Прежде, нежели создан был свет, тьма обдержала всю землю. Почему земля и все находящееся на ней было невидимо: «земля же бе невидима и неустроена, и тьма ношашеся верху бездны» ( Быт.1:2 ). Рече же Бог: «да будет свет, и бысть свет» ( Быт.1:3 ). Когда же воссиял свет, тогда все земное соделалось видимым. Но что означают сии слова: «возсия о лице Иисус Христове»? Они означают, что чрез воплощенного Сына и Слова, то есть Иисуса Христа, иже есть «свет истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин.1:9 ), воссиял свет в объятых тьмою сердцах человеческих: «к просвещению разума славы Божия», то есть дабы тем просветившись, люди познали, что есть слава Божия. Почему же он не сказал: «разума Божия», но разума «славы Божия»? Потому, что Бог и до воплощения Сына своего не был совершенно незнаем, понеже «ведом бе во Иудеи» ( Пс.75:2 ): но слава Его тогда была неведома, потому что существенную славу Божию составляет не создание иносущных творений, но рождение Единосущного Сына и исхождение Единосущного Духа. Слава Божия состоит и в творении видимого и невидимого мира, но не есть то существенная слава Божия. Быть Отцем Сына и испустителем Духа, се существенная слава Божия. Сын есть «сияние славы Божия и образ ипостаси Отчия» ( Евр.1:3 ): Дух Святый, исходящий от Отца, есть слава Божия. Почему и рек о Нем Сын: «Он мя прославит» ( Ин.16:14 ). Отца и Сына и Духа Святого Иисус Христос возвестил в мире, сказав Апостолам своим: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Поелику же Он просветил людей к уразумению преимущия славы Божия, которую составляют поклонение и служение триипостасному Единосущному Божеству: посему и рек к Богу и Отцу своему: «аз прославих тя на земли» ( Ин.17:4 ). Вот убо смысл предлежащих Апостольских слов: Бог, который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: сей Бог, «егда прииде кончина лета» ( Гал.4:4 ), послал Сына своего вочеловечшегося, Господа нашего Иисуса Христа, который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию. О сем просвещении говорится и в следующих словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Глава девятнадцатая «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» ( Откр. 19:1 ). На земле мы слышим вопли и крики купцов и царей, пришедших в ужас от мгновенной гибели столицы мирового зла и оплакивающих свой сгинувший бизнес – их товары больше никто не купит. На небесах гибель этой великой и страшной злодейки также не проходит незамеченной. Ангелы Божии и все святые начинают петь от великой радости: наконец-то уничтожено мировое злодейство, казнены грешники и свершилось отмщение за кровь невинных. Библия не утверждает, что месть – это плохо; она говорит, что месть есть зло, когда ее совершает человек, а не Бог. Ведь месть – это исключительное и суверенное право Бога, и никто, кроме Него, не имеет права мстить. Бог – мститель, Он восстанавливает абсолютную справедливость во вселенной. Весь Апокалипсис построен на том, что сначала является некая небесная реальность, а потом она отражается и на земле. И это не случайность, а закономерность, когда небесные реальности проявляются в земных сферах, а не наоборот. Так и формируется исторический процесс. Почему современный подход к истории невозможно назвать научным? Он не учитывает первопричин событий, которые имеют место на небесах, и поэтому неспособен к объективному анализу. Иоанн говорит: «Аллилуйя!» На небе многие люди начинают воспевать песнь Богу, песнь великой победы, выражающую радость миллионов освобожденных людей. Они восклицают «Аллилуйя», что в переводе с еврейского языка означает «Хвалите Сущего, хвалите Яхве, хвалите Того, Кто был, есть и будет». Эта песнь радости начинается на небесах и продолжает звучать до сих пор на земле, на православной Литургии. 138 Таким образом, пение «Аллилуйя» раздается в самые ключевые моменты службы, которые связывают нас с небесной реальностью, с Небесной Литургией. И эти огромные массы народа, на небесах, также поют: «Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» ( Откр. 19, 1 ). Весь народ свидетельствует, что спасение, честь, слава и сила принадлежат Богу, и тем самым миллионы спасенных подчеркивают, что никто из них не спасся сам, что спасение – это дар Бога. И слава принадлежит Богу изначально, а все люди – лишь участники в Его славе. Как говорит Господь в Писании: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» ( 1Цар. 2, 30 ). Слава Божия – это бесконечное сияние, вечное торжество, окружавшее Божественную сущность еще до начала времен и делающееся доступным для человека тогда, когда он славит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Рубрики Канон святому великомученику Феодору Тирону 4 мин., 01.03.2016 Поделиться Тропарь, глас 2-й Велия веры исправления, во источнице пламенне, яко на воде покойне, святыи мученик Феодор радовашеся. Огнем бо сожегся, яко хлеб сладок Троице принесеся. Того молитвами Христе Боже помилуй нас. (Дважды). Слава, и ныне. Богородичен. Вся паче смысла, вся преславная Твоя Богородице таиньства. Чистотою запечатленна, и девьством хранима. Мати разумеся неложна, Бога рождьши истиннаго. Того моли спастися душам нашим. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Божия тя рачителя Феодоре ведый и любовию неизбежною твоею запенся, душу же и тело, и словеса похвал возлагаю. Писашеся повеление богомерзкое, жертву идолом, а не Живому Богу приносити: но приведен был еси, не пожряй страстотерпче, Богу же имый приведен быти. Слава: Рачением Божественным пригвожден, Бога Вышняго Сыну Единородному, Феодоре мучениче ввоинился еси, и почестей не погрешил еси. Богородичен: Чини Тя ангелов и человеков Безневестная Мати восхваляют непрестанно: Содетеля бо сих, яко Младенца во объятиих Твоих носила еси. Песнь 3 Ирмос: Ты еси утвержение, притекающим Ти Господи. Ты же свет омраченым, и поет Тя дух мой. Пение из устен моих, и из болезненныя души мольбу приношу, юже ущедри страстотерпче Феодоре. Плоть покорил еси Самодержцу, славне мучениче, уму, и обоими угождаеши Создавшему. Слава: Стал еси на судищи мучительском, Христа Царя богословя: жрети бо скверным отреклся еси Феодоре. Богородичен: Тя вси стяжахом прибежище и стену присно христиане: Тя славословим немолчно Безневестная. Песнь 4 Ирмос: Услышах Господи смотрения Твоего таиньство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество. Таин Божественных вкусив, в разуме мучениче Феодоре, непостыдную проповедь Божия рождения исповедал еси. Страстное божество непщеваху, страстем служащии, ихже духом изобличил еси, страдальче Феодоре просвещаемь. Слава: Избавителя молитвою, тебе воспевающим блаженне Феодоре, от различных обстояний и страстей быти молим.

http://foma.ru/kanon-svyatomu-velikomuch...

Благородство Рассуждай о христианском благородстве, которое велико, высоко превознесено и непостижимо. Быть сыном Божиим (см. 1Ин. 3, 1 ), иметь общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом ( 1Ин. 1, 3 ), быть храмом Духа Святого и удом 6 Христовым ( 1Кор. 6, 19, 15 ) сколь великолепно! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает этому, как тьма свету. Но лишается его христианин через грех . Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине ( 1Ин. 1, 5–6 ). Высокое христианское благородство возбраняет нам к тленным и суетным вещам сердцем прилепляться, и оно не в чести, славе, титулах, знатной фамилии мира этого состоит, а во внутренней душевной красоте, по образу Божьему созданной и благодатью Христа, Сына Божия, возобновленной. Этого благородства суетная честь и слава недостойна, хотя бы она и от всего мира воедино собрана была. И как для царского высокого титула – низшая почесть, и для порфиры его – рубище, так для христианского достоинства как небесного земная честь не приличествует. Итак, как, будучи родом избранным, царским священством, народом святым, людьми, взятыми в удел ( 1Пет. 2, 9 ), такую высоко почтенную фамилию раболепным честолюбием мира сего бесчестить и, как солнца сияние, славу ее мглой славы суетной помрачать дерзаем? Христос, Сын Божий, гнев, который вечною нам всем грозил смертью , отвратил от нас, верующих в Него, а так от вечной смерти избавил нас, сверх того, в такую высокую милость перед Богом привел, что верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ), и эта честь так высока, что вся слава мира сего ничто перед нею. Всякое мира сего благородство и величие есть только пустое имя и титул, самой вещи в себе не имущий, подобный пузырю водному или меху, воздухом надутому, который внешне как нечто является, но внутри ничего не имеет. Христианское же благородство – истинное, вечное и непостижимое, его Христос нам Кровью Своею заслужил.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

То есть была сформирована такая система безопасности, что попасть в гробницу или выйти из нее было делом невозможным. Само слово «запечатану», употребляемое в тропаре, означает, что на гробницу была наложена печать синедриона, высшего органа власти в Израиле, и снять ее кому-либо означало непокорность, отсутствие боязни последствий, ведь все живущие в Израиле были религиозны и послушны. Это было бы делом неслыханным. В греческом оригинале слово «σφραγισθντος» и означает «государственная печать или «знак» . Но Победителю смерти – Христу – не могло что-то помешать, Он воскрес вопреки всему, потому что так должно было произойти, хотя и камень был привален ко гробу с государственной печатью, и воины стерегли вход в гробницу, но никто и ничто не могло воспрепятствовать воскресению Спасителя, «дарующего миру жизнь». Силы небесныя вопияху Далее воскресный тропарь говорит, что небесные силы взывали ко Христу, прославляя Бога. Словосочетание «силы небесныя» здесь подразумевает небесные ангельские чины: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29). Напомним, что их число равно девяти: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господство, Силы, Власти, Начала, Архангелы и ангелы. Может показаться, что слово «вопияху» – «вопияти» – означает «громко кричать, плакать, издавая вопли», но также у него есть значение «громко, во всеуслышание объявлять» . Силы небесные во всеуслышание вопиют: «Слава Воскресению Твоему, Христе» . В греческом оригинале: «Δξα τ ναστσει σου Χριστ». Слово Δξαимеет одним из своих значений «слава» . «ναστσει»– «возвращение к жизни, воскресение», «возрождение» . Ангелы воспевали Христу: «Слава воскресению, возвращению Твоему, Христе!» Слава Царствию Твоему Христос воскрес, а это значит: наступило время Царствия Божия. Род человеческий искуплен святой Кровию Сына и прощен. Преграда, которая существовала между людьми и Творцом, пала, сошла на нет, полностью исчезла. Наступило Царство Христа, когда любой человек может соединиться в таинстве Евхаристии с Господом и стать одним целым с Творцом, таким образом стать гражданином Царствия Его, ведь цель христианской жизни в том и состоит, чтобы достигнуть единства с Богом, раскрыть в себе образ и подобие Бога, разглядеть в себе Царство Христа: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21).

http://pravoslavie.ru/142480.html

Ваше Святейшество, высокочтимые архипастыри, досточтимое собрание! Смолкло художественное, важное слово, полвека и более полвека раздававшееся в России, то глубоко проникавшее в тайны Богопознания, то строгой и мощной красотой одевавшее разум Божественных истин“ (И. С. Аксаков). В ореоле неумирающей славы, окружающем величавый исторический облик митрополита Филарета, наиболее поражала современников слава церковного витии. Филарет, как несравненный проповедник, был для широких слоев общества более осязаем, более виден, и потому более поразителен, чем в других проявлениях своего гения. „Слава проповеднического дара была постоянным спутником служения“ 2 митрополита Филарета, и „эта слава, как проповедника, предваряла славу его служения на всех других поприщах» 3 Именно дар проповедничества резко выдвинул Филарета из среды его сверстников в годы учения в Троицкой семинарии, сделал его любимцем знаменитого церковного витии – архипастыря Екатерининской эпохи – митрополита Платона, и поставил его на путь восхождения по степеням церковно-иерархического величия: заметив в Филарете еще в бытность его на школьной скамье „особенный дар проповедничества», великий архипастырь-вития „особливое прилагал, в рассуждении его воспитания, отеческое старание“ 4 поощряя постоянным вниманием и отеческой любовью; а по окончании курса сделал его учителем поэзии в семинарии и проповедником при Троицкой Лавре. Эта же слава церковного витии, отмеченная вниманием м. Платона, обратила на него взоры высшей церковной власти – друга м. Платона, – первенствующего члена Св. Синода м. Амвросия Новгородского, и из провинциальной тишины выдвинула в самый центр церковно-общественной жизни: в Петербург, в наставники сначала семинарии, а потом новопреобразованной Академии. Здесь, именно проповедничество приобретает ему особенное внимание у лиц, стоявших у кормила церковного и государственного правления и даже до самого Императора и царской фамилии Филарет получает ряд наград и повышений, до поста ректора академии, с прямым иногда указанием, что они делаются «за отличие в проповедовании слова Божия». Даже родитель Филарета, провинциальный коломенский священник, в конце 1811 года, когда Филарет был еще только бакалавром академии, получает небывалую в его положении награду, именно сразу два отличия: камилавку, по представлению Св. Синода, и наперсный крест по представлению обер-прокурора, при чем официально объявлялось, что это делается «по особенному благоволю Монарха, к сыну награждаемого, толико ознаменовавшему себя на поприще проповедания слова Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей, «Пастырские Наставления» написаны были мною, большею частию, во время некраткого моего служения на духовно-учебном поприще в различных городах обширной Российской империи, от Астрахани до Пскова. Не искание литературной известности побуждает меня издать их теперь в свет, но сердечное желание хоть что-нибудь сделать для духовного назидания собратий моих о Христе в православной России. Достаточно вознагражденным сочту себя за труд мой, если он хоть чьей-нибудь душе принесет утешение и пользу; если, при виде нескудной сокровищницы нашей духовной литературы, я буду находить себя вправе сказать, что в ней «и моего хоть капля меду есть». 1. Рождество Христово Се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех. Лк.2: 12 Блаженна та чудная и единственная ночь, во мраке которой воссиял присносущный, всеобемлющий свет – Сын Божий – сияние славы Отчей ( Евр.1 ) рождением Своим в мир от Пречистыя Девы Марии. Блаженна земля, уготовавшая вертеп Неприступному. Благословенны ясли, в них же возлеже невместимый Христос – Бог , яко младенец! Блаженны пастыри Вифлеема, среди нощные стражи сподобившиеся видения Ангела, указавшего им знамение пришествия в мир Искупителя в младенце повитом, лежащем в яслях, – и удостоившиеся слышать неизъяснимо и невообразимо сладостное пение множества Вой небесных, славящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение ( Лк.2:13–14 ). При тусклом мерцании разума, осуетившегося земными помыслами, конечно, в сем видении младенца ничего бы не открылось более, кроме бедности и убожества и Родившей и Рожденного: но для ока веры, очищенного благодатию, в этом, по видимому, простом зрелище, действительно, открывается высокое знамение крайнего снисхождения Божия к падшему человечеству. Земная слава может служить знамением явления в мир и земных царей: но что было бы за знамение для вечного Царя славы, Его же Воинства небесная славят, и трепещут Херувимы и Серафимы, Ему же покланяются солнце и луна, служат звезды небесные и повинуются бездны, если бы Он явился на земле во славе земной – в чертоге, в порфире, на троне и пр.? И чему бы обрадовались здесь бедные пастыри Вифлеемские, кои чужды были славы земной, и для коих недосязаема была сия слава? И что бы нашло для себя отрадного в таком великолепном явлении Сына Божия и все человечество, страждущее под игом многоразличных – внутренних и внешних – бедствий, если бы Всевышний Владыка неба и земли не соблаговолил смирить Себя до рабияго зрака, и понести все немощи людей, немоществующих и духом и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Скачать epub pdf Утверждено Священным Синодом 13 октября 2022 года Иерей: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш: Царю Небесный: Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12 раз. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: Псалом 90: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое. Посем вышшим гласом поем: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Непорочнии в путь: ллилуиа. И поется первая статиа непорочных, глас 6. В концы же коегождо стиха поем: ллилуиа. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни: Аллилуиа. И такожде до: Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра. Аллилуиа. Слава: Аллилуиа. И ныне: Аллилуиа. Таже ектениа: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия диакона (имярек) и о еже проститися ему всякому прегрешению вольному же и невольному. Лик: Господи, помилуй. Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются. Лик: Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» ( Ин.9:39 ) (По поводу греко-болгарского вопроса) [Произнесено в академической церкви в 1873 г. 13 мая, в неделю о слепом, при церковном праздновании просветителей славянских] Церковное воспоминание равноапостольных первоучителей обширного славянского племени, свв. Кирилла и Мефодия, невольно омрачается ныне скорбью, при мысли о бедствии, которым разразилась наконец многолетняя распря между иерархией греческой и болгарской. Один из первенцев между славянскими народами, ранее других воспользовавшийся трудами благовестия св. просветителей и много содействовавший приращению наследованного от них достояния, подвергся обвинению в схизме и несчастным последствиям схизмы. По тесному союзу, связующему всех членов церкви между собою, если страдает один член, страдают с ним и все. По изречению Апостола, Бог как организм телесный, так и организм церковный устроил так, чтобы не было распри – схизмы – в телеси, но чтобы все члены одинаково заботились друг о друге ( 1Кор.12:24–26 ). И как по народному замечанию, у кого что болит, тот о том и говорит, то и наше слово невольно привлекается к предмету скорби. Ныне и чтение Евангельское говорит нам о схизме, произведенной в Иерусалиме исцелением слепорожденного. Описывая это событие с его дальнейшими последствиями, Евангелист двукратно замечает: и распря ( σχσμα) бе в них ( Ин.9:16, 10:19 ). Но, что достойно всего внимания нашего, Господь не спешит своим посредством потушить эту схизму, какими-нибудь насильственными или искусственными средствами подавить ее. В схизме Иерусалимской были и угроза отлучением, – и безумные обвинения самого Виновника исцеления в неистовстве: но Он предоставляет дело естественному его течению, чтобы тем яснее в свое время раскрылась слава Божия. Да явятся дела Божия на нем. Нам, не ведущим достоверно, ни сколько виновны или невиновны те и другие участники нынешней церковной распри, ни того, как и в чем должна открыться слава Божия в деле сем, а она непременно должна открыться, преждевременно было бы рассуждать об этом. Посему поищем в словах Евангелия другого предмета, более близкого к нашей сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

БЛАГОЧЕСТИЕ Благочестие – признак «духовно живущего» человека (2:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 363). Благочестие и ИСТИНА пребывают неизменными Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне, тоежде есть, и всегда тоежде будет. Истина бо всегда истина есть, всегда непременна и была и есть и будет (4:118). Прославляется имя Божие благочестивым житием (3:78, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 368). В благочестии – истинное счастье христианина (4:109, см. СЧАСТЬЕ , 1029). Чем более к Богу благочестием приближаемся, тем более прославляемся Видишь, что когда идем к солнцу, тень за нами идет: и чем более к солнцу от тени убегаем, тем более тень за нами бежит; так имеются люди благочестивые. Приближаются они к Богу, последует за ними и слава: и чем более к Богу приближаются, тем более и слава за ними следует. И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит, и от ней уйти не могут. Напротив того, когда отходим от солнца, тень от нас отходит, и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает; и хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем (2:66). Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво (4:150, см. ВОСКРЕСЕНИЕ , 185). Благочестие есть путь в Царство Небесное (2:57, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1148). Христианин, если благочестиво живет, идет в вечную жизнь (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ , 357). Благочестивые, яко плод слова Божия, соберутся в Небесное Царствие (4:174, см. ПОРОКИ , 746). Различие смерти благочестивого и нечестивого (13:449, см. СМЕРТЬ , 932). Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения Ибо истинное благочестие есть как свет, в нощи мира сего сияющий, который хотя и таится, однакож сокрытися не может, но издалеча видится. Сим благочестивого жития примером не менее люди созидаются, как и словом. И хотя сей благочестия пример необходимо нужен родителям ради детей, пастырям, то есть, епископам и иереям, ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут; властям ради подвластных; учителям ради учеников; старым всем ради юных; однакож и всем христианам не должно о том пренебрегать, но друг другу в подвиге христианском противу плоти и диавола примером своим помогать и поощрять (2:377–378).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010