1. Видя ваше, возлюбленные, усердное ежедневное стечение сюда, я чувствую великое удовольствие и не престаю прославлять человеколюбивого Бога за ваше преспеяние. Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию Слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто же будет в состоянии достойно восхвалить вас, которые уже получили от Владыки вселенной наименование блаженных и ожидаете от Него еще бесчисленных благ? Наш Владыка таков: когда увидит, что душа стремится к предметам духовным с сильным желанием и напряженным усердием, то подает благодать и богатые Свои дары. Поэтому надеюсь, что и нам, для вашей пользы, подаст Он обильнейшее учительное слово к назиданию любви вашей. Ведь для вас и вашего преспеяния мы предпринимаем весь этот труд, чтобы и вам скорее достигнуть самой вершины добродетели и быть учителями богоугодной жизни для всех, взирающих на вас, и нам получить большее дерзновение, видя, что мы трудимся не тщетно и не напрасно, что это духовное семя ежедневно возрастает, и с нами не случилось того, что было с сеятелем, упоминаемым в Евангелии ( Мф.13:4–7 ). Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное семя пало при дороге – и осталось бесплодным; иное было подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь, по благодати Божией, мы надеемся, что все семя брошено на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать. Это-то умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, – именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова. Кроме того, и частые рукоплескания были весьма ясным доказательством, что вы слушали поучение с удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая во глубине души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух слушающих? – «Блажен, – говорит (Писание), – поведаяй во ушы послушающих» ( Сир.25:12 ). Это следствие поста; это врачество послужило во спасение душам нашим. Если же (пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только вы, прошу, «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп.2:12 ) и не давайте никакого к себе доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше духовное богатство, беснуется и свирепствует, и «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Но если будем только бдительны, то, по милости Божией, он никого не одолеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

II. Действия промыслительной любви Божией к первозданному человеку, указываемые в откровении, являются соответствующими свойствам и состоянию его природы. Свойства и состояние его природы в откровении изображаются в таких чертах. По душе первозданный не имел несовершенств возраста младенческого; силы его были крепки, здоровы, не повреждены грехом, однако еще требовали развития. Ум его был чист и светел, чужд всяких предрассудков, заблуждений и был способен к легкому и быстрому пониманию всех вещей (как показывает наречение Адамом имен животным), но не был в состоянии полного разумения, но обладал самим знанием истины, мог и уклониться с правого пути, пуститься в многие помыслы ( Еккл.7:29 ), мог быть побежденным хитростью змея; Ева решилась вкусить запрещенного плода наиболее потому, что он дает знание ( Быт.3:8 ). Воля первых людей обладала полною, ничем не стесняемою свободою выбора, также силою и способностью стремиться к высочайшему добру и осуществлять его в себе, не знала внутренней борьбы между добром и злом (что свойственно свободе падшей или начинающей падение), имела преимущественное влечение к добру, но не находилась в состоянии непоколебимой святости; возможность зла в ней оставалась. 317 Его сердце было чисто и ничем греховным не возмущаемо: были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт.2:25 ), что составляет, по выражению св. И. Дамаскина «верх бесстрастья». 318 Закон добра, начертанный в сердце каждого человека ( Рим.2:15 ), особенно ясно и живо говорил сознанию и чувству невинного человека о добре. Посему его сердце свободно могло стремиться к верховному благу, воспитывать в себе любовь к Богу, однако не чуждо возможности допускать в себе греховные движения, могло увлечься красотою древесного плода. Тело было свободно от состояния младенческой немощи и разрушительного действия стихии, не получило никаких недостатков – ни внутренних, ни внешних, и было облечено силою ( Сир.17:3 ), т. е. обладало силами свежими и неиспорченными. Чуждое болезней, скорбей, бедствий и смерти оно не было для души человека гнетущим бременем и тяжелыми оковами, но было чистым, гибким и послушным орудием духа. Первозданные не знали чувственных похотей, «воюющих против духа», которые так глубоко унижают человека в настоящее время. Однако телесные силы человека нуждались в постоянном подкреплении и освежении, равно как и все тело в поддержании жизни. С таким исключительным состоянием и нуждами первозданного человека сообразны и промыслительные действия Божии о нем. Сам Бог был непосредственным воспитателем и наставником человека. Необычайная и единственная история непосредственного воспитания человека Богом изображается в бытописании Моисея в таких чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

[англ. Overbeck] Джулиан Джозеф (Юлиус Йозеф) (24.04. 1821, г. Клеве, ныне земля Сев. Рейн-Вестфалия - 3.11.1905, Лондон), нем. католич. священник и богослов, перешедший в лютеранство, а затем в Православие. Основоположник идеи возрождения зап. обряда в правосл. Церкви (см. ст. Западных обрядов православные общины ). Род. в религ. католич. семье; получил образование в академии и семинарии Мюнстера. В 1845 г. был рукоположен во священника, затем 2 года преподавал Закон Божий в школах Рейнланда, после чего в течение 3 семестров в Берлине изучал вост. языки. В 1848 г. получил степень д-ра философии, в 1850 г. стал д-ром богословия. В 1850-1853 гг. занимался исследовательской деятельностью в Париже, Лондоне и Риме. Свободно владел 15 языками. В 1853 г. имел личную аудиенцию у папы Пия IX . В этот период О. испытал 1-е серьезное разочарование в католицизме (Единственный верный исход. 1870. 8. С. 324). В том же году он получил звание приват-доцента богословского фак-та ун-та Бонна. В ун-те О. познакомился с буд. лидерами старокатолич. движения. Он считал себя представителем либерального крыла католич. Церкви, выступая против идеи укрепления властных полномочий папы Римского и их закрепления на догматическом уровне, негативно относился к вероучительным нововведениям времен папы Пия IX, полагая их противоречащими учению древней Церкви. В 1857 г. О. оставил преподавание в Боннском ун-те и объявил о переходе в протестантизм. В этом же году женился. В браке имел 4 детей. О протестант. периоде жизни О. известно крайне мало. В ж. «Protestantische Monatsblätter für innere Zeitgeschichte» он регулярно публиковал статьи, посвященные критике католицизма. Есть упоминания о том, что О. участвовал в богослужениях в одной из берлинских церквей, однако был ли он пастором, неизвестно. В 60-х гг. XIX в. О. и его семья переехали в Великобританию, где в Оксфорде он занимался исследованиями в области истории древней Церкви. Здесь в 1865 г. была издана его монография, посвященная наследию сир. св. отцов ( Overbeck J. J. S. Ephraemi Syri Rabbulae episcopi Edesseni Balaei aliorumque Opera selecta. Oxf., 1865).

http://pravenc.ru/text/Овербек.html

Глава 11 1–2. Заботы об увеличении населения Иерусалима. 3–36. Список глав страны, живших в Иерусалиме и в городах Иудеи. Неем.11:1 .  И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. В ( Неем. 7:4 ) сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внимание на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. – «И жили начальники народа в Иерусалиме». Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям ( Сир. 49:15 ) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Иуд. Древн. XI, 5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. – В ст. 1-м Иерусалим называется святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков ( Ис. 48:2, 52:1 ). Неем.11:2 .  И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме. Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Призыв к праведности, которая одна ведет к мудрости и Богу. 6–10. Неправда, помимо того что удаляет от Бога, еще не остается безнаказанной. 11–12. Нечестивые вносят в мир смерть, 13–14. вопреки изначальному намерению Творца, Который все определил к жизни. 15–16. Праведность же, напротив, ведет к бессмертию. Прем.1:1 . Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, Прем.1:2 . ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 1–2 . Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли ( οι κρνοντες τν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. Прем. 3:7–8 ). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указания на то, что выражение «судьи земли» берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρνειν понимать в общем и широком значении – господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко ( Притч. 8:16 ; Пс. 2:10 ; Ис. 40 ; Сир. 4:15 ). Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, что бы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем – кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения – «судьи земли»? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–6. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, 7. поэтому он нуждается в помощи Премудрости. 8–10. Она для человека ценнее всех благ земных, 11–12. ибо она их виновница. 13–21. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. 22–30. По своему существу и происхождению Премудрость божественна. Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого говорит писатель, о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди и будет иметь один со всеми конец – смерть. Таким началом писатель имел в виду двоякую цель: 1) противопоставить смирение выдающегося и славного царя надменности тех властителей народов, к которым он обращался в предшествующих главах; 2) показать, что не знатное происхождение и не высокое общественное положение дает право на обладание мудростью, она есть дар Божий и каждый человек ее может получить, если просит о том Бога. Прем.7:1 . И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. Прем.7:2 . И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, 1–2 . Соломон вместе со всеми людьми имеет общее физическое происхождение: «потомок первозданного земнородного», т.е. Адама ( Быт. 2:7 ; Сир. 18:1 ; 1Кор. 15:47 ). Даже способ и образ прохождения один и тот же (2 ст. ср. Иов. 10:10 ; Пс. 138:13–15 ). Прем.7:3 . и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, Прем.7:4 . вскормлен в пеленах и заботах; 3–4 . При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение «Ниспал на ту же землю» сопоставляют с Прем. 8:19–20 ст. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Молитва от лица Соломона о ниспослании мудрости. 1–4. Исповедание благости, всемогущества и мудрости Божией и высокого назначения человека. 5–8. Указание личных обстоятельств жизни. 9–19. Без премудрости человек не может познать волю Божию и исполнить свое назначение. Прем.9:1 . Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим 1–4 . Вступление в молитву Соломона. Писатель говорит о Божественной благости, всемогуществе и мудрости и о высшем назначение человека. 1 . В обращении писатель выражает ту мысль, что Бог, вследствие своего отношения к Израилю («Боже отцов»), по причине Своей милости и в силу Своего всемогущества захочет и может наделить его мудростью. Прем.9:2 . и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями Прем.9:3 . и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! 2–3 . Приводится дальнейшее основание, почему псевдо-Соломон надеется на исполнение своей молитвы. Это основание – в высоком назначении человека. Человек по самому своему устройству назначался Премудростью Божиею к господству над природой и высокому управлению миром ( Быт. 2:19–20 ; Пс. 8:7 ; Сир. 18:1–4 ). Такая его задача делает для него необходимым усвоение Премудрости Божией. «…управлял миром свято и справедливо…» Оба эти понятия («свято и справедливо») в Священном Писании часто соединяются вместе ( Лк. 1:75 ; Еф. 4:24 ); первое означает устремление души к Богу, второе определяет должные отношения к ближним. Прем.9:4 . Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих, 4 . «Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость…» Поэтическое олицетворение Премудрости, как и выше ( Прем.6:14 ). «Не отринь меня от отроков Твоих» – ср. Прем.2:13 ст. Прем.9:5 . ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый в разумении суда и законов. Прем.9:6 . Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. Прем.9:7 . Ты избрал меня царем народа Твоего и судьею сынов Твоих и дщерей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших Обращение к читателю Не иметь милосердия к обездоленному, не протянуть руку помощи падшему, отвернуться от беспомощного и не помочь тому, кто сам себе помочь не может, – поистине жестоко и бесчеловечно, скажу более того, безбожно. Ибо для человека естественно быть милосердным к бедному и помогать ему если не делом, то хотя бы сочувствием и сердечным состраданием. Если же кто не таков, то напрасно он называется человеком. Ибо человек, поскольку он человек, по своему естеству имеет разум и способен мыслить. Поэтому, имея разум, он понимает, что подобен страдающему. И когда он видит другого в беде, скорби и печали, он понимает, что сам может попасть в такие обстоятельства. А поскольку в беде он хотел бы получить от других помощь, то и сам оказывает ее страдающему. Если же кто так не поступает, тот не следует голосу разума, который велит поступать так, и не достоин называться человеком. Это основа христианской жизни, заложенная Христом, Спасителем нашим. Который сказал; Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7, 12 ). А, Избранный Сосуд, Апостол Павел говорит: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). Но когда в первую очередь мы можем оказать благотворение, если не в несчастьях и страданиях человеческих? Здесь прежде всего познается друг и благодетель. Ибо делать добро человеку, пребывающему в благополучии, означает лесть и угодничество, а не человеколюбие. Быть щедрым к состоятельному не благотворение, а заискивание в надежде получения еще больших даров. В благополучии быстро найдете друзей. Святой Дух у Приточника говорит, что богатые имеют много друзей, и чем больше растет богатство, тем больше растет и количество друзей, по Слову Святого Духа: богатство прилагает много друзей ( Притч. 19, 4 ). Такая дружба имеет непрочное основание и длится до тех пор, пока длится благополучие, а когда оно оскудевает, оскудевает и дружба. Поэтому Иисус, сын Сирахов, говорит: Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей ( Сир. 6, 10 ). Истинный друг познается не в благополучии, не в изобилии, не в богатстве, не на пиру, но в несчастьях, в напастях, в бедствиях, в скорбях и печалях. И как чистое золото в горниле не портится, а только ярче сияет, так и истинная любовь только укрепляется в несчастьях и бедствиях, по слову Павла: Любовь (истинная) никогда не перестает (1 Кор, 13, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " … от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает … " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость … " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " … мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят … " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого - приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послушай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, поднимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, лисицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, - противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010