V. Обязанности пасомых духовным пастырям: итак мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещавает чрез вас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Kop. V, 20 ). – Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтоб они делали это с радостию, а невоздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. XIII, 17). – Поминайте наставнигов ваших, которые проповедовали нам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. XIII, 7). – Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Tuм. V, 17 ). – Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6). – Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования ( 1Kop. IX, 14 ). VI.Oбязahhocmu слуг к господам: рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный ( Eфec. VI, 5 – 8 ). – Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым ( 1Nemp. II, 18 ). VII. Обязанности господ к их слугам: и вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над нами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Ефес. 9). – Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что я вы имеете Господа на небесах ( Koлoc. IV, 1 ). 2. Объяснение пятой заповеди Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. а) Почитай родителей. аа) В чем же состоит эта священная обязанность наша к родителям? Мы всегда должны питать в душе своей чувство уважения и почтения к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостию, но и с почтением, как с особами священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них ( Сирах. 3; 8 ), поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всем сыновнее повиновение, и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви ( Кол. 3; 20 ), увещевает св. Павел апостол. Чадо, поучает премудрый сын Сирахов, заступи в старости отца твоего ( Сир. 3, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

аа) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8—10) Глава 1, стихи 8 — 9, 1-я половина. Не постыдися убо страстию (свидетельством) Господа нашего Иисуса Христа, ни мною, юзником Его: но спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас. Не постыдися убо . Поелику ты в даре Божием чрез рукоположение приял дух силы, то не стыдись: ибо стыд есть признак бессильного малодушия. Не постыдись свидетельства Иисус-Христова ,— свидетельства об Иисусе Христе, Сыне Божием, воплотившемся нашего ради спасения, но распятом на кресте и крестною смертию сею спасшем нас; не постыдись, смущаясь тою мыслию, что Христос распятый для Иудеев есть соблазн, а для Еллинов безумие и слово крестное для иных юродство есть (ср.: 1 Кор. 1, 18, 23); но с дерзновением возвещай слово крестное и не потупляя очей проповедуй Христа распята, будучи несомненно уверен, что сим поношением крестным совершено спасение мира. Свидетельством Христовым названо здесь все благовестие, как тут же и поясняется в словах: но спостражди благовестию Христову . Наши толковники много внушительного изрекли об этом ложном стыде. Как он встречается и у нас в обществе, то не лишним считаем поместить здесь сказанное ими, начиная с последнейших и восходя к первейшим. Блаженный Феофилакт пишет: «многие треокаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего постижения, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силою креста сего человек-осужденник соделался сыном Божиим. Ты же, о Тимофее, говорит Апостол, не стыдись свидетельствовать о Христе и о смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том». Блаженный Феодорит далее входит в сие, говоря: «проповедуемы были крест, поругания, злословие, страдание, смерть. А сие неверующим казалось исполненным стыда. Слово крестное , говорит Апостол, погибающим убо юродство есть (1 Кор. 1, 18). Посему и сам о себе в Послании к Римлянам сказал: не стыждуся благовествованием: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (ср.: Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

    «Успех веры» есть большее и большее разумение догматов веры и большее и большее совершенствование в жизни по духу веры. А «радость веры» есть и радость, какую принесет им это преуспеяние, и радость, какую доставит им свидание с Апостолом, который, пришедши к ним, и познанием веры их обогатит, и настроит на совершеннейшую жизнь. Эта радость ожидает как филиппийцев, так и самого апостола Павла, как и, к римлянам пиша, говорил он, что желает быть у них, чтобы в них «соутешитися» общею верою, — и своею и ихнею (Рим. 1:12). Флп.1:26. Яко да похвала ваша избыточествует о Христе Иисусе во мне, моим пришествием паки к вам.    Следствие нового спребывания с ними Апостола — успех и радость веры, а следствие того и другого — возвеличение похвалы филиппийцев о Христе Иисусе. Они уже хвалимы были и за твердость в вере, и за усердие к делам по вере; но когда Апостол придет к ним и, преподавши им новые наставления в том и другом, подвинет их веру и нравственность, то чрез это возвысится и похвала их. «Похвала о Христе Иисусе», — то есть в духе Его, или такая похвала, какою и Сам Господь похвалит их. Но слово: «во мне» — наводит и на ту мысль, что похвала сия от них перейдет и на Апостола. И ему, как учителю, больше будет похвалы по причине похвальности учеников. Или что похвала их и в его устах будет велеречивее,— и ему будет чем похвалиться относительно них (святой Златоуст).    Все это ожидается от пришествия Апостола паки к ним. «Что же? пришел ли он к ним? Сами судите, пришел ли?» (святой Златоуст). «Предречение сие исполнилось» (блаженный Феодорит). В этих словах заключается решительное удостоверение, что святой Павел из первых уз получил свободу и посетил прежде основанные им Церкви, в числе их и Филиппийскую. Он говорил в неложном духе пророческом. 2) Наставление филиппийцам о достойном благовестия жительствовании (Флп. 1:27-2, 18)    В изложении этих наставлений святой Павел сначала указывает совместно пункты, которых намерен коснуться; затем по частям объясняет, чего бы он хотел от них, яко христиан, по каждому пункту: а) он говорит им вообще: живите достойно благовествования Христова,— единодушно подвизаясь,— против врагов наших (Флп. 1:27); б) эти три пункта пространнее объясняет он потом (Флп. 1:28 - 2, 18), идя в обратном порядке: аа) сначала воодушевляет к борьбе с сопротивными (Флп. 1:28 - 30); 66) потом учит, как блюсти взаимное единодушие (Флп. 2:1 - 11); вв) наконец, указывает, как жить достойно христианства, со страхом и трепетом содевая свое спасение и являясь яко светила среди рода строптивого и развращенного (Флп. 2:12-18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2952...

Отцев и Учителей Церкви, сын погибели будет сам лично царствовать на земле только три года с половиною, – то, по крайней мере, в своих слугах и предтечах. Но да не смущается сердце наше. Мы веруем в Бога и в Сына Божия Иисуса Христа единородного и истинного, веруем так, как учит нас этому Слово Божие и как всегда веровала вся Христова Церковь . Другого Иисуса Христа, Сына Божия мы не знаем и не исповедуем, кроме Того, о Нем же подобает спастися нам ( Деян4:12 ). На Него единого уповаем, к Нему обращаемся в наших молитвах, как к Ходатаю Бога и человеков ( 1Тим.2:5 ), Им уповаем спастися и по вере в Него освящаемся благодатью Св. Духа в св. таинствах. В этом уверяет нас не только собственная наша совесть, но и учительница непогрешимая – Св. Церковь православная – столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сами раскольники (поповцы), которые укоряют нас за изменение имени Исус, сознаются и открыто говорят, что мы – сыны Православной Церкви веруем в истинного Сына Божия Иисуса Христа, веруем так, как веровали православные Христиане всех времен и мест 543 , И следовательно учение раскольников–беспоповцев, будто православная Церковь «отметается Христа Сына Божия» и изобрела себе нового какого-то Иисуса, которого почитает Сыном Божиим, и в котором полагает спасение людей, есть дерзкая клевета и совершенная ложь, и мы считаем излишним подробно опровергать эту клевету. Но так как это учение раскольников основывается на том ложном убеждении, будто наша святая Церковь отвергла истинное имя Спасителя: Исус и ввела новое: Иисус, – притом «в произношении имени столь святого и покланяемого похвально Христиану позаботиться о том, чтобы и в малом звуке не разниться от древности» 544 , начало которой восходит ко времени благовестия Архангелом Деве о рождении Ею Спасителя миру; то, чтобы с одной стороны подорвать самое основание раскольнического учения, будто православные сыны Церкви веруют не в истинного Иисуса Сына Божия, а в антихриста, с другой, чтобы показать православным Христианам, что они, веруя в истинного Спасителя мира, и самое имя Его употребляют правильно и точно, мы обратим внимание на следующие три вопроса: аа) какое из имен Спасителя правильнее: имя ли Иисус, употребляемое нашею православною Церковью, или имя: Исус, которое считают единственно верным именем Христа раскольники; бб) действительно ли Церковь православная отвергла имя Исус и «гаждает» его разными названиями, и наконец вв) справедливы ли раскольники, называющие имя Иисус, употребляемое православною Церковью, именем антихриста? Но так как все эти вопросы более или менее подробно и обстоятельно были решаемы и решены «во многих книгах, изданных от Церковной Иерархии, в которых писано» 545 об имени Иисус, то мы ограничимся в настоящем случае краткими и более общими ответами на предложенные вопросы, особенно на два первые, тем более, что подробное рассмотрение их не относится прямо к нашей цели, и обратим большее внимание только на последний вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

проповедник безграничного самовластия и всякой революции 671 . Таким образом протестантская церковная власть совсем потеряла влияние на народ,– а вместе с тем стала бесполезною для гражданского общества, а еще более – для церкви. Самое же грозное бедствие в том, что с унижением церковной власти, церковь сама более и более унижалась, более и более теряла значение христианской небесной церкви. По прошествии 300 лет, что представляет из себя протестантская церковь ? Хвалят ли, или хулят в ней Господа-Иисуса, проповедуют ли чисто языческую, или полу-христианскую веру, – протестантская власть молчит; рационализм становится общею верою протестантской церкви; остановить зла некому,– церковной власти нет. Это видят и говорят сами протестанты 672 . § 302 Тронная власть иерархии: а) власть учит Власть, какою облечена свыше иерархия церкви, является троякою, именно властью учить, священнодействовать и управлять. Право поучать целую церковь не есть дело произвола, а учреждение божественное. Сам Господь возложил на апостолов звание и обязанность учительства (Мат. 16, 15. Мат. 28, 19. 20). Апостолы считали эту должность самою важною для себя должностью. Не угодно есть нам, оставльшим слово Божие служити трапезам... Мы в молитве и служении слова пребудем ( Деян. 6, 1–4 ). И ап. Павел говорил о себе: аще благовествую, несть ми похвала: нужда бо ми належит ( 1Кор. 9, 16 ). Пусть так, что апостолы избраны были в преимущественные учители вселенной. Но это еще не означает того, что будто, по назначению начальника веры, звание учителей должно было прекратиться после апостолов. Нужда в учителях веры не прекратится до скончания мира, так как с одной стороны евангелие только пред концом мира встретит последних слушателей своих, с другой, в самом обществе верующих, страсти всегда будут рождать то извращение веры, то отступления от закона евангельского. С предоставлением учительства произволу каждого, без ограничения законною властью, аа) истины веры нестолько были бы изъясняемы, сколько потемняемы различными предрассудками, заблуждениями и своеволием людей; бб) не было бы конца спорам и разногласиям в церкви; вв) число достойных;, учителей время от времени стало бы уменьшаться, за недостатком власти заботливой о приготовлении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Успех веры есть большее и большее разумение догматов веры и большее и большее совершенствование в жизни по духу веры. А радость веры есть и радость, какую принесет им это преуспеяние, и радость, какую доставит им свидание с Апостолом, который, пришедши к ним, и познанием веры их обогатит, и настроит на совершеннейшую жизнь. Эта радость ожидает как филиппийцев, так и самого апостола Павла, как и, к римлянам пиша, говорил он, что желает быть у них, чтобы в них соутешитися общею верою, — и своею и ихнею (см.: Рим. 1, 12). Стих 26. Яко да похвала ваша избыточествует о Христе Иисусе во мне, моим пришествием паки к вам. Следствие нового спребывания с ними Апостола — успех и радость веры, а следствие того и другого — возвеличение похвалы филиппинцев о Христе Иисусе. Они уже хвалимы были и за твердость в вере, и за усердие к делам по вере; но когда Апостол придет к ним и, преподавши им новые наставления в том и другом, подвинет их веру и нравственность, то чрез это возвысится и похвала их. Похвала о Христе Иисусе , — то есть в духе Его, или такая похвала, какою и Сам Господь похвалит их. Но слово: во мне — наводит и на ту мысль, что похвала сия от них перейдет и на Апостола. И ему, как учителю, больше будет похвалы по причине похвальности учеников. Или что похвала их и в его устах будет велеречивее,— и ему будет чем похвалиться относительно них (см.: святой Златоуст). Все это ожидается от пришествия Апостола паки к ним. «Что же? пришел ли он к ним? Сами судите, пришел ли?» (святой Златоуст). «Предречение сие исполнилось» (блаженный Феодорит). В этих словах заключается решительное удостоверение, что святой Павел из первых уз получил свободу и посетил прежде основанные им Церкви, в числе их и Филиппийскую. Он говорил в неложном духе пророческом. 2) Наставление филиппийцам о достойном благовестия жительствовании (1, 27-2, 18) В изложении этих наставлений святой Павел сначала указывает совместно пункты, которых намерен коснуться; затем по частям объясняет, чего бы он хотел от них, яко христиан, по каждому пункту: а) он говорит им вообще: живите достойно благовествования Христова,— единодушно подвизаясь,— против врагов наших (1, 27); б) эти три пункта пространнее объясняет он потом (1, 28 — 2, 18), идя в обратном порядке: аа) сначала воодушевляет к борьбе с сопротивными (1, 28 — 30); 66) потом учит, как блюсти взаимное единодушие (2, 1 — 11); вв) наконец, указывает, как жить достойно христианства, со страхом и трепетом содевая свое спасение и являясь яко светила среди рода строптивого и развращенного (2, 12-18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Слово благовестия: аа) самосвидетельствованно, расходится, как благоухание, 2, 14–3, 3; бб) оно не наше, а от Бога, и преславно, — преславнее ветхозаветного, 3, 4–11; вв) оно светло и просветительно, 3, 12–18; гг) оно действует неотразимо, когда бог века не ослепил у кого разума, только представь его совести в чистом виде без всякой примеси, 4, 1–6. Во всех этих пунктах Апостол говорит о себе и вообще об Апостолах, поколику они были органами благовестия, но то, что он говорит, очевидно, может быть относимо только к самому Евангелию, а не к разносителям его. аа) Слово благовестия самосвидетельствованно (2, 14–3, 3) Апостол говорит: мы, — разносители благовестия, — благоухание Христово, которое для одних — живот, а для других — смерть, 2, 14–16. Тут ничего от нас не зависит, ибо мы ничего от себя не прибавляем к благовестию; само оно так действует, 2, 17. Оттого мы не приносим никуда рекомендательных писем и от тех, кого просветим, не берем их, чтобы с ними представиться далее где; но само благовестие нас рекомендует и сами обращенные заменяют рекомендательные письма. Смотрят, что сделало наше благовестие, и удостоверяются в его истине, 4, 1–3. Такие мысли сокрыты в словах Апостола, хотя с первого раза они и незаметны. Представляя их, не думаем делать насилие слову, а желаем только, сколько сил есть, войти в дух апостольского свидетельства. Стих 14. Богу же благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Богу благодарение! Это воззвал он после того, как представил в уме, что сделало его послание в Коринфе, как передал ему о том святой Тит. Грешники раскаялись, неисправности все исправлены, недоумения рассеялись, и всеми изъявлена полная готовность следовать слову Апостола. Слово его оказалось вполне победоносным, и он справедливо мог сознавать себя в положении победителя, совершающего триумфальное шествие после какой-нибудь знаменитой победы. Потому и воззвал: благодарение Богу, победители нас творящему! — Победители творящему, — θριαμβευοντι,— устрояющему для нас триумфу посаждающему нас на триумфальную колесницу. Всегда победители творящему, — всегда так делает для нас Господь, что, когда все будто восстает против нас и все сделанное нами будто разлагается, Он опять все восстановляет в силе и возвращает полную славу истине своей. Вот и теперь в Коринфе все будто расстроилось, — в Асии я отягчен был сверх сил, в Троаде покоя не имел, в Македонии не лучше было; а когда пришел Тит и сказал, что было в Коринфе, не могу не видеть и пред всеми не исповедать победоносной силы Божией, сопровождающей слово наше, устное ли то или письменное. Почему «за все прославляем Бога, Который, премудро правя нами, водит нас туда и сюда, делая всем известными и чрез нас распространяя ведение благочестия» (Феодорит).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Для таких нужен врач и врачевство. Закон затем и лежит на них, чтоб, обличая, грозя и сокрушая, привесть их в сознание своей болезни и опасности от нее и чрез то побудить их обратиться к единому Врачу и Его врачевству. Когда же они это сделают, то и для них станет излишен закон: ибо тогда и в них он достигнет своей цели и уступит место иному владыке и руководителю. б) Настало время Евангелия (1, 11—14) И этого Апостол не выражает слово в слово, но ясно дает разуметь всем строем речи. Ибо говорит: закон не лежит праведнику по благовестию: аа) в силу Евангелия, которое теперь всюду проповедуется и приемлется (стих 11). Что это по Божиему устроению делается: бб) удостоверьтесь из моей жизни. Я был на вашей стороне и гнал Евангелие. Бог же так перетворил меня, что не только верующим сделал, но и проповедь Евангелия мне вверил (стихи 12 — 14). Из этого явно можете усмотреть, что время закона миновало и настало время Евангелия. Такова воля Божия. аа) Закон не лежит праведнику — по благовестию (1, 11) Глава 1, стих 11. По благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне вверено бысть. По благовестию — относится ко всей предыдущей речи, паче же к тому, что праведнику закон не лежит. Закон престал, потому что теперь благовествуется Евангелие. Благовестие же Евангелия не ограничивалось одним словом, но тотчас же среди тех, кои веровали, заводило новые порядки жизни, по Божию повелению. Очевидно теперь, что Бог вводит новое домостроительство спасения. В силу сего закон и не лежит праведнику, то есть тому, кто получает оправдание и праведность в вере Евангельской. « По благовестию,— говорит святой Златоуст,—значит, что для тех, кто верует в него, закон уже не нужен». По благовестию славы — то же, что по славному благовестию; славно же оно и потому, что носит печать Божественности, и потому, что паче всего другого возвещает славу беспредельного милосердия к нам Божия, и потому, что приемлющих его облекает здесь славою духовною, а в будущем веке обещает облечь и видимою славою дивною. Почему из всех качеств Евангелия Апостол помянул преимущественно о его славности, причина сему та, что он желал отвлечь внимание имевших читать его Послание от внешней неславности Евангелия, равно как и верующих в него, и направить его к у зрению славы того и других — внутренней, существенной, непристающей. Это же нужно было в противовес закону, который все еще продолжал пока пользоваться славою, чтоб оставляющие его не считали себя покрываемыми стыдом по причине уверования Евангелию, яко переходящие от славного к неславному. Святой Златоуст говорит: «благовестием славы назвал Апостол Евангелие не по другой какой причине, как ради тех, которые стыдятся гонений и Христовых страданий. И ради того называет он Евангелие благовестием славы, что желал показать, что страдание Христа Господа составляет Его славу, — или даже он намекает сим на будущее. Ибо, хотя настоящее наше исполнено стыда и поношения, зато будущее вовсе не таково».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Содержа истину Божию и укореняя ее в умах и сердцах паствы, пастырь должен и себя не забывать, но, внимая себе, себя созидать и благоустроять,— как: аа) в ведении (см.: 4, 6 — 7), так и: бб) в истинном благочестии (см.: 4, 7 —10). аа) В ведении (4, 6-7) Глава 4, стих 6, 2-я половина. Питаемь словесы веры и добрым учением, емуже последовал еси. Доброе служение пастыря Господу, в преподании истины пастве и предохранении ее от учений бесовских, Апостол поставляет под условие питания самого пастыря словесами веры и добрым учением. Действуя, говорит, так в сем деле учения паствы, добр будешь служитель, силу получая к тому от питания себя истиною. Если пастырь обязан так действовать, как указано, то обязан исполнять условие к указанному должному действованию. Почему: питаемь — имеет такое значение, как бы сказано было: и сам себя питай. Сила слова Апостольского здесь в слове: питаемь. «Не только других наставляй, но и сам упражняйся в этом» (святой Златоуст). «Тебе первому из всех надлежит прилежно заниматься Духовным учением и обогащаться им» (блаженный Феодорит). «Сказал: сие предлагай другим. Теперь говорит: но и сам ты будь питаем (теми же истинами), вращая их в уме своем и как бы пережевывая. Ибо, непрестанное к ним внимание внушая, сказал он: питаемь» (блаженный Феофилакт). То есть «духовною в них питаясь пищею: ибо не о хлебе едином жив будет человек (ср.: Мф. 4, 4). Тебе должно не братиям только сие предлагать, но и самого себя тем же питать» (Экумений). « Питаемь, говорит, указывая на постоянное внимание к такого рода предметам. Ибо, подобно тому как мы каждый день Употребляем сию (телесную) пищу, так и слово о вере всегда принимать и им всегда питаться должно. Что значит: питаемь? Пережевывая, постоянно повторяя (в уме) одно и то же, всегда поучаясь одному и тому же» (святой Златоуст). Словесы веры — суть благовестие Евангелия, объемлющее все воплощенное домостроительство, — веру нашу составляющее и верою приемлемое и содержимое. Оно же есть и доброе учение, как из доброго источника идущее, как само в себе доброкачественное, и как для приемлющих его благотворное теперь, и ведущее их к доброму концу. Но кажется, преимущественное внимание остановить имел в мысли Апостол на словах: ему же последовал еси. Ты уже знаешь его и твердо содержишь всею душою. Этим содержимым уже и питай себя, обновляя его воспоминанием в сознании и оживляя в сердце сочувствием и любовию к нему. Но это уж само собою бывает. Внушение Апостола идет далее: этим учением, которое уже содержишь, питай себя, за новым же каким-либо не гоняйся, а напротив, сразу отвергай его, как чуждое, лишь только услышишь его. Что предано тебе, то содержи; от непреданного, идущего отынуды, отвращай слух и внимание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Еропкина стала сперва спрашивать: — Да что твой сын-то, мать моя, не мотишка ли, или, может статься, не в карты ли он проиграл?.. И когда она уверилась, что это было не по собственной вине сына этой соседки, а по несчастному случаю, принялась утешать ее: — Да ты, голубка, не плачь, помолись Богу, Бог-то и пошлет невидимо. А много ли пропало-то у него? — спросила она. — Много, матушка, очень много, и не выговоришь — пять тысяч!.. — Аа-а! Эка беда какая, и подлинно, что немало, легко ли сколько! Я готова бы тебе помочь, да уж это больно много… А вот погоди плакать-то, обожди здесь меня, сама становись на молитву, а я пойду посчитаю, увижу, чем могу тебе помочь. И пошла к себе. Выходит немного погодя. — Ну что, молилась ли Богу, голубка моя? — спрашивает соседку. — Молилась, моя родная. — Ну, пойдем же ко мне… Привела ее в свою комнату и говорит ей: — Положи три поклона земных пред образами и бери, что завернуто в бумагу под образом, только не развертывай и не смотри, пока домой не вернешься. Та ей в ноги благодарить. — Постой, постой, выслушай, что я тебе скажу: поклянись пред образом, слышишь, что ты никому не скажешь, что я тебе в беде пособила; а то начнут благовестить, что Еропкина деньги раздает. Сохрани тебя Бог, ежели я только узнаю, что ты про меня болтаешь, тогда ко мне и на глаза не кажись. Она продержала гостью у себя весь день, и как той ни хотелось посмотреть, что завернуто в бумагу, ослушаться не смела. Приезжает домой, смотрит — 5000 рублей! Можно себе представить ее радость. Она сдержала слово и, пока Еропкина была жива, никому не рассказывала и открыла это уже после ее смерти. Это один случай, который я запомнила, а их было много, потому что она делала много добра. И про Петра Дмитриевича припомнила я еще один случай, очень замечательный. У него был приятель Собакин; как по имени — не запомню, знаю только, что они во время чумы вместе служили в Москве. Собакин был бездетный, все имение следовало его родному племяннику (сыну нашей родственницы Соковниной, бывшей за Собакиным). Дядя рассердился на племянника и вздумал лишить его наследства. Приехал к Еропкину.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010