Ковчег завета (и каппорет) . – 1) Устройство его. Ковчег завета или откровения (aron haberit ; Числ.10:33 , Числ.14:44 ; Втор.10:8 и др. или aron haedum; Исх.25:22 , Исх.26:33 и др.; у И. Флавия произносится «ерон» πω’ν), y LXX – κιβωτο’ς), устроенный при Синае ( Исх.37:1–9 ), по повелению Божию ( Исх.25:10–22 ), – представлял собою продолговатый ящик в 2 1/2 локтя длины (около 2-х арш.) и в 1 1/2 .локтя ширины и высоты (немного больше 1 арш.). Сделан он был из дерева ситтим и был обит листовым золотом и снаружи, и внутри. Вверху он имел украшение – золотой витой венец, вроде карниза, который, вероятно, несколько возвышался над стенками ящика и предохранял крышку ковчега от свободного в противном случае падения. Внизу, по продольным сторонам ковчега, были прикреплены к стенкам его по два золотых кольца, в которые были продеты шесты из дерева ситтим для переноски ковчега. Шесты всегда должны были находиться при нем. Крышка ковчега завета (евр. kapporet. ) представляла собою массивную (полагают, – в полпальца толщины) золотую доску в 21/2 локтя длины и в 1 1/2 локтя ширины; по узким сторонам ее были прикреплены золотые, чеканной работы, херувимы (думают, – в возрасте малых детей), с лицами, обращенными друг к другу и со сложенными спереди в горизонтальном направлении крыльями, взаимно касавшимися и покрывавшими крышку ковчега. – Для ношения ковчега завета были приставлены особые лица – сыны Каафовы ( Числ.7:9 ); приближение к нему людей непосвященных наказывалось смертью ( 1Пар.13:10 . 1Цар.6:19 ). При переносах ковчег завета покрывался тремя покрывалами ( Числ.4:5–6 ). – В ковчеге завета находились скрижали ( Исх.40:20 ; ср. Исх.34 ) или десятословие. От них получил свое наименование и самый «ковчег откровения или завета». Скрижали служили откровением Бога, выражением Его воли ( Исх.40:20 ); отсюда – «ковчег откровения». Но выраженная в десятословии воля Божия служила необходимым предположением, основанием, conditio sine qua non завета между Богом и израильским народом и залогом дальнейшего существования Израиля. Отсюда самые скрижали назывались скрижалями завета (ср. Втор.9:9,11,15 ). Поэтому же и ковчег назывался – ковчегом завета. Были ли в ковчеге завета другие предметы, как сосуд с манною и жезл Ааронов, трудно сказать. На основании текста ветхозаветных книг ( 3Цар.8:9 ; Исх.40:20 ) следует скорее, что, кроме скрижалей, в ковчеге ничего не было. Что же касается новозаветного свидетельства ( Евр.9:4 ), что в ковчеге также находились сосуд с манною и жезл Ааронов, то оно могло основываться на иудейском предании, имевшем свой корень в не совсем точном понимании Исх.16:32–34 и Числ.17:10 . По крайней мере, в 3Цар.8:9 прямо сказано, что «в ковчеге завета ничего не было, кроме двух каменных скрижалей». Но внезапное исчезновение из ковчега завета жезла и сосуда в сравнительно спокойное время гораздо менее понятно, чем первоначальное их отсутствие (не-положение).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Беседа 15 Евр.9:1–5 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорит подробно. 1. Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все соверши­лось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом – святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: «открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр. 10:20 ). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто «первый»? Завет. «Имел постановление о Богослужении». Что значит: «постановление о Богослужении»? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, – и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: «имел», говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). «Святое же людское» ( «Святилище земное»). «Людским» называет его по­тому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским ( κοσμικν, мирским); иудеи же не были мирскими. «Скиния первая, – говорит, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов». Это – мирские знаки. «За второю же завесою, – следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), – была скиния, называемая Святое святых». Смотри, как он называет то и другое скинией, потому что она как бы шатром осеняла находившееся там. «Имевшая золотую кадильницу, – говорит, – и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Все эти вещи были священны и служили ясными памятниками иудейской неблагодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 9 Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. «Имеяше убо первая скиния оправдания службы». Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» ( Пс. 118, 124 ), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» ( Втор. 4, 45 ). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии. «Святое же людское» ( κοσμικv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» ( Быт. 1, 6 ), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт. 1, 8 ). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» ( Пс. 113, 24 ). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых. Евр.9:2 .  Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. «Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая». Слово για (святая) должно читать с острым ударением на третьем от конца слоге, а это дает нам знать, что здесь подразумевается другое еще имя. Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр.9:4 .  Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. Евр.9:5 .  А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. «По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых», «злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета» «превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 34 1–4. Возобновление скрижалей. 5–7. Разъяснение Моисею сущности Господа. 8–27. Завет Бога с народом. 28–35. Пребывание Моисея на горе и сияние лица его по сошествии оттуда. Исх.34:1 .  И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; Исх.34:2 .  и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; Исх.34:3 .  но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Исх.34:4 .  И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. Как видно из предшествующей главы, отверженному Богом Израилю дается обещание, что он по-прежнему будет народом богоизбранным. Осуществлением подобного обещания и является восстановление нарушенного завета. Так как по существу этот второй завет подобен первому, то он и совершается при одинаковой с ним обстановке. Приготавливаются скрижали, но не Господом ( Исх.32:16 ), а Моисеем в знак напоминания о нарушении завета; запрещается кому бы то ни было, кроме Моисея, восходить на Синай (ср. Исх.19:12 ); посредником при заключении завета является Моисей, а Господь сходит к нему в облаке ( Исх. 19:9, 20:20 ). Исх.34:5 .  И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. Исх.34:6 .  И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, Исх.34:7 .  сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Необходимым условием при заключении завета было согласие народа ( Исх.19:8 и т.д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета. Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т.е. Израиля, и совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т.е. Бога. Поэтому в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить свое желание вступить в союз с Ним, теперь Он указывает на возможность со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых им Моисею ( Исх.33:19 , Чис.14:17–18 ) свойствах божественного милосердия, долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий, неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа еврейского 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–11. Торжественное заключение завета. 12–18. Восхождение Моисея на Синай и пребывание там сорок суток. Исх.24:1 .  И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь [Господу] издали; Народ, как член заключенного завета ( Исх.24:6–8 ), допускается в лице своих представителей – 70 старейшин, глав 70 родов ( Исх. 1:5 ), за черту у подножия горы для поклонения Господу, – выражения своего благоговения и полной покорности. Исх.24:2 .  Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу «издали» ( Исх.24:1–11 ), не приближался к Нему. После этого он должен взойти на гору один и приблизиться к Всевышнему ( Исх.24:12, 16, 18 ). Причина, удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с Богом, т.е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей. Исх.24:3 .  И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]. После богоявления, бывшего во мраке ( Исх. 20:21 ), Моисей сошел с горы к народу и объявил ему «все слова Господни и все законы» – не десятословие, так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а законы гл. Исх. 20:19–23 . Последовавшее за этим обещание народа: «все, что сказал Господь, сделаем» является выражением добровольного согласия на вступление в завет, последним моментом пред его заключением ( Исх.24:4 и д.). Исх.24:4 .  И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как жертвенник, место явления Бога Своему народу ( Исх. 20:21 ), указывает на присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Евр.9:1 . Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское: Далее самым устройством скинии Апостол дает понять, что то (ветхоз.) служение было прообразом нашего. Ибо, говорит, первый завет имел оправдания службы, т.е. внешние знаки служения, или установленные обряды. Слово «тогда» 2 употреблено вместо: «в древности», когда первый завет господствовал, потому что теперь он уже не имеет всего этого, так как и не господствует, хотя и сохраняет вид: ибо наступившая благодать положила конец его прообразам. Так вот Апостол и начинает со святого, которое называлось людским. «Святое» значит определенное для Бога и посвященное Ему, «людское же», как открытое для всех: ибо оно заключало в себе одно место, где стояли священники и левиты, другое, где помещались прочие иудеи, иное для прозелитов и иное для эллинов (язычников). Евр.9:2 . Скиния бо сооружена бысть первая, Скиния первая сооружена была, это – святое людское. Так как вся скиния делилась на две части, то первая часть составляла святое людское, а вторая – святое святых. Та называлась первой не по преимуществу, а по положению, потому что она – первая со входа. в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов. Обо всем этом и о следующем за сим подробно говорится в книге Исход ( Исх.40 ). На трапезе же сей находились блюда, кадильницы, сосуды и чаши и хлебы, попеременно предлагаемые. Яже глаголется святая. Она безразлично называется и свитое и святая. Евр.9:3 . По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, Т. е. была устроена. «Святая же святых» называлась по предметам, в ней находящимся, так как эти предметы были святее других, находящихся в первой части. Там (в скинии) были две завесы – одна внешняя в первой части, а другая внутренняя пред второй частью и отделяла первую часть от второй. И здесь опять-таки слово «вторая» означает не преимущество, a положение. Евр.9:4 . Злату имущи кадильницу и ковчег завета окован всюду златом. Этот ковчег был ящик, содержавший внутри чашу с манною, жезл Ааронов и скрижали завета. А так как завет по своему достоинству выше всех остальных предметов хранившихся в нем, то Апостол и назвал его по тому, что выше, ковчегом завета. В виду же того, что и другие предметы, находящиеся в первой части скинии, были золотые, разумею светильник и трапезу, он упомянул, что и те предметы, которые находились во второй части, были также золотые, чтобы тем показать их большее достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава IX Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28). В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея. Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворному небесному» святилищу Христову ( Евр.9:11 и Евр.9:24 ). Евр.9:2 .  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Евр.9:5 .  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37, 9:4 ; Лев.24:6 ; Чис 4:12 ; о Завесе Исх 26:33 ; о прочих предметах скинии – Исх 30:1–3, 25:10–11 ; Чис 17:10 ; Втор 10:1 ; 1Цар 4:22 ; Иез 9:3 ; Исх.40:26 и Исх.40:34 ; Лев.16:14–15 . Обо всем этом, по выражению апостола, «не нужно теперь говорить подробно», потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава тринадцатая. Образ девятый: Новый Завет Неоднократно заключал Бог завет Свой с людьми – через Адама и Еву, через Ноя, Авраама, Моисея, Давида. Завет или союз – это самое глубинное, что существует между Творцом и Его творением, между Ягве Богом и Его народом Израилем. Вершина и суть Ветхого Завета – это, конечно, завет, заключенный через Моисея с Израилем на горе Синай. Синайский завет и закон формировали всю жизнь древнего Израиля. Изменить что-либо в законе Моисея казалось столь же немыслимым, как попытка изменить законы физики и астрономии. Всё происходило по однажды и навсегда положенным законам, уставам и правилам. Это был закон Бога Всемогущего, это было пламя огня Ягве Ревнителя. За нарушение закона истреблялась душа та из народа, а попыток что-либо изменить просто и не было. Физику изучают, ею пользуются, ее нарушают, но кто бы вздумал ее менять?! Таков был и Моисей в Израиле. Не рождался безумец, который предложил бы отменять или вносить дополнения в Закон. Мессианские времена виделись как времена, когда закон Моисея будет выполняться в совершенстве, и Синайский завет будет реализован вполне. Мессия – это торжество Моисея! А по улицам Иерусалима ходил бедняк. Он говорил неприятности и со всеми ссорился. Он даже сам не рад был этому и однажды воскликнул: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею ( Иер. 15:10 )! В устах пророка Иеремии (кон. VII – нач. VI вв. до Р.Х.) перед крахом и катастрофой Иудеи зазвучала мысль, что будет Новый Завет. Мессианское будущее приобрело образ нового завета Бога с людьми, качественно иного, чем тот, что заключен был с Израилем на Синайской горе. Что более скандального можно было сказать в Иерусалиме?! Иеремия говорил не о грядущем царе и благоденствии Израиля, бедняк Ягве Бога говорил о том, что Синайский завет Бога с Израилем сменится Новым Заветом, с каменных скрижалей он будет переписан в сердца. 13.1. Пророчество Иеремии о Новом Завете Вот наступают дни, говорит Ягве, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Ягве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Ягве: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Ягве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

17.04.2017 #Библия #Великопостные статьи 2017 г. #лонгриды #Моисей #политика #Революция #революция 1917 года Подпишитесь на наш Телеграм      × Христос воскресе, друзья! С некоторым трепетом предлагаем вам новый текст Володи Шалларя. Как и прочие, он длинен и спорен. И может показаться, что Володя призывает к насилию и немедленному свержению властей, что он грезит кровавым рассветом и мечтает развешивать на фонарях политических противников. Это не так. Мы бы просили обратить внимание на последнюю часть текста, где по традиции содержится вывод. Володя не призывает убивать. Он призывает подумать. Подумать о том, как и почему устроена наша современная жизнь. И это — не последний текст. Поль Гюстав Доре «Моисей со скрижалями Завета» Эта статья завершает наш великопостный цикл, вот предыдущие: — Мы оставлены Богом. Пять кинотеологий. — Во Христе прогорк мир. К генеалогии нигилизма и фундаментализма. — Лайфхак: что делать после конца света. Эсхатологические заметки. — Чего следует желать. Прикладная демонология. — Как христианство сделало женщину свободной. Набросок христианского феминизма. Воскресение Христово — победа над смертью, адом и грехом. Нам теперь открыто вечное блаженство, спасение души. Какие жутко высокие, какие значительные идеи! Слишком высокие, чтобы мы могли дотянуться до них, слишком большие, чтобы взять в руки. Логика верная, но и очень опасная: приняв ее полностью, мы подвергаемся опасности не ввести в мир плоды пасхальной победы, не пустить Воскресшего в нашу жизнь из ложно понятого благочестия. Высокие вещи грозят превратиться в пустые «высокие слова». Кажется чем-то кощунственным спрашивать: как повлияла Пасха — и повлияла ли вообще — на политику, экономику, социум и т. д. Мы назвали такие влияния в прошлом тексте  богословием прямого действия. Мы задавались целью проследить богословие прямого действия, причиненного Пасхой. А саму Пасху, все те высокие вещи, которые она породила, мы сейчас рассмотрим из ее прообраза — из Пасхи ветхозаветной, из истории освобождения Израиля из египетского рабства, из революции Моисея. Тем самым — если удастся — мы обнаружим политическое измерение Пасхи Христовой, а тем самым и политическое измерение христианской истории, т. е. нашей истории и нашей современности. Задача, конечно, более чем амбициозная, а посему возьмем только отдельные фрагменты, пробежимся по революционным «штампам», которые, как мы увидим, уже были в Торе за тысячи лет до Кромвеля, Робеспьера, Ленина, Мао и Кастро. Мы увидим полностью уже данную в Писании диалектику Революции. ОТ НАЧАЛА УГНЕТЕНИЯ ДО РОЖДЕНИЯ МОИСЕЯ

http://blog.predanie.ru/?post_type=post&...

4. Анализ первого примера образования Евангельских речей Надлежащий смысл, верность и правильность всякой теории полнее и яснее выражаются в применении её к объяснению фактов, для чего она и составляется, на деле, также и теория Эвальда – она полнее и яснее раскрывается в примерах первоначального образования Ев. рассказов. Между первыми трудами первоначального образования Ев. материи было, как надеется Эвальд, возможно лучшее Собрание изречений Христа, хотя такого рода труды были различны. «Мы, говорит Эвальд, знаем особенно точно собрание этого рода, которое потом стало письменным» 91 . По всем признакам, даже многочисленным, оно было в ряду самых первых произведений по Ев. истории. Почему же это так? Потому, что «изречения Христа (изречение в общем смысле этого слова) великое, главное дело для целей учения, было и главным делом всякого предания; это весьма ясно видно из всех писаний св. Иустина мученика , который ни на что так часто не ссылается, как на изречения Христа, именно на такие, какие были собраны в этом первом труде (Spruchsammlung)», отвечает Эвальд 92 . Важность изречений Христа для целей учения – вот основание, почему Эвальд, во-первых, признает, что изречения эти были главным делом предания. Едва ли так, и вся жизнь Спасителя не была ли единым и единственным примером той жизни, которой Он учил, осуществлением всех идей и предписаний, первообразом и живым законом для всех христиан? Несомненно, так, потому что сам Иисус Христос представляет Себя образцом верующих в Него, когда говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 )». А потому не одинаково ли важна была и жизнь Иисуса Христа для целей научения и назидания верующих в Него и, следовательно, для предания? Жизнь Христа Спасителя была главным предметом и предания, не только потому, что она сама в себе есть единая живая скрижаль Нового Завета, но и потому, что всё учение основывалось на ней, как на незыблемом основании: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, говорит апостол Павел, учитель языков, коринфянам ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010