Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: если поручишься, заботься, как обязанный заплатить (Сир. 8: 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность» . Принятие восприемником новокрещеного в качестве сына ясно свидетельствует о его обязательствах следить за дальнейшим формированием христианского мировоззрения у своего «чада» после крещения. К сожалению, Иоанн Златоуст не говорит конкретно о его обязанностях перед крещением. Однако из его наставлений следует, что восприемник поручался за характер, поведение и образ жизни кандидата в момент его занесения в список и что восприемники и крещаемые вместе слушали наставления. Можно также с уверенностью сделать вывод о том, что восприемник играл важную роль в нравственном воспитании готовящегося к крещению в период его оглашения и, возможно, принимал какое-то участие в его догматическом и литургическом обучении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Посеянные не на твердом и непоколебимом, но на сухом и бесплодном камне (таковы приступающие к слову легкомысленно и маловерные), «потому что земля была неглубока» ( Мф.13:5 ), скоро прозябшие и готовые на все в угождение ближним, они впоследствии при слабой попытке лукавого искусить, при малом искушении и дуновении знойного ветра увяли и умерли. Но еще хуже этих последних, еще более достойны отлучения от торжества все те, которые нисколько не противились ни силе времени, ни увлекающим нас в пагубный плен от Восшедшего на высоту и Пленившего во спасение. Они оказались даже произвольно злыми и низкими, не сделав и малейшего противоборства, соблазнившись, когда не было им никакой скорби и никакого искушения ради слова, и (подлинно жалкие люди!) продали собственное свое спасение за временную корысть, за ненужную услугу или власть. Поскольку же сказано, кто может и кто не может составлять наш лик, то очистим, по возможности, и тела и души, настроим все один голос, соединимся единым духом и воспоем ту победную песнь, которую некогда, ударяя в тимпан, предначала Мариам, а за нею воспел Израиль, о потоплении египтян в Черном море: «Поем Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.15:21 ) – но не в море; меняю это в песне; а куда ему было угодно, и как определил Сам Он – «творит все и претворяет», как сказал в одном месте своего пророчества богодухновенно любомудрствующий Амос, «и превращает в ясное утро тень смертную, а день в ночь темную» ( Ам.5:8 ). Тот, кто, как бы некоторым кругом располагает и ведет весь мир. И все, что нас касается, – и зыблющееся и незыблемое, попеременно и поступающее вперед и обращаемое назад, бывающее в разные времена и так и иначе, – в порядке Промысла, твердо и непоколебимо; хотя и идет противоположными путями, известными Слову, и неведомыми для нас. Господь низлагает «сильных с престолов» ( Лк.1:52 ) и «того, о ком не думали», украшает «венцом» ( Сир.11:5 ); заимствую и это из Божественного Писания. Он немощные колена облачает мужеством и сокрушает «мышцы нечестивых и неправедных» ( Пс.36:17 ); и это беру из другого Писания, как приходит мне на память, которое-либо из многих мест, восполняющих мою песнь и слагающихся в одно благодарение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Потеря неприятеля должна быть чрезвычайно велика, ибо все места сражения были покрыты мертвыми телами и, по показанию здешних жителей, раненых перевозили они на ту сторону реки целой день. Сам Гувион Сен-Сир ранен в ногу. В плен взято нами 45 штаб- и обер-офицеров, в том числе два полковника, до 2 тыс. чел. нижних чинов и одна пушка, да в магазейне довольно значительное число разного хлеба, которой он не успел сжечь. Потеря его была бы несравнительно более, если бы генерал-лейтенант граф Штейнгель мог преследовать далее к Полоцку, но, к сожалению, он был остановлен за 5 верст сильным неприятелем. С нашей стороны урон также не маловажен; из генералов ранены генерал-майоры Балк в голову пулею, кн. Сибирский и Гамен получили легкие контузии; шеф 26-го егерского полка полковник Рот тяжело пулею в ногу и начальнику дружины камергеру оторвало ядром ногу. О войсках в. и. в. я не могу сказать ничего более, как они дрались с обыкновенною величайшею храбростью. А С.-Петербургское ополчение по приходе его ко мне было разделено по полкам, в каждой по одной дружине, и, к восхищению всех, дрались с таким отчаянием и неустрашимостью, что ни в чем не отставали от своих товарищей старых солдат, а наипаче отлично действовали колоннами на штыках, под главным просмотром своего храброго начальника сенатора Бибикова. Убитыми у нас мало, но раненых довольно, и более от того, что не было почти средства останавливать людей, которые колоннами кидались с великим ожесточением на неприятельские батареи и окопы. Я теперь занимаюсь построением мостов; окончивши оные, перейду за Двину и буду действовать обще с генерал-лейтенантом графом Штейнгелем. О чем в. и. в. счастье имею донести. Генерал-лейтенант граф Витгенштейн В честь победы русских войск под Полоцком у Красного моста через Полоту установлена мемориальная плита следующего содержания: «Через этот мост русские войска под командованием генерала Витгенштейна и отряда Петербургского ополчения после ожесточенных боев 6-8/19-21/октября 1812 г. вошли в город и освободили его от неприятеля, чем положили начало изгнанию наполеоновских войск с белорусской земли. С того времени в память о погибших и пролитой крови этот мост стал называться „КРАСНЫМ“».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/po...

Само применение лжи против людей старо как мир. Написано в Священном Писании: " многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка (Сир. 28, 21). По учению Церкви, главными виновниками все обольщения людей являются демоны. Их неутомимая ненависть к роду человеческому и огромный накопленный опыт делают их исключительно опасными для всякого, избравшего путь истины. Великий христианский мыслитель епископ Игнатий Брянчанинов так пишет об этом: " В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт. 3, 13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцомъ лжи и человекоубийцею искони (Иоан. 8, 44). Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом " искони " указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к погублению человеков, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству... Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи: произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их. Как омраченный и обольщенный ложью, признанной им за истину, он лишается самовластия, не примечая того. Такое состояние - состояние прелести. В него входим, в него низвергаемся за гордость нашу и самолюбие " . [ 6 ] " Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы - в прелести. Знание этого во многом уже есть предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос " . [ 7 ] Ныне можем констатировать, что как и предсказывали святые отцы, человек превзошел демонов в искусстве обольщения и погубления людей. Неизмеримо умножились масштабы, многообразие и эффективность методов психо-информационного воздействия на человеческое сознание. Таким образом, мы видим, что все то, что раньше было прерогативой преимущественно падших духов - демонов, стало занятием человеков. Наступило время, о котором предупреждал Сам Господь: " Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам " (Мф. 18, 7), и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " (Мф. 24, 10-13).

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/06/...

Слепота, когда человек Бога не слушает и не почитает Коль тяжкая слепота и неблагодарность человеческая, яко Бога, Котораго, яко Создателя, Отца, Господа, Благодетеля и Промыслителя своего, должен слушать, почитать, славить и благодарить, и покланятися, Того не слушает, не почитает, и тако к Нему неблагодарен является! Чего Бог ради человека не сделал? Небо солнцем, луною и звездами украсил ради его; воздух ради его пролиял... Слово Свое святое, яко благоприятное послание, к нему чрез Пророков и Апостолов послал, и в нем волю Свою и благословение к нему открыл. Сына Своего единороднаго в мир послал, да спасется человек. Но человек ослепленный не чувствует того. Такого Благодетеля своего не хощет почитать; но или хульным языком касается страшной славы Его, или неверием сердца своего хулит Его, или презрением и преступлением святого Его и вечного закона безчестит Его, и тако Бога почетшаго его, глаголет Златоуст, безчествует (Бес. 6-я на посл. к Рим. на оное слово апостольское: «Преступлением закона Бога бесчествуеши») (3:82). Непослушание есть слепота и безумие (4:373, см. ГРЕХ , 287). Ослепленный человек не видит, как он Бога бесчестит (5:8, см. ХРИСТИАНИН , 1109). Слепота есть непочитание и оскорбление Бога (4:382, см. ГРЕХ, 249). Приписывать себе достижения и состояния есть слепота Здравие ли паки и богатство имеет? Сие трудам и тщанию, оное мудрости и разуму своему приписует, а не Богу, «от Котораго живот и смерть, нищета и богатство суть» ( Сир. 11, 14 ). Одержал победу над неприятелем? Храбрости, хитрости, искусству своему, силе и множеству воинов, а не Богу победу причитает... Насыщается ли пищи, одевается одеждою, согревается огнем, просвещается светом и прочиими благими Божиими снабдевается грешник? Но Бога, благих Дателя, и в благодеяниях не чувствует, и Благодетелю не благодарит, яко не любит Его: без любви бо не может быть благодарность. Вся тварь, небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ея, аки устами «поведают славу Божию» ( Пс. 18, 2 ); но грешник ослепленный величества славы Его не чувствует и не трепещет (2:140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Тот, кто пользуется уважением в этом мире или наслаждается богатством, тот, кто гордится своим происхождением или славой настоящей жизни — все они стоят наравне с нищим и облеченным в рубище, а зачастую наравне со слепым и увечным и не тяготятся происходящим, ибо они знают, что в духовной жизни все это отвергается, а требуется только благорасположение души. 14. Вот какую пользу приносят эти возгласы и страшные и удивительные призывания. А вид обнаженных ног и распростертых рук 6 показывает нам нечто другое. Те, кто переносят телесное пленение, своим видом являют печаль от постигшего их несчастья. Точно так же те, кто стали пленниками дьявола, когда хотят освободиться от его тирании и подчиниться благому игу, сначала своим видом напоминают себе свое прежнее состояние, чтобы познать, от чего они избавились и к чему стремятся, и чтобы это стало основанием для большего благодарения и благопризнательности.   15. Теперь с вашего соизволения давайте обратимся к вашим восприемникам, чтобы они знали, каких наград они удостоятся, если проявят о вас великую заботу, и какое осуждение повлечет за собой их нерадение. Заметь, возлюбленный, что тот, кто выступает поручителем за другого в финансовых делах, взваливает на себя больший труд, чем заемщик, взявший деньги. И действительно, если взявший взаймы окажется благоразумным, он облегчит бремя поручителя, если же снова будет вести себя неразумно, то доставит ему большие неприятности. Поэтому и один мудрец сказал 7 , советуя: Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить (Сир 8:16). Если те, кто поручились за другого в финансовых делах, подвергают себя ответственности, то тем более те, кто ручается за других в духовных делах, где речь идет о добродетели, должны проявлять великое бодрствование, назидая и советуя, исправляя и проявляя отеческую любовь. 16. И пусть они не думают, что происходящее — это обыденное дело, но пусть твердо знают, что они станут общниками славы, если своим наставлением приведут вверенных им на путь добродетели, и, наоборот, если они будут относиться к этому нерадиво, то подвергнутся суровому осуждению.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Хочу сказать, что в сегодняшнем мире особенно важно присутствие монашества и таких мест, как Святая гора, потому что у них большой духовный эффект. – Монах – человек, живущий наедине с Богом. А что такое любовь к Богу? – Монах жаждет Бога, стремится к Богу. А здесь есть такая тайна, чудо такое: не только монах, но и каждый христианин, который стремится любить Бога, взамен получает Божественную нетварную энергию в своем сердце. И чем больше увеличивается эта нетварная энергия в его сердце, тем больше его любит Бог. Мы, православные христиане, придаем большое, великое значение первой заповеди – полюбить Бога всем сердцем, всей силой, всем умом, разумом. Очень важно, чтоб человек любил Бога. У этой любви нет конца. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Ядущие меня ещё будут алкать, и пьющие меня ещё будут жаждать» (Сир. 24:23). Перевод с греческого монаха Феодоха Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2015 25 октября, 2017 29 марта, 2017 21 декабря, 2016 10 декабря, 2014 20 марта, 2014 15 декабря, 2013 7 июня, 2013 22 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/igumen-efrem-vatopedsk...

В Книгах Ездры и Неемии возвратившиеся из плена в Иудею евреи также названы Израилем (1 Езд 2. 70) или «народом Израилевым» (1 Езд 2. 2), они происходят «от Израиля» (1 Езд 2. 59; Неем 7. 61), они «весь Израиль» (Неем 7. 73; ср.: 12. 47). Такое понимание термина «Израиль» можно видеть и в более поздней лит-ре. «Израиль» становится самоназванием евр. народа, тогда как язычники употребляют слово «иудеи» (ср.: 1 Макк 11. 30, 33, 49-51). Как и прежде, обнаруживаются наименования «сыны Израиля», «народ Израиля» и «весь дом Израиля» (Иф 4. 1, 8-9, 15; 5. 1; 1 Макк 13. 26, 41; и др.; Ps. Solom. 8. 26, 28), а также «Бог Израилев» (Иф 4. 12; 6. 21; 10. 1; и др.; Ps. Solom. 4. 1; 9. 8; 16. 3; и др.). Уже в послепленный период возникает надежда на то, что воля Божия о Израиле свершится в эсхатологическом спасении, иногда это представляется как восстановление союза 12 колен Израилевых (Иез 47. 13-48. 29; Сир 48. 10; ср.: Ps. Solom. 17). Ср., напр., Ps. Solom. 17. 50: «Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастие Израиля в собрании колен его». Кумран. община также осознает себя принадлежащей к Израилю (1QS 5. 5, 22; 6. 13; 9. 16; CD 3. 19). В кумран. документах слово «Израиль» может обозначать как весь Израиль, так и собственно кумран. общину, для к-рой в целом характерна вера в то, что именно она как собрание Божие является истинным Израилем или т. н. остатком Израилевым. В CD 14. 4-6 перечисляются: «левиты, священники, Израиль и пришельцы» (ср.: CD 10. 5). Когда будет явлена слава Божия, нечестивцы исчезнут из Израиля (CD 20. 6), а с «остатком Израилевым» (CD 1. 5) «Бог установил Свой Завет для Израиля навеки, чтобы открыть им сокровенное, то, в чем заблуждался весь Израиль» (CD 3. 13-14). Они истинный Израиль, «дом совершенства и истины в Израиле» (1QS 8. 9), к-рый «вступил в новый завет в земле Дамаска» (CD 8. 21), для него Бог воздвигнет «дом в Израиле» (1QM 10. 9). Иврим Ветхозаветная традиция в концепции начальной истории древнеевр. народа опиралась на генеалогии и устные предания о патриархах. В Быт 11. 10-26 прослеживается генеалогическая линия потомков Сима до 10-го поколения: от родоначальника послепотопного человечества праотца Ноя до поколения Авраама , к-рый был избран первым патриархом израильского народа. Среди предков Авраама - праотец Евер (  ), с именем которого библейская традиция связывает и созвучный ему этноним   (еврей), от корня   (   - проходить, переходить через что-либо;   - край, берег). Сам Авраам также именуется «евреем» (   - Быт 14. 13), которого Бог «взял… из-за реки» - Нав 24. 3.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Кто-то может возразить нам: а разве сейчас бесы и демоны не находятся в аду? Сказано: «И вот, они закричали (то есть бесы. – О.С.): что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф. 8, 29 ). Новый Завет показывает нам, что бесы обитают в бесноватых людях ( Мф. 8, 28 ), могут войти в животных ( Мф. 8, 32 ), но главное место их обитания и господства – поднебесная. Как мы выше и читали, что война между людьми и силами зла продолжается «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2, 2 ). То есть, господствуя в воздухе он (диавол) действует на земле «ныне в сынах противления». И нам остается вместе с плачущим пророком Иеремией умолять Бога: «преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной» ( Плач 3, 66 ). Власть диавола на земле восстановится только во дни антихриста, и только на три с половиной года ( Откр. 20, 7 ). Выше мы обратили внимание на то, что мученики и совершенные святые беспрепятственно восходят по смерти на Небеса. Но в Библии описывается и два телесных вознесения на Небеса: праведного Еноха и пророка Илии. И опять описание не оставляет сомнений в реальности восхождения в Царство Небесное через пространство между нашим небом и нашей землею. Сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5, 24 ); и еще: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него» ( 4 Цар. 2, 11–14 ). Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков (далее БКОЦ. – ред. ). Новый Завет. Том VIII: Евангелие от Матфея 14–28 /Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Манлио Симонэтти/Русск. изд. под ред. Ю.Н. Варзонина. Иероним Стридонский, Комментарий на Послание к Ефесянам.— Тверь: Герменевтика, 2007. С. 235–236.

http://radonezh.ru/analytics/bibleyskoe-...

Не будем же в числе врагов Его; а враги Его не те только, т.е. неверующие и иудеи, но и те, которых жизнь исполнена нечистоты: " плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут " (Рим. 8:7), Что же, скажешь, не укоризна ли это? Укоризна, и сильная: злой человек, пока он зол, не может покоряться; но раскаяться и сделаться добрым - он может. 2. Отвергнем же плотские мудрования. А какие - плотские? Те, которые утучняют и услаждают тело, но причиняют вред душе, каковы например: богатство, роскошь, слава, любовь плотская; всё это относится к плоти. Не будем же любить приращение богатства, но будем всегда искать бедности; она - великое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам великую пользу. " Нищета " , - говорит Премудрый, - " смиряет мужа " (Притч. 10:4); также Христос (говорит): " блаженны нищие духом " (Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, " мудрость бедняка пренебрегается " (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: " нищеты и богатства не давай мне " (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из " горнила страдания " (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если " бедность и богатство - от Господа " (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бедность была презираема, одно было проклятием, а другое - благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бедности? Её переносил Христос: " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " (Мат. 8:20); также ученикам Он говорил: " Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои " (Мат. 10:9). И Павел говорит в послании: " мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6:10). И Пётр сказал хромому от рождения: " серебра и золота нет у меня " (Деян. 3:6). И в самом ветхом завете, - когда удивлялись богатству, - кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богатство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее угождать многим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1619...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010