И второе. Люди неодинакового положения. Царь и подчиненный. Господин и раб. А не прощает свой долг равный. Не прощает свой долг раб своему товарищу.  То - есть человеку, занимающему одинаковое с ним положение. Малую сумму не прощает раб, равный по положению человек. И огромную сумму прощает господин и царь. И здесь есть повод нам с вами задуматься  и попробовать понять, почему на это обращает внимание апостол  и евангелист Матфей. Мой ответ таков. Господь, повествуя в тех или иных притчах, обращает их не только к тем слушателям, которые были вокруг него. Ведь эта притча была рассказана в ответ на вопрос Петра. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. И после этого рассказывает эту притчу. Вы знаете, что в Священном Писании  семь - это образ бесконечности. И когда Петр спросил: прощать ли до семи раз? Это он как бы вопрошал: нужно ли много прощать? Семь раз - это много. Это почти всегда. А Господь усиливает это и говорит: нет, не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. До бесконечности бесконечностей. И потом рассказывает эту притчу. Так вот, эта притча,  как никакая  другая притча Спасителя, не обращена только к  Его тогдашним слушателям. Она обращена ко всем христианам, ныне живущим тоже. И из любой такой притчи мы узнаем о себе что-то важное. О том, кто мы есть и что нам надо делать. И мы, всматриваясь в эту притчу как в зеркало, сможем увидеть очень многое. Мы увидим, что мы очень часто, конечно, ни до каких  седмижды семидесяти раз не прощаем. И до семи, наверное, не прощаем. Иногда и до раза не прощаем. Потому что простить почти всегда обозначает зачеркнуть в себе память об этой обиде. Вот когда семинаристы готовятся стать священниками, они всегда задают вопрос: как надо исповедовать людей? И опытные священники, пожилые, люди, знающие духовную жизнь не понаслышке, всегда говорят: ты, выслушав человеческий грех и отпустив его именем божьим -  молитву отпущения греха вы помните: “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь”.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-smert...

«Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь. Блудный сын. (Лк. 15:11–32) Не только гордость мешает покаянию, исповеди. Иногда бывает такое состояние, что не смеешь подойти к исповеди или из-за множества долголетних грехов, или из-за того, что на душе – страшный грех, который, думаешь, Господь Бог не простит. Ответом на эти смущения и является богослужение второй, подготовительной к Великому посту Недели – Недели о блудном сыне. Сегодня читалась такая притча. Было два сына у отца. Один взял свою долю имения отца и ушел в далекие места. Там он жил блудно, распутно, все прожил. Начался голод. Чтобы прокормиться, блудный сын стал пасти свиней и хотел с ними питаться, но и этого ему не позволяли. Тогда он вспомнил отца, у которого много слуг, и решил пойти к отцу и попросить взять его, как наемника. Вспомнил, решил и пошел. Отец еще издали увидел блудного сына, сжалился, побежал ему навстречу и обнял. А блудный сын сказал: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим ( Лк. 15:21 ). Отец же велел принести лучшую одежду, дать перстень на руку и заколоть теленка, чтобы есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк. 15:24 ). Да услышат эту притчу Христову все заблудившиеся, все тяжело согрешившие и все считающие себя погибшими. Да услышат они все эту притчу и да поймут, «яко благ Господь», что нет греха, который превзошел бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного. «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Неделя о страшном суде. (Мф. 25:31–46) В прошлое воскресенье притча о блудном сыне напоминала нам о великом милосердии Господа к кающемуся грешнику. Нет греха, который был бы больше милосердия Божия. Сегодня Святая Церковь напоминает нам, что Господь не только милосерд, но и праведный Судия. Сегодняшнее евангельское чтение и вчерашняя всенощная говорят нам о праведном конечном Страшном суде, на который соберутся все народы, все люди. И разогнутся книги жизни каждого из нас, и каждый получит по заслугам: праведные получат вечное блаженство, а грешники – вечную муку. Это говорит Господь (см.: Мф. 25, 46 ). Церковь нам об этом напоминает, чтобы побудить к покаянию, чтобы побудить самим раскрыть нашу книгу жизни и вычеркнуть из нее на исповеди все грешное и недоброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

КОТОРЫЙ  (невод),  КОГДА НАПОЛНИЛСЯ ,  ВЫТАЩИЛИ НА БЕРЕГ И , СЕВ , неспешно и обдуманно  ХОРОШЕЕ СОБРАЛИ  (хорошую рыбу)  В СОСУДЫ ,  А ХУДОЕ  (негодную, нечистую, вредную рыбу)  ВЫБРОСИЛИ ВОН . Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают.  ТАК БУДЕТ ПРИ КОНЧИНЕ ВЕКА  на Страшном Суде Сына Человеческого:  ИЗЫДУТ , явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия  АНГЕЛЫ ,  И ОТДЕЛЯТ ЗЛЫХ ИЗ СРЕДЫ ПРАВЕДНЫХ ,  И  праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных –  ВВЕРГНУТ ИХ В ПЕЧЬ ОГНЕННУЮ , на муку вечную:  ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ , скрежет отчаяния и проклятий против самих себя... Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»... И объявнив эту притчу апостолам,  СПРОСИЛ ИХ ИИСУС: ПОНЯЛИ ЛИ ВЫ ВСЕ ЭТО? Если что непонятно, Я объясню вам.  ОНИ ГОВОРЯТ ЕМУ: ТАК , ГОСПОДИ!  Мы поняли все.  ОН ЖЕ СКАЗАЛ  ИМ: ПОЭТОМУ вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные;  ВСЯКИЙ таковой истинный, нелицемерный и разумный  КНИЖНИК , всякий проповедник истины Евангельской,  НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ , познав его истины,  ПОДОБЕН ХОЗЯИНУ ,  КОТОРЫЙ ВЫНОСИТ  для жертвоприношения  ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ СВОЕЙ , из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, НОВОЕ И СТАРОЕ , прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Есть чему удивиться в этом ответе. Разве совсем недавно, в другой притче о сеятеле, Христос не говорил с предельной ясностью об опасности «дурной травы», которая может заглушить в конечном счете пшеницу? Что значит эта загадка, этот образ, каков их сокрытый смысл? То, о чем говорит Христос, значительно глубже, чем мы обычно воспринимаем. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», — вот решение Хозяина поля. Бог откладывает суд на конец. В ожидании последнего Суда нам заповедано не судить. Бог терпеливей, чем мы. В настоящем веке Он терпит плевелы, и это есть откровение бесконечного Божия милосердия по отношению к нам. И я первый пользуюсь этим Его долготерпением. В моем сердце переплелись корни пшеницы и плевел. Какой риск являет Хозяин поля — Господь — в этом Своем долготерпении, попуская семенам жизни и смерти расти вместе! Однако это не означает, что Бог снисходителен к злу. Совершенною ненавистью Он ненавидит его. Но до самого последнего часа, до Страшного Суда Он надеется на наше обращение. Господи, не дай нам духа толерантности — равнодушного отношения к добру и злу, которым болен сегодняшний мир! Но избавь нас и от нашей самоправедности, от наших суровых и поспешных судов других. Церковь Христова не есть Церковь «чистых», «кафаров» — было когда-то такое течение, которое Церковь осудила как ересь. Вся Церковь, по слову преподобного Ефрема Сирина, есть Церковь погибающих, собрание грешных. Христиане не лучше других. Мы лучше других только тем, что мы Христовы, и тем, что Он дает нам. Каждому человеку, каждому грешнику Господь дает возможность доброго созревания — покаяние. И ради того, чтобы расположить наши души к покаянию, Он посылает к нам с небес святых Своих ангелов. Как научиться нам прилагать эту притчу Господню ко всем ситуациям нашей жизни?

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

4 . Боже, милостив буди мне грешнику. Ничем не извиняет себя мытарь; ничем не умаляет тяжести грехов своих. Не говорит: призри, Боже, на мои слабости, на соблазны и льстивые искушения, окружившие меня в жизни, среди которых никто не может остаться невинным. Не говорит итак: помяни, Господи, мои милостыни и жертвы, и я иногда вместе с другими совершал повеленное Твоим законом. Одно говорит: я грешник – помилуй меня! Я грешник – и только! Более ничего не вижу в себе, нет доброго во мне, нет ничего, за что бы ожидать мне пощады. Прибегаю к Твоему бесконечному милосердию: оно одно может спасти меня. Боже! Будь ко мне милостив. По велицей милости Твоей помилуй мя, по множеству щедрот Твоих очисти беззакония моя. Бесконечная благость Твоя да победит бесчисленные грехи мои! И услышана эта смиренная и искренняя молитва . Открылось, что стоявший в отдалении от святилища стал ближе многих в Святому святых; на того, кто не смел взирать на небо, с любовию воззрело всевидящее око Божие, и в того, кто бил себя в грудь, сокрушая сердце свое, в то же время излит бальзам утешения, врачевство благодати. И сниде сей оправдан в дом свой. Не только отпущены грехи этому покаявшемуся грешнику, но и дарована правда Божия; не только освобожден он от наказания, но и включен в число наследников Царства Господня. Ибо если Бог оправдал этого мытаря, то не очистился ли он от всех грехов? Не прилично ли и о нем, как о Закхее, сказать теперь: и сей сын Авраамль есть? Таким образом смиренному мытарю дарована правда большая и лучшая, нежели та, какую давал или мог дать сам себе фарисей, хвалившийся делами закона. Если такова сила молитвы мытаревой, то почему, спросят, мы, столь часто повторяющие эту молитву, немного получаем от нее пользы? Потому что эту молитву не так совершаем мы, как совершал мытарь. Быть может, по наружности молитва наша такова же, как у мытаря, но такова ли она внутренне, так ли совершается в самых сердцах наших, как совершалась в его сердце сокрушенном и смиренном? Один Бог видит, как эта смиренная молитва действует в сердцах истинно кающихся; Он и оправдывает их. Бог же видит и то, как действует эта молитва в сердцах не хотящих расстаться со грехами, и отвергает ее, потому что она не одушевляется духом истинного покаяния. Всего более препятствует успеху покаяния нашего то, что мы большею частью почитаем себя лучшими, нежели каковы на самом деле, и осуждаем не столько себя, сколько других. Заметим же, что Господь направил именно против этого недуга нашего притчу Свою: ибо изрек ее ко уповающим собою, яко суть праведницы и уничижающим прочих, а в заключение ее сказал: всяк возносяйся смирится, смиряй же себе вознесется. Почему молитва фарисея была отринута, а молитва мытаря принята

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Как это происходит? Человек теряет ощущение присутствия Бога в своей жизни. Мы всегда должны помнить, что Бог это наш Отец, и Он всегда рядом с нами. Даже если мы согрешаем, спотыкаемся, мы всегда знаем, что Господь готов принять нас, как принял блудного сына. Вспомним эту евангельскую притчу. В чем состояла главная ошибка блудного сына? Мне кажется, в том, что он утвердился в мысли, что сможет найти свое счастье где-то за пределами отеческого дома. И когда он эту свою ошибку осознал и понял, что лучше быть последним наемником в доме своего Отца, чем жить без Него «на стране далече», Отец принял его и заключил в Свои объятия. Но если человек становится теплохладным, то это по-настоящему опасно. Недавно я услышала от одного батюшки неожиданную мысль о том, что он может больше уважать выгоревшего священника, потому что он горел. В отличие от того, который формально выполняет свои обязанности, никогда не горя и не выгорая. Я во многом согласен с этим. Такой человек может, по слову преподобного Иоанна Лествичника , вспомнить свою первую ревность, которая у него была, когда он только вступал на путь служения Богу, и вновь взогреть ее в себе. Для меня одна из главных черт в человеке это искренность. Даже заблуждаясь, искренний человек находит, в конце концов, Истину , в отличие от того, кто обманывает себя и других. Хуже, когда человек остается в Церкви, а подчас даже и принимает священный сан , хотя при этом он в своей жизни так и не встретился с Богом. Что можно сказать человеку, который, придя в храм, встретил там такого священника? Мне кажется, в таких случаях помогает осознание того, что Церковь основана Самим Господом и, по Его обетованию, врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Никогда не одолеют. Это тоже предмет нашей веры. Если человек ищет встречи с Живым Богом, он обязательно Его найдет в Церкви, какие бы нестроения он там подчас не встретил. А если нет, то значит, он искал там что-то другое, но не Христа. Один из преподавателей нашей семинарии (человек очень искренний, живой, который сам в свое время абсолютно сознательно пришел к Богу и решил стать священником) однажды сказал нам совершенно поразившую меня фразу: «Если бы не было Христа, я был бы атеистом. Другой бог меня бы не устроил». Когда встречаешь в жизни таких людей, многие вопросы отпадают сами собой.

http://azbyka.ru/way/ierodiakon-serapion...

Господь в Евангелии, действительно, заповедовал молиться тайно и тайно совершать дела милосердия. Но когда люди собираются вместе, среди них присутствует Господь, Который сказал: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " . Поэтому когда люди собираются в храме для совершения служб, эти собрания не противоречат евангельскому принципу тайного совершения добродетелей. Ведь это так естественно для человека - поделиться с другими радостью, соединиться с другими в горе, в просьбе о помощи. Человек не просто существующий самостоятельно индивид, изолированный от других. Каждый из нас принадлежит всему человеческому роду, и стремление соединиться всем воедино, преодолеть, как говорил преподобный Сергий Радонежский, " ненавистную рознь мира сего " , это стремление - тоже замечательное, искреннее чувство. Конечно, и благоговение может быть ложным, и стремление соединиться может быть направлено не на то, чтобы быть с Богом, а, чтобы быть против кого-то. Наверное какие-то православные люди действительно заслуживают этих упреков, но все-таки, смотря на эту фотографию, хочется верить, что людей, на ней изображенных, привело сюда не желание показать свою веру перед другими, а желание в благоговении склонить головы перед святыней, которая была воссоздана на Красной площади. Я думаю, что молодой человек, который здесь стоит, наверняка, умеет и смеяться, и радоваться жизни. Но всему свое время. Есть время радоваться, есть время и благоговейно склонить голову. Это же относится и к старушкам. А то, что касается " своих " и " чужих " , то, например, праведный Иоанн Кронштадтский (святой, живший в начале века) не разделял приходивших к нему с просьбой о помощи на " своих " и " чужих " . Помогал всем. Так и любой православный человек, следуя завету Христа, должен стремиться оказывать добро каждому ближнему, который к нему обращается. Господь, объясняя, что такое любовь к ближнему, рассказывает притчу о милосердном самарянине, который помог человеку другой веры, другого народа. Так что, даже если и есть какие-то люди, которые пытаются создать свою общину для того, чтобы отделиться от всех, это еще не Церковь. Есть в православии и другие (большинство), которые собираются вместе, чтобы войти в общение со всеми людьми. Чтобы вновь обрести то соединение в Боге, которое было присуще человечеству до грехопадения.

http://foma.ru/zachem-stanovitsya-na-kol...

Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном. В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями. В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю б о льшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк.12:16–21 ). Святой праведный Иоанн Кронштадтский , толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут». В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».

http://azbyka.ru/vosem_smertnyx_grexov_i...

После пример Закхея показал, как велика сила духа покаянного и как мощно разрывает он все стесняющее его (Лк. 19:1—10). Вы видите, как кающееся сердце сбрасывает с себя один за другим налегшие на него чуждые покровы. Но не у всех такова нравственная сила. Легкосердые и легковольные ищут другого исхода, более тихого. И вот к ним-то слово Спасителя! Притчею о неправедном приставнике Он как бы сказал им: запутались вы и ищете исхода. Вот он! Сделайте так, как этот приставник. Он тоже был запутан, но умудрился выпутаться и обеспечить себя на будущее; он умудрился устроить себе временный покой, вы же умудритесь заслужить у Бога вечные себе покоища в Царстве Его. Не должно, однако ж, полагать, что урок притчи ограничивался одними мытарями. Он касался всех слушавших: и святых Апостолов, между которыми был Иуда; и фарисеев, тоже умевших привлекать к себе чуждое достояние; и всех, не только любоимателей, но и вообще имевших что-либо, обладавших какими-либо благами земными. Господь учил душеспасительному употреблению богатства, всякого достояния и всех даров жизни. Это особенно видно из приложения, какое сделал Господь из Своего приточного урока (Лк. 16:10—13). С этой точки и смотреть надобно на сию притчу и на всю речь Спасителя (Лк. 16:1—13). Она имеет три части: сначала а) предлагается приточная история (стихи 1—8); потом б) указывается смысл притчи, или выводится нравственный из нее урок (стихи 8—9); наконец в) делается приложение сего урока ко всем слушавшим (стихи 10—13). а) Приточная история Приточная история ясна сама по себе. Требуют не объяснения, а больше указания, некоторые невысказанные частности, чтоб само собою обозначилось, что как в приточной истории не определены точные границы всех обстоятельств, то никак не следует иносказательного толкования проводить по всей этой истории. Стих 1. «Глаголаше же ко учеником Своим: человек некий бе богат, иже имяше приставника: и той оклеветан бысть к нему, яко расточает имения его» (Лк. 16:1). Когда святой евангелист говорит, что Спаситель, поговоривши к фарисеям и книжникам, обратился с речью к ученикам, то разумеет под сими не одних двенадцать Апостолов, но всех, кои собрались слушать Его с готовностию следовать Его урокам. Таких всегда было много. В Евангелии от Иоанна говорится, что многие из учеников Господа оставили Его и больше за Ним не ходили (Ин. 6:66). Стало быть, все ходившие за Ним и внимавшие Ему считались учениками Его. Святой Лука в слушавших Спасителя видит целый «народ учеников» (Лк. 6:17). Были они и в эту пору. О мытарях именно говорится, что они приблизились к Спасителю, чтоб послушать Его (Лк. 15:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2935...

« Тогда : в тот день, когда Господь придет на суд.— Царство Небесное (ср. 3, 2): церковь Христова на земле; при пришествии Христовом с членами церкви Его будет нечто подобное тому, что случилось с десятью девами и пр.— В ышли на встречу жениху: пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом отца невесты, во время брачных пиршеств. В продолжение семидневного (когда выходила замуж девица, и трехдневного, когда—вдова) празднества, совершавшегося с большою торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ея с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большем числе; часть их сопровождала жениха, другая, вероятно родные и друзья невесты, выходили из дому встречать их. При этом употреблялись светильники для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестою в доме сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дому и ожидали около него жениха с невестой. На востоке доселе сохранились некоторые из этих церемоний брачных пиршеств. „При одном браке индусском, где и я был, говорит один миссионёр, жених посещал свою невесту. В полночь, после того как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами почти евангельскими: вот жених идет; выходите на встречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в лучших одеждах. Жених, несомый своими спутникам, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Чрез несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мною, тщетно просили этих стражей—пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери " (у Barues в прим. к этому стиху). ,.Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лице, а дев? Он превознес девство, когда сказал: есть скопцы, которые оскопили сами себя, ради Царствия Небесного, и: могущий вместить да вместит (19, 11). Кроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве, ибо оно по природе своей есть великое дело... И так, поелику девство есть дело великое и многие имеют о нём высокое понятие: то, дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности так, как бы уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются " (Злат.)» (Епископ Михаил (Лузин)).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010