Том 2. Книга 1 Том 2. Книга 2 Том 3. Книга 1 Том 5 Содержание Предисловие I. Слово при открытии Таврической духовной семинарии в городе Симферополе II. Речь в день открытия Таврической духовной семинарии III. Слово при погребении Симферопольского кафедрального отца протоиерея М. К. Родионова 28 января 1874 года IV. Слово на Новый Год V. Слово в день трёх святителей VII. Слово в день Рождества Христова VII.Cлobo на день Трёх Святителей VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 1876 г. IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим X. Слово, произнесённое в Феодосийском Александро-Невском соборе в день годового поминовения директора московского исправительного приюта малолетних В. В. Рукавишникова, 8 Августа 1876 г. XI. Слово на Успение Пресвятой Богородицы XII. Слово в день Святителя Николая Чудотворца XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-го декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства XV.Cлobo в день Трёх Святителей XVI. Слово в Великий Пяток над Плащаницей XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы XVIII. Слово в день годичного общего собрания Симферопольского Александро-Невского братства. 4 ноября 1879 года XIX. Речь по случаю события 5 февраля 1880 г. в зимнем дворце XX. Слове в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и в день двадцати пятилетия Его царствования (19-го февраля 1880 года) XXI. Речь пред освящением часовни Симферопольского Александро-Невского братства XXII. Слово в неделю Ваий XXIII. Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице XXIV. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы XXV. Слово в день Трёх Святителей XXVI. Слово на Сретение Господне XXVII. Слово в день погребения в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича XXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 14 1876 г. О необходимости молитвы за Царя и верноподданнической Ему преданности День рождения Благочестивейшего государя Императора Александра Николаевича празднуем, православные сыны России. День этот для каждого из нас, как верноподданных Государя, есть день величайшей радости, а для целой России – величайшего торжества; есть праздник, по выражению церковному, высокоторжественный. В чём же заключается причина нынешнего торжества? Во-первых в том, что, вместе с празднованием дня рождения Государя Императора, мы воспоминаем то великое событие, которое совершилось назад тому пятьдесят восемь лет, когда православнорусский народ торжественно праздновал явление в мир человека среди Царского семейства, как особенное знамение благости Божьей, свыше ниспосланное на богохранимую Россию, – явление в мир Богом прославленного и превознесённого Великого Государя нашего Императора Александра Николаевича; воспоминаем, братья, начало той жизни, которая обнаружила себя в лице нашего Великого Монарха столь многоплодной и благодетельной для нашего отечества, какой отечественная история наша нам не представляет. Не говоря о многом, скажем только, что освобождение, оправдание и просвещение – самые высшие блага духовной жизни – сделались, братья, нашим общим достоянием по воле Монарха, уничтожившего рабство, даровавшего открытый, скорый и правый суд, и непрестанно заботящегося о народном образовании; наконец, охранение безопасности отечества силой воинской, по Его мудрой воле, стало общей нашей обязанностью. По истине, только потомство и история будут в состоянии обнять и оценить все величие и силу Царственных забот нашего Монарха, день рождения Которого мы ныне празднуем; наши же чувства и сознание говорят нам верно и решительно, что, служа нашему благу, Царь – Отец наш – есть наше благо, дарованное нам Богом для благоденствия и процветания России и для счастья каждого из нас. Во-вторых, причина настоящего торжества заключается в том, что с нынешнего дня Господь Бог даст новый год жизни Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Астерий Амасийский. Творения Астерий Амасийский — один из лучших церковных проповедников, продолжал традиции Златоуста и лучших античных риторов (Демосфена и Ливания). В творениях Астерия Амасийского можно найти свидетельства, подтверждающие учение Церкви о молитвенном призывании святых, о чудесах и почитании мощей и икон, о праздновании дней рождения и смерти святых — что приводилось в доказательство древности иконопочитания Седьмым Вселенским Собором. В собрание творений Астерия Амасийского вошли: «Беседа на слова Евангелия от Матфея: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею (Матф. 19:3)?», «Беседа противъ «Слово обличительное против празднования Календ», «Увещание к покаянию», «Слово въ похвалу святыхъ верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла», «Слово на начало поста», «Слово о иконе св. мученицы «Слово о слепом от рождения», «Беседа на притчу из евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Луки 16, 19-31)», «Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана», «Похвальное слово в день святого мученика Фоки». Творения Беседа на слова Евангелия от Матфея: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею (Матф. 19:3)? Прекрасно у христиан и трудолюбцев это сочетание двух дней, — разумею — субботы и дня Господня (т. е. воскресенья), — которое еженедельно повторяется в круговороте времени; ибо как матери или кормилицы Церкви, они и народ собирают и священников заставляют выступать в качестве наставников, а учеников и учителей вместе руководят к попечению о душах. У меня, например, все еще звучит речь вчерашняго дня и засело в памяти то, чем (вчера) мы занимались. Взираю на крест, водруженный пророчеством Исаии, и на одежды Господа, обагренные кровию как у того, кто выжимает виноград (Ис. 63:2–3), — и на Спасителя, несущего скорое искупление в деснице Своей. И Соломона созерцаю, производящего пред нами суд и правду во всей возможной строгости (3 Цар. 3:24). Жалею и о должнике евангельском, который не оказал подобному себе рабу человеколюбия, коим сам воспользовался от Господа (Матф. 18:28), но по безразсудству и жестокости снова навлек сам на себя беду. Вот какими главными предметами занимались мы в прошедший день, как знаете все вы, если только слушали не без надлежащего внимания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

123. Слово в день рождения Его Императорскаго Высочества, Наследника престола, Государя Цесаревича, Великаго Князя, Александра Николаевича (Говорено в кафедральной церкви Чудова Монастыря, апреля 17 дня; напечатано в Христианском Чтении 1835 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1835 год Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. ( Mamф. XVIII. 10 ). Слава и благодарение Царю Царствующих! День рождения Благовернаго Государя Цесаревича, Наследника Престола, возвращается к нам, сыны России, не только с обычною радостию, но, можно сказать, с радостию возрастающаго 562 торжества. Его жизнь является нам, не только как благословенная отрасль благословеннаго корени, не только как цвет прекрасный, блистающий изящными качествами наследственными, но уже и как цвет, оплодотворенный достойным высокаго рождения и назначения воспитанием. Первенец и Наследник Царя, по сему самому, очевидно, выше всего в царстве: но не видали ль вы, как Он являлся сперва в рядах простых воинов, потом пред их рядами в низших степенях военнаго начальствования; как знаки сих степеней, один по другом, приобретал Он успехами в преподаваемом Ему воспитании; как самое имя Цесаревича получил Он не только как свое достояние, по праву Наследника Престола, но и как награду, по времени, по заслуге? Так руководствовал и руководствует Его благопопечительный Родитель, чтобы в Наследнике Престола образовать Наследника Отеческих доблестей: и собственною, так сказать, рукою возводя Его к сему совершенству, сим же самым подает высокое, но всем понятное, и для всех убедительное, наставление родителям и детям. И сие-то подает теперь и мне мысль предложить, для обыкновеннаго круга жизни, несколько размышлений об особенном внимании, какого требуют дети и их воспитание. Общее правило: пекись о детях, не требует долгаго учения и многих доводов. Его проповедует природа. Она говорит в сердце родителей в пользу детей; и не удивительно: жизнь родителей чувствует свою отрасль в жизни детей, и естественно хочет, чтобы она расла и цвела. Но, что более удивительно, природа в самых детях говорит за них, и еще прежде, нежели они говорить умеют: вид младенца умягчает и не родительское сердце, и, если он безпомощен, влечет к тому, чтобы оказать ему помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово пред панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября (13 ноября) 1921 г. (в Казанском соборе г. Петрограда) 14.11.2016 1026 Время на чтение 3 минуты В день 195-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского публикуется слово, сказанное 95 лет назад ректором Петроградского Богословского института, настоятелем Казанского собора протоиереем Николаем Чуковым (впоследствии ставшим митрополитом Григорием) перед панихидой по великому русскому писателю. Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, и мы сегодня собрались помянуть его, помолиться о нем . В суете и мраке сегодняшней жизни особенно отрадно и важно останавливаться мыслью на великих людях, некогда светивших человечеству. Это не только поднимает дух, обращает взор от низменных интересов в сторону высокого и идеального, но и освещает путь жизни. А Ф.М. Достоевский был именно одним из таких людей, гений которых бросил лучи, руководящие в пути жизни. Великий проникновенный ум, широкое всеобъемлющее сердце через тяжкие испытания жизни привели Достоевского к пониманию и раскрытию глубоких тайников души человеческой, к уяснению вековечных вопросов, волнующих мир, к постижению безысходных пучин горя людского, к прозрению путей, по которым движется жизнь народная. Всю свою жизнь Достоевский томился мукой религиозной жажды, всю жизнь он отдал страстному, напряженному, бесстрашному исканию правды истинной веры, весь горел в огне всю жизнь зовущего его света Христовой правды. «Неотвязные вопросы о смысле жизни, о страшном зле жизни, о том, кто виноват в нем, как спастись от него», томят Достоевского. Он ищет правды жизни, все разрешающей и от всего спасающей. И эту правду ему открыло Евангелие: «...эту правду, всю правду, полную и все разрешающую, он нашел во Христе, Спасителе мира, - во Христе, как истинном Богочеловеке, пришедшем, распятом, воскресшем и грядущем судить живых и мертвых. Здесь, во Христе, он нашел спасение, в Его кресте - искупление, в Его суде - разрешение»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 19 Сей день Господень; радуйтеся людие. Так воспевает ныне святая Церковь , прославляя Рождество Пресвятой Богородицы. Совершая празднественно воспоминание сего великого события, она не хочет, чтобы кто из нас, христиане, оставался без участия в торжестве; называет настоящий праздник днем Господним, и всех приглашает к радости. Сей день Господень, радуйтеся людие. Каждый день есть день Господень, – ибо кто сотворил время, тот сотворил и день. Но есть дни, которые ознаменованы важными событиями христианской веры, есть дни, которые освящены особенными милостями Божиими к человеку: эти дни преимущественно называются днями Господними. Таков настоящий день. Ибо кто рождается ныне? Та Жена, о Которой еще в раю было возвещено: семя жены сотрет главу змия. Та Дева, о Которой предрек один из Пророков так: се дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф. 1:23 ). Не Господень ли ныне день? И не обязаны ли мы воспоминать о нем с чувством особенного благоговения? Для чего рождается? Дабы быть Материю Сына Божия, силою Коего все живет, движется и существует, Материю нашего Спасителя, кровь Которого искупляет нас от греха, проклятия и вечной смерти, Материю всех верующих и первою ходатаицею о нашем спасении. Не Господень ли ныне день? И не должны ли мы радоваться и торжествовать? Спаситель мира, как Бог Всесильный, мог сойти с неба на землю и прежде рождения Девы Марии. Он сошел однако же не прежде и не после, как когда произошла на свет Мария, и явилась способною принять Его. Очевидно, что рождество Богоматери связано с рождеством Христовым особенным таинственным действием промышления Божия. Не Господень ли ныне день? И не должно ли смотреть на настоящее торжество как на событие, имеющее величайшую важность в Царстве Христовом. Пойдем мысленно за рожденною ныне Мариею по путям жизни Ее и извлечем из оной важнейшие черты для назидания ума и сердца. Св. Дева Мария произошла на свет от престарелых родителей, св. праведных Иоакима и Анны. Предание Церкви говорит, что Иоаким и Анна были приготовлены к рождению дщери многими испытаниями их смирения и преданности воле Божией, тяжко скорбели и плакали, страдая от поношения и укоризн за бесчадие, долго молились о разрешении уз естественного неплодства и постились, обещая посвятить будущий дар на служение Богу. Так, поистине, и долженствовало быть – у родителей Девы – Матери Сына Божия. Промысл Божий вел Иоакима и Анну к рождению Марии путем очищения чрез скорби и страдания и путем усовершения, научая их смирению и преданности судьбам Всевышнего. Но все это происходило без нарушения свободы, в естественном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину — проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося пм каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт.3:16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная! (Лк.1:18); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым так и Творец — Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославить разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего §1. Знамением креста младенец приводится к оглашению Назнаменати отроча. Назнаменание, под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы, по некотором времени, преподать ему благодать крещения. Ибо оглашенные всегда присоединяемы были к церкви и приготовляемы к крещению слушанием слова Божия и крестным знамением. В сем смысле Августин тех же самых оглашенных увещевает (в книге о Символе, гл. 1): «приимите вы, имеющие печать веры, слово Божие, как сродную вам пищу. Чрез него Сам Господь соделает вам приращение. Ибо вы не отрождены еще святым крещением, но только еще зачаты знамением креста во чреве св. матери церкви». Сила и преимущество крестного знамения Тот же Августин (книга 1 исповедания, в гл. 11) свидетельствует, что и младенцы, только что происшедшие на свет, тотчас после своего рождения назнаменуемы были крестом, как говорит он это о себе самом: «назнаменан был уже я знамением креста и растворен солию (христианского учения) еще от самого чрева своей матери». Силу и преимущество такового назнаменания объясняет тот же писатель (в тракт. 11 на Иоанна): «оглашенные имеют на челе знамение креста: следовательно они принадлежат уже к великому дому (Божию) и из рабов становятся свободными». §2. Младенцы приемлют имя в осьмый день Приемлюще имя в осьмый день. Новорожденные младенцы нередко скоро умирают. Посему греческие язычники давали имена новорожденным не ранее седьмого дня. Аристотель (в истории о животн., кн. 8) говорит: «многие младенцы умирают прежде седьмого дня; посему новорожденным младенцам дают имена только тогда, когда возымеют более надежды на продолжение их жизни». Афиняне ожидали для этого девятого дня. Тот же день для наречения имени младенцам назначили и римляне; отчего у них девятодневная или празднуемая в девятый день после рождения богиня называлась Nundina, и самый тот девятый день почитался светлым (Lustricus) и знаменитым праздником, установленным для очищения младенцев мужеского пола; а для младенцев женского пола назначали осьмый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

38. Слово в столетнюю годовщину рождения Государя Императора Николая I Сегодня исполнилась столетняя годовщина рождения Незабвенного Императора Николая Павловича. Исторические воспоминания о великом царствовании, имеющем уже мало живых современников, должны основываться не только на последствиях правления могучего, Державного Вождя русского народа, но и на показаниях выдающихся Его сподвижников, на их беспристрастных свидетельствованиях и объяснениях произошедших событий. Но до нас, представителей церкви, может касаться лишь религиозная сторона всякого царствования, насколько она содействовала просвещению народа и торжеству православия, правды Божией в стране. Одним из величайших сподвижников царствования Императора Николая I должен быть признан первосвятитель Московский, Митрополит Филарет, и нельзя в сегодняшний день обойти молчанием его взглядов на царствование почившего великого Государя и не коснуться государственного учения приснопамятного иерарха русской церкви. Поэтому, я позволю себе заимствовать у Святителя многие изречения из его слов современных этому царствованию. Митрополит Филарет говорил, что, по учению православной веры, царь мудрый и благий есть дар Божий и такой дар, который должен быть заслуживаем и храним, ибо может быть теряем. Такова естественная связь между Царем и народом. Народ сознает и видит, что его благоденствие зависит от Царя, ибо за благочестие и правду Его Господь низводит благословение на все Царство, а за равнодушие к делам церкви и своим обязанностям сперва испытует бедствиями, a затем допускает войны и разрушение. Но судьба Царя зависит также от правды, благочестия и добродетелей Его поданных. По указанию Божию влияние это так сильно, что простирается на всю жизнь Царя, начиная от Его рождения. Поэтому, премудрость Божия, даруя народам такого или другого Царя, несомненно сообразуется с потребности времени, т.е. с качествами, недостатками и нуждами народов. Бывают такие нужды и недостатки, которые не зависят от человеческого произвола, но, по большей части, они исходят из полученной свободы, которая была, есть и будет всегда источником греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

     «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14–15). Такие слова апостола Павла мы встречаем в апостольском зачале нынешнего воскресного дня. Для человека, читавшего Евангелие, данные мысли могут составить противоречие с учением Господа Иисуса Христа. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8–10), – говорил Спаситель. Однако, несмотря на ясное, как кажется, запрещение Христа называть кого-либо наставниками и отцами, апостол Павел употребляет эти слова и фактически признает духовное отцовство и наставничество в Церкви. Неужели святой нарушает заповедь Господню? Конечно же, нет. Необходимо правильно понять смысл апостольской речи. Дело в том, что всякий человек, условно говоря, состоит из человека внешнего и внутреннего. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Есть биологическое рождение внешнего человека и духовное рождение внутреннего человека. Каждый из нас должен пережить новое рождение в вере, которое, как правило, начинается от услышанного слова о Боге. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы мы услышали слово Божие (или слово о Боге), кто-то должен нам его произнести. Человек, родивший в нас веру своей проповедью, вполне может быть назван нашим духовным отцом во Христе. Именно это духовное рождение имеет в виду апостол, когда говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». «Родить во Христе» означает проповедовать Господа и быть услышанным; бросить в сердце семя веры, которое начнет прорастать. Подобно тому, как у каждого человека есть земной отец, так у всякого христианина есть отец духовный – тот, кто участвовал в духовном рождении нашего внутреннего человека.

http://pravoslavie.ru/105739.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010