Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, сказанное им 24 июля 2005 года на Вечевой площади Кремля в День памяти Святой и Равноапостольной великой княгини Российской Ольги - псковитянки 25.07.2005 464 Время на чтение 6 минут Всех вас душевно поздравляю с великим праздником для нашего Богоспасаемого города Пскова с Днем преславного торжества в честь памяти Святой землячки нашей, благоверной Равноапостольной княгини Ольги. Как с рождением Богоизбранной Отроковицы, Богоматери Пречистой Девы Марии, Матери нашего Господа открылась страница мировой истории христианства, так и с появления Святой Ольги на берегах реки Великой в селении Выбуты началась новая жизнь на нашей Руси. Если до IX века Русь была без государственного устройства, то с началом княжения Ольги Русь получила свое бытие. Началась новая история родного нашего Отечества. С принятием Таинства Крещения Княгиней Ольгой в Константинополе от Вселенского Патриарха, Русь получила вселенское значение среди народов и государств. Византийская культура, благолепная красота, Евангельское благовествование, как благодатная роса упала на сердце наших предков, и Слово Божие ярким пламенем возгорелось в жизни русского человека. Наша русская княгиня Ольга, подобно святым Апостолам, получила в момент Крещения особую силу благодати Духа Святаго, после чего она могла устроять на Руси могущественное государство, способное принять Святую Православную веру. Подобно Святой Равноапостольной Царице византийской Елене, она строила на нашей Руси храмы Божии, которые становились училищем, школой душеполезных знаний. Сейчас мы с вами стоим на этом святом месте, где был построен первый на Руси храм в честь истинного Триипостасного Бога, в честь Живоначальной Троицы. Это был первый краеугольный камень, положенный в основу строительства нашего государства и в основание нашего Святого Православия. Отсюда забил родник духовный силы. Отсюда потекла живая вода для временной и вечной жизни. Святые Божии люди и Святая княгиня Ольга - это Дар Божий тем народам земли, которые не забыты Богом, о которых Божие промышление, как и о нашей родной России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Как претворить слово Божие в жизнь? Интервью протоиерея Всеволода Чаплина журналу «Православная беседа» 9 июля 2013 г. 11:58 Журнал «Православная беседа» в продолжение полемики вокруг приходской практики совместного прочтения и размышления над текстами из Священного Писания в свете событий повседневной жизни (см. «Православная беседа» 5/2012, 2/2013) предлагает вниманию читателей интервью с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , настоятелем московского храма святителя Николая на Трех Горах протоиереем Всеволодом Чаплиным («Православная беседа» 3, 2013). — Отец Всеволод, сегодня в принципе приветствуются всевозможные инициативы, так или иначе споспешествующие возрождению приходской жизни. Так называемые евангельские кружки, отношение к которым в церковной среде, как видно, неоднозначное, помимо своего прямого назначения — изучения Слова Божия — стали своеобразной площадкой для общения прихожан друг с другом и, конечно же, с пастырем. В вашем храме подобная практика существует уже не первый год. Чем же все-таки мотивировано ее введение? — То, что с некоторых пор практикуется у нас на приходе, было названо серией вечеров «Вера и жизнь». Эти вечера проходят в форме непринужденных бесед, а их содержательным ядром становится какой-то текст из Священного Писания. В то же время в ходе разговора затрагиваются самые разные темы, что, собственно, совершенно естественно сообразуется с той задачей, какую я изначально перед собой ставил, — попыткой приложить Евангелие к жизни. То есть мы не просто подробно разбираем конкретный текст Писания, но и говорим о жизни общества в масштабах семьи, страны, мира. Говорим о том, как соотнести евангельское слово с наиболее обсуждаемыми в данный момент темами: от новых законов до явлений культуры, от военных слухов до знаковых событий светской хроники. Этот формат по большому счету придумал не я — я просто позаимствовал ту форму бесед, которая некогда существовала у отца Димитрия Дудко и зарекомендовала себя с лучшей стороны многолетней практикой.

http://patriarchia.ru/db/text/3088960.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Начало премудрости 11.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Понедельник 1-й седмицы Великого Поста Слово в чистый понедельник Мы вступили в Великий пост, чтобы войти в пасхальную радость Господа своего. Чтобы стать мудрыми, Христовыми, Божиими людьми, чтобы Его Победа стала нашей победой. В первый же день Поста Церковь говорит нам: «Начало премудрости — страх Господень» (Притч. 1, 1—20). Это самое главное, это принцип истинного познания вещей Божественных и человеческих. Бесполезно научение всем лучшим книгам, Священному Писанию, напрасно стояние в храме, где поются — не просто произносятся, а поются со сладкопением — самые глубокие и сокровенные слова. Все напрасно, если нет в нас благоговения и трепета перед Богом Живым, если все наши молитвы не устремлены к послушанию Ему. А зачем это нужно человеку? Только глупцы презирают мудрость и наставления, говорит нам сегодня Слово Божие. Глупцы и безумцы — это безбожники, атеисты. «Рече безумен в сердце своем несть Бог». Они презирают мудрость. Зло для всего человечества — глубочайший атеизм. В этом его самая великая беда. Господь напоминает, что мы, принадлежащие православной Церкви, остаток святой, должны действительно быть достоянием Божиим, благодаря которому и люди, как будто безнадежно утратившие путь к Истине, могли спастись. «Тот глупец, кто не боится Бога», кто не ценит сокровище Слова Божия. Нам дается возможность еще раз узнать эту мудрость. Мы говорим, что существует добрая традиция в течение Великого поста прочитать всю Библию, все Священное Писание. Особо благодатное время для этого. Преподобный Серафим Саровский напоминает нам, что кто возьмет на себя труд осмысленно прочитать все Священное Писание, а тем более во время сугубой молитвы всей Церкви небесной и земной о нас, того ум будет просвещен истинным ведением, истинной мудростью. А тот, кто не дорожит мудростью, тот, кого Писание называет глупцами, хотя эти люди могут претендовать на всякое знание, и даже на мудрость, и гордиться своим умом — они чужды мудрости, они враги мудрости. Так было всегда, и Слово Божие призывает нас сегодня это понять.

http://moral.ru/начало-премудрости/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Луки 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня у нас третье стояние перед Крестом Христовым на пути к Страстной седмице, и сегодня наше слово о тех, кто был распят рядом со Христом. Апостол и евангелист Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о смерти этих двух разбойников. Прежде всего, почему Христа распяли на Кресте? Иудеи лицемерно говорили, что им непозволительно никого убивать, потому что они по Закону своему убивали только тех, кто являлся, по их мнению, осквернителем Храма и разорителем Закона. Они побивали такого человека камнями. И они даже делали такую попытку — побить камнями Спасителя, как мы читаем в Евангелии. Но сейчас они хотят уничтожить Его полностью, предать Его смерти не как человека, имеющего какое-то отношение к религии, а просто как политического деятеля — предав Его римской оккупационной власти, чтобы она расправилась с Ним, как она расправлялась с подобными преступниками, распиная их на кресте. Они распяли Христа среди двух разбойников. Одного одесную, а другого ошуюю, а Его — посередине, как худшего из них. Когда Христос ходил по земле, Он ел и пил с грешниками, Он творил им добро, а теперь Он соединяется с ними на Кресте — с этим же смыслом, с этою же целью. Ибо Он пришел в мир не для того, чтобы спасти мнимых праведников, ибо «нет праведного ни единого» (Рим. 3:10), — говорит слово Божие о грешниках. И слово Божие говорит нам, что это совершилось, да сбудутся Писания. Пророк Исайя, которого Святая Церковь называет ветхозаветным евангелистом, пророчествует о Муже скорбей, что Он «со беззаконными вменися». Христос был распят среди двух разбойников. И в этих разбойниках мы видим различие действия Креста Христова на разных людей. Для одних Крест Христов — запах живительный на жизнь, а для других — запах смертоносный на смерть, как говорит Апостол. «Посреди двух разбойников праведное мерило обретеся Крест Твой, Господи».

http://moral.ru/passion-john/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Изложение Галликанской литургии Свт. Герман Парижский «Краткое изложение древней Галликанской литургии» (однако, с уверенностью говорить об авторстве Германа нельзя). Здесь описано чинопоследование Литургии и даны краткие комментарии и толкования. Герман, епископ Парижский, написал о литургии следующее: Итак первый и величайший из всех даров (carismatum) — литургия воспевается в память смерти Господа; — ибо смерть Христова сделалась жизнию мира; — так что совершаясь она служит ко спасению живых и покою умерших. О совершаемом пред чтениями. Пред чтениями поется антифон (antiphona) по примеру тех патриархов, которые до потопа таинственными словами воспевали пришествие Христово, как Енох, седьмый от Адама, переселенный Богом, пророчествовал, говоря: се идет Господь со тмами святых своих сотворить суд и пр. (Иуд. 14). Об этом свидетельстве упоминает в своем послании апостол Иуда, брат Иакова. Ибо как пророчествующим являлась рука Господня над ковчегом (Исх. XXV, 22. Числ. X, 35), чтобы в виновных сохранить остаток на земле (Быт. XLV, 7), так при пении клириков выходит священник в образе Христа из святилища, как бы с неба, в ковчеге Господнем, который есть Церковь, чтобы наставлениями и увещаниями питать в народе добрыя дела и истреблять злыя. О безмолвии. Безмолвие же диакон возвещает по двум причинам, именно чтобы безмолвствующий народ лучше слушал слово Божие, и чтобы сердце наше безмолвствовало от всякаго нечистаго помысла, при чем лучше воспринималось бы слово Божие. Священник обращается к народу для того, чтобы, когда он благословляет народ, говоря: Господь да будет всегда с вами, ему благословляться от всех говорящих: и с духом твоим, так чтобы он был тем более достоин благословлять народ, поколику он по милости Божией получает благословение из уст всего народа. О трисвятом (de ajus). Трисвятое пред пророчеством поется на греческом языке потому, что проповедь новаго Завета возвещалась в мире на греческом языке, исключая (евангелия) Апостола Матфея, который первый в Иудее издал евангелие Христово еврейскими письменами. Соблюдайте же честь языка, который первый принял в свои ветхия недра евангелие Христово и своими письменами научил первой песни. Когда предстоятель Церкви начинает трисвятое, то (клир) поет на латинском языке с греческим, чтобы показать связь ветхаго и новаго Завета. Слово: аминь (заимствовано) с еврейскаго на подобие надписи, которую Пилат по внушению Божию сделал на трех языках над крестом, исповедуя хотя и без ведения Иисуса Назорея, т. е. Святаго и Царя. А три отрока, которые одними устами поют: Господи помилуй (Khyrie eleison), именно на еврейском, греческом и латинском, (означают) как бы века трех времен, т. е. прежде закона, под законом и под благодатию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис «Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Катехизис содержит основные определения веры. Хотя Православный катехизис митр. Филарета (Дроздова) Московского был написан в начале XIX века, до сих пор он является одним из надежных способов узнать, во что в точности верят православные христиане. Филарет (Дроздов) так определяет катехизис: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.» Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении. Введение Предварительные понятия 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение , устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).   5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).   6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Патриарх: У Церкви нет более близкого союзника, чем работники культуры 31 октября, 2016. Новостная служба «Но очень важно понимать, что наши совместные усилия должны приносить непременно добрый, а не ядовитый плод» 31 октября. ПРАВМИР. Накануне, 30 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в столичном храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Леонид, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь возможности совершить в этом дивном московском храме, посвященном памяти священномученика Климента, Папы Римского, Божественную литургию и архиерейскую хиротонию. Сегодня, в 19-е воскресенье после Пятидесятницы, мы читали евангельскую притчу (Лк. 8:5-15), в которой Господь говорит о сеятеле, бросавшем семена в разную почву. Напутствуя вновь рукоположенного архиерея — владыку Ванинского и Переяславского Савватия, которому надлежит нести служение в Приамурской митрополии, в новой епархии на самом востоке Хабаровского края, — я как раз говорил о необходимости научиться не только сеять, но и возделывать землю. Семя, о котором говорит Господь, — это слово Божие. В притче описываются четыре возможности, то есть четыре различных реакции на Божественное слово. Иногда семя падает при дороге, его склевывают птицы или просто затаптывают. Порой семя попадает на каменистую почву, вроде как дает всходы, но нежизнеспособно и погибает, потому что нет условий для дальнейшего произрастания. А если попадает в сорняки, то уж чего ожидать, — всё поглощается ими. Ну и, наконец, если почва добрая, то семя дает богатый урожай. Когда Церковь сеет семя, то есть проповедует слово Божие, ни один священнослужитель, ни один проповедник не знает, на какую почву упадет это семя. Ведь весь набор перечисленных Господом возможностей присутствует в каждом отдельном человеке, — мы в одно и то же время может быть и придорожьем, и камнем, и сорняками, и доброй почвой. Поэтому совершенно очевидно, что сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна быть культивирована. А культивировать поле значит его вспахать, удобрить, если нужно, полить. Надо ухаживать за полем, и только тогда семя принесет плод.

http://pravmir.ru/patriarh-u-tserkvi-net...

преподобный Викентий Лиринский Содержание 1. Рассуждение св. Викентия Лиринского    Ввиду изречений Писания, поучающего: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7), также: «приклони ухо твое, и слушай слова мудрых» (Притч. 22:17), и еще: «сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое» (Притч. 3:1), думается мне, меньшему из всех рабов Божиих, что с помощью Божией будет очень не бесполезно, если я изложу письменно то, что благоговейно принято мною от Святых отцов. Приступлю же к этому во имя Божие, и запишу завещанное мне предками предание, не с заносчивостью какого-нибудь сочинителя, а скорее с точностью верного переписчика. 2. Два источника православной догматики    Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным, и прямым путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений, и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, преданием Вселенской церкви. 3. Взаимное отношение Священного Писания и Святого Предания    Но может быть спросит кто-нибудь, если писанное слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при снесении одних мест его с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? — Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе, так что почти сколько голов, столько же, повидимому, можно извлечь из него и смыслов. По-своему объясняет его Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македоний, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестий, по-своему, наконец, Несторий. А потому-то и совершенно необходимо, при таком множестве бесчисленно разнообразных изворотов заблуждения, направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4102...

«Сторожевая башня» и баптисты — я бы их не ставил вместе, потому что всё-таки баптисты — это баптисты, а «Сторожевая башня» — это совершенно другое. «Сторожевая башня», кстати, имеет такую генеалогическую связь с адвентистами: иеговисты отпочковались от адвентистов, пошли ещё дальше по пути ветхозаветного сознания и отказа от христианской догматики. А баптисты всё-таки ближе к нам в той части, что они исповедуют Бога в Троице, славимого Отца и Сына и Святого Духа. И вообще, они из всего протестантского мира по образу благочестия — отдавая должное правде мы должны с вами признать, что они находятся гораздо ближе к нам, чем ранее упомянутые адвентисты, иеговисты или другие представители далёких протестантских течений. Например, баптисты отрицают новую Пятидесятницу: неопятидесятники считают, что есть в мире новое излияние Духа Святого, а баптисты смиренно считают, что это излияние снизу, из подземелья, от сатаны. Так что с баптистами там всё по-другому, с ними можно говорить и к ним можно присматриваться. «Сторожевая башня» и адвентисты — это совершенно другого поля ягоды. Баптисты отрицают Образ по недоразумению, потому что Христос Господь есть Слово Божие, и нужно, безусловно, читать Божие Слово, чтобы питаться Этим Словом через Христа. Но Христос также и Образ Бога невидимого. «Перворожден всея твари», — как говорится в Послании к колоссянам апостола Павла. Поэтому Христос насколько Он Логос, настолько Он и Эйкон: Он — Слово и Он — Икона. Бог воплотился во Христе и во Христе явлена вся полнота Бога, данная телесно — тоже говорит апостол Павел. Т.е. «Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда». Христос являет нам Бога: «Видевший Меня, видел Отца». Эти слова, видимо, пропускают протестанты и не дают им должного внимания, и не хотят изображать на различного рода предметах, одеждах, церковных облачениях, чашах, сосудах, досках и стенах храмов Пречистый Лик Господа Иисуса Христа, Который достоин почитания. Бог достоин поклонения, а образ — почитания. Но с баптистами это недоразумение, а со «Сторожевой башней» и адвентистами это некая закономерность, потому что они сознательно совершают откат вглубь, назад, в сторону ветхозаветного сознания, которое отрицает всякий образ именно потому, что в Ветхом Завете Бог не являет Лица Своего. До Воплощения Он абсолютно невидим. В Воплощении мы видим Бога в Лице Господа Иисуса Христа.

http://radonezh.ru/text/verkhovny-sud-ss...

ЦВ 7 (260) апрель 2003 /  10 апреля 2003 г. О псалмопении В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) — ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) — заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) — терпеть в молитве. Ослаблять страсти — означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей. В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее. Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов. В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель Василий Великий, “является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это... Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности”. Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда “малой Библией”. “Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно”, — считает святитель Амвросий Медиоланский. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. “Надобно знать, — указывает древний христианский мыслитель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12)”. На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: “Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам” (Ин. 15, 3). “Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием”.

http://e-vestnik.ru/church/o_psalmopenii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010