В епархии чтятся образ Пресв. Богородицы «Скоропослушница» в Михаило-Архангельском храме в с. Городище и икона сщмч. Макария Оренбургского в Никольском храме с. Н. Павловка Оренбургского р-на. Пользуется почитанием игум. Зосима (Карцев; † 1920) - основатель Николаевского мон-ря близ с. Покровка Новосергиевского р-на, к месту его подвига стекается множество паломников. Местночтимая святая Уфимской епархии прп. Зосима (Суханова) Еннатская, прожившая на территории совр. Оренбургской епархии более 30 лет, также широко почитаема в Оренбуржье за скорую помощь обращающимся к ней в молитве. Е. В. Банникова Архиереи Оренбургские и Уфимские епископы: Амвросий (Келембет; 13 нояб. 1799 - 25 мая 1806), Августин (Сахаров; 10 июня 1806 - 6 янв. 1819), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов ; 11 дек. 1818 - 23 марта 1819, в. у.), свт. Иннокентий (Смирнов ; 2-22 марта 1819, на кафедру не прибыл), Феофил (Татарский (Кожемяченко); 23 марта 1819 - 19 мая 1823), архиеп. Казанский Амвросий (Протасов; 19 мая 1823 - 17 июня 1823, в. у.), Амвросий (Морев; 17 июня 1823 - 1 дек. 1828), Аркадий (Фёдоров; 3 февр. 1829 - 8 авг. 1831), Михаил (Добров; 27 сент. 1831 - 30 окт. 1835; 1838, май-сент. 1843, в. у.), Иоанникий (Образцов; 16 нояб. 1835 - 20 нояб. 1849), Иосиф (Кобыльский-Богословский; 20 нояб. 1849 - 27 авг. 1853), Антоний (Шокотов; 27 авг. 1853 - 17 марта 1858), архиеп. Казанский Афанасий (Соколов ; 17 марта 1858 - 15 июня 1858, в. у.), Антоний (Радонежский; 15 июня 1858 - 17 марта 1862; с 21 марта 1859 именовался Оренбургским и Уральским). Оренбургские и Уральские епископы: Варлаам (Денисов; 19 мая 1862 - 9 нояб. 1866), Митрофан (Вицинский; 9 нояб. 1866 - 23 мая 1879, с 1 апр. 1879 в сане архиепископа), Вениамин (Быковский ; 23 мая 1879 - 5 апр. 1882), Вениамин (Смирнов ; 5 апр. 1882 - 1 мая 1886), Макарий (Троицкий; 21 мая 1886 - 22 окт. 1895), Николай (Адоратский ; 22 окт. 1895 - 29 окт. 1896), Старицкий еп. Гавриил (Голосов ; 16 июня - 15 авг. 1896, в. у.), Тихон (Клитин ; 15 нояб.- 5 дек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Разорение, которое претерпели монастырские постройки, коснулось, безусловно, и надвратного храма. По свидетельству Амвросия (Орнатского), «...над западными вратами монастыря церковь во имя Происхождения честных древ после неприятеля возобновлена и освящена 27 Июля 1813 года». В начале 1820-х годов в храме производились ремонтные работы, поскольку К. Тромонин, именуя его по-прежнему, писал, что в 1823 году «церковь сия с трапезою, снаружи и внутри поновлена». Позже о возобновлении храма в 1823 году писал И.К. Кондратьев. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, в 1823 г. устроен в храме новый иконостас, «но со старыми иконами и царскими вратами 1593 г.». В летние месяцы 1833 года расписывали масляными красками «западные ворота внутри под Спасскою церковью» и «золотили главу на Спасской церкви и расписывали оную к монастырю». С этого времени храм преимущественно называется Спасским. К. Тромонин уточнял характер работы на церкви: в 1833 году «глава на ней вызолочена но олифе, а яблоко и крест чрез огонь червонным золотом». Текст В.В. Пассека несколько отличается в деталях: «...глава на ней позлащена по гульдфарбе, а шар и крест чрез огонь червонным золотом». 5 июня 1842 года «...с востока зашла черная туча с сильным ветром и градом и много наделала вреда и убытка... В церквах, в братских кельях, в летней трапезе довольно также перебило стекол... с летней трапезы снесло половину крыши, с Спасской церкви немного...» Естественно, после этого необходимо было ремонтировать повреждённые участки. Сохранилось «Дело о возобновлении иконостаса церкви Происхождения Честных древ в Симоновом монастыре», датируемое 1854-1856 годами, однако насколько был изменён пятиярусный иконостас 1823 года «с местными образами древняго художества», о котором писал К. Тромопип, можно уточнить, только рассмотрев при необходимости материалы дела. По сведениям П. Паламарчука, со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, к началу XX века иконы были поновлены, «лучше всего сохранился образ Успения XVI века».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р. Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени. К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

http://pravenc.ru/text/189627.html

Собор в честь Воздвижения Креста Господня. 1823 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня. 1823 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня освящен 17 авг. 1823 г. еп. Нижегородским Моисеем; 30 июля 1825 г. архимандритом нижегородского Благовещенского мон-ря Иоакимом освящен правый придел с 2 престолами - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а 20 авг. того же года архимандритом нижегородского Печерского мон-ря Гавриилом освящен левый придел во имя свт. Иннокентия Иркутского. Собор имеет в плне форму правильного креста (35×35 м), завершен центральным куполом и 4 малыми главами. Особенность храма - необычное для нижегородской архитектуры расположение малых барабанов не по углам основного объема, а по осям главных нефов, т. е. по сторонам света. Величина центральной и боковых глав одинакова. В архитектуре храма заметно стремление к сомасштабности с соборами С.-Петербурга, в т. ч. в использовании 3-нефного планировочного приема. Входы в собор обрамляли 4-колонные портики. Первоначально в интерьере собора были устроены 4 колоннады, к-рые поддерживали плоский потолок. Все барабаны собора были деревянные, а центральный изнутри оштукатурен и расписан. Центральный 8-гранный барабан был установлен на кирпичное основание, покоящееся на подпружных арках и парусных сводах, опирающихся на 4 столба. Сверху барабан покрыт невысоким куполом. В 1842 г. по просьбе игумении архит. А. Л. Леер обследовал собор и обнаружил нарушение конструкций потолка. Леер предложил разобрать потолок с колоннадами и устроить новый каменный свод. В центральном глухом деревянном барабане было предложено сделать окна, а для удержания тепла стены и свод барабана обить тесом ( Шумилкина, Шумилкин. 2012. С. 28). Своды над 1-м ярусом собора - цилиндрические, крестовые, «монье». Хоры выполнены из деревянных конструкций: колонны, перекрытие, парапет, лестница. С хоров ведет лестница на чердак. Стены и своды внутри собора были оштукатурены, на стенах располагались пилястры с каннелюрами, завершенные капителями композитного ордера. Над капителями по всему периметру стен проходил профилированный карниз. Полы на 1-м ярусе частично цементные, частично выложены метлахской плиткой. Все барабаны собора были деревянные, снаружи они обиты черной кровельной сталью. После перестройки 1842 г. в главном алтаре поставлены новый иконостас, престол и жертвенник; часть икон написана заново; внутри церкви заменены колонны и пол; устроено помещение для ризницы; укреплены стены и переделаны входы, а также перекрыты крыша и купола. 17 авг. 1848 г. после капитального ремонта архиеп. Нижегородский Иаков (Вечерков) освятил главный алтарь в честь Воздвижения Креста Господня, южный - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а северный - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, во имя свт. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Андрей Николаевич (30.04.1806, Москва - 18.08.1874, Киев), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник. Род. в семье генерал-майора Н. Н. Муравьёва и А. М. Муравьёвой (урожд. Мордвинова). Младший брат декабриста А. Н. Муравьёва, Н. Н. Муравьёва-Карского и М. Н. Муравьёва-Виленского. После смерти матери в 1809 г. воспитывался у родственников в С.-Петербурге. В 1815-1823 гг. проживал в Москве на ул. Б. Дмитровка в доме, в к-ром размещалась основанная его отцом школа колонновожатых. По признанию М., вопреки желанию отца, стремившегося дать сыну математическое образование, в нем зародилась «страсть к словесности» под влиянием наставника С. Е. Раича, родного брата митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В числе членов лит. кружка, организованного Раичем, были Ф. И. Тютчев , М. П. Погодин , С. П. Шевырёв, будущий посланник в К-поле В. П. Титов и др. В февр. 1822 г. М. был определен архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел, в марте 1823 г. переведен на военную службу во 2-ю армию (г. Тульчин) под командованием ген. гр. П. Х. Витгенштейна. 7 мая 1823 г. зачислен юнкером 34-го Егерского полка, 3 дек. того же года произведен в прапорщики Харьковского драгунского полка. 3 сент. 1827 г. «уволен от военной службы с повышением чина, для определения к статским делам». С сер. 20-х гг. XIX в. участвовал в лит. жизни Москвы, был знаком с Е. А. Баратынским, А. С. Пушкиным , тесно общался с Погодиным, регулярно посещал лит. салон кнг. З. А. Волконской. Летом 1825 г., во время отпуска в Крыму, познакомился с А. С. Грибоедовым. В списках ходила трагедия М. «Владимир» (1826), в к-рой П. А. Вяземский отмечал «живость, огонь и признаки решительного дарования». В альманахе «Северная лира на 1827 год» вышла 1-я публикация стихотворений М. В том же году в Москве был напечатан единственный его поэтический сб. «Таврида». Начал работу над циклом трагедий из русской истории - пьес «Михаил Тверской», «Георгий Московский» и «Падение Перуна». Во время русско-тур. войны 1828-1829 гг. на зимних квартирах в Яссах познакомился с А. С. Хомяковым , впосл. не разделял его славянофильские и богословские взгляды ( Муравьёв. Знакомство с русскими поэтами. 1871. С. 16). В 1834-1837 гг. поддерживал знакомство с М. Ю. Лермонтовым , который на его квартире написал стихотворение «Ветка Палестины» с посвящением М. Об этом периоде жизни М. написал кн. «Знакомство с русскими поэтами» ( Хохлова. 1999. С. 159-160; Она же. 2001).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Имена первых предстоятелей Анкирской кафедры неизвестны. Феодор, первый епископ, имя к-рого дошло до наст. времени, пострадал, вероятно, во время одного из гонений III в., как и сщмч. Климент, возглавлявший кафедру А. в 285-304 гг.; за ним следуют Маркелл (ок. 314-336); Василий (336-348); Маркелл вторично (348-ок. 350); Василий вторично (ок. 350-360); Афанасий (360-373); епископ-арианин, имя к-рого неизвестно; Аравиан (кон. IV в.); Климент (ок. 400); Леонтий (401-430); Феодот (до 425-446); Евсевий (упом. 451). Анастасий (упом. 458); Феодосий (упом. 490); Дорофей (513); Елпидий (536); Домициан (ок. 540); Дорофей (553); Фронтин (?) (с 562); Павел (кон. VI в.); Платон (упом. 681); Стефан (упом. 692); Василий (упом. 787); Феодул (упом. 861-870); Даниил (или Михаил) (упом. 879); Феофилакт (?) (упом. 892); Гавриил (ок. 907 - ок. 912); Григорий (с 945); Иоанн (упом. 997); Феофил (нач. XI в.); Михаил (упом. 1030-1032); Никита (1038); Михаил (сер. XI в.); Николай (?) (после 1032); Михаил (?); неизвестный (упом. 1067); Никита (до 1072 - после 1084); неизвестный (упом. 1140); Стефан II (упом. 1157); Михаил (1168-1177); Макарий (1178); неизвестный (1226); Христофор (после 1227-1233); Григорий (ок. 1260); Вавила (?) (упом. 1320); неизвестный (упом. 1365); Макарий (1391-1404); Константин (упом. ок. 1450); Макарий (упом. 1460); неизвестный (упом. 1475); Герасим (ок. 1561); Матфей (упом. 1590); Савватий (ок. 1596); Парфений (1602-1631); Арсений (?); Григорий (?); Лаврентий (ок. 1636-1655); Герман (1655-1665); Герасим (упом. 1668); Серафим (с 1670); Вениамин (?) (упом. 1676); Афанасий (до 1679-1709, позднее К-польский Патриарх); Иоаким (упом. 1698); Макарий (ок. 1710); Мелетий (упом. 1713); Неофит (ок. 1720); Иоанникий (упом. 1740); Анфим (упом. 1765); Серафим (1774 - ?); Матфей (упом. 1783); Макарий (?) (упом. 1788); Иоанникий (до 1793-1811); Софроний (1811-1814); Мефодий (1814-1823); Кирилл (1823); Агафангел (1823-1826); Герасим (1834); Софроний (1835); Макарий (упом. 1836); Кирилл (1836); Никифор (упом. 1838); Иерофей (1845); Мелетий (1852); Иоанникий (упом. 1860); Хрисанф (1872-1877); Герасим (упом. 1877); Николай (упом. 1899); Софроний (упом. 1902); Гервасий (1910-1922); Константин (1922).

http://pravenc.ru/text/115538.html

В апр. 1821 г. имп. Александр послал гвардейский корпус для подавления антигабсбургских восстаний в Испании, Италии и Португалии, но когда полки были на подступах к границе, ситуация изменилась и им было приказано остановиться в Белоруссии и Литве. Как командир бригады Н. П. участвовал в походе и после маневров при мест. Бешенковичи Витебской губ. (в 60 км от Витебска) остался там с войсками на зимних квартирах. В сент. 1821 г. в Бешенковичах имп. Александр I наблюдал за маневрами и произвел смотр гвардии, во время к-рого вел. князья Н. П. и Михаил командовали своими бригадами. Император остался доволен, но Н. П. не получил продвижения по службе. У него также не сложились отношения с командующим Гвардейским корпусом Ф. П. Уваровым, недовольным излишней строгостью Н. П. Среди недостатков Н. П. необходимо отметить вспыльчивость, педантизм, самоуверенность. Его подчас мелочные придирки не способствовали повышению авторитета в гвардии. Характерна «норовская» или «виленская» история - конфликт Н. П. с офицерами Егерского полка, происшедший 27 февр. 1822 г. Кроме того, в записных книжках за 1822-1823 гг. Н. П. зафиксировал 3 случая своего рукоприкладства по отношению к нижним чинам и камердинеру. Проблема престолонаследия и междуцарствие Согласно камер-фурьерским журналам, 13 июля 1819 г. в Красносельском лагере состоялась 1-я беседа имп. Александра I с Н. П. относительно возможного престолонаследия. При этом император ссылался на согласие вел. кн. Константина Павловича, который не имел законных детей, а 12 мая 1820 г. вступил в морганатический брак с полькой, графиней И. А. Грудзинской, получившей в браке титул княгини Лович. В июле 1823 г. на основании письма вел. кн. Константина от 14 янв. архиеп. Московский Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит) при участии министра народного просвещения кн. А. Н. Голицына подготовил манифест, подписанный Александром I в Царском Селе 16 авг. 1823 г. В манифесте говорилось о добровольном отречении вел. кн. Константина от престола и о передаче его Н. П.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына , 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» ( Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому , проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник» , сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга . Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) , к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский) .

http://pravenc.ru/text/578314.html

был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи , стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895). Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе , позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ , занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи. С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору . Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р.

http://pravenc.ru/text/171863.html

«Явно автобиографический и политический смысл стихотворения заставил издателей прибегнуть из цензурных соображений к примечанию, затуманивающему смысл стихов: " Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч. " » Декламировала я, ребенком, эти стихи, неоднократно в последние годы звучали они в исполнении малышей в Одесском Доме ученых на пушкинских вечерах. Ребятишки, как правило,и радувались, и огорчались, узнав об обычае: «Зачем он исчез?» И впрямь, – зачем?.. Напомню эти стихи Пушкина, открывающие в любом собрании подборку 1823 года: ПТИЧКА В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины; На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! до 13 мая 1823 В 1823-м году «Светлое Христово Воскресение, – свидетельствует Иеромонах Иов (Гумеров), – праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю)». Письмо к Н.И. Гнедичу написано «ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном)» Д.К. Зеленин напоминает о статье А.И. Терещенко (1848): «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль – и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. – Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» здесь и ниже курсив мой – Л.В.]

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/06/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010