Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 8. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия и докладная записка к 10-летию вторичного восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви 13.09.2013 757 Время на чтение 32 минут К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года - в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. С Л О В О, сказанное архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием в кафедральном соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия Слава и благодарение Господу! Свершилось великое, давно жданное всеми русскими людьми событие в жизни нашей Православной Церкви. Избранный Собором Епископов Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий сегодня торжественно воспринял сан Патриарха Московского и всея Руси. Отныне Русская Православная Церковь вновь засияла во всей полноте и красоте своего иерархического чина. Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого патриарший престол был избран Святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но ненадолго судил Господь Святителю Тихону править Русскою Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хранит Свою Церковь: не стало на патриаршей кафедре Патриарха, но преемственно стали управлять ею местоблюстители патриаршего престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршею. Не пошли русские православные люда за обновленцами, за григорианцами, за иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники; но пошли туда, где правил православной церковью местоблюститель престола Патриарха Тихона - сначала Митрополит Петр, а потом до последних дней - Блаженнейший Митрополит Сергий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

«Не забывайте обо мне молиться» — Юбилейное интервью Святейшего Патриарха Кирилла За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. 1 февраля, 2014 За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. Петр Толстой: Здесь Святейший патриарх Кирилл дал свое первое после  интронизации телевизионное интервью. Тогда Патриарх говорил об утрате в обществе представления о грехе, о том, что хорошо, что плохо. К сожалению, в этом, за прошедшие пять лет, мало что изменилось. Святейший Патриарх Кирилл: Мне кажется, что самой главной проблемой современного мира является утрата понятия греха. Одним из возможных переводов слова «грех» с греческого на русский является слово «промах». Грешить — значит промахнуться против цели, мимо цели. Каждый человек хочет быть счастливым. Мир погружается в грех, а значит — в болезнь, а значит – в несчастье. И задача Церкви в том, чтобы на весь мир сегодня кричать и говорить об этом. А все остальное — вторично. Петр Толстой:Мы сейчас находимся в Свято-Даниловом монастыре в Москве, в резиденции Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. До недавнего времени это была часть монастыря. То есть, именно здесь принимаются все важные для Русской Православной Церкви решения, и именно здесь Святейший Патриарх и назначил нам сегодня встречу. За полчаса глава Русской Православной Церкви ответил на самые разные вопросы: про финансовую самостоятельность Патриархии, про нападки на Церковь и про то, из чего складывается жизнь Патриарха, про то, что изменилось за пять лет со дня интронизации Патриарха Кирилла в Церкви и в нем самом. И конечно, о самом важном – почему каждый день сотни и тысячи православных именно в Церкви ищут ответ на вопрос «как жить правильно?»

http://pravmir.ru/ne-zabyvajte-obo-mne-m...

Разделы портала «Азбука веры» В XX веке в Русской Церкви состоялось пять Соборов для выборов Патриарха: Поместный Собор 1917–1918 годов Наиболее подробно вопрос о процедуре избрания Патриарха рассматривался на Поместном Соборе 1917–1918 годов сначала применительно к конкретному выбору Патриарха на данном Соборе, а позднее подробно рассматривалась процедура избрания Патриарха и на будущее время. Выработанная Собором процедура избрания Патриарха вошла в свод определений Собора. На пленарное заседание Собора 28 октября 1917 года было вынесено предложение – прекратить дальнейшие прения по вопросу о восстановлении Патриаршества и приступить немедленно к голосованию внесенного Отделом о высшем церковном управлении предложения. Перед голосованием было предоставлено слово епископу Астраханскому Митрофану, докладчику по вопросу о Патриаршестве. В своем слове он называет два основных деяния, ради которых стоило созвать даже особый Собор: «Если мы их примем (положения, внесенные на рассмотрение Собора), то совершим два основных деяния: 1) узаконим навсегда соборную форму церковного управления, сделав следуемые прибавки к формуле Отдела, что Собору принадлежит власть законодательная, административная, судебная, Соборы же созываются периодически; 2) учредим Патриаршество… Совершением этих деяний и можно было бы в данном случае ограничиться, а патриарха выбрать потом, хотя, если позволят обстоятельства это можно сделать и теперь. Если бы, впрочем, Собор наш сохранился, то с этим делом торопиться не следовало бы, как не следовало бы спешить и с делом детальной разработки прав и обязанностей патриарха. Ведь, Собор выше патриарха и является источником его власти: патриарх подотчетен Собору; он, даже по насильственном прекращении деятельности Собора, должен снова созвать Собор и от него ожидать указания своих прав и обязанностей». 1 На этом заседании были приняты следующие положения: В результате голосования, при подсчёте записок выяснилось, что Митрополит Московский Тихон получил 162 гол., Митрополит Тифлисский Платон 74 гол., Архиепископ Тамбовский Кирилл 35 гол., Митрополит Киевский Владимир 7 гол., Архиепископ Кишиневский Анастасий 11 голосов.

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

Предисловие Проповеди святителя Геннадия на Богородичные праздники Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на Благовещение Пресвятой Богородицы Георгия Куртезия Схолария слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на введение во храм Пресвятой Богородицы Слово огласительное Георгия Схолария на праздник введения, прочитанное в обители Пресвятой Богородицы, именуемой «Славной» в присутствии императора Константина и всего Сената, а затем – обнародованное Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на успение Пресвятой Богородицы Слово на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, написанное и прочитанное в Патриаршей Обители «Блаженнейшей», когда в третий раз мы были вынуждены отправиться туда. Индикт 12-й Крещение русского народа в огне и слезах покаяния Проповеди святителя Геннадия (Георгия), произнесенные во время Великого поста и в недели, предыдущие Великому посту Беседа на притчу о мытаре и фарисее Беседа на притчу о блудном сыне, и о покаянии Беседа в первую седмицу Великого поста. О посте О милостыне Слово св. Геннадия Схолария в Неделю Православия На Торжество Православия. В первое воскресенье Великого поста О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа Слово в Великую Пятницу Блаженного и прославленного Патриарха Кир Геннадия омилия, произнесенная во Святый и Великий Пяток во дворце, в то время, когда он был еще мирянином Остальные проповеди святителя Геннадия Геннадия монаха Схолария слово на святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа, прочитанное в царских палатах в то время, когда он был еще мирянином и исполнял государственные должности при царе Иоанне Похвальное слово святым апостолам Похвальное слово святым апостолам О скорбных переживаниях, охвативших апостола Петра после его отречения от Христа А. Письмо монаха Лаврентия к патриарху Геннадию B. Ответ патриарха Геннадия монаху Лаврентию C. Прозопопея Прибавление Кондак преподобного Романа Сладкопевца об отречении апостола Петра Слово на память усекновения главы честного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна На Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Геннадия монаха Отрывок из пасхального слова святому великомученику Димитрию Относительно похвального слова о преподобном Леонтии Ахайском Заметка издателя сочинений святителя Геннадия Прибавление Об искуплении I. История возникновения сатисфакционного толкования дошмата Искупления на Западе Применимо ли понятие сатисфакции к нравственному закону? II. Краткий просмотр святоотеческого восприятия догмата Искупления в Восточной Церкви III. Учение св. Григория Паламы о значении Крестной Искупительной Жертвы Спасителя в спасении человеческого рода IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации китайского издания книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» 8 декабря 2018 г. 12:30 7 декабря 2018 года в «Президент-Отеле» в Москве состоялась презентация перевода на китайский язык книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». На мероприятии выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники презентации! Дорогие друзья! Благодарим всех, кто проявил интерес к сегодняшнему мероприятию, которое посвящено презентации китайского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». Считаю важным событием выход в свет этой книги на одном из древнейших языков мира, на китайском языке, на котором общаются более 1,3 млрд человек на планете. Вчера исполнилось 10 лет, как Местоблюстителем Патриаршего Престола Русской Православной Церкви был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии избранный Патриархом Московским и всея Руси. Наверное, не будет ошибкой сказать, что большинству людей в нашей стране — и верующих, и неверующих — он был известен тогда именно как автор и многолетний ведущий телевизионной программы, которая так и называлась — «Слово пастыря». После долгих лет жизни в стране, где Церковь подвергалась гонениям, для многих наших сограждан цикл этих телепередач был глотком воздуха, источником знаний о вере, о Церкви, о Боге, где зрители могли получить ответы на волнующие их вопросы. Первоначально не предполагалось, что эти передачи превратятся в книгу. А потому предлагаемая китайскому читателю книга представляет не столько систематическое изложение православного вероучения или учебник религии, сколько живое слово о Христе, родившееся из собственных размышлений и личного опыта веры самого Патриарха Кирилла. На каждой странице мы видим призыв автора к читателю задуматься о самых важных и актуальных вопросах жизни человека и общества, культуры и политики, об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире. Тот факт, что книга уже переведена на 14 языков, говорит о том, что размышления, содержащиеся в ней, актуальны для современного человека, который задумывается о смысле человеческой жизни, вне зависимости от того, в каком уголке света он живет — в России или в Китае, в Европе или в Азии.

http://patriarchia.ru/db/text/5319513.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Слово Патриарха в корне изменило ситуацию» Иеромонах Герман (Люкшин) о последних вызовах Церкви 14.05.2012 1867 Либеральные СМИ в России всегда были антихристианскими и антигосударственными. Либеральные СМИ являются технологией деморализации наций, инициацией оранжевых переворотов, надежным механизмом завоевания суверенных государств. Для этого не всегда требуется вторжения войск. Либеральные СМИ являются альтернативным правительством и руководящей силой. Вспомним, как в 1993 году СМИ встали на сторону расстреливавших из танков законную Конституцию. СМИ преподают новые скрижали, новые заповеди. Например, «черное – это белое», как у Оруэлла. Или еще пример: педерастия и лесбиянство – это «просто другая ориентация». И если лесбиянки устраивают кощунственный шабаш на амвоне главного Храма России, то это «просто панк-молебен». И эти недочеловеки, невинные недочеловеки и не вам их судить. Вы просто ничего не понимаете в постмодерне. Бесы отдыхают. Святые отцы говорили, что настанет время, когда бесам будет нечего делать, они будут болтать ногами. За них все сделают люди... В середине 1990-х СМИ показали пир с ритуальным разрезанием свиньи с надписью Россия. Враги торжествовали победу. Начались убийства православных священников и монахов. Навалом организовывались кощунственные выставки с разрубанием икон Богородицы в центре Москвы . Нынешнее стояние за Православие в неделю Антипасхи во главе с Патриархом вызвало истерию в СМИ. Как это православные посмели! Безбожные СМИ готовы устроить Чернобыль или Саяно-Шушенск, но не допустить пасхального побеждающего «Верую». Они все веерно жмут на красные кнопки, но не могут стерпеть, чтобы Патриарх обращался к народу о спасении России. Сокрушаются СМИ немощные дерзости. И как это за двадцать последних лет они отважились с Патриархом протестовать против кощунства! Когда мы собирали сотни тысяч подписей против оголтелых преступников, устраивавших кощунственные выставки, наши голоса тонули в превозмогающих на порядки либеральных СМИ. А сейчас одно слово Патриарха в корне изменило ситуацию. Одно слово Патриарха в защиту веры ст о ит духовного и национального возрождения России. Прозвучало действенное оздоравливающее слово о предателях в рясах. И эти предатели в рясах никак не угомонятся – они предатели Христа. Их жжет слово Патриарха.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/14/sl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/199901.html

Митрополит Нестор (Анисимов). Жизнеописание Часть 1. Очерки камчатского миссионера Из Камчатки Православие в Сибири (Исторический очерк) Расстрел Московского Кремля 27 октября – 3 ноября 1917 года Часть 2. Очерки архиерея в изгнании Маньчжурия – Харбин Очерки Дальнего Востока Египет, Рим, Бари Очерки Югославии (Впечатления путешествия) Часовня-памятник памяти Венценосных Мучеников Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира в 1918 году (По личным воспоминаниям) Часть 3. Слово архипастыря Воззвание Слово ко всему казачеству Слово на молебне при закрытии съезда представителей несоциалистического населения в городе Владивостоке 25 июня 1921 года Кончина митрополита Евсевия Крутицкого, наместника Всероссийского Патриарха Послание к пастве в связи с открытием кафедры викарного епископа в Камчатской епархии Святейший Патриарх Тихон Московский и всея Руси Пасха на Востоке Сунгари Сердце Владыки Пасха в Абиссинии Рождество у подножия дымящегося вулкана Больница памяти д-ра Казем-Бека В Дом Милосердия подброшен истерзанный ребенок Святейший Патриарх Варнава Слово на панихиде по М. А. Оксаковской К тридцатилетию гимназии Письмо на Родину Памятник покаяния Святитель Николай и дети Одинокая могилка Слово в день убиения Царской семьи Заявление из Лондона для «Зари» Два подкидыша Владыка митрополит Антоний Значение памятника-часовни Настало время борьбы с отцом лжи Пушкин и современность Памяти Патриарха-мученика Крещение в Индийском океане Об учреждении «Братства Христовой Руси имени Святого князя Владимира» Человеческая слава и лилия. (Легенда о лилии) Христос раждается, славите! Слово на молебне 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире Приветственное слово победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине Путешествие в Иерусалим и Палестину. (Из личных воспоминаний) Елизавета Николаевна Литвинова. (Некролог) Слово при вручении жезла епископу Никандру в день его хиротонии 22 сентября 1946 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе Слово о воздвижении храма-памятника святого Александра Невского Слово о Святителе Николае, Мирликийском Чудотворце Вступительное слово, сказанное в кафедральном соборе г. Новосибирска при вступлении в управление паствой и епархией 16 августа 1956 года Поучение новоначальному иноку Сергию Епархиальное рождественское послание пастве Кировоградской и Николаевской – пастырям и мирянам  

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Андрей Ткачев: «Я не услышал в проповедях и в словах Патриарха никаких дежурных фраз» Киевский священник объяснил, почему некоторые в поездках Предстоятеля Русской Церкви видят политику 29.07.2010 794 Патриарх совершает свои пастырские поездки в духе и силе. Он ускоряет и усиливает все здоровые процессы, которые существуют внутри церковного организма. Он вносит ободрение там, где есть уныние и усталость, вносит ясный ум и волю там, где воля ослабела, и разум помрачился, и, конечно, от этих поездок церковному народу следует ожидать позитивных плодов. Такие плоды уже очевидны и в самом начале, и, конечно же, они проявят себя и впоследствии. Безусловно, украинс кое общество поляризовано во многом, и очень многие события являются для него будоражащим фактором. Это касается и визита Святейшего Патриарха, хотя, возможно, иначе было бы плохо, ведь сказано в Евангелии: Было бы горе, если бы про вас говорили хорошо все люди. Не все хорошо говорят про Патриарха, некоторые усматривают в его поездках на Украину не более, чем имперский момент, но это люди, которые воспринимают историю с точки зрения национальной ущемленности. Это болезненное явление, которое досталось нам в наследство от истории. Я же вижу, что политики в действиях Святейшего ровно столько, сколько в действиях любого Патриарха на его месте. Политика присутствует в любых наших делах, поскольку любое значимое событие производит социальный и политический резонанс. Но специальной миссией Патриарха Кирилла это не является, он созидает Церковь. Он совершает молебствия, евхаристию, проповедует Евангелие, встречается с людьми и несет слово мира и слово ободрения. Ведь мы изрядно зачахли в современном мире, мы зачастую чувствуем себя бессильными и слабыми. Интересно еще и то, что Господь наш Иисус Христос всячески устранялся от политических вопросов, в его проповеди не было ничего политического, однако же Господа Иисуса Христа осудили по политическим мотивам. Евреи считали, что лучше пусть умрет один, нежели придут римляне и уничтожат весь народ. Пилата склоняли к распятию Иисуса Христа, угрожая ему судом кесаря. Якобы Христос называл себя кесарем, а всякий, называющий себя царем, противится кесарю. Именно политические моменты, вплетенные в осуждение Господа Иисуса Христа, стали формальной причиной убийства Невинного. Поэтому раз уж безгрешного Христа осудили по политическим мотивам, то для озабоченных политикой людей нетрудно найти политические мотивы в действиях как Святейшего Патриарха, так и в действиях любого другого человека.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/29/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010