжании вечных небрегут). IV, 347. См. еще Плач. Междоусобная брань (у христиан, когда едины на друга возстают и друг друга обиждают). IV, 356. Меч над главою висящий (меч правосудия и гнева Божия над всяким нераскаянным грешником). IV, 100. Милость царская, законопреступникам обещанная и публикованная, и обращающимся являемая (прощение грехов, от Царя небеснаго обещанное и даруемое грешникам кающемся). IV, 156. О Милости к ближнему. I, 162; II, 318 (гл. 11); IV, 64–68 (о томжде, и Десница), 87–89 (о томжде, и Слепый удерживаемый). См. еще: о Любви к ближнему, о Должности богатых. Мир (с Богом). IV, 175; III, 400. Мир. IV, 1. См. еще Свидетели. Много я тебе должен (исповедь христианина пред Богом, при воспоминании бесчисленных и неоплатных благодеяний Его к нему). IV, 206. О молитве. I, 182, 193 (Разм. VII), 194 (Разм. IX); II, 299 (§ 234–248), 33 (§ LVI), 71 (§ CXVI), 83 (§ CXXII); III, 90, 251 (§ 413), 402; IV, 31 (§ 15); V, 152–153 (§ 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Чтение. 1861 г., II, 1 и сл.). Silbernagl, Veriassung (см. § 9. II) Dr. A. Pichler, Geschichte der kirchl. Trennung zwischen Orient und Occident von den ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart. 2 Bde. München, 1864–1865 г. (I Byzautinische Kirche). Гиргас, Права христиан (см. § 9, III) Waddington and Harburg, Present condition and prospects of the Greek or oriental Church. London, 1826 r. église orthodoxe Orient. Athen, 1853. 1069 Neale, An history (I, 127). F, von Loher, Cypern. Stuttgart, 1878. S. W. Backer, Cyprus in the yar 1879. M. Latrie, Hisioire de île de Chypre. Paris, 1855, Haseman (1. c.). Asseman, Bibliotheca uris orientalis (I, 387 sq.). Σθα, Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τομ. II, VI. 1070 Макарий, История русской церкви. Голубинский, История русской церкви. Барсов, Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью. Спб. 1878 г. А. Павлов, Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права (Правосл. Обозрение, 1879 г., III, 476 и сл. 734 и сл. Это рецензия на упомянутую книгу Барсова). Суворов, Курс церковного права (I, 127 и сл.). Pichler, Geschichte der kirchl. Trennung (II, 1–340). Silbernagl, Verfassung (S. 85–136). О новых статистических свдениях о русской церкви смотри «Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания». Спб., 1887 г. 1072 Πρ ξις συνοδικ τς γκς κα μεγλης συνδου ν Κωνσταντινουπλει ν τει 7096 περ το πκτριχου Μοσχοβας. Аф. Синт., V 149–155. 1073 Αф. Синт. V, 160–163. В примечании на стр. 160 того же тома напечатано письмо Петра Великого по поводу этого, от 30 сентября 1721 г., к Константинопольскому патриарху Иеремии III – Рассуждая об историческом развитии устройства русской церкви, г. Суворов, в своем «Курс церков. права» (стр. 127–193), нашел возможным столько наговорить о «цезаропапизме» русской церкви, что патер Тондини действительно может ему позавидовать. 1074 (Jos Iireek) Actenmässige Darstellung (см. § 9, III). Бартенштуйн, Кратак uзbeшmaj о станьу pacejahor мhoroбpojhor илирскога по ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1 «Часослов Эфиопской церкви». Записки Императорской академии Наук. Серия VIII, т. I, 7. 2 Напр. на первом часе – Апостолы (см. изданные и переведенные мною по Лонд. ркп. “Эфиопские стихи в честь Апостолов” в Записках Вост. отд. И. Руск. Арх. Общ. XII, 1, 8–20) на девятом – мученики, на вечерне – преподобные (см. Болотов, op. cit. р. 193 sq.). 3 См. Мансветов о песенном последовании. Творения св. Отцов, изд. при Моск. Дух. Акад. 1880, III и IV. 4 После 8-й песни в нашей рукописи находим также своего рода “антифон”, даже почти совпадающий с римским воскресным после “canticum trium puerorum ” . 5 В Коптском чине кроме “Аллилуйя Отцу, Аллилуйя Сыну, Аллилуйя и св. Духу” есть еще в конце песней их перифразировка и воззвания к списателям, Богородице и Ангелам (см. в моем издании “Часослов”, стр. 129 сл. 135. 8 О них см. у В. В. Болотова. Описание двух рукописей... Христианское чтение 1887, II, 147 сл., где дан перевод некоторых из них; у меня в издании “Часослова”, где стр. 138–157 изданы и переведены величания в честь Спасителя. 9 См., напр., изданная мною и переведенная пасхальная псалия в статье: “Пасхальная служба Коптской церкви” (Сборник Commentationes Philologicae в честь проф. И. В. Помяловскаю (Спб. 1897, стр. 6). 10 См. о ней у В. В. Болотова. Ibid. стр. 14, и у меня в Описинш Эфиопской рукописи И. Общ. Любителей Древней Письменности, стр. 7 сл., где приводится и перевод двух строф. 11 Уже в “песенном чине”, который, по проф. Мансветову (l.c. III, 769), “ведет свое происхождение из богослужебного порядка первохристианской церкви и есть не что иное, как сколок и подражание последнему”, были несомненно “песнь трех отроков, сопровождаемая соответствующими припевами, а после хвалитных – песни Захарии и Богородицы” (Ibid. IV, 999). 12 Книга эта, как говорит предисловие к ней в рукописи n’ 60 Парижской Национ. Библ. (Zotenberg, Catal. р. 62), не оригинальное абиссинское произведение, а переведена с арабского при царе Зара-Якове 1434–68. Рукописи ее имеются во многих музеях (4 в Париже, 24 в Британском Музее, одна в Петербурге в библиотеке Института Вост. яз. при Азиат. Департ. М. Ин. Дел). Редакции различны я дают как различное количество чудес, так иногда и различные чудеса, но начинаются обыкновенно с рассказа о Дексии (м. б. Ильдефонсе), еписк. Толедском (в VI в.), занимавшемся собранием чудес св. Девы в одну книгу, за что и удостоившемся Ее явления, причем она громогласно прочла и одобрила книгу. Во вторичном явлении она дала ему епископское одеяние. В наиболее полных рукописях число чудес выше двухсот и в числе их встречается немало относящихся к западному христианству. См. перечень их у Zotenberg " a 1. c.; все они б. ч. западного или Египетского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010