Высказав угрозу своим притеснителям и всему народу иудейскому, пророк переходит к изображению своего собственного крайне тягостного положения (7–13 ст.). 7–8 ст. Прежде всего под живым впечатлением только что понесенного оскорбления со стороны Пасхора, пророк высказывает свою жалобу на то, что он ежедневно подвергается за свое пророческое слово оскорблениям и насмешкам со стороны тех, к кому послан Богом проповедовать. " Ты увлек (прельстил еси) меня, Господи,пророческому служению) и я увлечен (прельщен есмь), Ты сильнее меня и потому переселил (превозмогл еси) меня: и вот теперь я стал предметом посмеяний (в посмех) каждый день, все издеваются (ругаются) надо мною» (7 ст.). Этими словами пророк, видимо, напоминает о том, что не сам он вызвался на пророческую деятельность, а призван на это Богом (1:5–10); он сознавал трудности, с которыми придется бороться ему, как пророку, и поэтому не решался принять на себя пророческие обязанности и принял их только потому, что не мог противиться воле Божией (прельстил мя еси Господи, и прелщен есмь), и вот теперь борется с теми трудностями, которых опасался. Ближайшая причина того, почему пророк ежедневно подвергается насмешкам, заключается в самом характере его проповеди: «ибо (понеже, τι, quia) я (говорит о себе пророк) в своих обличительных речах (горьким словом моим) должен осмеивать (посмеюся) пороки современников и предсказывать (наведу, πικαλσομαι) отвержение их Богом и нищету (бедность); это-то и было причиною того, что (яко, τι) Слово Господне (возвещаемое мною) обратилось в поношение мне и повседневное посмеяние» (8 ст.). Призывая Иеремию к пророческому служению, Сам Бог указал ему, что главным предметом его проповеди и будут обличения и угрозы (1:10, 16–19); таковыми были по преимуществу почти все речи пр. Иеремии. Слово же обличения не может быть приятным для обличаемых – в этом-то и заключается причина насмешек и ругательств над пророком. Горьким словом посмеюся, отвержение и бедность наведу – горьким словом здесь пророк называет свои обличительные речи и, конечно, в том смысле, что они такими казались для обличаемых. Выражение: посмеюся и наведу можно передать так: должен осмеивать (в смысле обличать) и предсказывать, подобно тому как выше: пойдеши возглаголеши – должен идти и говорить (см. толков. на 1:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

30–32 ст. Зная эту силу слова Божия, люди, выдающие себя за пророков, служителей сего слова, не должны бы смешивать его с собственными измышлениями и как-либо искажать (ср. 28 ст.). Но не так поступали они. За это пр. Иеремия и возвещает им гнев Божий. Посему (сего ради) вот Я – против (к, πρς) пророков этих, которые: а) крадут слова Мои – каждый от ближнего своего (30 ст.), б) произносят языком свои пророчества и в тоже время дремлют дремание свое (31 ст.) и в) выдают за пророчества (прорицают) ложные сновидения и рассказывают их (провещаша та), и этими обманами своими (во лжах своих) и обольщениями (в прелестех) вводят в заблуждение народ Мой – между тем Я не посылал их (на проповедь) и не повелевал им (делать это) – и впредь никакой пользы для народа не будет от них» (32 ст.). Гнев Божий навлекают на себя лжепророки: а) тем, что они крадут словеса Господни (Мои) кийждо от искренняго своего. Это значит, что они, узнав подлинные изречения Господни от истинных пророков (или от их слушателей), стараются скрыть (скрадывают) истинное значение их от других, давая этим словам превратный смысл. б) Тем, что пророчествуя языком или словом, в тоже время дремлют дремание свое, т. е. всю деятельность свою, хотя быть может, по их понятиям, и направленную к благу народа (см. толк. 13–14 ст.), ограничивают только словесною проповедью, пребывая в тоже время в полном нравственном усыплении или дремоте, остаются нравственно бездеятельными подобно дремлющему, следовательно не дают собою доброго примера для других. Не таков истинный пророк: обличая нечестие других, он сам далек от нечестия, уча верности и преданности Истинному Богу, он сам всецело предан Ему. И наконец в) тем, что прорицают сония лживая и прельщают люди Моя во лжах своих и в прелестех, т. е. свои простые сновидения, хотя быть может навеянные им любовью их (только ложною) к своему отечеству, выдают за внушения от Бога, таким образом являют себя народу истинными пророками, не будучи посланными от Бога, и благодаря этому, легко и удобно вводят народ в заблуждение. Они делают так, может быть, из желания добра своему отечеству, но этим путем не принесут никакой пользы народу иудейскому (и пользою не упользуют людей сих). Желая послужить ко благу народа, они должны бы идти по пути правды и истины, не прибегая ко лжи и обману.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

10) При государственном творчестве и запасах является совершенно иной взгляд как на налоги, так и на систему таможенную. Наконец. 11) Осуществление в полном виде системы финансов, основанной на абсолютных знаках, изменить самый характер современного русского государственного строя, совершенно освободив от посторонних влияний, усилив его нравственную сторону бытия и дав возможность проведения свободной христианской политики. Если бы нам удалось доказать эти положения и обратить их в законы, их, надеемся, было бы достаточно, чтобы предлагаемой теории придать истинно научный характер. Думаем, что это совершенно возможно. Доказательства наши могут быть, конечно, только исторические и логические, и они облегчаются тем, что в зародыше все это у нас уже есть или было и что все наши экономические и финансовые затруднения только тем и обусловливаются, что мы даже практически уже почти придя к прекрасной денежной системе , все еще не решаемся открыто ее признать, все еще оглядываемся на старые учебники. История наших финансов, начиная с графа Канкрина, полна оправдания самого ясного всему изложенному выше. XXII Чтобы закончить настоящее исследование, нам остается выразить в кратких чертах ту экономическую политику, которая, будучи основана на абсолютно-денежном обращении, может создать наилучшие материальные условия для страны, установив истинно свободные и справедливые отношения между тремя основными экономическими элементами: трудом, капиталом и знанием и представив государству как всю подобающую ему (на Западе узурпированную капиталом) власть , так и подобающее ему творчество вместе с его результатом - собственными, то есть мирскими, всенародными средствами. Прежде всего эта экономическая политика должна на основании изложенных начал установить сеть учреждений, соответствующих абсолютным деньгам. В основу этих учреждений должен быть положен принцип строгого разделения хозяйства собственно государственного (расходы управления, просвещения, обороны, суда и пр., словом, расходы по росписи) от хозяйства народного , оживляют и денежное обращение, народный кредит или в широком смысле управление народными капиталами и трудом .

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/08/...

—368— вом случае – „в глазах его“, во втором случае – „в глазах своих“. Авторитетным представителем первого понимания является перевод 70: ξουδνωται νπιον ατο πονηρευμενος (так же и славянский: „уничижен есть пред ним лукавнуяй“). Подобным образом передаёт и Вульгата: „in cujus oculis contemptus est reprobus“. Этому именно пониманию следует и русский синодский перевод: „тот, в глазах которого презрен отверженный“. Сторонниками второго понимания являются некоторые учёные комментаторы нового времени, наприм., Гитциг, Делич и др. При этом получает уже такое же синтаксическое значение, как и , т.-е. становится вторым сказуемым (если подлежащим при считать подразумеваемое местоимение или ) или (если всё предложение рассматривать, как ответ на вопрос 1 стиха) вторым словом, отвечающим на вопрос: „Господи, кто может пребывать в жилище Твоём?“ Значение этого слова совершенно правильно передано в русском синодском переводе: „отверженный“; гл. в каль значит „отвергать“, „отбрасывать“, – противоположность „избирать“ (ср. Ис.7:15,16,41:9 ; Иов.34:33 ; Иер.6:30,7:29,14:19 ; 1Цар.15:23 ; 4Цар.17:15 ); употребляется он также и как синоним в значении „презирать“ (ср. Ис.8:6,33:8,33:15 ; Пр.15:32; Иов.19:18 ); в нифаль, кроме настоящего случая, он встречается ещё только дважды (в Ис.54:6 и Иер.6:30 ) в значении именно „отверженный“. Вполне точно передаёт это значение Вульгата – „reprobus“; греческое же πονηρευμενος (и слав. „лукавнуяй“) – не верно. Какой же из двух указанных синтаксических разборов должны мы принять? Мы полагаем, что второй безусловно предпочтительнее. Грамматическим основанием в его пользу Делич считает отсутствие члена при обоих причастиях, что стилистически недопустимо, если бы одно из них было подлежащим, а другое сказуемым 1850 . Главным же основанием, по нашему мнению, является контекст и аналогия в построении речи с построением ст. 2–3. Весь псалом представляет ряд ответов на —369— вопрос ст. 1-го. Достойным обитать в жилище Господнем оказывается „поступающий непорочно“, „творящий правду“, „говорящий истину“, „не клевещущий“, „не делающий зла и не произносящий злословия“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62 4Цар. 18:13–37, 19:1–37 ; в 2Пар. 32:1–28 эти же события рассказаны гораздо кратче, чем в книге Царств. Сказанию книги Царств об обложении Иерусалима и предложении царя Ассирийского соответствует в кн. пр. Исаии отдел с XXXVI, 1 до XXXVII, 38. Но в книге пророка Исаии XX, 1 есть весьма замечательное добавление, которое (согласно и языческим памятникам) упоминает об отце Сеннахирима, Саргоне, который посылает к пределам Египта своего Тартана (военачальника), который берет г. Азот. Из сличения этих свидетельств выясняется, с какою настойчивостью Ассирия в продолжение многих поколений добивалась власти над Египтом, (призванная еще Рамессидами на помощь против первой жреческой династии) и которой власть утвердилась в первый раз при Шашанке I, современнике Ровоама. (Ср. об этих событиях Бругша). 63 Существует предположение, что Авия дочь Захарии 4Цар. 18была дочь того Захарии, которого пророк Исаия берет в числе „верных свидетелей“ ( Ис. 8:2 ) вместе с первосвященником Урией. Очень вероятно, что этот Захария был из колена Левиина (2Пар. 29из сынов Асафовых) и священник, а потому следует думать, что дочь его должна была не только быть верной рабыней Бога Завета, но и ревностно желать восстановления во всей чистоте законных обрядов и великолепия служения в храме Господнем. 64 Ср. что мы говорили в IV т. Св. Летописи о пророческих школах при Самуиле; и см. их дальнейшее развитие, которому мы приписываем некоторые из познаний, приобретенных мудрым Соломоном (напр. наблюдение над естественными явлениями). Ч. I, стр. 299. 70 „Дубравы“ еще переводятся многими богословами словом кол, так как Ашера в честь Асторет повидимому был цинический символ. 73 Antiq. Iud. Lib. XV, cap. XI; предположение, что Хозас есть Моисей, сделано Кальметом (dans l’article, les Iduméens dans le Dictionnaire de la Bible 1730). 74 В Ветхозаветных книгах нет упоминания о совершения пасхи с Иисуса Hab. V , до пасхи Езекии. Очень может быть, впрочем, что она совершалась при Давиде и Соломоне; и очень вероятно, что она была совершена после смерти Гофолии при Иодае первосвященнике во время малолетнего царя Иосии, т. е. около 864 г. до Р. Хр. Но об этом мы сведения не имеем. Но замечательно, что в 2Пар. 30сказано по поводу веселия о совершенной прн Езекии пасхе: „и было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона сына Давидова, царя Израилева (не бывало) подобного сему в Иерусалиме“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

„Скажу вам прямо, что пропасти по левую сторону суть порочные наклонности и страсти, наипаче плотские, а про­пасти по правую сторону суть движения тщеславия и самомнения, которые нападают на людей, творящих добро и имеющих какие либо совершенства. Надобно идти сквозь эти искушения, нисколько не склоняясь ни на ту, ни на другую сто­рону, а всегда строго держась середины, вооружась спасительным страхом Господним. Действуя так, достигают наконец того блаженного обиталища, где ждет наш Спа­ситель, окруженный неисчетным множеством святых небесных сил бесплотных, с многоценными венцами, ко­торые уготовал Он всем, верно шествующим прямою дорогою в Царствие Небесное. „Может быть, скажет кто, что, судя по этому сравнению, если кто, хоть раз оступится в шествии своем, позволив себе увлечься какою либо страстию, то ниспадает в пропасть пагубы, откуда ему нет возврата. Нет, не та мысль моя. Напротив, если кто, раскаявшись с истинным сокрушением, вступает на путь веры и заповедей, того, если слу­чится ему иногда ослабеть и умалиться в прежней ревности, так что он бывает в опасности мало-помалу ниспасть в пропасть, Бог, по милосердию Своему, отводит от края пропасти и поставляет посреди пути, чтоб он шествовал опять верно. Это совершает Он иногда невидимыми внушениями Своими, печатлеемыми в их сердце и совести, иногда болезнями и скорбями, иногда встречами с мужами святыми или с грешниками, из которых первые своим примером и словом восстановляют в нем прекрасный образ добродетели и заставляют прилепиться в Нему вседушно, а вторые-своим безобразием возбуждают отвращение ко греху и ко всему греховному. Бог никогда не забывает труда веры и любви, и только сам ты не предавайся произвольно в руки падения своего, и Он найдет путь к сердцу твоему, чтоб отрезвить его и опять зажечь в нем огнь ревности о святости и чистоте. И падшие восстают. Остаются в падении только те, которые не хотят встать.» После сего, пр. Авва представил им, как спасительно не уступать страстям, а напротив мужественно вступать в борьбу с ними, упражняя себя в противоположных им добродетелях и чтоб более воодушевить к этому припомнил слова великого Пахомия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

„Скажу вам прямо, что пропасти по левую сторону суть порочные наклонности и страсти, наипаче плотские, а пропасти по правую сторону суть движения тщеславия и самомнения, которые нападают на людей, творящих добро и имеющих какие либо совершенства. Надобно идти сквозь эти искушения, нисколько не склоняясь ни на ту, ни на другую сторону, а всегда строго держась середины, вооружась спасительным страхом Господним. Действуя так, достигают наконец того блаженного обиталища, где ждет наш Спаситель, окруженный неисчетным множеством святых небесных сил бесплотных, с многоценными венцами, которые уготовал Он всем, верно шествующим прямою дорогою в Царствие Небесное. „Может быть, скажет кто, что, судя по этому сравнению, если кто, хоть раз оступится в шествии своем, позволив себе увлечься какою либо страстию, то ниспадает в пропасть пагубы, откуда ему нет возврата. Нет, не та мысль моя. Напротив, если кто, раскаявшись с истинным сокрушением, вступает на путь веры и заповедей, того, если случится ему иногда ослабеть и умалиться в прежней ревности, так что он бывает в опасности мало-помалу ниспасть в пропасть, Бог, по милосердию Своему, отводит от края пропасти и поставляет посреди пути, чтоб он шествовал опять верно. Это совершает Он иногда невидимыми внушениями Своими, печатлеемыми в их сердце и совести, иногда болезнями и скорбями, иногда встречами с мужами святыми или с грешниками, из которых первые своим примером и словом восстановляют в нем прекрасный образ добродетели и заставляют прилепиться в Нему вседушно, а вторые—своим безобразием возбуждают отвращение ко греху и ко всему греховному. Бог никогда не забывает труда веры и любви, и только сам ты не предавайся произвольно в руки падения своего, и Он найдет путь к сердцу твоему, чтоб отрезвить его и опять зажечь в нем огнь ревности о святости и чистоте. И падшие восстают. Остаются в падении только те, которые не хотят встать. " После сего, пр. Авва представил им, как спасительно не уступать страстям, а напротив мужественно вступать в борьбу с ними, упражняя себя в противоположных им добродетелях и чтоб более воодушевить к этому припомнил слова великого Пахомия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

   „Скажу вам прямо, что пропасти по левую сторону суть порочные наклонности и страсти, наипаче плотские, а про­пасти по правую сторону суть движения тщеславия и самомнения, которые нападают на людей, творящих добро и имеющих какие либо совершенства. Надобно идти сквозь эти искушения, нисколько не склоняясь ни на ту, ни на другую сто­рону, а всегда строго держась середины, вооружась спасительным страхом Господним. Действуя так, достигают наконец того блаженного обиталища, где ждет наш Спа­ситель, окруженный неисчетным множеством святых небесных сил бесплотных, с многоценными венцами, ко­торые уготовал Он всем, верно шествующим прямою дорогою в Царствие Небесное.    „Может быть, скажет кто, что, судя по этому сравнению, если кто, хоть раз оступится в шествии своем, позволив себе увлечься какою либо страстию, то ниспадает в пропасть пагубы, откуда ему нет возврата. Нет, не та мысль моя. Напротив, если кто, раскаявшись с истинным сокрушением, вступает на путь веры и заповедей, того, если слу­чится ему иногда ослабеть и умалиться в прежней ревности, так что он бывает в опасности мало-помалу ниспасть в пропасть, Бог, по милосердию Своему, отводит от края пропасти и поставляет посреди пути, чтоб он шествовал опять верно. Это совершает Он иногда невидимыми внушениями Своими, печатлеемыми в их сердце и совести, иногда болезнями и скорбями, иногда встречами с мужами святыми или с грешниками, из которых первые своим примером и словом восстановляют в нем прекрасный образ добродетели и заставляют прилепиться в Нему вседушно, а вторые-своим безобразием возбуждают отвращение ко греху и ко всему греховному. Бог никогда не забывает труда веры и любви, и только сам ты не предавайся произвольно в руки падения своего, и Он найдет путь к сердцу твоему, чтоб отрезвить его и опять зажечь в нем огнь ревности о святости и чистоте. И падшие восстают. Остаются в падении только те, которые не хотят встать.»    После сего, пр. Авва представил им, как спасительно не уступать страстям, а напротив мужественно вступать в борьбу с ними, упражняя себя в противоположных им добродетелях и чтоб более воодушевить к этому припомнил слова великого Пахомия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Разобравши эти псалмы на дневные службы, прочие все какие еще остаются, разделить поровну на семь ночных бдений, разделяя те из них, которые очень длинны; чтобы на каждое бдение приходилось по 12-ти псалмов.    Кому не нравится такое распределение псалмов, пусть сделает свое, какое найдет наилучшим; то только да имеется во внимание, чтобы на каждую неделю пропеваема была вся псалтирь, сполна, в числе 150 псалмов; и в воскресенье всегда была она снова начинаема с начала. Крайне ленивыми на Богослужении показывают себя монахи, которые в течение недели не всю пропевают псалтирь, с обычными песнями: тогда как читаем в деяниях святых отцов наших, что они в один день охотно исполняли то, что мы, охлажденные, едва успеваем совершить в целую неделю. Глава 19. О чине псалмопения    Веруем, что всюду есть Божие присутствие, и что очи Господни на всяком месте видят и добрых и злых: наипаче же всякого сомнения веровать сему должны, когда бываем на Божественной службе. Почему будем помнить, что говорит Пророк: «Работайте Господу со страхом»; и еще: «пойте разумно»; также: «и перед Ангелы воспою Тебе». Смотри же всякий, каковыми подобает на быть перед взором Бога и Ангелов Его; и постараемся так стоять на псалмопении, чтобы ум наш был в согласии с нашими словами. Глава 20. О благоговеинстве в молитве    Если когда-либо ведем речь о чем-нибудь с сильным человеком, не иначе делаем это как со всяким смирением и почтительностью; то со сколь большим смирением и искренним благоговением должны мы беседовать с Господом Богом – всяческих? – Да ведаем при том, что не за многоглаголание бываем услышаны, и за чистоту сердца, сокрушение и слезы. Почему молитва должна быть кратка, но чиста и искренна, разве только когда понудит продлить ее особое действие благодати Божией. В собрании же всячески да укорачивается молитва; и все пусть тотчас встают, как только Авва дает знак. (Это взято у Товеннисиотов). Глава 21. О деканах (десятниках) монастырских    Если братство велико, надо избирать из самих братий таких, которые имеют доброе свидетельство и живут свято, и поставлять их деканами, чтобы они несли попечение о своем десятке во всем, по заповедям Божиим и повелениям аввы. В деканы да избираются такие, с которыми авва с уверенностью мог бы разделить свое бремя. Выбор надо делать не по порядку (поступления в обитель), а по успехам в жизни и способности назидать словом учения. Если какой-нибудь из деканов окажется имеющим гордость, то надо обличать его и убеждать исправиться, однажды и дважды, а в третий, если не исправится, сменить его, и на его место поставить другого, более достойного. То же постановляем и о препозите. (Смотритель дома. Препозиты и те, коим поручается целая часть управления по всему монастырю, напр. эконом, больничник и пр.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Безусловно прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежать молиться условно, а еще лучше, – предавая свою участь в волю Божию». (Еп. Феофан). III. Третья причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, та, что мы преступаем заповеди Божии. «Ты требуешь и хочешь узнать, – говорит пр. Нил, – есть ли плоды от молитвы людей богобоязненных, а сам, между тем, не представляешь, что Бог ищет и требует от тебя плода Своих заповедей. Ты хочешь, чтобы Бог скоро внимал молитве твоей, а сам преступаешь заповеди Его. Если ты будешь повиноваться Ему, то Он услышит тебя; повинуйся Его законам, и Он примет твои молитвы. Не повинуясь Его заповедям, ты то делаешь, что, если и святые будут молиться за тебя, не будут услышаны». (кн. 3, пис. 37). – «В книге Исход сказано, – говорит еще тот же св. отец, – что «егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль... Амалика» ( Исх.17:11 ). И ты, если, воздвигая свои руки к небу, не будешь питать зла против брата твоего, будешь молиться за обидевшего тебя, получишь помощь в борьбе с дьяволом ; но если ты сердишься на ближнего твоего, обвиняешь его и злословишь, то руки внутреннего твоего человека опущены к земле, хотя ты молишься с воздеянием рук и обращением очей к Богу; посему молитва твоя не будет услышана, потому что руки твои, по словам Господа, исполнены крови братней; ибо что смертоноснее злопамятства? Итак, покаемся, по заповеди Господней, покаянием и чистыми молитвами очистим себя от злобы». (Кн. I. письм. 4). – (Воскр. чт. 1880 г. 33 стр. 359–360). IV. Многие, оскорбивши ближнего своего и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступают: таковых суетна и тщетна есть молитва. «Когда не оставляешь сердечно ближнему твоему, то словом только и устами, и потому лицемерно молишься, и тако молитва твоя не только не пользует тебе, но и в грех обращается. Бесполезны тогда все твои воздыхания и слезы. Воздевавши руце твои к Богу? Но не оскверняешь ли их граблением, хищением и прочей неправдой? Призываешь устами твоими святое и страшное имя Божие? Но не порочишь ли их злословием, клеветою, осуждением, лестью, ложью и прочими пороками? «Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли ближнего твоего, тебе подобного человека? Говоришь к Богу:Услыши, Господи! Но сам не затыкаешь ли ближнему твоему, просящему у тебя? Что бо молитва без милости? Как глас без силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010