Кедр Кедр ( – от быть плотным, крепким – кедр называется так от своей крепости и плотности; Κδρος; Cedrus; Кедръ; L: Ceder): Лев.14:4 . Чис.24:6 . Суд.9:15 . Иов.40:12 . Пс.28:5, 79:11 . Песн.1:16, 5:15 . 2Цар.5:11, 7:2, 7 . 3Цар.4:33, 6:9 и дал. 3Цар.7:2, 10:27 . 1Пар.14:1, 17:1 . 2Пар.2:3, 8, 9:27 . Ис.2:13, 9:10. 14:8, 37:24, 41:19, 44:14, 60:13 . Иер.22:7, 14 . Иез.17:3, 12. 27:5, 31:3 и дал. Ам.2:9 , Зах.11:1 . Сир.24:14, 50:14 . и пр. и пр. – Высокое, стройное, ветвистое, крепкое и долговечное дерево, принадлежащее к семейству хвойных, игольчатых деревьев, и более по виду подходящее к лиственнице. Самые большие из них имеют от 11 до 13 сажен вышины и от пяти до шести сажен в обхвате. Ветви таких толстых дерев раскидываются на 16-ть сажен. Рост их медлен, особенно в первые годы. Подобно сосне и ели, кедр не перестает роста дотоле, пока не потеряет своей мягкой верхушки ( Иез.17:3, 31:3 ); с потерей верхушки он начинает толстеть и удлиннять свои ветви. Ветви его расположены вокруг ствола так же, как и у ели. Они у верхушки коротки и тонки, но чем ближе к корню, тем становятся длиннее и толще. Нижние ветви кедра, по своей толщине, равняются иногда главному стволу его, и разветвляясь на множество боковых отпрысков, дают широкую тень. Хвоя или иглы, покрывающие ветви и верхушку кедра, в 1 1 / 2 дюйма длины, мелки, тонки, почти четырехугольные, вечно зеленеющие, темного цвета; на старых ветвях они расположены кучками по 20-ти в одном гнезде, а на молодых побегах растут поодиночке. На 50-м году своего возраста кедры начинают приносить плоды или шишки, по наружности очень похожие на сосновые. Они растут по концам ветвей кучками, по три и по четыре вместе, яйцеобразны, острыми концами обращены вверх, держатся крепко на коре серо-бурого или темно-коричневого цвета, и издают приятный запах, так как и все дерево. Кедры размножаются и возобновляются только семенами, падающими на свежую землю к корням старых дерев. Из естественных щелей, или искусственно сделанных надрезов на коре дерева, отделяется белая смола, похожая и видом и запахом на меккский бальзам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОЦИЙ [лат. Grotius; нидерланд. Groot] Гуго (10.04.1583, Делфт, ныне пров. Юж. Голландия, Нидерланды - 28.08.1645, Росток, ныне земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия), голл. юрист, гос. деятель, теолог, историк и поэт. Жизнь Г. род. в знатной протестант. семье. Его отец Ян, занимавший в Делфте должность бургомистра, был знаком со мн. голл. интеллектуалами: филологом и издателем Ю. Липсием, математиком С. Стевином, теологом И. Витенбогартом, историком и гос. деятелем Я. ван дер Дусом, лингвистом и историком И. Ю. Скалигером ,- в той или иной степени оказавшими влияние на образование Г. В 8-летнем возрасте Г. написал свои первые стихи на лат. языке; в 1594 г. поступил в Лейденский ун-т, ректором к-рого был его дядя, а куратором - отец. Возможно, нек-рые ранние работы Г. были написаны не без участия отца. В ун-те он изучал рим. право, античную лит-ру, теологию, поражая учителей глубиной познаний и феноменальной памятью, овладел лат., древнегреч., древнеевр., сир., араб., франц., нем., возможно, также англ. языками. Окончив ун-т в возрасте 14 лет, Г. благодаря Скалигеру и др. влиятельным лицам отправился во Францию в составе голл. посольства, возглавляемого Я. ван Олденбарневелтом. 5 мая 1598 г. в Орлеанском ун-те он получил степень д-ра права. Франц. кор. Генрих IV , восхищенный знаниями представленного ему Г., назвал его «голландским чудом». Вернувшись в Голландию, Г. занялся изучением и научным изданием сочинений античных авторов, в частности Марциана Капеллы и Тацита, к-рого избрал для себя в качестве образца честности и любви к отечеству. Написал на лат. языке трагедии: «Adamus exul» (Адам изгнанный, 1601), не включенную им в собрания сочинений, но оказавшую большое влияние на лит-ру XVII в., в частности на Й. ван ден Вондела и Дж. Мильтона, «Christus patiens» (Христос Страстотерпец) и «Sophomphaneos» (Софомпанеас). В 1599 г. Г. начал гос. карьеру, став членом Суда провинций и Верховного суда. В 1601 г. он был назначен историографом Голландии. В 1599-1607 гг. занимался также юридической практикой в Гааге, в частности обслуживал нидерланд. Ост-Индскую торговую компанию, к-рая в условиях борьбы Нидерландов за независимость от королевской власти Испании выступала за право свободной морской торговли. Это обстоятельство послужило Г. поводом для написания соч. «О праве добычи». В 1604 г. он стал юридическим советником правителя (статхаудера) Нидерландов гр. Морица Оранского (Нассауского), в 1607 г. занял должность прокурора и первого гос. инспектора судов Голландии, Зеландии и Зап. Фрисландии. 17 июля 1608 г. Г. вступил в брак с Марией ван Рейгесберг; у супругов род. 4 сына и 3 дочери. В марте 1613 г. Г. был избран ратспенсионарием (синдиком) Роттердама и в этом качестве ездил с дипломатической миссией в Англию для обсуждения проблем торговли в Индии.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХОД [греч. Εξοδος; лат. Exodus], одно из центральных событий Свящ. истории ВЗ: уход сынов Израилевых из Египта; название 2-й книги Пятикнижия , к-рая рассказывает об избавлении евреев от егип. рабства, о начале странствия по пустыне и заключении завета с Богом на горе Синай. Наименование кн. Исход и ее место в каноне Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) В евр. традиции кн. Исход, как и др. книги Пятикнижия, названа по ее первому значимому слову - «Шэмот» в начальных словах книги: «Веэлле шэмот» (    ,       «Вот имена» - Исх 1. 1). В переводах Библии на рус. и западноевроп. языки это название восходит к переводу LXX (Εξοδος) или Вульгаты (Exodus). Наименование книги в сир. переводе Пешитты также следует этой традиции:     - «Книга Исход». Кн. Исход содержит повествование об исполнении Божественных обетований, данных патриархам в кн. Бытие, образуя т. о. тематическое единство с др. книгами Пятикнижия, однако расположение ее текста в каноне имеет ряд особенностей. Заглавные стихи кн. Исход не являются продолжением заключительных стихов предыдущей книги (Быт 50. 26), но представляют собой краткое повторение имен сыновей Иакова из Быт 46. 8-27. Последние стихи этой книги (Исх 40. 36 сл.) отсылают к Числ 9. 15-23, к-рые завершают рассказ о скинии, а начальные слова кн. Левит (Лев 1. 1) являются продолжением не последнего стиха кн. Исход, а предшествующего ему Исх 40. 35. Текстология кн. Исход Текст кн. Исход представлен в 4 текстологических традициях: евр. тексте (MT), греч. тексте Септуагинты (LXX), Самарянском Пятикнижии и кумран. рукописях. В целом текст кн. Исход хорошо сохранился в евр. рукописной традиции: МТ на основе Ленинградского кодекса (B19a) был отдельно издан Г. Куэллом в сер. BHS (Exodus et Leviticus/Ed.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОММОДИÁН [лат. Commodianus] (сер. III в.), зап. апологет, один из первых христ. поэтов. Жизнь О К. и его поэмах упоминает Геннадий Марсельский , к-рый в соч. «О знаменитых мужах», написанном в кон. V в., сообщает: «Когда Коммодиан наряду с языческими сочинениями прочел и христианские, он пришел к вере. Став христианином и захотев принести в дар своему Спасителю Христу что-нибудь из своего литературного таланта, он написал посредственным слогом, как бы стихами, книгу «Против язычников». И поскольку он был плохо знаком с христианскими писаниями, то смог скорее ниспровергнуть учения язычников, чем утвердить наше. Поэтому он рассуждал против них также и на основании божественных обетований в весьма простом и грубом смысле, приводя их в недоумение, а нам внушая безнадежность. Последовав за писателями Тертуллианом, Лактанцием и Папием, он наилучшим образом усвоил нравственное учение и особенно любовь к добровольной бедности и внушил это своим ученикам» ( Gennad. Massil. De script. eccl. 15). В списке лат. христ. писателей Геннадий ставит К. после Пруденция (ок. 348 - после 405) и до Руфина Аквилейского (ок. 345-410). Немногочисленные сведения о К. можно почерпнуть из его сочинений, в которых он, притом что часто говорит о себе, своем окружении и христ. общине, к которой принадлежал, не сообщает точных данных о себе, месте и времени жизни. Большинство ученых полагают, что К. происходил из Палестины , точнее из Газы (вероятная интерпретация выражения «nomen Gasei» (имя человека из Газы) - Commod. Instruct. II 35), и жил в сер. III в. в Сев. Африке, вероятнее всего в Карфагене ( Durel. 1912. P. 20; Daniélou . 1978. P. 93-94; Di Berardino. 1986. P. 259-261; Poinsotte. 1996. P. 270; Heck. 2000. P. 693; Nazzaro. 2006. P. 1132-1133 и др.). По словам К., он происходил из нехрист. семьи и долгое время разделял языческие заблуждения, посещая святилища и участвуя в нечестивых таинствах ( Commod. Instruct. I 1. 4-5; I 7. 20-21; I 8. 1-2; I 26. 24; I 33. 1-2; II 16. 1; Idem. Carmen apol. 3-8; 83-84; 765). Вероятно, К. учился в риторской школе ( Heck. 2000. P. 693). На основании того, что в соч. «Апологетическая поэма» К. показывает прекрасное знание иудейской веры, к-рую он резко критикует, нек-рые исследователи выдвинули гипотезу, что он прошел путь от язычества к иудаизму, а от него - к христианству, которое он принял из-за неудовлетворенности своей религ. жизнью ( Di Berardino. 1986. P. 261). Как предполагают, К. вместе с сир. купцами переехал сначала в Италию , а затем в Карфаген, где и произошло его обращение в христианство ( Poinsotte. 1996. P. 270, 277-280). Там же проходила его церковная и лит. деятельность.

http://pravenc.ru/text/1841856.html

Непрерывном царствовании праведных и нескончаемом наказании грешников; основание исповедания, увещание к занятию божественным Писанием, и ка­ковы хитрости врага, и в чем полезно безмолвие. Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: «Уповай на Господа и держись пути Его» ( Пс. 36:34 ), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: «от скорби происходит терпение» ( Рим. 5:3 ). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: «надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ). Итак, «Покорись Господу и надейся на Него», и найдешь отсюда, что «и Он исполнит желания сердца твоего» ( Пс. 36:7, 4 ). Что блаженнее этого – приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты – делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6:7 ). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: «сеющий в плоть свою, – говорит (апостол), – от плоти пожнет тление» ( Гал. 6:8 ). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: «Сейте себе в правду, и пожнете милость» ( Ос. 10:12 ); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» ( Пс. 26:14 ). «Приготовь к окончанию дела твои, и соверши... на поле» ( Притч. 24:27 ), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет : «огради владение твое терновником» ( Сир. 28:27 ). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, – разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, – и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: «Ловите нам лисиц, лисенят…» ( Песн. 2:15 ), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, – противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Премудрость «Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк. 21:14–15 ). Христос заповедует Своим ученикам, апостолам и всем, исповедующим имя Его устами своими на судилищах перед царями и владыками, не готовить себя к ответам и обещает дать им уста и премудрость чудесным образом. И это – для большего прославления Божественной Свой силы, чтобы изумился мир такой благодати, которая из рыбарей сделала апостолов, из невежд – мудрейших риторов, из простецов – учителей вселенной и высочайших богословов, посрамляющих всех премудрых века сего… Однако необходимо уразуметь, что, заповедуя апостолам не готовиться к ответам, Господь не запрещает поучения, которое для нас нужно и полезно, но запрещает излишнее попечение о риторском красноречии в проповедании Божия слова и страсть к прениям о вере софистическими силлогизмами, как в другом случае говорит о пище и питье: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф. 6:25 ). Он не запрещает здесь труда, не поучает лености, ибо всякий должен трудиться по мере сил и звания своего, чтобы не есть хлеб даром. И апостол говорит: «трудимся, работая своими руками» ( 1Кор. 4:12 ). И в другом месте: «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» ( 2Фес. 3:8 ). Не труд отнимает Господь у людей, вводя праздность, но запрещает излишнее житейское попечение. Подобным образом и здесь относительно поучения Господь отвергает излишнее словоизмышление и превозношение разума, уповающего не столько на Бога, сколько на мудрование и знание. Поучения же не отрицает, как и апостол заповедует, говоря: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» ( Кол. 3:16 ). Не было нужды апостолам наперед поучаться тому, что отвечать, ибо Господь «тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк. 24:45 ) и дал им премудрые уста, богоглаголивый язык, ради имени Своего святого. Нам же, грешным, многое поучение и сидение днями и ночами над святыми книгами надобно, чтобы хорошо подучиться, прежде чем начать что-либо говорить. Так святой Феофилакт в толковании на эти евангельские слова говорит: «Когда хотим говорить с неверными, подобает нам сначала подучиться и быть готовыми к ответам, как заповедует святой Петр». Как же поучает святой Петр? Послушанием: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» ( 1Пет. 3:15 ). Готовыми же следует быть, поступая по совету Сирахову: «Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай» ( Сир. 18:19 ), то есть посмотри, что ты будешь говорить, и подумай, как ты будешь говорить (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Премудрость является в книге Сираховой, как и в канонических книгах Ветхого Завета, руководящим началом деятельности человеческой, направляющим ее к добру, к исполнению закона Божия, к жизни в страхе Божием, т. е. в благочестии. Поэтому в учительных св. книгах говорится о премудрости двояко: то она является свойством человеческим, как бы высшим разумом, – поскольку именно ею руководится человек в своих поступках; то она представляется Божественным свойством, поскольку она ниспосылается человеку свыше, от Бога. Изображая Премудрость Божественную, священные писатели неоднократно олицетворяют ее, описывают ее такими чертами, какие могут относиться только к Премудрости Ипостасной, к Богу-Слову, Сыну Божию, Участнику творения Божия и Искупителю мира. Таким описанием начинается книга сына Сирахова; еще рельефнее Божественные свойства Премудрости олицетворенной выступают в 24 главе книги, которою начинается ее вторая часть. Здесь приводится торжественная речь Премудрости, которая возвещает людям о своем премирном отношении к Богу, об участии в творении и промышлении Божием и об особом попечении Ея об избранном народе. Речь Премудрости заканчивается приглашением стремиться к ней, и сам автор обещает помочь в этом стремлении всем, кто пожелает учиться у него.   Торжественная речь премудрости и приглашение стремиться к ней ( Сир. 24, 1–37 ).   Глава 24, 1. Премудрость восхваляет сама себя и среди народа своего славится; 2. в церкви Вышнего она открывает уста свои и пред воинством Его прославляется. 3. «Я вышла из уст Всевышнего, и как туман, покрыла землю; 4. поставила шатер свой па высоте, и престол мой – на столпе облачном. 5. Я одна обошла весь круг небесный и ходила по глубинам бездны; 6. волнами морскими, и всею землею, и всеми народами и языками я владела. 7. У всех их я искала себе жилища: в чьем бы наследии мне водвориться? 8. Тогда заповедал мне, Творец всего, и создавший меня назначил мне жилище, 9. и сказал: поселись в Иакове и в Израиле получи удел свой! 10. Прежде века, вначале Он создал меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

прот. Александр Мень Грехопадение Грехопадение , или первородный грех, событие, которое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу. 1. Библейские свидетельства. 3-я глава Книги Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Грехопадение как нарушение божественной воли первыми людьми, которые соблазнились словами змея, уверившего их, что, вкусив от запретного Древа, они станут «как боги, знающие добро и зло». Изобличенные в грехе, люди не раскаялись и были изгнаны из Эдема. Их отдаление от Творца привело к тяжким последствиям: к борьбе против человека сил зла (семени змея; см. статью к нарушению гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Лишившись доступа к Древу жизни, человек утратил способность к бессмертию. По существу, весь Книги Бытия составляет одно целое с этим сказанием, поскольку рисует картину мятежа человека против воли Сущего и «лавиноподобное увеличение греха» За грехом Адама следует первое братоубийство, которое сделало кровную месть регулятором отношений между людьми ( Быт.4:1–24 ). «Развращение человеков» привело к а столпотворение – к разделению людей. Примечательно, что в других местах Ветхого Завета почти нет ссылок на события Пролога Книги Бытия, и учение о Грехопадении остается нераскрытым. Как правило, мы встречаемся в Ветхом Завете с общей мыслью о греховности человека (см., например, 3Цар.8:46 ; Пс.50:7 ). Первые намеки на событие, описанное в Быт.3 , содержатся в ( Сир.25:27 ) и ( Прем.2:23–24 ). 1 Кн. Еноха (см. статью рассматривает Быт.6:1 сл. как Грехопадение ангелов («сынов Божиих»), которые совратили людей, научив их 3 Книга Ездры и апокрифический Апокалипсис Варуха, написанные в 1 в. до н.э., уже определенно связывают плачевное состояние людей с грехом Адама. Из этого можно заключить, что ветхозаветная доктрина Грехопадения окончательно сформировалась в период. Апостол Павел в дальнейшем углубил и развил это учение. Он не только констатирует трагическое противоречивость человека, колеблющегося между добром и злом ( Рим.7:15 сл.), но и говорит о Грехопадении Адама как о начале всеобщей греховности ( Рим.5:12 ). Адаму, главе ветхого человечества, возжелавшему похитить высшую власть, апостол противопоставляет Иисуса Христа как Второго Адама, умалившего Себя и ставшего Главой нового человечества ( Флп.2:7 сл.). Первый Адам открыл в мир дорогу греху и смерти, Второй даровал человеку вечную жизнь ( 1Кор.15:22, 45–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

С.И. Остроумов Четвертая заповедь Синайского закона „Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; (в) день же седьмый – суббота Господу, Богу твоему». ( Исх. 20:8–10 ). Тексты „В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». ( Быт. 3:19 ). „Праздность научила многому худому». ( Сир. 33:28 ). „Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело их нести. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетеннаго, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите»... ( Ис. 1:14–18 ). „Они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: „почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою как тростник и подстилает под себя рубище и пепел? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». ( Ис. 58:2–7 ). „Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет; для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда вы пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли пьете?» ( Зах. 7:5–6 ). (По случаю всенародного бедствия) „назначьте пост, объявите торжествен-ное собрание, созовите старшин и всех жителей страны сей в дом Господа Бога нашего и взывайте ко Господу». ( Иоил. 1:14 ). „Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010