О ПРИЗЫВАНИИ В МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ Отче наш, Иже еси на небесех 1. Объяснение призывания в молитве Господней Первое слово молитвы Господней: «Отче», – весьма многозначительно. Этим словом Иисус Христос научает христианина, как толкует св. Кассиан Римлянин , достигать в молитве «состояния возвышеннейшего и совершеннейшего, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной к Нему любви; и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим. Мы говорим «Отче наш!» Если же таким образом Бога и Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим; то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства приведены в состояние усыновленных чад Божиих». (См. «Собеседование о молитве св. Кассиана Римлянина , гл. 23). Словом «Отче», если частнее разбирать значение его, Иисус Христос научает христианина молящегося: 1 . Чтобы он был истинным сыном Божиим по вере своей в Него, или чтобы был истинным сыном Православной Церкви Христовой, ибо право именовать Бога Отцом преподается только по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения, что видно из слов евангелиста Иоанна: «Елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотски, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин.1:12–13 ). Истинный сын бывает совершенно послушен матери своей; следовательно, и на христианина, как сына Церкви Христовой, налагается обязанность быть совершенно послушным учению и правилам матери его, Св. Церкви. Но кто не признает Церкви матерью своей, тот не может признать и Бога Отцом своим (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10), ибо сказано: «аще кто и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 2 . Чтобы христианин, при содействии благодати, с твердой надеждой возносил к Отцу свои молитвы, ибо он просит у Отца Чадолюбивого и Премилосердного ( Лк.6:36 ), у Отца Премудрого, Всеведущего и Всемогущего. Но кто может от такого Отца ожидать не отеческого? «Аще... вы, лукави суще, – говорит Иисус Христос, – умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» ( Мф.7:11 ). Также говорит Бог устами и пр. Исаии: «Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» ( Ис.49:15 ). Отец Небесный не только не отказывает нам в том, что мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10). Итак, если кто молясь, не имеет твердой надежды на Бога, тот не умеет еще сыновне молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 1 Зач. 1 и 2-е. Повод к написанию Евангелия. Предсказание Захарии о рождении от него Предтечи Христова Иоанна. Читается 23-го сент., в день Зачатия, и 24-го июня, в день Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на литургии. Лк.1:1 . Понéже ýбо мнóзи начáша чинити пóвесть о извествованных в нáс вещéх, Лк.1:2 . якоже предáша нáм, иже испéрва самовидцы и слýги бывшии словесé: (Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова) Многие. Под сим словом разумеются писатели истории жизни и учения Христова в отрывочных записях, каковые составлялись людьми, хотя и благонамеренными, но не призванными к апостольскому служению. Нельзя здесь разуметь евангелистов Матфея и Марка, которые написали свои книги ранее евангелиста Луки, потому что к ним не идет слово многие; нельзя разуметь и писателей так называемых апокрифических (не признанных Церковью , сомнительных) Евангелий, потому что они явились гораздо позднее Евангелия Луки (Мих.). Между нами (в нас), т. е. между современными евангелисту христианами. Якоже предаша (как предали) нам. Здесь разумеются главным образом изустные рассказы о жизни и учении Христовом; разумеется и записанное уже отчасти, предание о сем в Евангелиях Матфея и Марка, которые, быть может, уже знал св. Лука, и в записях других частных людей. Из сих слов евангелиста: как предали нам и пр. видно, что в первое время христианства Евангелие распространялось исключительно чрез устное предание, – изустные рассказы очевидцев и служителей слова Иже исперва (бывшие с самого начала) самовидцы и слуги словесе. Это – 12 и 70 избранных Господом Апостолов, которые были свидетелями-очевидцами евангельских событий, как призванные с самого начала Его общественного служения. О событиях, бывших до их призвания, они могли знать от Пресв. Богородицы и от названных братьев Господа, из коих один, именно апостол Иаков, называемый меньшим братом Господним, епископ Иерусалимский, пользовался особенным уважением от Апостолов (Мих.). Слова (словесе), т. е. слова или проповеди евангельской ( Деян. 14:25 .), или Самого Сына Божия Иисуса Христа, Которого еванг. Иоанн называет Словом ( Ин.1:1–14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

БЛАЖЕННЫЙ ДИАДОХ, ЕПИСКОП ФОТИКИ В ЕПИРЕ ИЛЛИРИЙСКОМ Краткое сведение о нем О происхождении и ранней жизни Св. Диадоха до епископства ничего неизвестно. На епископстве же он славился и жизнью святою и учением премудрым, Виктор, Епископ Утики, что в Африке, в предисловие к своей Истории о мучительствах Вандалов (Migne Patrol. Lat. t. 58), писанной им ок. 490 г., называя себя учеником его, в честь себя ставит такое название, и прибавляет, что «Сей блаженный Диадох достоин быть превознесенным всякими, похвалами, так как он оставил весьма много памятников православного учения о догматах и жизни христианской.» – Почему надо заключить, что он процветал во второй половине 5-го века, и может быть, не много не дожил до конца его, как можно догадываться из того, что в послании Епирских епископов к Императору Льву (457–473) значится и его подпись. Другие обстоятельства его жизни неизвестны. Из его писаний до ныне известны: а) два слова, – одно на Вознесение Господне, с изложением православного учения о воплощении Бога Слова, другое – против Ариан; б) 100 глав подвижнических о жизни духовной, с 10-ю предшествующими указаниями последних пределов совершенства главнейших добродетелей. Из сих писаний его приводят свидетельства Софроний, Патриарх Иерусалимский, в своем окружном послании против Монофелитов (Библ. П. Фотия – чт. 231); не раз ссылался на него и Пр. Максим Исповедник . О подвижнических его главах, которые мы берем в свой сборник, блаженный Фотий отзывается так: «слово сие (т.е. 100 глав) премного полезно подвизающимся, и для тех, которые долгим упражнением приобрели навык в деланиях, ведущих к совершенству, не представляет ничего не ясного; потому что в таком случае знание, опытом приобретенное, легко нападает на след учения, предлагаемого словом.» Собиратели же греческого Добротолюбия , в предисловие к сему слову говорят: «что Св. Отец наш Диадох был муж, мудрый в деянии и светлый в созерцании, это всякому желающему можно узнать из дошедшего до нас в сохранности слова сего, которое он прекрасно составил, почерпая духовную мудрость из долговременного опыта своего и из божественных восхождений сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Язычество. Обычаев языческих много и между христианами, в градах и весях христианских. Злой и губительный остаток сей усмотрен (и кто не видит в иных местах, начиная от великого града до малого?) в Воронеже святителем Тихоном. И вот как ревностный пастырь возопил против него, по случаю некоего непристойного празднества! «В прошлый понедельник, т. е. в первый сего (Петрова) поста день, известился я уже к вечеру чрез некотораго добраго человека, что на поле близ Московских ворот праздник какой-то совершается, который здешние жители Воронежа называют ярило»... Описав гнусность этого празднества, св. Тихон вещает: «Вот какой праздник усмотрел я в христианах, в тех людях, которые трикратным отвержением отреклися сатаны и дел его, и троекратно же присягнули служить Христу! В тех людях, которые исповедают Бога, сотворшаго небо и землю, усты прославляют имя Пресвятыя Троицы, тайны святыя приемлют, чают воскресения мертвых и пр... Но, увы, ослепления! Христиане забылись, что они – христиане: усты Христа исповедуют, а делами отмещутся Его; словом прославляют Бога, а безчинными делами хулят Его... Я вам самим отдаю на разсуждение, слушайте, какой се праздник... (следует опять описание его)... Не диавольское ли сие есть изобретение, который, как лев рыкая, всегда ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 )? Не князя ли века сего прелесть есть, который помрачает душевные бедных людей глаза, чтобы не увидеть им света истины Христовой? Я вам точно говорю и засвидетельствую, что праздник сей есть праздник бесовский, и точно смердит идолобесием... (следует редкое сравнение с тем Израильтян праздником, в котором, как говорится ( 1Кор. 10:7 ) седоша людие ясти и пити, и восташа играти). Праздник христианский состоит в том, чтобы в церковь Божию входить, и имя Божие славословить, размышлять о содеянных Божиих благодеяниях, и сердцем и усты благодарить Бога благодетеля... А сей праздник из чего состоит?.. Итак, праздник сей есть праздник бесовский, издает запах идолопоклонства... Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь?.. Како потемне злато, и изменися сребро доброе, т. е. христиане обратились в язычество? В сей горести и болезни сердца моего, обращаю слово мое ко всем живущим во граде сем, и с плачем молю: измите зло сие (останки язычества) из среды вашей. Священницы! Пастырие словесных овец! Стражие дому Господня! Ангели возвещающие волю небесную! По своей должности, настойте, умолите, запретите. Господа командующие, которым от благочестивейшаго монарха поручен меч на устрашение злодеев и нечестия! Устрашайте и пресекайте безчиние и соблазны языческие... Чем более, как не сими, имя Христово хулится, вера Христова унижается, Православие порочится... пред кальвинистами, папистами, и даже – пред магометанами и пр. и проч.?»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве 24 мая в Москве пройдут торжества по случаю Дня славянской письменности и культуры. Литургию в Успенском соборе Кремля совершат Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Кирилл. Затем состоится крестный ход на Славянскую площадь и молебен у памятника свв. Кириллу и Мефодию. Вечером на Красной площади пройдет концерт «Наши любимые песни», организованный Русской Православной Церковью при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы. 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве. Утром в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе концерта на Красной площади участвуют более 30 хоров общей численностью 2 тысячи человек. Слова всех песен, исполняемых со сцены, установленной на Красной площади, будут транслироваться на экраны. Организованный впервые праздник хорового пения «Наши любимые песни» проводится Русской Православной Церковью при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-05-16/...

Патриарх Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Патриарх Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности 16.05.2013 17:55 Версия для печати Москва, 16 мая. Патриарх Кирилл возглавит 24 мая торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве, сообщает СИНФО. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Патриарха Кирилла.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Торжества в День славянской письменности и культуры в Москве Москва, 17 мая 2012 г. 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе концерта на Красной площади участвуют более 30 хоров общей численностью 2 тысячи человек, которые споют известные и любимые всеми песни. Слова всех песен, исполняемых со сцены, установленной на Красной площади, будут транслироваться на экраны, чтобы все зрители смогли вместе петь любимые песни страны. Организованный впервые праздник хорового пения «Наши любимые песни» проводится Русской Православной Церковью при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Среди творческих коллективов, участвующих в программе: Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, Государственный академический русский народный хор им. М.Е.Пятницкого, Государственная академическая хоровая капелла России им.А.А.Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, Московский мужской камерный хор В.М.Рыбина, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина, Хор Сретенского монастыря, Хор Ансамбля песни и пляски Военно-Воздушных Сил РФ, Патриарший Хор Кафедрального Храма Христа Спасителя, Детский хор «Преображение» Союза композиторов России, Большой Детский Хор имени В.С.Попова и другие.

http://pravoslavie.ru/news/61607.htm

Зоровавель Зоровавель (рожденный в Вавилоне) ( I Nap. III, 19 ) – предводитель первого отряда иудеев, возвратившихся, в числе 42360 чел., кроме множества рабов и рабынь, из плена Вавилонского в Иерусалим, в первый год царствования Кира, ц. персидского ( I Eзд. II, 64, 65 ). Он был сын Салафиила ( I Eзд. III, 2 , Mф. I, 12 , Лk. III, 27 ), или Федаии, брата Салафиилова ( I Nap. III, 1619 ), и происходил из царского рода Давидова через Нирия, по свидетельству ев. Луки ( Лk.III, 27 ), а по свидетельству ев. Матфея ( Mф.I, 12 ), чрез Иехонию. Ему царь персидский Кир вручил свящ. сосуды для возвращения оных в Иерусалим и богатые дары от его пленных собратий. Назначенный от Кира правителем Иудеи, Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого. Закладка храма, бывшая во втором месяце второго года, была совершена с особенной торжественностью: священники в их одеждах играли на трубах; потомки Асафа с кимвалами пели те же псалмы, кои пелись при освящении первого Соломонова храма ( II Nap. V, 11–14 ), а те старцы, которые помнили великолепие храма, громко плакали от печали и радости. Но пр. Аггей утешал и ободрял их словом Господним, что слава сего последнего храма будет больше славы прежнего ( Arr. II, 9 ). После этого много предстояло Зоровавелю трудов, забот и усилий для продолжения строения храма и для водворения благоустройства и порядка церковного и гражданского среди множества врагов и препятствий. Ему вредили и препятствовали в постройке храма и самаряне, и начальники заречных персидских областей, подкупаемые самарянами и клеветавшие на иудеев пред двором царским ( I Eзд. IV ). Но с Божьей помощью, при содействии пр. Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел все козни врагов. Руки Зоровавеля, говорит Бог чрез пророка, положили основание Дому сему; его руки и окончат его ( Зax. IV, 9 ), и он действительно имел утешение видеть окончание храма и торжественное освящение оного, в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара, при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа ( I Eзд. V, VI ). Новый храм, посвященный Господу, величественно стоял на месте того, который разрушили войска Навуходоносора. Кроме построения храма, другими подвигами Зоровавеля были между прочими следующие: восстановление священнической и левитской чреды священнослужения ( I Eзд. VI, 18 ), исправление родословий ( Heeм. VI, 5 ), празднование Пасхи в седьмой год царствования Дария. Вообще религия и патриотизм особенно отличали характер Зоровавеля во все время его общественной деятельности. Зоровавель называется также персидским именем Шешбацар, князь Иудин ( I Eзд. I, 8 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В ИТАР-ТАСС пройдет пресс-конференция, посвященная празднованию Дня славянской письменности и культуры в Москве 17 мая 2013 г. 20:21 20 мая 2013 года в пресс-центре ИТАР-ТАСС в Москве состоится пресс-конференция, посвященная празднованию Дня славянской письменности и культуры в столице. В мероприятии примут участие: директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ С.М. Апфельбаум; первый заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Е.В. Проничева; наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . Начало в 14.00. Адрес: Тверской бульвар, д. 2, 2 этаж. Вход на пресс-конференцию представителей российских и зарубежных СМИ, теле- и радиокомпаний – по предварительной аккредитации. Телефоны для аккредитации: +7 (499) 791-03-87, +7 (903) 284-25-41. День славянской письменности и культуры приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век). В России праздник отмечается ежегодно в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года. С 2010 года центром праздничных торжеств стала Москва. 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в столице. Утром в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию. В 11.45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Кирилла. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 10 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2977793.ht...

Пресс-конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры Москва, 18 мая 2013 г. В понедельник, 20 мая 2013 года, в 14:00 в пресс-центре ИТАР-ТАСС (Москва, Тверской бульвар, д. 2, 2 этаж) состоится пресс-конференция, посвященная торжествам в честь Дня славянской письменности и культуры, которые состоятся в Москве. В мероприятии примут участие: наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда . директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум, первый заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Екатерина Проничева, Справка: День славянской письменности и культуры приурочен к дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век). В России праздник отмечается ежегодно в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года. С 2010 года центром праздничных торжеств стала Москва. 24 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжества в честь Дня славянской письменности и культуры в Москве. В 11:45 начнется крестный ход от храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря (Богоявленский пр., 2/6) до Славянской площади, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III совершат праздничный молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В 20.00 на Красной площади состоится большой праздничный концерт «Наши любимые песни», к участию в котором приглашаются все желающие. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вход на пресс-конференцию представителей российских и зарубежных средств массовой информации, теле- и радиокомпаний – по предварительной аккредитации. Телефоны для аккредитации: +7 (499) 791-03-87; +7 (903) 284-25-41 18 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61613.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010