священник Андрей Хвыля-Олинтер Скачать epub pdf Часть четвертая: основные сведения о православии 4.1. Справка о Русской Православной Церкви 4.1.1. Общие сведения о православии Среди всех религий в России Русская Православная Церковь стоит на первом месте по количеству религиозных организаций и по общей численности входящих в них верующих (в несколько раз превосходят остальные вместе взятые). Однако, знания о православии у многих граждан нашей страны, к сожалению, удручающе малы, а зачастую не соответствуют или противоречат действительности. Поэтому в настоящем пособии приведены краткие справочные сведения о православии и Русской Православной Церкви, подготовленные, в частности, для служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наименование – « православие » появилось не в связи с каким-либо властным или авторитетным решением, а в среде христиан, как бы само собой. Православная вера учит, что она учреждена на Откровении Божьем и Им непрестанно обусловливается. Откровение Божие сообщено людям в Священном Писании – Библии и Священном Предании , во всей своей полноте находящемся во Вселенской Церкви – единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви . Священное Предание есть живое слово Божие (живое откровение Божие), жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом. Священное Писание есть письменное слово Божие (записанное Откровение Божие), возникшее (написанное, собранное и канонизированное) в Церкви. Эта Церковь представляет собой Богочеловеческий организм , возникший в 33 году в Иерусалиме в День Пятидесятницы и непрерывно живущий в единстве веры и духа. В настоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн. человек. Русская Православная Церковь возникла в конце 10 века после официального принятия христианства Киевской Русью в 988 году. До официального крещения христианство на Руси уже занимало достаточно прочные и авторитетные позиции в разных слоях населения. Русская Православная Церковь до 1448 года существовала в качестве митрополии Константинопольского патриарха. Угроза унии с католиками, прекращение существования Византии как православного государства дали основания для создания независимости Русской Православной Церкви. После 1917 года Русская Православная Церковь , как и все остальные религии России, подверглась жесточайшим преследованиям со стороны государства. Во время Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию и внесла значительный вклад в победу над врагом. По официальным сведениям статистики, в целом к православным относит себя около 88,95% всего населения России.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Св. Троицы Благодать Св. Духа есть самое драгоценное для нас благо. Будем дорожить этим сокровищем, избегая всякого греха Ныне св. Церковь празднует сошествие благодати Св. Духа на апостолов. С этого момента начала существовать на земле св. Церковь , ибо благодать есть ее основа. Если бы сошествия благодати Св. Духа не было, то не было бы на земле св. Церкви Христовой. Тогда не было бы и таинств, через которые Церковь преподает верующим сию благодать. Тогда спасение от греха, проклятия и смерти не могло бы совершаться в нашей жизни; мы не могли бы соединяться со Христом, ибо этим спасающим и соединяющим нас с Богом средством является благодать Св. Духа, и мы были бы обречены на вечные мучения. Вот почему ап. Павел сказал: «Благодатию бо есте спасени чрез веру» ( Еф. 2:8 ). Если бы на апостолов не сошла благодать Св. Духа, тогда не воссияло бы в сердцах верующих людей Царство Божие с его святостью и райским блаженством, ибо благодать является основою и Царства Божиего. Недаром тот же ап. Павел сказал: «Царство Божие... правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Иначе сказать, св. апостол в этих своих словах говорит, что Царство Божие есть благодать Св. Духа в ее дивных проявлениях праведности, мира и радости. И как же может быть иначе, когда сам Господь приточно уподоблял Царство Божие многоценному бисеру ( Мф. 13,46–47 ), сокровищу, сокровенному в поле ( Мф. 1 " 3:44), и талантам ( Мф. 15,14– 30 ). Под Царством Божиим, как свидетельствуют св. отцы Церкви, разумел именно эту возрождающую благодать Св. Духа, которая сошла на апостолов в 50-й день, а затем стала сообщаться верующим через таинства Церкви. Отсюда понятно, почему св. Симеон Новый Богослов учит, что возрождающая благодать Св. Духа есть Царство Божие, есть Царство Небесное. Ясно, что сия благодать является самым великим, самым драгоценным для нас благом. Она была венцом и целью всего Божественного домостроительства в деле нашего спасения. Ради дарования нам сей благодати Господь пролил Свою кровь на кресте. Поэтому-то Он и сказал Своим ученикам: «Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: ащели же иду, послю Его к вам» ( Ин. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово в день Праведного Лаврентия 47 Ищите царствия Божия, говорит Иисус Христос (Лк·. 12:31). Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царство Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Казалось, не нужно бы занимать внимание ваше благоч. слушатели, предложением такой истины, которая всем и каждому известна, не нужно бы говорить христианам, чему учит самое христианство . Но что делать, опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт заставляет напоминать: ищите Царствия Божия. Празднуя память праведного Лаврентия, который пекся только о стяжании благ духовных, не заботясь о приобретении каких-либо благ чувственных, и – стяжал, – который занимался только делом спасения души, убегая угождения плоти и – спас, – и который подвизался ради только вечного блаженства, забывая все временное, и получил блаженство в небесах; – празднуя память сего Угодника Христова, – чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не размышлением о необходимости искания Царствия Божия, размышлением не для удовлетворения любознательности ума, но для назидания и утешения сердца? Приступим к размышлению. Видимый мир есть царство Божие. Творец его есть Царь, разумные существа суть служители Царя, все твари суть подданные, силы, по коим действуют служители и подданные, суть законы в царстве сем. Но сего ли царствия искать заповедует нам Господь? Очевидно, что есть другое царство Божие, которого должно искать. Христианский мир есть Царство Божие. В нем Христос есть Царь, верующие в Него суть подданные, заповеди Христовы суть законы. Но и сие ли царство имеет в виду Господь, заповедуя нам искать царствия? Не сие ли царствие должно быть предметом наших исканий? Не о том ли мы должны заботиться, чтобы открылось в нас это царствие, о котором сказано: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 58 Будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть ( Лк 6:36 ). Празднуя день тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, мы, слушатели, не уменьшим радости настоящего торжества, если пред общим молением о здравии и долгоденствии Царя нашего, посвятим несколько минут на размышления об одной из заповедей Христовых, – не уменьшим, если размышлением пробудим в нашем сердце такие чувствования к нашему ближнему, какими полна к народу душа Монарха нашего. Заповедь, о коей надобно теперь размыслить, есть заповедь о милосердии. Будите милосерди. Но почему сия, а не другая какая, заповедь предлагается вашему вниманию? Потому что исполнение оной, если когда, то особенно ныне, при всеобщей скудости в существенной для жизни пищи, ныне, когда очень многие из наших ближних нуждаются в насущном хлебе, есть одно из необходимых средств к уменьшению числа нуждающихся. По истине, если тезоименитый ныне Благочестивейший Государь милосердствует о нас непрестанно, подавая нам в наших нуждах благопотребную помощь; и если Правительство печется о нас неусыпно, изыскивая все способы и средства к отвращению угрожающего бедствия: то не должны ли и мы сами пещись друг об друге, высшие о низших, сильные о немощных, богатые о бедных? – Не должны ли быть милосердыми, сострадательными? – Не должны ли? – Но приступим к размышлению. Будите милосерди. Первое побуждение к милосердию в обществе человеческом есть милосердие Божие к человеку. Не будем доказывать, что Господь милосерд к нам грешным. Это так верно, как дважды два составляют четыре; так ясно, как солнце в безоблачный день, так понятно, как любовь отца и матери к своим детям. Кто внутренно не слеп, тот, без сомнения, видит опыты милосердия Божия – везде, особенно в необычайных случаях жизни. Так, если больной выздоравливает, тогда как врачи совершенно отчаялись в его жизни, что это, как не милосердие Божие? Если ловец, оторванный бурею от морских берегов и брошенный в ярящиеся волны, спасается – выплывает: что это, как не милосердие Божие? Если путешественник проходит сквозь стаю хищных и лютых зверей безвредно: что это, как не милосердие Божие? Много, очень много примеров, в коих милосердие Божие самым очевидным образом открывает себя человеку. Смотрите внимательно на все необычайные события в жизни, и замечайте направление их и ход: верно найдете, что вси путие Господни милость и истина ( Пс. 24:10 ), и воскликните с Пророком: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс. 102:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Андреев И.М. Православная апологетика Введение Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения. Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п. Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения. Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви. Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию». Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию. Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Arhiva Mitropolitul de Volocolamsk Ilarion a oficiat Dumnezeiasca litrughie la catedrala Bisericii Ortodoxe Ruse din Strintate în Chicago 29 octombrie 2012 15:01 28 октября 2012 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в США, возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго, кафедральном соборе Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви . Владыке сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви епископ Кливлендский Петр , ректор Свято-Владимирской семинарии протоиерей Иоанн Бер ( Православная Церковь в Америке ), клирики храма. За богослужением молился архиепископ Чикагский и Средне-Американский Алипий (Русская Зарубежная Церковь). По заамвонной молитве митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле (Мф. 13:3-8). Человек вышел сеять семена, он разбрасывал их в разных местах: иное упало при дороге, где птицы склевали его, иное упало на каменистую почву, где оно взошло, но быстро засохло, иное попало в терние, которое заглушило всходы, а иное упало на плодородную почву, где проросло и принесло плод тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный. Эта притча повествует о том, как слово Божие распространяется по миру, как вся земля наполняется семенами слова Божия и о том, как люди отвечают на евангельскую весть. Слово Божие сегодня слышат все, и любой, кто пожелает, может откликнуться на него. Но не все откликаются, потому что иной раз диавол похищает из сердца человека то, что тот услышал, а иной раз заботы и попечения века сего заглушают слово Божие в сердце, бывают и иные причины, препятствующие тому, чтобы человек откликнулся на слово Божие. Но всегда и везде находятся люди, которые с благодарностью воспринимают Евангельскую весть, стремятся к тому, чтобы не только услышать слова Господни, но воплотить их в своем бытии и всю свою жизнь построить в соответствии с заповедями Христовыми.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2557887...

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семени Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), – говорит святой апостол Павел в своих наставлениях христианам. Потому-то, придавая большое значение слышанию людьми слова Божия, Господь наш и предложил сегодня нам на страницах Святого Евангелия притчу о сеятеле и семени, в которой изобразил разнообразные действия Своего Божественного слова на сердца человеческие. Слово Божие, дорогие мои, имеет весьма важное значение для религиозно-нравственной жизни людей. Без Божественного Откровения, заключенного в слове Божием, мы не имели бы надлежащего понятия ни о Боге и о Его существе и свойствах, ни о мире и о его происхождении и последних судьбах, ни о себе самих – о нашем назначении в жизни настоящей и будущей, о нашей природе. Без слова Божия мы не могли бы вести и жизни действительно нравственной. Только слово Божие ясно определяет, в чем состоит существо и совершенство истинно нравственной жизни. Слово Божие есть то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает духовный человек. Как в мире вещественном всё – от малой былинки до большого дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый благодатный человек, новая тварь во Христе, возрождается в новую жизнь через слышание слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными – и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Напомним, просветительская конференция на тему " Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина " прошла 13 июня в Петербурге.  Мероприятие проходило по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Организовала встречу редакция журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " .  Открыл конференцию доклад редактора богословского отдела журнала " Вода живая " , референта Санкт-Петербургского епархиального управления иерея Владимира Хулапа " Слово Божие и Литургия Слова " . Предлагаем вниманию читателей полную версию доклада отца Владимира. «Слово Божие и Литургия Слова Некто остроумно заметил, что в Церкви есть книги «читаемые» и «почитаемые» – к сожалению, Евангелие для многих относится к числу последних. Ученик одной воскресной школы на вопрос о том, какую роль играет Библия в православном богослужении, бесхитростно ответил: «Мы прикладываемся к Евангелию на всенощном бдении, а еще батюшка возлагает его на голову во время молебна». К счастью, богослужебное употребление Священного Писания этим не исчерпывается. Без преувеличения можно сказать, что все православное богослужение проникнуто духом Писания, и первая часть Божественной Литургии, Литургия Слова являет нам яркий пример этого. Диалог неба и земли Богослужение – это встреча между Богом и Его Церковью, небесный призыв к ней Господа и ее земной ответ на Его спасительный голос.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Русской Зарубежной Церкви в Чикаго 29 октября 2012 г. 15:01 28 октября 2012 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в США, возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго, кафедральном соборе Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви . Владыке сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви епископ Кливлендский Петр , ректор Свято-Владимирской семинарии протоиерей Иоанн Бер ( Православная Церковь в Америке ), клирики храма. За богослужением молился архиепископ Чикагский и Средне-Американский Алипий (Русская Зарубежная Церковь). По заамвонной молитве митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о сеятеле (Мф. 13:3-8). Человек вышел сеять семена, он разбрасывал их в разных местах: иное упало при дороге, где птицы склевали его, иное упало на каменистую почву, где оно взошло, но быстро засохло, иное попало в терние, которое заглушило всходы, а иное упало на плодородную почву, где проросло и принесло плод тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный. Эта притча повествует о том, как слово Божие распространяется по миру, как вся земля наполняется семенами слова Божия и о том, как люди отвечают на евангельскую весть. Слово Божие сегодня слышат все, и любой, кто пожелает, может откликнуться на него. Но не все откликаются, потому что иной раз диавол похищает из сердца человека то, что тот услышал, а иной раз заботы и попечения века сего заглушают слово Божие в сердце, бывают и иные причины, препятствующие тому, чтобы человек откликнулся на слово Божие. Но всегда и везде находятся люди, которые с благодарностью воспринимают Евангельскую весть, стремятся к тому, чтобы не только услышать слова Господни, но воплотить их в своем бытии и всю свою жизнь построить в соответствии с заповедями Христовыми.

http://patriarchia.ru/db/text/2556627.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Александр Борисов Слово Божие живо и действенно… " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Храм свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине «Слово Божие живо и действенно…» Сборник проповедей; составитель А. Смирнова. — М.: Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине при содействии ИД «Жизнь с Богом». Предлагаемый вниманию читателя сборник – 4ое издание первого выпуска бесед отца Александра Борисова со своими прихожанами. Собранные в нём тексты датированы 1992–1994 гг. и представляют собой литературно обработанные аудиозаписи проповедей. Он, как и предыдущее издание выходит под названием: «Слово Божие живо и действенно…» ( Евр.4:12 ). Эти слова Апостола Павла наиболее полно отражают содержание проповедей, вошедших в сборник. Издатели приносят глубокую благодарность Владимиру Ерохину, Александру Кремлёву и Павлу Меню за оказанную помощь в публикации этого сборника. При оформлении сборника были использованы рисунки Ольги Ивановой, а также фотографии, сделанные прихожанами храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. От составителя В романе Михаила Булгакова, когда Понтий Пилат допрашивает бродячего проповедника Га-Ноцри, в колоннаду стремительно влетает ласточка. И во время её полёта происходят удивительные вещи. Пилат находит способ не утвердить смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный малым синедрионом, а возле арестанта столбом загорается пыль. Ласточка улетает. И всё становится как прежде. Казнь состоится. Но в душе Пилата остаётся смятение. Проповедь священника как залетевшая ласточка. Следим за её полетом. Голова светлеет, сердце умнеет, появляется надежда на спасение. Потом, в мирской суете, забываются слова, из которых она соткана. А так нужно вернуться к ним, ещё раз ощутить этот полёт, утвердиться в нём. Но как? Именно с этой целью мы стали записывать проповеди о. Александра и решили их издать. Проповеди в этом сборнике помещены не в хронологической последовательности, а по их внутреннему содержанию. Первые три проповеди на Евангельские чтения углубляют наши ежедневные вопросы: что такое вера в Бога, требует она доказательств или даётся по благодати, кому даётся? В чём и в Ком мы черпаем силу жить в Евангельской любви, и что такое Евангельская любовь?

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-bozhie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010