174–177. Великое искушение около святейшего имени Божия I С болью сердца, с муками души издалека наблюдаю я великое искушение, попущением Божиим постигшее Святую Гору и ее, – по-видимому, только русских – насельников. Что сие значит? Восторжествует ли враг Церкви, или же смирение иноческое победит его?.. Вот что особенно страшно: сатана, доселе трепетавший пред именем Господа нашего, как именем Того, Кто сокрушил его державу, теперь построил искушение около сего имени и сеет вражду – да еще какую! – между исповедующими Господа, посвятившими себя всецело служению Господу, ради Господа отрекшимися от мира и всего, яже в мире. Какова дерзость! Но каково же и ослепление тех, кто поддался сему искушению! Неужели так оскудела духовная жизнь современных подвижников Афона, что не замечают они козней искусителя? Страшно за Церковь , которой нешвенный, Боготканный хитон хотят разорвать... В чем дело? Явилось учение, доселе Церковью не рассмотренное, а потому и в ее вероизложениях ни положительно, ни отрицательно не формулированное. Кратко оно выражается в трехчетырех словах: “Имя Божие есть Сам Бог”. И только. В подробном изложении оно уже говорит, что всякое имя Божие, всякое слово Божие, все откровение Божие, всякая молитва , к Богу обращенная, всякое исповедание имени Божия – есть Бог. Темно, неясно, непонятно все это для человека, особенно для простеца. Но сие учение уже выдается как “догмат”: автор книги, в которой впервые появилось оно, схимонах Иларион, так и говорит, что он “поставил этот догмат в таком виде, в каком он не встречается нигде, кроме о. Иоанна Кронштадтского ”. Но о. Иларион утверждает, что этот догмат якобы всегда содержался и содержится Церковью, но доселе был как бы сокровен. Чтобы правильно судить о сем якобы сокровенном догмате, должно помнить, что все догматы , несмотря на всю их таинственность и непостижимость для ума нашего, тем не менее, никогда не противоречат законам нашего разума. Непостижимость еще не есть логическое противоречие. Например: Бог троичен в Лицах, но един по Существу, – вот догмат. Противоречит ли он разуму? Он непостижим для нашего ума, но законам разума не противоречит, ибо содержит в себе две истины – разные, но взаимно не отрицающие одна другую: единство сущности Божества, другая – троичность Лиц. Так нас учили в православной догматике. Вот почему все догматы приемлются разумом, когда он смиряется пред тайнами Божественного откровения. Но в новом учении имеется логическое противоречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Бог и ереси попускает, дабы явить славу Свою в раскрытии святой истины Православия. Так было и теперь. В духовных журналах появляются статьи, обличающие ложь учения имебожников и выясняющие истинное учение Церкви об именах Божиих на основании слова Божия и святоотеческих писаний. Ряд таких статей С. В. Троицкого под заглавием “Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имебожники», помещенных в “Церковных Ведомостях», теперь вышли отдельною книгой под названием “Об именах Божиих». Положение за положением, слово за словом в имебожническом учении автор разбирает, сличает, с одной стороны, – с учением еретика Евномия, находя в новой ереси все признаки старой, а с другой, – с учением святоотеческим, приводя множество выписок с подлинными словами святых отцов, наглядно показывающих почти полную тождественность обеих ересей. Для непредубежденного, разумно мыслящего и пребывающего в смиренном послушании Церкви ее сына становится до очевидности ясным заблуждение несчастных имебожников и вся тяжесть вины их вождей, упорствующих в еретическом мудровании. “Сходство между учением об именах Божиих древнего еретика Евномия, говорит г. Троицкий, и современных имебожников настолько велико, что последних можно назвать новыми евномианами. По учению имебожников, между именами и самыми предметами существует какая-то таинственная связь и ни одни предмет не может быть без имени. “Имя выражает самую сущность предмета, говорит например, Иларион, и неотделимо от него. Так имя Иисус. С отнятием имени предмет теряет свое значение». “Идея есть реальность, читаем мы в “Апологии» Булатовича, имеющая иностасное бытие». “Господь, говорит Иларион, есть мысленное высочайшее Существо, таково же и имя Его, и потому оно в нашем сознании и приемлется как Сам Он, Господь Бог». “Имя есть истина, единосущная Триипостасной истине, говорит Булатович, но не есть истина отвлеченная и безжизненная, но есть истина живая – Духовное Существо. Это Духовное Существо различается от самого Существа Божия, и понятия – Существо Божие и имя Божие не сливаются, но, вместе с тем, это отличное от Существа Божия Духовное Существо имеет Божественное достоинство само по себе, по существу, а не по благодати». Таким образом, имебожники различают недоступное и неоткрывающееся людям Существо Божие и другое Духовное Существо – Имя Божие, соединенное с Существом Божиим, но не сливающееся с Ним и имеющее Божеское достоинство само по себе. И Бог и имя Его суть едины святы по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf I С болью сердца, с муками души издалека наблюдаю я великое искушение, попущением Божиим постигшее Св. Гору и ее, – по-видимому, только русских – насельников... Что сие значит? Восторжествует ли враг Церкви, или же смирение иноческое победит его?.. Вот что особенно страшно: сатана, доселе трепетавший пред именем Господа нашего, как именем Того, Кто сокрушил его державу, теперь построил искушение около сего имени и сеет вражду – да еще какую! – между исповедующими Господа, посвятившими себя всецело служению Господу, ради Господа отрекшимися от мира и всего, яже в мире... Какова дерзость! Но каково же и ослепление тех, кто поддался сему искушению! Неужели так оскудела духовная жизнь современных подвижников Афона, что не замечают они козней искусителя? Страшно за Церковь , которой нешвенный, Боготканный хитон хотят разорвать... В чем дело? Явилось учение, доселе Церковью не рассмотренное, а потому и в ее вероизложениях – ни положительно, ни отрицательно не сформулированное. Кратко оно выражается в трех-четырех словах: «Имя Божие есть Сам Бог». И только. В подробном изложении оно уже говорит, что всякое имя Божие, всякое слово Божие, все откровение Божие, всякая молитва, к Богу обращенная, всякое исповедание имени Божия – есть Бог... Темно, неясно, непонятно все это для человека, особенно для простеца. Но сие учение уже выдается как «догмат»: автор книги, в которой впервые появилось оно, схимонах Иларион, так и говорит, что он «поставил этот догмат в таком виде, в каком он не встречается нигде, кроме о. Иоанна Кронштадтского ». Но о. Иларион утверждает, что этот догмат якобы всегда содержался и содержится Церковию, но доселе был как бы сокровен. Чтобы правильно судить о сем якобы сокровенном догмате, должно помнить, что все догматы , несмотря на всю их таинственность и непостижимость для ума нашего, тем не менее никогда не противоречат законам нашего разума. Непостижимость еще не есть логическое противоречие. Например: Бог троичен в Лицах, но един по Существу, – вот догмат. Противоречит ли он разуму? Он непостижим для нашего разума, но законам разума не противоречит, ибо содержит в себе две истины – разные, но взаимно не отрицающие одна другую: – единство сущности Божества, другая – троичность Лиц. Так, нас учили в православной догматике. Вот почему все догматы приемлются разумом, когда он смиряется пред тайнами Божественного откровения. Но в новом учении имеется логическое противоречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

28. Библейские тексты о Евангелии Евангелие есть благая весть о спасении: «Как прекрасны на горах ноги благовестника... проповедующего спасение» ( Ис. 52:7, 8 ). – «Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам... Спаситель» ( Лк. 2:10, 11 ). – «Напоминаю вам... Евангелие, которое я благовествовал вам... которым и спасаетесь» ( 1Кор. 15:1, 2 ). Евангелие есть: а) сила Божие ко спасению: «я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Рим. 1:15, 16 ). б) слово спасения: «Мужи братия!.. вам послано слово спасения сего» ( Деян. 13:26 ). в) слово благодати: «во свидетельство слову благодати Своей, Господь творил руками апостолов знамения и чудеса» ( Деян. 14:3 ). – «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его» ( Деян. 20:32 ). г) слово примирения: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение» ( 2Кор. 5:19 ). д) вечное: «Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам преподано» ( 1Пет. 1:24 ). – «Увидел я... Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» ( Апок. 14:6 ). е) славное: «по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» ( 1Тим. 1:11 ). Евангелие есть истина: «услышавши слово истины, благовествование вашего спасения... вы запечатлены... Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). Евангелие проповедует: а) благодать Божию: «услышали вы и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:6 ). б) жизнь и бессмертие: «явлением Спасителя нашего... явившего жизнь и нетление» ( 2Тим. 1:10 ). в) познание славы Божией: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ). Евангелие дарует: а) надежду небесного наследия: «в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования» ( Кол. 1:5 ). б) мир: сказал Ангел: «возвещаю вам великую радость... И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир» ( Лк. 2:10, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Кто скажет брату своему «рака», подлежит синедриону» Дальше, продолжая Нагорную проповедь , Иисус Христос провозгласил: «Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Матф.5:22 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно объяснению переводчиков Евангелия, слово «рака» в переводе с еврейского на славянский и русский языки обозначает «пустой (ветреный) человек». На первый взгляд это слово не выглядит как ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Поэтому в среде еврейского народа это слово считалось оскорбительным и употребление этого слова расценивалось как нанесение сильной обиды. Вот как это место из Евангелия характеризует Святой Иоанн Златоуст , который писал, что это слово «выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому как мы, приказывая что-либо слугам или другим низкого сословия людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирийским языком, употребляли слово «рака» вместо слова «ты». Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что. Однако каждый человек рожден для осуществления какой-либо цели в жизни. А применение этого слова зачеркивало смысл и предназначение существования того человека, к которому это слово применялось. Иными словами человек, оскорбляемый этим словом, в глаза названный пустым, ничего не значащим человеком, как пустой разбитый кувшин, который внутри себя ничего ценного не содержит и который достоин того, чтобы его выкинули на мусорник, был унижен как бесполезное создание Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2009 год СЕЮЩИЙ СЛОВО. Евангелие в неделю 21-ю по Пятидесятнице Сказал Господь притчу: «Вышел сеятель, чтобы сеять посев свой, и когда сеял он, часть зерен пала возле дороги, где были они затоптаны, и птицы небесные поклевали их. И другие зерна пали на камень, и всходы засохли, потому что не было им влаги. И еще зерна пали в терние, и терние разрослось вместе со всходами и заглушило их. И еще зерна пали на землю добрую, и всходы поднялись и дали плод стократный». Говоря это, Он воскликнул: " Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит! " И стали ученики Его спрашивать, что бы означала эта притча. А Он сказал: " Вам даровано познать тайны Царства Божьего, а прочим — в притчах, чтобы они видя не видели и слыша не разумели . Вот что означает эта притча. Семя — это слово Божие. А место при дороге — это те, что услышали, а после приходит диавол и похищает слово из их сердец, чтобы они, уверовав, не обрели спасения. А каменистое место — это те, которые, услышав слово, с радостью его принимают, но оно не имеет в них корня; они хранят веру недолго и во время искушения впадают в отступничество. А место в терниях — это те, которые услышали слово, но на путях жизни обуреваемы заботами, и богатством, и житейскими наслаждениями, так что плоды их недозревают. А земля добрая — это те, которые, услышав слово, хранят его в сердце добром и благородном и благодаря постоянству приносят плод«. Лк. 8, 5–15 Перевод Сергея Аверинцева В Евангелии много места отводится учению Христа. Устное слово учителя — древняя традиция еврейского народа. Сама Библия (прежде чем была записана) передавалась из уст в уста на протяжении поколений. Ветхозаветные пророки — ораторы, а не писатели. И первые христиане не спешили записывать Евангелие, ведь многие из них были неграмотными. Они предпочитали слушать, а не читать.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

Праздники «Дает Себя (Христос) познать тем, кто приемлет Его верой и любовью, кто ум свой готов покорить откровению Свыше, а волю свою – воле Божией». Архиепископ Иоанн Премудрость созда Себе дом Слово на Рождество Пресвятой Богородицы «Яко возвеличишася дела Твоя Господи! Вся Премудростию сотворил еси!» ( Пс. 103:24 ), возглашал еще древле Псалмопевец. Что же есть та премудрость (или по-гречески София), Которой сотворено все? В другом псалме говорится – «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). А святой Евангелист Иоанн Богослов возглашает: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Иоан. 1, 1–3 ). Премудрость Божия или Слово Божие, Которым все сотворено Богом, не есть только отвлеченное понятие свойства Божиего. Тот же Евангелист дальше говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Иоан. 1, 14 ). Итак, Слово, через которое все сотворено есть Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также «Премудростию Божиею», как говорит в послании своем апостол Павел – «Иудеи знамения просят и Еллины премудрости ищут, мы же проповедуем Христа распята... Божию силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1, 22–24 ). Сын Божий называется Словом и Премудростию Божией потому, что Бог Отец все творит через Своего Сына. Таким образом, через Сына Божиего Своими делами вещает Отец, и через Него проявилась «многоразличная премудрость Божия» ( Ефес. 3,10 ). Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Мы ныне видим мир уже в греховном его состоянии, уже утратившим свою первоначальную доброту, но и поврежденный грехом, как дивен мир и отражает премудрость Творца. Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, все движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Ничто не нарушает их течение, все происходит согласно, не препятствуя одно другому. Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17 :20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3 :1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15 :3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапыевхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Глава XXVII. Об апокалипсисе § 149. Наименование книги Собственное наименование единственной пророческой книги Нового Завета есть Апокалипсис Иисуса Христа (Апокал. 1:1). Обыкновенное же наименование оной «Апокалипсис Иоанна Богослова» в древних рукописях читается различно, а в древних переводах (коптском и арабском) совершенно опускается, без сомнения, потому, что произошло не от руки самого Апостола Иоанна. § 150. Писатель Апокалипсиса Писатель книги Апокалипсиса называет себя Иоанном за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово посланным в заточение на остров Патмос; сказа, послав чрез, Ангела своего, рабу своему Иоанну иже свидетельствова слово Божие и свидетельство Иисус Христово и елико види. ( Апок. 1:1, 2 ). Аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисуса Христове бых во острови порицаемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисус Христово ( Апок. 1:9 ). А сии признаки, по свидетельству всей древней Церкви, указывают на св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 220 Из древних церковных писателей, ближайших к веку Апостольскому, никто имевший случай упомянуть об Апокалипсисе не сомневался в подлинности оного. Св. Иустин, философ и мученик, говорит:«и у нас некоторый муж, по имени Иоанн, один из апостолов Христовых, в бывшем ему откровении, или в Апокалипсисе, предсказал, что уверовавшие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет. 221 Ориген об Апостоле Иоанне Богослове говорит:»написал он и Апокалипсис, получив приказание умолчать и не писать главы семи громов». 222 Тертуллиан , писатель второго века, говорит: «хотя Маркиан не принимает Апокалипсиса, но порядок епископов, возведенный к своему началу, укажет на Иоанна, писателя оного». 223 Св. Епифаний причисляет к еретикам всех тех, которые сомневаются в подлинности Апокалипсиса, 224 По исчислении канонических книг, св. Афанасий говорит в своем Синопсисе; «кроме оных, есть и Апокалипсис Иоанна Богослова, принятый и одобренный древними святыми и духоносными отцами», Поэтому-то святая Православная Церковь , следуя древнему преданию и учению святых отцов, принимает Апокалипсис за несомненно каноническую книгу Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Все наше самое доброе само по себе ничто 17.10.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 19-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Мы — православные христиане, мы веруем во Христа Бога. Мы исполняем, по крайней мере, минимальные требования Церкви. Но часто мы исполняем их только внешне. Добросовестно, прилежно, но внешне. Оставляя пустое пространство — большее, может быть, чем требуют наши духовные обязанности. Пространство, которое мы сохраняем отдельно для себя, в котором мы живем для себя, по своему усмотрению. Но если слово Божие воспринято нами, как можем давать мы место случаю — тому, что стремится существовать само по себе, независимо от Христовой правды, в то время как все этой правде принадлежит? Слово Божие хочет жить в нас как семя Божие. Как жило оно в Пречистой Деве Марии, возрастая и все заполняя. Мы не должны называть себя христианами, если есть в нас такие закоулки души, которые остаются закрытыми для слова Божия. Быть верующим, говорит нам святая Церковь, значит быть христоносцем, носителем слова Божия. И это значит — быть всецело носимым словом Божиим. Наша вера не заключается в том, чтобы приближаться к правде Божией с оглядкой, осторожно, соблюдая дистанцию. Наша вера не в том, чтобы, проявляя, как нам кажется, осмотрительность, стараться исполнить сначала наиболее легкие для нас слова Христовы, оставляя наиболее трудные, наиболее требовательные на потом, на неопределенное будущее. Быть верующим означает осмелиться воспринять сразу, тотчас же, слова самые невероятные и самые непостижимые и, не откладывая, без промедления дать им место в нашей жизни. Чтобы внезапно, не уклоняясь, встав по дару Христа лицом к лицу перед совершенным Богом, дать место тому невозможному, которое они содержат. Такое место, благодаря которому все в душе и в жизни займет надлежащее место. И не будет уже ничего слишком мелкого и незначительного, которое бы не стоило нашей любви и наших трудов.

http://moral.ru/nashe_dobroe/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010